Казни в российской империи

За что в дореволюционном Петербурге наказывали пытками, чем дворяне откупались от палачей, почему смерть через заливания в горло литров нечистот не считалась казнью и как в царской России появилась репрессивная система, похожая на ГУЛАГ?
Историк Александр Акопян из Музея орудий пыток в Петербурге рассказал «Бумаге», как менялась система пыток и казней в XVIII и XIX веках.

Содержание

Александр Акопян

Кандидат исторических наук и сотрудник Музея орудия пыток в Петербурге

Как в Древней Руси появились пытки

Первые системы пыток и казней родились вместе с рабовладельческими государствами, то есть около 6 тысяч лет до нашей эры. Со временем пытки совершенствовались и развивались.

В 862 году создается Киевская Русь, и это раннефеодальное общество, конечно, перенимает систему пыток. Чаще всего их применяли по отношению к городской бедноте и крепостным крестьянам, то есть лицам низкого социального положения. С помощью пыток наказывали за проступки и преступления, воспитывали и в рамках дознания.

Все следственные работы того времени автоматически подразумевали под собой применение истязаний и казней. Считалось, что без этого человек всю правду не расскажет.

Естественно, в каждом регионе были свои вариации с учетом особенностей культурного, социального и религиозного развития населения. Поначалу на Древней Руси они были однородны, но с ходом времени дополнялись. Например, пытка водой, появившаяся в Китае, подразумевала, что на человека с высоты падают капли холодной воды. На Руси эту пытку изменили: в горло заливали несколько литров нечистот или других жидкостей (горячее масло, уксус или конская моча). А после это еще и били по разбухшему животу дубиной.

Когда наступил период ига Золотой Орды, систему пыток заимствовали у восточных и южных стран, в которых она была наиболее жестока. Традиционные отрубания голов топором, истязания розгами и ветками сменились посажениями на кол, когда тело человека несколько дней безостановочно «нанизывалось» на острие, сниманием специальными инструментами с живого человека кожи с верхними слоями ткани. Их практиковали вплоть до XVIII века.

Как для строительства Петербурга создали «первую в России репрессивную систему»

Придя к власти, Петр I, будучи прагматиком, изменил систему пыток в России. Его предшественники практиковали в отношении преступников различные виды членовредительства — например, отрубание правой руки для воров или правой ноги для беглых крепостных. Петр I же решил, что стране не нужны инвалиды: лишившись конечности, люди часто становились попрошайками или начинали заниматься мелким воровством.

Петр I решил, что провинившиеся люди должны бесплатно работать на государство. По факту, он создал первую в России репрессивную систему, похожую на ГУЛАГ: за любое более-менее серьезное преступление людей ссылали строить форты Кронштадта, Ладожский обводной канал, шахты и рудники на Урале, крепости и поселения в Сибири, дороги, мосты и прочее. Самым важным было, конечно, строительство Петербурга.

Б. Патерсон. Строительство набережной в Петербурге.

К заключенным на стройки по указу царя загоняли и черносошных крестьян (зависимых не от помещиков, а от государства — прим. «Бумаги»). Многие сопротивлялись, и их заковывали в кандалы, как заключенных. На стройках заключенные и крестьяне жили в землянках и хижинах. Техники у них не было — только лопата, пилы и лом.

Преступники работали исключительно в кандалах или прикованными к тележкам. Чтобы в случае побега каторжников можно было опознать, стражи клеймили специальным знаком лицо каждого, кто туда попадал, а рецидивистам вырывали ноздри раскаленными докрасна щипцами.

Стоит признать, что Петр I сделал эту процедуру гуманнее: преступников не прижигали металлом, а делали нечто, похожее на татуировку, которую в народе называли «каиновой печатью».

Заключенные и крепостные массово погибали во время строек — от усталости, травм и агрессивной болотистой местности. По оценке историков, только при строительстве Петербурга погибло до полумиллиона крестьян (некоторые историки называют еще и цифру до 300 тысяч человек — прим. «Бумаги»).

