Классификация следов в криминалистике

Общая методика проведения диагностических трасологических исследований

Основным требованием, предъявляемым к любой классификации помимо соответствия ее цели, ради которой она проводится, является четкая формулировка классификационных признаков, обеспечивающая полный охват всех членов системы, исключающая возможность попадания однородных членов в разные классификационные группы и разнородных — в одну и ту же группу.

Основными объективными данными, которые позволяют установить многие обстоятельства происшествия, определяющие его механизм, являются данные о возникших при ДТП, к ним относятся:

следы на месте происшествия, оставленные ТС и иными объектами на дорожном покрытии, предметах окружающей обстановки;

следы и повреждения на ТС, возникшие при столкновениях, наездах,переездах, прокидывании;

следы и повреждения на одежде, обуви пострадавших, возникшие в результате удара при наезде, перемещения, по поверхности дороги, переезда колесами ТС, воздействия частей ТС на пассажиров.

Классификация следов автотранспортных средств

Я привожу разработанную мной классификацию следов наземных без рельсовых ТС, включающую в себя как общекриминалистические признаки, так и признаки механизма столкновения ТС и признаки, возникающие в результате наезда на пешехода.

Итак, все следы наземных безрельсовых ТС подразделяются на:

частицы перевозимого груза, предметы и вещества, отделившиеся от ТС

и следы, отображающие внешнее строение отдельных частей транспортных средств (следы — отображения).

Предметы и вещества, отделившиеся от ТС, включают в себя:

следы лакокрасочных покрытий;

следы горюче-смазочных материалов, тормозных и охлаждающих веществ,

а также следы отдельных деталей ТС.

Следы, отображающие внешнее строение отдельных отдельных частей ТС, а иными словами следы-отображения в свою очередь подразделяются на четыре большие группы.

В одну из которых включены трасологические следы, такие как статические, динамические, локальные, периферические следы автотранспортных средств, а также поверхностные и объемные. Статические могут быть следами: оттиска, удара, сжатия и качения; динамические- скольжения, а следы скольжения бывают: одиночные, линейные и плоскостные. Поверхностные подразделяются на следы: отслоения и наслоения, последние же могут быть окрашенными, бесцветными, слабовидимыми и невидимыми (см. приложение, таблицу 1).

Ко второй группе относятся следы ходовых частей транспортных средств, которые делятся на: следы протекторов и ободов колес; следы гусеничных трактов и следы полозьев саней, повозок.

Подробнее рассмотрим третью группу, к которой относятся все следы столкновения, интересующие эксперта в ходе диагностических исследований ТС.

Классификационные следы, определяющие механизм столкновения ТС, подразделяются на 2 основные группы: признаки, общие для столкновения двух ТС в целом, и признаки, относящиеся отдельно к каждому из них, которые могут и не совпадать.

К общим признакам, указывающим на следы столкновения, принадлежат следующие:

1. Перемещение одного ТС в поперечном направлении по отношению к полосе движения другого в процессе их сближения (классификация по направлению движения ТС). Признак определяется величиной угла столкновения, которая может быть установлена по следам колес обоих ТС перед столкновением, по расположению ТС и следов их перемещения после происшествия, по направлению отбрасывания, отделившихся от них объектов (осколки стекол и др.), по полученным при столкновении деформациям. По этому признаку следы столкновения делятся на 2 группы:

следы продольного столкновения — без относительного смещения ТС в поперечном направлении, т.е. при движении их параллельными курсами (угол равен 0 или 180 градусов);

следы перекрестного столкновения — при движении ТС непараллельными курсами, т.е. когда одно из них смещалось в поперечном направлении в сторону полосы движения другого (угол не равен 0, 180 градусов).

II. Перемещение ТС в продольном направлении по отношению друг к другу (классификация по характеру взаимного сближения ТС). Признак также определяется величиной угла столкновения. По этому признаку следы столкновения подразделяются на следующие 3 группы:

1. следы встречного столкновения, при котором проекция вектора скорости одного ТС на направление скорости другого противоположна этому направлению, ТС сближались с отклонением навстречу друг другу (угол>90 градусов, < 270 градусов);

2. следы попутного столкновения, при котором проекция вектора скорости одного ТС на направление скорости другого совпадает с этим направлением; ТС сближались, смещаясь с отклонением в одном направлении (угол <90 градусов, >270 градусов);

3. следы поперечного столкновения, при котором проекция вектора скорости одного ТС на направление скорости другого равна нулю (угол равен 90, 270 градусов).

