Карательная функция

Правонарушение является юридическим фактом, т.е. деянием (действием или бездействием), которое порождает, изменяет или прекращает правоотношение. Другими словами, юридическая ответственность является одним из видов правоотношений, которые возникают между государством и правонарушителем с момента факта совершения правонарушения и доказательством в процессуальном порядке этого факта. Юридическое содержание этого правоотношения образуют субъективные права и обязанности сторон. Государство, установив и доказав факт совершения правонарушения, имеет право и обязано осуществить принуждение по отношению к виновному в пределах санкции материальной нормы и на основании соответствующих процессуальных норм. Установление конкретной санкции нормы права, позволяет оценить деяние как деликт (преступление или проступок). К ответственности привлекается лишь деликтоспособное лицо. Конкретные меры ответственности правонарушителя должны быть последствием правильного выбора нормы права и ее санкции.

В качестве основной цели юридической ответственности является обеспечение прав и свобод субъектов правоотношений, охрана и защита этих прав и свобод.

Функции юридической ответственности определяются ее целью, содействуют ее достижению. К основным функциям юридической ответственности относятся следующие.

Правовосстановительная функция, которая состоит в правовой и фактической возможности восстановить положение, существовавшее до нарушения права (возместить убытки, загладить причиненный вред, исполнить неисполненное обязательство, вернуть вещь в натуре, признать права другого лица, реституция и т.д.).

Штрафная (карательная) функция, которая выражается в различных мерах наказания виновного лица посредством возложения на правонарушителя личных, организационных или имущественных последствий неблагоприятного (отрицательного) характера (штраф, лишение специального права, звания, чина, награды, неустойка, обязательные и принудительные работы, лишение свободы и др.).


Воспитательная функция выражается в косвенной цели формирования посредством правоприменительной практики привлечения к юридической ответственности у субъектов права в целом мотивации правомерного поведения. Превентивный характер данной функции позволяет предупреждать совершение новых правонарушений как со стороны лиц совершивших правонарушение (частная превенция), так и со стороны других субъектов права (общая превенция). Правовое воспитание связано в целом с проблемой формирования правовой культуры, правосознания и навыков правомерного поведения. Данная проблема связана со всем инструментарием правового воздействия, включая правовую идеологию, построенную на принципах права и юридической ответственности.

Предупредительная функция выражается в общей и частной превенции, т.е. в предупреждении граждан и правонарушителя о возможных последствиях негативного характера в случае отступления от предписаний правовых норм.

Охранительная функция выражается в самом предназначении юридической ответственности и ее применения за уже совершенные правонарушения в целях охраны прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Регулятивная функция связана с тем, что юридическая ответственность является составной частью правового регулирования, осуществлением регулятивной функции права. Она создает необходимые юридические условия и предпосылки для правообеспечительной реализации прав и обязанностей, устанавливая нормы поведения, регламенты, стандарты и другие позитивные правила юридического характера.

Виды юридической ответственности прежде всего определяются по содержанию санкций, применяемых за правонарушения. Так как санкции в основном по содержанию делятся на правовосстановительные и штрафные (карательные), то и выделяют правовосстановительную и штрафную юридическую ответственность. Кроме того, принято выделять позитивную юридическую ответственность, связанную с ее социальной природой. Социальная ответственность может быть проспективной (ответственность за будущее поведение), ретроспективной (ответственность за уже совершенные деяния). «С другой стороны, социальная ответственность характеризуется как позитивная (положительная). Это и есть чувство ответственности, гордости за совершенное либо одобрение, поощрение со стороны общества. Но ответственность может и негативная, заключающаяся в негативных, неблагоприятных последствиях для нарушителя социальных требований» .

Правовосстановительная ответственность связана с восстановлением нарушенных прав, исполнением обязанностей и т.д. Карательная ответственность связана с применением уголовно-правовых, административных, дисциплинарных санкций, с правильной квалификацией правонарушения, индивидуализацией наказания. Карательная ответственность должна осуществляться в надлежащей процессуальной форме. Таким образом, нормативная конструкция юридической ответственности включает в себя систему норм материально-процессуального права, связанных с установлением правонарушения, доказательством его как юридического факта, являющегося основанием применения санкции и других мер негативного характера к правонарушителю. С точки зрения определенности карательные санкции в основном носят относительно-определенный характер в отличие от правовосстановительных санкций, носящих абсолютно-определенный характер. Если более строгая карательная ответственность поглощает менее строгие виды ответственности, то правовосстановительная ответственность не поглощается и применяется до полного восстановления нарушенного права. В процессе привлечения к юридической ответственности могут применяться меры пресечения правонарушения, меры обеспечения доказательств, меры защиты и т.д. Но все они носят вспомогательный характер и не являются юридической ответственностью, которая, по определению, прежде всего, является реализацией санкции нормы права, итоговой формой ответственности.

К правовосстановительной ответственности в основном относятся гражданско-правовая и материальная ответственность по трудовому законодательству. К карательной (штрафной) ответственности относят в основном уголовную, административную и дисциплинарную ответственность. Таким образом, юридическая ответственность носит, прежде всего, отраслевой характер. Содержательно юридическая ответственность выражает природу юридической обязанности, правоотношения и применения права.

Характеристика видов юридической ответственности.

