Какой теории происхождения государства придерживается автор?

УДК: 340 Юридические науки

Пакшин Павел Константинович, студент юридического факультета ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева», г. Саранск (ppk-center@mail.ru)

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА:

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация. В статье обозначены основные доктринальные позиции по вопросу происхождения государства. Проведен содержательный анализ популярных концепций возникновения государственности, дана их критическая оценка. Предпринимается попытка на основе сравнительного анализа сконструировать авторскую интегративную концепцию, в которой воплотились бы позитивные стороны большинства известных научной юридической общественности теорий происхождения государства.

Ключевые слова: государство, признаки государства, теории происхождения государства, формы образования государства, этапы возникновения государства.

Pakshin Pavel K., student of the Faculty of Law, National Research Mordovia State University, Saransk.

STUDY OF THE STATE ORIGIN THEORIES: FOR THE PROBLEM STATEMENT

Keywords: state, signs of the state, the theory of the origin of the state, the form of the state, the stages of the state.

Каждый из нас, совершая тот или иной поступок, взаимодействует с государством, попадает в его сферу влияния. Многие даже не задумываются о том, как такой институт возник в принципе и что было причиной его появления. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо для начала понять, что является государством.

Согласно Большому юридическому словарю, под государством в дисциплине «Теория государства и права» понимается «определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения» . Не вдаваясь в дискуссию, возьмём это определение за отправное.

К основным признакам государства с учётом вышеизложенного, относятся:

наличие публичной власти,

— правовые нормы,

— территориальная организацию власти и населения,

— государственный суверенитет,

— легитимность власти,

— налоги,

— наличие особого аппарата управления.

Так каким образом могло появиться образование, которое обладает этими признаками?

На этот вопрос отвечает ряд теорий, которые называют теориями происхождения государства. Они объясняют смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государственного аппарата. Обозначим далее наиболее распространённые среди исследователей теории.

Существует теологическая теория происхождения государства, согласно которой государство возникло в результате божественной воли. Наиболее известными сторонниками этой теории были Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф.

Другая, патриархальная теория происхождения, объясняет возникновение государства разрастанием семьи из поколения в поколение. Основателем теории был Аристотель, однако похожие идеи высказывались и Г. Мэмом, Д. Мердоком, Н. Михайловским и другими учёными.

Органическая теория происхождения государства предполагает появление государства из общества естественным путём подобно клеткам человеческого тела, которые по мере развития организма начинают «специализироваться» — выполнять определённые функции. По мнению приверженцев этой теории, государство, как и человек, рождается, живет, стареет и умирает. Эту теорию представляли Г. Спенсер, Р. Вормс, Й. Прейс.

Психологическая теория объясняет появление государства и права через свойства и особенности человеческой психики, то есть потребностью подчиняться и быть зависимыми от властвующей элиты. При этом народ рассматривался как пассивная инертная масса, ищущая подчинения. Представителями этой теории являлись Г. Тард, Л. И. Петражицкий.

Материалистическая теория происхождения государства рассматривает государственный аппарат как инструмент господствующего класса для подавления классового противника. Основные положения теории были изложены в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса.

Теория насилия заключается в том, что, согласно её положениям, государство возникло благодаря завоеванию одного племени другим, где победитель и становился господствующим. Её представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг.

Также существует теория, которая объясняет происхождение государства посредством заключения общественного договора как результата разумной воли

народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для достижения лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Поэтому в этой теории государство рассматривается как искусственное произведение сознательной воли людей, которые стремятся таким способом более эффективно обеспечить принадлежащие им свободы и порядок в обществе. Наиболее известными представителями этой теории являются Т. Гоббс, Дж. Локк и Ж.-Ж. Руссо .

Существуют и другие, менее популярные, теории происхождения государства, но мы с вами остановимся на основных теориях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У всех теорий происхождения государства есть одна очень важная черта -они стремятся объяснить возвышение одной группы людей над остальными и принятие другими членами общества власти «избранной группы».