Если угол настолько мало отличается от нуля или от 90 градусов, что применяемые методы исследования не позволяют установить этого отклонения, и если возможное отклонение не окажет существенного влияния на механизм столкновения, то последнее может быть определено соответственно как продольное или поперечное.

III. Относительное расположение направлений продольных осей ТС в момент столкновения.

Признак определяется величиной угла взаимного расположения их продольных осей, который устанавливается на основании трасологических исследований следов и повреждений в местах непосредственного контакта ТС при столкновении. В некоторых случаях угол может быть установлен по следам колес перед местом столкновения. По этому признаку следы столкновения подразделяются на 2 группы:

следы прямого столкновения — при параллельном расположении продольной или поперечной оси одного ТС и продольной оси другого (угол равен 0, 90 градусов);

следы косого столкновения, при котором продольные оси ТС располагались по отношению друг к другу под острым углом (угол не равен 0, 90 градусов).

IV. Характер взаимодействия контактировавших участков ТС в процессе столкновения. Признак определяется по деформациям и следам на участках контакта. По этому признаку следы столкновения ТС подразделяются на 3 группы:

блокирующего столкновения, при котором в процессе контактирования относительная скорость ТС на участке контакта к моменту завершения деформаций снижается до нуля (поступательные скорости движения ТС на этом участке уравниваются). При таком столкновении на участках контакта помимо динамических остаются статические следы (отпечатки);

скользящего столкновения, при котором в процессе контактирования происходит проскальзывание между контактировавшими участками вследствие того, что до момента выхода ТС из контакта друг с другом скорости движения их не уравниваются. При этом на контактировавших участках остаются лишь динамические следы;

касательного столкновения, при котором вследствие малой величины перекрытия контактировавших частей ТС получают лишь несущественные повреждения и продолжают движение в прежних направлениях (с незначительным отклонением и снижением скорости). При таком столкновении на участках контакта остаются горизонтальные трассы (царапины, притертости). ДТП является следствием не сил взаимодействия при ударе, а последующего наезда на другие препятствия.

К признакам, характеризующим механизм столкновения отдельно каждого из двух ТС, относятся такие.

V. Направление вектора равнодействующей векторов ударных импульсов (направление линии столкновения) по отношению к месту расположения центра тяжести данного ТС, что определяет характер его движения после столкновения (с разворотом или без разворота). По этому признаку следы столкновения подразделяются на 2 группы:

центрального — когда направление линии столкновения проходит через центр тяжести ТС;

эксцентричного — когда линия столкновения проходит на некотором расстоянии от центра тяжести, справа (правоэксцентричное) или слева (левоэксцентричное) от него.

VI. Место расположения по периметру ТС контактировавшего при ударе участка (классификация по месту нанесения удара). Признак (наряду с углом взаимного расположения ) определяет взаимное расположение ТС в момент столкновения. По этому признаку следы столкновения подразделяются на следующие 4 группы:

следы переднего столкновения, при котором следы непосредственного контакта при ударе о другое ТС расположены на передних и примыкающих к ним частях;

2. следы заднего столкновения, при котором следы контакта, возникшие при ударе, расположены на задних и прилегающих к ним частях ТС;

3. следы бокового правого и 4) бокового левого столкновения, при котором удар был нанесен в боковую сторону ТС.

И, наконец, в последнюю, четвертую группу включены следы, возникающие в случае наезда. Данный классификационный признак охватывает:

а) следы — наслоения частиц краски, осколков стекол, резины, металла на одежде и обуви пострадавшего;

б) поверхностные порезы осколками стекол на одежде и теле пострадавшего;

в) следы трения на металлических частях одежды и обуви;

г) следы контакта с частями ТС;

д) следы контакта с дорожным покрытием;

е) следы крови на одежде, обуви и теле пострадавшего;

ж) следы выпадения из движущегося ТС;

з) следы колес ТС;

и) следы перемещения пешехода по проезжей части;

к) следы скольжения тела по проезжей части;

л) осыпь стекла осветителей и чешуек краски с поверхности ТС;

м) место нахождения различных предметов от пешехода;

н) положение тела на месте ДТП.

