Категории осужденных

содержания осужденных

Как известно, раздельное содержание осужденных в зависимости от вида исправительного учреждения, от условий отбывания наказания имеет большое значение для эффективного достижения целей наказания.

Цели разделения осужденных на относительно однородные категории:

Для преодоления угрозы сплочения криминально ориентированных осужденных;

Для обеспечения безопасности общества от наиболее опасных, нравственно деградировавших, асоциально настроенных преступников.

Или для достижения цели исправления, в зависимости от применения к осужденным различного объема исправительного воздействия;

отделение заключенных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или отрицательных черт характера грозит оказать на них плохое влияние;

разделение заключенных на категории, облегчающее работу с ними, в целях их возвращения к жизни в обществе.

Раздельное содержание осужденных обусловлено в первую очередь целью исправления осужденных. Обеспечение дифференцированного подхода к осужденным позволяет сформировать прозрачную и адекватную современным потребностям систему стимулов правопослушного поведения осужденных, позволяющих разделить осужденных в зависимости от их желания и способности изменяться к лучшему. Создание справедливой и контролируемой системы мотиваций осужденных к законопослушному поведению невозможно без механизма правового регулирования института изменения вида исправительного учреждения осужденным к лишению свободы, а также изменения им условий отбывания наказания.

Отвечая целям исполнения наказания, классификация осужденных имеет собственные задачи:

— необходимость исключения или ослабления разлагающего влияния наиболее отрицательной части осужденных на иных лиц, отбывающих лишение свободы ;

— дифференцированное применение карательно-воспитательного воздействия к отдельным категориям лиц, совершивших преступления.

К дополнительным задачам классификации осужденных следует отнести также дифференциацию средств обеспечения жизнедеятельности осужденных, их медико-санитарного обеспечения, соблюдение санитарно — эпидемиологических и санитарно — гигиенических требований.


Несомненно, раздельное содержание осужденных к лишению свободы обусловлено, прежде всего, потребностями достижения поставленных перед уголовно-исполнительным законодательством целей, что конечно соответствует целям уголовного наказания, и в целом идеям норм уголовно-правового комплекса, направленным на охрану общественных отношений в обществе. Таким образом, образуется единая правоохранительная линия государства, через систему определенных государственных мер, где раздельное содержание разных категорий осужденных в настоящее время стоит в фундаменте исполнения наказаний.

Для достижения целей и задач уголовно-исполнительного законодательства, необходима система мер, обеспечивающих реальную возможность применения различных объемов правоограничений к осужденным в зависимости от тяжести совершенного осужденным преступления, его рецидива, а также его поведения в период отбывания наказания. Речь идет об уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и других аспектах наказания в виде лишения свободы, которые проявляются как при назначении, так и в самом процессе реализации этого вида наказания.

Для того чтобы ответить на вопрос, какова же цель раздельного содержания разных категорий осужденных, следует обратиться к стадиям исполнения наказания, определяемым уголовно-исполнительным законодательством. Первой стадией исполнения наказания в виде лишения свободы является распределение осужденных по видам исправительных учреждений. В целом оно носит карательный характер, поскольку вид исправительного учреждения несет в себе определенный объем изоляции и правоограничений осужденного. Согласно ст. 74 УИК РФ система исправительных учреждений включает колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима, тюрьмы, лечебно-исправительные учреждения, лечебно-профилактические учреждения и воспитательные колонии. Речь идет об уголовно-правовом распределении осужденных по видам исправительного учреждения. Вторая стадия исполнения наказания связана с реализацией мер воздействия носящих исправительный и предупредительный характер. Именно эта специфика определяет роль и значение указанной меры на этапе применения наказания. Отсюда и ее название «уголовно-исполнительная классификация осужденных», которая направлена на более углубленное разделение осужденных по разным правовым основаниям и требованиям.

Нарушений норм ст. 80 УИК о раздельном содержании осужденных влечет возникновение у осужденного права на возмещение морального вреда.

Так, С.А. обратился в суд к ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда в размере ******* рублей.

В обоснование требований ссылался на то, что осужден 08.06.2010 г. Тюменским областным судом по ******* УК РФ к ******* годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Постановлением Красноармейского городского суда Саратовской области от 09.02.2012 г. срок наказания снижен до ******* лет ******* месяцев. 07.03.2011 г. истец был этапирован для дальнейшего отбывания наказания в ФСИН России Саратовской области с общей массой осужденных, несмотря на то, что являлся бывшим сотрудником ОВД. 13.03.2011 г. прибыл в СИЗО-1 г. Саратова. 20.03.2011 г. прибыл в ИК-23 ФСИН России по Саратовской области п. Каменский Красноармейского района, где с первого же дня истец поставил в известность администрацию учреждения о том, что является бывшим сотрудником правоохранительных органов. Считает, что условия его этапирования и отбывания наказания не отвечает требованиям ч. ******* УИК РФ, поскольку он содержался с общей массой осужденных, что причинило ему глубокие нравственные страдания, моральное унижение, вызывало чувство неполноценности.

Как следует из материалов проверки, затребованных судебной коллегией, Прокуратурой Тюменской области выявлены нарушения ст. 80 УИК РФ, допущенные вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тюменской области — заместителей начальника учреждения по оперативной работе, начальников оперативного отдела, и.о. начальника оперативного управления УФСИН России по Тюменской области. За весь период предварительного следствия и судебного производства по уголовному делу в отношении обвиняемого ******* С.А., ранее проходившего службу в ОГПС-32 УГПС ГУВД МВД РФ Тюменской области, содержавшегося под стражей в ФКУ СИЗО — 1 УФСИН России по Тюменской области (далее — СИЗО-1 г. Тюмени, учреждение) с 20.03.2008 по 07.03.2011, использовались камерные помещения, предназначенные для размещения лиц, являющихся или являвшихся сотрудниками правоохранительных органов. На основании заключения УФСИН России по Тюменской области от 01.02.2011, не содержавшего сведения о прохождении ******* С.А. службы в ОГПС-32 УГПС ГУВД МВД РФ Тюменской области и его принадлежности к категории бывших сотрудников правоохранительных органов, ФСИН России приняло решение о направлении для дальнейшего отбывания в исправительное учреждение строгого режима УФСИН России по Саратовской области.

При этом, администрацией учреждения, имевшей информацию о принадлежности ******* С.А. к категории бывших сотрудников правоохранительных органов, мер по получению надлежащих документов о прохождении им службы в правоохранительных органах не принималось.

В дальнейшем осужденный ******* С.А. был направлен для отбывания наказания в ИК-23 УФСИН России по Саратовской области, не относящуюся к отдельному исправительному учреждению осужденных — бывших работников судов и правоохранительных органов.