Так что их отличает друг от друга? Различия же этих теорий заключается в том, что в качестве причины появления элиты на первый план ставятся различные факторы. Теории можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся те теории, в которых элита появляется без насилия, как например в теологической, патриархальной, органической, психологической теориях и теории общественного договора. Вторая группа теорий предусматривает насильственные действия в процессе получения власти, как например, материалистическая теория и теория насилия.

Для того чтобы выяснить, какая из теорий наиболее близка к истине, необходимо сопоставить их положения с научными исследованиями и дошедшими до наших дней историческими фактами.

Многие исследователи связывают формирование государств с разделением труда, появлением особых орудий. Переход от присваивающего к производящему типа хозяйства называют неолитической революцией. Этот термин ввел в научный обиход английский археолог Г. Чайлд. Он обозначил им «исторический период перехода от охоты, рыболовства, собирания плодов растений к животноводству и земледелию, что было связано с зарождением земледелия и скотоводства» . Неолитическая революция дала толчок для возникновения городских

поселений, ремесел, письменности и систем рационального знания, что является определяющими факторами возникновения государства.

Но дискуссия по этому вопросу продолжается до сих пор, и однозначного ответа быть не может. Тем не менее, опираясь на факты, мы попытаемся выделить наиболее достоверные причины возникновения государства.

Что необходимо сделать для того, чтобы ответить на поставленный вопрос? Для начала нам необходимо избавиться от несостоятельных теорий. На мой взгляд, теорией с наименьшей доказательной базой является теологическая теория. Эта теория легко опровергается многочисленными сведениями о том, что власть начинается «обожествляться» уже после её захвата элитой . Так происходило и в Древнем Риме, когда власть императора в период её усиления пытались обосновать с религиозной точки зрения, и в истории нашей страны. Активная программа по объяснении власти божественным происхождения была развёрнута в России во времена Ивана IV Грозного. Во всех случаях «обожествление» осуществлялось как процесс укрепления уже существующей власти, обоснования её легитимности.

Много вопросов вызывает и органическая теория. Почему общество всё же возникло раньше государства? Почему временной промежуток во всех цивилизациях различался? Эти сведения дают нам понять, что для появления государства нужен какой-либо «катализатор».

Психологическая теория во многом позволяет объяснить поведения власти в настоящее время, но вряд ли о «борьбе психологических качеств» мы можем говорить в период появления первых государств.

В качестве примера возьмём историю Древнерусского государства. Переходя от родоплеменного строя к государственному этапу, власть принадлежала старшим членам, то есть на начальном этапе действуют закономерности, описанные в патриархальной теории. Далее анализируя сведения о призвании варягов на Русь (которое многие считают легендарным), мы находим подтверждение теории общественного договора. И, наконец, рассматривая захват других племён,

например, полян ильменскими словенами , мы видим, что подтверждается теория насилия.

Что касается материалистической теории, то она выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.

В афинской форме государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий, формирующихся внутри общества.

Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы. Победа плебеев уничтожает родовой строй, и на его развалинах возникает государство.

В германской форме государство возникает как результат завоевания обширных территорий .

Стоит отметить, эти три формы условны и ни одна из них не существовала в чистом виде. В действительности речь идёт о преобладания одного фактора над рядом других в процессе формировании государства.

Исходя из вышесказанного, моя собственная позиция по этому вопросу сочетает в себе положения сразу четырёх теорий. Исходя из этих положений, я считаю, что развитие государства можно разделить на четыре этапа:

Первым этапом можно назвать выделение старейшин племени как «управленцев». Этот процесс заключается в том, что при разложении патриархальной семьи старейшины рода начинают выполнять специфические функции по контролю сфер жизни людей. Начинает складываться иерархическая система подчинения. Используя своё положение, они получают авторитет, и благодаря этому авторитету подчиняют свой воле волю других людей. Авторитет возраста трансформируется в авторитет, основанный на признании населением за управляющими руководящей роли на основе их лидерских навыков. Новая форма авторитета начинает выступать как фактор убеждения и установление легитимности власти .

