Кабальное холопство

Термины

УКАЗ О ХОЛОПАХ 1597, по нему все кабальные холопы, в прежнее время полусвободные люди, были почти сравнены с полными холопами или рабами. По закону 1597 всех кабальных холопов полагалось записывать в холопьи книги и считать прикрепленными к личности господина точно так же, как крестьяне считались прикрепленными к земле. Вследствие этого крепости и кабалы холопьи позволено было совершать во всех городах и записывать в городские крепостные книги. По новому закону вся разница между полными и кабальными холопами состояла только в том, что кабальные были прикреплены к своему господину только до его смерти и господин не мог ни продать кабального, ни заложить, ни отдать его в приданое или по завещанию. Узаконение о кабальных холопах было особенно тяжелым для вольных людей. В силу этого нового узаконения все вольные люди, которые нанимались на определенный срок, хотя бы на полгода, на службу к какому-нибудь господину, по окончании срока своей службы уже не могли отойти от господина, а делались крепкими ему, и на них выдавались кабалы. В таком виде закон о холопах просуществовал недолго.

Служилая Кабала

разновидность рус. юридич. актов, объединенных общим назв. кабальные грамоты и оформлявших в 16-17 вв. зависимость кабальных холопов. Наиболее ранняя из сохранившихся С. к. — 1509-10. До 1680 С. к. содержала обязательство должника отрабатывать личным трудом в х-ве кредитора проценты на взятую в долг сроком на 1 год сумму (по Судебнику 1550 не превышающую 15 р.). При невыплате долга в годичный срок отработка процента продолжалась до погашения займа. С 1680 в С. к. нет суммы и срока займа, а только обязательство служить до смерти господина. См. также Кабальные книги.

Смотреть значение Служилая Кабала в других словарях

Кабала — КАБАЛИСТИКА, КАБАЛИСТИЧЕСКИЙ. См. каббала и т. д.
Толковый словарь Ушакова

Кабала — 1) В Древней Руси — долговое обязательство, ставившее заемщика, свободного человека, в личную зависимость от заимодавца, а за неуплату долга в срок — в зависимость пожизненную………
Политический словарь

Кабала — форма глубокой, тяжелой экономической зависимости, в которую попадают в основном лица, получившие трудновозвращаемый
заем. Кабалой называют также
юридический……..
Экономический словарь

Долговая Кабала — Положение или состояние, возникающее вследствие заклада должником в обеспечение долга своего личного труда или труда зависимого от него лица, если надлежаще определяемая……..
Юридический словарь

Кабала — (араб. — расписка — обязательство), форма личной зависимости,связанная с займом. Известна на Руси с 14 в. В переносном смысле — гнет.
Большой энциклопедический словарь

Кабала — — расписка, обязательство — форма личной зависимости, связанная с займом. Известна на Руси с XIV в. В переносном значении — гнет.
Исторический словарь

Кабала (cabala) 2-е Карфагенское Вторжение На Сицилию — Место сражения 379 до Р. X. между сиракузцами под командованием Дионисия и карфагенянами под командованием Магона. Последние потерпели поражение, а Магон был убит. См. Сиракузы II.
Исторический словарь

КАБАЛА — КАБАЛА, -ы, ж. 1. В Древней и средневековой Руси: договор или долговое обязательство, ставящее должника в личную или имущественную зависимость от заимодавца, а также сама……..
Толковый словарь Ожегова

Эту статью следует викифицировать. декабрь 2006 Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.

Кабальное холопство — особый вид холопства, возникающий и получающий юридическое определение в московском праве.

Первые указания на этот вид холопства встречаются в памятниках с конца XV в. По своему происхождению, это — холопство из займа: должник личной службой во дворе кредитора погашал проценты на занятый капитал. Это определялось особым документом — служилой кабалой.

Такая зависимость юридически прекращалась уплатой долга; но фактически уплатить долг было почти невозможно, так как весь труд должника шёл на уплату только процентов; новый же заем, для уплаты старого долга, вёл лишь к перемене кредитора, но не менял положения должника, отсюда ясно значение выражений — «попасть в кабалу», «выбиться из кабалы», указывающих на трудность положения закабаленного.