Уголовно-правовая ответственность характеризуется наиболее жесткими мерами государственного воздействия. Она применяется к виновному лицу только в судебном порядке и на основании конкретной нормы Уголовного кодекса. Основной формой реализации уголовной ответственности является уголовное наказание. Уголовная ответственность носит публичный характер (субъектом привлечения к уголовной ответственности является государство). Уголовная ответственность носит исключительно персональный характер. Уголовная ответственность наступает также за приготовление к преступлению, за покушение на него, за соучастие в совершении преступления и др. Рамки наказания строго очерчены нормой права.

Действующее российское уголовное законодательство полностью кодифицировано. Единственным уголовным законом является Уголовный кодекс РФ. Никакой правовой акт, кроме уголовного закона, не может определять преступность и наказуемость деяний. Не имеет обратной силы более строгий уголовный закон. Любое преступление характеризуется общественной опасностью, характером общественной опасности и степенью. Естественной и самой распространенной формой реализации уголовной ответственности является наказание, но возможно также осуждение без назначения наказания. Некоторые ученые к формам реализации уголовной ответственности относят и принудительные меры медицинского характера.

Основаниями уголовной ответственности являются вина, факт совершения преступления, наличие состава преступления в совершенном деянии и др. По степени общественной опасности различают основной состав, состав со смягчающими обстоятельствами и состав с отягчающими обстоятельствами.

По общему правилу к уголовной ответственности лица привлекаются с 16 лет, кроме тяжких преступлений (с 14 лет). К ответственности привлекаются лишь вменяемые лица. Социальная функция наказания состоит в восстановлении нарушенного общественного порядка. Процессуальной формой применения наказания может быть только обвинительный приговор суда. Наказание влечет судимость и по своему содержанию является карой (лишение или ограничение прав осужденного). По порядку назначения наказания подразделяются на три группы: основные, дополнительные, основные и дополнительные. Основные наказания не могут назначаться как дополнительные, дополнительные наказания назначаются в случаях вынесения приговоров по тяжким и особо тяжким преступлениям. По субъекту наказания делятся на общие и специальные. Существуют и другие классификации наказаний. Самыми строгими являются наказания, связанные с ограничением или лишением свободы. При назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание и т.д.

Уголовная ответственность существенно отличается от других видов юридической ответственности, так санкции в уголовном праве значительно ограничивают правовой статус лица. Поэтому данный вид юридической ответственности носит исключительно персональный характер.

Административно-правовая ответственность наступает за совершение административного проступка на основе законодательства об административных правонарушениях. В порядке привлечения к административной ответственности могут применяться меры обеспечения административного производства: административное задержание лица, личный досмотр и др.

Административная ответственность основана на факте совершения административного проступка, который посягает, прежде всего, на государственный и общественный порядок управления. В зависимости от объекта административное правонарушение подразделяется на виды: посягающее на права граждан и здоровье населения, на собственность, на общественный порядок и т.д.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16 лет. При малозначительности совершенного правонарушения лицо могут освободить от административной ответственности.

Основными видами административных наказаний являются: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация этих орудий или предметов, лишение специального права, административный арест (до 15 или 30 суток, назначается судьей), административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация (лишение права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица). При этом наказания также как и в уголовном праве делятся на основные и дополнительные. За одно административное правонарушение может быть назначено основное или основное и дополнительное административное наказание. Административное наказание налагается не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. При этом учитываются характер правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено административное наказание. Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении дисциплинарных взысканий на работника администрацией предприятия, учреждения, организации за нарушение трудовой дисциплины, а также применяется за нарушение служебной, учебной, воинской и другой дисциплины.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка. Оно не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка (кроме специальных сроков). За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (меры взыскания должны соответствовать законодательству). В процессе привлечения к дисциплинарной ответственности объявляется приказ (распоряжение), составляется соответствующий акт на основе письменного объяснения нарушителя дисциплины. Если дисциплинарный проступок связан с виновным причинением вреда, на нарушителя может быть наложено не только дисциплинарное взыскание, но он может быть привлечен к материальной ответственности. В некоторых случаях правонарушение может содержать в себе и признаки дисциплинарного, и признаки административного проступка (нарушитель привлекается к двойной ответственности, например, выговор и штраф). Существуют и некоторые особенности привлечения к дисциплинарной ответственности специальных субъектов, например, государственный служащий может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности. Законодательство о государственной службе выделяет однократное грубое нарушение дисциплины как основание для применения мер дисциплинарной ответственности.

Если в течение года лицо не подвергалось дисциплинарному взысканию, то считается не имеющим его. Дисциплинарная ответственность бывает общей и специальной (по определенным категориям лиц). За совершение дисциплинарного проступка применяются по общему правилу следующие взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

Гражданско-правовая ответственность является видом правовосстановительной ответственности и связана с восстановлением нарушенных прав и принудительным исполнением неисполненной обязанности. Она наступает за нарушение договорных обязательств имущественного характера или включает в себя компенсацию морального вреда. Полное возмещение вреда — основной принцип гражданско-правовой ответственности.

Гражданско-правовая ответственность основана на санкциях, связанных с дополнительными обременениями для правонарушителя (возложение дополнительной гражданско-правовой обязанности или лишение принадлежащего правонарушителю права). Необходимо отличать меры гражданско- правовой ответственности от мер защиты гражданских прав (санкции, направленные на предупреждение или пресечение правонарушения или на восстановление положения, существовавшего до правонарушения — признание права, присуждение к исполнению обязательства в натуре, признание оспоримой сделки недействительной и др.).