Где в дореволюционном Петербурге пытали людей и за что в тюрьмы попадали члены царских семей

После строительства Петербурга пытки продолжились. Основными местами пыток были Петропавловская и Шлиссельбургская крепости, а также тюрьмы и остроги. В Петропавловке в основном держали политзаключенных, а в Шлиссельбургской крепости — почти всех подряд.

Изначально крепости строились как военно-инженерные сооружения, но по своему прямому назначения ни разу не использовались. Получилось так, что они стали тюрьмами, где из заключенных выбивали правду. Там пытали, там и казнили. Сейчас в крепостях нет памятников погребений, но в общих могилах похоронено несколько тысяч заключенных.

В то время пытка была частью жизни заключенных, пытали независимо от родословной. Например, старший сын Петра I царевич Алексей, который долгое время считался наследником престола, бежал в Австрию к шурину. Петр I пришел в ярость и с помощью агентов-дипломатов, которые истратили все казенные деньги на подкуп австрийских чиновников, вернул сына на родину.

Царевича Алексея сразу же после возвращения посадили в каземат Петропавловской крепости. Там его допрашивали с пытками: били кнутами и подвешивали на дыбе, из-за чего руки выходили из суставов, а вскоре приговорили к смертной казни за государственную измену. Но, не дождавшись этого, 28-летний царевич умирает: по официальной версии — от сердечного приступа, по неофициальной — из-за удушения по приказу Петра.

Другой пример — судьба русского императора Ивана VI. Его в полтора года свергли с трона и отправили в Шлиссельбургскую крепость, отлучив от родителей. Там он безвылазно, даже без прогулок, существовал в одиночной камере с единственным окном, замазанным известкой, и совсем без общения. Если плохо себя вел, заковывали в цепи. Только когда ему при Екатерине II разрешили прогулки, он впервые увидел небо, траву, деревья. Позже царя Ивана саблями закололи офицеры, когда его пришли освобождать.

Тюрьма Трубецкого бастиона. Фото: wikipediaТюрьма Трубецкого бастиона. Фото: wikipediaТюрьма Трубецкого бастиона. Фото: wikipedia

Как преследовали и пытали политзаключенных, дворян и еретиков

По отношению к политическим заключенным пытки были более жестокими. Юридически это не было закреплено, но их, например, полагалось пытать на вертикальной дыбе, как и уголовников. Но если на такую дыбу не подвешивали уголовных преступников младше 14 и старше 70 лет или беременных, то на политических заключенных это правило не распространялось.

К тому же политзаключенных пытали, пока не будет получена вся необходимая для суда и следствия информация. Часто они умирали от инфаркта, инсульта или болевого шока прямо во время пыток. В отчетах это обозначалось «умер собственной смертью», ведь пытки называли наказаниями: у кого-то оказалось слабое сердце — сам виноват. Это всё относилось и к отрубанию конечностей, и к пытке водой.

Пытали и аристократию, но перед этим лишали дворянства. Здесь всё зависело от субъективного фактора: если указания со стороны правителей не было, то палач получал взятку — и пытки были слабыми или вовсе чисто символическими. Если указание свыше давали, то пыткам могли подвергнуть и ближайшее окружение преступника.

К примеру, в 1739 году в Шлиссельбургской крепости очень жестоко пытали князя Ивана Долгорукого, который составил фальшивое завещание якобы от Петра II в пользу своей сестры. Допросом руководил Василий Суворов: были плетки и подвешивание на дыбу. Когда он признался, его колесовали.

Собственной инквизиции в Российской империи, конечно, не было. Но преследовали в нашей стране староверов, которые из-за этого бежали на Крайний Север и Дальний Восток, в Среднюю Азию и за границу. В Петербурге староверов не ловили, только на северных участках России, где они строили свои монастыри. Когда старообрядцев окружали, они себя сжигали: запирались в своих деревянных церквях, закрывали окна, надевали белые одежды, поджигали, становились на колени и начинали молиться. Так погибли тысячи людей.

Как жили и сколько зарабатывали петербургские палачи

Палачи передавали свою профессию по наследству. Бывало, что кто-то становился палачом и без предков в этой сфере, но его дети так или иначе продолжали работать на такой же должности.