Следы контакта с частями ТС делятся на:

отпечатки конструкции;

разрывы (одежды, обуви);

следы трения (на одежде, обуви, теле);

разрезы (одежды, тела);

следы — наслоения (на одежде, обуви, теле)

следы крови.

Следы контакта с дорожным покрытием в свою очередь делятся на:

следы волочения (на теле, одежде, обуви);

разрывы (одежды,обуви);

следы — наслоения и следы трения на подошвах обуви.

А следы выпадения из движущегося ТС делятся на следы от контакта с внутренними деталями ТС в момент выпадения; следы от контакта с дорожным покрытием и от сдавливания наружными частями после выпадения.

В данную классификацию включен далеко не исчерпывающий перечень следов автотранспортных средств. Возможно, в дальнейшем, кто-либо дополнит и углубит ее.

Совершение многих преступлений сопровождается определенными изменениями среды в окружающей обстановке. Такие изменения принято называть по следам преступления.

Следует представляет собой отражение преступных действий, отдельных элементов преступного акта. В криминалистическом понимании ценность следов обусловлена существующей зависимостью между уголовным правонарушением и его отражением (по следам).

В криминалистике следы преступления классифицируются на материальные и идеальные следы. К первым относятся «отпечатки» события на любых материальных объектах: предметах, документах, теле потерпевшего и т. д. Под идеальными следами понимают отпечатки события в сознании, памяти преступника, потерпевшего, свидетелей и других людей.

В современной криминалистике понятие следа рассматривается в широком и узком смысле. В в широком смысле следы это — различные материальные последствия, события, изменения объекта или вещной обстановки, возникающие в связи с подготовкой, совершением и сокрытием уголовного преступления. Следами в этом смысле будут изменения обстановки, возникшие в результате преступного деяния (появление новых предметов, исчезновение имевшихся ранее, смена места расположения различных объектов); части разрушенных предметов (обломки ножа, осколки фары); остатки каких-либо предметов, вещей или субстанции (пятна веществ, частицы пыли, следы крови, выделения организмов); контактные следы (рук, обуви, орудий взлома); следы-предметы (узлы, замки, пломбы, окурки) и тому подобное. Также, как следы в широком смысле выступают целые комплексы материальных изменений, связанных с определенным событием (следы дорожно-транспортного происшествия, следы пожара).

Под следами в узком смысле слова понимают следы-отображения, образующиеся при непосредственном контакте двух объектов, то есть такие окончательные явления, которые представляют собой материально фиксированные отображения на одном объекте внешнего строения другого объекта (например, следы орудий взлома, ног, обуви, рук, транспортных средств и т. др.). Изучение такого рода следов составляет предмет трасологии.

Следует — отображение одного объекта на другом возникает вследствие их взаимодействия. В механизме взаимодействия принимают участие оба объекта: один образует след, другой его воспринимает. Взаимодействие может быть контактной и бесконтактной.

Причиной взаимодействия является любая энергия — механическая, термическая, химическая, биологическая. Под действием механической энергии следы образуются вследствие перемещения объектов в пространстве, отделение части от целого, разделения целого на части остаточной деформации. Под действием термической энергии следы образуются вследствие закопчения, обугливания. Химическая энергия способствует образованию следов вследствие окисления, разложения и соединения. С действием биологического энергии возникают следы вследствие размножения, отмирания, разложения, гниения ткани биообъектов.

Механизм следообразования — это результат воздействия одного объекта (следообразующий) на другой (следовоспринимающий). Полнота и точность отображения зависит от физических свойств обоих объектов (пластичности, структуры следовоспринимающего объекта), силы, направления взаимодействия. Отображение в следе внешнего строения всегда обратное (противоположное), зеркальное (также его определяют как негативное, но существует и другое понимание негативных следов). Таким образом, следы-отображения, что является основным объектом трасологического исследования, образуются при контакте двух объектов. Процесс заканчивается образованием следа-отображения, называют механизмом следообразования. Взаимодействующими элементами при этом являются: следообразующий объект, следовоспринимающий объект, а также следовой контакт как отражение способа взаимодействия объектов в результате действия силы энергии того или иного вида. В контакт со следовоспринимающим объектом входит не вся поверхность следообразующего объекта, а какая-то его участок. Этот участок принято называть контактной поверхностью.

в Зависимости от характера возникновения следов на воспринимающем объекте их разделяют на объемные и поверхностные.

