Каковы предпосылки возникновения государства

Разложение первобытно-общинного строя и появление государства

Развитие общественного производства не могло остановиться на первобытном уровне.

Первобытное общество не оставалось неизменным с течением времени. Происходящие в нем процессы постепенно привели к смене родовой организации государственной властью и возникновению государства.

Существует множество теорий, по-разному объясняющих причины появления государства. Объясняется это тем, что создавались они в разные исторические эпохи, их авторы придерживались различных философских и идеологических взглядов, В каждой теории происхождения государства акцентируются те или иные исторические особенности раннего общества, своеобразные условия, способствовавшие возникновению государства в разных регионах земного шара и у разных народов.

Но на этой основе делался вывод, что подобным образом государство возникало везде, т.е. им придавалось нереальное значение.

Древнейшей теорией является теологическая, согласно которой источник государственной власти — божественная воля. Религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (например, итальянский католический теолог Фома Аквинский), а также идеологи ислама и современной католической церкви полагали, что государство имеет божественное происхождение и существовало всегда от сотворения мира богом, и поэтому народ должен ему во всем повиноваться. Подобное объяснение ненаучно, однако нельзя отрицать, что в возникновении государства определенную роль сыграли жрецы, храмы, религия, церковь.

С давних времен известна также патриархальная теория, объяснявшая происхождение государства превращением большой семьи в род и трансформацией отеческой власти над детьми в государственную власть монарха над своими подданными, обязанными ему во всем подчиняться. Он же, в свою очередь, должен проявлять к ним отеческую заботу. Эта теория получила обоснование в трудах английского мыслителя XVII в, русского социолога и публициста конца XIX в, Н.К. Михайловского. Созданию этой теории способствовала несомненная роль семьи и ее развития в формировании государства.

Прогрессивной для своего времени, не утратившей значение и поныне, была договорная теория, представители которой считали, что люди заключили договор с государством, передав ему часть своих прав, принадлежащих им от рождения, для того чтобы государство от их имени осуществляло управление обществом и обеспечивало порядок в нем. Если же условия договора будут нарушены правителями, то народ имеет право на их замену новыми. Сторонниками этой теории были такие крупные мыслители своего времени, как нидерландский философ второй половины XVII в. Б. Спиноза, английский философ Дж. Локк (XVII в.), Ж.Ж. Руссо — французский просветитель XVIII в., А.Н. Радищев и др. Этой теории соответствуют реальные исторические факты, например договоренности феодальных городов с князем, согласно которым город материально обеспечивает князя, а тот, в свою очередь, обязуется защищать город от врагов.

По мнению представителей теории насилия (немецкий историк и экономист конца XIX — начала XX в. К. Каутский), государство возникло потому, что в первобытном обществе сильные племена покоряли слабые, создавая специальный аппарат подавления, чтобы управлять завоеванными территориями и обеспечивать покорность их населения. В основу этой теории положены такие исторические факты, как завоевание пришедшей в упадок Римской империи в V в. н.э. племенами древних германцев, что способствовало возникновению у них государства.

Ирригационная теория обращает особое внимание на то обстоятельство, что в некоторых регионах земного шара земледелие было невозможно без искусственного орошения (например, в Древнем Египте), поэтому возникла необходимость в организации крупных общественных работ по строительству ирригационных сооружений (плотин, каналов и т.п.). Для этого и был создан специальный аппарат — государство.

В отечественной науке долгое время господствовала марксистская (материалистическая) теория (представители — К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) происхождения государства, согласно которой на определенном этапе развития первобытного общества вследствие совершенствования его производительных сил (отделения скотоводства от земледелия, возникновения ремесел, торговли) появляются излишки продуктов и товаров сверх необходимого для личного потребления. Эти излишки накапливаются у отдельных лиц (в первую очередь у вождей и старейшин), таким образом, возникает частная собственность, которой не было при родовом строе. Появление имущественного неравенства приводит к расколу ранее однородного общества на классы с противоречивыми интересами (богатые и бедные, рабы и рабовладельцы). В результате экономически господствующему классу (рабовладельцам) понадобилась специальная структура для удержания в повиновении рабов, поэтому и было создано государство как специальный аппарат, машина, с помощью которой рабовладельцы устанавливали свое политическое господство.