Социальный статус палачей был низок, хотя жили они хорошо. Могли быть самыми зажиточными в поселении, но все обыватели их в основном сторонились: как правило, сын палача мог жениться только на дочери палача, проститутке или дочери проститутки. Никто из благонадежных семей не общался с палачами, но прямо это зачастую не высказывали.

К тому же психическое состояние палачей далеко не всегда было стабильным, у многих были расстройства личности. Многие из болезней передавались по наследству, что вкупе с соответствующим воспитанием объясняет наследственность профессии.

Тем не менее кошельки палачей пополнялись постоянно: за счет родственников или непосредственно тех, кого пытали. Они никого не отпускали, так как тем самым нарушили бы указ, но если получали взятку, пытали не так сильно, как могли бы, — не до смерти.

К примеру, при Елизавете Петровне практиковалось вырывание языка. По официальным данным, за годы ее царствования языки были вырваны более чем у 11 тысяч человек: и у крепостных, и у мещан, и у купцов, и у дворян — всегда за оскорбление царицы. Но в указе не было прописано, как именно должны отрезать язык. И если палачу давали взятку, он резал лишь кончик, и человек сохранял способность говорить.

Известно, что некоторые из палачей спивались, так как часто взятки давали водкой. В 1850-е, например, минимальный размер взятки составляла четверть ведра водки (2,75 литра — прим. «Бумаги»), жареный поросенок с хреном и гречневой кашей, а также 5–6 рублей, эквивалентные цене двух коров.

Как в XIX веке массово отменяли пытки и почему крестьян били розгами

В начале XIX века система пыток становится менее жесткой: процесс либерализации, охвативший Западную Европу, стал затрагивать и Россию. Хотя наша страна и стала последней в европейском мире, где были ликвидированы физические наказания, после 1863 года их количество сократилось, а многие практики запретили юридически.

«Обряд казни на Семёновском плацу», рисунок Б. Покровского, 1849 год.

Так, отменили, например, казнь на металлическом крюке, когда человека подвешивали за ребро и оставляли умирать от потери крови, и уже упомянутая пытка водой. Многие из пыток стали, если можно так сказать, более гуманными: теперь от истязаний хотя бы не умирали.

В это время наказывали в основном сельское население, солдат, матросов и заключенных — самые низшие сословия, о которых при реформе позаботились меньше.

После реформы крестьян, например, били лишь розгами, то есть ветками кустарника. Их теперь не могли бить просто так, а только за преступления и проступки: за воровство у помещиков, оскорбления властей, пьянство и подобное. Наказание определял волостной суд. В основном за мелкие преступления давали несмертельные 50 ударов, которые причиняли дикую боль, но после которых можно было продолжать работу.

Конечно, бывали случаи, что розгами засекали до полусмерти. Но умереть именно от этих ударов было сложно, в отличие от ударов кнутом или бичом, которые использовались до реформы (они убивали с восьми-двенадцати ударов). Если от розг и умирали, то только от сепсиса, то есть заражения крови: часто от инфекций страдали, например, заключенные, которых после наказаний бросали на солому или сено, по которым бегали мыши.

Только в 1918 году в России юридически отменили наказания розгами вместе почти со всей системой казней и пыток. Тем не менее реально некоторые пытки оставались: если, например, преступник себя плохо вел, то к нему могли применить физическую силу, не оставив синяков или кровоподтеков.

В раннем Советском Союзе система целенаправленных пыток ради наказания стала более либеральной. Если до революции заключенные шли на каторгу в Сибирь, закованные в ручные и ножные кандалы, которые весили от 16 до 32 кг, то после кандалы вовсе отменили. И заключенные шли в Сибирь уже без них.

Юридически оставалась лишь казнь через расстрел, которую массово применяли. В общественной жизни казни остались в иной форме — например, во время войн предателей вешали. Повешение считается более жестоким наказанием, так как человек всё же мучается.

Смертную казнь в России окончательно отменили в 1996 году — альтернативой ввели пожизненное заключение.

Читайте также, как в Петербурге убивали врачей во время холерного бунта, как в городе появились суфражистки, какими были туалеты до революции и как Петроград стал гей-столицей СССР.