Объемные следы образуются, когда при контакте двух объектов один из них, более мягкий, деформируется под давлением другого, в результате чего следообразующий объект отображается в трех измерениях (длина, глубина, ширина), воспроизводя свои общие и отдельные признаки, форму, размеры, строение поверхности. В результате возникновения объемных следов происходит или частичное разрушение следовоспринимающего объекта, или его деформация. Такими следами являются: следы обуви и протекторов колес на влажной почве; орудий взлома — на дереве; зубов — на мармеладе; бойка ударника на капсюле гильзы и тому подобное.

Поверхностные (плоскостные) следы возникают, когда оба объекта, контактирующих между собой, имеют практически одинаковую твердость, или один из объектов действует на другой с относительно небольшой силой или косвенно. Необходимо отметить, что поверхностным следам кроме измерения длины и ширины, также характерен и третье измерение — глубина (высота), но она настолько незначительна, что ее не учитывают. К числу таких следов относятся следы обуви на деревянном полу, следы пальца на бумаге, губ — на стакане и тому подобное.

При взаимодействии объектов нередко в результате отделения частиц поверхности одного из них и прилипание их к поверхности другого образуются следы-отслоения и следы-наслоения.

Следы-отслоения образуются за счет снятия следообразующим объектом частиц вещества, что покрывает следовоспринимающую поверхность (след руки на свежевыкрашенной поверхности где частицы краски отслаиваются и прилипают к пальцам, а на участке контакта отображаются признаки пальцев).

Следы-наслоения образуются за счет наслоения частиц, которые отделяются от следообразующего объекта (след от протектора колеса, проехал перед этим по луже, след пальца на стекле).

Поверхностные следы также делятся на бесцветные и окрашенные (И.В. Гора, В.А. Колесник). Бесцветные следы, в свою очередь, подразделяются на: а) видимые, которые можно обнаружить путем непосредственного зрительного восприятия; б) слабовидимые (маловидимые), то есть такие, которые наблюдаются при определенных условиях, например, на просвет или под определенным углом при боковом освещении; в) невидимые, то есть следы, которые нельзя увидеть не только визуально, но и с помощью оптических средств (лупа, микроскоп).

в Зависимости от состояния объектов в момент следообразования возникают статические или динамические следы.

Статические следы образуются при контакте двух объектов, когда они в заключительный момент следообразования находятся в состоянии покоя (статики). Во время образования таких следов каждая точка на поверхности следообразующего объекта оставляет свое соответствующее отражение на следовоспринимающем объекте (контактная поверхность следообразующего объекта отражается зеркально по положению и рельефу, если след объемный). Например, следы пальцев рук, колес автомобиля, подошвы обуви и тому подобное.

Динамические следы возникают при контакте двух объектов, когда они оба или один из них в заключительный момент следообразования находятся в движении (динамике). При этом каждая точка следообразующей поверхности оставляет на следовоспринимающей поверхности след в виде трассы (линии). Таковыми являются следы канала ствола на стрелянной пуле, резка на стружках и тому подобное.

в Зависимости от места, на котором произошли изменения следовоспринимающего объекта, выделяют локальные и периферические следы.

Локальные следы — это следы, образующиеся в пределах контактной поверхности взаимодействующих объектов (например, след босой ноги в пределах контакта с поверхностью деревянного пола). Вокруг локального следа поверхность следовоспринимающего объекта остается неизменной.

Перефиричные следы возникают за пределами контактной поверхности взаимодействующих объектов (например, след от предмета на покрытой пылью поверхности стола, образованный «периферии», вокруг предмета, за его пределами). Эти следы позволяют судить лишь о контуры контактной поверхности, и, как правило, непригодны для идентификации следообразующего объекта.

Следы в трасологии также классифицируют в зависимости от объектов, оставляющих следы-отображения. Различают четыре основные группы таких следов:

— следы орудий, инструментов и производственных механизмов: следы орудий взлома; следы на замках и запирающих устройствах; следы на контрольных пломбах и замикаючо-пломбировочных устройствах; следы производственных механизмов (инструментов) на изделиях;

— следы транспортных средств: следы колес безрейкових транспортных средств; следы гусеничных цепей; следы лыж и саней; следы выступающих частей транспортных средств;

— следы животных: следы ног (лап, подков) животных; оттиск клейма (клейма).