Вторым этапом является осознание народом выделения категории

властвующих, необходимости в руководстве и принятие роли руководителей за

определённым кругом людей. На данном этапе появляется понятие условной договорённости относительно того, кто возьмёт власть, кто её будет занимать. Целью этой условной договорённости является разграничение прав и обязанностей властвующих и подвластных. На данном этапе прослеживается чёткая связь между властью и народом. Власть обязана прислушиваться к мнению народа, править в его интересах, а народ при соблюдении этих условий обязан подчиняться.

Третьим этапом развития является узурпация власти действующим руководством или насильственный захват власти другими субъектами. Данный процесс происходит вследствие того, что закономерным является стремление любой власти максимально усилить свои позиции в ущерб интересам народа с целью получить максимальную выгоду для себя и гарантировать отсутствие её потери и приходу к власти других субъектов. Анализирую мировую историю, мы видим, что, например, в Древней Индии первоначально должность раджи была выборной. Но со временем действующие раджи захотели обеспечить будущее своим детям, и должность стала наследственной. Мы видим, что власть обрела достаточную силу, чтобы разорвать договорённость с народом. Народ, не имея ресурсов для сопротивления, вынужден смириться с нарушением своих прав.

Пятым этапом является усиление гнёта, борьбы за власть с конкурирующими силами, завоевания других племён с целью укрепления ресурсной базы для власти. Это происходит от того, что власть стремится получить контроль над как можно большим количеством ресурсов с целью упрочить свою влияние, а также устранить конкурирующие силы. Власть удерживает неравенство как источник своего могущество, опираясь на привилегированный класс и ставя своей целью подавление остального народа с целью превратить их в молчаливый источник ресурсов и дохода от них.

Другие факторы также, на мой взгляд, влияли на происхождения государства, но в целом именно данная закономерность прослеживается почти в истории всех цивилизаций. Иные факторы лишь определяли специфику той или иной страны.

Изучение данного вопроса обладает большой практической ценностью и

значимостью для юридических наук, так как изучение закономерностей в

возникновении государства позволяет нам лучше понимать его функционирование в настоящий момент времени.

Таким образом, мы, изучив понятие государства, теории многих учёных и исторические сведения, попытались приблизиться к истине в области решения данного сложного, но интересного вопроса. Основываясь на сведениях и собственном восприятии, на базе уже существующих я выдвинул собственную теорию. Нет сомнения в том, что исследования данного вопроса имеют огромное практическое значение для изучения государства и права.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1 Алексеев К. П. История первобытного общества / К. П. Алексеев, А. И. Першиц. — М. : Астрель; АСТ, 2004. — 352 с.

2 Андреев И. Л. Происхождение человека и общества / Л. И. Андреев. -М. : Мысль, 1988. — 415 с.

3 Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. — М. : Вече, 2003. — 512 с.

4 Матузов Н. И. Теория государства и права / Н. И. Матузов,

A. В. Малько. — М. : Юр. Норма : НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 640 с.

7 Петрухин В. Я. От призвания варягов до выбора веры. Русь в IX—X веках / В. Я. Петрухин. — М. : Форум; Неолит, 2014. — 464 с.

8 Сухарев А. Я. Большой юридический словарь / А. Я. Сухарев,

B. Е. Крутских, А. Я. Сухарева. — М. : Инфра-М., 2003. — 703 с.

Понятие и функции государства

Существует множество теорий происхождения государства. К наиболее известным относятся следующие теории:

1. Теологическая (религиозная) теория возникновения государства.

У истоков данной теории стояли Аврелий Августин (Блаженный 354 — 430 н.э.) и Фома Аквинский (1225-1274 гг.), христианские философы и богословы.

Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

Теологическая теория господствовала в средние века и в настоящее время наравне с другими распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств, (например, Иран, Саудовская Аравия) носит официальный характер.

Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению божественной.

Итак, согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе и государства — Бог. Проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно.

Следовательно, государство, его институты, власть:

· вечны, незыблемы, святы;

· их возникновение (а значит и управление) не зависит от воли человека;

· являются выразителем воли Бога на земле.

Теологическая теория призывает:

· принять государство и власть как данность, полученную свыше;

· признать власть монархов святой и происходящей от Бога;

· полностью и во всём подчиняться власти — небесной (божественной), т.е. церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, т.е. монархам и государству;

· не пытаться изменить установленный Богом порядок.

