Классификация конституций

Понятие и виды конституций

Конституция – основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу на его территории, закрепляющий основные принципы государственного устройства, структуру и порядок взаимодействия государственных органов, гарантии прав и свобод личности.

Специфические черты Конституции: особый субъект – народ; первичный характер конституционных норм; всеобъемлющий характер; особые юридические свойства.

Юридические свойства Конституции: верховенство на всей территории; высшая юридическая сила; основа правовой системы; особая охрана Конституции; особый порядок принятия и пересмотра, внесения поправок.

Конституция:

– основной закон, обладающий особыми гарантиями стабильности. Он может быть пересмотрен в особом порядке;

– закон, учреждающий государство, систему его органов и порядок их формирования, их компетенцию, определяющий характер взаимоотношений органов государственной власти с местным самоуправлением;

– закон, формирующий и обеспечивающий политическое единство народа. Народ является единой в политическом отношении государственно-правовой и международно-правовой личностью;

– способ формализации государственного строя путем закрепления его фундаментальных основ. Она определяет основные ценности государства и общества и порядок их государственной защиты;

– закон, устанавливающий пределы государственной власти посредством закрепления прав человека и гражданина и возложения обязанностей на государство, а также пределы индивидуальной автономии личности, характер взаимоотношений личности и государства и меру их взаимной лояльности и ответственности;

– способ закрепления и выражения высших правовых норм.

Классификация конституций:

1) по форме:
а) писаные – единый или несколько законодательных актов, провозглашаемых основным законом государства;
б) неписаные (Великобритания) – включают отдельные парламентские акты, судебные прецеденты, общее право (обычаи, сложившиеся в определенной сфере жизни общества);

2) в зависимости от государственного строя:
а) монархические;
б) республиканские;
в) унитарные;
г) федеративные;

3) по способу принятия:
а) октоированные – дарованные монархом;
б) принятые народом на референдуме;
в) принятые представительным органом государства;

4) в зависимости от действия во времени:
а) постоянные;
б) временные – срок действия ограничен периодом времени либо наступлением определенных событий;

5) в зависимости от способа изменения:
а) гибкие – изменяются в том же порядке, что и обычные законы государства;
б) жесткие – изменяются в особом, усложненном по сравнению с обычными законами государства порядке.

Конституционный строй – это закрепленный в Конституции порядок организации государственной власти, при котором соблюдаются права и свободы граждан государства.

Основы конституционного строя – это основные принципы, основополагающие начала государственного устройства, обеспечивающие признание за данным государством характера конституционного государства.

В настоящее время насчитывается более ста действующих конституций. Наиболее старыми являются конституции Соединенных Штатов Америки 1787 г., Норвегии 1814 г., Царства Польского в составе Российской империи 1815 г., Бельгии 1831 г., Люксембурга 1868 г. До Второй мировой войны были приняты и ныне действуют конституции Австралии, Мексики и Ирландии.

Каждая конституция имеет свою специфику и свои характерные чер т. Вместе с тем их можно классифицировать по определенным критериям.

Конституции можно подразделить на следующие виды:

  • 1) с точки зрения формы:
    • а) писаные (то есть содержащиеся в одном или нескольких документах, принятых в установленном именно для конституций порядке, и имеющие соответствующую письменную форму — большинство конституций);
    • б) неписаные (то есть такие, важная составная часть которых не отражена в официальных источниках; в результате конституция в целом носит «дисперсный» характер и ее нормы рассеяны по разным источникам — Великобритания);
  • 2) с точки зрения структуры:
    • а) кодифицированные (в виде единого акта, охватывающего значительную часть отношений, традиционно составляющих предмет конституционного регулирования, — большинство стран);
    • б) некодифицированные (конституционные нормы содержатся в актах, не сведенных в единую систему, — Великобритания, Израиль, Швеция);
  • 3) с точки зрения содержания конституции делятся на несколько подгрупп:
  • 1. По новизне содержания (на момент принятия):
    • а) оригинальные (то есть содержащие оригинальные принципы регулирования общественных отношений или новые институты, например, британский парламентаризм, федерализм и президентство США, шведский омбудсмен и др.);
    • б) заимствованные (то есть адаптирующие к собственным условиям идеи и принципы оригинальных конституций; такими является большинство конституций).
  • 2. По политическому режиму, оформляемому конституцией:
    • а) демократические;
    • б) авторитарные.
  • 3. По установленной данной конституцией форме правления:
    • а) монархические (Бельгия, Испания, Швеция и др.;
    • б) республиканские (США, ФРГ, Франция и др.);
  • 4) по порядку издания:
    • а) октроированные, то есть дарованные монархом (Катар, Кувейт), метрополиями колониям (Канада, Австралия);
    • б) принятые представительным органом (парламентом);
    • в) принятые специально созываемым для этого органом (учредительным собранием — Аргентина, Гондурас; Великим народным собранием — Болгария);
    • г) одобренные на референдуме (Армения, Испания);
  • 5) по способу изменения:
    • а) гибкие (изменяются в том же порядке, что и обычные законы, — Израиль, Новая Зеландия);
    • б) жесткие (изменяются в усложненном порядке по сравнению с обычными законами — большинство конституций).

