Категориально понятийный аппарат тгп

Понятия юриспруденции могут возникать в рамках юридической деятельности и на собственно правовых основаниях (условно называются «органическими»); составляя ядро предметной области науки, они принадлежат ей и генетически, и исторически. Данные юридические понятия по своей природе, по отношению к предмету юриспруденции принципиально не отличаются от понятий естественных наук.

Однако, в отличие от последних, да и от многих гуманитарных дисциплин, юриспруденция включает в свой состав и иные понятия, отличающиеся от органических как по генезису, так и по содержанию. В понятийном строе правоведения можно выделить понятия, генетически возникающие в других областях знания, но в связи с практическими целями или исследовательскими задачами «втянутые» в сферу права, правоведения, получившие собственно юридическое содержание и приобретшие статус правовых в силу их укоренения в понятийном строе юридической науки. Возникая и существуя в собственных областях, они содержательно адаптируются к характеристикам юридической науки и особенностям юридической практики, приобретают отличный от своего прототипа объем, включаются в систему юридических понятий, т.е. участвуют в формировании предмета науки. Примером может послужить понятие «аффект» в уголовном праве и уголовно-правовой науке, «ночное время» в трудовом праве и науке трудового права и др.

Такие понятия, подвергшиеся соответствующим преобразованиям, можно условно именовать «консолидированными», поскольку они включаются в юридический оборот не механически, а претерпевают серьезные изменения, «адаптируются» к задачам юридических исследований и приобретают новое содержание. Через данные понятия нередко осуществляется расширение проблемного поля юриспруденции, обозначение новых подходов к исследованию права, возникновение новых концептуальных идей и научных парадигм.

Наконец, третья группа — понятия других наук и областей знания, вовлекаемые в «понятийный оборот» юриспруденции для получения представлений о явлениях, имеющих или практическое юридическое значение, или обеспечивающие смысловые переходы юридического исследования в иные науки и области знания. Примером могут служить все специальные понятия других наук, работающие, например, в юридической экспертизе и позволяющие юристам относиться к иным, в частности естественно-научным, техническим и др. объектам, или в процессе юридического исследования привлекаемые юристами для сопряжения с правом важных неюридических обстоятельств правового регулирования.

Такими являются взятые без изменений категории психологии, социологии, философии и т.д. Для удобства их можно условно именовать «ассоциированными», как не имеющих самостоятельного правового содержания, а приобретающих значимые для правоведения смыслы только в определенных исследовательских контекстах и в связи с юридическими категориями.