Достоинством данной теории является следующее:

· способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;

· препятствует насилию, революции и гражданским войнам, переделу власти и собственности;

Главный недостаток данной теории в том, что она основана на вере, а не на проверенном научном знании, т.е. не научна.

2. Патриархальная теория возникновения государства.

Основоположниками этой теории являются Платон, Аристотель

Платон в своём знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи.

По утверждению Аристотеля, государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение число этих семей и их объединение приводит к образованию государства.

Следовательно суть патриархальной теории возникновения государства в том, что государство возникает по модели семьи (т.е. государство — своеобразная «большая семья», состоящая из множества обычных семей).

Следовательно, согласно данной теории:

· монарх является отцом всего своего народа;

· благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;

· монарх действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);

· власть монарха (отца) ничем не ограничена и незыблема;

· подданные обязаны чтить монарха и подчиняться ему, как члены семьи отцу.

К достоинствам данной теории можно отнести, что она:

· способствует сплочению общества;

· способствует уважению, почитанию государственной власти;

· культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

Видимо не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, т.е. суперличности, способную решать все проблемы за всех.

Поэтому главным недостатком теории является:

· прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:

· в семье существуют действительно родственные связи, но весь народ (несмотря на наличие определённой общности) вряд ли правильно объявлять родственниками;

· монарх — представитель публичной власти, отделённой от народа, и его власть имеют иную основу, чем власть отца в семье;

· монарх же, если и основатель, то государства, а не народа;

· зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имея кровнородственной связи с управляемым государством;

· власть отца неформальна и непосредственна, а власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляет опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения.

3. Договорная (естественно-правовая) теория возникновения государства.

Данная теория возникновения государства получила распространение в XVII-XVIII вв. Её авторами в разное время являлись:

· английские философы: Джон Локк (1632-1704), Томас Гоббс (1588-1679);

· голландский философ: Гуго Греции (1583-1646)

· французские философы-просветители: Шарль-Луи Монтескье (1689-1755), Дени Дидро (1713-1783), Жак Руссо (1712-1778);

· Русский философ и писатель-революционер А.Н. Радищев (1749-1802).

Суть договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению её авторов, государство возникает в результате заключения «общественного договора» между людьми находящимися в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ.

Смысл идеи «общественного договора» в следующем:

1. первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии;

2. каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к «войне всех против всех»;

3. в результате «войны всех против всех» неорганизованное общество могло уничтожить само себя;

4. чтобы этого не случилось, люди заключили «общественный договор», в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

5. в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты — государство.

Достоинства теория «общественного договора»:

· были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;

· сделан шаг к созданию гражданского общества (Гражданское общество — это совокупность неполитических отношений и социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности властно-государственных структур и позволяющими контролировать действия государственной машины.);

· фактически выдвинут принцип народного суверенитета — власть производна от народа и принадлежит народу;

· государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

· теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик — как альтернативы реакционным монархиям XVII-XVIII вв.;

· согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства — народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности, а государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создаёт условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

· обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком — право менять власть, если она перестала выражать интересы народа.

Существенным недостатком данной теории является её идеалистичность:

· «общественный договор» — скорее идеал, чем реальная действительность;

· зачастую государства возникали другими путями — войны, насилие и при наличии иных условий;

· ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;

· сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;

· общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы, классы, сословия, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.

4 Теория насилия.

Теория насилия (завоевания) как главного фактора возникновения государства выдвигалась различными авторами на протяжении столетий. Одним из первых её выдвинул Шан Ян (390 — 338 до н.э.) — китайский политик. В современную эпоху данную теорию разрабатывали Евгений Дюринг (1833-1921) — немецкий философ, Людвиг Гумплович (1838-1909) австрийский правовед и социолог, Карл Каутский (1854-1938) — один из лидеров германского и мирового социал-демократического лагеря.

Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путём завоевания слабых и беззащитных племён более сильными и организованными.

По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоёванных от возможных посягательств со стороны других сильных племён.

К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

5. Психологическая теория возникновения государства.

