Каковы источники трудового права

Понятие и источники трудового права

Место и назначение трудового права как одной из отраслей права определяются кругом общественных отношений, им регулируемых.

Предмет трудового права — отношения работников, возникающие в процессе их непосредственного участия в труде. Содержание и характер этих отношений зависят от типа и формы собственности на средства и предметы труда.

Предметом регулирования трудового права могут быть отношения работников колхозов и других кооперативных организаций, однако это касается только тех работников, которые работают там по трудовым договорам.

В настоящее время допускается, в частности, в кооперативах торговли и питания смешанная форма кооперации труда, при которой средства производства могут относиться как к государственной, так и к кооперативной форме собственности.

Кроме трудовых отношений работников с работодателями всех форм собственности, трудовое право регулирует и некоторые другие общественные отношения, непосредственно связанные с трудовыми. Это отношения между трудовыми и профессиональными коллективами по вопросам производственной деятельности, условий труда и быта работников, заключения коллективных договоров, трудоустройства граждан по специальности и личным способностям; профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров непосредственно на предприятии; надзора и контроля за охраной труда и соблюдения трудового законодательства, социального страхования, рассмотрения трудовых споров и др.

Методом трудового права является закрепление равенства сторон трудового договора (контракта) и властных полномочий администрации, указанных в правилах внутреннего трудового распорядка.

Таким образом, трудовое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих трудовые отношения работников и некоторые другие, тесно с ними связанные, при равенстве сторон и наличии властных полномочий администрации, установленных правилами внутреннего трудового распорядка.

При определении понятия трудового правоотношения необходимо иметь в виду три его компонента: характер прав и обязанностей его участников, их правовое положение и основание возникновения — договор. Следовательно, трудовое правоотношение можно определить как общественное отношение, урегулированное нормами трудового права, складывающееся между работником и работодателем, в силу которого одна сторона (работник) обязана выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством, коллективным договором и соглашением сторон.

По общему правилу в качестве субъектов трудового правоотношения выступают, с одной стороны, работники, с другой — предприятия и организации. Трудовые правоотношения могут возникать и непосредственно между физическими лицами.

Трудовая дееспособность граждан возникает с 16 лет (как исключение с 14 лет). С этого момента они могут самостоятельно вступать в трудовые правоотношения. В качестве работодателей могут выступать различные субъекты права.

Объектом трудового правоотношения является выполнение работ по определенной специальности либо квалификации.

Содержание трудового правоотношения составляет совокупность прав и обязанностей его участников. Так, каждый работник имеет право: на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера вознаграждения; на отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности рабочего времени, и оплачиваемые ежегодные отпуска; на социальное обеспечение по возрасту, при утрате трудоспособности и в иных, установленных законом случаях на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой; на судебную защиту своих трудовых прав и др.

К обязанностям работника относятся: добросовестное выполнение трудовых обязанностей; соблюдение трудовой дисциплины; бережное отношение к имуществу предприятия, учреждения, организации; выполнение установленных норм труда и пр.

Основанием возникновения трудовых правоотношений являются различные юридические факты, предусмотренные нормами трудового права. Наиболее распространенные юридические факты — это трудовые договоры.

Общественные отношения, регулируемые трудовым правом, в некоторых случаях сходны с общественными отношениями, регулируемыми другими отраслями права, в частности, с гражданским, административным и др. Несмотря на это они существенно отличаются от отношений, регулируемых указанными отраслями права. Так, предмет гражданского права составляют имущественные отношения в их стоимостной форме, например, договор аренды; в трудовом праве предметом выступают общественные отношения, составляющие сам процесс труда.

Ответственность в гражданско-правовых договорах носит имущественный характер, в трудовых, как правило, наступает дисциплинарная ответственность.

Защита гражданских прав осуществляется в исковом порядке судом, арбитражным или третейским судом, в исключительных случаях — в административном порядке; защиту трудовых прав работников осуществляют комиссии по трудовым спорам, а в отдельных случаях — суды.

Основные принципы трудового права

В основе принципов правового регулирования трудовых отношений лежат общие начала общественной организации труда. Под принципами трудового права понимаются закрепленные в правовых нормах основополагающие руководящие начала, связанные с применением и организацией труда работников.

Основные принципы трудового права установлены Конституцией РФ. К их числу относится право на труд, реализуемое путем заключения трудового договора или контракта. В соответствии с Конституцией граждане РФ имеют право на труд, т. е. на получение гарантированной работы, выбор профессии, места и рода деятельности, образования в соответствии со способностями и пр.

Неотделимым от права на труд является принцип права на оплату труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера. Это важный стимул повышения трудовой активности граждан в общественном производстве, личной материальной заинтересованности, квалификации и пр.

Принцип права на отдых также считается конституционным. Право на отдых обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 ч, сокращенного рабочего дня для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительности работы в ночное время, предоставлением ежегодного оплачиваемого отпуска, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени. С принципом права на отдых тесно связан принцип охраны здоровья граждан, который наряду с другими мерами обеспечивается не только оказанием медицинской помощи, осуществляемой государственными учреждениями здравоохранения, но и развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии, проведением профилактических мероприятий, мерами по оздоровлению окружающей среды; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.

Определенное внимание уделяется государством охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью (ограничение подъема и перемещения тяжестей, запрещение работы в ночное время, сокращенный или неполный рабочий день и ряд других).

Важнейшими принципами трудового права является возможность работников на объединение в профессиональные союзы и на участие в управлении предприятиями, учреждениями и организациями. Право работников на участие в управлении предприятиями закреплено в ст. 97 Основ законодательства о труде. Так, работники могут участвовать в управлении предприятиями, учреждениями и организациями через общие собрания (конференции) трудовых коллективов, профессиональные союзы и иные общественные организации, производственные совещания и другие общественные органы, действующие в трудовых коллективах. Им предоставлено право вносить предложения об улучшении работы предприятий и организаций, а также по вопросам социально-культурного и бытового обслуживания.

Администрация предприятий и организаций со своей стороны обязана создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении. Должностные лица организаций и предприятий обязаны в установленный срок рассмотреть критические замечания и предложения работников и сообщить им о принятых мерах.

Конституционная обязанность каждого способного к труду гражданина — это принцип соблюдения трудовой дисциплины. Это значит, что все работники должны подчиняться правилам коллективного труда, установленным правовыми нормами различных институтов трудового права. Сущность этого принципа раскрывается в ст. 21 ТК РФ, согласно которой добросовестный труд, соблюдение трудовой дисциплины, бережное отношение к имуществу предприятия, учреждения, организации, выполнение установленных норм труда, повышение производительности труда, профессионального мастерства, качества работы и выпускаемой продукции составляют обязанности всех работников.

Право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца относится к числу основных принципов трудового права и закреплено в Конституции. Оно гарантируется социальным страхованием работников, пособиями по временной нетрудоспособности, выплатой пенсий и другими формами социального обеспечения. Размеры и условия обеспечения предусматриваются и устанавливаются Законом о государственных пенсиях, Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и иными нормативными актами.

Ряд принципов трудового права, например, принцип социальной справедливости в области труда, равенство граждан перед законом и гарантированность трудовых прав и обязанностей и некоторые другие в настоящем подразделе не освещались, поскольку они выступают межотраслевыми принципами права и рассматриваются в соответствующих разделах данного пособия.