Следует признать, что в марксистском учении нашли отражение процессы, в действительности, происходившие на европейском континенте в I тысячелетии до н.э. (Древняя Греция, Древний Рим), где классовое разделение общества было основным фактором, приведшим к возникновению государства. Однако изучение исторических процессов в других регионах земного шара, в частности Древнего Востока в IV-III тысячелетиях до н.э., показывает, что в марксизме была преувеличена роль классов и классовых противоречий в образовании государства. Далеко не всегда и не у всех народов последнее возникало подобным образом.

Следующий эволюционный этап связан с переходом от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящему — скотоводству и плужному (пахотному) земледелию. Подобный процесс, по данным археологии и этнографии, начался 10-12 тыс. лет назад и продолжался (у разных народов) несколько тысячелетий. Он получил название неолитической революции, поскольку произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века), на рубеже перехода к эпохе бронзы, когда человек научился выплавлять и употреблять сначала мягкие цветные металлы — медь, олово, бронзу, золото, серебро, а затем и железо. Эти стадии, а также овладение культурой земледелия и скотоводства, в том числе селекцией, прошли все племена и народы, вступившие на путь развития цивилизации.

С появлением принципиально новых производительных сил были связаны крупные общественные последствия. Они в целом правильно обобщены в книге Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Касаясь экономических последствий, Ф. Энгельс в соответствии с марксистской концепцией отметил появление частной собственности отдельных семей и крупные общественные разделения труда, первым из которых он называл выделение пастушеских племен из всей массы варваров.

Современные этнографы и археологи не меньшую роль в неолитической революции отводят развитию в IV- III тыс. до н.э. земледелия, дававшего в районах Ближнего Востока и Древнего Египта невероятно высокие урожаи зерновых. Этим обусловлен быстрый рост населения Малой Азии, Двуречья, долины Нила, Средиземноморья, ряда других регионов Европы. С развитием земледелия в I-И вв. до н.э. и I тысячелетии были связаны увеличение населения Месоамерики и расцвет раннеземледельческих культур у племен майя, ацтеков, инков, мексиканских индейцев (I-II вв. до н.э. — I тысячелетие).

С точки зрения современной исторической науки и этнографии неолитическая революция стала возможной не только благодаря появлению скотоводства. Именно переход к пахотному земледелию в наибольшей мере способствовал быстрому прогрессу хозяйства (в том числе скотоводства), росту населения, развитию ремесла, искусства, возникновению первых городов, письменности и иных достижений материальной и духовной культуры. Культура древнейших обществ перехода к цивилизации получила название раннеземледельческой культуры.

Главным последствием неолитической революции явился рост богатства: земледелие и скотоводство позволяли получить избыток продукта (прибавочный продукт), которого не могло обеспечить присваивающее хозяйство. На этой основе возник регулярный обмен продуктами между племенами, дававший возможность накопления новых богатств, которые ранее, при натуральном хозяйстве, были недоступны.

Излишек продуктов производства создавал также возможность привлечения дополнительной рабочей силы, требующейся для ухода за скотом и обработки полей. Как писал Ф. Энгельс, такую рабочую силу поставляли войны: военнопленных стали обращать в рабов, вследствие чего возникло «первое крупное разделение общества на два класса — господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых».

Далеко не везде и не всегда рабовладение становилось основой хозяйства раннеземледельческих (в том числе и скотоводческих) обществ. В Древнем Шумере, Египте и во многих других обществах основой раннеземледельческого хозяйства служил труд свободных рядовых общинников, а имущественная и социальная дифференциация развивалась параллельно с функциями управления земледельческими работами (особенно при поливном земледелии) и распределения продуктов в виде создания аппарата учета и распорядительных функций в лице писцов, хранителей урожая и т.д. Важное место занимали в такой дифференциации воинские функции, выполнение которых приводило к делению на военных вождей, начальников дружин и простых воинов.

Одновременно происходило формирование сословия жрецов, имевших большое духовное и культурное влияние на общество. Наконец, благодаря развитию торговли и ремесел появились сословия (страты) купцов, ремесленников и градостроителей.