Мы уже упоминали важнейшие категории (Категории (от греч. kategoria – высказывание, признак) – базовые, наиболее общие понятия, выражающие наиболее существенные, определяющие свойства и отношения изучаемой сферы реальной действительности) педагогической науки: «социализация», «воспитание», «образование» и др. Содержание категорий конкретизируется и раскрывается рядом ведущих понятий, которые частью заимствуются из смежных наук, частью выражают содержание, специфическое для данной науки, а их совокупность образует категориальный аппарат любой науки, в том числе и педагогики.
Какими же категориями и понятиями оперирует педагогика и что представляет собой ее категориальный аппарат?
В педагогике широко используются философские понятия: «сущность», «явление», «общее», «единичное», «противоречие», «причина», «следствие», «возможность», «действительность», «качество», «количество», «бытие», «сознание», «практика» и др. Для того чтобы не перегружать данный учебник определениями, отошлем читателя к философским словарям, в которых можно познакомиться с содержанием этих понятий.
К собственно педагогическим категориям относятся: «педагогический процесс», «педагогическая система», «образование», «воспитание», «обучение», «социализация». Остановимся на их очень краткой характеристике.
Понятие «педагогический процесс» обозначает весь комплекс явлений, которые изучает эта наука и выражает их сущность. Это, прежде всего, движение от целей образования к его результатам, осуществляемое через взаимодействие всех участников (субъектов) образования, факторов развития (в том числе учебного материала и способов его освоения), направленное на удовлетворение образовательных запросов отдельного человека, семьи, общества и государства. В последние десятилетия в современной отечественной педагогике сформировалось понятие «единый педагогический процесс», подчеркивающее единство воспитательного и учебного процессов. Целостность педагогического процесса по-разному видится различными учеными, но все многообразие этих подходов можно учесть, если представить педагогический процесс как систему. Весьма близко к понятию «педагогический процесс» примыкает понятие «учебно-воспитательный процесс», означающее взаимодействие педагогов и обучающихся в рамках функционирующей педагогической системы, в которой при изучении учебной программы реализуются воспитательные, учебные и развивающие задачи.
«Педагогическая система» – это единство взаимосвязанных и взаимозависимых структурных компонентов, концептуальных целевых установок и теоретических положений, способов, форм и средств их реализации в целостном педагогическом процессе, требований к участникам педагогического взаимодействия, в совместной деятельности которых реализуются цели образования, и так называемых «внеструктурных факторов» (психологического климата, традиций, принимаемых членами образовательного сообщества ценностей).
С точки зрения системного подхода педагогический процесс представляет собой смену состояний педагогической (образовательной) системы как деятельности.
Понятие «образовательная система» охватывает один из основных социальных институтов, важнейшую сферу становления личности, исторически сложившуюся общенациональную совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм, типов и видов; органы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Понятия «педагогическая система» и «образовательная система» весьма близки между собой и в ряде случаев могут быть синонимами. Однако в образовательной практике сложилось так, что понятие «образовательная система» используется, как правило, в отношении образовательных учреждений, а «педагогическая система» – в отношении отдельно взятого педагога.
Образование – специальный объект педагогики, выступающий в двух аспектах: как общественное явление и как педагогический процесс. Как общественное явление образование выступает объектом социологии, а педагогика рассматривает его как процесс и результат усвоения человеком культурных ценностей, осуществляемые в образовательных учреждениях и других социальных институтах в целях общего развития и приобретения им социальной и профессиональной компетентности. Понятие «образование» включает в себя воспитание, обучение и социальную адаптацию человека, сохранение и укрепление его здоровья. Данное определение устанавливает четкую взаимосвязь между понятиями «образование» и «обучение», не допуская, как это часто бывает и в практике образования и в некоторых научных публикациях, сведения образования к обучению, а образованности – к обученности.
Следует отметить, что результатом образования, как правило, является соответствующий документ, констатирующий достижение гражданином определенного, установленного государством образовательного уровня.
Понятие «воспитание» принято рассматривать в нескольких аспектах:
 в широком, социальном, смысле – это система специально организованной деятельности по передаче из поколения в поколение социального опыта (Социальный опыт – духовно-нравственное наследие человечества, созданное им в процессе исторического развития и включающее в себя: знания, умения, способы мышления, правовые, нравственные нормы и т.д.) и принципов социального формирования человека. В этом смысле понятие «воспитание» включает в себя понятия «обучение», «образование»;
 в узком, педагогическом, смысле – это часть образования, творческий процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной педагогической системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателя и воспитуемых в ходе специально организованной, целенаправленной деятельности по формированию у детей нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определенных привычек и правил поведения. В этом случае понятие «воспитание» вместе с понятием «обучение» образуют понятие «образование»;
 в самом узком, практическом, смысле понятие «воспитание» рассматривается как включение индивида в деловое и межличностное общение, игру, учебную и профессиональную деятельность и другие виды социальных отношений. Оно выступает как этическое регулирование основных отношений индивида и общества; способствует самореализации человека, достижению им общественного идеала. В этом смысле это понятие равнозначно понятию «воспитательная работа».
Воспитание, являясь самым сильным социальным фактором, способствующим социализации личности будущего взрослого, само испытывает со стороны социальной среды как позитивные, так и негативные воздействия, существенно влияющие на его результаты.