Источники и система трудового права

Под источниками трудового права понимаются нормативные акты компетентных государственных органов, устанавливающие и конкретизирующие обязательные к соблюдению правила поведения.

Совокупность источников трудового права образует законодательство о труде, которое в силу специфики предмета и метода регулирования трудовых отношений имеет некоторые особенности. Они состоят в сочетании централизованного и локального регулирования трудовых отношений — правил, устанавливаемых по согласованию между администрацией предприятий, выборным профсоюзным органом и трудовым коллективом; в существовании норм, регулирующих труд только отдельных групп работников или применяемых только в одной отрасли хозяйства и пр.

К источникам трудового права относятся: законы РФ; подзаконные нормативные акты государственных органов; санкционированные государственные акты кооперативных и общественных организаций. Среди законов, устанавливающих нормы трудового права, выделяется прежде всего основной закон — Конституция, которая является юридической базой всех отраслей права и обладает высшей юридической силой. Конституция содержит ряд принципиальных правовых положений, получивших конкретное выражение в нормах трудового права.

Законодательство Российской Федерации о труде состоит из действующего в настоящее время Трудового кодекса РФ и иных актов трудового законодательства РФ и республик, входящих в состав РФ. На территории РФ до принятия соответствующих законодательных актов применялись нормы бывшего СССР в части, не противоречащей Конституции и законодательству РФ.

К основным источникам трудового права можно отнести законы, регулирующие важнейшие положения организации труда, например закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях”. Он устанавливает правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений в целях содействия договорному регулированию трудовых отношений и согласованию социально-экономических интересов работников и работодателей; действие названного закона распространяется на предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и численности работников.

Другие нормативные акты органов государства, выступающие как источники трудового права, считаются подзаконными и издаются в пределах, установленных законом и во исполнение закона. Это постановления правительства, республик.

Источниками трудового права являются также отраслевые нормативные акты, которые издаются министрами, руководителями ведомств в пределах своей компетенции по конкретным вопросам регулирования труда на предприятиях данной отрасли. Министр вправе издавать приказы и инструкции.

В качестве источника трудового права выступают и разрабатываемые в трудовых коллективах нормативные акты, получившие название локальных (местных) правовых актов. Они представляют собой подзаконные акты. Круг вопросов, по которым они издаются, ограничен, а издающие их органы не должны выходить за пределы своей компетенции. Локальные нормы права принимаются, как правило, администрацией предприятий, учреждений и организаций совместно или по согласованию с выборным профсоюзным органом, а отдельные нормативные положения — собранием трудового коллектива.

Локальными нормативными актами устанавливаются: положение о премировании, выплата вознаграждения по итогам работы за год, графики отпусков, продолжительность дополнительных отпусков и др.

Определенная часть вопросов, связанная, в частности, с применением труда работников, разрешается актами органов местной власти. Это время начала и окончания работы предприятий, установление второго выходного, учет и распределение трудовых ресурсов и пр.

Система трудового права представляет собой соответствующее расположение норм трудового права по отдельным институтам и частям. В зависимости от содержания, направленности и характера этих норм трудовое право подразделяется на общую и особенную части. Общая часть включает нормы, определяющие предмет, основные принципы, источники, содержание трудовых и тесно с ними связанных других правоотношений, порядок заключения и содержание коллективных договоров и соглашений.

Особенная часть трудового права значительно больше общей и регулирует определенные группы общественных отношений — нормы, регулирующие трудовой договор (контракт), рабочее время и время отдыха, оплату труда, охрану труда, трудовые споры и ряд других.

ЛЕКЦИЯ 2

Понятие и классификация источников трудового права

Источники трудового права — это правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие права и обязанности сторон трудовых и связанных непосредственно с ними иных отношений. К ним относятся нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти и органами местного самоуправления, локальные нормативные акты, а также соглашения, заключаемые сторонами трудовых правоотношений (например, коллективные и индивидуальные трудовые договоры).

Поскольку законодательство о труде отнесено согласно ст. 72 Конституции к совместному ведению, нормативные правовые акты делятся на федеральные и региональные.

Федеральные органы власти устанавливают:

· основные направления государственной политики в сфере труда;

· принципы регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними о2тношений;

· обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам;

· порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

· основы социального партнерства;

· порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

· государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;

· порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· требования по охране труда;

· условия наступления материальной ответственности;

· меры дисциплинарных взысканий и порядок их наложения;

· систему статистической отчетности;

· особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

Иные вопросы — региональные — могут быть решены, в том числе, на уровне субъекта РФ путем принятия соответствующим органом законного или подзаконного нормативного акта.

Источники трудового права можно классифицировать по нескольким основаниям.

· По степени важности и субординации источники делятся на:

1) законы;

2) подзаконные акты.

С целью сохранения системы и субординации действует принцип, устанавливающий, что актом низшей юридической силы не могут быть введены нормы, ухудшающие положение работника по сравнению с требованиями вышестоящего акта. Так, в трудовом договоре не могут быть отражены условия, противоречащие, понижающие уровень гарантий, установленный действующим законодательством с целью защиты прав работников.

· По системе отрасли:

1) источники Общей части;

2) источники Особенной части;

· По органам, принявшим соответствующие акты, источники делятся на:

1) принятые высшими органами власти (законы, постановления);

2) принятые Президентом и высшими органами исполнительной власти (указы, распоряжения);

3) принятые центральными органами государственного управления (Минздравсоцразвитие);

4) принятые органами государственной власти субъектов РФ;

5) принятые органами местного самоуправления;

6) локальные нормативные акты;

7) коллективные договоры и соглашения.

· По форме акта:

1) декларации;

2) конвенции;

3) законы;

4) указы и т.д.

· По сфере действия:

1) международные;

2) двух- и многосторонние;

3) общефедеральные;

4) региональные;

5) межотраслевые;

6) внутриотраслевые;

7) местные, муниципальные, территориальные;

8) локальные.

· По адресату:

1) источники, распространяющиеся на всех работников;

2) источники, распространяющиеся на отдельные категории работников.

· По степени обобщенности источники делятся на:

1) кодифицированные;

2) комплексные;

3) текущие.

Система источников трудового права

Система источников трудового права — единый, внутренне взаимосвязанный, логически расположенный соответственно предмету регулирования отрасли комплекс нормативных актов трудового законодательства.

Система источников трудового права не совпадает с системой отрасли трудового права.

Система источников трудового права имеет следующий состав.

· Конституция РФ (провозглашает базовые права в сфере труда, составляющие основу институтов трудового права).

· Международные акты и договоры (содержат общепризнанные· принципы международного права).

· Трудовой кодекс РФ (представляет собой кодифицированный акт отрасли, определяющий содержание всех институтов трудового права).

· Федеральное законодательство (подробно регулирует отдельные трудовые или непосредственно связанные с ними отношения, например, в сфере занятости населения, охраны труда, прохождения государственной службы и т.д.). Кроме федеральных законов трудовые правоотношения регулируются указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами министерств и ведомств РФ.