Онлайн-тестыТестыЮриспруденция, государство и правоКриминалистикавопросы

1-15 166-180 181-195 196-210 211-225 226-240 436-446
196. Общей задачей криминалистики является:
• содействие правоохранительным органам в борьбе с преступностью
197. Общей правовой основой раскрытия и расследования преступлений «по горячим следам» служат:
• положения уголовно-процессуального законодательства РФ
198. Общефизические признаки внешности человека — это:
• пол, возраст, антропологический тип, тип конституции
199. Общими признаками письменной речи являются:
• общий уровень грамотности, степень развития лексических и стилистических навыков
200. Общими признаками почерка являются следующие
• характеризующие преобладающую ориентацию движений, отражающие степень и характер сформированности почерка, отражающие структуру движений по их траектории
201. Объектами автороведческой экспертизы являются:
• рукописные, машинописные документы, документы, изготовленные полиграфическим способом, их копии
202. Объектами криминалистики являются:
• факты, процессы, явления, в которых проявляется действие закономерностей, изучаемых криминалистикой
203. Объектами криминалистического взрывоведения являются:
• взрывные устройства, взрывчатые вещества, средства взрывания, следы взрыва
204. Объектами судебной баллистики являются:
• ручное огнестрельное оружие и его части, боеприпасы, стреляные пули и гильзы, следы выстрела на преградах
205. Объектами технико-криминалистического исследования являются:
• рукописные и машинописные документы, орудия письма, материалы документов
206. Объекты судебной экспертизы:
• вещественные доказательства; образцы для сравнительного исследования; процессуальные документы
207. Объемными являются следующие следы-отображения
• след обуви на мягком грунте
208. Обыск — это следственное действие, направленное на …
• принудительное обследование помещений, участков местности, транспортных средств и отдельных граждан в целях отыскания и изъятия предметов, имеющих значение для дела, а также для обнаружения разыскиваемых лиц и трупов
209. Обязательное средство фиксации хода и результатов проверки показаний на месте — …
• составление протокола следственного действия
210. Обязательные конструктивные признаки огнестрельного оружия
• ствол, запирающее устройство, стреляющее устройство

Необходимо рассмотреть вопрос о понятии «след» в кримина­листике.

Различают следы в широком и узком значении слова. В широком значении «след» — это любые всевозможные материальные послед­ствия преступления, изменения в обстановке, причинно связанные с событием преступления.

Это могут быть следы, возникающие от воздействия одного объекта на другой, объекты, оставленные преступником на месте преступления, объекты, унесенные с места преступления, запахи и т. д. Под «следом» в узком значении понимаются только следы-отображения, т. е. отображения на одном из взаимодействующих в процессе совершения преступления объектов внешнего строе­ния другого объекта.

Все следы в криминалистике можно классифицировать по раз­личным основаниям. Классифицируя следы, мы тем самым выделя­ем группы объектов, что позволяет разрабатывать научно-техни­ческие средства и методы работы с ними.

Следы преступления в широком смысле слова классифицируют на:

1) следы-отображения, отражающие признаки оставившего их объекта, механизм их образования или механизм преступле­ния (отпечаток руки, следы колес, следы крови и т. п.);

2) следы-предметы — это материальные объекты, возникнове­ние или изменение состояния которых связано с событием пре­ступления (гильза на месте происшествия, ломик, которым пользо­вался преступник при взломе преграды, платок, кепка, авторучка и другие предметы, оставленные или оброненные преступником на месте происшествия);

3) следы-вещества — это любые вещества органического и не­
органического происхождения (пыль, краска, волокна), а также лю­бые следы биологического происхождения (крови, слюны и иные виды выделений человеческого организма). Для трасологии они имеют второстепенное значение и исследуются для установления лишь природы вещества, его классификации и других признаков.

В зависимости от объекта следообразования различают:

1) следы людей, которые в свою очередь делятся на следы рук,
ног, зубов, ногтей, губ;

2) следы животных;

3) следы предметов (орудий взлома, транспортных средств, производственных механизмов-инструментов).

1. По механизму следообразования выделяются группы следов по пяти основаниям.

2. По сущности явления, вызвавшего образование следа: меха­ническое воздействие, термическое, фотохимическое и микробио­логическое.

