Какие институты ограничивали власть древнеиндийского правителя?

Центральные и местные органы управления.

Древнеиндийское государство в период своего расцвета представляло собой монархию. Система государственной власти в империи Маурьев была централизована. Во главе государства стоял император, который обладал законодательной властью и издавал указы по любым вопросам, следил за функционированием ирригационной системы, осуществлял высшее командование армией, был высшим судьей, контролировал государственные финансы, назначал чиновников и т.д. В области государственного управления полномочия правителя были почти не ограничены. Власть правителя передавалась по наследству от отца к сыну. Правитель, как правило, еще при жизни назначал своим наследником одного из сыновей. При этом власть императора в государстве Маурьев не обожествлялась. Правитель не выполнял религиозных функций.

Помимо прав, император имел множество обязанностей, которые определялись его дхармой — системой правил поведения, обязательных для той или иной социальной группы индийского общества. Обязанности правителя содержатся в Архашастре — политико-правовом трактате, составленном предположительно в III в. до н.э.

Согласно положениям Архашастры правитель должен быть деятельным, внимательным, обязан заботиться о благе своих подданных. Принимая решения, правитель должен прислушиваться к своим советникам. Для осведомленности обо всех государственных делах было необходимо содержать большое количество тайных агентов. Высшей ценностью для правителя должна быть польза всего государства.

Высшим органом управления в государстве Маурьев был па- ришад — совет, в который входили сановники государства, военная и жреческая знать. Этот орган, наряду с императором, отвечал за принятие государственных решений и осуществление центрального управления. Решения паришада имели силу закона. Паришад контролировал функционирование всей системы управления в империи Маурьев, следил за выполнением распоряжений правителя. В некоторой степени паришад, будучи аристократическим органом, наделенным политическими функциями, ограничивал власть правителя.

Помимо паришада, при императоре существовал узкий совет приближенных к нему лиц. В него входили советники, которые не были заняты непосредственным государственным управлением. Главный советник одновременно выполнял функции верховного жреца.

Также существовала сабха — собрание, в которое входили, помимо должностных лиц государства, представители аристократии (в том числе из числа бывших правителей отдельных территорий), городов и сельских общин. Сабха собиралась по воле императора, превратившись в царский совет (раджа-сабха).

Органы центрального управления возглавляли чиновники, назначенные правителем. Они напрямую подчинялись императору, выполняя его волю. Деятельность этих чиновников была строго специализирована. Несколько высших должностных лиц ведали финансами, несколько чиновников курировали императорские мастерские, специальные сановники осуществляли управление государственным земельным фондом, судоходством, торговлей и т.д. Наконец, несколько назначенных императором сановников осуществляли военное управление. Это были чиновники, руководившие пехотой, колесницами, боевыми слонами, чиновники, отвечавшие за военное снаряжение, военную подготовку и т.д.

Империя Маурьев была разделена примерно на четыре-пять на- местничеств во главе с наместниками. На эти должности назначались, как правило, ближайшие родственники императора. Наместничества делились на провинции (джанапады), которыми управляли начальники, назначаемые центральной властью. Провинции в эпоху Маурьев обладали значительной автономией. Они делились на округа (ахале), а те, в свою очередь, делились на грамы, в которые входило, как правило, несколько сельских общин. В провинции направлялись специальные агенты, которые тайно или же открыто контролировали деятельность провинциальной администрации.

Управление в городах также было строго упорядочено. Наиболее значимые из них находились под управлением должностных лиц, непосредственно направленных из центра. Остальные же города были в ведении провинциальных администраций. Городская администрация, как и администрация центральная, делилась на ведомства, каждое из которых отвечало за определенную сферу управления.

Низовой единицей государственного управления в империи Маурьев была сельская община (грама). В общину могли входить до 1000 семей. В коллективной собственности общины находилась земля. Часть этой земли считалась общей, а часть выделялась участками членам общины. Община защищала входивших в нее членов. При этом община имела право требовать от них выполнения общественных работ. Ключевым органом управления в общине был сход. Важное место в общинном самоуправлении занимал и староста. Постепенно старосты превращались в государственных инспекторов, назначаемых местными властями и осуществлявших в общине государственный контроль и надзор.

Опорой государственной власти Древней Индии являлись вооруженные силы, которые комплектовались из наследственных воинов, наемников, а также из военных подразделений, формируемых зависимыми от индийских правителей союзниками. Древнеиндийская армия была кастовой. В военном ведомстве существовала строго упорядоченная система должностей и отделов. Одни руководили пехотой, другие — боевыми колесницами, третьи — боевыми слонами, четвертые — снабжением войск, пятые — флотом и т.д. Армия выполняла также функции охраны общественного порядка внутри государства.

Важным инструментом государственного управления в Древней Индии являлась судебная власть. Суд не был отделен от администрации. Верховным судьей считался правитель. Существовали две системы судов: царские и внутриобщинные. Специальные судебные коллегии (дхармастри) создавались в каждой из десяти деревень. В городах, помимо судей, действовали специальные судебные чиновники, которые могли осуществлять обыски и облавы.

Государственно-правовая история Индии уникальна по развитию сравнительно с другими восточными странами. В сложных условиях народ Индии сумел сберечь свою самобытную культуру. Является одной из самых древних цивилизаций в мире, которая сложилась около четырех тысяч лет назад в долине Инда.

Первые государства Древней Индии появились в I тыс. до н.э. по берегам Ганг. Столицами политических объединений уже в III тысячелетии до н. э. стали Хараппа и Мохенджо-Даро — крупные города, центры ремесленного производства и торговли. Достоверные сведения о классовой структуре и политической организации общества этого времени до нас не дошли, од­нако известно, что здесь происходило разложение первобытнообщинного строя.

