Княжеская власть в древней Руси

1. В чем суть споров между норманнистами и антинорманнистами? Какую роль в становлении древнерусской государственности сыграли варяги?

Варяги стали первыми киевскими князьями, под властью которых объединилась вся Древняя Русь. Потому многие поколения историков считали, что варягам Россия обязана истоками своей государственности. Потому и разгорелся известный спор. Норманнисты считают, что варяги были скандинавами, потому русская государственность привнесена иностранцами. Антинорманнисты считают варягов западными прибалтийскими славянами, потому утверждают, что государственность возникла у славян без помощи иностранцев.

2. Какую эволюцию прошли управленческие структуры в Древне русском государстве с IX по XII в.?

Княжеская власть в IX веке была ничем не ограничена и князь Киева признавался верховным почти всеми князьями. Статус местных племенных князей постоянно понижался в пользу киевского. Развитие княжеств привело к тому, что в XII веке большую силу приобрело вече (в Новгороде и Пскове это со временем привело к возникновению вечевых республик). Каждый князь управлял своим уделом, подчинение Киеву в реальности не существовало.

3. Каковы особенности княжеской власти в Древнерусском государстве?

Князья

(a) являлись военными руководителями

(b) представляли своё княжество дипломатически

(c) выполняли функции судей

(d) были законодателями

(e) контролировали сбор дани и штрафов

(f) после 988 года являлись защитниками православия, способствовали его распространению.

4. Как вы думаете, каковы причины существования в Древней Руси двух центров политической власти?

Древнерусское государство было слишком обширным. Средства связи и транспорта того времени требовали наличия вспомогательного центра власти. Самыми богатыми были города на торговом пути из Балтийского моря в Чёрное. Потому важнейшими политическими центрами стали города, которые контролировали его начала и окончание.

5. В чем своеобразие военной организации Древнерусского государства? Как специфика военной организации отразилась на характере политической власти Древней Руси?

В Древней Руси боевые силы правителя составляло не феодальное ополчение, как в Западной Европе, а дружина. Отсюда проистекают и особенности политической власти в Древней Руси. Дружинники не получали ничего похожего на лены, их полностью содержал князь. Потому они постоянно находились при князе и влияли на его политику. Князь постоянно советовался с дружиной, часто прислушивался к её мнению. Впоследствии верхушка дружины стало получать города и земли в «кормление», но эти земли не были ленами, потому что передавалось лишь право распоряжаться доходами с этих земель. Влияние на политику князя сохраняется, только влияние не всей дружины, а только её верхушки. Кроме дружины большую роль в управление древнерусскими княжествами играло вече (народное собрание), причём чем дальше от времён Рюрика, тем это влияние становилось больше.

Глава 1

Князь

Проблема характера княжеской власти в Древней Руси постоянно обсуждалась в исторических исследованиях. В дореволюционной историографии преобладало мнение, идущее от В. О. Ключевского, что русский князь являлся чуть ли не наемным слугой вечевой общины земли. Правда, высказывались и другие суждения, в которых княжеское начало противопоставлялось общинному. Согласно А. Д. Градовскому, призвание князей было реакцией против общинного быта. Князь должен был заменить общину, как политический организм и вытеснить ее из политической сферы.

В. И. Сергеевич также видел в факте призвания варяжских князей решительные последствия для всей Русской земли, положившие начало особой породе людей, которые в силу своего происхождения от призванного князя считались способными к отправлению высшей судебной и правительственной деятельности. В более поздних своих работах он склонялся к отождествлению княжеской власти с народной, хотя и не был последователен в этом своем убеждении. Ему принадлежит также тезис, что политический строй Древней Руси характеризовался «смешанной формой правления, в котором участвуют два элемента, а именно: монархический в лице князя и народный в лице веча».

Представителем веча и общины считали князя Н. И. Костомаров и Ф. И. Леонтович, а М. А. Дьяконов полагал, что отношения к князю покоились преимущественно на взаимном доверии, степенью которого определялись и подробности условий в заключаемых, при занятии стола, договорах князей с населением земли. В составе государственной власти каждого княжения князь занимал существенно иное положение. Он был представителем власти в земле и в его компетенцию входили все вопросы внешней и внутренней государственной жизни страны. Княжеская власть, согласно историку, была столь исконным и столь же повсеместным институтом как и вече. У отдельных славянских племен «княжения» упоминаются задолго до призвания Рюриковичей. Вслед за В. И. Сергеевичем, он подчеркивал, что князь был необходимым элементом государственной власти всех русских земель и ни одна из них (даже и Новгородская) не могла обойтись без него. Те редкие моменты в жизни той или иной земли, когда там не было князя, изображены современниками как бедственные и опасные для целости страны.

В представлении А. Е. Преснякова высокое положение древнерусского князя обусловлено двумя обстоятельствами. С одной стороны необходимостью защиты страны от внешних врагов и охраны внутреннего мира, в чем проявлялась роль князя, как народной власти. С другой стороны — особым его положением в системе общественных отношений, ставящих его не только во главе обычно правового уклада народных общин, но и вне их, в сфере особого княжого права. Положение князя могло определяться в его рядах с вечем, однако, кроме Новгорода, содержание таких договоров, как думал А. Е. Пресняков, не сильно стесняло свободу князей. Нет никакого намека на то, чтобы вне новгородского севера население принимало на себя задачу определять общественное положение князя. Князья сами его строили, создавая и свое особое княжое право внутри волости. Оно развивалось и окрепло, прежде всего, в области княжого быта и княжого частного хозяйства, служа цементом для здания общественного положения князя, его социальной силы, восторжествовавшей над вечевыми общинами.

В отличие от В. И. Сергеевича и М. А. Дьяконова, А. Е. Пресняков не видел в княжеской власти государствообразующего начала и на уровне земли. «Не развившись до государственного властвования в отдельных волостях, в частности и Киевской, — утверждал он, княжая власть не могла стать той силой, которая создала бы единое русское государство, преодолев раздельность княжого владения и все нараставшую обособленность русских земель».