Кроме того, в рамках данной классификации иногда выделяют конституции смешанного типа, разные части которых изменяются по-разному (Индия);

  • 6) по срокам действия:
    • а) постоянные (срок действия не установлен в самой конституции, хотя иногда такие рамки устанавливаются в виде указания, что данная конституция действует до принятия новой, — большинство конституций);
    • б) временные (имеет ограниченный срок действия или устанавливает условия, при которых она заменяется постоянной);
  • 7) по уровню конституционного регулирования:
    • а) конституции федеративного государства (например, США, ФРГ, Швейцарии, Австрии);
    • б) конституции субъектов федерации (например, конституции Гамбурга, Гессена, Нижней Саксонии и других субъектов федерации в ФРГ).

Следует отметить, что отдельные временные конституции иногда оказываются более долговечными, чем иные постоянные; так, постоянная конституция КНР 1975 г. просуществовала до 1978 г., а Конституция КНР 1978 г. — до 1982 г. Первая Конституция Франции 1791 г. сохраняла свою юридическую силу в течение еще меньшего срока — примерно один год.

Конституции по своей структуре различны, но в конституциях нового поколения имеются общие черты. В их структуру входят преамбула (вводная часть), основная часть (основной текст), заключительные и переходные положения, иногда — приложение.

Преамбула — это краткая и торжественная вступительная часть, юридической силы не имеет, но содержит цели, во имя которых принимаетс я конституция. Преамбула — распространенный, но не обязательный элемент конституции (в Конституции Итальянской Республики се нет). В преамбуле обычно провозглашается, от лица кого принимается конституция (от лица народа или органа, принявшего конституцию).

Встречаются преамбулы, которые конституционно закрепляют историческую роль отдельных личностей, как давно умерших (Китай — Мао Цзедун, Вьетнам — Хо Ши Мин), гак и действующих (Куба — Ф. Кастро).

Основная часть (или основной текст). Обычно конституция разбита на главы и статьи, которые нумеруются. Каждая глава связана с определенной сферой общественных отношений (например, основы конституционного строя, права и свободы, обязанности человека).

Современные конституции имеют около 100-150 статей. Но встречаются конституции, где всего 70 статей (например, Конституция Монголии), и очень подробные конституции (Конституция Республики Индии — почти 450 статей, Португальской Республики — 300 статей). В Конституции Мексиканских Соединенных Штатов 100 статей, но каждая из них содержит пять-десять подстатей.

Во многих современных конституциях на первое место выносят обычно главу, связанную с основами конституционного строя, так как в ней определены устои общества (народовластие, суверенитет), признание прав и свобод высшей ценностью. Одно из первых мест занимает глава, посвященная правам и свободам человека и гражданина (Италия, Германия, Россия), это показывает отношение страны к проблеме нрав и свобод в ней. Далее располагаются главы об устройстве органов государственной власти. В монархиях первое место отведено главам о монархе. Так, в Конституции Японии первой является глава «Император». В парламентарных республиках первое место занимает глава о парламенте, затем — о главе государства и правительства (Германия). В президентских республиках и смешанных на первом месте глава о президенте.