Обучение – это часть единого учебно-воспитательного, педагогического процесса, представляющая собой специфический, специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, овладение способами деятельности, развитие способностей, формирование мировоззрения, выработку и закрепление навыков самообразования в процессе изучения учебного материала по соответствующим программам под руководством и при поддержке учителя.
Возвращаясь к понятию «единый педагогический процесс», подчеркнем, что последовательная смена одного состояния педагогической системы другим является результатов педагогического взаимодействия между главными его участниками (воспитателем и воспитанником, педагогом и обучающимся). Поэтому мы относим к педагогическим категориям и понятие «педагогическое взаимодействие».
Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Оно представляет собой воздействие непосредственных участников этого процесса друг на друга, предполагающее межличностный контакт, случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, следствием которого становятся взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. Педагогическое взаимодействие может проявляться в форме общения, взаимопомощи, поддержки, сотрудничества, соперничества, соавторства, наставничества, опекунства, подавления и т.д. Его цель – изменения в мотивации, деятельности, отношении, умножение и раскрытие потенциальных возможностей развивающейся личности.
Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве и педагогическое влияние, и педагогическое воздействие, и педагогические отношения и позволяет вполне естественным образом выделять в структуре педагогического процесса и педагогической системы такие два важнейших компонента, как педагог (субъект педагогической деятельности) и обучающийся (воспитанник) как объект педагогического воздействия и субъект собственной деятельности.
В связи с этим возникает необходимость включения в категориальный аппарат педагогики и понятия «педагогическая деятельность». С точки зрения общего понимания деятельности она представляет собой специфическую форму общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности.
С учетом сказанного педагогическая деятельность может трактоваться, с одной стороны, как особый вид социальной деятельности людей, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, на создание условий для их личностного развития и подготовки их к выполнению свободно выбранных ими социальных ролей, с другой стороны, как система активных действий педагога по проектированию и реализации образовательных задач через систему педагогических ситуаций, стимулирующих развивающую деятельность воспитанников. Специфика педагогической деятельности, таким образом, состоит в том, что ее объектом и продуктом является личность обучающегося (воспитанника).
В современной образовательной теории и практике широко употребляется понятие «социализация», которое понимается как интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию). Социализацию рассматривают как процесс усвоения элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности. Социализация в каждый возрастной период жизни человека (в детстве, юности, зрелости и старости) имеет свою специфику. Мы будем использовать понятие «социализация ребенка», подразумевая процесс приобщения его к социальной жизни, к культуре, коммуникации, средствам массовой информации. Социализация школьника рассматривается нами как двусторонний процесс, в котором личность ребенка играет по мере взросления все более активную роль в изменении своего окружения и нуждается в одобрении коллектива (группы).
Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объекта социализации. Однако полноценная социализация возможна, когда человек является не только объектом, но и субъектом этого процесса. Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные ценности в единстве с саморазвитием, самореализацией, т.е. не только адаптируется в обществе, но и активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства.
Говоря о «социализации», нельзя не упомянуть своеобразный антоним этого понятия – «индивидуализация». Это понятие трактуется в двух аспектах:
а) как процесс приобретения индивидом на каждом этапе своего развития определенного уровня самосознания, самоопределения как необходимого элемента индивидуальности, позволяющего усваивать обще культурный потенциал, вносить элементы творчества в социальную практику. Выступая одной из сторон социализации, индивидуализация позволяет выделить и сформировать социальную сущность индивида, обеспечивает личностное самоопределение по отношению к окружающему социуму;
б) как учет в целостном педагогическом процессе индивидуальных особенностей личности обучающегося, воспитанника.
Остановимся еще на некоторых ведущих понятиях педагогики.
Педагогическая ситуация – совокупность внешних и внутренних обстоятельств учебно-воспитательного процесса, требующих преобразования, разрешения возникшего противоречия между достигнутым и желаемым; стимулирует поисковую активность, готовит переход к новой обучающей, развивающей и, как это часто бывает, воспитывающей ситуации.
Педагогическая задача – элемент содержания деятельности педагога, выступающий частью ее целевого компонента, указывающий, что необходимо сделать в данных условиях для достижения поставленных целей, для формирования определенных позитивных свойств личности обучающегося или группы обучающихся. Педагогические задачи подразделяются на собственно педагогические задачи (СПЗ), связанные с изменением личности обучающегося, переводом его из одного состояния в другое, более высокое по уровню воспитанности, обученности, развитости, и функционально-педагогические задачи (ФПЗ), связанные с выбором форм, методов и средств реализации СПЗ. Они включают в себя условия и требование преобразования познавательной, иной учебной, воспитывающей (специально созданной, имитированной) или жизненной (реальной) ситуации. Эти задачи воплощаются в предъявлении обучающимся учебных (познавательных и практических) заданий, выполнение которых развивает школьников.
Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п., в основе которой лежит непосредственный личный интерес в сочетании с самостоятельным изучением материала.