Только по получении 26.12.2011 администрацией ИК-23 документа из Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихии по Тюменской области, подтверждающей прохождение службы ******* С.А. в ОГПС-32 УГПС ГУВД МВД РФ по Тюменской области, последний был переведен в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области (отдельное исправительное учреждение осужденных — бывших работников судов и правоохранительных органов).

Как следует из представления прокурора Тюменской области, администрацией указанного учреждения, имевшей информацию создана угроза безопасности жизни и здоровью ******* С.А., что повлекло грубое нарушение его законных интересов, в связи с чем, вышеуказанные нарушения закона являются недопустимыми и подлежат незамедлительному устранению, а должностные лица, их допустившие, привлечению к установленной законом ответственности.

Судебная коллегия, учитывая, что права истца нарушены, приходит к выводу о том, что указанными незаконными действиями должностных лиц ему был причинен моральный вред, выразившийся в претерпевании определенных нравственных страданий, и, следовательно, он имеет права на денежную компенсацию причиненного морального вреда.

Зачастую с требованием об обеспечении соблюдения режима раздельного содержания осужденных обращается прокурор.

В результате проверки, проведенной и.о. Кировского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, выявлено, что в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Кировской области осужденные с опасным и особо опасным рецидивом преступлений не изолированы от других осужденных.

<дата> года в адрес временно исполняющего полномочия начальника УФСИН России по Кировской области вынесено представление об устранении данного нарушения.

Из ответа УФСИН России по Кировской области от <дата> года следует, что в целях выполнения требований статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в ФКУ ИК-9 осужденные при опасном рецидиве преступлений и осужденные при особо опасном рецидиве преступлений изолированы и содержатся в отдельном здании помещении отрядов N N

Вместе с тем при повторной проверке было выявлено, что по состоянию на <дата> года было вновь выявлено указанное нарушение части 2 статьи 80 УИК РФ. Так осужденные при особо опасном рецидиве преступлений (оор) В. и М. содержались в N отряде, осужденные при оор К. и С. содержались в N отряде.

Правильно установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ФКУ ИК-9 УФСИН России по Кировской области не обеспечивает раздельное, изолированное содержание лиц, имеющих опасный и особо опасный рецидивы преступлений, от основной массы осужденных, в связи, с чем правомерно обязал УФСИН России по Кировской области и ФКУ ИК-9 УФСИН России по Кировской области в срок до <дата> года обеспечить изоляцию осужденных в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Кировской области, имеющих опасный и особо опасный рецидивы преступлений, от основной массы осужденных.

Таким образом, установление режима содержания осужденных имеет юридическое и исправительное значение, и решает задачи:

— воспитания и исправления осужденного;

— обеспечение безопасности осужденного и окружающих его лиц;

— защита жизни и здоровья осужденных и лиц, их окружающих;

— обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

— предупреждение совершения преступлений в местах лишения свободы.

Нарушение требований законодательства относительно дифференциации лиц, осужденных к лишению свободы, влечет возникновение у осужденного права на компенсацию морального вреда.

Заключение

За последние десятилетия в результате достаточно эффективного международного сотрудничества в области обеспечения прав и свобод человека, в т. ч. и применительно к системе исполнения уголовных наказаний, было принято ряд международных стандартов обращения с осужденными. Международное сообщество попыталось обобщить правоприменительную практику исполнения наказания в виде лишения свободы (в основном в странах Европы и Америки) и определить в этих международных актах основные тенденции развития пенитенциарной системы. Конгрессы ООН и принятые ими резолюции ориентируют мировое сообщество на более эффективное использование цивилизованных средств, борьбу с преступностью. Особенно подчеркивается, что преодоление преступных проявлений должно осуществляться активной деятельностью национальных правоохранительных органов (учреждений) и представителями широкой общественности того или иного государства. При этом выполнение своих национальных планов в вопросах борьбы с преступностью должно максимально согласовываться с учетом соблюдения тех стандартов, которые были приняты и одобрены мировым сообществом.

Раздельное содержание осужденных к лишению свободы берет свое начало с общих основ уголовно-исполнительного законодательства, где согласно ст. 8 УИК РФ предусматривается принцип, обеспечивающий дифференциацию и индивидуализацию исполнения наказаний. Указанный принцип ложится в основу всех норм уголовно-исполнительного законодательства, в том числе и регламентирующих лишение свободы.

Национальное законодательство о режиме содержания осужденных при установлении режима содержания осужденных исходит их целей обеспечение охраны и изоляции осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализация их прав и законных интересов, личная безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Основным элементом режима, образующим содержание лишения свободы, является физическая изоляция осужденных от общества. Она выражается в лишении их права свободного передвижения вне пределов территории исправительного учреждения, ограничении их социальных связей и общения с лицами, находящимися на свободе. Степень изоляции определяется обстоятельствами, характеризующими личность осужденного и совершенное им преступление.

Дифференциация осужденных позволяет отчасти разграничить разные категории осужденных, прежде всего речь идет о лицах прочно усвоивших криминальный опыт, который они могут использовать в преступных целях и самое главное распространять и втягивать других осужденных, для совершения новых правонарушений. Более того раздельное содержание разных категорий лиц позволяет применять различный объем карательных, предупредительных и исправительных мер воздействия на разные группы осужденных. Обеспечение дифференцированного подхода к осужденным позволяет сформировать прозрачную и адекватную современным потребностям систему стимулов правопослушного поведения осужденных, позволяющих разделить осужденных в зависимости от их желания и способности изменяться к лучшему. Создание справедливой и контролируемой системы мотиваций осужденных к законопослушному поведению невозможно без механизма правового регулирования института изменения вида исправительного учреждения осужденным к лишению свободы, а также изменения им условий отбывания наказания.

Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство предусматривают изолированное содержание:

1) мужчин и женщин,

2) несовершеннолетних и взрослых,

3) лиц впервые осужденных к лишению свободы, от ранее отбывавших этот вид наказания,

4) осужденные при особо опасном рецидиве преступлений от других осужденных,

5) осужденных к пожизненному лишению свободы от лиц, осужденных к смертной казни и помилованных с заменой этого наказания пожизненным лишением свободы,

6) в колониях строгого режима отдельно содержатся за особо тяжкие преступления и при рецидиве или опасном рецидиве,

7) в колониях-поселениях отдельно за неосторожные преступления от переведенных из колоний общего и строгого режимов положительно характеризующихся осужденных,

8) в отдельных исправительных учреждениях содержатся бывшие работники судов и правоохранительных органов.