· Региональное законодательство (состоит из законов субъектов РФ и иных нормативных актов, принимаемых региональными органами государственной власти), а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

· Соглашения (различают генеральные, отраслевые (межотраслевые) региональные, территориальные и т.д.).

· Локальные нормативные акты (правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание, должностные инструкции и т.д.). Работодатели (за исключением работодателей-физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

· Коллективные договоры (коллективным договором, соглашениями) может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применениюТрудовое право: Конспект лекций. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2008..

В случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяется трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Особую группу составляют постановления Конституционного Суда РФ и постановления Пленума ВС РФ, обеспечивающие правильное применение закона.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ. В случае противоречий между ТК РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК РФ. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в ТК. Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Общая характеристика отдельных источников трудового права

Рассмотрим основные и важнейшие источники трудового права.

· Конституция Российской Федерации. Конституция РФ устанавливает, что Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы, равные возможности для их реализации.

Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

· Трудовой кодекс Российской Федерации. Это уже пятый кодифицированный акт в истории отечественного трудового законодательства. Первый Кодекс законов о труде (КЗоТ) был принят в 1918 г., второй КЗоТ — в 1922 г., третий КЗоТ был введен в действие в 1972 г. и претерпел настолько серьезные изменения, что его редакция 1992 г. по праву может считаться четвертым кодифицированным актом.

Ныне действующий Трудовой кодекс Российской Федерации был введен в действие 1 февраля 2002 г. Структурно он разбит на шесть частей, разделенных на четырнадцать разделов, в которые включены шестьдесят две главы и четыреста двадцать четыре статьи. С завидной периодичностью в ТК РФ вносятся изменения, так, на момент подготовки данного курса были внесены изменения и дополнения, вступающими в силу с 02.08.2011.

· Федеральный закон от 19.04.1991 г. № 1032—I «О занятости населения в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями. Этот Федеральный закон определил понятия «занятость», «безработный», «подходящая работа». Законом установлена процедура признания лица безработным.

· Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Он закрепил и детально регламентировал деятельность профессиональных союзов на различных федеральных уровнях, а также требования, предъявляемые к членам профсоюзов.

· Закон РФ от 19.02.1993 г. № 4520—1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

· Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266—1 «Об образовании».

· Федеральный закон от 11.10.2002 г. № 178-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

· Федеральный закон от 30.11.2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей».

Особая роль принадлежит судебным инстанциям: Конституционному Суду РФ и Пленуму Верховного Суда РФ. Однако их акты не являются источниками права.

Отдельное место в системе источников трудового права принадлежит следующим международным правовым источникам.

· Международный пакт об экономических и социально-культурных правах 1966 г.

· Конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ):

o Конвенция № 10 «О минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве» (1921 г.);

o Конвенция № 11 «О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве» (1921 г.);

o Конвенция № 14 «О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях» (1921 г.);

o Конвенция № 15 «О минимальном возрасте допуска подростков на работу в качестве грузчиков угля или кочегаров во флоте» (1921 г.);

o Конвенция № 16 «Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов» (1921 г.);

o Конвенция № 23 «О репатриации моряков» (1926 г.);

o Конвенция № 27 «Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах» (1929 г.);

o Конвенция № 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930 г.);

o Конвенция № 32 «О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов» (1932 г.);

o Конвенция № 45 «О применении труда женщин на подземных работах в шахтах» (1935 г.);

o Конвенция № 47 «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю»(1935 г.);

o Конвенция № 52 «О ежегодных оплачиваемых отпусках» (1936 г.);

o Конвенция № 58 «О минимальном возрасте допуска детей на работу в море» (1936 г.);

o Конвенция № 59 «О минимальном возрасте приема детей на работу в промышленность» (1937 г.);

o Конвенция № 60 «О возрасте приема детей на непромышленные работы» (1937 г.);

o Конвенция № 69 «О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации» (1946 г.);

o Конвенция № 73 «О медицинском освидетельствовании моряков» (1946 г.);

o Конвенция № 77 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности» (1946 г.);

o Конвенция № 78 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах» (1946 г.);

o Конвенция № 79 «Об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах» (1946 г.);

o Конвенция № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.);

o Конвенция № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948 г.);

o Конвенция № 90 «О ночном труде подростков в промышленности» (пересмотрена в 1948 г.);

o Конвенция № 92 «О помещениях для экипажа на борту судов» (пересмотрена в 1949 г.);

o Конвенция № 95 «Относительно защиты заработной платы» (1949 г.);

o Конвенция № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949 г.);

o Конвенция № 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951 г.);

o Конвенция № 103 «Об охране материнства» (1952 г.);

o Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.);

o Конвенция № 106 «О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях» (1957 г.);

o Конвенция № 108 «О национальных удостоверениях личности моряков» (1958 г.);

o Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.);

o Конвенция № 112 «О минимальном возрасте для принятия на работу рыбаков» (1959 г.);

o Конвенция № 113 «О медицинском осмотре рыбаков» (1959 г.);

o Конвенция № 115 «О защите трудящихся от ионизирующей радиации» (1960 г.);

o Конвенция № 116 «О частичном пересмотре конвенций» (1961 г.);

o Конвенция № 119 «О снабжении машин защитными приспособлениями» (1963 г.);

o Конвенция № 120 «О гигиене труда в торговле и в учреждениях» (1964 г.);

o Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.);

o Конвенция № 123 «О минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках» (1965 г.);

o Конвенция № 124 «О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках» (1965 г.);

o Конвенция № 126 «О помещениях для экипажа на борту рыболовных судов» (1966 г.);

o Конвенция № 133 «О помещениях для экипажа на борту судов. Дополнительные положения» (1970 г.);

o Конвенция № 134 «О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков» (1970 г.);

o Конвенция № 137 «О социальных последствиях новых методов обработки грузов в портах» (1973 г.);

o Конвенция № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (1973 г.);

o Конвенция № 139 «О борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики» (1974 г.);

o Конвенция № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (1975 г.);

o Конвенция № 147 «О минимальных нормах на торговых судах» (1976 г.);

o Конвенция № 148 «О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах» (1977 г.);

o Конвенция № 149 «О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала» (1977 г.);

o Конвенция № 150 «О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация» (1978 г.);

o Конвенция № 152 «О технике безопасности и гигиене труда на портовых работах» (1979 г.);

o Конвенция № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (1981 г.);

o Конвенция № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» (1981 г.);

o Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983 г.);

o Конвенция № 160 «О статистике труда» (1985 г.);

o Конвенция № 179 «О найме и трудоустройстве моряков» (1996 г.);

o Конвенция № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (1999 г.).

«Источник права» — условное юридическое обозначение смысл, которого может быть раскрыт исходя из исторического подхода к вопросу о происхождении права вообще. С точки зрения возникновения права его источником являются матери­альные условия жизни общества, господствующий тип произ­водственных отношений. В сфере материального производства возникают общественные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании. Происходит процесс формирования права (правотворчество), который завершается формулирова­нием соответствующих правил поведения, юридических норм, выраженных в форме государственных актов (законов) или иных актов, издаваемых по поручению или с санкции высшего органа государственной власти (законодателя). Изучение про­цедуры и формы выражения права представляет собой само­стоятельный раздел юридической науки.

