Классификация форм государства

Категория формы государства раскрывает особенности его внутренней организации, порядок образования и структуру государственных органов, характер взаимоотношений государственных органов и населения, а также методы, способы и приемы, используемые для организующей и управленческой деятельности.

Обычно форму государства рассматривают как соединение нескольких элементов. Элементный подход к понятию формы государства имеет свои преимущества. Он отличается четкостью, удобен для анализа и запоминания. Однако он не дает синтезированного представления о форме государства в целом. Системный подход предполагает не только изучение элементов и их качеств, но и связей между ними, образующих единое целое (форму государства), а также связей между этим целым и элементами, наконец, целого со средой, ибо это целое выступает вовне как самостоятельное образование, а не только через свои элементы. Форма государства, как и любая форма, определяется его содержанием, в которое входит сущность государства, определяющая наиболее принципиальные, главные черты формы. Главным в сущности и содержании, определяющим форму государства, является социальная сущностьи

Важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос о форме государства — совокупности его признаков, определенных характером и содержанием деятельности государства. Принято выделять две основные формы — форму правления и форму государственного устройства. Они разнообразны в силу исторической традиции государственности, особенностей ее становления и др.

Форма правления — внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти. От положения и характера высшего органа государственной власти зависит в конечном итоге различие между двумя основными формами правления — монархией (абсолютной, парламентской) и республикой (президентской, парламентской, смешанной).

Абсолютная монархия характеризуется отсутствием парламента и конституции, монарх имеет законодательную, исполнительную и судебную власть. При парламентской монархии власть разделена между монархом и парламентом: законы издает парламент, а у монарха исполнительная (иногда и судебная) власть.

В республике исполнительной властью обладает президент, законодательной — парламент. В президентской республике нет поста премьер-министра, все министры подчиняется президенту. Если в президентской республике правит партия президента, то в парламентской правит партия, победившая на выборах в парламент. К этой партии принадлежит премьер-министр, который реально правит страной. В смешанной республике есть сильный президент и сильный парламент.

Форма государственного устройства — это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных, региональных органов. Она дает ответ на вопрос о том, из каких частей состоит территория страны и каковы их правовое положение, соотношение и взаимосвязи иерархических структур государства. Обычно выделяются две формы: простая и сложная, хотя можно говорить и о смешанных формах государственного устройства.

К простой форме относится унитарное государство.Для него свойственны единая конституция, принимаемая на всей территории без ограничений и изъятий, единое гражданство, единая система права, судебная система, отсутствие политической самостоятельности у административно-территориальных единиц. В ряде унитарных государств некоторые регионы пользуются административной автономией (к примеру, Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, областная автономия в Италии). При административной автономии в суде, образовании, прессе используется местный язык. Поэтому вернее говорить, что в унитарном государстве государственная власть централизованная и нераспределенная.

К сложной форме относят федерацию и конфедерацию. Федеративная форма государственного устройства — это союз государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Составляющие федерацию штаты, каноны, земли, республики, провинции являются субъектами федерации. Признаками федерации являются: территория федерации не представляет единого целого в политико-административном отношении, субъект федерации, как правило, выделяется учредительной властью, т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции, в пределах установленной компетенции издание законодательных актов, иметь собственную правовую и судебную систему. Для федерации характерны наличие двойного гражданства, двухпалатная структура парламента (бикамерализм). Правда, в большинстве федераций ее субъекты не обладают правом выхода (право сецессии) из союза и федеральные законы имеют преимущество перед законодательством субъекта федерации. Таким образом, главным отличием федерации является наличие централизованной, но распределенной государственной власти.

Кроме этого существует более редкая сложная форма государственного устройства — конфедерация, возникшая как форма объединения суверенных государств, координирующих свою деятельность по каким-то вопросам, и приобретшая со временем все существенные признаки государства. Главным отличием конфедерации является наличие децентрализованной и распределенной государственной власти. Другими словами, субъекты конфедерации обладают широкой автономией во внутренней и внешней политике, в пределах не ущемляющих прав других субъектов и не наносящих ущерба интересам конфедерации в целом.