Основоположником психологической теории возникновения государства считается юрист и социолог Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931). Также данную теорию разрабатывали З. Фрейд и Г. Тард.

Согласно мнению сторонников психологической теории возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться.

Достоинства теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процесс образования государства.

Недостатки теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство — социальные, экономические, политические и др.

6. Органическая теория возникновения государства.

Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820-1903), а также учёными Вормсом и Прейсом.

Г. Спенсер считал государство результатом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому как в живой природе, — полагал Спенсер, — выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе внешних войн и завоеваний происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законами органической эволюции.

Суть органической теории возникновения государства в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

· люди образуют государство, как клетки — живой организм;

· государственные институты подобны частям организма, правители — головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы — кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) — рукам и т.д.;

· между государствами, как в живой среде, идёт конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (Римская империя, в XVIII в. — Великобритания, в XIX в. – США). В ходе естественного отбора государство совершенствуется: всё ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т.д.).

Достоинствами теории является следующее:

· восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма;

· признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма.

Недостатками данной теории является следующее:

· прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;

· сильное влияние дарвинизма;

· отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.

7. Марксистская или экономическая (классовая) теория возникновения государства.

Основоположниками и представителями данной теории являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Согласно этой теории, государство это результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другим. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.

Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:

1. произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);

2. возник прибавочный продукт;

3. в результате присвоения чужого труда (в виде прибавочного продукта произошло расслоение общества на классы — эксплуатируемых и эксплуататоров;

4. появились частная собственность и публичная власть;

5. для поддержания господства эксплуататоров над эксплуатируемыми создан специальный аппарат принуждения — государство.

Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизма выражается в формуле: «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс образования государства влияли и другие, более глубинные и общие факторы.

Говоря о теориях происхождения государства, теоретиками отмечается их естественный характер, которым объясняется процесс происхождения государства. Естественный характер обуславливается тем, что государство сложное и многогранное явление, а также то, что каждая теория сочетает в себе различные подходы и суждения дифференцированных социальных общностей, различных групп, слоев и наций. В основе формирования таких разных позиций находятся экономические, политические, финансовые и иного рода факторы. То есть вся общность интересов и значимых противоречий, которые оказывают влияние на процесс становления и развития государства.


Рисунок 1.

1) Теологическая теория.

Стала наиболее распространена в Средневековье. Представители данной теории считают, что государство сотворено по воле божьей. В связи с этим публичная власть в государсте наделена свойствами незыблемости и вечности, поскольку зависит от представителей бога на земле – религиозных орагнизаций и деятелей. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Теории происхождения государства 480 руб.
  • Реферат Теории происхождения государства 230 руб.
  • Контрольная работа Теории происхождения государства 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1

Особенно широко стала представлена данная теория на стадии перехода народов к феодализму и в феодальный период, когда происхождение государства стали связывать с теорией «двух мечей»: основатели церкви имели два меча. Один из мечей они отдали правителям на земле, а другой оставили в ножнах, поскольку не пристало церкви использовать меч по назначению. Передав меч земным правителям, они вместе с ним передали право управления людьми на земле, но тем же самым нарекли государей на земле быть слугами божьими и исполнять волю божью. Был установлен приоритет церкви над государством, и провозглашена власть «от Бога».

2) Патриархальная теория.

Государство по мнению приверженцев этой теории возникает в результате появления и развития семьи. Они считали, что люди-коллективные существа, которые стремятся к общению и развитию, вследствие чего появляются семьи. По прошествии времени, в результате объединения людей и увеличения числа семей: из нескольких семей появляется селение, а из нескольких селений и появляется государство. Отсюда же идет аналогия «отец — государь», относительно которой власть государя так же всеобща , незыблема и неограничена как власть отца в семье. Считается, что лишь отношение монарха к народу как к детям своим, способно обеспечить все необходимые условия для существования человека в общности людей.

3) Договорная теория.