Особенности гражданско-правовой ответственности состоят в следующем:

· это меры воздействия, влекущие невыгодные последствия имущественного характера;

· компенсация нарушенного права потерпевшей стороны;

· соразмерность ответственности характеру причиненного вреда;

· применение равных по объему мер ответственности к разным участникам гражданских правоотношений за однородные правонарушения.

Функции гражданско-правовой ответственности:

· компенсационная;

· стимулирующая;

· предупредительная;

· штрафная.

Формы гражданско-правовой ответственности:

· возмещение убытков;

· уплата неустойки;

· потеря задатка;

· потеря удержанного, заложенного имущества и др.

В зависимости от основания эта ответственность подразделяется на следующие виды: договорную и внедоговорную (по закону). В зависимости от характера распределения ответственности она делится на: долевую, солидарную, субсидиарную, регрессную.

Основанием гражданско-правовой ответственности является состав гражданского правонарушения. Условиями этой ответственности являются: противоправное поведение должника, возникновение убытков кредитора, наличие причинной связи между поведением должника и возникновением убытков у кредитора, вина должника. Таким образом, гражданско-правовую ответственность можно определить как применение санкций к правонарушителю-должнику в интересах другого лица (кредитора), которые выражаются в невыгодных последствиях имущественного характера. Вред может быть материальным или моральным.

При отсутствии одного или нескольких условий ответственности она не может быть наложена. Если иное не установлено законом или договором, отсутствие вины должника освобождает его от ответственности за нарушение обязательства (кроме специальных субъектов). Принудительное взыскание имущества должника, по общему правилу, возможно лишь в судебном порядке. Применение правовосстановительных санкций должно осуществляться на основе соответствующих процессуальных форм.

Материальная ответственность является также разновидностью правовосстановительной ответственности. Она наступает за ущерб, причиненный рабочими, служащими при исполнении своих трудовых обязанностей предприятию, учреждению или организации. Ущерб может быть как материальным, так и моральным. Материальная ответственность возникает на основе нарушения трудового законодательства и может конкретизироваться в коллективных и индивидуальных трудовых договорах (контрактах). При этом ответственность наступает за ущерб в период существования трудового правоотношения, в противном случае наступает ответственность по нормам гражданского права. Материальная ответственность наступает только за виновное противоправное деяние (действие или бездействие). Трудовым законодательством предусмотрена как материальная ответственность работодателя перед работником, так и наоборот. Работник привлекается к материальной ответственности при наличии следующих условий: прямого действительного ущерба, противоправного поведения работника, причинной связи между деянием и ущербом, вины работника.

Существует два основных вида материальной ответственности работника — полная и ограниченная. Материальная ответственность на работника в полном размере налагается обычно при причинении умышленного ущерба, причинении ущерба в результате административного проступка или преступных действий, неисполнении работником трудовых обязанностей и др. Данный перечень четко определен в законе. Возможна и коллективная материальная ответственность на основе заключения соответствующего договора. Ущерб, оставшийся не возмещенным в связи с увольнением работника, взыскивается в судебном порядке, как и в случаях взыскания ущерба при полной материальной ответственности.

Наряду с охранительной в уголовном законодательстве закреплена и предупредительная функция уголовного права. В числе задач уголовного права предупреждение преступлений выделено впервые, хотя очевидно, что она стояла всегда. Эта задача — предупредительная роль — реализуется, прежде всего, через психологическое воздействие на сознание граждан путем их устрашения и убеждения. Содержание этого воздействия неоднозначно и зависит от отношения людей к уголовному запрету. Большинство не совершает преступления не из-за страха быть наказанным, а в силу своих положительных нравственных качеств и моральных принципов. Для них уголовное право является дополнительным регулятором поведения. Уголовное право, следовательно, в первую очередь адресовано двум категориям лиц:

  • 1) Воздерживающимся от совершения преступлений из-за боязни ответственности и наказания;
  • 2) Игнорирующим уголовно-правовой запрет и совершающим преступления. Предупредительная функция уголовного права выражена не только в запрещающих, но и в поощрительных нормах.

Воспитательная функция уголовного права

Уголовному праву присуща и воспитательная функция. Она реализуется в первую очередь при применении уголовно-правовых норм. Совершение преступления вызывает негативную морально-политическую оценку со стороны не только государства, но и членов общества. Для реализации поставленных перед ним задач уголовное право наделено соответствующими специфическими средствами, перечисленными в ч.2 ст. 2 УК РФ. Для их осуществления в уголовном законодательстве устанавливаются основание и принципы уголовной ответственности; определяется, какие деяния признаются преступными; закрепляются виды наказаний и иные меры уголовно правового характера. Под иными мерами, о которых говорит Кодекс, понимаются принудительные меры воспитательного воздействия1 и принудительные меры медицинского характера. Преступность требует установления жесткого социального контроля со стороны государства, создания специальных государственных структур, использования государственно-властных полномочий, определения государственной политики в борьбе с ней. Политика борьбы с преступностью, будучи составной частью внутренней политики государства, характеризуется совокупностью основополагающих научно обоснованных идей и положений об исходных позициях, стратегических направлениях, путях и средствах преодоления преступных посягательств, которыми руководствуются государственные и общественные органы в своей практической деятельности. Ее основой выступает уголовная политика, под которой понимаются принципы и направления, формы и методы борьбы с:

  • 1) ст. 90, 91 УК РФ;
  • 2) ст. 99 УК РФ.