Последний раз в России смертную казнь применили более двадцати лет назад, в 1996 году. По некоторым данным, последним смертником стал маньяк Сергей Головкин, обвиненный в изнасилованиях и убийствах более 30 мальчиков – его расстреляли в августе того года.

Другие источники утверждают, что последним расстреляли другого, неназванного преступника, и случилось это в сентябре 1996 г. В любом случае, в апреле 1997 года Россия, вступив в Совет Европы, подписала Протокол №6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, запрещающий применять смертную казнь в мирное время. С тех пор в России действует мораторий на смертную казнь.

Двадцать лет без смертной казни – крохотный период по сравнению с веками, когда российское государство в той или иной форме уничтожало тех, кто либо совершил серьезное преступление, либо был неугоден власти. Кого и за что отправляли на смерть, и как это происходило?

Казнь на аутсорсинге

Репродукция миниатюры «Казнь боярина».

Михаил Филимонов/Sputnik

Как и во всем мире, убивали людей на Руси с древнейших времен, в том числе и в карательных целях. В Средневековье, когда место правовой системы занимали обычаи рода и племени, нормой жизни была кровная месть – за убийство семья жертвы имела право отнять жизнь убийцы.

Первый памятник славянского права, кодекс «Русская Правда» XIV века, гласил: «Если убьет муж мужа, то мстить брату за брата, или отцу, или сыну, или двоюродному брату, или сыну брата». Власть предпочитала не казнить – упоминалось, что если родственников у убитого нет, убийце достаточно заплатить штраф в княжескую казну, чтобы искупить вину.

Способы казней тогда законодательно не прописывали: судя по летописям, все зависело от жестокости и фантазии казнивших. После крещения Руси в 988 г., отдельных волхвов-язычников, не желавших переходить в православие, сжигали живьем. Князь Изяслав, взяв штурмом Киев, приказал ослепить, а потом казнить 70 человек. Миловать или убивать, решали те, у кого были власть и оружие.

Суровые государи

По мере того, как крепла власть московских князей, присоединявших все новые территории к своему государству, право становилось более системным, отразилось это и на смертной казни. В Двинской уставной грамоте 1398 г. прописано, что вешают воров, пойманных на краже третий раз. Этим занималась уже центральная власть.

Аппетит приходит во время еды – чем дальше, тем больше преступлений в Московской Руси карались смертной казнью. Судебник Ивана III 1497 г. уже предполагал смерть за «воровство, или разбой, или убийство, или злостную клевету с целью вымогательства». Но казнили при Иване III и просто неугодных правителю: еретиков, например, сжигали заживо.

Садист на троне

Портрет Ивана Грозного.

Виктор Васнецов/Третьяковская галерея

На новый уровень жестокости смертную казнь, как и пытки, вывел внук Ивана III Иван IV, прозванный Грозным (правил в 1533 – 1584 гг.). «Жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить…», – писал первый царь России, имея в виду под «холопами» всех подданных. За время репрессий периода опричнины казнили, по меньшей мере, 4500 человек.

Помимо обычного отрубания головы и вешания, широкое распространение получило четвертование: тело преступника разрубали на части. Если казнь была «мягкой», сначала отрубали голову, если же нет – этим заканчивали, чтобы жертва успела помучиться. Практиковали и сажание на кол: особое искусство палача заключалось в том, чтобы кол проходил сквозь тело жертвы, не задевая жизненно важных органов, чтобы тот не умер слишком быстро. Изменников же Иван IV распоряжался варить до смерти в воде, вине или масле.

Не гнушался царь придумывать индивидуальные, особо мучительные казни. Так, историк Владимир Игнатов в книге «Палачи и казни в истории России и СССР» отмечает: «Однажды царь приказал привязать к бочке с порохом и взорвать принявшего монашество воеводу Никиту Казаринова, заявив, что монахи – ангелы и должны лететь на небо».

Романовские казни

«Степан Разин», картина, показывающая казнь лидера крестьянского восстания.