Раннеземледельческие общества были связаны с возникновением городов-государств, где основное земледельческое население попадало в зависимость от городских центров, в которых сосредоточивались не только ремесло и торговля, но и управленческая, военная и духовная знать. Поэтому наиболее древним видом социальной дифференциации общества явилось не деление на рабовладельцев и рабов, а социально-функциональная стратификация на неравноправные группы и слои общества. Такая стратификация в виде деления на замкнутые касты (варны, сословия и т.п.) с глубокой древности освящалась религиями и существовала не только в государстве, но и в общинном строе раннеземледельческих обществ Древнего Востока, Месоамерики, Индии, а также у скифов, персов, других евроазиатских племен. Рабство в этих обществах носило первоначально дворцовый, или семейный, характер и лишь позднее использовалось в производстве (например, при строительстве городов и храмов).

Основным трудящимся населением были рядовые общинники, составлявшие низшие касты и платившие подати. Кроме обработки своих наделов земли и скотоводства они выполняли общественные работы по орошению земель, служили рядовыми воинами.

Тем не менее, общий вывод о том, что производящее хозяйство по мере его роста и совершенствования вело к общественному разделению труда, к социальной, в том числе классовой, дифференциации, к имущественному расслоению населения на богатых и бедных, на господ и рабов или слуг, на неравноправные касты, остается верным для периода перехода от родового строя к первым цивилизациям. Постепенно у народов античности (Древняя Греция, Древний Рим, Троя, Карфаген и другие античные полисы) деление на свободных и рабов стало основным. В I тысячелетии в Европе разложение родового строя вело к возникновению феодальной формации.

Другим важным социальным последствием неолитической революции явился переход от родовой общины к отдельным семьям и соседской (крестьянской) общине.

Ф. Энгельс называл величайшей революцией переворот в родовом строе, который привел к замене матриархата патриархатом.

Занятие скотоводством и земледелием стало возможным уже не всем родом, а отдельными семьями. Семья (у большинства народов она состояла из представителей двух-трех поколений) вполне могла сама прокормить и одеть себя. Поэтому общественная собственность материнского рода переходит постепенно в частную собственность отдельных семей, ставших самостоятельными хозяйственными единицами. При этом главой семьи и собственником основных средств производства (скота, орудий земледелия и продуктов нового производства) становится главный работник — пастух и пахарь, мужчина.

В большой семье-общине господство в доме, вплоть до полной власти над женщиной и детьми, переходит к ее патриархальному главе — старшему в семье мужчине. Имущество и власть наследуются по мужской линии: от отца к старшему сыну по праву первородства (у славян — к старшине, с согласия всех сыновей). Тем самым не только закреплялся переход к частной собственности семей, но и устанавливалось неравенство среди членов патриархальной семьи-общины. Это было неустранимой трещиной в родовом строе.

Появление государства у разных народов было вызвано и рядом других, помимо социальных и экономических, причин.

Родовая община основывалась на личностной кровно-родственной связи.

Род и племя имели свою территорию, проживать на ней и обладать правами члена общины разрешалось лишь членам рода. «Чужаки» могли пользоваться только гостеприимством или должны были быть приняты в родовое, кровное братство. С развитием производящего хозяйства и обмена на территории рода и племени стали все чаще появляться купцы, ремесленники, мореплаватели и другие чужеземцы, участвующие в хозяйственном обороте, межплеменных связях. Многие из них стали оседать в городах.

Этот этап эволюции характеризуется и переселением различных народов. В результате на одной территории поселялись разноплеменные группы, взаимные интересы которых не могли регулироваться обычаями родового строя, знавшего только кровнородственные связи. Между тем интересы «пришлого» населения и членов рода тесно переплетались, без чего была бы невозможна торговля, в которой было заинтересовано население, не было возможно и разрешение споров. Новые условия требовали и новой территориальной организации, охватывающей права и обязанности, как коренного населения, так и пришлого.

С этим общетерриториальным интересом связано преобразование прежней родовой общины в соседскую (крестьянскую). Такая община, как и род, состояла из нескольких семей. Но в отличие от рода семья была собственником своего имущества (скота, построек и др.) и продукта труда (например, урожая).

