Какую группу общественных отношений регулирует административное право

административное право государство

Административно-правовые отношения — это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений вообще, а потому обладают всеми свойственными им общими признаками. В то же время они имеют свои особенности:

  • — обязанности и права сторон данных отношений ассиметричны, они связаны с деятельностью исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной власти;
  • — одной из сторон в этих отношениях всегда выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);
  • — данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;
  • — в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;
  • — разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.

Существует значительное разнообразие административных (управленческих) правоотношений.

По назначению их можно разделить на:

  • — организационно-структурные отношения обеспечивают стабильность структуры органов исполнительной власти, а также регламентируют механизм структурных изменений;
  • — организационно-функциональные отношения возникают в процессе повседневной работы органов исполнительной власти. Так, в ходе прогнозирования имеют место информационные отношения, отношения по проведению различных экспериментов. Принятие управленческих решений вызывает большое число организационных и процедурных связей по обоснованию управленческих актов. Координация предполагает согласование интересов различных ведомств и должностных лиц. Наконец, контроль как функция исполнительной власти предусматривает взаимодействие органов разного уровня подчиненности.
  • — административно-деликтные отношения возникают в связи с нарушением норм материального административного права, предусматривающих административную ответственность. Их субъектами являются правоохранительные органы, наделенные полномочиями по выявлению и пресечению правонарушений, рассмотрению дел об административных правонарушениях и принятию по ним решений, осуществляющие общую и индивидуальную профилактику правонарушений и преступлений, обеспечивающие защиту лиц от незаконных действий либо бездействия государственной администрации.1

В зависимости от целей деятельности отношения могут быть регулятивными или охранительными.

По составу участников правоотношения подразделяются на внутриаппаратные и внеаппаратные. В первом случае обязательный субъект (носитель административной власти, звено аппарата) вступает в отношения с другими звеньями аппарата (органами, служащими и др.). Во втором случае обязательный субъект взаимодействует с гражданами, негосударственными организациями, государственными предприятиями, учреждениями.

По субъектному составу можно выделить административно-правовые отношения между:

  • — органами исполнительной власти;
  • — органами исполнительной власти и государственными предприятиями, организациями и учреждениями;
  • — органами исполнительной власти и негосударственными

предприятиями, организациями и учреждениями;

  • — органами исполнительной власти и смешанными (имеющими доли государства и частных лиц) предприятиями и учреждениями;
  • — органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;
  • — органами исполнительной власти и общественными формированиями;
  • — органами исполнительной власти и гражданами.

По уровню возникновения обычно классифицируют административно-правовые отношения с учетом федеративного устройства России:

  • — отношения между центральными (федеративными) органами исполнительной власти и органами субъектов Российской Федерации;
  • — между органами исполнительной власти одного уровня;
  • — между органами исполнительной власти разных уровней.

Административно-правовые отношения по юридическому характеру взаимодействия между участниками делятся на горизонтальные, вертикальные и диагональные.

  • — вертикальные — такие отношения, при которых одна из сторон, наделенная юридически-властными полномочиями, либо сторона, имеющая больший их объем как вышестоящий орган, реализует право на непосредственное управляющее воздействие в отношении другой стороны;
  • — горизонтальные — это отношения, при которых их участники юридически и фактически равноправны, возникают между органами исполнительной власти одного уровня,
  • — диагональные — отношения между органами исполнительной власти разного уровня подчиненности (обычно это координационные связи).

Административное правоотношение имеет определенную структуру. Вопрос о составе правоотношения, количестве элементов, входящих в его структуру, в литературе трактуется неоднозначно. По мнению В.Н. Хропанюка, «структура правоотношения имеет четыре необходимых элемента: субъект, объект, право и обязанность»1.

«Правоотношение обладает сложной по составу структурой, в нее входят субъект (участник), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание правоотношения»1. однако представленные точки зрения принципиально не отличаются друг от друга, если принять во внимание утверждение В.К. Кабаева о том, что состав правоотношения образуют «субъекты правоотношения, содержание правоотношения и объекты правоотношения». При этом «субъективное право и юридическая обязанность является содержанием правоотношения»2.

В содержании административного правоотношения различаются две стороны: материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридические права и обязанности)3.

По вопросу о том, что является объектом правоотношения, в юридической литературе существуют разные мнения. Одни авторы в качестве единственного объекта любого правового отношения признают действия, поведение людей, а другие выделяют объект имущественных отношений, иногда именуемый предметом (материальные предметы и вещи), и объект неимущественных отношений (действия, поведение людей). Представляется, что здесь следует учитывать наличие непосредственного и более отдаленного объекта отношения. Непосредственным объектом административных правоотношений является волевое поведение человека, его деяния. А через управляемые деяния оказывается влияние на процессы, на материальные предметы, информацию, продукты духовного творчества.

Субъектом права является участник общественных отношений, которого юридическая норма наделила правами и обязанностями. Он обладает двумя признаками: во-первых, социальным (участие в общественных отношениях в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю, повелевшего, персонифицированного субъекта); во-вторых, юридическим (признание правовыми нормами его способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях).

Административно-правовые отношения чаще всего возникают в связи с событиями, односторонними волеизъявлениями. Действиями, совершаемыми по воле одной стороны и влекущими юридические последствия, являются, например, приказ, предписание субъекта административной власти, жалоба, заявление гражданина, решение о выдаче лицензии, постановление о наложении штрафа.

В ст. 2 ГК РФ говорится: «К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».

Что же касается гражданского права, то, закрепляя имущественные, товарные отношения, оно устанавливает юридическое равенство сторон (покупателя и продавца, заказчика и подрядчика и т. д.). Поэтому юридическим фактом, порождающим, прекращающим, изменяющим гражданские правоотношения, является договор, отражающий волю обеих сторон.