Заключительные и переходные положе>1ия обеспечивают преемственность между прошлой и вновь принятой конституцией. Эти положения сформулированы сплошным текстом, иногда разбиты на пункты. В них содержатся нормы о сроках вступления конституции в силу и т.д.

Конституции пишутся обычно высоким и официальным стилем, который не употребляется в обыденной речи.

  • » Мишин А.А. Указ. соч. С. 18.
  • Кодифицированный характер конституции становится яснее, если рассмотреть ее структуру. В этом случае очевидно, в какой степени урегулированы общественные отношения,составляющие предмет конституционного права. Например, имеющая кодифицированный характер Конституция Польши 1997 г. включает следующие разделы: Республика (I),Свободы, права и обязанности человека и гражданина (II), Источники права (III), Сейм иСенат (IV), Президент Республики Польша (V), Совет Министров и правительственнаяадминистрация (VI), Территориальное самоуправление (VII), Суды и Трибуналы (VIII),Органы государственного контроля и охраны права (IX), Публичные финансы (X), Чрезвычайные положения (XI), Изменение Конституции (XIII), Переходные и заключительныеположения (XIII).
  • 61 Конституция Швеции, например, традиционно включает три акта: Форму правления, Акто престолонаследии и Акт о свободе печати.
  • Обычно это можно определить уже по первым статьям конституции, поскольку в нихустанавливается форма правления Например, $ 1 Конституции Норвегии 1814 г. гласит:»Норвежское государство является свободным, независимым, неделимым и неотчуждаемым государством. Его форма правления — ограниченная и наследственная монархия».А статья 1 Конституции Турции 1982 г. регулирует тот же вопрос лаконично: «Турецкоегосударство — республика».
  • 6Л В октроированных конституциях обычно имеются соответствующие положения, недвусмысленно говорящие о даровашюм характере конституции. Так, преамбула действующегоКонституционного акта Канады 1867 г. на момент принятия и до 1893 г. заканчиваласьформулой: «Да будет в силу этого постановлено Ее Превосходнейшим Величеством (то естьмонархом Великобритании) по совету и с согласия лордов, духовных и светских, и Общин,собравшихся в настоящем парламенте, и их властью, нижеследующее…» См.: Конституциизарубежных государств: учеб, пособие. 2-е изд., испр и доп. М.: БЕК, 1997. С. 492.
  • Так, § 19 Конституции Венгрии 1949 г. устанавливает, что «Государственное Собраниепринимает Конституцию Венгерской Республики» (п. «а» абз. 3).
  • Статья 30 действующей редакции Конституции Аргентины 1853 г гласит: «НастоящаяКонституция может быть изменена или пересмотрена в любой ее части Необходимостьреформы Конституции должна быть признана Конгрессом большинством по меньшей мере2/ 3 членов, однако эти изменения могут иметь место только после решения Конвента, специально для этой цели созванного».
  • Согласно ст. 111 Конституции Армении 1995 г. «Конституция принимается или в неевносятся поправки посредством референдума» (ч. 1). Факт принятия Конституции путемреферендума нередко отражается в преамбуле. Так, например, составная часть австрийскойконституции — Федеральный Конституционный закон «О вступлении Австрии в Европейский Союз» начинается словами «на основе результатов народного голосования провозглашается». В данном случае речь идет о проведенном 12 июня 1994 г. народном голосовании,в котором 66,58% действительных голосов избирателей было подано за вступление Австриив ЕС. См.: Конституции государств Европы. В 3 т. Т. 1. М.. Норма, 2001. С. 115.
  • В Ираке, например, с 1958 г. было принято четыре конституции, и все временные (1958,1964, 1966, 1970 гг.). Принятая в 1972 г. Временная конституция Катара действует до настоящего времени. Временные конституции принимались в Египте (1958 и 1964 г.), Кувейте(1962 г.), Сирии (1969 г.). В Европе временные конституции были приняты в ряде странпосле Второй мировой войны. В последние годы такая практика существовала в Албании,где с 1991 по 1998 г. действовала временная конституция — Закон № 7491 от 29 апреля1991 г. «Об основных конституционных положениях». Статья 44 гл. 4 этого акта гласила:»Положения настоящего закона действуют до принятия Конституции Республики Албании, проект которой будет разработан специальной комиссией, образованной Народнымсобранием. Состав комиссии и срок представления проекта Конституции должны бытьопределены специальным решением Народного собрания». Такая комиссия была создана,и она разработала проект Конституции, принятой в 1998 г. Статья 182 этой Конституцииотменила действие временного акта.
  • Андреева Г.Н. Указ. соч. С. 40-42.
  • Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.М.: Велби; Проспект, 2007. С. 74.
  • Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник/М.Б. Смоленский, С.И. Рыбак. М.: Крокус, 2011. С. 23-25.
  • Там же. С. 25.