Представляется актуальным начать позитивные изменения с института дифференциации осужденных при пересмотре видов исправительных учреждений. Практика исправительных учреждений, отвечая запросам жизни, сама наметит дальнейший путь развития пенитенциарного дела, отбросив те нормы, которые будут признаны лишними, и широко развернув те принципы, которые окажутся необходимыми для правильной работы пенитенциарных учреждений. На современном этапе развития уголовно-исполнительной системы в рамках действующей системы исправительных учреждений представляется возможным развитие института классификации осужденных.

Представляется возможным содержать изолированно лиц, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, и лиц, которые ранее совершали преступления в исправительных учреждениях. Классификацию осужденных в исправительных учреждениях по условиям содержания необходимо производить с учетом особенностей их личности, мотивов и причин преступления, поведения и успехов на производстве и в обучении. Уголовно-исполнительным законодательством необходимо закрепить классификацию осужденных к лишению свободы, которая позволит правильно распределять осужденных по исправительным учреждениям и будет способствовать индивидуализации исправительного воздействия на них. Дальнейшая классификация осужденных должна основываться на психолого-педагогических признаках.

Раздельное содержание разных категорий осужденных к лишению свободы – это распределение всей массы осужденных к лишению свободы на однородные критерии в целях обеспечения карательного, исправительного, предупредительного воздействия в отношении каждой категории осужденных. В местах лишения свободы организуется система раздельного содержания осужденных, содержащая уголовно-правовую и уголовно-исполнительную (общую, групповую и особую) классификацию осужденных, где каждая группа имеет свою специфику и прежде всего, в области правовых оснований.

Установление режима содержания осужденных имеет юридическое и исправительное значение, и решает задачи:

— воспитания и исправления осужденного;

— обеспечение безопасности осужденного и окружающих его лиц;

— защита жизни и здоровья осужденных и лиц, их окружающих;

— обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

— предупреждение совершения преступлений в местах лишения свободы.

Нарушение требований законодательства относительно дифференциации лиц, осужденных к лишению свободы, влечет возникновение у осужденного права на компенсацию морального вреда.

Нуждаются в дальнейшем развитии отдельные положения уголовно-исполнительного законодательства, связанные с раздельным содержанием различных категорий осужденных, в том числе вопрос о признаках положительно характеризующегося осужденного, о категорировании женщин-осужденных и т.д.

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека : // Рос. газета – 1995. – 5 апр.

11. О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : закон РФ от 19. 07. 2018 № 197-ФЗ // Рос. газета. – 2018. – 25 июля.

13. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений : закон РФ от 15. 07. 1995 № 103-ФЗ // Рос. газета. – 1995. – 20 июля.

14. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Федеральный Закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» : закон РФ от 28. 12. 2016 № 503-ФЗ // Рос. газета. – 2017. – 9 янв.

17. О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу : постановление Правительства РФ от 05. 04. 1999 № 366 // Рос. газета. – 1999. – 16 апр.

20. О некоторых вопросах Федеральной службы исполнения наказаний : указ Президента Рос. Федерации от 03. 10. 2016 № 519 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2016. – № 41. – Ст. 5805.

21. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. Приказ Минюста России от 3.11.2005. № 205.

22. Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний. Приказ Минюста России от 6.10.2006 г. № 311.

23. Правила внутреннего распорядка СИЗО. Приказ Минюста России от 14.10.2005. № 189.

24. Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях: Приказ Минюста России от 13.07.2006. № 252-дсп.

25. Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний: Приказ Минюста России от 23.06.2005. № 95.

26. Инструкция об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в следственных изоляторах и тюрьмах УИС Минюста России. Приказ Минюста России от 3.10.2005. № 204-дсп.

27. Инструкция по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов УИС Минюста России. Приказ Минюста России от 15.02.2006. № 21-дсп.

28. Об утверждении Руководства по технической эксплуатации ИТСОН, применяемых для оборудования объектов УИС: Приказ директора ФСИН от 18.08.2006 № 574.

29. Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации: Приказ Минюста России от 2 июня 2003 г. № 130-дсп.

30. Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Министерства юстиции Российской Федерации: Приказ Минюста России от 28 марта 2001 г. № 161.

31. Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы: Приказ ФСИН России от 27.07.2006 № 512.

32. Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России»: Приказ ФСИН России от 26.07.2007 №407.

33. «Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию» Приказ Министерства юстиции/Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2006 года № 199дсп.

34. Наставление по организации и порядку производства обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, на режимных территориях, транспортных средствах: Приказ Минюста России от 25.08.2006 № 268-дсп.

35. Об утверждении Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения: Приказ Минюста России от 01.12.2005 г. № 235.

36. Об утверждении инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях: Приказ Минюста России от 11.06.2006 № 250.

37. Об утверждении инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-испол­нительной системы: Приказ Минюста России от 20.11.2006 № 333.

38. Об утверждении Положения о режимных требованиях на территории, прилегающей

39. к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста России от 03.09.2007 № 178.

40. Об утверждении наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-испол­нительной системы: Приказ Минюста России от 04.09.2006 № 279.

41. Об утверждении перечня и порядка предоставления оперативной информации о происшествиях и преступлениях в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: Приказ ФСИН России от 31.03.2005 № 225.

42. Об утверждении Перечня должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях: Приказ Минюста России от 08.06.2009 № 246.

43. О мерах по усилению борьбы с побегами осужденных: Приказ Минюста России от 03.11.2005 № 78.

44. Об утверждении Наставления по организации деятельности пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ведомственной пожарной охраны учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста России от 03.09.2007 № 177.

45. Об утверждении Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства Юстиции Российской Федерации: Приказ Минюста России от 25 января 1999 г. № 20.

Научная и методическая литература

49. Бриллиантов А.В. Классификация осужденных в спецкомендатурах / А.В. Бриллиантов. — М.: Изд-во НИИ МВД РФ, 1992. — 72 с.

50. Виноградов В.В. Дифференциация и индивидуализация как основные организационные принципы процесса пенитенциарной социальной работы: социально-педагогический аспект / В.В. Виноградов // Вестник Владимирского юрид. ин-та. — 2011. — № 2. — С. 13–17.

52. Возжанникова И.Г. Рецидив как вид множественности преступлений: монография / отв. ред. А.И. Чучаев. — М.: КОНТРАКТ, 2014. — 112 с.

54. Зеленяк И.М. Раздельное содержание осужденных как средство предупреждения самодетерминации пенитенциарной преступности / И.М. Зеленяк // Человек: преступление и наказание. — 2010. — №3. — С. 13-16.