В большинстве случаев оно было пожизненным. На это указывают предсмертные распоряжения рабовладельцев первой половины XVI в., которые прощали долги своим К. людям и тем самым освобождали их от К. зависимости. Без этого распоряжения К. люди поступали в зависимость к наследникам своих кредиторов. Кредиторы-завещатели отпускают К. людей на волю «по душе», вместе с полными холопами; значит они считали своих К. людей холопами, хотя эта неволя не получала законодательной санкции до указа 1586 г. Вообще указы довольно долго молчат о К. зависимости. Впервые лишь Судебник царский упоминает о служилых кабалах и вводит некоторые ограничения в практику К. права.

По Судебнику запрещено:

  1. выдавать служилые кабалы на суммы свыше 15 руб. и
  2. превращать простую процентную (ростовую) кабалу в служилую.

Вслед за тем (1559) запрещено брать служилые кабалы на лиц моложе 15 лет. Все эти ограничения нисколько, однако, не изменили характера К. зависимости В служилых кабалах обозначались сумма займа, срок его и обязательство служить за рост во дворе кредитора; в случае неуплаты долга в срок заемщик обязывался служить во дворе «потому ж по вся дни».

Указ о кабальных холопах

Существенное изменение в положение К. вносит указ 1586 г., на основании которого, по примеру полного холопства, вводится доклад и для служилых кабал, т. е. все вновь составляемые кабалы должны были писаться под контролем правительственных учреждений и заносились в книги. Таким докладным К. людям предписывается от господ не отходить, денег по кабалам у них не брать, а отдавать в службу до смерти господ. С этих пор докладные К. и юридически сделались невольными и стали называться холопами и на официальном языке.

Правила указа 1586 г. о докладных К. людях распространены указом 1597 г. на всех К., которые составили одну юридическую группу кабальных холопов. Прежняя пожизненная зависимость К. перешла в личное холопство по смерть кредитора; после смерти господина К. холоп становился вольным человеком и без уплаты долга: указ 1597 г. прямо оговорил, что жене и детям умершего до К. людей его дела нет, и денег по тем кабалам не указывать. Соответственно чисто личному характеру К. неволи, права господина над К. холопами оказались ограниченными: ему принадлежало право пользования силами холопов, без права распоряжения их личностями.

Позднейшими мерами этот личный характер К. холопства ещё более подкрепляется: так, указом 1606 г. запрещено выдавать кабалы на одних и тех же лиц одновременно двум господам, даже отцу с сыном, брату с братом и проч. Для устранения злоупотреблений Уложение запретило господам брать на имя своих детей новые кабалы от холопов, без представления на них отпускных. К. холоп, таким образом, мог выдать на себя новую кабалу, только став вольным человеком.

Указ 1597 г. внес ещё одну новость в институт К. холопства, узаконив новый способ его установления: добровольная служба во дворе без всякого предварительного займа, если только она продолжалась более полугода, также превращала добровольного слугу в К. холопа; указ предписывает выдавать кабалы на таких добровольных холопов и против их воли, потому что «тот человек того добровольного холопа кормил и обувал и одевал».

Уложение сократило этот полугодовой срок до 3 месяцев. Дети, родившиеся от подобных людей, по достижении 15-летнего возраста также обязаны были дать на себя служилые кабалы, в силу давности бескабальной службы. Когда, с одной стороны, К. холопство из службы за рост превратилось как бы в службу за самый долг без права его уплатить, а с другой — в К. холопство можно было попасть без всякого займа, старая форма кабал потеряла свой реальный смысл, хотя долгое время остается ещё господствующей. С половины XVII в. возникает новая форма кабал, где просто обозначалось, что такой-то бьёт челом во двор такому-то и служилую кабалу на себя дает, служити у господина по его живот.

Кабальное холопство в Уложении

Новый тип К. холопства, созданный указами 1586 и 1597 гг., получает окончательную обработку в Уложении, где занимает выдающееся место по сравнению с старым, мало-помалу вытесняемым типом полного холопства.

По Уложению, на вольных людей, поступающих в холопство, можно было выдавать только служилые кабалы, а отнюдь не полные грамоты.

Права господина над К. холопом, по Уложению, оказываются ещё очень широкими; господин не может только распорядиться личностью холопа — продать его, подарить, завещать и т. п. От произвола господина ограждены также жизнь и здоровье холопов.