Таким образом, задачи уголовного права реализуются через уголовную политику. Она определяет:

  • 1) Исходные принципы и положения по борьбе с преступностью методами уголовного права;
  • 2) Круг общественно опасных деяний признаваемых преступлениями;
  • 3) Перечень деяний, подлежащих декриминализации;
  • 4) Характер наказуемости деяний;
  • 5) Основания и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания;
  • 6) Направления правоприменительной деятельности;
  • 7) Эффективность норм и институтов уголовного права;
  • 8) Воздействие на правовое сознание и правовую культуру населения. В качестве объекта уголовно-правовой защиты предусмотрен конституционный строй РФ, основы которого определены в Конституции Российской Федерации. Придавая исключительно важное, значение сохранению благоприятной для человека и иных живых существ, природной среды, экологического правопорядка и безопасности населения, УК выделил в виде самостоятельного объекта охраны окружающую среду. Наконец, впервые на законодательном уровне сформулирована такая задача уголовного права, как обеспечение мира и безопасности человечества. 3.2 Предупредительная функция уголовного права Наряду с охранительной в уголовном законодательстве закреплена и предупредительная функция уголовного права. В числе задач уголовного права предупреждение преступлений выделено впервые, хотя очевидно, что она стояла всегда. Эта задача — предупредительная роль — реализуется, прежде всего, через психологическое воздействие на сознание граждан путем их устрашения и убеждения. Содержание этого воздействия неоднозначно и зависит от отношения людей к уголовному запрету. Большинство не совершает преступления не из-за страха быть наказанным, а в силу своих положительных нравственных качеств и моральных принципов. Для них уголовное право является дополнительным регулятором поведения. Уголовное право, следовательно, в первую очередь адресовано двум категориям лиц:
  • 1) воздерживающимся от совершения преступлений из-за боязни ответственности и наказания;
  • 2) игнорирующим уголовно-правовой запрет и совершающим преступления.

Ограниченность договорного регулирования отношений по соци­альному обеспечению позволяет утверждать, что в праве социально­го обеспечения подавляющее большинство норм носит обязываю­щий, предписывающий характер.Гражданам дано право обращать­ся или не обращаться за получением какого-либо материального блага по социальному обеспечению, отказаться от дальнейшего его получения. Однако законодатель резко ограничил возможность сто­рон отношений по социальному обеспечению самим устанавливать свои права и обязанности. Диспозитивность хороша и эффективна для регулирования рынка (товаров, услуг, рабочей силы, информа­ции), где правовая мысль не успевает за сложной реальностью, а че­ловек сам выбирает, чем, где, когда и на каких условиях рисковать и включать ли какое-либо свое собственное благо (имущество, спо­собность к труду, знания и т. д.) в хозяйственный оборот. Поэтому говорить о превалировании диспозитивности в праве социального обеспечения не совсем верно.

В праве социального обеспечения, как ни в какой другой отрасли права, на первый план выходит вопрос о финансовых источниках предоставления соответствующих материальных благ. Отношения по социальному обеспечению, носящие, как уже указывалось, рас­пределительный по своему экономическому содержанию характер, приобретают свойственные только им атрибуты. В частности, они обременяются строгим целевым использованием средств, исполне­нием обязательств по предоставлению независимо от финансового положения обязанного органа и т. д. Распределение аккумулирован­ной части валового внутреннего продукта (ВВП), да еще с дополни­тельными категоричными условиями такого распределения одно­значно требует императивного метода правового регулирования. Обеспечение организованности, необходимой общественной дисци­плины, нормированности видов социального обеспечения — все это требует обращения в первую очередь к позитивным связываниям и запретам.

При анализе норм права социального обеспечения становится очевидным, что вся мощь нормативного регулирования, гигантский массив обязывающих норм обращены, как правило, ко второму субъекту правоотношений в этой сфере — к лицу, предоставляюще­му какое-либо благо по социальному обеспечению или обязанному осуществить какое-либо действие для его предоставления. В этой связи необходимо отметить общую целевую установку этой отрасли права — своевременное и полное предоставление блага обязанным лицом.

У государства нет явно выраженного и экономически обоснован­ного интереса в обращениях нуждающихся лиц, но интерес государ­ства в ясности, четкости, быстроте предоставления соответствующе­го блага получателям обусловлен социальной сущностью государст­ва, нашедшей закрепление в основном законе страны. Такой же интерес имеется и у самих получателей благ по социальному обес­печению, именно в их пользу установлена обязанность предоставле­ния.

Однако юридически первоначально собственниками ресурсов, передаваемых гражданам-получателям в виде благ по социальному обеспечению, являются в соответствующих случаях Российская Фе­дерация, субъект РФ, муниципальное образование, работодатель, работники. Это их собственные ресурсы, и предоставление возмож­ности диспозитивного разрешения сторонам правоотношения само­стоятельно, путем согласования своих воль, определять объем и ус­ловия предоставления соответствующих благ посягнет на права публичного собственника (государства и муниципальных образова­ний). Такие собственники всегда действуют через представителей, распорядителей, в связи с чем только предварительное нормирова­ние предоставлений благ по социальному обеспечению дает гаран­тию точного прогнозирования, целевой направленности и полного финансирования будущих предоставлений (бюджетное регулирова­ние в широком смысле слова).

Частные же собственники (работодатели) могут в любой момент, в том числе в индивидуальном порядке, согласовать свою волю с волей получателя блага по социальному обеспечению и осущест­вить предполагаемое ранее или незапланированное предоставление нуждающемуся лицу. В этом случае диспозитивность возможна, хо­тя тенденция к предварительному нормированию объемов и усло­вий такого предоставления в последнее время постоянно усиливает­ся. Интерес собственника источников финансирования в социаль­ном обеспечении к учету и оперативности проведения операций с имуществом отводит диспозитивному способу регулирования не­большую роль.