Самовоспитание – сознательная, целенаправленная деятельность человека, способствующая его самоопределению и самореализации и направленная на развитие положительных качеств собственной личности и преодоление отрицательных. Самовоспитание начинается тогда, когда человек осознает собственное несовершенство и возникает желание его преодолеть.
Непрерывное образование – получение человеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни в учебных заведениях дополнительного образования взрослых и детей, а также путем организованного самообразования. Целью непрерывного образования является поддержание общественно и индивидуально необходимого уровня культуры, общеобразовательной и профессиональной подготовки.
Социальный заказ на образование – выраженная в государственных документах и общественном сознании совокупность социальных потребностей, выполнение которых ожидается от того или иного субъекта образовательной деятельности, входящего в систему общественного разделения труда. Такой социальный заказ включает в себя, во-первых, обеспечение получения качественного образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, что является необходимой предпосылкой для нормальной жизнедеятельности общества, во-вторых, удовлетворение потребности в образовательных услугах в условиях интенсивного социального развития.
Для осознания роли современной педагогики в становлении человека новой эпохи чрезвычайно важное значение имеет связь педагогики с другими науками о человеке.
Педагогика – одна из самых гуманных сфер жизнедеятельности (рядом можно поставить, пожалуй, лишь медицину): она создана людьми и обращена к людям, к каждому из нас. Она вносит едва ли не решающий вклад в процесс образования человека, его социализации и формирования образа жизни. Реальное развитие общества, социума, коллектива, безусловно, важное само по себе, имеет своим конечным результатом развитие каждого из входящих в него людей. Достижения педагогики всегда общественно значимы прежде всего потому, что ими обусловлено более успешное воспитание и обучение множества конкретных людей. Именно здесь – основной, обобщенный критерий эффективности педагогической науки и практики.
Остановимся кратко на роли других наук в развитии педагогики.
Философия, являясь методологической основой педагогики, способствует осмыслению целей воспитания и образования. Важной является система философских взглядов (материалистических, экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских и др.), которых придерживаются ученые-педагоги, исследующие проблемы, цели воспитания, процесс формирования мировоззрения, взаимосвязь коллектива и личности и др. Такие относительно самостоятельные области философии, как этика и эстетика, помогают решению педагогических задач нравственного, эстетического воспитания, формирования научного мировоззрения.
Социология исследует основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения, закономерности социализации, влияние социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитание личности в различных социальных институтах. Педагогическая социология, социальная педагогика, как новые науки, образовавшиеся на стыке педагогики и социологии, осуществляют перевод общих данных и результатов социологических исследований (о процессах изменения социальной структуры общества, профессиональной занятости людей, социальной защиты детей и взрослых, попавших в сложные жизненные ситуации) в конкретные задачи воспитания, которые должны решать совместно школа, семья и общественность.
Связь с экономикой выразилась, в частности, в появлении такой ее области, как экономика образования, согласно которой высокий уровень общего образования является одним из важнейших условий повышения производительности труда. Данные экономики образования необходимы для решения таких важнейших педагогических задач, как: определение нормативных затрат на обучение в связи с удорожанием жизни, определение стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений, определение затрат на учительские кадры, на строительство, оборудование, наглядные пособия и т.д.
В решении этих вопросов педагогика и экономика опираются на данные демографии, которая исследует проблемы народонаселения (рождаемости, смерти, миграции). Без учета и прогнозирования рождаемости, возрастной структуры и процессов перемещения населения невозможно решение проблемы строительства и размещения школ, подготовки учителей.
Особое значение для педагогики имеет ее связь с психологическими науками, изучающими закономерности развития психики человека. Необходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями.
Педагогика пользуется психологическими методами исследования для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Органическая связь педагогики с психологией проявляется и в наличии ряда пограничных наук: педагогической и возрастной психологии, психологии профессиональной педагогической деятельности, психологии управления педагогическими системами и др. Можно утверждать, что любой прикладной раздел педагогики опирается в своих исследованиях на аналогичный раздел психологии.
Дифференциальная психология изучает индивидуальные различия человека, вооружает педагогику данными, необходимыми для личностно ориентированного подхода в воспитании.
Социальная психология, исследующая особенности формирования личности, включенной в различные группы, вооружает педагогику многими ценными данными и фактами для исследования проблем воспитания в коллективе и разработки методики воспитания учащихся через коллектив.
Устанавливаются все более тесные связи педагогики с инженерной психологией, занимающейся взаимоотношениями человека и техники. Данные этой науки помогают педагогике в разработке методики включения технических средств, ЭВМ, компьютеров в учебный процесс.
Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеют возрастная физиология – наука об особенностях строения и функционирования организма человека, школьная гигиена, изучающая вопросы гигиенической организации всех видов занятий в школе.
Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии. Во взаимосвязи с медициной она разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации детей, компенсирующие имеющиеся у них дефекты.
Различные сферы человекознания в соответствии со своими предметом и объектом изучают также другие сопредельные с педагогикой науки – антропология, аксиология (наука о ценностях), юриспруденция, фамилистика (наука о семье) и др.
Специально для http://12fan.ru/1429696314.html