Больше единства в вопросе о социальном характере княжеской власти наблюдается в историографии советского периода. После исследования, осуществленного Б. Д. Грековым, практически все историки были согласны в том, что княжеский институт олицетворял власть знати, а не общины. Это не самодержец, но представитель правящей знати. Последняя признавала над собою власть великого князя и в своих собственных интересах разделяла с ним власть. Функции князя в области законодательства, управления страной и суда, по мнению историка, еще больше подчеркивают значение его власти в политическом строе Древнерусского государства.

М. Н. Тихомиров, уделивший особое внимание княжеской власти в городе и утверждавший, что именно «княж двор» был центральным местом политической и административной жизни города, тем не менее большую роль отводил ремесленникам и купцам, представлявшим сплоченную группу горожан, осознававших свое значение и ограничивавших роль князя. Как ему казалось, горожане в своей борьбе за городские вольности стремились сажать к себе на стол только угодных им князей, часто вмешивались в междукняжеские отношения и не считались с княжеским старейшинством.

В целом, в историографии советского периода княжеская власть рассматривалась с позиции сословно-классовой ее сущности и считалась институтом феодальной государственности. Соответственно и русский князь представлялся как феодальный государь.

Особое мнение о социальной роли и общественном положении князя в советское время высказал И. Я. Фроянов. Нельзя сказать, чтобы оно было совершенно оригинальным, чем-то, чего не знала отечественная историография XIX в., но определенно не созвучным выводам большинства современных ему историков. В его представлении древнерусский князь не феодальный правитель страны или княжества, обладавший широкой законодательной и исполнительной властью, а такой себе патриарх, слуга народа, заботившийся исключительно об его интересах. Считать князей X–XI вв. раннефеодальными монархами, как ему представляется, невозможно прежде всего потому, что Русь в это время, как, впрочем, и в XII–XIII вв. к феодализму еще не пришла. Поэтому русские князья кажутся ему сродни вождям героической эпохи доклассового общества. Они предводительствуют в дружине, лично участвуют в сражениях, входят в договорные отношения с народным собранием и превращаются «в известном смысле в общинную власть, призванную блюсти интересы местного общества».

И. Я. Фроянов упрекает тех исследователей, которые полагали, что князь олицетворял власть древнерусской знати и стоял на страже ее интересов. Свое несогласие с этим положением советской историографии он облек в такую форму, пользуясь которой можно доказать, что забота об интересах народа являлась одной из важнейших функций и монархов нового времени. «Князья Руси XI–XII вв., — утверждает И. Я. Фроянов, — властвовали во имя интересов знати. Но вместе с тем они правили и во благо народа».

Ну, разумеется. Но разве это особенность только древнерусского княжеского правления? И разве можно на этом основании видеть в князьях представителей общинной власти?

Обстоятельный анализ социальной природы княжеской власти на Руси, а также различных ее форм — старейшинства, отчины, дуумвирата, коллективного сюзеренитета, родового или семейного владения и др. — содержится в специальной монографии А. П. Толочко. После книги А. Е. Преснякова «Княжое право в древней Руси» это наиболее обстоятельное исследование этой темы. Автор представил достаточно реалистичную картину эволюции княжеской власти. Она не была линейной и одномерной. В продолжении всей древнерусской истории различные ее формы находились в определенном диалектическом взаимодействии, хотя на разных этапах их место в жизни страны определялось конкретными условиями ее социально-экономического развития и правовыми традициями княжего рода, как общего суверена всего государственного пространства.

Стр 1 из 3

Развитие княжеской власти на Руси

В Киевском государстве князь в IX-X вв. был носителем верховной власти. С середины XI в. на Руси утверждается термин «великий князь». Киевский князь становится старшим в роду Рюриковичей (В январе 1598 скончался Фёдор Иоаннович — последний в царской династии Рюриковичей.). Княжение в Киеве теперь означает старшинство над всеми другими князьями.

Великий князь определял направление развития государства. Он руководил войском, организовывал оборону страны, направлял все завоевательные походы, нередко возглавлял их. Он руководил всей системой управления страной и судопроизводством. Власть великого князя была разнообразной и комплексной. Чем больше распадались и исчезали остатки старого родоплеменного строя, тем большую роль играл великий князь и его аппарат управления в центре и на местах.

Великому князю подчинялись другие князья. Младшие князья собирали дань с подвластного населения, выполняли судебные полномочия. Они были обязаны уважать старшего князя, подчиняться ему, являться к нему по первому требованию, выступать в поход вместе со своей дружиной, обращаться к нему за решением их споров с другими родственниками. В управлении государством и киевский князь, и позднее великий князь опирались на дружину.

Киевский князь не управлял единолично. Известно, что с XI в. в главных областных городах собирались народные сходы, народные собрания — вече.

Княжеский род Рюриковичей, хотя и случались осложнения во взаимоотношениях, держался вместе. Однако к концу XI в. единство стало нарушаться все чаще. Появилось стремление к обособлению и утверждению собственной власти. Раздоры между братьями Рюриковичами привели к началу междоусобиц.

Наряды, их роль в управлении в Древнерусском государстве.

Хозяйственное дворцовое управление делилось на наряды — ведомства по управлению хозяйством, которые возглавлялись близкими к князю боярами.

Известны некоторые должности, которые относились к управлению уже в период Киевской Руси. Так, дворский, позднее дворецкий (высший чин), был главным управителем княжеского дворца.
Конюший (тиун конюший) заведовал боевыми и выездными лошадьми князя. Стольник прислуживал князю во время торжественных пиров, сопровождал князя в походах. Нередко назначался на воеводские или посольские должности. Меченоша (название говорит само за себя) был оруженосцем самого великого князя. Окольничий помогал князю в управлении войском. Покладник, позднее постельничий, заботился о покоях князя, ведал внутренним распорядком, отдыхом князя. Казначей был главным управителем княжеской казны, ловчий —руководителем охоты.