В этом специфическом понимании термин «источник пра­ва» является синонимом таких юридических выражений, как «законодательство», «нормативные акты», «форма права», «внешняя форма права». Все они выражают одно и то же яв­ление: форму, в которую облекается результат нормотворчества, воля законодателя.

Трудовое право как система юридических норм, регулирую­щих общественно-трудовые отношения, состоит из множества нормативных актов: законов, указов, постановлений правительства, различных ведомственных актов, а также локальных норм, действующих в конкретных производственных и непроиз­водственных структурах—предприятиях, объединениях, инсти­тутах, кооперативах, учреждениях и т. д. Все они должны быть подчинены единым конституционным принципам обществен­ной организации труда, находиться между собой в определен­ной субординационной зависимости.

С учетом сказанного можно рекомендовать следующее опре­деление источника трудового права: под источниками трудового права сле­дует понимать результаты (продукты) правотворческой деятельно­сти компетентных органов государства в сфере регулирования тру­довых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права.

Источники трудового права, таким образом, могут быть отождествлены с понятием нормативных правовых ак­тов, регулирующих рынок труда, отношения по организации и применению труда наемных работников.

Источники — нормативные акты, относящиеся к трудовому праву России, составляют определенную систему, которая включает в себя разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия нормативные акты. Такую систему обычно именуют системой трудового законодательства, подразумевая, од­нако, в одних случаях совокупность всех нормативных актов — источников трудового права, в других — только законы о труде. Иначе говоря, различают понятие трудового законодательства в широком и узком смысле слова.

Источники трудового права, содержащие нормы трудового законодательства, надо отличать от правовых актов применения трудового законодательства. Решение суда по конкретному тру­довому спору — это акт применения норм трудового законода­тельства, а не источник права.

В источниках трудового права России отражены матери­альные условия жизни нашего общества и с их изменением ме­няются и источники трудового права. Ныне это происходит часто, в связи, с чем трудовое законодательство быстро обнов­ляется. С изменением в настоящий период производственных отношений, трансформацией форм собственности изменяются трудовые отношения в них. Меняется и трудовое законодательство, и его источники в направлении большего их соответствия возникающим рыночным отношениям. Устаревшие нормативные акты трудового права отменяются или исправля­ются, дополняются, а новые появляются.

Нормы трудового права могут быть закреплены в актах, явля­ющихся по своему основному содержанию источниками других отраслей права, например государственного. Так, в Конституции РФ, которая является юридической базой текущего законодатель­ства, закреплены основные права и обязанности граждан в сфере труда.

Источники трудового права многочисленны и разнообразны, их можно по-разному классифицировать. По характеру принятия источники трудового права можно разделить на принимаемые го­сударственными органами (законы, указы и др.), принимаемые по соглашению между государственными органами, работодателями и профсоюзами (соглашения, коллективные договоры и др.), а также принимаемые органами международно-правового регулирования труда (пакты о правах человека, конвенции и рекомендации Меж­дународной организации труда).

По сфере действия источники трудового права можно разде­лить на действующие в пределах всей РФ, от­дельных субъектов Федерации, регионов, отдельных организаций.

Наконец, можно классифицировать источники трудового пра­ва по их правовой иерархии, иначе говоря, по юридической силе. Эта классификация наиболее удобна для изучения, она позволяет охарактеризовать степень и условия применения того или иного источника, ее мы и будем придерживаться в дальнейшем. По юри­дической силе среди источников трудового права можно выделить (по иерархии сверху вниз) Конституцию РФ, акты международного правового регулирования труда, законы, под­законные акты, акты судебных органов, соглашения о труде, ло­кальные акты.

Особое место среди источников российского права, в том числе и трудового права, занимает ныне действующая Конститу­ция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ Кон­ституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Конституция РФ 1993 г. закрепила ряд новых положений принципиального характера, которые имеют непосредственное отношение к понятию и содержанию источников российского права вообще и трудового права в частности. Так, в ней отмечает­ся, что права и свободы человека и гражданина являются непо­средственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполни­тельной власти, местного самоуправления и обеспечиваются пра­восудием (ст. 18). Общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если междуна­родным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15). Конституция РФ законодатель­но закрепила свободу труда, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и ги­гиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дис­криминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Она признала право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждому предоставляется право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и празд­ничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 37).

Следующим по юридической иерархии источником трудового права являются законы РФ.

Поскольку Конституция РФ 1993 г. относит трудовое законо­дательство к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72, п. 1к), следует различать среди источников тру­дового права наряду с федеральными законами законы субъектов РФ. Более того, вне пределов ведения РФ, а также совместного ведения РФ и ее субъектов последние (то есть республики, края, об­ласти, города федерального значения, автономная область и авто­номные округа) осуществляют собственное правовое регулирова­ние общественных отношений по труду, включая принятие зако­ном. При этом законы субъектов РФ не могут противоречить фе­деральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ действует федеральный закон.

Таким образом, законы как источники трудового права России по органам их принятия и юридической силе можно класси­фицировать на следующие три группы: 1) федеральные конституционные законы; 2) федеральные законы; 3) законы субъектов РФ (конституционные и текущие).

Важнейшее место среди федеральных законов в области трудового права занимает Трудовой Кодекс РФ. Будучи основным кодифицированным источником трудового права России, он регулирует, по существу, весь комплекс общественных отношений, который входит в предмет данной отрасли права. Ныне действующий ТК РФ принят 30 декабря 2001 г. Со времени его принятия в ТК неоднократно вносились дополнения и изменения.

Среди подзаконных источников трудового права ведущую роль играют указы Президента РФ. Они обя­зательны для исполнения на всей территории России и не долж­ны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Президент РФ в соответствии с Консти­туцией РФ и федеральными законами определяет основные на­правления внутренней и внешней политики государства, включая политику в области правового регулирования рынка труда, трудо­вых и социальных отношений. Реализуя эти свои полномочия, Президент РФ издал, например, Указ от 5 октября 2002 г. N 1129 «О приведении актов Президента РСФСР и Президента РФ в соответствие с Трудовым кодексом РФ».

В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент является главой государства. С согласия Государственной Думы он назна­чает Председателя Правительства РФ, ему предоставлено право председательствовать на заседаниях Прави­тельства РФ, принимать решение об отставке Правительства РФ. Исходя из такого высокого правового поло­жения Президента РФ следует сделать вывод, что характерной особенностью указов Президента как источников трудового права является то, что они имеют высшую юридическую силу среди нормативных актов органов государственного управления и в юридической иерархии стоят сразу после законов РФ. Своими указами и распоряжениями Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Кон­ституции РФ и федеральным законам, международным обязатель­ствам РФ или нарушения прав и свобод чело­века и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент РФ может отменить постановления и распоряже­ния Правительства РФ в случае их противо­речия Конституции РФ, федеральным законам и указам Прези­дента РФ.

Необходимо иметь в виду, что не все акты Президента следу­ет рассматривать в качестве источников права (в том числе источ­ников трудового права). Такое значение имеют только указы нор­мативного характера, то есть те из них, которые содержат право­вые нормы — общеобязательные правила поведения. Указы, не содержащие нормативных положений, обычно носят персонифи­цированный характер и источниками права не являются. К их числу можно отнести, например, указы о награждении работни­ков орденами, о присвоении работникам классных чинов, почет­ных званий и т.п.