Законодатель обоснованно отдаёт и будет продолжать отдавать приоритет императивному способу правового регулирования отно­шений по социальному обеспечению, в том числе из-за доброволь­ности принятия сторонами обязательств в случаях социального партнёрства и индивидуально-договорного регулирования, ограни­ченности источников финансирования таких обязательств, а также из-за того, что именно государство, а не кто-нибудь иной является согласно Конституции РФ ответственным за социальное развитие общества, именно государство гарантирует всеобщее социальное обеспечение и несёт основные, самые масштабные расходы в этой связи.

Таким образом, для метода права социального обеспечения ха­рактерно особое сочетание императивного и диспозитивного спо­собов правового регулирования, при неизменном (перманентном) доминировании первого,а также применение в нормах права соци­ального обеспечения стимулирования как производного способа правового регулирования.

Следующее свойство — сочетание централизованного правового регулирования с региональным, муниципальным и локальнымпредставляет собой новейшую черту метода права социального обеспечения. Именно распределительный характер отношений по социальному обеспечению как главная черта предмета этой отрасли права делает выгодным для государства одновременное сочетание всех указанных уровней правового регулирования.

Статья 8 Кон­ституции РФ закрепляет разнообразие форм собственности в нашей стране, отсутствие тотального государственного монополизма. Это означает, что имущество, блага, идущие в том числе на социальное обеспечение, рассредоточены между огромным количеством субъек­тов. Для федерального законодателя очевидно, что расходы по со­циальному обеспечению непосильны для федеральной (иными сло­вами «общенациональной») собственности. Поэтому государство нашло правовой выход: во-первых, дать возможность (право) каж­дому собственнику (региону, муниципалитету, работодателю и т. д.) распорядиться в целях социального обеспечения населения частью своей собственности (по различным мотивам — понимания необхо­димости такого шага, поддержки воспроизводства рабочей силы, желания переизбраться на следующий срок и т.д.), а, во-вторых, в некоторых случаях правовыми нормами обязать этого собственни­ка к такому распределению.

Обращает на себя внимание и тот факт, что нормы права соци­ального обеспечения в одних случаях разрешают субъектам соответствующего уровня правового регулирования предоставлять за свой счёт какие-либо блага по социальному обеспечению, а в других слу­чаях обязывают их самостоятельно создать правовую норму, как правило, конкретизирующую норму, принятую на более высоком уровне. Это обязывание, «перекладывание» бремени нормотворчест­ва тоже выгодно государству, так как чем ниже уровень правового регулирования, тем ближе правотворец к получателям благ по соци­альному обеспечению, тем эффективнее он урегулирует некоторые общественные отношения, тем лучше он учтёт уровневые особенно­сти причин нуждаемости и иные факторы, тем в конечном итоге действенней будут использованы (может быть, даже сэкономлены) средства, направляемые на эти цели. Множественность уровней правового регулирования объясняется и тем, что в праве социально­го обеспечения возможна и необходима дифференциация условий и норм социального обеспечения, в том числе и в связи с особенно­стями конкретной территории, отрасли экономики, предприятия. Эти особенности могут быть климатическими, экологическими и т.д.

Данный подход государства к полисистемности уровней право­вого регулирования социального обеспечения можно оценить как утилитарный, обоснованный объективной ограниченностью и «раз­дробленностью» распределяемых в целях социального обеспечения ресурсов.

Можно с уверенностью прогнозировать, что роль местного само­управления в правовом регулировании социального обеспечения в самой ближайшей перспективе будет усиливаться, а в отдалён­ной — станет одной из основных. Что касается локального регули­рования, то само наличие соответствующих положений о социаль­ном обеспечении в коллективных договорах и иных актах на уровне работодателей позволяет нам говорить о становлении локального регулирования социального обеспечения в России, но малое коли­чество таких договоров и актов, а также неразвитость источников финансирования их исполнения в части предоставления материаль­ных благ для целей социального обеспечения даёт основания сде­лать вывод о том, что для метода права социального обеспечения пока характерна незначительность локального регулирования.

Следующие две черты метода — специфика юридических фак­тов и санкций в праве социального обеспечения.

Так, для возникновения процедурного (процессуального) право­отношения по социальному обеспечению может быть достаточно единичного юридического факта (волеизъявления гражданина), для возникновения же материального правоотношения всегда необхо­дим именно юридический состав. В фактическом составе, необходимом для возникновения материальных правоотношений по социаль­ному обеспечению, можно условно выделять, как правило, группу «основных» юридических фактов (возраст, трудовой стаж, сиротст­во и т. д.), помимо юридических фактов — волеизъявлений как гра­жданина (обращение, подача заявления), так и органа, обязанного предоставить социальное обеспечение (решение). При этом наибо­лее типичными для сферы социального обеспечения «основными» юридическими фактами являются события.