В управлении помогали также ключники (Человек, ведавший продовольственными запасами дома, поместья и ключами от мест хранения.) и тиуны разных разрядов. Тиун был слугой, обязанным следить за домом, конюшней, судом, сбором доходов и еще чем-либо. Местное управление осуществлялось людьми князя или его сыновьями. Органом местного крестьянского самоуправления была территориальная община — вервь.

Система государственного и местного управления русских княжеств в период феодальной раздробленности.

После смерти сына Владимира Мономаха — Мстислава Великого — в 1132 г. Древнерусское госво окончательно распадается на уделы (территория на Руси в XII—XVI веках, образовавшаяся в результате дробления крупных княжеств). Завершился процесс образования отдельных княжеств. В середине XII в. насчитывалось 15 крупных и мелких удельных княжеств, накануне монгольского нашествия на Русь их было около 50, а в XIV в., когда начался процесс феодальной консолидации, существовало около 250 княжеств.

В период феодальной раздробленности появилось большое количество независимых княжеств-государств, в которых сформировалась самостоятельная система управления. В это время дворцово-вотчинная система достигает расцвета. Всюду формируются два центра управления: дворец и вотчина.

В то же время феодальная раздробленность привела к расцвету системы иммунитетов: многие боярские вотчины стали освобождаться от княжеского управления и суда. Возникла сложная система феодальных вассальных отношений.

Появились дворяне — слуги под дворским, получавшие за свою службу поместья (условное земельное владение).В большинстве княжеств сохранились княжеский феодальный совет (Боярская дума), вече (собрание горожан для решения общественных дел, а также место этого собрания.) , феодальные съезды, наместники (представитель князя), волостели (представитель великокняжеской (царской) власти на местах (как правило, в волостях и станах). Волостели наряду с наместниками составляли стержневую структуру местного управления Русского государства конца XV—XVI вв.). В удельные века изменился статус князя. Теперь это уже был князь-государь (XIII–XIV вв.). Государь стоял выше, чем господин, он был хозяином, собственником удела, владельцем территории удела на вотчинном праве.

В развитии государственного управления в русских землях в XII– XIII вв. выделяются 4 основные модели, характерные для 4 крупнейших районов: Южной Руси, Юго-Западной Руси, Северо-Западной Руси и Северо-Восточной Руси.

Южная Русь — это Киевское, Черниговское и Северское княжества, которые составляли первоначальное ядро Руси еще в VI– VIII вв. Будучи центром древнерусской государственности, Киевское княжество не стало отдельным независимым княжеством, не выделилось в наследственную вотчину одной из княжеских династий, а продолжало оставаться династическим наследством всего рода Рюриковичей вплоть до монгольского нашествия.

В результате соперничества различных княжеских ветвей в XII в. в Киеве складывается система дуумвирата, на основе договора киевского веча и боярства с князьями. На киевском престоле одновременно утверждались два князя, владевшие мощными землями за пределами Южной Руси.

Юго-Западной Русью было принято называть Галицкое и Волынское княжества. Князья этих земель стремились проводить самостоятельную от Киева политику. Здесь были сильные, хорошо укрепленные города (более 80), могущественное, независимое боярство. Здесь шла постоянная борьба между монархической и олигархической тенденциями. Власть находилась преимущественно в руках боярской олигархии. Галицко-волынские князья обладали высшими административными, судебными, военными и законодательными полномочиями. Однако бояре, опираясь на экономическую и военную мощь, могли не признавать решения князей. Если разногласия князя и бояр были слишком велики, то верховная судебная власть князей переходила к Совету бояр, созывавшемуся по инициативе самого боярства.

Северо-Восточная Русь занимала территорию от Нижнего Новгорода до Твери по Волге, от Коломны и Можайска на юге до Великого Устюга и Белоозера на севере. Возник и стал активно развиваться Владимир-на-Клязьме, который при Андрее Боголюбском был объявлен столицей, и именно туда в 1169 г. был перенесен из Киева великий стол Рюриковичей. Он согнал со столов своих братьев, устранил многих бояр от дел, принимал решения единолично, чем вызвал недовольство, которое привело к боярскому заговору. В 1174 г. Андрей был жестоко убит, но централизация продолжалась. Братья Андрея Михаил и Всеволод III Большое Гнездо подавили мятежное боярство. Власть Всеволода была столь велика, что слава о нем прошла по всей Руси. При нем Северо-Восточная Русь достигла наивысшего расцвета, усилилась, разрослась. Владимиро-суздальские князья в борьбе против боярства опирались на быстро растущее дворянство. В Северо-Восточной Руси доминирующей была тенденция к установлению сильной монархической власти.

Образование Московского централизованного государства и становление новой систему управления.

В начале XIV в. дробление княжеских уделов почти прекратилось, стала все явственнее проявляться тенденция к единству русских земель. Импульс объединения и централизации активнее всего действовал во Владимиро-Суздальской Руси. Власть удельных князей опиралась на феодальные советы и дворцово-вотчинную систему управления (Под дворцово-вотчинной системой управления понимается деление органов управления в зависимости от территории. При этой системе управления органы управления во дворце являлись одновременно органами управления в государстве. Вся территория удельной Руси, а позднее и Московского государства (в XV–XVI вв.) делилась на следующие территории:1) княжеского дворца;2) боярской вотчины.).

Постепенно среди других центров, претендовавших на первенство в процессе объединения, выделилась Москва и окончательно закрепила за собой лидирующую роль. Удельные князья и местная родовая знать получали вотчины уже на правах службы московскому князю. Единое русское централизованное государство по-настоящему складывается в XV–XVI вв.