Постановления Правительства РФкак ис­точники трудового права издаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Они представляют собой акты исполнительной власти РФ, носящие подзаконный характер. В юридической иерар­хии источников права постановления Правительства стоят вслед за законами РФ и указами Президента нормативного значения.

В отличие от указов Президента РФ как источников права, принимаемых единолично, Постановления Правительства — акты коллегиального органа, поскольку Правительство — это коллегиальный орган. Постановления Правительства РФ обяза­тельны к исполнению на всей территории России всеми ее граж­данами. В случае их противоречия Конституции РФ, федераль­ным законам и указам Президента РФ они, как указывалось вы­ше, могут быть отменены Президентом РФ.

В системе источников трудового права постановления Прави­тельства РФ занимают весьма заметное место. Они, по существу, охватывают весь круг общественных отношений, составляющих предмет трудового права. Обычно постановления Правительства принимаются во исполнение законов РФ и указов Президента в целях их конкретизации, уточнения и реального проведения в жизнь. Однако, будучи нормативными актами, принятыми в раз­витие действующего законодательства, а нередко и по прямому указанию закона и указа Президента, постановления Правитель­ства РФ не теряют своего значения как источника трудового пра­ва, ибо содержат новые нормы, которые, не противореча законам и указам, развивают их. К числу таких постановлений относятся, например, Постановление Правительства РФ от 14.11.2002 года № 823 «О порядке утверждения перечней должностей и работ, замещающих или выполняемых работниками, с которыми работодатель может письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности».

Постановления, инструкции и разъяснения Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Эти акты относятся к специфической разновидности источников трудового права, поскольку исходят от компетентного органа го­сударственного управления, наделенного полномочиями издавать акты по применению и разъяснению законов РФ о труде и соответ­ствующих указов Президента и постановлений Правительства РФ. Постановления, инструкции и разъяснения Министерства издаются в целях обеспечения правильного единообразного толкования и применения законов о труде и актов вышестоящих органов го­сударственного управления, регулирующих общественные отно­шения в сфере труда. Они касаются вопросов нормирования и оплаты труда в различных государственных отраслях народного хозяйства, утверждения квалификационных характеристик рабо­чих и служащих, порядка предоставления льгот и преимуществ отдельным категориям работников, режима труда и отдыха на от­дельных предприятиях и производствах.

Акты Минздравсоцразвития РФ как источники трудового права по юри­дической силе относятся к подзаконным актам органов государст­венного управления и стоят вслед за актами Правительства РФ. Они, следовательно, не должны противоречить законам РФ и по­становлениям Правительства РФ. Если такие противоречия все же имеются. Правительство РФ вправе отменить или изменить их.

Учитывая, что акты Минздравсоцразвития РФ касаются регулирования труда различных категорий наемных работников, занятых в орга­низациях различных министерств и ведомств, их следует рассмат­ривать как межведомственные источники трудового права. Такой межведомственный характер могут носить и акты некоторых других министерств, например Министерства промышленности и энергетики РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, если они получили на то поручение Прави­тельства РФ или принятие таких актов предусмотрено в Положе­ниях о соответствующих министерствах.

Наряду с рассмотренными выше федеральными нормативны­ми актами органов государственной власти и государственного управления к числу источников трудового права относятся и акты органов власти и управления субъектов РФ. Ука­занные акты имеют ограниченную сферу действия (рамками ре­гиона субъекта РФ) и не должны противоречить соответствующим федеральным нормативным актам.

В последние годы в связи с переходом на рыночные формы ведения народного хозяйства появились качественно новые ис­точники трудового права — генеральные, региональные, межотрас­левые, отраслевые тарифные, профессиональные тарифные, терри­ториальные и иные соглашения. Это — договорные акты, заключае­мые на двусторонней или трехсторонней основе, которые выра­жают отношения социального партнерства между представителя­ми работников и работодателей. Третьей стороной в таких согла­шениях может выступать соответствующий компетентный орган государственного управления.

Соглашения как специфические договорные источники тру­дового права характеризуются тем, что они исходят не от органов государственной власти и управления, а от субъектов обществен­ных трудовых отношений и их представителей. Государственные органы здесь могут лишь участвовать в качестве третьей стороны, обеспечивая социальное партнерство между работниками и рабо­тодателями. При этом государство уполномочивает социальных партнеров на договорное нормотворчество в сфере труда.

Применительно к юридической иерархии источников трудо­вого права соглашения стоят между законодательными (централи­зованными) и локальными нормативными актами, то есть зани­мают промежуточное положение.

Локальные нормативные правовые акты. Эта разновидность ис­точников трудового права связана, как правило, с социально-партнерской нормотворческой деятельностью, осуществляемой непосредственно в организациях между работодателем (админист­рацией предприятия, предпринимателем) и наемными работни­ками. С переходом на рыночные экономические отношения кол­лективный договор, соглашения по охране труда и другие акты совместного нормотворчества постепенно приобретают ведущее значение в количественном и качественном (содержательном) от­ношениях. К локальным нормативным актам относятся также приказы администрации организаций, принятые в пределах ее компетенции.

Локальные нормативные правовые акты относятся к категории подзаконных источников права, стоящих на низшем уровне юри­дической иерархии. Они имеют ограниченную сферу действия (пределами данной организации) и не должны противоречить за­конам и другим подзаконным актам.

Действующее трудовое законодательство детально регламен­тирует порядок разработки и принятия локальных нормативных актов. Особенно это относится к коллективным договорам, кото­рые становятся своеобразными кодексами в рамках конкретных организаций. Коллективный договор — одна из форм локального правотворчества, осуществляемая в целях установления автоном­ной системы условий труда в организациях и повышения ее эф­фективности.

В настоящее время со всей очевидностью растет влияние между­народного права не только на право международного сообщества, но и на внутреннее право государств, входящих в данное сообщество. Особенно велика роль международного права в деле защиты прав че­ловека, к числу которых относятся и трудовые права.

Российские физические и юридические лица, защищая свои трудо­вые права, вправе ссылаться на нормы международного права, суды же, руководствуясь положениями Конституции РФ, должны приме­нять при рассмотрении дел о трудовых спорах нормы международного права в соответствии с установленными правилами.

Большое значение для источников нрава имеют такие акты, как Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассам­блеей ООН 10 декабря 1948 г. Не меньшее значение для российского законодательства имеют и конвенции МОТ, акты, принятые этой международной организацией и ратифицированные правительства­ми отдельных стран, и в том числе России.

Все нормы МОТ сформулированы очень корректно. Например, и таком акте, как Конвенция об инспекции труда (1950 г.), в которой речь идет о необходимости осуществления контроля за соблюде­нием законодательства, «относящегося к условиям труда и к охране трудящихся и процессе их работы», казалось бы, больше, чем в каком-либо другом, должен был проявиться характер императив­ности. И, тем не менее, МОТ очень осторожно формулирует пос­ледствия нарушений (ст. 18), указывая на то, что «национальным законодательством предусматриваются и применяются соответст­вующие санкции за нарушения законодательных положений, при­менение которых подлежит контролю со стороны инспекторов труда, и за противодействие, оказанное инспекторам труда при осу­ществлении ими своих обязанностей».