55. Ищенко О.Е. Особенности режима содержания осужденных при исполнении и отбывании наказания в виде пожизненного лишения свободы / О.Е. Ищенко // Российский следователь. — 2013. — №22. — С. 32 — 34.

58. Лиханова И.И. Дифференциация осужденных как способ предупреждения преступности в местах лишения свободы / И.И. Лиханова // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. — 2014. — № 4. — С. 101–103.

59. Международные стандарты в уголовно-исполнительной сфере: хрестоматия и аннотации юридических, психолого-педагогических и профессионально-этических документов. — Рязань : Академия ФСИН России, 2006. — 464 с.

61. Миронов А.В. Организационно-правовые вопросы обеспечения раздельного содержания и изоляции различных категорий лиц, содержащихся в колониях-поселениях / А.В. Миронов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2011. — №11. — С. 7-10.

65. Рожков С.А. Международные стандарты обращения с осужденными и уголовно-исполнительное законодательство РФ / С.А. Рожков // Вестник Пермского университета. Юридические н

66. Рябых С.Б. Современные проблемы раздельного содержания несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях / С.Б. Рябых // Российский следователь. — 2012. — №21. — С. 39 — 41.

67. Смирнов Л.Б. К вопросу о понятии и сущности классификации и дифференциации осужденных, содержащихся в пенитенциарных учреждениях / Л.Б. Смирнов // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. — 2011. — № 3. — С. 45-48.

68. Советское исправительно-трудовое право / под ред. Н.А. Стручкова, Ю.М. Ткачевского. — М.: Юрид. лит., 1983. — 353 с.

70. Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права: Проблемы Особенной части / Н.А. Стручков. — М.: Юрид. лит., 1985. — 240 с.

71. Уголовно-исполнительное право России / под ред. А.И. Зубкова. — М.: Норма, Инфрма-М, 1997. — 614 с.

СТ 80 УИК РФ

1. В исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых.

2. Лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Изолированно от других осужденных содержатся: осужденные при опасном рецидиве, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок.

3. В отдельных исправительных учреждениях содержатся осужденные — бывшие работники судов и правоохранительных органов. В эти учреждения могут быть направлены и иные осужденные.

4. Установленные настоящей статьей требования раздельного содержания осужденных не распространяются на лечебные исправительные учреждения, а также на исправительные колонии, при которых имеются дома ребенка. Осужденные, направленные в указанные учреждения, содержатся в условиях, установленных законом для колонии того вида, который назначен судом.

5. Осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно и отдельно от здоровых осужденных.

Комментарий к Ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса РФ

1. Раздельное содержание осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях заключается в классификации осужденных с последующим распределением их в зависимости от данной классификации по различным исправительным учреждениям.

Классификация осужденных также направлена на обеспечение раздельного содержания различных групп осужденных в одном исправительном учреждении. Раздельное содержание осужденных направлено на достижение наибольшей эффективности при исполнении лишения свободы, реализацию установленного уголовно-исполнительным законом принципа дифференциации и индивидуализации исполнения наказания.

2. В числе оснований классификации выступают пол и возраст осужденных. Раздельному содержанию подлежат мужчины и женщины, взрослые и несовершеннолетние осужденные.

Соответственно такой классификации существуют специализированные исправительные учреждения для взрослых и несовершеннолетних осужденных, для мужчин и женщин.

Однако из правила раздельного содержания мужчин и женщин имеется исключение: в одной колонии-поселении могут содержаться осужденные мужчины и женщины, что обусловлено особенностями колоний-поселений как открытых исправительных учреждений с условиями, максимально приближенными к жизни на свободе.

Раздельно содержатся лица, впервые осужденные к лишению свободы и ранее отбывавшие лишение свободы. Осужденные, ранее отбывавшие лишение свободы и вновь совершившие преступления, отличаются большей социальной опасностью. Они и в местах лишения свободы склонны к криминальному поведению.

Для того чтобы исключить вредное влияние этой категории лиц на впервые осужденных к лишению свободы, законодатель принял решение об их раздельном содержании. Однако впервые осужденные к лишению свободы женщины и женщины, ранее отбывавшие это наказание, содержатся хотя и раздельно, но в одном исправительном учреждении.

Согласно уголовному закону ранее отбывавшим лишение свободы может быть признан осужденный, у которого не снята и не погашена предыдущая судимость с отбыванием наказания в виде лишения свободы.

3. Изолированно от иных категорий и друг от друга содержатся осужденные:

1) при опасном рецидиве;

2) при особо опасном рецидиве преступлений;

3) к пожизненному лишению свободы;

4) которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок.

Согласно статье 80 УИК РФ, раздельное содержание осужденных этих категорий обусловлено тем, что они представляют повышенную опасность для других категорий осужденных и друг для друга.

4. Бывшие сотрудники правоохранительной системы отбывают наказание в специализированных учреждениях. Такое положение обусловлено крайне негативным отношением к бывшим сотрудникам этой системы, оказавшимся в местах лишения свободы за совершение преступных деяний. В целях мести за их прежнюю правоохранительную деятельность над ними могут издеваться, их могут покалечить, лишить жизни.

Кроме бывших работников правоохранительных органов в специализированные исправительные учреждения могут направляться и иные осужденные, в частности, которые работали в государственном аппарате, а также бывшие военнослужащие, в отношении которых можно ожидать мести со стороны криминального сообщества.

5. Правила раздельного содержания осужденных не распространяются на лечебные исправительные учреждения, а также на исправительные колонии, при которых имеются дома ребенка, предназначенные для содержания осужденных женщин.

Отдельно содержатся здоровые осужденные и осужденные, больные инфекционными заболеваниями.

Все виды наказаний, связанных с изоляцией от общества, обладают общим признаком — лишением гражданина свободы передвижения и ограничением связей с обществом. Одинаковая у них и правовая природа, которая предопределила в целом общий правовой статус лиц, отбывающих указанные виды наказаний Бланков А.С., Фокин В.М. Уголовно-исполнительное право. — М., 2007. С. 119..

Возможность достигнуть целей наказания в виде лишения свободы во многом зависит от рационально построенной системы исправительных учреждений. Данный вопрос включает уголовно-правовой аспект (какая категория осужденных должна отбывать наказание в том или ином виде исправительного учреждения); материально-технический (предполагает порядок построения зданий исправительного учреждения, включая связанную с этим инфраструктуру); исправительный (его смысл заключается в выборе способа размещения осужденных для их проживания); управленческий (данный аспект обращен к персоналу исправительных учреждений и предполагает строительство и оборудование административных зданий, включая способы охраны, надзора за осужденными).