Примерный перечень событий, которые являются юридическими фактами, необходимыми для возникновения правоотношений по со­циальному обеспечению, в частности по социальному страхованию, содержится в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования»:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

4) материнство;

5) инвалидность;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Такая тенденция к признанию статуса социально значимых об­стоятельств за событиями имеет корни в том числе в международ­ных актах о правах человека. Например, в ч. 1 ст. 25 Всеобщей дек­ларации прав человека от 10 декабря 1948 г. закреплено, что каж­дый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социаль­ное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.Раз эти обстоятельства по об­щему правилу не зависят от человека, претендующего на распреде­ление в его пользу блага по социальному обеспечению, то это объ­ективно приводит законодателя к необходимости закрепления в нормативных актах в качестве оснований для социального обеспе­чения именно событий. Это общемировая практика, имеющая науч­ное и общественное признание.

И здесь на первый план выходит понятие «социального риска», ибо именно через эту категорию можно привести к единому «знаменателю» «основные» юридические факты в праве социального обес­печения.

Социальный риск- это закреплённое в нормах права социаль­ного обеспечения, возможное в жизни каждого либо в жизни значи­тельной части общества, вероятностное предполагаемое событие, как правило, неотвратимое для конкретного человека, объективно влекущее социально значимое негативное изменение материального и (или) социального положения человека или его здоровья по неза­висящим от него обстоятельствам, в случае наступления которого человек вправе требовать предоставления определённого материаль­ного блага по социальному обеспечению в целях поддержания здо­ровья и благосостояния его самого и его семьи.

Своими особенностями обладают и санкции, закрепленные в нормах права социального обеспечения.

На современном этапе развития права социального обеспечения для данной отрасли права характерны в первую очередь восстано­вительные (компенсационные) санкции, правопресекательные и играющие незначительную роль правоограничивающие санкции.Санкции карательные, закрепляющие некий урон, лишения, наноси­мые законно имеющимся у правонарушителя объектам, или отяго­щения личного, организационного либо имущественного характера в нормах права социального обеспечения законодателем не приме­няются.

Особой чертой правовосстановительных санкций является то, что, несмотря на определенное сходство «экономической слабости», зависимости гражданина в праве социального обеспечения и трудо­вом праве, восстановление ущерба происходит не в ограниченном доходом правонарушителя размере (как по общему правилу в тру­довом праве), а в полном размере. Однако этот полный размер не совпадает с полным возмещением убытков по нормам гражданского права (прямой ущерб плюс упущенная выгода). Все-таки получате­ли благ по социальному обеспечению, как правило, более бедны и сильнее «привязаны» к установленным источникам дохода, неже­ли наёмные работники. Это требования гуманности. Своеобразная «золотая середина» объема возмещения обусловлена спецификой предмета права социального обеспечения. В порядке социального обеспечения происходит распределение общественных средств, соб­ранных с огромным трудом со всех для самых нуждающихся, мож­но сказать, средств публичных, обеспечивающих, как правило, са­мое главное право человека — право на жизнь. Беря незаконно бла­го по социальному обеспечению, правонарушитель затрудняет его получение другим людям. Законодатель обоснованно отдал в праве социального обеспечения приоритет интересам государства, всего общества (все переплаченное верни), и не стал создавать сложный баланс ограничения восстанавливаемого объёма. То есть санкции норм права социального обеспечения обязывают гражданина, ви­новно причинившего материальный ущерб вследствие злоупотреб­ления с его стороны либо сокрытия обстоятельств, от которых зависит размер получаемого материального блага или право на его по­лучение, возместить такой ущерб в полном размере. Например, согласно ст. 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлена правовосстановительная ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии.

Санкции, закрепляющие такую меру государственного принуж­дения, как правопресечение, также используются в праве социаль­ного обеспечения и дополняют чаще всего санкции восстановительные (злоупотребление получателя выплат влечет и прекращение правоотношения по предоставлению таких незаконно назначенных выплат). Хотя возможна ситуация, когда гражданин, например, представил недостоверные документы, позволяющие выйти на пен­сию досрочно. Получая длительный период пенсию и достигнув об­щего пенсионного возраста, он подвергнется лишь восстановитель­ным санкциям, а правопресекательные в данном случае не применимы (даже если он будет лишен свободы по приговору суда за обман), так как лицо на настоящий момент имеет законные основа­ния получать свою пенсию.

Весьма показательным также является установленное законом требование, согласно которому выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учёта в качестве безра­ботного в случаях длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин или попытки получения либо получения пособия по безработице обманным пу­тем.

Можно также особо отметить фактическое отсутствие в санкци­ях права социального обеспечения какой-либо формы компенсации противоправного несвоевременного (неполного) предоставления со­циального обеспечения. В праве социального обеспечения на пер­вый план должны выходить восстановительные санкции, в том чис­ле и но отношению к субъектам, предоставляющим социальное обеспечение. Задержки предоставления благ по социальному обес­печению — это серьезнейшее нарушение прав обеспечиваемых, влекущее несвоевременность использования соответствующего остро необходимого блага нуждающимся лицом. И в ряде случаев для гражданина уже недостаточно получить, например, сумму задол­женности или социальную услугу (иногда он не может воспользо­ваться такой услугой — допустим, уже не нужны незаконно не вы­писанное бесплатно лекарство, незаконно не предоставленная меди­цинская услуга, завершилась трудная жизненная ситуация и т. д.). Восстановление как вид санкции должно предусматривать и допол­нительную компенсацию. Такая санкция в праве социального обес­печения закреплена пока лишь в ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от не­счастных случаев на производстве и профессиональных заболева­ний». При задержке выплат в установленные сроки обязанный субъект страхования должен выплатить застрахованному и лицам, имеющим право на получение страховых выплат, пеню в размере 0,5 % от невыплаченной суммы выплат за ка­ждый день просрочки.