Победа на Куликовом поле (1380 г.) позволила Дмитрию Ивановичу изменить принцип престолонаследия — от отца к сыну. После победы Василия Темного и восстановления его прав на Московское великое княжество процесс объединения русских земель в единое государство вступил в завершающую фазу.

При Иване III начинает формироваться самодержавная идеология и централизованный государственный аппарат. До этого Московское княжество управлялось подобно другим уделам.

С XV в. появляется новый титул «Государь-царь и великий князь всея Руси», который стал титулом московских государей. В конце XV в. появляется и начинает активно употребляться титул «самодержец», что тогда означало независимость московских государей. В это же время появляется, а с XVI в. утверждается титул «царь» (сокращение от «цезарь»). Титул царя делал Ивана IV равным императору Священной Римской империи, ставил его выше королей Европы и выше ордынских ханов.

При Иване III начинает складываться национально-государственная символика. Появляется герб с изображением двуглавого орла. Бармы, держава, скипетр и шапка Мономаха дополняли символику и свидетельствовали об окончательном оформлении единой государственности. Опасаясь заговоров, Иван III велел вести любые переговоры и решать любые споры только через него.

В XVI в. в России оформляется самодержавная власть, при которой монарх оказывается выше закона, а в его руках сосредоточивается вся гражданская, судебная, административная и военная власть.

Развитие княжеской власти на Руси

В Киевском государстве князь в IX-X вв. был носителем верховной власти. С середины XI в. на Руси утверждается термин «великий князь». Киевский князь становится старшим в роду Рюриковичей (В январе 1598 скончался Фёдор Иоаннович — последний в царской династии Рюриковичей.). Княжение в Киеве теперь означает старшинство над всеми другими князьями.

Великий князь определял направление развития государства. Он руководил войском, организовывал оборону страны, направлял все завоевательные походы, нередко возглавлял их. Он руководил всей системой управления страной и судопроизводством. Власть великого князя была разнообразной и комплексной. Чем больше распадались и исчезали остатки старого родоплеменного строя, тем большую роль играл великий князь и его аппарат управления в центре и на местах.

Великому князю подчинялись другие князья. Младшие князья собирали дань с подвластного населения, выполняли судебные полномочия. Они были обязаны уважать старшего князя, подчиняться ему, являться к нему по первому требованию, выступать в поход вместе со своей дружиной, обращаться к нему за решением их споров с другими родственниками. В управлении государством и киевский князь, и позднее великий князь опирались на дружину.

Киевский князь не управлял единолично. Известно, что с XI в. в главных областных городах собирались народные сходы, народные собрания — вече.

Княжеский род Рюриковичей, хотя и случались осложнения во взаимоотношениях, держался вместе. Однако к концу XI в. единство стало нарушаться все чаще. Появилось стремление к обособлению и утверждению собственной власти. Раздоры между братьями Рюриковичами привели к началу междоусобиц.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Причины возникновения Древнерусского государства

2. Появление княжеской власти у восточных славян

3. Образование Древнерусского государства. Его внутренняя организация

3.1 Первые киевские князья

3.2 Правление Игоря и Ольги

3.3 Походы князя Святослава

4. Владимир Святославович. Принятие христианства

4.1 Война Святославичей

4.2 Правление Владимира

4.3 Выбор веры и принятие Владимиром христианства

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Принято считать, что Россия взяла свое начало на землях восточных славян. Они заняли территорию между Черным, Белым и Балтийским морями. У каждого из восточнославянских племен были свои законы и обычаи.

Поляне, имели семейные обычаи, обладали кротким нравом. Древляне, радимичи, вятичи жили в лесах, «подобно зверям»: ели все нечистое, браков не имели. Молодежь сходилась на игрища между селениями, женихи выбирали невест и соглашались жить вместе без всяких обрядов. У них было многожёнство. При условиях того быта, который мы застаем у языческих славян, мы не имеем права ожидать большого уважения к слабому полу. Разумеется, не нужно искать у языческих славян того тонкого уважения к женщине, которое дастся только христианским взглядом на отношения двух полов и которое летописец Нестор называет «стыденьем»; отсутствие этого стыденья и ведет к многоженству. Но при этом у первобытного народа нет никаких определений, которые осуждали бы женщину на вечное унижение и ничтожество, которые не позволяли бы ей выказывать свою силу умственную, иногда и физическую, приобретать посредством этой силы уважение и влияние. Иностранные писатели удивляются привязанности славянских женщин к мужьям, за которыми они следовали даже в могилу. Если женщина выходила замуж в чужой род, то при строгом и ревнивом надзоре новых родичей муж был единственным существом, от которого она ждала и любви и покровительства. После смерти мужа положение жены, лишившейся единственной опоры, единственного звена, соединявшего ее с чужой семьей, становилось горько: «Считалось, что супруга, умирая, должна служить и на том свете. Живая вдова бесчестила семейство».

Современному человеку покажется необычным и обряд погребение усопшего. Славяне совершали тризну над покойником, потом сжигали труп, кости собирали в небольшой сосуд, который ставили на столбе при дороге. Под именем тризны разумелись, как видно, вообще поминки и потом преимущественно борьба в честь умершего, с поминками соединялся веселый, пьяный пир, также резание и царапание лица в знак печали. Одновременно с обычаем сжигания и ставления урн с пеплом на придорожных столбах существовал и обычай погребения в могилах, которые сыпали холмам. Славянки воевали вместе с отцами и супругами. У славян имела место и кровная месть. Дети убитого могли отомстить не только убийце, но и его роду. Наши предки были добродушными хозяевами: уходя, оставляли открытую дверь и угощения, любого путешественника встречали радушно и щедро. Бедному позволялось взять у богатого соседа все необходимое для встречи гостя. Пользуясь безопасностью славянских земель, купцы торговали с ними. Согласно летописи, в VIII веке славяне сами ездили торговать в чужие земли.