Сергей Кириллов

После анархического периода Смуты (1598 – 1613) к власти в России пришла новая династия Романовых, но тенденция к регламентации и одновременному ужесточению смертной казни осталась неизменной. Соборное уложение 1649 г., главный документ русского права на следующие двести лет, назначало смертную казнь уже за 60 видов провинностей.

Среди официально прописанных видов было, к примеру, сожжение заживо за богохульство: «Если кто… возложит хулу на Господа Бога… того богохульника, обличив, казнить, сжечь». Фальшивомонетчики, вероотступники, насильники, убийцы, воры – всех ждала смертная казнь. За более мелкие прегрешения секли кнутом.

По свидетельству чиновника Григория Котошихина, в Москве во время царствования Алексея Михайловича Романова (1645 – 1676) работали 50 профессиональных палачей. Без работы они не сидели: за царствование Алексея Михайловича, указывает Котошихин, казнили 7 тысяч человек.

«Утро стрелецкой казни»

Василий Суриков

Лилась кровь и при сыне Алексея Петре I (1682 – 1725). Подавив стрелецкий бунт 1698 г. Петр сурово покарал «старую гвардию» царей. Десять дней в Москве казнили стрельцов после жестоких пыток: как писал историк Николай Костомаров, «четверым на Красной площади ломали руки и ноги колесами, другим рубили головы; большинство вешали». Пятерым стрельцам Петр отрубил головы лично.

Пауза в смертях

При Елизавете Петровне убивать преступников перестали: их секли кнутом, клеймили и отсылали на вечную каторгу.

Public domain

Первые наследники Петра продолжили его практику казнить часто и помногу, хотя экзотика времен Ивана Грозного осталась в прошлом – с XVIII века в основном рубили головы, вешали и расстреливали. Все изменилось, когда на престол взошла дочь Петра Елизавета (правила в 1741 – 1762 гг.). Императрица была убежденной противницей смертной казни и за свое правление не подписала ни одного смертного приговора.

Как указывает историк Елена Марасинова, религиозная Елизавета Петровна не хотела брать на душу грех убийства, подписывая смертные приговоры. «В моратории на смертную казнь в Российской империи воплотились не просветительские идеалы, а средневековая религиозность, с одной стороны, и уверенность самодержца в том, что государственный закон и его воля едины, – с другой», – отмечает Марасинова. Преступникам, приговоренным бы при других обстоятельствах к смерти, это не очень помогало: их клеймили, вырывали им ноздри и отправляли на вечную каторгу.

Тем не менее, двадцатилетняя пауза в казнях сыграла огромную роль в гуманизации власти. «Всего за два десятилетия правящая и образованная элита уже вполне была готова к дискуссии о целесообразности высшей меры наказания», – пишет Марасинова.

Впоследствии при Романовых казнили в основном государственных преступников, покушавшихся на императора или государственную власть: самозванца Емельяна Пугачева, пятерых руководителей восстания декабристов, революционеров, убивших Александра II. С 1826 по 1905 год в России казнили всего 525 человек. XX век, впрочем, покончил с гуманизмом.

Гражданская война

Расстрельная команда.

В 1905-1910 гг. правительство Николая II казнило, в основном на виселицах, более 3700 человек – так власть боролась с восстаниями, охватившими империю. «Реакция российского общества на казни была болезненной… Несчастная Россия, знала бы она, что ждет ее впереди!», – пишет Владимир Игнатов.

Действительно, после победы Октябрьской революции 1917 г. и прихода к власти большевиков насилие вышло на качественно новый уровень. Отменив смертную казнь в октябре 1917-го, уже в феврале 1918-го ленинское правительство не просто вернуло высшую меру, а разрешило расстреливать классовых врагов без суда.

«Неприятельские агенты, спекулянты, громилы, хулиганы, контрреволюционные агитаторы, шпионы расстреливаются на месте преступления», – сообщал декрет «Социалистическое отечество в опасности!». По еще одному постановлению «О красном терроре» расстреливать полагалось всех, хоть сколько-нибудь связанных с антибольшевистскими силами.