Соседская (крестьянская) община, будучи социальным организмом, выполняла функции организации общих дел (например, совместного пользования землей, орошения, вырубки леса). Но она сама уже не была собственником имущества и продукта труда. В соседской общине развивались многообразные отношения взаимной помощи, дарения, услуг, не связанные с общественной собственностью, существовавшей в родовой общине.

Одним из важнейших общественных условий перехода от родового строя с его общественной властью к государству является возросшее значение войн и военной организации племен в период становления раннеземледельческих и раннефеодальных обществ. В связи с ростом общественного богатства войны между племенами велись в основном с целью грабежа и сделались средством постоянного обогащения за счет захвата скота и рабов. Однако военная организация служила и для защиты собственных интересов племен.

В рассматриваемый период активизируются процессы миграции в поисках лучшей территории и для ее завоевания. Эти процессы известны в Европе, в частности на Среднеевропейской равнине, в Азии (например, завоевания ариев в Индии), в Горном Перу, где произошло покорение инками других племен. В таких условиях не только завоевания, но и сама военная организация племен способствовала постепенному превращению органов общественной власти племен в органы военной демократии в виде выборных военных вождей, дружины, войска. Параллельно происходило усиление власти военных вождей, базилевса, рекса, переднеазиатских и скифских «царей». Они получали значительные привилегии не только на лучшую долю добычи, но и на верховную власть, претендующую на передачу по наследству, на приоритет перед народным собранием, к тому времени превратившимся в собрание дружины, войска. В их руках постепенно сосредоточивалась власть верховного жреца (у египтян, вавилонян, шумеров, скифов), верховного судьи.

Военный быт способствовал объединению родственных племен в единый народ. Это в свою очередь вело к узурпации одним из военных вождей (царей) наиболее сильного племени власти вождей других племен. Так произошло становление государственности в Древнем Египте, Аккаде, у скифов, у племен майя и инков в Месоамерике.

Поэтому можно говорить о том, что войны и усиление военной организации влияли на характер власти племен, превращающихся в единый народ, в ряде случаев не только способствовали формированию классов или стратификации общества, но и инициировали эти процессы.

Существенное влияние на процесс возникновения государственности, особенно у наиболее древних народов, оказывала религия.

Большую роль сыграла религия в объединении отдельных родов и племен в единые народы. В первобытном обществе каждый род поклонялся своим языческим богам, имел свой тотем (идола). В период объединения племен религиозные нормы содействовали укреплению власти «царей», базилевсов, верховных (часто военных) вождей. Династии новых властителей стремились объединить племена общими религиозными канонами. Такое значение имели Артхашастра в Древней Индии, культ Солнца и бога Осириса в Древнем Египте, культ покровительства богов греческим полисам и т.п. Происходило постепенное приспособление религиозных норм к закреплению верховной власти господствующих племен у индейцев майя и инков, у скифов. Эта власть связывалась с передачей ее от богов и закреплялась сначала продлением выборного срока, а затем пожизненно и наследственно (например, род инков).

Таким образом, признавая первостепенное значение производственного прогресса, а также имущественной и социальной, в том числе классовой, дифференциации как причины преобразования первобытнообщинного строя в цивилизованные общества и родоплеменной власти в государство, современная наука не может считать, что этими факторами исчерпываются условия и причины возникновения государства.

К числу последних следует отнести:

  • 1) преобразование родовой общины в отдельные семьи и сельские общины,
  • 2) переход к территориальной организации населения,
  • 3) усиление войн и военной организации племен,
  • 4) влияние религии на объединение племен в единый народ и на укрепление верховной царской государственной власти.

Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства. Корельский В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов- 2-е изд. В.М. Корельский В.Д. Перевалов. — М.:Норма, 2002.. С. 38.

Государственная организация человеческого общества призвана обеспечивать общесоциальное регулирование общественных отношений в целях освобождения человека от всех видов порабощения и зависимости, полноценного и гармоничного развития личности. Такого уровня развитости государство достигает не сразу. На ранних стадиях цивилизации оно выступает как достаточно примитивная организация общества, сущность которой кроется в системе органов и учреждений принуждения, осуществляющих классовую или иную социальную диктатуру. И только в условиях демократического общества государство приобретает способность обеспечить основные ценности общественного развития — народовластие, экономическую свободу и свободу личности. Гайков В.Т. Основы государства и права: Учебное пособие. В.Т. Гайков В.А. Ржевский — Ростов: Феникс, 2003.С. 34.