1. Причины возникновения Древнерусского государства

В IX веке среди восточных славян появились купцы— люди, которые приобретали меха пушных животных, мёд, воск и другой товар у своих соплеменников, а затем вывозили их на рынки крупных городов, где они меняли эти товары на шелк, вина, оружие и др. Купеческий торговый путь «из варяг в греки», проходивший по Неве, Ладожскому озеру, р. Волхову, оз. Ильменю, Ловати и Днепру, соединял Балтийское море с Черным. Этот путь объединял разрозненные славянские племена. Занятие торговлей было прибыльным, но опасным делом. Купеческие караваны грабили степные кочевники—Печенеги.

Развитие торговли привело к развитию племенных поселков. Поселки превращались в города: Киев— у полян, Чернигов—у северян, Смоленск и Полоцк у ильменских славян и др. Они располагались обычно на берегах рек, на высоких холмах. Их центр обносили деревянными стенами для защиты от нападения врагов. Рядом с крепостью возникал посад, где стояли избы ремесленников и дворы купцов. Горожане нуждались в хлебе и других продуктах. Земледельцы везли теперь излишки продуктов в город, на продажу. Под прикрытие крепостных стен сельское население устремлялось и в случае вражеского нападения. Постепенно города подчиняли себе окрестные территории, на которых обитали различные восточнославянские племена. В городах собирались люди из разных мест. Здесь было неважно, являлся ли человек кривичем, вятичем или радимичем, он становился ремесленником, торговцем или дружинником. В городе нельзя было руководствоваться племенными традициями, требовались единые для всех правила поведения.

Таким образом, развитие торговли и городов привело к формированию новых порядков, отличных от тех, которые существовали в родоплеменном обществе. Возникла необходимость в появлении нового органа власти, способного регулировать отношения между людьми и защищать торговые интересы и территорию славян от врагов.

2. Появление княжеской власти у восточных славян

Древнерусское государство возникло у восточнославянских племен в IX веке. Двумя центрами, откуда начиналось государство, были Новгородская земля—на севере и Киев—на Юге.

В конце VIII-IX веке вооруженные нормандские отряды совершали торговые и завоевательные походы в разные страны Европы. Они вторглись и в земли восточных славян. Не найдя здесь больших богатств, норманы обложили славян данью. Получая товары, пользующиеся спросом, они стали вести активную торговлю на пути «из варяг в греки», вовлекая в неё славянских купцов, оседали здесь. Некоторые восточнославянские города стали приглашать к себе за небольшую плату вооруженные отряды нормандцев во главе с военачальниками—князьями. Наемных воинов восточные славяне называли варягами. Варяги были отличными мореплавателями, имели богатый военный опыт. Варяжские племена со временем стали выполнять и другие обязанности. Так как в подчинении городов были различные племена, то князей приглашали в качестве судей в межплеменных спорах: они не были заинтересованы в делах селений, но имели общий с жителями интерес, защищая славянскую землю от врагов. Князья с помощью армии подчиняли себе непокорных.

Постепенно варяги стали властителями и обязали население платить не жалование, а дань. Но нормандцы правили без угнетения и насилия, дань была умеренной, а руководство— справедливым. Карамзин писал: «бояре славянские, недовольные властью завоевателей, которая уничтожала их собственность, возмутили народ легкомысленный, вооружили против норманнов и выгнали их, не сумели восстановить древних законов и ввергли отечество в бездну междоусобицы». Славяне, по совету новгородского старейшины Гостомысла, в 862 году пригласили себе правителей варягов: князей из рода Русов Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора. Так в северо-западных землях возникло крупное объединение (княжество), центром которого стал Новгород. Рюрик правил в Новгороде, Синеус—в Белоозере, Трувор—Изборске. Славянские земли стали называться Русью по имени князей. В 864 году Трувор и Синеус умерли. Рюрик объединил свое княжество и земли братьев, присоединил соседние племена, которые приняли русские обычаи, язык и веру.

В первой трети IX века отряды русов появились на юге. Знатные воины Рюрика Аскольд и Дир отправились из Новгорода в Константинополь служить Императору. Варяжские воины высоко ценились Византийскими правителями. Спустившись вниз по Днепру, они увидели раскинувшийся на трех холмах город. Это был центр полян—Киев, который по преданию основали три брата: Кий, Щек и Хорив. Жители Киева платили дань хазарам, терпели несправедливость со стороны древлян и других племен. Поляне пригласили в город варяжские дружины. Нормандцы освободили полян от хазарской зависимости. Затем варяги вступили в борьбу с древлянами, булгарами и печенегами.

древнерусский князь владимир христианство

3. Образование Древнерусского государства. Его внутренняя организация

В 879 году скончался Рюрик. Он оставил власть и заботу о маленьком сыне Игоре родственнику Олегу. Олег хотел объединить северные и южные земли. Для этого он собрал войско из варягов и северных славян и в 882 году двинулся на юг. Олег захватил Смоленск, Любеч и др. Он облагал данью славянские племена, всюду устанавливал свою власть. Наконец добрался до Киева. Отряд князя был небольшим, и, чтобы захватить город, Олег пошёл на хитрость. Он спрятал воинов за бортами кораблей, а сам назвался купцом, направляющимся в Византию. Олег пригласил к себе Аскольда и Дира, а когда они пришли, воины выскочили из ладей и по приказу Олега убили их. Став князем в Киеве, Олег сказал: «Да будет это мать городам русским!» Государство русов стало называться Русью.