Субъекты гражданского права во многих случаях сами выбирают, с кем и когда вступать в отношения, заключая договоры, определяют взаимные права и обязанности. Иначе строится административно-правовое регулирование. Как правило, нормами точно определяется, когда и между какими субъектами должны возникать правоотношения, каковы будут права и обязанности сторон.

Так, отношения граждан, связанные с призывом на военную службу, получением прав на управление транспортными средствами, возникают при заранее определенных обстоятельствах, с определенными органами исполнительной власти, при этом права и обязанности сторон четко закреплены юридическими нормами. В определенные сроки, по определенной форме, определенным адресатам организации, к примеру, должны направлять статистические данные, отчеты, справки.

При возникновении споров между участниками равноправных гражданско-правовых отношений они вправе обратиться за помощью к третьей, незаинтересованной стороне — суду. Санкции, которые применяются к виновной стороне, чаще всего являются правовосстановительными (взыскание убытков и т.п.) и используются в интересах пострадавшего. Иными словами, гражданско-правовые отношения обеспечены судебной защитой. Существующие в административно-правовых отношениях права и интересы тоже могут защищаться в судебном порядке. Но это не правило, а исключение из него1. В основном же права участников таких отношений, споры между ними решаются в административном порядке: субъектом управления, который был (является) стороной административного правоотношения, вышестоящим или иным органом исполнительной власти. Субъекты исполнительной (административной) власти наделены правом решать, а другие участники отношений имеют право обжаловать такие решения.

Более того, субъекты исполнительной власти, во многих случаях, наделены правом применять самые разнообразные меры воздействия к другим субъектам правоотношений. В частности, они могут потребовать объяснений, дать указания, отказать в просьбе, не присвоить звание, использовать средства административного, дисциплинарного принуждения. Одинаковое подчинение закону и суду ставит должностных лиц и граждан на общую юридическую плоскость. Должностное лицо может быть наделено большими правами, нежели гражданин, но перед законом они становятся принципиально равными.

Еще раз подчеркнем, что особенности предмета обуславливают специфику метода регулирования. Административное право закрепляет юридическое неравенство субъектов, право носителей административной власти во внесудебном порядке воздействовать на граждан и организации. Но административно-правовое регулирование властеотношений обеспечивает внедрение в сферу администрирования демократических начал.

В управленческих отношениях есть субъект и объект воздействия. Их правовое опосредование превращает обе стороны в субъектов правоотношений, носителей определенных прав и обязанностей. Оба они наделяются определенными государственно-властными полномочиями. Однако объем этих полномочий, как правило, неодинаков. Они соотнесены таким образом, чтобы обеспечить подчиненность управляемой стороны управляющему субъекту. В некоторых случаях, когда имеют место отношения координации и устанавливаются связи на одном организационном уровне, объем полномочий субъектов административно-правовых отношений может быть равен. Такие связи оформляются административными договорами. В первом случае присутствует неравенство сторон, во втором — стороны равны. Но эти отношения являются основанием возникновения неравенства субъектов при осуществлении условий административного договора.

Закрепляя демократические начала формирования административной власти и контроля за ее деятельностью, рациональные формы организации управленческого труда, разнообразные права граждан, процедуры разрешения споров с исполнительной властью и многое другое, административное право придает управленческим отношениям цивилизованной характер, способствует развитию в них начал законности, справедливости, демократии.

Административное право является составной частью правовой системы. Однако специфика его предмета и метода регулирования общественных отношений позволяют отметить самобытность и исследовать функциональные связи с другими правовыми подсистемами. Поскольку эта отрасль права обеспечивает государственно-управленческую деятельность, то круг общественных отношений, на которые данная отрасль оказывает влияние, чрезвычайно широк.

Прежде всего, оно тесно связано с конституционным правом. Конституционное право закрепляет основы организации и деятельности органов исполнительной власти, место их в государственном механизме, взаимоотношения с другими ветвями власти, регламентирует права и свободы человека и гражданина, которые обеспечиваются в сфере государственного механизма. По существу, конституционное право определяет исходные начала административного права.

Административное право очень тесно связано и с гражданским правом. По отношению к гражданскому праву во многих случаях оно выступает регулятором имущественных отношений. Например, антимонопольные органы вводят ограничения в деятельность хозяйствующих субъектов, устанавливают обязательные предписания и т.п. органы управления государственным имуществом распоряжаются объектами федеральной собственности, устанавливают порядок его приватизации, продажи или сдачи в аренду.

Административное право взаимодействует с трудовым правом. Например, Правительство РФ устанавливает порядок разработки и утверждения типовых норм труда. По многим вопросам оно вправе принимать постановления, содержащие нормы трудового права. Единственным условием является то, что эти нормы не должны противоречить Трудовому кодексу РФ.

Административное право тесно связано с финансовым правом и земельным правом. Значительная часть финансово-правовых отношений регулируется нормами административного права. Так же соотносятся административное и земельное право.

Связь административного и уголовного права проявляется в процессе применения норм уголовного права. Так, в уголовном судопроизводстве при рассмотрении конкретного дела учитывается степень общественной опасности лица, совершавшего прежде административные нарушения.

В современный период активно развивается административно-процессуальное право. Пока оно не оформилось в самостоятельную отрасль, но основания для ее выделения имеются.

Отрасль административного права характеризуется ярко выраженной целостностью и функциональным единством. Эта целостность определяется единым предметом, основными целями и специфическим методом правового регулирования общественных отношений. Внутри самой отрасли устанавливается четкая субординация норм разной юридической силы. Это создает административно-правовой режим, под которым понимается особая система регулятивного воздействия на общественные отношения.

Добавить комментарий