Анализ роли и места государства в политической системе будет не полон без учета методов, с помощью которых осуществляется государственная власть, т.е. без политического режима. В политологии долгое время этот термин в равной степени относили как к государству, так и к политической системе. Последнее время появилась попытка оставить понятие политического режима, как более всеобъемлющее при классификации политических систем, а при типизации государств использовать термин «политический курс”. Это понятие в себя включает как уровень социально-политических ценностных ориентиров, так и динамику внешней и внутренней политики по их достижению.

22.Монократическая, поликратическая, сегментарная формы государства.

Форма государства – это организация государственной власти, выраженная в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме. В отечественной теории государства и права понятие формы государства принято раскрывать через ее элементы:

1. форма правления – организация верховной (высшей) власти в государстве. Она говорит, как устроена высшая власть в государстве, в каких государственных органах она выражена.

2. форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти. Она характеризует политико – территориальное устройство государства, взаимоотношения между центральными, региональными и местными органами государственной власти

3. политический режим (государственный или государственно – правовой режим) – совокупность методов, способов и средств осуществления государственной власти. Характеризует уровень демократии в стране. Можно рассматривать в широком смысле – как явление политической жизни общества и его политической системы; в узком – как совокупность методов, способов и средств осуществления государственной власти. Обычно в науке теории государства и права данный термин используется в узком смысле. Эти элементы формы государства раскрывают лишь основные, главные ее стороны, но не всю форму государства в целом.

Поэтому важно рассмотреть и широкий подход, позволяющий рассматривать форму государства как организационно – функциональную структуру государства, как организационно – функциональную структуру государства, выражающую способ организации и осуществления государственной власти во всех ее проявлениях. Можно выделить 3 основные формы государства, исходя из целостного представления о форме государства, состоящей из формы правления, формы государственного устройства и политического режима:

1. Монократическая форма – характеризуется единовластием. Государственная власть концентрируется в руках монарха, диктатора, военного хунты или органов правящей партии и т.д. Разделение властей отсутствует. Участие населения в формировании органов государственной власти или не допускается, или носит формальный характер. Устанавливаются, как правило, авторитарные или тоталитарные режимы, которые опираются на принуждение насилие, обязательную государственную идеологию и т.д. Как правило существует огосударствление экономики и всей общественной жизни, отсутствие подлинно демократических прав и свобод личности. Разновидности: — теократическая монархия (в странах мусульманского фундаментализма – Саудовская Аравия, Катар и др.), — экстремистская Монократическая форма (в фашистских и полуфашистских государствах), — милитаристская монократическая форма (в недалеком прошлом в Ираке), — монократическая государственная форма тоталитарного социализма.

2. Поликратическая форма – (полиархическая) – прямая противоположенность монократической. Для нее характерно разделение властей, децентрализация управления, наличие местного самоуправления, свободные демократические выборы, политический и идеологический плюрализм, экономика отделена от политики и государства. Можно условно выделить 2 разновидности: — традиционная – сложилась в

большинстве демократических государств после Второй мировой войны — постсоциалистическая – только развивается

3. Сегментарная форма – промежуточная, сочетает черты монократической и

поликратической. Присуща государствам с полудемократическими авторитарными режимами изначительной степени носит олигархический характер. Значительную роль играют кланы, племена, сословия и т.д. Разделение властей отсутствует. Имеется лидирующий орган или должностное лицо, но не полно его господство. Политический плюрализм в ограниченном виде (законом устанавливается ограниченное число разрешаемых партий – Индонезия, Нигерия), либо применяются меры, ограничивающие создание новых партий (Египет).Демократические права и свободы признаются Конституцией, но на практике носят ограниченный характер.

