Какой вид нормативного правового акта?

Классификации и виды нормативно-правовых актов

Ключевые слова: классификация, виды, нормативно-правовых, актов

Нормативный правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права (подробнее в других главах учебника).

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

1) Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);

4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ — высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7) локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

— нормативные акты государственных органов;

— нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

— нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

— нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

  • общефедеральные;
  • нормативные акты субъектов Российской Федерации;
  • нормативные акты органов местного самоуправления;
  • локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на: нормативные акты неопределенно длительного действия; временные нормативные акты.

Таким образом, в зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль. … читать далее …

В зависимости от органа принятия выделяют следующие виды подзаконных нормативно-правовых актов:

– указы и распоряжения Президента РФ;

– постановления Правительства РФ;

– приказы и инструкции Министерств, служб, агентств и иных федеральных ведомств;

– подзаконные виды нормативно-правовых актов органов власти субъектов РФ;

– подзаконные виды нормативно-правовых актов муниципальных органов власти.

Специфика природы указов и распоряжений Президента России как вида подзаконных нормативно-правовых актов объясняется его компетенцией. Они не должны противоречить положениям федеральных законов, но вместе с тем обладают приоритетом по отношению к остальным подзаконным актам.

По признаку характера полномочий Президента РФ все указы делят на следующие виды:

– указы, принимаемые в пределах собственных полномочий;

– указы, издаваемые на основе делегированных Парламентом полномочий;

– указы, которые подлежат утверждению Советом Федерации (например, указы о введении военного или чрезвычайного положения).

По признаку юридической значимости указы принято делить на следующие виды: нормативные и правоприменительные.

В нормативных указах содержатся нормы права, они имеют общеобязательный характер и регламентируют различные сферы общественной жизни. Наибольшее количество нормативных указов принимается для регламентирования отношений в экономической плоскости по вопросам инвестиций, рынка ценных бумаг, тарифов и т.п.

Правоприменительные указы отличаются индивидуально-разовым характером и принимаются по отдельным вопросам управления, что может быть связано с назначением на должность, присвоением звания и т.п.

Распоряжения Президента также отличаются ненормативным свойством, они принимаются по оперативным вопросам управления государством, например, для создания рабочих комиссий или выделения средств из резервного фонда регионам. Они отличаются от ненормативного вида указов достаточно условно и могут рассматриваться применительно к конкретному случаю.

Нормативно-правовые акты Правительства РФ как вид подзаконных нормативно-правовых актов отличаются своим многообразием. И можно разделить на акты, издаваемые для исполнения положений Конституции, федеральных законов и указов Президента, а также на акты по вопросам собственной компетенции Правительства. Специфика управленческой и координирующей роли Правительства находит отражение на разнообразии принимаемых им видов актов.

Правительство РФ разрабатывает, утверждает и реализует на практике ключевые нормативно-правовые виды актов и комплексные целевые программы, которые рассчитаны на длительный срок действия (федеральный бюджет, программы развития и т.д.).

Акты Правительства имеют следующие особенности:

– они оперативно и гибко регламентируют отношения в разных отраслях государственной и общественной жизни;

– устанавливают правовые направления деятельности всех остальных органов исполнительной власти, а также предприятий и общественных организаций;

– устанавливают нормативно-правовую базу для издания иных видов правовых актов.

Согласно действующему законодательству Правительство России для реализации своих полномочий, направленных на управление общественной жизнью, принимает распоряжения и постановления.

Министерства, службы и иные федеральные ведомства могут издавать подзаконные нормативно-правовые акты в виде приказов и инструкций, в которых обычно устанавливается порядок работы отраслевых подведомственных организаций и учреждений. Их деятельность направлена на решение задач, с которыми имеет дело отрасль.

На региональном уровне обычно используются такие же виды правовых актов, что и на федеральном уровне, то есть законы, указы, распоряжения, постановления, приказы и т.д. Базовым нормативным видом актов, регулирующих взаимоотношения органов власти и граждан на региональном уровне, выступает устав субъекта РФ, который играет роль региональной конституции.

Руководители регионов в процессе реализации своих полномочий принимают постановления и распоряжения. Региональные правительства принимают постановления, а министерства и службы вправе издавать приказы и инструкции.

Полномочия органов местного самоуправления также отличаются своим масштабом. По вопросам своего ведения представительные органы (дума, муниципальный совет и др.) муниципалитетов принимают коллегиальные решения, а их главы муниципальных образований – постановления и распоряжения. Форма их опубликования должна указываться в уставе данной административно-территориальной единицы.

Таким образом, виды подзаконных нормативно-правовых актов отличаются большим разнообразием. При этом каждый вид подзаконного нормативно-правового акта имеет свою характеристику и специфику.

Добавить комментарий