Главой Руси был киевский великий князь. Он опирался на своё войско — дружину. Дружинники нередко жили с князем под одной крышей, ели с одного стола, делили с ним дань и военную добычу. Князь советовался с дружиной во всех делах. Все племена, признавшие власть Киева, заключали с великим князем договор, в котором они обязывались уплачивать дань мехами, а также хлебом и другими продуктами. С ноября по апрель киевский князь со своей дружиной объезжал подвластные земли, собирал приготовленную дань. Такая форма сбора дани называлась полюдьем. Племена были обязаны также в случае войны собирать для князя ополчение. Общерусским ополчением руководил воевода. Он был вторым лицом после князя.

В городских центрах все важнейшие вопросы решало вече. Оно собиралось по звону вечевого колокола. Решения принимались громкими криками согласия или несогласия — большинством голосов.

Таким образом, в конце IX века на землях восточных славян сложилось государство, получившее название Русь.

3.1 Первые киевские князья

Деятельность первых киевских князей была подчинена двум основным целям. Во-первых, они стремились распространить свою власть на все восточнославянские племена. Во-вторых, хотели выгодно продать полученное во время полюдья добро. Для этого необходимо было поддерживать торговые связи с другими странами и расчищать торговые пути от разбойников, грабивших купеческие караваны. Наиболее привлекательной и доступной для Русов была Византийская империя — самое развитое и богатое европейское государство того времени. Поэтому киевские князья совершали военные походы на Константинополь (Царьград), чтобы поддержать или восстановить прерванные торговые связи с Византией.

Первый князь Древнерусского государства Олег постепенно присоединил к Киеву большую часть восточнославянских земель. Под его властью оказался путь «из варяг в греки». В 907 году Олег совершил грандиозный поход на Царьград. В нём участвовало 2 тысячи судов, на которых размещалось 80 тысяч воинов. Русы приплыли к Константинополю и начали разорять его окрестности.

Греки преградили путь русским воинам. Константинополь находился на берегу залива Золотой Рог, а при входе в него от одного берега на другой была протянута массивная цепь. В минуту опасности византийцы поднимали её со дна моря и перегораживали проход в залив. Так они сделали и на этот раз.

Корабли Олега не могли подойти близко к городу. Тогда Олег повелел вытащить корабли на берег и поставить их на колёса. Попутный ветер погнал парусники Русов к стенам византийской столицы. Испуганные греки запросили мира. Князь Олег в знак победы прибил к воротам Царьграда свой щит. Результатом похода стал выгодный для русских купцов торговый договор с Византией, который Олег заключил в 911 году.

Согласно преданию, Олег, которого современники называли Вещим, умер от укуса змеи, выползшей из валявшегося черепа его умершего любимого коня.

3.2 Правление Игоря и Ольги

После смерти Олега киевским князем стал сын Рюрика Игорь. Он начал свою деятельность с возвращения под власть Киева древлян, которые отделились, воспользовавшись смертью Олега.

В 941 году Игорь отправился походом на Византию. Войско Русов вышло в море и двинулось к Константинополю. Поначалу всё предвещало быструю победу, но потом греки применили военную хитрость. Они стали разливать по поверхности моря горящую смесь смолы и других горючих веществ — так называемый «греческий огонь». Огонь расползался по морской глади и жёг русские корабли. Ладьи вспыхивали одна за другой, Русичи бросались за борт, пытаясь спастись. Разгром был страшным, и лишь немногие воины вернулись на Русь.

Через несколько лет Игорь вновь двинул войска на Константинополь. Сила Руси была огромна. Византийский двор всполошился, а императоры (тогда в Византии царствовали два брата) послали князю богатые дары и запросили мира. Игорь повернул свои дружины назад. Заключённый им в 944 году договор содержал ряд ограничений для русских купцов по сравнению с договорами Олега, но оставался выгодным для них. В этом договоре владения киевского князя впервые были названы Русской землёй. Пока киевский князь совершал военные походы, дань с русских земель собирал воевода.

В 945 году князь Игорь собрал с древлян очень богатую дань — в два раза больше обычной. По дороге в Киев Игорь решил, что добыча могла бы быть ещё большей. Он отправил обоз с данью вперёд, а сам с небольшой дружиной вернулся к древлянам и снова потребовал дань. На этот раз древляне возмутились — ведь князь грубо нарушил договор о полюдье. Древлянское вече решило: «Если повадится волк к овцам, то унесёт всё стадо, пока не убьют его». К Игорю пришли послы и заявили, что древляне отказываются платить новую дань. Игорь стоял на своём. Тогда древляне вышли из своего города Искоростеня и внезапно напали на князя. Дружинников перебили, а Игоря, захватив в плен, жестоко казнили. По слова Иоанна Цимсхия «он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое». Около Искоростеня он и был похоронен под высоким курганом. Отныне древляне перестали подчиняться Киеву. Таким образом, единство государства оказалось под угрозой.

После смерти князя Игоря управление страной взяла в свои руки его вдова Ольга. Она была родом из северного русского города Пскова и славилась умом и красотой. Послов древлянского князя Мала, который хотел жениться на Ольге, приказала убить, а город Искоростень сжечь дотла. Согласно Повести временных лет, «В лето 946 она устремилась с сыном к городу Искоростеню, так как именно те убили мужа её… И стояла Ольга всё лето, и не могла взять города… Древляне же спросили: «Чего хочешь от нас? Мы готовы дать тебе мёд и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь ни мёду, ни мехов, поэтому прошу у вас немногого: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья. Я не хочу возлагать на вас тяжкую дань, как муж мой, поэтому и прошу у вас мало…» Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали Ольге… Ольга же, раздав воинам — кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут (высушенный прутик, воспламеняющийся от искры). И когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьёв. Голуби же и воробьи полетели в свои гнёзда… И так загорелись где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы. И не было двора, где бы ни горело. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. И так взяла город и сожгла его, городских же старейшин взяла в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.

Для каждого племени княгиня определила точные размеры дани — уроки и места её сбора — погосты. Дань теперь собирали не сами князья, а специально назначенные ими люди. Это была первая государственная реформа.