Классификация — прием, используемый в разных науках для осмысления явлений, учета и систематизации полученных знаний. Классификация форм государства позволяет выявить особенности в организации государственной власти в конкретном государстве, чтобы стали видны ее достоинства и недостатки. По этой причине любая классификация имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Традиционные классификации используют в качестве основания типологии один из элементов формы государства, поэтому их называют элементными. Так, различают государства республиканские и монархические. В качестве основания классификации выступает форма правления как элемент формы государства. Подобные элементные классификации не позволяют сформировать целостное представление об устройстве государственной власти, поскольку учитывают значение только одной из сторон формы государства.

Другая классификация использует в качестве основания типологии форм государства их социальную обусловленность, которая выражается в принадлежности власти конкретному классу, партии, обществу, нации, народу. Согласно этому классификатору выделяют буржуазную республику и государство диктатуры пролетариата, народную джамахирию и фашистскую республику, национально-демократическую и народно-демократическую республики. Недостаток подобной классификации заключается в том, что она предлагает автоматическую зависимость формы государства от социального содержания власти. Необходимо отметить, что подобная связь существует, но не настолько жесткая.

Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть классификацию форм государства по другому основанию: соотношению светской и духовной власти. Светская форма государства предполагает отделение Церкви от государства, свободу совести, превращение религии в частное дело граждан. Клерикальная форма государства, как, например, в Иране, предполагает, что верховная власть принадлежит духовному руководителю Ирана, который стоит над светской системой власти в лице президента, парламента и судов. Президент несет ответственность перед духовным руководителем республики. Отправление правосудия, управление обществом и государством осуществляются на основе ислама.

При всех достоинствах каждой классификации следует отметить их фрагментарность, отсутствие комплексного характера. Форма государства является системным образованием, включающим в себя существенные стороны организации государственной власти. В связи с этим классификаторы также должны обладать признаками системности.

В качестве классификаторов можно использовать: степень концентрации и централизации государственной власти по горизонтали и вертикали; соотношение государства и гражданского общества, выражающееся, в том числе, в наличии или отсутствии «среднего класса» — социальной базы «умеренных форм правления» и демократических режимов; закрытый или открытый характер власти, что определяется доступом во властные структуры различных групп населения; формы политического участия (принудительные или добровольные) населения в управлении, формировании институтов власти. На основе этих критериев можно выделить такие устойчивые формы государства, как монократи- ческая, полиархическая и сегментарная. В литературе подобные формы государства уже выделялись, например, В. Е. Чиркиным. Правда, он использует несколько иные классификаторы.

Монократическая форма государства характеризуется процессом концентрации и централизации власти в руках монарха, правящей династии, группы военных (хунты), диктатора, высшего слоя партийных руководителей. Однако единовластие может быть прикрыто республиканскими одеждами — в виде парламентских и президентских республик, как, например, в странах тоталитарного социализма (па Кубе, в Китае, в КНДР).

Неразвитость гражданского общества, минимум каналов коммуникации власти и общества ограничивают возможности населения влиять на политический процесс. Формы участия граждан в политической жизни в основном принудительные и осуществляются через разрешенные партии или монопольно властвующую партию. Местное самоуправление отсутствует. При монократиче- ской форме государства устанавливаются авторитарные и тоталитарные режимы, которые опираются на насилие, принуждение, государственную идеологию или религию. Права и свободы человека и гражданина могут декларироваться, однако на практике не гарантируются.

Прямо противоположной формой государства является полиархическая. В ней существует разделение власти по горизонтали и вертикали. Зрелое гражданское общество создает плюрализм устойчивых групп, интересов, формирует механизм сдержек и противовесов, который предохраняет его от возможности узурпации власти. Экономика отделена от политики, ресурсы власти распределены между различными общностями (бизнесменами, фермерами, промышленниками, профсоюзами, элитами), которые вынуждены согласовывать свои интересы при принятии политических решений.

В поликратиях существует высокая степень автономности территорий (например, области в унитарной Италии или штаты в федеративных США). Институты государственной власти формируются населением посредством свободных выборов. В этих государствах функционирует конкурентная партийная система, выражающая интересы различных слоев общества, гарантируются права и свободы личности.