Вывод по вопросу:

С учетом сказанного можно дать следующее опре­деление источника трудового права: под источниками трудового права сле­дует понимать результаты (продукты) правотворческой деятельно­сти компетентных органов государства в сфере регулирования тру­довых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права.

Характеристика источников трудового права – принципы, классификация

Одним из важнейших источников права Российской Федерации в целом, и частности трудового права, является Конституция, принятая 12.12.1993 всенародным голосованием. Статьей 37 Конституции устанавливаются основные трудовые права и свободы граждан, а также гарантии их исполнения:

  • Свобода и добровольность труда;
  • Запрет труда принудительного характера;
  • Право на труд в условиях, которые соответствуют требованиям гигиены и безопасности;
  • Право вознаграждения за труд без какого-либо ущемления и не ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда;
  • Право на защиту от безработицы;
  • Право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с применением механизмов их решения, установленных законодательными нормами (право на забастовку);

Всем граждан предоставлено право на отдых, а работникам согласно трудовому договору предоставляется гарантия на установленную федеральным законодательством продолжительность рабочего времени, отдых в выходные и праздничные дни, а также ежегодный оплачиваемый отпуск.

Общепризнанные принципы, а также нормы международного права и международные договоры, в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации представляют собой составную часть правовой системы.

Замечание 1

Если положения международного договора РФ регламентируют отличные от законодательства правила, то применяются правила международного договора.

То есть международные трудовые акты относятся к источникам трудового права Российской Федерации. Это касается ратифицированных конвенций Международной организации труда, Международных пактов о правах человека, Европейской конвенции по правам человека в области трудовых отношений, а также других международных соглашений в области наемного труда, его охраны, защиты интересов работников.

Будучи составным элементом правовой системы Российской Федерации, вышеуказанные акты обязаны применяться на территории РФ наравне с национальными источниками трудового права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права, которые содержатся в том числе и в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда, имеют важное значение в процессе регулирования трудовых отношений на территории Российской Федерации, поскольку данные акты представляют собой международный опыт в области регулирования трудовых отношений с учетом изменений в экономической и социальной сфере и способствуют развитию законодательных норм в сфере трудового права.

К международно-правовым источникам также следует отнести двусторонние и многосторонние международные договоры Российской Федерации в области труда. Поскольку вышеуказанные акты являются частью российской правовой системы, то они обязаны применяться на территории РФ наравне с национальными источниками трудового права.

Верховным Судом РФ установлено понятие общепризнанных принципов и норм международного права на основании Постановления, принятого 10.10.2003 №5 «О применение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ».

Определение 1

Общепризнанные принципы международного права – основополагающие обязывающие нормы международного права, которые принимаются и признаются международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

Общепризнанными принципами являются принцип всеобщего уважения человеческих прав и принцип добросовестного исполнения международных обязательств.

Определение 2

Общепризнанная норма международного права – правило поведения, которое признается и принимается международным сообществ государств в целом как юридически обязательное.

Международные договоры в области трудового права

Международные договоры Российского Федерации – одни из важнейших средств развития международного партнерства, в частности в области трудовых отношений. Международно-правовое регулирование может выполняться с отдельными иностранными государствами, международными организациями и их органами.

В области защиты прав и свобод человека главное место занимает Всеобщая декларация прав человека 1948 года, которой провозглашаются основные права в области труда, такие как право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда, защита от безработицы, право на равную оплату за равный труд, право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, которое обеспечивает существование человека на достойном уровне для него самого и его семьи, которое дополняется иными средствами социального обеспечения, право на создание профессиональных союзов, и принимать участие в деятельности профессиональных союзов с целью защиты собственных интересов, право на отдых и досуг, в том числе право на ограничение рабочего дня и оплачиваемый временный отпуск.

Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым в 1966 году, развиваются и закрепляются права, установленные Всеобщей декларацией прав человека.

При вступлении Российской Федерации в 1996 году в Совет Европы, источниками международно-правового регулирования трудовых отношений стали акты, подписанные данной региональной европейской организацией, в том числе Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая 04 ноября 1950 года; пересмотренная Европейская Социальная Хартия, принятая 03 мая 1996 года.

Замечание 2

Являясь членом-участником СНГ, Российская Федерация является субъектом многосторонних соглашений в сфере трудовых правоотношений и социальной защиты.

С 1994 года вступило в силу Межправительственное соглашение о сотрудничестве в сфере трудовой миграции и социальной защиты трудящихся мигрантов, Соглашение стран-участниц СНГ о сотрудничестве в сфере охраны труда и о порядке расследования несчастных случаев на производстве, которые произошли с работниками при нахождении их за пределами государства проживания, а также иные акты. Помимо этого, Российской Федерации был подписан ряд двусторонних и многосторонних соглашений, которые посвящены условиям труда и социальному обеспечению трудящихся-мигрантов.

В сфере международно-правового регулирования труда, а также по вопросам защиты индивидуальных и коллективных интересов работников, важнейшее значение предоставляется актам, которые принимаются Международной организацией труда – конвенциям и рекомендациям. На их основании устанавливаются международные стандарты в области труда и по вопросам регулирования трудовых отношений как всех работников, так и отдельных рабочих категорий.

Акты Международной организации труда (МОТ)

Среди имеющихся актов Международной организации труда, необходимо выделить декларации. Важнейшей является Декларация об основополагающих принципах и правах с области труда, подписанная 18 июня 1998 года. Статьей 2 установлено, что на государства– участниц МОТ возложено обязательство, исходящее из акта их членства в организации, на соблюдение, содействие применению и воплощению принципов, которые касаются таких основополагающих принципов, как:

  • Свобода объединения и признание права на проведение коллективных переговоров;
  • Признание недействительными всех форм труда принудительного или обязательного труда;
  • Запрещение различных форм детского труда;
  • Предотвращение дискриминации в сфере труда и занятий.

На данный момент в Международной организации труда насчитывается около 189 конвенций и 202 рекомендации, имеющих отношение к различным трудовым аспектам. На территории Российской Федерации действует 59 ратифицированных конвенций, в частности те, которые отражают четыре основополагающих принципах в области труда:

  • Конвенция «О свободе ассоциации и защите права на организацию», подписанная 09 июля 1948 года;
  • Конвенция «О праве на организацию и ведение коллективных переговоров», вступившую в действие с 01 июля 1949 года;
  • Конвенция «Об упразднении принудительного труда» от 28.06.1930;
  • Конвенция «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности», принятой 29.06.1951;
  • Конвенция «О минимальном возрасте при приеме на работу» с 26.06.1973;
  • Конвенция «Об охране заработной платы», подписанная 01.07.1989;
  • Конвенция «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин – трудящиеся с семейными обстоятельствами», от 23.06.1971;
  • Конвенция «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предприятия» от 23.06.1992.

Замечание 3

Необходимо отметить тот факт, что в процессе разработки Трудового Кодекса Российской Федерации многие положения вышеуказанных конвенций были использованы в тексте закона.

Роль законодательных актов в сфере трудового права

В иерархической структуре источников трудового права после Конституции и международных актов представлены законы.