Указанные аспекты свидетельствуют о сложности построения рациональной системы исправительных учреждений, ее высокозатратности для государства. По существу, исправительные учреждения представляют собой такой институт, который обеспечивает достаточно автономную жизнедеятельность на небольшой территории не только осужденных, но и персонала (администрации).

На построение системы исправительных учреждений влияют многие факторы: политический режим, состояние экономики, уголовная и уголовно-исполнительная политика, состояние преступности, установленная законом уголовно-правовая классификация преступлений по степени их тяжести, уровень развития уголовно-исполнительной теории, отечественный и зарубежный опыт решения подобного рода проблем, имеющиеся традиции.

Исправительные учреждения представляют собой сложную систему, которая включает различные виды данных учреждений: тюрьмы, колонии, профилактории и т.п. Каждое государство вырабатывает свой подход к построению системы исправительных учреждений. Однако определяющим моментом является классификация осужденных. В зависимости от этого определяются конкретные виды исправительных учреждений, их лимиты (наполняемость), формы и методы работы с осужденными. Статья 74 УИК РФ и закрепляет виды исправительных учреждений в зависимости от той или иной категории осужденных, которые осуждены судом к отбыванию лишения свободы.

Основу выделения конкретных видов исправительных учреждений, закрепленных в данной статье, составляют следующие классификационные критерии осужденных Уголовно-исполнительное право. Схемы и комментарии. Учебное пособие. — М., 2007. С. 10.:

  • · демографические (пол, возраст осужденного);
  • · уголовно-правовые (тяжесть совершенного преступления, количество судимостей); медицинские (состояние здоровья);
  • · исправительные (поведение осужденного в процессе отбывания наказания). Это позволяет дифференцировать исполнение наказания с учетом важнейших личностных характеристик осужденных, исключить негативное влияние неоднократно судимых на впервые осужденных, обеспечить рациональное применение средств исправительного воздействия.

Закон называет следующую систему исправительных учреждений: исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Особо отмечается, что следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Порядок исполнения наказания в указанных исправительных структурах излагается в гл. 16 УИК РФ.

На основе приведенной выше общей классификации исправительных учреждений, которая закреплена в ч. 1 статьи 74 УИК, указываются конкретные виды колоний, тюрем, лечебных учреждений, которые исполняют наказание в отношении определенной категории осужденных.

В статье (ч. 2) выделяются следующие виды исправительных колоний: колонии-поселения; исправительные колонии общего режима; исправительные колонии строгого режима; исправительные колонии особого режима.

На первом месте среди видов исправительных учреждений в статье 74 УИК названы исправительные колонии. Это не случайно, поскольку в них отбывает наказание большая часть осужденных к лишению свободы. Следует отметить два принципиальных положения, которые отличают закрепленные в данной статье нормы от ранее действующего исправительно-трудового законодательства. Прежде всего, в наименовании колоний исключен термин «трудовая». Тем самым законодатель не акцентирует внимание на труде осужденных как основной задаче исправительных колоний, что во многом ориентирует на изменение самой политики и практики исполнения наказания, и это нашло отражение в гл. 14 УИК РФ.

Принципиально важно также и то, что УИК РФ, в отличие от ранее действующего исправительно-трудового законодательства, не закрепляет положения о том, что колонии являются основным видом исправительных учреждений. Законодатель тем самым подчеркивает значимость всех видов исправительных структур для достижения целей наказания.

В литературе последних лет в ряде случаев подчеркивается, что колонии являются «изобретением» советской исправительно-трудовой системы для обеспечения народного хозяйства дешевой рабочей силой — осужденными. С этим нельзя согласиться, поскольку колонии как вид исправительных учреждений рассматривались и рекомендовались в качестве достаточно прогрессивного исправительного учреждения в начале XX века Бернским международным тюремным конгрессом. Другое дело, что данный вид исправительных учреждений в советское время выступал составной частью плановой экономики (со всеми негативными и позитивными факторами).

Закон предусматривает три вида колоний-поселений: для осужденных за преступления, совершенные по неосторожности; для осужденных за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, а также для осужденных, переведенных из исправительных колоний общего и строгого режимов в порядке поощрения в соответствии с положениями ч. 2 ст. 78 УИК РФ.

В исправительных колониях общего режима отбывают наказание впервые осужденные к лишению свободы за умышленные преступления небольшой или средней тяжести и тяжкие преступления, а также лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы в случае перевода их из колоний-поселений.

При рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, наказание отбывается в исправительных колониях строгого режима. На данном виде режима содержатся также мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за особо тяжкие преступления, и женщины при особо опасном рецидиве.

Важная роль в системе исправительных учреждений принадлежит колониям особого режима. В них отбывают наказание наиболее опасные преступники: осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы. Все эти лица содержатся раздельно, в специальных для каждой из названных категорий осужденных колониях.

Тюрьмы являются существенным звеном в системе исправительных учреждений. По сравнению с западными моделями тюрьмы в отечественной пенитенциарной практике не занимают ведущей роли. Однако им придается особое значение при реализации принципа дифференциации исполнения наказания: в случае злостного нарушения режима осужденные переводятся из исправительной колонии в тюрьму.

В тюрьме также могут отбывать наказание осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за особо тяжкие преступления, при особо опасном рецидиве преступлений. Закон указывает лишь на формальные, уголовно-правовые признаки, служащие основанием для направления осужденного на тюремный режим. Однако при фактическом решении вопроса о направлении осужденного, подпадающего под указанные уголовно правовые признаки, на тюремный режим или в исправительную колонию соответствующего вида всегда учитываются и личностные характеристики осужденного: склонность к побегу, лидерство в уголовной среде и т.п.

Для исполнения наказания несовершеннолетних осужденных предусматривается создание воспитательных колоний. Акцент законодателя на термин «воспитательные» не случаен: по сравнению с исправительными колониями здесь более широкие возможности для психолого-педагогического воздействия на личность.

По общему правилу, в воспитательных колониях содержатся несовершеннолетние осужденные до достижения ими возраста 18 лет. Однако в них могут быть оставлены лица до достижения ими возраста 21 года. Это может быть связано с необходимостью продолжить обучение в школе, потребностями производства, активной работой данных лиц в самодеятельных организациях осужденных и т.п.

Статья 78 УИК дает осужденному реальную возможность — в зависимости от поведения и отношения к труду — улучшить или ухудшить свое положение. С одной стороны, это возможно осуществить в пределах одного исправительного учреждения, когда происходит изменение условий путем перевода из одних условий содержания в другие, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать исполнение наказания, не прибегая к судебной процедуре.

С другой стороны, улучшить свое положение осужденный может путем перевода в учреждение с более легким режимом, как и ухудшить его в случае перевода в учреждение более строгого режима.