Ольга пыталась установить добрые отношения с соседними странами, и прежде всего — с Византией. В сопровождении большой свиты княгиня отправилась в Константинополь. Император Константин Багрянородный долго беседовал с Ольгой и восхищался её умом. Самое главное, Ольга приняла крещение и новое христианское имя Елена. Она стала первой христианкой в княжеской семье. Ольга понимала, что если Русь останется языческой страной, христианские государства будут относиться к ней как к «варварской», «дикой». Христианство могло бы укрепить княжескую власть, повысить международный авторитет Руси, приобщить к высокой духовной культуре христианской цивилизации. Но Ольге не удалось распространить христианство на Руси. Когда она предложила креститься своему сыну Святославу, он лишь презрительно усмехнулся. Против крещения была настроена княжеская дружина. Языческие традиции оказались сильнее. Русская православная церковь причислила первую русскую княгиню-христианку к лику святых.

3.3 Походы князя Святослава

По возвращении из Византии Ольга передала княжение своему сыну Святославу, которому суждено было стать одним из самых выдающихся полководцев своего времени. Вся жизнь этого князя прошла в походах и сражениях. Согласно летописям Святослав был голубоглазый силач среднего роста, необычайно широкий в плечах, с могучей шеей. Он брил голову, оставляя лишь прядь волос на лбу, и носил в одном ухе серьгу из двух жемчужин и рубина. Мрачный и свирепый, он презирал любые удобства, спал под открытым небом и вместо подушки клал под голову седло. На поле боя он дрался с яростной жестокостью, рыча, как зверь, а его воины издавали дикий пугающий вой. Но Святослав не нападал на врагов, не готовых к бою. Он посылал к ним гонцов с предупреждением: «Иду на вы».

Святослав присоединил к Руси последний восточнославянский союз племён — вятичей, которые до того платили дань хазарам. Из земли вятичей он двинулся на Волгу. Разорив земли волжских булгар, Святослав устремился в Хазарию, которая чинила препятствия русским купцам на Волжском торговом пути, ведущем через Каспийское море в богатые страны Востока. Во время двух походов против Хазарского каганата (965—969) войска Святослава разгромили главные хазарские города — Итиль, Семендер и Саркел. Затем русский князь захватил устье реки Кубань и побережье Азовского моря. Хазарский каганат вскоре после походов Святослава перестал существовать как самостоятельное государство. В 968 году киевская флотилия вошла в устье Дуная. Святослав захватил ряд болгарских поселений, а город Переяславец объявил своей новой столицей.

Победоносные походы Святослава встревожили византийского императора. Он всеми силами старался превратить киевского князя в своего союзника, рассчитывая с помощью русских дружин восстановить свою власть над дунайскими болгарами.

Поначалу князь был союзником Византии. Но после того как он сам захотел править на Дунае, началась война с византийским императором Иоанном. Перед одним из сражений Святослав обратился к воинам с призывом: «Не посрамим землю Русскую, но ляжем костьми! Мёртвые срама не имут. Станем крепко, я впереди вас пойду»! В 971 году в городе Доростоле на Дунае Русичей окружила стотысячная византийская армия. Русичи не дрогнули, они мужественно и стойко отбивали все атаки врагов. Но силы были неравны, и Святослав заключил с византийцами мир.

Византийский император уговорил своих союзников печенегов напасть на Киев, где находилась престарелая княгиня Ольга с внуками. Святослав с частью дружины поспешил домой и отогнал печенегов от столицы. Но князь заявил своей матери и боярам: «Не любо мне в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае: там середина земли моей, туда со всех сторон свозят всё доброе: от греков золото, ткани, вина, фрукты разные, от чехов и венгров серебро и коней, из Руси меха, мёд, воск и рабов». Но старая княгиня Ольга не хотела отпускать князя в новый поход. Вскоре она умерла. Святослав оставил в Киеве старшего сына Ярополка. Второго сына — Олега он отправил в землю древлянскую. Третьего сына — малолетнего Владимира, которого ему родила ключница Ольги рабыня Малуша, с дядей его Добрынею отпустил в Новгород. А сам князь устремился на Дунай, где ситуация изменилась не в его пользу. Весной 971 года против Святослава двинулись лучшие войска Византии. Завязались ожесточённые бои, в ходе которых противники понесли большие потери. Это вынудило их начать переговоры. Византийский император согласился пропустить дружинников Святослава домой в обмен на обещание князя отступиться от Болгарии.

В 972 году, когда Святослав с небольшим отрядом возвращался в Киев, печенеги подстерегли его в засаде у днепровских порогов (каменных нагромождений, перекрывающих реку) и убили. Печенежский хан приказал вставить череп Святослава в золотую оправу и использовал его на пирах в качестве чаши.

4. Владимир Святославович. Принятие христианства

4.1 Война Святославичей

Трое сыновей Святослава были правителями русских земель. Ярополк наследовал отцу в Киеве, Олег княжил в Древлянской земле, Владимир — в Новгороде. В конце 970-х годов между Святославичами началась усобица. Ярополк двинулся в поход на Древлянское княжество. Олег бежал в город Овруч. Как и многие русские города, Овруч был окружён рвом, через который к городским воротам был перекинут мост. На этом мосту столпилось множество людей, желавших укрыться от приближавшихся дружин Ярополка. В эту давку попал и Олег. Его сбросили с коня прямо в ров. Захватив Овруч, Ярополк нашёл бездыханное тело брата. Князь сокрушался, что пошёл войной на брата, но остановить её уже было нельзя. Княживший в Новгороде Владимир узнал о случившемся и бежал за море, а через некоторое время вернулся на Русь с большой варяжской дружиной и двинулся к Киеву. По пути князь решил захватить большой и богатый город Полоцк, где правил Рогволод. У Рогволода было два сына и красавица дочь, Рогнеда. Владимир посватался к Рогнеде, но гордая княжна отказала ему, поскольку на ней собирался жениться Ярополк. Тогда Владимир взял приступом Полоцк и сжёг его. Рогволод и его сыновья погибли, а Рогнеде поневоле пришлось стать женой победителя. Она родила Владимиру четырёх сыновей, одним из которых был будущий киевский князь Ярослав Мудрый.