«С издания декрета «О красном терроре» началась эпопея террора, которой нет аналогов в истории», – отмечает Игнатов. Большевики стремились построить новое, идеальное общество и в течение Гражданской войны (1918 – 1922 гг.) планомерно уничтожали всех, кто не разделял их идеалы. Точно оценить число казненных за этот период невозможно – особенно в условиях, когда и большевики, и их противники расстреливали без суда и документации. Называются цифры от 50 до более миллиона человек.

Профессиональные палачи

Василий Блохин, офицер НКВД, расстрелявший несколько тысяч человек.

Public domain

После относительного затишья второй половины 1920-х годов, новая кровавая волна накрыла СССР в 1930-е, когда единоличную власть сосредоточил в своих руках Иосиф Сталин. По самым скромным оценкам, в 1930-1953 гг. были казнены более 780 тысяч человек. По законодательству 1935 года, разрешалось казнить людей, начиная с 12 летнего возраста.

С этим страшным периодом связано появление супер-палачей – сотрудников ОГПУ/НКВД/МГБ, день ото дня приводивших в исполнение смертные приговоры, как на конвейере. Полета фантазий времен Ивана Грозного уже не было: как правило, арестованных банально избивали при задержании, пытали на допросах, а после расстреливали (хотя были и случаи повешения).

Одним из самых видных рекордсменов по казням был Василий Блохин, расстрелявший несколько тысяч человек (называют цифры от 5000 до 15000). По воспоминаниям коллеги, для расстрелов Блохин переодевался из формы НКВД в костюм палача: кожаный фартук, кожаные перчатки, высокие сапоги. Блохин дослужился до генерала госбезопасности и умер в 1955 г. своей смертью.

«Водку, само собой, пили до потери сознательности. Что ни говорите, а работа была не из легких. Уставали так сильно, что на ногах порой едва держались. А одеколоном мылись. До пояса. Иначе не избавиться от запаха крови и пороха», – вспоминал подчиненный Блохина работу под его началом. Многим чекистам не так повезло, как Блохину – из-за постоянных внутренних чисток они сами оказались перед дулами расстрельной команды.

Конец смертной казни

Маньяк Андрей Чикатило был одним из последних людей, расстрелянных в СССР.

Владимир Вяткин/Sputnik

После смерти Сталина в 1953 г. смертная казнь стала применяться значительно реже, но весь советский период оставалась одним из инструментов контроля над обществом. За период 1962—1989 гг. судебными органами СССР было вынесено больше 24 тысяч смертных приговора, чуть меньше 2500 человек при этом были помилованы. Казнили уже исключительно через расстрел.

В новой России высшую меру наказания применяли в куда меньшем масштабе: 163 смертных приговора с 1991 по 1996 г. После этого на использование смертной казни, как уже говорилось выше, был наложен мораторий. Правительство последовательно отвергает возможность возвращения смертной казни. «Специалисты считают, что ужесточение наказания не ведет к искоренению, к снижению уровня преступности», – пояснил Владимир Путин в 2013 году.

Так сложилось, что от большинства животных нас, цивилизацию двуногих, отличает не только способность к осознанному труду и творчеству, но и страсть к извращенным убийствам наших собратьев. Человечество патологически склонно развязывать воины и возводить в культ садизм, членовредительство и издевательства всех сортов — и так было с того момента, как Та-Самая-Обезьяна научилась уверенно держать палку в лапах. Изучаем, как на просторах православной Руси обстояли дела с жуткими казнями.

50 оттенков Ивана Васильевича

Русских правителей принято обвешивать ярлыками — особенно если при жизни они творили что-то экстравагантное. Самый яркий пример — Иван Грозный, правитель, который запомнился не только современникам, но и историкам, мягко говоря, неоднозначно. Что тут скажешь, в этом есть справедливость: документальные свидетельства его бесчинств сохранились, и методы расправы с неугодными режиму людьми отличались особенной свирепостью и кровавой зрелищностью в духе римского Колизея.