Изменение вида исправительного учреждения призвано стимулировать правопослушное поведение осужденных.

Статья 87 УИК содержит принципиально новое правило дифференцированного содержания осужденных в пределах одного исправительного учреждения. Теперь в каждой исправительной колонии устанавливается не единый режим, а три. По прибытии в исправительную колонию осужденный, как правило, помещается в обычные условия отбывания наказания. По прошествии определенного времени и в зависимости от поведения, отношения к труду он может быть переведен в облегченные условия. Злостные нарушители переводятся в строгие условия отбывания или с облегченных условий — в обычные. При этом правовое положение осужденных, находящихся в различных условиях отбывания, имеет весьма существенную разницу: например, в исправительных колониях общего режима осужденные, находящиеся в облегченных условиях, могут проживать за пределами колонии, в то время как находящиеся в строгих условиях содержатся в запираемых помещениях. Таким образом, создана своеобразная система изменения условий, и в какую сторону ее развернуть, полностью зависит от воли и желания самого осужденного; здесь заложена норма, обладающая высокой воспитательной значимостью.

В колониях-поселениях устанавливается единый режим отбывания наказания для всех категорий осужденных. В воспитательных колониях режимные условия подразделяются на четыре вида: обычные, облегченные, льготные и строгие. Для осужденных, содержащихся в тюрьмах, устанавливаются общий и строгий виды режима.

В связи с серьезными изменениями правового положения осужденных при переводе с одного вида условий отбывания наказания на другой законодатель установил своеобразный защитный механизм от возможных злоупотреблений: решение о переводе в те или иные условия отбывания наказания принимается специально созданной комиссией, работать в которой могут представители муниципальных органов по месту дислокации исправительного учреждения. Причем решение комиссии о переводе в строгие условия содержания осужденный может обжаловать в установленном законодательством порядке (в том числе, по нашему мнению, и в суд).

Статья 80 УИК фактически развивает и конкретизирует положения ст. 74 УИК РФ, которая определяет виды исправительных учреждений.

Прежде всего, закон устанавливает требование раздельного содержания мужчин и женщин (единственное изъятие — колонии-поселения).

Отдельно от взрослых осужденных содержатся несовершеннолетние, для которых создаются воспитательные колонии.

В статье 80 УИК (ч. 2) устанавливаются требования о раздельном содержании осужденных в зависимости от числа судимостей, рецидива преступлений (ст. 18 УК РФ). Так, закон требует раздельного содержания впервые осужденных к лишению свободы (они отбывают наказание в исправительных колониях общего режима) от рецидивистов (последние отбывают наказание в исправительных колониях строгого режима). Исключение сделано лишь в отношении женщин, которые независимо от количества судимостей могут содержаться в одной исправительной колонии. В настоящее время на территории исправительной колонии создаются изолированные участки для содержания категорий осужденных различного вида режима в соответствии со ст. 74 УИК РФ.

Учитывая общественную опасность осужденных при особо опасном рецидиве, специфику исполнения наказания в отношении осужденных к пожизненному лишению свободы, а также осужденных, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок, указанные категории лиц содержатся изолированно от других осужденных и друг от друга. Для этого создаются фактически самостоятельные специализированные исправительные колонии особого режима.

Осужденные — бывшие работники правоохранительных органов, судов — в целях обеспечения их безопасности и индивидуализации исполнения наказания содержатся в специально созданных исправительных колониях. В эти учреждения могут быть направлены и другие осужденные.

В уголовно-исполнительной системе созданы также специализированные лечебные и лечебно-исправительные учреждения для осужденных, страдающих инфекционными либо общесоматическими заболеваниями. В отношении первой категории лиц закон установил правило, согласно которому осужденные, имеющие разные инфекционные заболевания, содержатся раздельно друг от друга и от здоровых осужденных. Речь, прежде всего, идет о специализированных учреждениях для осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией. В лечебно-профилактических учреждениях, где содержатся различные категории осужденных с общесоматическими заболеваниями, раздельного содержания не требуется. Связано это с трудностями обеспечения изоляции осужденных, прибывающих фактически со всех видов режима исправительных учреждений. Что касается условий содержания (переписка, свидания и т.п.), то на осужденных, находящихся в лечебных учреждениях, распространяются правила того вида исправительной колонии, из которой они прибыли и которая определена в приговоре суда.

Закон устанавливает исчерпывающие критерии раздельного содержания осужденных к лишению свободы. Однако состав осужденных всегда подвержен не только количественным, но и качественным изменениям, что связано с появлением новых видов преступлений, распространением среди осужденных массовых заболеваний. Поэтому на практике возникает необходимость создания новых специализированных исправительных учреждений. Порядок их открытия регламентируется ведомственными нормативными актами Министерства юстиции России. В случае, когда создание таких исправительных учреждений связано с изменениями уголовно-правовых характеристик осужденных, необходим крупномасштабный социальный эксперимент, а также коррективы соответствующих законодательных актов. Так было с созданием в 70-х гг. колоний-поселений для осужденных, совершивших преступления по неосторожности. Проведенный эксперимент подтвердил эффективность данного вида исправительных учреждений, после чего были внесены соответствующие изменения в законодательство.

Применительно к осужденным имеется в виду, что отнесение их к той или иной классификационной группе всегда связано с определенными факторами: вид учреждения, в котором исполняется наказание, режим, возможность досрочного освобождения и другими.

Под классификацией осужденных к лишению свободы пони­мается разделение их на относительно однородные группы по определенным признакам (критериям) в целях создания благо­приятных условий для достижения целей наказания. Согласно ст. 67 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными целями классификации являются: а) отделение заклю­ченных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или от­рицательных черт характера грозит оказать на них плохое влия­ние; б) разделение заключенных на категории, облегчающие ра­боту с ними в целях их возвращения к жизни в обществе.

От целей, которые ставятся перед классификацией, зависят и ее критерии, т.е. те признаки, по которым осужденные подраз­деляются на определенные группы. Поэтому указанные крите­рии (основания деления), по которым осуществляется классификация, должны быть научно обоснованными, представлять со­бой определенную систему. Это тем более важно, ибо классификация осужденных во многом предопределяет и влияет на фор­мирование системы исправительных учреждений. В ст. 68 Минимальных стандартных правил реко­мендуется «работу с разными категориями заключенных сле­дует вести по мере возможности в разных заведениях или же в разных отделениях одного и того же заведения». В соответствии с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными различные категории заключенных должны содержаться в разных заведениях или в различных частях одного и того же заведения с учетом их пола, возраста, предшествующей судимости, юридических причин заключения и предписанного обращения с ними.