Государственный аппарат сформировался из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывалась в руках родоплеменной знати, из которой образовались либо обособленная социальная группа, клан, чиновнической — бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества. Лазарев В.В. Теория государства и права. 3-е издание. В.В. Лазарев, С.В. Липень-М.: Юристъ, 2001. С. 74.

Большинство мыслителей прошлого рассматривали государство в основном с социологической точки зрения. Но наряду с социологическим определением понятия государства в учении о государстве предпринимались попытки дать ему юридическое определение. Так, Г. Еллинек считал, что государство представляет собой особое общественное образование и особое правовое явление. Он пишет: «Так как право — существенный элемент государства, то познание последнего невозможно без изучения его юридической природы. Государство, упорядоченное правом, должно занимать определенное место в самом праве, — должно существовать правовое понятие о государстве». Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. В.Г.Стрекоза В.Н. Хропнюк — М.: Интерстиль, Омега-Л, 2008С. 55. Государство он определяет как целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав.

Начиная характеристику предпосылок возникновения государства, следует оговориться, что всю их совокупность принято делить на несколько групп (каждая из которых будет рассмотрена в дальнейшем). Важнейшую из них представляют экономические предпосылки.

Появление государств явилось закономерным следствием произошедшей в обществе «неолитической революции». Социально-экономическая и экологическая сущность данного явления заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительных и животных форм и замещению ими природных естественных форм. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. 2-е издание. И.Л. Андреев — М.:Мысли, 1988.С.190.

Основные причины появления государства:

  • — необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;
  • — необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;
  • — необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем — к появлению социальных антагонизмов и сопротивления той части общества, которая подвергалась эксплуатации;
  • — необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимались ими как не отвечающие их интересам, несправедливые;
  • — необходимость ведения войн, как оборонительных так и захватнических. Происходившие накопления общественных богатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводило к тому, что его соседи порабощались или в свою очередь организовывались как государства. Лазарев В.В. Теория государства и права. 3-е издание. В.В. Лазарев, С.В. Липень-М.: Юристъ, 2001. С. 75.

Можно сделать вывод, что государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и прежде всего совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализация управления, а также изменения в нормативном регулировании отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки.

Таковы основные признаки государства, которые наиболее полно, на наш взгляд, выражают его сущность. К ним могут быть добавлены и иные признаки, характеризующие государство со стороны его этнической организации (например, единый язык общения), создания информационной и энергетической систем и так далее Гайков В.Т. Основы государства и права: Учебное пособие. В.Т. Гайков В.А. Ржевский — Ростов: Феникс, 2003. С. 45. , но они не в равной степени присущи каждому государству и могут по-разному проявляться применительно к конкретным условиям государственной организации.

В результате исследований, можно сделать вывод, что на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества — государственность. Корельский В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов- 2-е изд. В.М. Корельский В.Д. Перевалов. — М.:Норма, 2002. С. 41.

Причины возникновения государства:

1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;

3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально—классовое расслоение общества.

Формы возникновения государства:

1) афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:

а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким—либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);

б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;

в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин—округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);

2) римская – форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

3) древнегерманская – форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);

4) азиатская – форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.

содержания которого с населения собираются налоги и займы;

Закономерности возникновения государства, которые характеризуются следующими основными связями:

1) Экономическое развитие общества в силу объективных причин достигает определенного уровня, при котором: а) усложнившиеся формы организации хозяйственно-экономического процесса выживания общества не могут обеспечиваться устаревшей родоплеменной организацией; б) в силу развития производительных сил (пахотное земледелие, скотоводство и селекция, развитие ремесел и обмена) появилась возможность присвоения с последующим накоплением части произведенного общественным трудом продукта отдельными группами лиц, появляется частная собственность.