Каждой науке, любой отрасли знаний присущ свой понятийно-категориальный аппарат, своя терминология. Понятия и категории представляют собой язык науки, посредством которого отражаются характерные особенности и свойства предмета познания.

«Понятие (наряду с суждением и умозаключением) является одной из основных форм мышления. Оно отражает и закрепляет существенные (отличительные) признаки предметов или явлений объективного мира и процесса мышления и представляет собой простейшую структурную единицу мысли».

Возникнув однажды, понятия постоянно развиваются, корректируются, наполняются новым содержанием, поскольку меняются сами явления объективного мира, которые они отражают.

Правовые (юридические) понятия имеют особый предмет отражения – государственно-правовые явления. Это понятия, которыми оперирует юридическая наука, законодательство и правоприменительная практика.

Наиболее общие, предельно широкие правовые понятия называют правовыми категориями. Они представляют собой результат обобщения существующих юридических понятий. Так, например, термин «юридическая ответственность» является предельно широким юридическим понятием, т.е. правовой категорией, поскольку обобщает такие правовые понятия, как: гражданско-правовая ответственность, уголовная ответственность, административная ответственность, дисциплинарная ответственность. Употребление данной правовой категории позволяет отвлечься от специфических признаков указанных видов ответственности и сконцентрировать внимание на общих чертах, свойственных юридической ответственности в целом.

В юридической литературе указывается на то, что следует различать четыре основные группы понятий и категорий, используемых юридической наукой, в том числе теорией государства и права:

1. Понятия и категории, используемые в обыденной, повседневной речи людей, а также в различных отраслях научного знания, в том числе в юриспруденции, и трактуемые одинаково, независимо от сферы их применения. Это, например, такие понятия и категории, как: «справедливость», «гласность», «гуманизм», «порядок», «решение», «родители», «дети», «брак», и др.

2. Общеупотребимые понятия и категории, которым юристы придают специальное значение, наделяя их особым отличительным от общеупотребительного значения смыслом. Так, например, термин «эмансипация» в юриспруденции имеет смысл, отличительный от обыденного понимания. В обиходной речи данный термин означает предоставление женщинам равных с мужчинами прав. В юридической науке, в частности, в гражданском праве, эмансипация – это объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным до достижения им возраста совершеннолетия при наличии оснований, указанных в законе.

3. Понятия и категории, заимствованные юриспруденцией из других неюридических наук: философии, политологии, социологии, медицины, биологии, географии и др. Следует отметить, что в процессе познания своего предмета теория государства и права, прежде всего, опирается на понятийно-категориальный аппарат философии. Описание государственно-правовых явлений, их анализ невозможны без употребления таких философских терминов, как: «явление», «сущность», «форма», «содержание», «необходимость», «случайность», «закономерность» и др.

Так, например, для раскрытия природы и назначения государства в обществе употребляется категория «сущность государства»; при характеристике способов внешнего выражения (закрепления) правовых норм используется понятие «форма права» и т.д.

Немало терминов пришло в юридическую науку из других отраслей научного знания: «инаугурация» демаркация, наркотические вещества, эвтаназия и др.

4. Собственно юридические понятия и категории, вырабатываемые юридической наукой, в частности, теорией государства и права, используемые для обозначения специальных государственно-правовых явлений. В теории государства и права это такие понятия и категории, как: «правоотношение», «состав правоотношения», «юридический факт», «правомерное поведение», «правонарушение», «правоспособность», «дееспособность» «деликтоспособность» и др.