С появлением железных орудий имело эпохальное значение и ускорило развитие ремесла, торговли, обмена. Расселение индоариев ускорил процесс становления института частной собственности. Население делилось на две основные групп благородные и свободные (арьев) и рабов (даса). Невольники были из пленных или неоплатных должников, попавшиеся в долговую кабалу, в полную зависимость от кредитора.

Руководство племенем осуществлял военный вождь — раджа, вначале назначавшийся собранием. С усилением общественного неравенства он по­степенно возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенного управления. Со временем должность раджи становится наследственной.

С усилением власти раджи связано уменьшение роли народных собра­ний постепенно народные собрания, назначавшие раджу, утрачивали свою силу и становились из собрания соплеменников собранием знати, приближенных раджи.

Наибольший интерес представляет организация власти крупного государственного объединения IV-III в. до н. э. – империи Маурьев. Ее основателем является Чандрагупта. Он известен тем что мог дать отпор войскам Александра Македонского и силой подчинил многие мелкие государства.

Главным советником и помощником Чандрагупты был ученый брахман Каутилья –философ, правовед и политик. Ему приписывают авторство трактата — Артхашастры. В нем содержатся суждения о внешней и внутренней политике, финансах, администрации, о судебной деятельности и наказаниях. В конце жизни Чандрагупта был верующим и стал монахом, а умер от добровольной голодовки, т.е. от поста. После смерти сына власть взял в свои руки его внук Ашока. Правление Ашоки считается периодом расцвета древнеиндийской монархии.

Империя Маурьев в правлении царя Ашоки находилась высшая власть: военная, судебная, финансовая, а также назначал и смещал чиновников, освобождал и снижал цену подати с городов и сел. Империю Маурьев нельзя рассматривать как типичную рабовладельческую деспотию. Структура общества была сложной, так как существовало кастовое разделение.

8.Особенности варно-кастового деления общества в Индии.

Разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий — варн. Все свободные стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям. Господствующие более многочисленными даровидами арийцы создали особую систему деления общества-варно-кастовую систему. С оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. Критерий деления на варны и касты: профессиональная принадлежность, род деятельности.

В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны:

• брахманы — члены жреческих родов, жрецы, также выполняли функции судей. Якобы произошли из уст бога Брахмы;

• кшатрии — военная аристократия, воины. Из этой варны происходили цари и чиновники. Произошли якобы из рук Брахмы;

• вайшьи (вайшии) — свободные полноправные общинники, ремесленники, торговцы, купцы;

3 первые варны считались дважды рожденными.2е рождение это прохождение обряда инициации, т.е ритуалы посвящения в совершеннолетние члены общины. Молодой брахман должен был изучить священные книги. Кшатрия проходил испытания на искусство овладения оружием. Молодой вайшья должен был изучить основы своего ремесла.

• шудры — низшая варна, однажды рожденные, неравноправные члены общества, лично свободные, но занятые малоквалифицированным трудом. Земледельцы, учителя, врачи, произошли из ступней брахмы.

В отношениях между варнами действовала эндогамия- запрет на переход из одной варны в другую, например в виде заключения брака. Согласно законам кармы, т.е предопределение судьбы, любой человек должен проживать свою жизнь в своей варне. Предполагалось, что правильно проживший свою жизнь переродится в более совершенное существо. Например шудра может стать брахманом. Это так называемая реинкарнация. Нарушившие запреты эндогамии и их потомства входили в сословие неприкасаемых (чамдалы, парьи). Сословие отверженных с ними запрещалось любое общение, они занимались самой грязной работой, обслуживали похороны, носили одежду с умерших людей. Если представитель отверженных умирал, то не полагался сожжению, а отдавался съедению.

Внутри варн сущ.деление на касты по проф.признаку. эндогамия действовала в отношении каст. Насчитывалось порядка 2х тыс.каст.

Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах-дхармах. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн. Впоследствии, с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые касты — касты знати — обособились от двух низших.

Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет назад в долине Инда.

Разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий – варн. Все свободные стали делиться на группы, не равные по своему обществен­ному положению, правам и обязанностям. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны: брахманы – члены жреческих родов; кшатрии – военная аристократия; вайшьи – свободные полноправные общинники и шудры – низшая варна, неравноправные члены общества. Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах – дхармах. С течением времени сословия становились все более замкнутыми, а переход из одной варны в другую строго запрещался.

Рабство Древней Индии неразвито, поскольку наряду с рабовладельческими отношениями продолжают сохраняться пережитки первобытнообщинного строя. Рабский труд не играл значительной роли в экономике Древней Индии.

Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблюдался принцип наследования – еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола.

Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью – был главой фискальной администрации, верховным судьей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников. Важное место при дворе занимал царский жрец, который обязательно принадлежал к влиятельному брахманскому роду. При царе существовали советы (совет царских сановников, тайный совет, царский совет). Одним из главных источников процветания государства были войны и грабеж других народов. Главнокомандующим армией считался царь, которому переходила большая часть награбленного имущества, остальное же подлежало дележу среди солдат.

Административно-территориальное деление было представлено – главными провинциями (которыхбыло четыре, и они обладали особым статусом, в том числе большой автономией, а управляли царевичи), обычными провинциями, областями, округами, деревнями.

В Древней Индии существовали две системы судов – царские и кастовые (т.е. внутриобщинные).

Высшей судебной инстанцией был царский суд, в котором участвовал сам царь вместе с брахманами и советниками. Царю как высшему судье принадлежало право ежегодно объявлять амнистии. Большинство дел рассматривали общинные кастовые суды.

Добавить комментарий