Представляется крайне необходимым введение аналогичной санкции в нормах каждого института права социального обеспече­ния для полноценной реализации целей социального государства. Особую проблему создает то, что социальные услуги по общему правилу невозможно предоставить за прошлое время. Назрела необ­ходимость включения в нормы права социального обеспечения санкций о возмещении компенсации морального вреда, причинённо­го гражданам в сфере социального обеспечения.

При освещении специфики санкций, закреплённых в праве соци­ального обеспечения, нельзя обойти вниманием факт труднообъяс­нимой общей неразвитости института ответственности за правона­рушения в сфере социального обеспечения. Особенно контрастным такое состояние этого правового института выглядит по сравнению с «родственным» трудовым правом.

За годы реформ законодатель выделил специальные составы преступлений (см., например, ст. 145 УК РФ «Невыплата заработ­ной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат» и т. д.) и административных проступков (см., например, ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» и т. д.) в сфере трудовых и тесно связанных с ними отношений. Но праву социального обеспечения повезло меньше. Так, вместо объективно необходимой общей нормы об административной штрафной ответ­ственности за нарушение законодательства о социальном обеспече­нии законодатель предпринимает попытку введения наказания за нарушение предоставления лишь одного из многих десятков видов социального обеспечения — ст. 5.41 КоАП РФ «Непредоставление на безвозмездной основе услуг по погребению, невыплата социального пособия на погребение». Почему, на взгляд законодателя, непредоставление гарантированных государством социальных услуги пенсий и иных благ по социальному обеспечению менее общественно вредно, чем вышеуказанный проступок, объяснить невозможно. В таких условиях искусственно созданной правотворцем безнаказанности должностных лиц, обязанных гарантировать полное и своевременное предоставление благ по социальному обеспечению, защищённость прав граждан в этой сфере опасно понижается и может свести на нет конституционное право каждого на социальное обеспечение. Причём одновременно с этим не способствует преодолению правового нигилизма граждан и крайне разрозненное, фрагментарное, бессистемное изложение вопросов ответственности получателей благ по социальному обеспечению. В том числе и поэтому имеющиеся санкции, которые касаются нарушений норм права социального обеспечения, своей цели — предупреждения правонарушений — практически не достигают.

Таким образом, следует признать, что до сих пор государство крайне неэффективно использует такое важнейшее орудие влияния на волю субъектов правоотношений по социальному обеспечению, как установление мер государственного принуждения в качестве реакции на многочисленные правонарушения в сфере социального обеспечения, неоспоримо имеющие свои особенности и уже сложив­шуюся тенденцию к увеличению роста их количества и наносимого ими ущерба.

Правовой институт ответственности в сфере социального обеспечения нуждается в серьезном реформировании, скорейшем упорядо­чивании и введении новых составов правонарушений, как общих универсальных, так и специальных, наказываемых более строго и дифференцированно, с учетом ряда особенных для права социаль­ного обеспечения квалифицирующих признаков.

К отдельным и самостоятельным признакам метода права соци­ального обеспечения многие учё.ные также относят: недопустимость, как правило, договорного регулирования; относительную автоном­ность субъектов по отношению друг к другу; абсолютный характер прав граждан как субъектов отношений и недопустимость принятия усмотренческих решений органом, обязанным предоставлять обес­печение; административный и судебный порядок защиты нарушен­ного права граждан и т. д. Представляется, что данные черты метода при определенных условиях могут считаться чертами предмета пра­ва социального обеспечения, а не метода либо являются проявлени­ем уже рассмотренных выше черт метода данной отрасли россий­ского права.

Определение 1

Юридическая ответственность представляет собой наказание, предусмотренное государством, за противоправные действия со стороны нарушителя, в виде лишения его каких-либо имущественных или личных прав.

Воздействия правовой ответственности, направленные на поведение людей называются юридическими функциями. Функции обусловливаются целью юридической ответственности.

Классификация функций юридической ответственности

  1. Карательная функция, ее также называют штрафной. Данная функция подразумевает ответственность, которая представляет собой карательное государственное воздействие на правонарушителя, выражается содержание этой функции в наказании лица, совершившего правонарушение, в причинении конкретному лицу обременений личного, имущественного или организационного характера, результаты которых для него не благоприятны.
  2. Превентивная или предупредительная функция юридической ответственности представляет собой государственное воздействие на лицо, совершившее правонарушение, с помощью средств превенции, то есть выражается в средствах предупредительного характера против новых противоправных действий. Иными словами, предупредительная или превентивная ответственность выражается в оказании влияния на поведение субъекта общественных отношений для предотвращения девиаций.
  3. Воспитательная функция юридической ответственности заключается в борьбе с правонарушителями, с помощью мер государственного воздействия путем неотвратимого наказания правонарушителей. Своеобразный способ роста гражданской дисциплины и ответственности, повышение активной деятельности направления труда, что в итоге должно привести к закону и порядку в совершенстве.
  4. Правовосстановительная или компенсационная функция юридической ответственности – мера правовой ответственности, которая нацелена не на наказание виновного в стандартном режиме, а на то, чтобы возродить социально-общественные отношения, которые были нарушены действиями противоправного характера.
  5. Регулятивная или иными словами организующая функция представляет собой существование и неотвратимость факта государственного воздействия в виде наказания, организует общественную деятельность. Организующая функция правовой ответственности заключается в воздействии правового характера, которое заключается в укреплении и регулировании социальных и общественных норм, цель данной функции осуществляется способом установления различного рода санкций или награждений.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Функции юридической ответственности с примерами 490 руб.
  • Реферат Функции юридической ответственности с примерами 250 руб.
  • Контрольная работа Функции юридической ответственности с примерами 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Способы реализации функций ответственности

Карательная функция представляет собой нормы правового направления путем сопоставления позиций и норм правовой ответственности на граждан-нарушителей законодательной базы. Содержание присутствует в осуждениях и ограничениях на имущество или права личные. Варианты для осуществления штрафного направления заключается в порицании самого нарушителя и его деяния, которое он совершил в ограничении или что еще хуже в лишении его различного рода прав. Иным способом воздействия штрафной функции будет заключен в объективной сущности и присутствует во всей цепочке ответственности.