Многообразие конституций позволяет их классифицировать, т.е. установить закономерно существующие между ними общие признаки, что дает возможность их сопоставления, выявления особенностей формы, структуры и содержания, способствует установлению закономерно существующих между ними связей, позволяет лучше их различать и сопоставлять друг с другом, облегчает восприятие общей картины конституционного законодательства в мире. Классификация конституций, как и любая классификация, носит условный характер, поскольку в мире нет конституций, которые были бы идентичны по всем признакам. Они различаются не только тем, что в них учтены национальные и исторические особенности данного государства, но и разнообразием способов их разработки и принятия.

Существует ряд критериев, по которым конституции классифицируют:

1. По форме, т.е. способу организации заключенного в ней материала выделяют — конституции, состоящие из одного нормативного акта или нескольких нормативных актов.

Конституции большинства стран мира представляют собой единый нормативный правовой акт наивысшей юридической силы. Их еще называют консолидированными, или иначе — кодифицированными. Такими (едиными) актами являются, например, Конституции Республики Беларусь, Российской Федерации, Италии, Политическая Конституция Мексиканских Соединенных Штатов, Основной Закон ФРГ и т.д. Вместе с тем в ряде стран конституцией является совокупность нормативных актов, обладающих высшей юридической силой. Так, Конституцию Финляндии составляют четыре органических закона: «Форма правления Финляндии» (1919 г.), «Акт об Эдускунте» (1928 г.), «Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного Совета и канцлера юстиции» (1922 г.), «Акт о государственном суде» (1922 г.). Конституция Швеции состоит из 3 нормативных актов. Конституцию Канады также образуют несколько нормативных актов. Такие конституции называют неконсолидируемыми, или иначе — некодифицированными.

  • 2. По времени принятия конституции подразделяют на:
    • а) «старые», принятые в основном в XVIII-XIX вв. В эту группу включаются и некоторые конституции, принятые в XX в. до Второй мировой войны. Конституции старого поколения разрабатывались и принимались в условиях, которые отличаются коренным образом от нынешних. Так, Конституция США, имеющая солидный возраст — ей более двухсот лет — разрабатывалась в условиях, когда отдельные бывшие британские колонии, добившиеся независимости, объединялись в единое государство. К этому времени не было еще опыта разработки и принятия таких актов как конституция. Более чем 180-летний возраст имеет и действующая ныне Конституция Норвегии (принята в 1814 г.); более чем 100 лет назад приняты конституции Бельгии (1831 г.), Люксембурга (1868 г.), Швейцарии (1874 г.). Однако до XX в. большинство стран мира не имело конституций. XX век стал периодом активного конституционного правотворчества. Ныне действующие конституции Австралийского Союза (1900 г.), Австрии (1920 г. в редакции 1929 г.), Ирландии (1937 г.) и некоторые другие относят к конституциям «старого» или первого поколения;
    • б) «новые» конституции, принятые после Второй мировой войны. Это конституции Италии (1947 г.), Японии (1947 г.), ФРГ (1949 г.), Индии (1950 г.) и многих других стран Европы, Азии, Африки и Америки. В эту группу относятся конституции всех стран, получивших независимость в результате распада колониальных империй, а также Советского Союза, Югославии, Чехословакии и др. Конституции этих стран принимались в условиях, когда международная обстановка способствовала демократизации общественной жизни. В это время из совокупности принятых конституций складывается определенная модель конституции, в которой имеются общие положения, разделы о правах и свободах человека и гражданина, об институтах государственной власти, о территориальном устройстве и т.д.;
    • в) конституции «новейшие», принятые после 1945 г. и до начала 80-х годов XX века. Это — Конституции Франции (1946 г.), Италии (1947 г.), Японии (1947 г.), Испании (1978 г.), Португалии (1976 г.) и т.д.;
    • г) Конституции «сверхновейшие», принятые, примерно, в течение последних двадцати лет. К разряду этих конституций можно отнести, например конституции бывших республик СССР и стран «социалистического содружества»;
  • 3. По способу внешнего выражения конституционных норм конституции подразделяются на писаные и неписаные:

К писаным относят конституции, принятые в виде единого акта и имеющие конкретную юридическую форму. Такая конституция — это определенным образом кодифицированный сборник норм, который имеет четкую структуру, название, принимается в установленном законом порядке. Писаных конституций большинство. Под неписаной конституцией принято понимать определенный набор законов, которые регулируют самые важные отношения в жизни государства и общества. Кроме того, в неписаную конституцию принято включать судебные решения, имеющие характер прецедента и некоторые правовые обычаи. Считается, что есть три страны, в которых действует неписаная конституция: Великобритания, Новая Зеландия и Израиль. Вместе с тем, некоторые авторы полагают, что термин «неписаная конституция» не совсем правильно использовать при классификации соответствующих конституций, поскольку относящиеся к ним те или иные акты являются также кодифицированными и изложены в письменной форме.

4. По времени действия конституции классифицируются на постоянные и временные.

Так, одни конституции имеют неограниченный срок действия, другие принимаются на определенное время. Таким образом, есть конституции постоянные и временные. Большинство конституций мира — постоянные, что не означает их неизменности или вечности. В истории ряда стран мира было принято до двадцати и более постоянных конституций (Боливия, Венесуэла и др.). История Франции знает 16 конституций — монархических и республиканских, демократических и реакционных. Конечно, множество конституций объясняется не столько существенными изменениями в жизни страны, сколько политической борьбой, приводившей к чередованию политических режимов и форм правления. Некоторыми конституциями устанавливается их постоянство, неотменяемость. Так, Конституция Мексики 1917 г. является согласно ст. 136 «нерушимой», а по Конституции Греции 1975 г. греки правомочны оказывать сопротивление всеми средствами любой попытке отменить ее (ст. 120). История конституционного развития знает немало и таких конституционных актов, которые принимались на определенный промежуток времени, на переходный период. Такие конституции называются временными.

5. По способу принятия конституции делятся на октроированные (или дарованные) и «народные» (т.е. принятые на референдуме или представительным органом — парламентом, учредительным или конституционным собранием).

Октроированные — это такие конституции, которые представляются народу в готовом виде без его участия в конституционной процедуре. Есть два варианта дарованной конституции. Первый — это когда монарх (как правило, абсолютный) принимает конституцию для своего государства, ни с кем не деля этого права. К числу самых старых дарованных конституций, сейчас, правда, не действующих, относятся французская Конституция 1814 года, Конституция Бельгии 1831 года, которая действовала вплоть до 1994 года, Канадская конституция 1867 года и Японская конституция 1889 года. К действующим октроированным конституциям следует отнести Конституции Саудовской Аравии, Иордании, Кувейта, Катара и некоторых других стран. Вторая разновидность дарованных конституций — это так называемые колониальные конституции, смысл которых состоял в том, чтобы снять накал национально-освободительной борьбы. Подобные конституции составляли государства-метрополии для своих колоний, чтобы их жители не требовали независимости. К примеру, англичане дважды — в 1919 и 1935 годах «дарили» конституции своей крупнейшей колонии — Индии. Однако, индийцы не признали этих конституций и, добившись независимости в 1950 г., приняли свою первую Конституцию. Подавляющее же большинство конституций стран мира принимается «народным» путем, причем чаще всего — парламентом.

6. По порядку изменения и дополнения конституции подразделяются на гибкие и жесткие.