Однако во многих странах гражданское общество еще не развито, и в них вынуждены устанавливать сегментарную форму государства, где преобладают кланы, племена, сословия, олигархические группы, семьи. Несхожесть их культур, антагонизм интересов преодолеваются авторитарными режимами, господствующими в них. Следует заметить, что сегментарная форма государства обычно считается промежуточной и имеет тенденцию эволюции либо к монократии, либо к полиархии.

Примером последней тенденции может послужить Индонезия. До конституционных поправок 1998, 1999 и 2001 гг. принцип разделения властей в Индонезии был лишь декларирован, а фактически доминировала исполнительная власть в лице президента. Представительные органы власти неразвиты, их роль номинальна. Существовал ограниченный плюрализм, который выражался в наличии разрешенных режимом партий. Их было две: Демократическая партия Индонезии и Партия единства и развития, которые созданы на религиозной основе. Остальные партии были запрещены. В политической системе доминировали военные, пришедшие к власти в 1965 г. Все назначения в органы государственной власти осуществлял президент. Он же резервировл места в представительных органах власти для различных групп населения. Так, парламент Индонезии — Совет народных представителей — состоял из 500 человек, из которых 400 депутатов избирались, а 100 человек (представители вооруженных сил) назначались президентом. Кроме того, президент по согласованию с парламентом издавал законы, обладал правом абсолютного вето на решения парламента и правительства, возглавлял кабинет министров, являлся верховным главнокомандующим вооруженных сил и т.д. Местное самоуправление контролировали чиновники из центра.

Конституционная реформа конца 1990-х — начала 2000-х гг.открыла путь радикальным либерально-демократическим преобразованиям Эти изменения осуществлялись как путем внесения поправок в конституцию, так и через принятие пакета правовых актов, известных в Индонезии как «Политические законы». Основными итогами реформ стали отход вооруженных сил от политической деятельности, введение в стране реальной многопартийности и прямых президентских выборов, повышение роли законодательных органов власти.

Главой государства и руководителем исполнительной ветви власти является президент (в настоящее время — Сусило Бамбанг Юдойоно). В исполнении обязанностей главы государства президенту оказывает содействие вице-президент (в настоящее время Будионо). Введеные в 2001 г. конституционные нормы предусматривали прямое всенародное избрание президента и ограничивали его пребывание во власти двумя сроками подряд. Ранее глава государства избирался раз в пять лет в ходе сессии Народного консультативного конгресса и мог переизбираться на этот пост неограниченное число раз. Юдойоно стал первым в истории страны всенародно избранным президентом: победив на президентских выборах 2004 г., он в 2009 г. был переизбран на второй срок. Президент формирует и возглавляет правительство. Количественный состав и структура правительства не регламентированы законодательно и определяются президентом. Согласно укоренившейся политической традиции, все индонезийские правительства, начиная с конца 1950-х гг., имели официальные названия. Официальное название действующего кабинета министров, сформированного Юдойоно 21 октября 2009 г., — «Второй кабинет единой Индонезии».

Высшим органом законодательной власти является Народный консультативный конгресс (НКК). Он не является постоянно действующим и созывается на сессии не реже чем раз в пять лет. НКК состоит из двух палат: Совета народных представителей (СНП) и Совета представителей регионов (СПР). На своих регулярных сессиях ПКК проводит инаугурацию избранных президента и вице-президента и утверждает предложенные президентом основные направления государственного курса на пятилетний срок. Президент несет ответственность перед НКК, конгресс может объявить ему импичмент, собравшись для этого на внеочередную сессию. В составе НКК последнего созыва, приведенного к присяге в октябре 2009 г., 692 депутата. Председатель НКК — Тофик Киемас, представитель Демократической партии борьбы Индонезии, супруг бывшего президента страны Мегавати Сукарнопутри. В перерывах между сессиями НКК текущие законодательные функции выполняет Совет национальных представителей, фактически представляющий собой постоянно действующий однопалатный парламент. В компетенцию СНП входят разработка, принятие и контроль за исполнением законов, утверждение государственного бюджета, ратификация части международных соглашений. Депутаты СНП избираются на пятилетний срок в ходе прямых всеобщих парламентских выборов, проводимых по пропорциональной системе в многомаидатных округах. В нынешнем составе СНП, сформированном но итогам парламентских выборов 2009 г. и приведенном к присяге в октябре 2009 г., 560 человек. Депутатами девяти прошедших в парламент партий сформировано девять фракций. Председатель СНП — Марзуки Али. По итогам выборов 2009 г. был сформирован партийный состав СНП. 560 мест в парламенте распределены между девятью партиями: 1) Демократическая партия — 148 мест; 2) Партия «Голкар» — 106 мест; 3) Демократическая партия борьбы Индонезии — 94 места;