По зоне взаимодействия:

— локальные — изменения в пределах контактной поверхно­сти. Например, след обуви образован за счет изменения поверхнос­ти грунта в границах воздействия на него подошвой. Вокруг следа поверхность остается неизменной. К их числу можно отнести: все объемные следы, следы колес транспорта, следы орудий взлома, потожировые опечатки пальцев и др.;

— периферические следы образуются за счет изменений, про­
исходящих за пределами контактной поверхности. Перифериче­ские следы могут образоваться и в случае, если верх обуви испач­кан каким-то сыпучим веществом (песком, цементом). При резком опускании ноги частицы этого вещества могут осыпаться и очер­тить контуры подошвы.

3. По направлению движения объектов, участвующих в следообразовании:

— статические- такие следы, которые образуются при движе­нии объектов навстречу друг другу или под небольшим углом друг к другу, а конечный момент характеризуется прекращением движе­ния. Статические следы отображают форму, размеры, а при благо­ приятных условиях — и индивидуальные особенности строения следообразующего объекта. Примером статического следа может служить отображение подошвы обуви, когда человек стоит, ото­бражение ломика при отжиме двери, отпечаток пальца с отображе­нием папиллярного узора и т. п. Разновидностью статического сле­да является след качения;

· динамические следы возникают при движении объектов, на­ходящихся в контакте, но параллельно их поверхностям или под небольшим углом, а конечный момент не характеризуется прекра­щением движения. При этом каждая точка образующей поверхно­сти оставляет след в виде трассы (линии). Выступающие части ре­льефа отображаются в виде углублений, а вогнутые — в виде выступов. Примером могут служить следы резания, скольжения, вра­щения, трения и т. п.

4. По характеру изменения следовоспринимающей поверхности:

— объемные возникают при вдавливании следообразующего
объекта в более мягкую следовоспринимающую поверхность, ко­торая при этом деформируется. Такие следы имеют три измере­ния — длину, ширину, глубину. Примерами объемных следов явля­ются: след протектора колеса на влажном песке, вдавленный след от удара металлическим предметом по деревянной двери и т. п.;

— поверхностные следы возникают, когда оба объекта прибли­зительно равны по твердости. Названные следы характеризуются
двумя измерениями (длиной, шириной). К числу поверхностных можно отнести: след от подошвы обуви на деревянном крашеном полу, след от пальца на стекле, след протектора колеса на асфальте. Поверхностные следы могут быть образованы по двум разным при­чинам: в результате отделения части вещества от следообразующе­го объекта (при пыльной обуви на чистом полу это следы наслоения) и в результате отделения части следовоспринимающего объекта (следы обуви на свежеокрашенном полу — следы отсло­ения).

5. По условиям наблюдения различаются следы:

а) видимые, т. е. хорошо различимые невооруженным глазом при обычном освещении (след пальца, испачканного чернилами, на листе белой бумаги);

б) слабовидимые (плохоразличимые) — видимые при опреде­ленных условиях наблюдения, например след пальца на стекле мож­но увидеть в косопадающем свете;

в) невидимые следы нельзя увидеть ни при каких условиях на­блюдения без специальной обработки поверхности, например, та­кие следы возникают от пальцев рук на бумаге.

При следовом контакте объекты подвергаются физическому, химическому или биологическому воздействию. Физическое воздействие может быть механическим, электрическим и термическим. Характерный случай химического воздействия — коррозия металлической поверхности.

Следы биологической природы образуются в результате гниения тканей, крови, спермы под воздействием микроорганизмов.

Трасология обычно занимается следами механического воздействия. Изучение особенностей такого воздействия следообразующего объекта на следовоспринимающий и возникающих при этом следов составляет суть трасологических исследований.

При механическом воздействии процесс следообразования обусловлен рядом факторов. Это в первую очередь физические свойства контактирующих объектов, сила и направление взаимодействия.

В зависимости от того, какими объектами образованы следы, в трасологии они классифицируются на следы:

а) человека (рук, ног, губ, лба, зубов и др.);

б) орудий (оружия), инструментов, производственных механизмов и машин;

в) транспортных средств;

г) животных.

По механизму образования следы подразделяются на статические и динамические, объемные и поверхностные, локальные и периферические.

Статические — такие следы, при образовании которых каждая точка рельефа следообразующего объекта оставляет точечное отображение на воспринимающем объекте. Статический след формируется в момент покоя (статики), когда объекты не перемещаются друг относительно друга. Поэтому такие следы наиболее точно передают внешнее строение следообразующего объекта. В качестве примера статических следов можно привести отпечатки обуви стоящего человека, вмятины от гвоздодера при вырывании скобы замка и др. Частным случаем рассматриваемой группы следов являются следы качения колеса.