Практически все писаные конституции являются жесткими, а неписаные — гибкие. Гибкими называются конституции, которые изменяются и дополняются в том же порядке, что и текущее законодательство (Саудовская Аравия, Княжество Монако, а также вышеуказанные неписаные конституции — Великобритании, Израиля, Новой Зеландии). Жесткими называются конституции, в которые вносятся изменения и дополнения в более сложном порядке, чем в текущие законы. Жесткость конституций обеспечивается: требованием голосования квалифицированным большинством голосов в парламенте (Италия, Япония, Республика Беларусь (ст. 140); принятием поправок на референдуме (Франция, Республика Беларусь — разделы I, II, IV и VIII); утверждением поправок субъектами федерации (Германия, Российская Федерация, США); повторным принятием поправок парламентом следующего созыва (Греция). Вместе с тем в ряде стран отдельные положения конституций имеют не одинаковую степень жесткости (Индия, Российская Федерация). Помимо «обычной» жесткости в некоторых странах устанавливаются так называемые неизменяемые нормы. Например, такие нормы есть в итальянской конституции. Это ст. 139, которая говорит о том, что республиканская форма правления не может изменяться. Аналогичные нормы есть в Португальской конституции. Некоторые «жесткие» конституции устанавливают не одно правило «ужесточения», не одно требование, а несколько.

7. По форме правления конституции разделяются на:

Монархические (Конституция Японии 1947 г.); республиканские (Конституция Франции 1958 г.).

  • 8. В зависимости от политического режима конституции бывают: демократическими; авторитарными; тоталитарными. Демократические конституции не только декларируют, но и гарантируют обеспечение прав человека и гражданина, авторитарные — ограничивают определенные права, прежде всего политические и гражданские (запрет на деятельность политических партий и т.п.). Тоталитарные конституции утверждают одну идеологию в качестве государственной и общеобязательной, а единственную партию — в качестве руководящей и направляющей силы общества и т.п. Нередко авторитарные и тоталитарные режимы прикрываются демократическими конституциями, которые таким образом теряют реальный характер.
  • 9. По форме государственно-территориального устройства конституции делятся на федеративные и унитарные (Конституция Российской Федерации 1993 г. и Конституция Греции 1975 г.):

В свою очередь в федеративных государствах конституции делятся на федеральные и на конституции субъектов федерации (штатов, земель, кантонов, провинций, республик, областей и т.п.). Федеральная конституция закрепляет принципы федерализма, разграничение компетенции между федерацией и ее составными частями, систему федеральных органов государственной власти. Вопросы организации государственной власти субъектов федерации регулируются конституциями субъектов федерации.

  • 10. С точки зрения целеполагания различают конституции программного характера и констатирующие. Программными обычно являются все социалистические конституции, определяющие цели строительства социализма и коммунизма (например, в Китае, как объясняют его руководители, цель строительства социализма, поставленная в конституции, потребует для своего осуществления приблизительно 100 лет). Констатирующие конституции не содержат программных положений о преобразовании общества (например, Конституция США). Однако большая часть норм программных конституций — констатирующие, а в констатирующих конституциях почти всегда содержатся элементы программы (например, в преамбулах). С точки зрения территориальных масштабов действия и форм государственности различают конституции федеративных государств, унитарных государств, субъектов федерации. В редких случаях конституции имеются в автономиях политического характера (например, Автономная Республика Крым на Украине).
  • 11. Классификация конституций по социальным признакам. Марксистско-ленинское направление в правоведении обычно различает конституции буржуазного и социалистического типов, а также конституции, переходные к буржуазному типу (в странах капиталистической ориентации) и переходные к социалистическому типу (в революционно-демократических государствах, в том числе в странах социалистической ориентации). В основу такой классификации положены прежде всего социальные признаки: характер закрепляемого основным законом общественного строя и природа политической власти (иногда учитываются и другие моменты, например организация государственной власти на основе принципа полновластия советов в социалистических странах). Классификация отражает (правда, далеко не полностью) существующие реалии, хотя термин «буржуазные» по отношению ко многим современным западным конституциям неудачен. Как уже отмечалось, ситуация в современном мире гораздо сложнее, идут процессы сближения различных правовых систем. С другой стороны, в некоторых государствах (например, в Лесото, Омане, Заире) действуют (или действовали) такие конституции, которые еще далеки от буржуазных и тем более от буржуазно-демократических моделей. Поэтому с точки зрения социальной сущности нередко различаются: полуфеодально-теократические конституции например, конституции Брунея, Катара, Саудовской Аравии), конституции, развитого капиталистического общества (США, Франция, Япония), конституции тоталитарного социализма (КНДР, Куба) и постсоциалистические конституции (Румыния, Украина). Социальное содержание находит свое выражение в Существовании демократических, авторитарных и тоталитарных конституций. Есть и другие классификации: либеральные, этатистские и смешанные. Эта классификация в какой-то мере смыкается с предыдущей: конституции демократических стран в своем большинстве либеральные, тоталитарных стран — этатистские, характеризующиеся гипертрофированной ролью государства. В условиях переходных периодов нередки этатистски-либеральные конституции с элементами авторитаризма. Открыто авторитарные конституции в наше время встречаются крайне редко, обычно реальный авторитризм бывает прикрыт демагогическими лозунгами. Сказанное относится и к тоталитарным конституциям, хотя в данном случае антидемократизм выражен наиболее, отчетливо. На базе происходящего сближения правовых систем складывается модель конституции современной цивилизации; которая в то же время учитывает особенности различных стран.
  • 12. По наличию социально-политических принципов выделяют широкие и узкие конституции.