4) Партия справедливости и благоденствия — 57 мест; 5) Партия национального мандата — 46 мест; 6) Партия единства и развития — 38 мест; 7) Партия национального пробуждения — 28 мест; 8) Партия «Движение за великую Индонезию» — 26 мест; 9) Партия народной надежды — 17 мест.

Совет представителей регионов — повое образование в политической системе Индонезии, существующее с 2004 г. До этого в состав ПКК, помимо депутатов СИП, входили представители местных законодательных органов власти, различных общественных организаций, а также политических партий и вооруженных сил пропорционально присутствию депутатов последних в СНП, при этом совокупность депутатов НКК, не входящих в СНП, не являлась самостоятельным политическим институтом и не имела какого-либо названия. По объему полномочий С IIP значительно уступает СНП. К его компетенции относится разработка законопроектов, касающихся вопросов административно-территориального устройства страны, регионального самоуправления, экономического, социального и культурного развития регионов для последующей передачи их в СНП. СПР формируется из представителей провинций и приравниваемых к провинциям административно-территориальных единиц Индонезии — по четыре делегата от каждой территории. Члены СИП избираются на непартийной основе одновременно с депутатами СНП. В нынешнем составе Совета, сформированном но итогам парламентских выборов 2009 г. и приведенном к присяге в октябре 2009 г., 132 депутата, представляющих 31 провинцию и 2 особых округа. Председатель СПР — Ирман Гусман.

Современная партийная система Индонезии сложилась в результате либерально-демократических преобразований в конце 1990-х гг. Вместо многопартийности номинальной (в 1973—1999 гг. в стране, помимо правящего блока Голкар, действовали две политические партии, формально оппозиционные, но фактически полностью зависимые от власти) была введена реальная многопартийность. Деятельность политических партий регулируется Законом «О политических партиях» (январь 2008 г. с поправками от января 2011 г.). В соответствии с ним право на создание партии имеют любые 30 граждан страны, причем доля женщин в числе основателей партии должна быть не менее 30%. Партия подлежит регистрации в министерстве юстиции и для начала политической деятельности должна представить свидетельство о наличии членов во всех провинциях страны. Исключение сделано для провинции Ачех: для зарегистрированных там политических партий не обязательно наличие членов в других регионах страны, при этом они имеют право бороться за места в СНП, но голосовать за них могут только ачехские избиратели. Все партии обязаны признавать принципы «Панча Сила» в качестве государственной идеологии Индонезии. Под запретом остается создание коммунистической партии. По состоянию на 2012 г. в Индонезии было официально зарегистрировано более 70 политических партий. В последних парламентских выборах, состоявшихся 9 апреля 2009 г., приняли участие 44 из них (38 общенациональных и 6 ачехских). Установленный законом порог в 2,5% голосов преодолели девять общенациональных партий.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Какое определение понятию «форма государства» дают западная и российская науки?
  • 2. Каковы признаки формы государства?
  • 3. Раскройте понятие «государственная власть», ее признаки, структуру.
  • 4. Проанализируйте существующие критерии и подходы в классификации форм государства.
  • Чиркин В. Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997. С. 112—ИЗ.

Добавить комментарий