Данная теория была выработана против идеи божественного происхождения государства и получила свое развитие еще в Древней Греции, продолжила свое развитие в Средние века. Предствители данной теории считали, что государство есть результат соглашения между объединениями людей, в силу которого они передают часть своих властных полномочий и своей свободы в руки высшего управителя – государства. Вследствие этого между государством и населением возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, а также они наделяются взаимной ответственностью. В результате передачи каждым членом общества своих прав и обязанностей в пользу государства, каждый член общества перестает быть отдельным элементом и превращается в неотделимую часть единого целого – гражданской общины. Только общей волей можно управлять управлять государством.

4) Теория насилия.

Теория насилия ставила в основу происхождения государства военно-политический фактор, под которым подразумевалось насилие и порабощение одних племен другими. Государство создавалось по причине того, что для эффективного управления порабощенными в ходе завоевания племенами, нужна была определенная организация властвования, т.е. оно становилось своебразный аппаратом принуждения. Грубая сила, борьба, покорение одних племен другими становятся основой для экономического господства. В отличие от, например, патриархальной теории, где появление государства – итог внутреннего развития общества, теория насилия говорит о государстве как навязанной извне силе.

Замечание 2

Насилие в данном случае рассмтаривается как глобальное естественное явление, которое имеет далеко идущие социально-экономические и политические последствия.

5) Органическая теория.

Представители органической теории считают, что государство можно приравнять к человеческому организму, который имеет свою собственную волю и сознание, отличающуюся от воли и сознания составляющих его людей. Приверженцы органической теории склоняются к тому, что государство создается путем синтеза сил природы, а также воли человека и общества.

Замечание 3

Считается, что данная теория появилась как результат внедрения теории естественного отбора Ч.Дарвина. Государство представляет собой обособленный организм, между частями которого, как между человеческими органами происходят взаимосвязанные процессы. Государство имеет правителей, которые отождествляются с мозгом, подданных, отождествяющихся с органами орагнизма, как средствами выполнения задач, поставленных мозгом. Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически «уравнивается» с биологическим организмом.

6) Материалистическая теория.

Суть данной теории заключается в том, что основными причинами возникновения государства усматривается в области экономики и в социальной сфере жизни людей. Основным моментом для появления государства по мнению приверженцев данной теории стали три этапа разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Это поспособствовало росту производительности, в связи с чем возник избыточный продукт, который и привел в конечном итоге к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на классы. Дифференциация общества на неравные классы привела к появлению публичной власти, находящейся в руках богатых людей – управляющих. Можно сказать, что государство в данном случае выступает как инструмент проведения воли имущих, созданный для зашиты их экономических интересов.

7) Психологическая теория.

Суть данной теории заключается в том, что причины возникновения государства по мнению представителей данной теории кроются в особенностях человеческой психики, в тех эмоциях и импульсивных проявлениях, которые играют немаловажную роль в приспособлении человека к условиям жизни общества и в образовании государства. Это особые эмоциональные проявления: потребность людей во власти над другими людьми, стремление подчиняться, подражать. Так же отмечается, что государство создается для того, чтобы сдерживать такие психологические качества личности, которые порождают несогласие с властью. В целом государство нужно для того, чтобы удовлетворять потребности некоторых людей в подчинении и повиновении, а с другой стороны для подавления агрессивных проявлений некоторых личностей. Государство является компромиссом, позволяющим разрешать психологические противоречия между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

8) Расовая теория.

Суть этой теории сводится к неравноценности человеческих рас, которая проявляется в физических и психологических характеристиках человека. Приверженцы данной теории считали, что люди делятся на высшую и низшие расы, в зависимости от степени развития ранееуказанных признаков. Высшая раса только одна и ее члены являются создателями цивилизации и призваны властвовать и управлять в обществе и государстве. Предназначение низших рас в том, чтобы беспрекословно повиноваться высшей расе. Расовая теория повлекла за собой «узаконенное» уничтожение целых народов, национальных меньшинств, к геноциду непримиримо относившихся к проявлениям данной теории национальных слоев. Немецкая расовая теория привела Гитлера и его друзей к тому выводу, что немцы, как единственно полноценная нация, должны господствовать над другими нациями. Английская расовая теория приводит г. Черчилля и его друзей к тому выводу, что нации, говорящие на английском языке, как единственно полноценные, должны господствовать над остальными нациями мира».

Замечание 4

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как «научная», академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.

Добавить комментарий