Узкими являлись первые и некоторые современные конституции. Их отличают небольшой объем, общая регламентация и правовое регулирование, отсутствие детально разработанных полномочий и тонкостей механизма действия государственных органов. Первая писаная конституция мира — Конституция Соединенных Штатов 1787 года была узкой, поскольку, например, упоминание о республиканской форме правления можно найти только в Статье IV, раздел 4: «Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления…». Никаких других прямых указаний на республиканскую форму правления самих Соединенных Штатов нет. К «широким конституциям» относятся такие как, итальянская 1948 года, в которой, наряду с нормами, определяющими устройство государства, гарантирующими права и свободы граждан, включены также политико-социальные принципы, а также конституции, например, латиноамериканских государств (Мексика, Парагвай, Гондурас и т.п.). Наконец, выделяют также такой критерий классификации конституции как реальность конституционных норм — формальная или фактическая. Большинство современных действующих конституционных норм — фактические, то есть они не просто провозглашены и определены в основном законе страны, но еще и действуют и применяются на практике. Однако, в некоторых недемократических, тоталитарных, фашистских или социалистических странах, закрепленные права остаются формальностью, не наполненной реальным содержанием. Уже упоминался пример СССР образца 30-70-х годов двадцатого века. Кроме того можно назвать Ливию, Кубу, КНДР, некоторые Центральноамериканские государства, где конституционные положения не реализованы на практике и могут грубо нарушаться при соответствующем желании власти.

В целом, классификация мировых конституций может быть проведена также и по другим основаниям. Но наиболее часто в работах ученых-конституционноведов встречаются именно эти такие критерии деления основных законов государств на группы.

Форма конституции — это способ организации и выражения конституционных норм.

Форма конституции определяется прежде всего тем, что она может содержать один или несколько нормативных актов (так, в Конституции Швеции 4 нормативные акты, Израиля — 11 и т. д). В последнем случае все акты, образующие конституцию, имеют одинаковую юридическую силу.

Если конституция является единственным писаным актом, регулирующим все основные вопросы конституционного характера, то ее можно определить как кодифицированную. Если те же вопросы регулируются несколькими писаными актами, говорится о некодифіковану конституцию.

Существуют также конституции смешанного типа, включающих писанную часть (парламентские законы, судебные решения) и неписаное (обычаи, доктринальные толкования). Такова, например, конституция Великобритании.

Иногда конституции бывают и неписаными, но они существуют временно, обычно после переворотов, революций и тому подобное.

Конституция Украины является писаной и кодифицированным. Структура конституции — это ее разделение на определенные части (элементы), связанные между собой.

Структура конституций обычно имеет стандартный вид и включает:

o преамбулу (вступление);

o основную часть (основное содержание);

o заключительные, переходные и дополнительные положения (иногда приложения). Конституция Украины включает преамбулу и 15 разделов, из которых два последних — «Заключительные положения» и «Переходные положения».

В преамбуле обычно изложены цели конституции, исторические условия ее принятия, иногда провозглашаются руководящие принципы государственной политики, права и свободы. Она имеет важное идеологическое и политическое значение, но относительно юридической силы преамбулы, как правило, признается, что преамбула имеет нормативное значение только для толкования и применения отдельных положений конституции. Но усталость случае, когда преамбула содержит права и свободы, она может иметь и юридическое значение.