Отвечая целям исполнения наказания, классификация осужденных имеет собственные задачи:

— необходимость исключения или ослабления разлагающего влияния наиболее отрицательной части осужденных на иных лиц, отбывающих лишение свободы;

— дифференцированное применение карательно-воспитательного воздействия к отдельным категориям лиц, совершивших преступления.

К дополнительным задачам классификации осужденных следует отнести также дифференциацию средств обеспечения жизнедеятельности осужденных, их медико-санитарного обеспечения, соблюдение санитарно — эпидемиологических и санитарно — гигиенических требований.

Такие цели прямо вытекают из закрепленной в п.4 ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. задачи обеспечения охраны здоровья осужденных.

Основания классификации осужденных разделяются на фактические и юридические.

Фактические:

— социально — демографические: пол, возраст, состояние здоровья, наличие у женщины малолетних детей, гражданство, и т. п.;

— уголовно-правовые: характер и степень общественной опасности совершенного преступления, срок наказания, наличие судимости, признание особо опасным рецидивистом, отбывание в прошлом лишения свободы;

— уголовно-исполнительные (исправительно-трудовые), связанные в первую очередь с поведением осужденного в период отбывания наказания.

Классификационные критерии получают отражение в законе и подзаконных актах. Соответствующие нормативные акты выступают тем самым юридическими основаниями классификации осужденных. Значительная их часть предусмотрена уголовных законом. Вместе с тем классификация осужденных является многоступенчатой и в дальнейшем углубляется на основе норм УК РФ, подзаконных нормативных актов.

2.3. Классификация осужденных с точки зрения уголовного и уголовно-исполнительного права

Исходные принципы классификации осужденных содержатся в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве, которые устанавливают юридические критерии классификации осужденных. Анализируя уголовно-исполнительное законодательство, перечислим задачи классификации осужденных:

правильное размещение их по видам исправительных учреждений;

надежная изоляция одной категории осужденных от другой;

дифференцированное применение наказания и исправительного воздействия к осужденным;

индивидуальное применение к осужденным основных средств исправления (установленного порядка исполнения и отбывания наказания – режима, воспитательной работы, общественно-полезного труда, общего образования, профессиональной подготовки).

Именно на этой основе в теории и на практике возникла потребность в разработке наиболее эффективной системы классификации осужденных.

Задача классификации сводится к тому, чтобы создать оптимальные дифференцированные условия исполнения и отбывания наказания, разработать наиболее эффективные меры исправительного воздействия на осужденных не только в период отбывания наказания, но и после освобождения.

Система классификации осужденных к лишению свободы находится во взаимосвязи с классификацией преступлений в уголовном праве.

Так, уголовное законодательство выделяет некоторые кате­гории преступников в зависимости от характера и степени об­щественной опасности деяния: опасные и особо опасные реци­дивисты (ст. 18 УК); несовершеннолетние (ст. 20 УК); лица, со­вершившие преступления по неосторожности (ст. 26 УК) и т.д.

Кроме того, уголовное законодательство (ст. 58 УК) опреде­ляет, каким категориям осужденных надлежит отбывать наказа­ния в тех или иных видах исправительных учреждений. В соответствии с предписаниями уголовного закона осужденные к лишению свободы совершеннолетние мужчины направляются:

— в ИТК — поселения для лиц, совершивших преступления по неосторожности, к лишению свободы на срок не свыше 5 лет;

— в ИТК — общего режима, впервые осужденные к лишению свободы за умышленные преступления небольшой, средней тяжести и тяжкие преступления;

— в ИТК — строгого режима, впервые осужденным к лишению свободы за особо тяжкие преступления, а при рецидиве преступлений, если осужденный отбывал ранее лишение свободы, и женщинам при особо опасном рецидиве преступлений;

— в ИТК — особого режима, при особо опасном рецидиве, а также осужденным пожизненно. Для лиц, осужденных на срок не свыше 5 лет за особо тяжкое преступление, а также в случаям особо опасного рецидива предполагается возможность назначения отбывания части срока наказания в тюрьме, но не более 5 лет (ст. 58 УК РФ).

Осуждаемым к лишению свободы совершеннолетним женщинам отбывание наказания назначается:

— в ИТК — строгого режима: признанным особо опасными рецидивистками, а также осужденным за особо опасные государственные преступления;

— в ИТК — поселения для лиц, совершивших преступления по неосторожности;

— в ИТК — поселения для лиц, совершивших умышленные преступления, к лишению свободы на срок не свыше 5 лет:

Другие осужденные к лишению свободы совершеннолетние женщины направляются для отбывания наказания в ИТК общего режима.

Отбывание наказания в воспитательно-трудовых колониях назначается:

— несовершеннолетним мужского пола, осуждаемым впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетним женского пола — в колониях общего режима;

— несовершеннолетним мужского пола, ранее отбывавшим лишение свободы, — в колониях усиленного режима.

В зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и иных обстоятельств дела судом, с указанием мотивов принятого решения, может быть назначено отбывание лишения свободы с отступлением от этих правил.

Многие уголовно-правовые критерии классификации осужденных воспроизводятся и развиваются в уголовно-исполнительном законодательстве (ст. 74, 80 УИК).

К критериям классификации осужденных к лишению свобо­ды относятся: возраст, пол, форма вины, срок назначенного на­казания, факт отбывания ранее наказания в виде лишения сво­боды и др. Несовершеннолетние традиционно отделяются от взрослых осужденных к лишению свободы. Их отдельное содержание обусловливается необходимостью предотвращения негативного влияния на них со стороны взрослых преступников, психофизиологическими особенностями личности несовершен­нолетних, спецификой организации исправительно-воспитательного воздействия на эту категорию осужденных. Так, в Прави­лах по защите несовершеннолетних, лишенных свободы, принятых ООН, специально отмечается, что «вследствие крайней уяз­вимости несовершеннолетние, лишенные свободы, нуждаются в особом внимании и защите».

Раздельное содержание лиц мужского и женского пола по­зволяет обеспечить личную безопасность женщин, соблюдать специфические условия гигиены, а также проведение с ними воспитательной работы с учетом особенностей их личности.

Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство вы­деляет такую категорию осужденных, как лица, осуждаемые впервые к лишению свободы. Кроме того, критериями классификации осужденных, подлежащих раздельному содержанию, согласно уголовному и уголовно-исполнительному законода­тельству являются: а) осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; б) осужденные к пожизненному лишению свобо­ды; в) осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок; г) осужденные — бывшие работники судов и правоохранительных органов; д) осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями; е) осужденные иностранные граждане и лица без гражданства.