Законодательство в области труда находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов в соответствии со статьей 72, а разграничение полномочий установлено статьей 6 Трудового Кодекса.

На основании статьи 76 вышеуказанного Кодекса по предмету совместного ведения принимаются законодательные акты федерального характера, а также нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

Замечание 4

При этом нормативно-правовые акты, принимаемые субъектами РФ, не должны противоречить положениям федеральных актов. При противоречии положений между федеральными и иными нормативно-правовыми актами, действует федеральный закон.

Компетенцией органов государственной власти в области трудовых отношений и отношений, связанных непосредственно с трудовым законодательством, являются вопросы, которые требуют единого правового регулирования по всей территории России.

К ведению органов государственной власти, в соответствии со статьей 6 Трудового Кодекса, относится:

  • Определение направлений государственной политики отношений в сфере труда;
  • Определение основ правового регулирования отношений в сфере труда, а также других отношений, связанных с ними;
  • Уровень трудовых прав, свобод и гарантий работников, который обеспечивается государством;
  • Порядок подписания, изменения и прекращения трудовых договоров, основ сотрудничества в социальной сфере;
  • Порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, дисциплинарных взысканий, а также порядок их применения.

Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации обозначается как остаточная, поскольку они принимают нормативно-правовые акты, которые не относятся к ведению РФ

Пример 1

Частью 3 статьи 65 Трудового Кодекса предоставляется возможность принятия законодательных актов о трехсторонних комиссиях по вопросам координированию трудовых отношений.

Законодательством, при определении полномочий органов государственной власти, регламентировано такое ограничение, как установление, по сравнению с федеральным уровнем, более высокого уровня трудовых прав и гарантий работников, что привело к увеличению бюджетных расходов (сокращению бюджетных доходов), которое обеспечивается за счет бюджета субъекта Российской Федерации.

Нормами Трудового Кодекса предусмотрена возможность «опережающего» регулирования органами государственной власти субъекта РФ.

Замечание 5

В случае отсутствия регулирования общественных отношений на государственном уровне, субъектом РФ принимается нормативно-правовой акт, позволяющий исправить данный недостаток.

Среди всех законов федерального уровня отдельное место занимает Трудовой Кодекс Российской Федерации, который представляет собой кодифицированный источник трудового права России. Является четвертым по счету. Ранее Трудовые Кодексы РСФСР были приняты в 1918, 1922 и 1971 годах.

Современный трудовой кодекс является результатом реформы в трудовом законодательстве, необходимость которой была обусловлена социально-экономическим преобразованиями 1990-х годов, значительными изменениями на рынке труда, приватизацией и появление негосударственного типа работодателя. Данный Трудовой Кодекс был принят 30.12.2001, а вступил в действие с 01.02.2002. 30.06.2006 в Кодекс были внесены корректировки (порядка трехсот поправок по всем главам).

Определение 3

Трудовой Кодекс – кодифицированный акт государственного уровня целью которого является определение государственных трудовых прав и свобод и обеспечение гарантий их исполнения, а также формирование благоприятных условий труда, защита прав и интересов работника и работодателя (статья 1 Кодекса).

Координирование трудовых и связанных с ними отношений наравне с Трудовым Кодексом осуществляется федеральными законодательными актами, которые содержат нормы иных правовых отраслей:

  • Закон о занятости;
  • Закон о профессиональных союзах;
  • Закон «Об объединениях работодателей», принятый 27 ноября 2002 года;
  • Закон «О трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», принятый 01 мая 1999 года.

Вывод 1

В рамках трудового права одним из главных правовых источников является Закон, принятый 19 июня 2000 года, «О минимальном размере заработной платы».

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Особенности указов и нормативно-правовых актов в трудовом праве

Следующими в иерархии законодательных актов трудового права занимают Указы Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Пример 2

К указам Президента можно отнести такой документ, как Положение о государственных наградах, вступившее в силу 02 марта 1994 года.

Следующим видом источником трудового права являются нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации (Государственной Думы), которые содержат правовые нормы в сфере трудовых отношений и не должны противоречить источникам, обладающим высшей юридической силой – Конституция, государственные законы и Указы Президента.

В Трудовом Кодексе Российской Федерации есть множество отсылок к правительственным актам.

Пример 3

Порядок начисления средней зарплаты определен Государственной Думой и находит отражение в части 7 статьи 139 Трудового Кодекса. 24 декабря 2007 года было принято Постановление Правительства, устанавливающее о порядок исчисления средней заработной платы. Иным важным постановлением является Постановление «О трудовых книжках», принятого 16 апреля 2003 года. Каждый год не позднее, чем за месяц до наступления календарного года Правительством РФ принимается постановление о переносе выходных дней для более рационального использования выходных и нерабочих дней.

Нормативно-правовые акты органов государственной власти классифицируются на два вида:

  • Общей сферы действия, то есть они применяются в отношении всех работников и работодателей;
  • Внутриведомственные, которыми устанавливаются правила лишь для работников определенной отрасли.

Несмотря на подразделение на виды, вышеуказанные акты не должны противоречить Трудовому Кодексу, федеральным законам, указам Президента, правительственным постановлениям. Как правило, нормативно-правовые акты органов государственной власти на федеральном уровне принимаются по поручению Государственной Думы.

Основным разработчиком трудовых нормативных актов является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, принимающее механизмы реализации положений, которые устанавливаются источниками трудового права высшей юридической силы.

С целью выполнения статьи 209 Трудового Кодекса, Минздравсоцразвития утвердило Порядок о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, принятого 26 апреля 2011 года.

Для реализации статьи 213 Трудового Кодекса также был установлен Порядок прохождения обязательных предварительных (при приеме на работу) медицинских обследований работников с тяжелыми условиями работы и вредными условиями труда (12 апреля 2011 года).

Внутриведомственными документами, которыми регулируются трудовые отношения, являются приказы Министерства транспорта, связи и массовых коммуникаций которыми установлены особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников отраслей.

Нормативно-правовые акты российских субъектов не должны противоречить Трудовому Кодексу, федеральным законам, указам Президента, правительственным постановлениям, а также нормативным документам органов исполнительной власти. Эти источники применяются в случае разрешения вопросов по оплате труда государственных служащих на территории субъектов Российской Федерации согласно статье 114 Кодекса. Статьей 313 Кодекса устанавливается, что нормативными документами субъектов России могут определяться дополнительные гарантии и компенсации лицам, которые работают на Крайнем Севере и приравненных местностях.

Нормативно-правовые акты муниципальных образований, несмотря на то, что выделяются в отдельную категорию источников трудового права, играют лишь вспомогательную роль в процессе регулирования трудовых и связанных с ними отношений. Данные документы не обязаны противоречить таким законодательным актам, как:

  • Трудовой Кодекс Российской Федерации;
  • Федеральные законы;
  • Иные нормативно-правовые акты государственного уровня;
  • Законы и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

Муниципальные органы могут выполнять следующие действия:

  • принятие положений о территориальных трехсторонних комиссиях по вопросам регулирования социально-трудовых отношений (часть 4 статьи 35 Кодекса);
  • установление размеров и порядка компенсации расходов по проезду;
  • определение и обеспечение гарантий и компенсаций для лиц, которые работают на территории Крайнего Севера, финансируемое денежными средствами из местного бюджета.