Основная часть конституции охватывает нормы о правах и свободах, основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, государственной символике, порядке изменения конституции.

Заключительные положения конституций содержат различные нормы. Здесь обычно устанавливается срок вступления в силу конституции, определяются сроки образования органов, что впервые вводятся конституцией, сроки издания органического и иного законодательства.

«Заключительные положения» Конституции помещают две статьи, в которых определено, что Конституция Украины вступает в силу со дня его принятия (ст. 160). Согласно ст. 161 день принятия Конституции В стране является государственным праздником — Днем Конституции Украины.

Согласно Решению Конституционного Суда Украины от 03.10.1997 г. № 4-зп1 Конституция Украины вступила в силу в день ее принятия Верховной Радой Украины — 28 июня 1996 г. Моментом вступления в силу Конституции Украины является момент объявления результатов голосования по проекту Конституции Украины в целом на пленарном заседании Верховной Рады Украины.

Переходные положения определяют сроки вступления в силу отдельными конституционными нормами, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми (например, пункты 9, 11 «Переходные положения» Конституции Украины). Иногда в переходных положениях устанавливаются сроки для издания законов, к которым отсылает конституция, либо вообще для приведения законодательства в соответствие к конституции (например, абз. 1 п. 12, н. 13 «Переходные положения» Конституции Украины). Достаточно часто нормы, содержащиеся в переходных положениях, оформляются не в виде статей, а с применением особой нумерации, чтобы подчеркнуть их специфический характер (так, «Переходные положения» Конституции пронумерованы арабскими цифрами и содержат 14 пунктов). Эта часть Основного Закона Украины очень важна для применения права, поскольку указывает па то, с какого времени подлежит применению та или иная конституционная норма.

Дополнительные положения к конституции не содержатся в Конституции Украины, но обычно в конституциях они оформляются иначе, чем основная часть, и содержат нормы о толковании конституции, исключения из общих правил, установленных конституцией, регулирование отдельных вопросов.

Относительно писаных некодификованих конституции, они не имеют никакой системы изложения материала, что достаточно сложно проследить логику их построения.

Классификация конституций осуществляется по следующим критериям:

И. За время действий:

1) временные, которые могут приниматься на установленный срок или до наступления определенного события;

2) постоянные конституции. Ими являются большинство конституций (в том числе и Конституция Украины), но факт установления неограниченного срока их действия не означает их вечности, а лишь указывает на намерение законодателя в момент их принятия. Известны конституции, устанавливающие невозможность собственного отмены (например, конституции Мексики, Греции).

II. По политическому режиму:

1) демократические конституции, которые гарантируют широкий круг прав и свобод, допускают свободное образование и деятельность политических партий, предусматривают выборность учреждений власти и т. д;

2) авторитарные, которые ограничивают или запрещают деятельность политических партий либо устанавливают господство одной партии, открывают широкие возможности для ликвидации или существенного ограничения вынужденно провозглашенных конституционных прав и свобод, сокращают полномочия представительных органов;

3) тоталитарные, которые являются разновидностью авторитарных конституций и для которых характерна высокая идеологическая насыщенность вплоть до признания приверженности к определенной идеологии (коммунизма, ислама и т. д).

Следует иметь в виду, что демократические конституции иногда служат для прикрытия авторитарного политического режима, а иногда, хотя и реже, наоборот, демократический режим сохраняет определенное время авторитарную конституцию.

III. По форме правления:

1) монархические конституции,

2) республиканские.

IV. По форме политико-территориального устройства:

1) федеральные конституции (в федеративных государствах действуют обычно федеральные (национальные) конституции и конституции субъектов федерации);

2) унитарные.

V. По порядку принятия:

1) октройовані (дарованные),

2) договорные;

3) «народные» (содержание этих понятий мы рассмотрим в следующем параграфе).

VI. По порядку внесения изменений:

1) гибкие;

2) жесткие;

3) смешанные (содержание этих понятий мы рассмотрим в следующем параграфе).

VII. По форме:

1) писаны;

2) неписаные;

3) смешанные (значение этих понятий было раскрыто выше).

Добавить комментарий