Превентивная функция обуславливается наделением граждан определенными правами в случае возникновения потребности задержания и необходимой обороны, реализация и воздействие санкций, установление рамок для неотвратимости исполнения правовых норм.

Правовые действия и нормы, установленные государством, которые направлены на устройство личного и общественного сознания, формируют правосознание, культуру права, вытесняют неблагоприятные направления формирования правовой личности называются воспитательной функцией. Указанная функция создана, чтобы развивать уважение к гражданским правам и свободам, ценностям социума, формирование правовой активности, правосознания, культуры права.

Функция восстановительная служит для воздействия определенных норм, направленных на ограничение отрицательного поведения граждан и цель данной функции нормализовать состояние отношений общества. Способами осуществления восстановительной функции служит фиксирование установленных норм юридической ответственности и параллельное закрепление у государственных органов выполнения обязанностей по привлечению правонарушителя, организация правомерного поведения согласно которому общественные отношения следуют восстановлению. Восстановительную функцию можно разделить на подвиды: специальный, то есть юридический, и социальный. Первый подвид включает восстановление закона, поведения, установленного нормами права, обязанностей юридического характера, прав субъекта. Второй подвид подразумевает восстановление общественных отношений и психического спокойствия граждан.

Регулятивной функция заключается в определении статуса организации, предприятия, предпринимателя или просто гражданина, установлении правовых норм юридической ответственности за нарушение норм поведения, определением для этого запретов и дозволений, организацию условий для правомерных действий субъекта.

При регулировании и нормализации поведения субъектов путем государственного принуждения присутствует угроза в лице граждан, которые патологически склонны к совершению различного рода преступлений и правонарушений.

Основная цель, которую преследуют все перечисленные функции, выражается, в формировании у граждан привычки соблюдения всех установленных правовых норм, уважительного отношения к законодательным актам и четкого их исполнения

Главная среди них — штрафная, карательная функция. Она выступает как реакция общества в лице государства на вред, причиненный правонарушителем. Прежде всего это наказание правонарушителя, которое есть не что иное, как средство самозащиты общества от нарушения условий его существования. Наказание — всегда причинение правонарушителю духовных, личных, материальных обременений. Оно реализуется путем либо изменения юридического статуса нарушителя через ограничение его прав и свобод, либо возложения на него дополнительных обязанностей. Однако наказание правонарушителя не самоцель. Оно является также средством предупреждения (превенции) совершения новых правонарушений. Следовательно, юридическая ответственность осуществляет и превентивную (предупредительную) функцию.

Реализуя наказание, государство воздействует на сознание правонарушителя. Это воздействие заключается в «устрашении», доказательстве неизбежности наказания и тем самым в предупреждении новых правонарушений. Причем предупредительное воздействие оказывается не только на самого нарушителя, но и на окружающих. Это, .конечно, ни в коей мере не означает, что наказание может осуществляться без учета тяжести нарушения и вины нарушителя, лишь в назидание другим. Излишняя, ничем не оправданная жестокость наказания не может быть условием предупреждения нарушения впредь. Опыт показывает, что предупредительное значение наказания определяется не жестокостью его, а неотвратимостью.

При этом наказание направлено и на воспитание нарушителя, т. е. юридическая ответственность имеет также воспитательную функцию. Эффективная борьба с нарушителями, своевременное и неотвратимое наказание виновных создают у граждан представление о незыблемости существующего правопорядка, укрепляют веру в справедливость и мощь государственной власти, уверенность в том, что их законные права и интересы будут надежно защищены. Это в свою очередь способствует повышению политической и правовой культуры, ответственности и дисциплины граждан, активизации их политической и трудовой деятельности, а в конечном счете — укреплению законности и устойчивости правопорядка.

В значительном числе случаев меры юридической ответственности направлены не на формальное наказание виновного, а на то, чтобы обеспечить нарушенный интерес общества, управомоченного субъекта, восстановить нарушенные противоправным поведением общественные отношения. В этом случае юридическая ответственность осуществляет правовосстановительную (компенсационную) функцию. Наиболее ярко она проявляется в гражданском праве, предполагающем такие, например, санкции, как возмещение убытков (ст. 15 ГК РФ). Конечцо, возмещение ущерба возможно далеко не во всех случаях (нельзя воскресить убитого и т. д.). Однако там, где это достижимо, компенсационная функция юридической ответственности — одна из важнейших.

Вывод

Таким образом, юридическая ответственность связана в основном с охранительной деятельностью государства, с охранительной функцией права. Но она выполняет и свойственную праву в целом организующую (регулятивную) функцию. Уже сам факт существования и неотвратимости наказания обеспечивает организующие начала в деятельности общества.

Добавить комментарий