Фраза «‎обшить медведно» мало о чем говорит современному человеку. Однако при Иване Грозном от нее бросало в дрожь любого человека. Осужденного на смерть зашивали в медвежью шкуру и затравливали охотничьими собаками, которые разрывали жертву на куски. По одной из версий, такой казни подвергли новгородского епископа Леонида, обвиненного в государственной измене.
С предателями родины у Ивана Грозного, как и у многих правителей в нашей стране, разговор был коротким. Одержимый паранойей и страхами царь мог признать изменником кого угодно в любой момент — в особенности своих приближенных. Так, смерти предали государственного деятеля Ивана Висковатова, искуснейшего дипломата и царского дьяка. Метод позаимствовали у известных любителей жестить — азиатов. В Китае за государственную измену подвергали казни под названием линчи (не путать с линчеванием) — медленному отрезанию от тела живого человека небольших кусков плоти. Грозному нравился этот метод расправы за его жестокость. Однако у него были и другие «‎излюбленные» способы предсмертных издевательств над преступниками.

Государевы опричники с полного одобрения Грозного практиковались, как самые каноничные адские черти, в варке людей заживо в огромных котлах. Осужденного сажали в наполненный водой или маслом чан, под которым разводили кострище. Чтобы продлить мучения человека, его могли не варить, а обливать: то кипятком, то ледяной водой — в таких случаях с несчастного в буквальном смысле слезала кожа.

Для массовых расправ все же применялись более «‎экономичные» способы: сажание на кол, сожжение в деревянном срубе и утопление. Если жгли и топили в основном по религиозным причинам — богохульников и вероотступников, — то жуткая казнь на колу полагалась матерям-детоубийцам, мятежникам, подстрекателям и насильникам. Деревянный кол сначала вколачивали в тело лежащего, связанного человека — в анальное отверстие или вагину, — а после переворачивали вертикально и оставляли, как правило, на виду у столпившихся зевак. Тело под собственной тяжестью медленно нанизывалось на кол в течение нескольких часов. Иван Грозный посадил на кол едва ли не больше людей, чем румынский граф Влад Цепеш, ставший прообразом Дракулы.

Петр — Великий и Ужасный

Другой русский правитель, который запомнился не только политическими достижениями, но и своей жестокостью, — Петр I. Примечателен тот факт, что оба государя в детстве пережили очень травмирующий опыт: Иван Грозный потерял мать, которую отравили в ходе преступного заговора, и, будучи совсем маленьким, находился в окружении враждующих боярских кланов, в атмосфере враждебности, интриг и заговоров. Петр и вовсе воочию наблюдал кровавую бойню в стиле Тарантино: стрелецкий бунт 1682 года. Будущий государь до конца своих дней не оправился от пережитого кошмара, мучаясь эпилептическими припадками и нервным тиком. Разумеется, эти события наложили свои отпечатки на психику и характеры правителей.

Главными врагами Петра I по-прежнему оставались заговорщики и бунтовщики — и к ним он не питал ни капли сочувствия. Им полагалась страшная смерть: колесование, четвертование или повешение за ребро. При колесовании приговоренного к смерти фиксировали на колесе, прибитом к вколоченному в землю бревну, после чего палач наносил жестокие удары, ломая преступнику ноги, руки и позвоночник. После этого человека оставляли на колесе, даже если тот был еще жив.

Четвертование — участь не менее страшная. Вопреки расхожему мнению, четвертование лошадьми в России не применялось — это французская практика. В нашей стране казнь четвертованием проходила иначе: осужденному отрубали одну за одной все конечности, а после — голову. В качестве «‎жеста милосердия» государь мог приказать начать с головы, чтобы приговоренный не мучился. Этой казни подвергал бунтовщиков и отец Петра, Алексей Михайлович. Предводитель восстания Степан Разин был четвертован, его отрубленные конечности и голову нанизали на колья, на некоторое время оставив на месте казни для острастки всех сочувствующих его идеям. Тело Разина отдали на растерзание собакам. К другому лидеру крестьянского восстания Емельяну Пугачеву власть проявила снисхождение: императрица Екатерина II приказала палачам уменьшить мучения обвиненных — так, Пугачеву отрубили голову и лишь после разрубили тело на куски.