Благодаря наличию собственного понятийно-категориального аппарата теория государства и права создает универсальный юридический язык, который обеспечивает взаимопонимание между представителями различных отраслей правоведения по общим юридическим и государствоведческим вопросам, единообразие в оценках юристами явлений, присущих нескольким или всем отраслям права.

Несмотря на то, что в рамках юриспруденции вырабатывается свой сугубо юридический понятийно-категориальный аппарат, он далеко не всегда имеет одинаковый смысл в различных отраслях права. Так, например, термин «декларация» в конституционном и международном праве обозначает документ, имеющий рекомендательный характер, в котором закрепляются какие-либо основополагающие принципы. В таможенном праве – это заявление, предоставляемое при провозе через границу каких-либо ценностей. В налоговом праве – документ, в котором отражаются доходы, полученные лицом в течение года. Такие термины в науке называют полисемичными, т.е. многозначными.

Понятия и категории, выработанные юриспруденцией, в том числе теорией государства и права, интенсивно используются не только в научной сфере, но и в практической юридической деятельности, в частности, при подготовке законопроектов, в решениях, выносимых правоприменительными органами. Достаточно трудно найти какой-либо официальный юридический документ, в котором не присутствовали бы такие распространенные общетеоретические понятия, как: норма права, закон, государственный орган, юридическая обязанность, должностное лицо и др.

Востребованность любой науки определяется тем назначением, которое она выполняет в обществе. Социальное назначение науки реализуется через осуществляемые ею функции.

Функции науки – это направления воздействия данной науки на человека (общество).

Функции теории государства и права – это направления воздействия системы знаний, выработанных в рамках теории государства и права на человека (общество).

Очевидно, что основополагающая функция любой науки – выработка научных знаний. Поэтому, при функциональной характеристике любой науки, прежде всего, указывается на гносеологическую (познавательную) функцию.

Гносеологическая функция теории государства и права проявляется в том, что в ее рамках познаются закономерности формирования и функционирования всех государственно-правовых явлений. Особое место в познавательной деятельности теории государства и права принадлежит теориям, концепциям, посредством которых трактуются различные государственно-правовые явления. В частности, теории происхождения государства и права, теории сущности государства и права и др. Наличие множества теорий по одноименным проблемам, творческие дискуссии между их авторами позволяют глубже исследовать изучаемые явления, обогащают и развивают теоретико-правовую науку.

Методологическая функция теории государства и права заключается в определении научных подходов к изучению государственно-правовых явлений. При этом, как уже отмечалось, теорией государства и права востребованы не только методы, выработанные другими отраслями научного знания (всеобщий философский метод, общенаучные методы, специальные методы), но и сформированные в рамках самой теории государства и права (частнонаучные методы). Таким образом, значение методологической функции теории государства и права заключается в том, что теория государства и права вооружает другие юридические науки приемами и способами познания государственно-правовых явлений.

Прикладная функция теории государства и права связана с разработкой практических рекомендаций и предложений по совершенствованию государственного механизма, действующего законодательства, его эффективному претворению в жизнь. Огромное количество научных трудов (диссертаций, монографий, статей) посвящены такого рода проблемам. Вместе с тем, следует отметить, что далеко не всегда правотворческие и правоприменительные органы учитывают данные рекомендации в своей повседневной деятельности. Это ведет к разрыву теории и практики и свидетельствует о низком уровне развития правовой системы.

Прогностическая функция теории государства и права заключается в разработке прогнозов (гипотез) развития государственно-правовых явлений. Научные прогнозы в государственно-правовой сфере имеют исключительно важное значение в периоды реформ, когда осуществляются радикальные изменения в государственно-правовой сфере и существует потребность в предвидении их возможных результатов.

Воспитательная функция теории государства и права проявляется в двух аспектах: обучающее воздействие (связано с формированием у обучаемых знаний о государственно-правовых явлениях, выработкой навыков юридической техники и т.д.); собственно воспитательное воздействие, выражающееся в формировании уважительного отношения к праву, закону, устойчивых стереотипов правомерного поведения.

Добавить комментарий