Характеристика локальных источников трудового права

Система источников трудового права отличается тем, что в ее состав входят локальные нормативно-правовые акты, принимаемые непосредственно работодателем (кроме физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями) в границах своей компетенции согласно трудовому законодательству и иным нормативно-правовым актам, коллективным договорам, соглашениям (в соответствии с частью 1 статьи 8 Кодекса).

Основное отличие локальных нормативно-правовых актов от иных видов источников трудового права определяется ограничением сферы распространения – юридическое лицо (конкретная организация) или индивидуальный предприниматель (работодатель). Локальные нормативно-правовые акты принимаются с учетом специфики статуса работодателя, вида его деятельности, организации трудового процесса, финансовых возможностей и социальной ориентированности. Но при этом, требования Трудового Кодекса отчасти определяют основное содержание локальных нормативно-правовых актов.

Пример 4

В дополнение к Правилам внутреннего трудового распорядка, положениями Трудового Кодекса устанавливается перечень вопросов, подлежащих урегулированию в локальном порядке.

К локальным нормативно-правовым актам Законом предъявляются два основных требования, обязательных к исполнению.

Первым требованием является тот факт, локальные нормативные документы не могут наносить вред положению работников в сравнении с установленным трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, которые содержат правовые нормы трудовой отрасли, коллективным договором, заключенными соглашениями.

Второе требование – в отдельных случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом, локальные акты должны приниматься с учетом мнения представительного органа работников, которым чаще всего является выборный орган первичной профессиональной организации.

При нарушении данных требований взамен нормативным актам будут применены нормы трудового законодательства, а также нормативно-правовых актов, которые содержат в себе нормы трудового права; коллективный договоры; соглашения; то есть нормативные которые документы, которые выше по лестнице в иерархии источников трудового права.

По порядку принятия существует три вида локальных нормативно-правовых актов:

  • акты, которые разрабатываются и принимаются работодателем самостоятельно; утверждаются директором организации, уполномоченным на это органом управления;
  • акты, которые принимаются с учетом мнения представительного органа работники (если такой орган есть);
  • акты, которые принимаются посредством согласования с представительным органом работников.

Без учета мнения представительного органа, руководителем самостоятельно могут приниматься такие документы, как:

  • штатное расписание;
  • должностные инструкции;
  • локальные акты, которыми устанавливаются размеры и порядок компенсации расходов, которые возникают при командировках или служебных поездках работников;
  • приказы нормативного характера (запрет курения на территории предприятия/организации).

В предусмотренных законодательством, коллективными договорами, соглашениями случаях работодателем при принятии локальных документов должно быть учтено мнение представительного органа работников.

Представительным органом должно быть принято участие при утверждении следующего перечня документов:

  • правила внутреннего распорядка;
  • инструкции по охране труда;
  • графики сменности;
  • график отпусков;
  • документы, которые предусматривают введение, замену и пересмотр трудовых норм; разделение рабочего дня; системы оплаты труда.

Вывод 2

Согласно части 3 статьи 8 Кодекса локальные нормативно-правовые акты могут быть принять лишь при согласовании с представительным органом работников и в том случае, если это регламентируется коллективным договором, соглашениями. Отличие такого способа утверждения от общеприняты с учетом мнения представительного органа состоит в том, что при отсутствии достижения общего решения с представительным органом, работодателем не может быть принят локальный акт в собственной редакции.

Соглашения и коллективные договоры – как отдельная категория в структуре трудового права

Отдельную категорию в системе правовых источников, которые обеспечивают регулирование трудовых и связанных с ними отношений, составляют нормативные договоры. Они подписываются в процессе осуществления коллективных переговоров и направлены на определение социально-трудовых отношений и оформляются в виде нормативных положений, которые являются обязательными для сторон и предоставляют гарантию правовой защиты. Это дает основание для того, чтобы классифицировать их как правовой источник.

Коллективно-договорной способ позволяет регулировать не все отношения, которое включены предмет трудового права.

Пример 5

Отношения, возникающие по вопросам государственного контроля и контроля соблюдения трудового законодательств и других нормативно-правовых актов, которые содержат трудовые правовые нормы, отношения по решению трудовых споров, обязательное социальное страхование, подлежат вмешательству со стороны государства и поэтому регулируются с применением преимущественно обязывающего метода, не подразумевающего возможности достижения определенных договоренностей.

С иной точки зрения, предмет коллективно-договорного регулирования выражен отношениями, которые выходят за границы трудового права и являются предметом иных правовых отраслей (жилищных, экологических, приватизационных).

По сфере действия, виду субъектов и содержанию различают две категории нормативных договоров – соглашения и коллективные договоры. Это специфические правовые источники, которые относятся к особенностям данной отрасли. Основной отличительной чертой является то, что сторонами принимаются нормативно-правовые акты, являющиеся источниками трудового права.

Определение 4

Соглашение – нормативно-правовой акт, который регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных экономических отношений, который подписывается между уполномоченными представителями работников и работодателями на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом и территориальном уровне общественного сотрудничества в рамках их компетенции.

В пределах организации нормативным договором является коллективный договор.

Определение 5

Коллективный договор – нормативно-правовой акт, которым регулируются социально-трудовые отношения, и заключается между работником и работодателем в лице их представителей.

В зависимости от уровня финансово-экономических возможностей работодателем могут быть установлены дополнительные льготы и привилегии для работников, условия труда, благоприятнее, чем те, которые устанавливаются законодательством.

Важную роль в применении и верном понимании трудовых правовых источников играют нормативно-правовые акты судов высших инстанций – Конституционного и Верховного Суда Российской Федерации.

В соответствии со статьей 125 Конституции, Конституционным Судом в установленном порядке может предоставляться толкование положений Конституции России и проверяться конституционности законодательных актов. Данные акты высших судебных органов являются обязательными к соблюдения по всей территории государства. Им также присущи некоторые признак правовых источников, хотя формально они таковым не являются.

Поскольку суды не относятся к категории нормотворческих органов, то признание нормативных актов судов высших инстанций в качестве источника права не соответствует принципу разделения государственной власти на 3 ветви – на исполнительную, судебную, законодательную.

Трудовым Кодексом Российской Федерации в перечне источников права не упоминаются нормативные акты судебной практики.

Однако необходимо учитывать, что Постановления, принимаемые Пленумом Верховного Суда, которые содержат важнейшие правовые положения для правоприменительной практики; правовые положения Конституционного Суда по признанию недействительными отдельных правовых норм трудового законодательства, играют важную роль для верного толкования и использования источников трудового права.

По вопросам применения трудового законодательства приняты два основных документа:

  • «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса», принятого 17 марта 2004 года №2;
  • «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю».

Еще одним видов источников трудового права Российской Федерации, не указанным в Трудовом Кодексе являются нормативно-правовые акты СССР, которые были до его распада в 1991 году. Они действуют лишь в определенной части, которая не может быть урегулирована российскими нормативно-правовыми актами, но при условии того, что они не противоречат нормам Трудового Кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 423 такие нормативно-правовые акты действуют до момента, пока законодательные и иные нормативно-правовые акты не будут приведены в соответствие с Кодексом.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Добавить комментарий