И все же вернемся к Петру. Последняя казнь из перечисленных в списке наказаний для ропщущих — повешение за ребро. Это особо извращенный и мучительный вид расправы, который по своей жестокости сравним с распятием. Приговоренному к смерти вонзали в бок железный крюк — от палача требовалось особое мастерство, чтобы не задеть жизненно важные органы. Крюк цеплялся за ребро, и человека подвешивали над землей, оставляя в таком виде. В агонии казнимый мог биться очень долго, медленно умирая от сепсиса, болевого шока или жажды. У этой казни существовала еще более извращенная форма, предназначенная исключительно для женщин: в начале XVII века приговоренным к этой казни девушкам прорезали груди и, продев в раны крюки или веревки, подвешивали их на перекладинах.

Напоследок еще несколько слов об издевательствах над осужденными женщинами в царской России. Одна из самых страшных смертей полагалась еще в середине XVII века женщине, совершившей убийство своего мужа или ребенка, — преступницу закапывали в землю заживо. Этот способ казни был закреплен законодательно и описан многими историками, а также путешественниками и дипломатами, посещавшими Россию. Погребение осуществлялось с особенной жестокостью: женщину связывали, опускали в вертикально вырытую яму и закапывали до шеи, так, чтобы на поверхности осталась голова. Осужденную ожидала мучительнейшая смерть от холода, истощения и жажды. Иногда за приговоренных вступались монахини, и тогда их миловали и раскапывали, разрешая принять постриг и навсегда уйти в монастырь.

Смертная казнь в мире — сегодня?

Вдумываясь в такие подробности истории, начинаешь удивляться: как далеко может заходить человеческая жестокость? Сейчас вроде бы не Средневековье: человечество мнит себя цивилизованным и просвещенным, устремленным к идеалам свободы и демократии. Но на деле от темных времен костров с еретиками и гильотинами нас отделяет очень призрачная граница. Сущность людей ни капли не изменилась, гены садизма и варварства постоянно дают о себе знать. Смертная казнь во многих странах применяется до сих пор — в 58 государствах (среди них США и Китай) она официально признана высшей мерой пресечения. Способы, конечно, не такие чудовищные, как триста лет назад, но и гуманными их назвать язык не повернется. В Соединенных Штатах официально применяются казни через повешение, расстрел, с помощью электрического стула, газовой камеры или смертельной инъекции. В каждом штате свои законы касательно способов смертной казни, и в некоторых из них, например, не используется электрический стул, справедливо считающийся очень жестоким способом умерщвления.

Казнь с помощью электрического стула осуществляется так: осужденному выбривают волосы на затылке и на ногах, пристегивают к стулу с помощью ремней, завязывают глаза либо же надевают специальную маску (иногда для этих целей просто используют скотч). Палач приводит в действие рубильник, который подает к стулу ток от 1700 до 2400 вольт. Под таким высоким напряжением человек в буквальном смысле поджаривается заживо, ощущая сильнейшие боли во всем теле и нехватку кислорода. Техника иногда дает сбои, и казнь завершается не так быстро, как рассчитывалось. Свидетели казней на электрическом стуле писали, что осужденные кричали, бились в агонии, истекали кровью. Были случаи возгорания. У многих мертвых после казни были расплавлены глазные яблоки.

На сегодняшний день приговоренный может сам выбрать метод, которым его будут казнить. Чаще всего люди выбирают смертельную инъекцию, поскольку из всех зол это кажется действительно наименьшим. Газовая камера, например, по механизму своего действия полностью копирует главное орудие Холокоста — с той лишь разницей, что приговоренный к смерти пребывает в камере привязанным к стулу. Повешение — также болезненный и жестокий способ казни, поскольку неудачно рассчитанная длина веревки может продлить агонию на несколько часов.

16 апреля 1997 года Россия подписала Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни. Однако протокол так и не был ратифицирован и не имеет юридической силы согласно законодательству нашей страны. Тем не менее фактически со смертной казнью в России было покончено, хотя отсутствие юридического подкрепления моратория оставляет сторонникам смертной казни серьезный аргумент для дискуссий. Самое печальное: в 2017 году идею смертной казни поддерживали 44% россиян.

Способен ли Человек побороть в себе эту омерзительную потребность в издевательствах, убийствах и насилии — вопрос открытый.

Добавить комментарий