2) Социальное имущественное расслоение общества означает деление общества на классы и приводит к сознательному стремлению экономически господствующих классов к закреплению в их руках накопленной частной собственности. Что неминуемо ведет к классовой борьбе не только за общее положение в обществе, но и за государственную власть в особенности.

3) Возникает потребность в особой силе — государстве, возвышающейсянад обществом в качестве посредника для умерения столкновения классов и решения на этом фоне общих хозяйственных и других наиболее важных организационных вопросов.

Закономерности возникновения государства

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наука дают всё новые знания о причинах и времени его возникновения. В различных теориях происхождения государства указываются различные причины: в теологической — божественная сила; в договорной – сила разума и сознания; в психологической – факторы психики человека; в органической – биологические факторы; в материалистической (марксистской) – социально-экономические; в теории насилия – военно-политические и т. д.

Такой плюрализм мнений обусловлен следующим: «во-первых, на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы (социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные и др.); во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объём накопленных человечеством знаний; в-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые брали чаще всего для иллюстрации своих идей регионы земли, в которых они сами проживали, игнорируя другие регионы; в-четвертых, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным, и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства, делая это подчас так увлеченно, что не замечали влияние на развитие общества других факторов; в-пятых, нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия».

Но как бы то ни было, возникновение государства любого типа подчиняется общей закономерности. Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. Этому обществу были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного и как бы стоящего над обществом особого аппарата для принудительного воздействия. Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю – государственной или частной.

Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат.

Государственный аппарат сформировался из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывалась в руках родоплеменной знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества. Государство как таковое создавалось для выполнения определённых функций. Функции государства зависят от его целей и задач, но их классификация является общей независимо от формы государства (см. Приложение 1).

К основным причинам появления государства ученые относят следующие:

• необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением;

• необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей;

• необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых слоев населения;

• необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность (это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того, чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, даже те, которые воспринимались ими как не отвечающие их интересам, несправедливые);

В процессе длительного, но неуклонного развития первобытного обществапостепенно создавались предпосылки для его качественного преобразования.

По мере совершенствования орудий труда люди приобретали все новые производственные навыки, повышались производительность труда, культура, нравственность, становились более разнообразными и противоречивыми интересы членов общества.

Важную роль в переходе от первобытного к качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда, которое пришло на смену естественному разделению трудовых функций между мужчиной и женщиной.

Первым крупным общественным разделением труда явилось отделение скотоводства от земледелия, затем от земледелия отделилось ремесло, а позже обособилась группа людей, занимающихся обменом товаров — купцов.

Общественное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок к росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее количество продукта, чем необходимо для поддержания его собственной жизни. В результате этого появился избыточный продукт, что и привело, в конечном счете, к возникновению частной собственности.

В таких экономических условиях родоплеменная организация власти оказалась бессильной. Она была не приспособлена для того, чтобы управлять делами такого общества, в котором интересы индивидов стали несовместимыми. Поэтому требовался уже другой властный орган, который смог бы обеспечивать преимущество интересов одних членов общества за счет других.

Координация общественных отношений в таких условиях теряет свое равновесие. Общество, в силу его раскола на экономически неравные группы (классы) людей, объективно порождает такую организацию власти, которая должна, с одной стороны, поддерживать интересы имущих, а с другой — сдерживать противоборство между ними и экономически зависимой частью общества.

Такой организацией, выделившейся из общества, стало государство. Опираясь на многолетние исследования Льюиса Моргана, Ф. Энгельс писал, что благодаря государству экономически господствующий класс становится и политически господствующим классом.

Государство — это особая общественная организация, которая, в отличие от организации власти первобытного общества, состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественными делами.

Первой формой государственно-организованного общества явилось общество рабовладельческое, которое в основном делилось на рабов и рабовладельцев. Непримиримость их интересов обеспечивало, сдерживало и координировало рабовладельческое государство. Его структура, содержание деятельности соответствовали уровню развития самого общества.