Динамические следы образуются при перемещении (иногда взаимном) следообразующего и следовоспринимающего объектов, когда каждая точка поверхности оставляет след в виде линии (трассы). Возвышающиеся части рельефа образуют углубления (бороздки), а от впадин остаются выступы (валики). К динамическим относят следы сверления, разруба, распила, юза и др.

Встречаются и комбинированные следы. Примером могут служить отпечатки ног человека при быстрой ходьбе, следы отжима, когда ломик забивали в щель, а затем им раздвигали створки дверей, и др.

Статические и динамические следы бывают объемными и поверхностными. Объемные — это следы, имеющие не только длину и ширину, но и глубину. Они возникают от вдавливания следообразующего объекта в податливую следовоспринимающую поверхность, которая при этом деформируется. В таком следе отображаются не только сама следообразующая поверхность, но и ее боковые грани. Другими словами, объект отображается в трех измерениях, а значит, полнее передаются его форма, размеры, детали рельефа, то есть общие и частные признаки.

Поверхностные следы получаются тогда, когда оба объекта, участвующие в следообразовании, по твердости примерно одинаковы либо воспринимающая поверхность гораздо тверже. В результате их взаимодействия возникают плоскостные отображения, например следы ботинок на линолеуме, пальцев на стакане, автомобильного протектора на асфальте и т.п.

Поверхностные следы делятся на следы-наслоения и следы-отслоения. Первые остаются в результате прилипания частиц, отделившихся от следообразующего объекта на соприкасающемся участке. Вторые возникают тогда, когда на следообразующий объект наслаиваются частицы вещества со следовоспринимающей поверхности. Например, взломщик коснулся рукой побеленной стены возле сейфа и частицы извести прилипли к его локтю.

В зависимости от места расположения поверхностные следы наслоения классифицируют на локальные и периферические. Локальные следы образуются в границах взаимодействия контактирующих поверхностей, а периферические — за счет изменений за их границами. Например, верх обуви преступника покрыт дорожной пылью. При ходьбе по чистому полу пыль осыпается, очерчивая контуры ботинок.

Поверхностные следы бывают окрашенными и бесцветными. По возможности визуального восприятия бесцветные следы подразделяются на видимые, маловидимые (слабовидимые) и невидимые. Видимые следы хорошо различимы невооруженным глазом и обнаруживаются без каких-либо специальных манипуляций. Маловидимыми (слабовидимыми) или вообще невидимыми следы могут быть вследствие ахроматичности (отсутствия цвета), совпадения их окраски с цветом фона, а также из-за очень малых, микроскопических размеров.

Для обнаружения маловидимых (слабовидимых) и невидимых следов используется особое освещение, а также механическое и химическое воздействие на них специальными веществами. Приемы обнаружения, закрепления и изъятия зависят от классификационной категории следов.

Прежде чем начинать поиск следов на месте происшествия, нужно осмыслить его обстановку. Это помогает выяснить состояние и положение ее отдельных предметов на момент происшествия; вероятные пути прихода и ухода преступника; объекты, к которым он мог прикасаться руками; возможные места сокрытия орудий преступления и т.д. Необходимо представить образ действий преступника в данной обстановке, что поможет определить локализацию следов и механизм их образования.

Установив механизм возникновения следов, легче выяснить причинные связи следообразования с данным преступлением, а также роль конкретного следа в преступном событии. Надлежит также определить место каждого следа в осматриваемой обстановке, «привязать» его к ее предметам, что поможет выяснить обстоятельства произошедшего, а также описать следы в протоколе процессуального действия.

Если видимые следы легко обнаружить посредством визуального осмотра, то мелкие следы требуют применения луп различной мощности и дополнительного освещения. Для выявления следов, совпадающих по цвету с объектом-носителем, применяются специальные светофильтры, а также ультрафиолетовые осветители (УФО) и электронно-оптические преобразователи (ЭОП). Слабовидимые (маловидимые) следы лучше различимы при их освещении узким пучком света, падающим на осматриваемую поверхность под острым углом. Необходимо принять меры по сохранению обнаруженных следов до момента изъятия.

Добавить комментарий