При возвращении беглых холопов их господам с последних берется запись, что они тех выданных холопов не убьют и не изувечат. Господа обязаны, наконец, кормить своих холопов: им запрещено ссылать их со двора для прокормления без отпускных; иначе таким холопам выдавались отпускные из холопьего приказа.

По указу 1607 г. господам было, сверх того, предписано женить и отдавать замуж холопов и рабынь по достижении установленного возраста, под угрозой за нарушение указа выдавать безбрачным холопам отпускные; но этот указ в Уложение не вошёл. Имущественные права холопов по прежнему оставались ничем не гарантированными.

Уложение прямо запрещает холопам покупать и принимать в заклад вотчины, и покупать в городах дворы и лавки, предполагая тем самым значительные движимые имущества у рабов. Но эти движимые имущества ничем не ограждены от произвола господ: Уложение запрещает давать суд по челобитьям холопов, предъявивших иски к наследникам умерших их господ «в животах или грабежах», т. е. в присвоении или насильственном отнятии принадлежащего рабам имущества.

De jure, следовательно, отпуск на волю К. после смерти их господ имел место без наделения их каким-либо имуществом; последнее вполне зависело от доброй воли господина.

Упразднение кабального холопства

К. холопство просуществовало до петровских указов о ревизии, когда холопы и крепостные крестьяне составили одну общую массу крепостных людей.

кабальные люди, — одна из разновидностей холопов, возникшая ок. сер. 15 в. Основой возникновения К. х. было широкое распространение сделок «с серебром», к-рыми феодалы опутывали как своих крестьян, так и холопов. Обязательство должника отрабатывать проценты на взятую в долг сумму личным трудом в х-ве кредитора и создавало временную (до уплаты долга) холопскую зависимость. Юридич. положение К. х. до кон. 16 в. регулировалось общехолопскими нормами и указами: они продавались, передавались по наследству, могли быть отданы в приданое и т. д. Дети К. х., родившиеся в период неволи, оставались кабальными людьми. Единственное отличие К. х. от холопства др. разрядов заключалось (до указа 1 февр. 1597) в возможности прекращения кабальной зависимости путем выплаты долга, что на практике означало переход по инициативе К. х. от одного феодала к другому (к-рый и предоставлял необходимую для уплаты долга сумму). Во 2-й пол. 16 в. право выплаты долга часто использовалось для покупки К. х., к-рый не принимал участия в самой сделке купли-продажи. Эта специфика положения К. х. соответствовала процессу усиления борьбы за рабочие руки внутри господств. класса и вызвала настолько бурный рост К. х., что пр-во вынуждено было ограничить источники пополнения К. х. Судебник 1550 запрещал брать кабалу на полных, старинных и докладных холопов (ст. 78) и кабалить детей боярских до 15 лет (ст. 81). Существовали группы деловых и служилых К. х. Первые — дворовая челядь и страдники, обрабатывавшие господскую пашню; вторые — приказные люди или воен. слуги феодалов, к-рые наделялись землей и вели свое х-во. Указ 1 февр. 1597 ввел пожизненность службы К. х. (до смерти господина), тем самым ликвидировав возможность прекращения службы путем выплаты долга. После смерти господина К. х. и члены его семьи становились свободными без уплаты долга. Тем же указом 1597 холоповладельцам разрешалось переводить добровольных холопов, прослуживших во дворе господина не менее полугода, в К. х. Бурно развивавшееся в 16 в. кабальное холопство стало преобладающим видом холопства в 17 в. Соборное уложение 1649 подтвердило принцип службы К. х. по смерть господина, запретило прием в К. х. «служилых людей»., тягловых крестьян и лиц, уже состоявших в к.-л. крепости. Срок службы добровольного холопа без оформления служилой кабалы был сокращен до 3 месяцев. Широкое применение труда К. х. в с. х-ве в 17 в. постепенно приводило к фактич. слиянию экономич. положения К. х. и крепостных крестьян. Перевод К. х. на пашню, наделение их землей и др. средствами произ-ва, выполнение ими оброка и барщины стимулировалось тем, что холопы (в т. ч. и кабальные) до податной реформы 1679-81 не несли гос. повинностей. Введение подворного обложения в 1679-81 юридически оформило слияние холопов, ведших самостоят. х-во, с крепостным крестьянством. Окончат. слияние всех разрядов холопства с крепостным крестьянством произошло в результате введения подушной подати Петром I.

Добавить комментарий