Причины возникновения государства:

  1. Переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

  2. Разделение труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов);

  3. Появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

  4. Появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально–классовое расслоение общества;

Государство имеет ряд отличительных признаков:

Государство предстает как всеобъемлющее социальное образование, охватывающее всё население страны на основе общего характера принадлежности (членства), связанного фактом рождения или постоянного проживания на её территории, то есть гражданства, это позволяет государству быть эффективным средством для мобилизации усилий всех членов общества для разрешения тех или иных проблем.

Государство является аппаратом управления и социальными учреждениями принудительного характера.

Государство издаёт общеобязательные для населения правила поведения — юридические нормы и обеспечивает их реализацию (соблюдение).

Государство обладает суверенитетом, то есть политико-юридическим свойством государственной власти, определяющим её независимость и неделимость как внутри страны, так и за её пределами. Различают две стороны:

• внутреннюю, которая проявляется в распространении государственной власти на всё население и все общественные организации страны;

• внешнюю, которая проявляется в том, что государство является равноценным участником международного общения, непосредственно заключает договоры, обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми представительствами, способствует укреплению общего мира и международной безопасности.

В целом причины возникновения правааналогичны причинам, породившим государство.

Право возникает вместе с государством, неразрывно с ним связано.

Право является результатом его деятельности при сложившихся экономических, классовых условиях.

Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов.

Право, выполняя функции общесоциальные, играло роль нормативно-классового регулятора (регулировало в интересах экономически господствующего класса) например, принцип талиона. Появляются специализированные органы.

Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества.

Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения:

  1. Возникновение права произошло по каким–либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства;

  2. Право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство;

Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества.

Основная норма поведения в период первобытно–общинного строя –обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор.

В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе.

Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством.

Признаки права:

  1. Создание и обеспечение государством, что выражало волю как общества, так и отдельной личности;

  2. Выражение в особых текстовых, письменных формах, которые создаются и реализуются в ходе осуществления специальных процедур;

  3. Предоставление прав и возложение обязанностей, чем регулируются отношения между членами общества;

  4. Охрана и поддержание мерами государственного воздействия

Разложение первобытного общества с его родовой организацией и становление государственной власти в различных исторических условиях имели свои специфические особенности. Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями. Вместе с тем, как бы ни был длителен процесс формирования государства, во всех случаях это объективно закономерный процесс, обусловленный прежде всего внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, военно-политическими, культурно-историческими, этническими, психологическими, нравственно-религиозными, эколого-географическими и другими обстоятельствами. В зависимости от тех или иных причин спектр названных факторов мог меняться, но всегда это было сочетание указанных начал при обязательной доминанте какого-либо одного из них

Экономические предпосылки возникновения государства:

переход от присваивающей экономики к производящей;

появление и углубление общественного разделения труда;

рост производительности труда и появление прибавочного продукта;

появление частной собственности на орудия и продукты труда;

появление товарообмена (рынка).

Социальные предпосылки возникновения государства:

переход от матриархата к патриархату;

запрет инцеста (кровосмешения);

возникновение семьи, как первичной экономической и социальной ячейки общества;

раскол общества на классы (бедных – богатых, свободных – угнетенных);

появление социальных противоречий (антагонизмов);

разложение рода.

Общие причины возникновения государства:

усложнившиеся задачи управления обществом;

охрана прав, интересов и привилегий собственников;

поддержание общественного порядка, необходимого для функционирования экономики;

необходимость разрешения споров и конфликтов;

необходимость ведения войн и осуществления обороны территорий.

Основные пути образования государства:

1) азиатский путь (шумер, египет, китай, вавилон, индия);

2) европейский путь:

а) античная форма (древнегреческие города – полисы, древний рим);

б) средневековая форма (франция, англия, россия, германия, италия, другие европейские государства).

Предпосылки возникновения права

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство (см. экономические и социальные предпосылки возникновения государства). Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства.

Возникновение права — следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы не справлялись. Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:

1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;

2) правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, — нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);

3) судебное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов для решения других аналогичных дел).

На процесс возникновения и развития права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, право возникает под их сильным воздействием. Основными источниками права здесь выступают нравственно-религиозные воззрения и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.). В Европе же кроме обычаев все больше заявляли о себе правотворчество государственных органов (законодательные акты) и судебное право (прецеденты).

Добавить комментарий