Каждая из указанных ранее категорий осужденных предпола­гает их раздельное содержание, а в целях дальнейшей диффе­ренциации и индивидуализации применения мер исправитель­ного воздействия может разделяться на отдельные подкатего­рии, но в пределах одного вида режима исправительного учреж­дения. Критериями для этого могут являться криминологиче­ские признаки (криминальные запущенность и направленность личности), психолого-педагогические (поведение в период от­бывания наказания), психофизиологические (психические от­клонения, инвалидность) и т.д.

Решение вопроса о режиме исполнения (отбывания) наказания является одной из важнейших задач уголовно-исполнительного права, которая находится в центре внимания юристов, психологов, педагогов и обществоведов.

Термин «Режим» часто встречается в нормах действующего законодательства и комментариях к нему. Как совокупность правил, определяющих порядок отбывания наказания осужденными, режим вошел в практику работы исправительных учреждений. А как социально-правовое явление, характерное для мест лишения свободы, он выполняет карательную, воспитательную и регулятивную функции.

Понятие режима в исправительных учреждениях

Режим регламентирует жизнедеятельность осужденных в местах лишения свободы непрерывно и на протяжении всего срока наказания. С его помощью устанавливается граница поведения, дозволенного для заключенных, и определяется их правовое положение.

Правила режима в равной мере обязательны для всех осужденных и сотрудников исправительных учреждений. Первые обязаны исполнять установленные для них требования и нормы поведения, а вторые – обеспечивать соблюдение этих правил.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Режим в исправительных учреждениях 460 руб.
  • Реферат Режим в исправительных учреждениях 280 руб.
  • Контрольная работа Режим в исправительных учреждениях 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Согласно части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, режим в исправительных учреждениях – это определенный законом порядок исполнения и отбывания лишения свободы.

При этом режим обеспечивает решение следующих задач:

  1. охрана и изоляция осужденных;
  2. постоянный надзор за заключенными;
  3. исполнение обязанностей, возложенных на лиц, отбывающих наказание;
  4. реализация прав и законных интересов осужденных;
  5. обеспечение личной безопасности заключенных;
  6. различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом.

Таким образом, режим представляет собой порядок, основанный на уголовно-исполнительном законодательстве и ведомственных нормативных актах, который является необходимым условием надлежащего исполнения и отбывания уголовных наказаний, связанных с лишением свободы.

Правовые нормы, относящиеся непосредственно к режиму исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, содержатся в главе 12 УИК РФ. Вместе с тем, данные правила распространяют свое действие и на осужденных военнослужащих, содержащихся в дисциплинарных воинских частях.

Замечание 1

Основным элементом режима, образующим содержание лишения свободы, является физическая изоляция осужденных от общества. Она выражается в лишении их права свободного передвижения вне пределов территории исправительного учреждения, ограничении их социальных связей и общения с лицами, находящимися на свободе.


Рисунок 1. Режим в исправительных учреждениях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Функции режима исполнения наказаний

Как социально-правовое явление, характерное для мест лишения свободы, режим выполняет следующие ключевые функции:

  1. карательная;
  2. воспитательная;
  3. регулятивная;
  4. обеспечение рационального и эффективного применения к осужденным мер исправительного воздействия;
  5. предупреждение совершения новых преступлений.

Рассмотрим вышеперечисленные функции режима более подробно.

  1. Карательная функция заключается в ограничении прав заключенных, которое зависит от вида исправительного учреждения. В части 4 статьи 10 УИК РФ говорится, что права и обязанности осужденных определяются, исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
  2. Воспитательная функция определяет режим как основное средство исправления осужденных. Оно приобщает заключенных к цивилизованным взаимоотношениям, формирует в них уважительное отношение к людям, позволяет усваивать общественные традиции, стимулирует правомерное поведение и стремление к честному труду.
  3. Регулятивная функция предполагает, что объем ограничения заключенных в правах зависит от порядка отбывания лишения свободы в различных исправительных учреждениях, а также от поведения каждого осужденного.
  4. Обеспечение рационального и эффективного применения мер исправительного воздействия означает, что режим создает условия для использования других средств исправления заключенных. Речь идет об их участии в общественно-полезном труде, воспитательных мероприятиях, предоставлении осужденным возможности получить общее или профессиональное образование.
  5. Должным образом организованный порядок исполнения наказаний способствует предупреждению новых преступлений, совершаемых осужденными или иными лицами.

Содержание режима в исправительных учреждениях

Совокупность правил, обеспечивающих или регулирующих порядок отбывания конкретного наказания, представляет собой содержание режима. Эти правила можно условно разделить на три основные группы:

  1. относящиеся к персоналу исправительных учреждений;
  2. относящиеся к осужденным;
  3. относящиеся к иным гражданам, находящимся в исправительных учреждениях или на прилегающих к ним территориях.

Правила, относящиеся к персоналу исправительных учреждений, регламентируют полномочия сотрудников подразделений ФСИН России. К ним относятся: обеспечение изоляции осужденных и их безопасности, соблюдение внутреннего распорядка, реализация прав осужденных и выполнение ими своих обязанностей, предупреждение правонарушений и преступлений.

Правила, относящиеся к заключенным, регулируют их поведение, устанавливают распорядок дня, определяют применение средств исправительного воздействия, а также обеспечивают социальную защиту осужденных.

Правила режима обязаны соблюдать и иные граждане, находящиеся на территории исправительного учреждения. Это могут быть:

  1. священнослужители;
  2. адвокаты и лица, имеющие право на оказание юридической помощи;
  3. лица, прибывающие на свидание с осужденными;
  4. вольнонаемный персонал;
  5. учителя, врачи и работники домов ребенка;
  6. другие категории граждан.

Замечание 2

В случае нарушения вышеперечисленными лицами правил внутреннего распорядка исправительного учреждения к ним могут применяться различные меры административного воздействия.

Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях

В юридической науке выделяют три основные группы средств обеспечения режима в исправительных учреждениях:

  1. основанные на мерах убеждения;
  2. профилактические и принудительные;
  3. контрольные.

В первую группу входит правовое, нравственное и трудовое воспитание, индивидуальная работа с осужденными, меры их поощрения, участие заключенных в художественной самодеятельности, а также общественное воздействие.

К средствам обеспечения режима профилактического и принудительного характера относятся: охрана осужденных и надзор за их поведением, меры взыскания, оперативно-розыскная деятельность, использование уголовно-процессуальных и криминалистических методов для предотвращения преступлений.

В третью группу средств обеспечения режима входят: судебный, ведомственный и общественный контроль, а также прокурорский надзор за деятельностью исправительных учреждений.

Добавить комментарий