Ярополк бежал из Киева, бросив город на произвол судьбы. Киевляне даже не сопротивлялись надвигавшемуся войску. Они открыли ворота Киева, и Владимир в 980 году торжественно сел на княжеском престоле своего отца. Ярополк укрылся в городке Родень, но силы его были истощены. Когда Владимир подошёл к городу, приближённые Ярополка посоветовали князю сдаться без боя. С тяжёлым сердцем отправился Ярополк к брату. Только вошёл он в сени дома Владимира, как два стражника-варяга пронзили его мечами.

4.2 Правление Владимира

Владимир начал княжение с наведения порядка в собственном государстве. Ведь после гибели Святослава дань Киеву перестали платить не только дальние вятичи, но и ближние радимичи. В результате двухлетней войны Владимир возвратил «под руку» Киева вятичей. В 984 году князь разгромил ополчение радимичей. Ещё раньше он покорил Полоцкое княжество. После этого Владимир возглавил поход в Волжскую Булгарию, которая стала чинить препятствия русской торговле. Одержав победу, Владимир заключил с булгарами мир на выгодных для Руси условиях.

При Владимире произошло первое столкновение Руси с Польшей — только что возникшим государством западных славян. В 981 году Владимир завоевал польские города Червень, Перемышль и др., значительно расширив территорию своего государства. Русские земли по-прежнему страдали от набегов печенегов. Поэтому на южных границах Руси Владимир построил четыре оборонительных рубежа, состоявшие из цепочки крепостей, валов, сигнальных вышек, что сделало невозможным внезапное нападение печенегов. Сотни русских сёл и городов были избавлены от печенежских набегов.

4.3 Выбор веры и принятие Владимиром христианства

Князь Владимир расширил Древнерусскую державу, но она оставалась языческой. Каждое славянское племя поклонялось своим богам, и таких богов было много. Владимир хотел скрепить единство этих племён. Он приказал поставить в Киеве идолов шести богов во главе с Перуном и объявил — только этим богам следует поклоняться по всей Руси. Но язычество уже не могло помочь укреплению государственной власти. Требовалась новая вера — в единого Бога, подобно религиям соседних стран. Единобожие соответствовало единому государству с одним князем во главе.

Летописец рассказывает, что к Владимиру прибыли посланцы разных стран — христианские священники из Византии и из Западной Европы, мусульманские муллы из Волжской Булгарии, иудейские раввины из Хазарской земли. Все они держали речь перед князем, и каждый расхваливал свою веру. После этого Владимир отправил послов в разные страны — пусть посмотрят там богослужения. Вернулись послы и с восторгом стали рассказывать о византийской православной службе. Так князь Владимир остановил свой выбор на православии. Конечно, объяснялся выбор несколькими причинами. Христианство вводило Русь в круг более развитых, цивилизованных стран. Оставаться «варварской» страной на окраинах христианского мира Древнерусское государство больше не могло. Новая вера способствовала укреплению княжеской власти, объединению различных племён в державе Рюриковичей.

Крещению Руси предшествовали следующие события. В 987 году в войсках византийского императора вспыхнул бунт, и тот обратился к Владимиру с просьбой о помощи. Князь согласился послать войско в Византию, но потребовал, чтобы император отдал ему в жёны свою сестру Анну. Этот брак поднял бы международный авторитет киевского князя — до сих пор ещё ни одна византийская принцесса не становилась супругой какого-либо европейского правителя. Император потребовал в ответ, чтобы Владимир принял христианство и крестил свою страну. Был подписан соответствующий договор, и русский отряд разгромил мятежников. Однако император не спешил выполнять свои обещания. Тогда Владимир захватил центр владений Византии в Крыму — Херсонес (Корсунь), получив удобную базу для последующих нападений на империю с моря. Император был вынужден уступить. В 988 году Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе, отдав Корсунь в качестве выкупа за невесту. Вернувшись в Киев, он приказал крушить идолов, стоявших на холме над Днепром. Их повалили, разрубили в щепки, а самого главного идола, изображавшего златоусого Перуна, сбросили в реку. Греческие священники, приехавшие с Владимиром, принялись проповедовать новую веру. Потом Владимир приказал собрать всех киевлян у Днепра — для крещения. Оно длилось несколько дней. Так началось распространение христианства по Русской земле. Владимир отправил священников ко всем подвластным ему славянским племенам. Покорные княжеской воле, люди принимали христианство, но в душе ещё долго оставались язычниками. Те, кто не хотел креститься, бежали в отдалённые места и глухие леса. Долго ещё ходили по русским городам и сёлам волхвы и кудесники, призывая народ исполнять древние религиозные обряды. Но постепенно жители Руси приобщились к христианской вере. В городах стали строиться красивые храмы и монастыри, при них создавались школы, распространялась грамотность. Креститель Руси князь Владимир почитается Русской православной церковью одним из главных христианских святых.

Христианство приобщало Русь к высокой духовности, важнейшим достижениям культуры. Оно вводило новые правила жизни людей, запрещало многожёнство и кровавые жертвоприношения. Укреплялись семьи, смягчались нравы.

Заключение

История нашей Родины является частью истории человечества. Она не менее увлекательна и драматична, чем история других народов, но она более близка нам потому, что её героями являются наши предки.

История России уходит корнями в глубокую древность. Она вмещает в себя много славных страниц. Изучая историю родной страны, мы находим в ней примеры, достойные восхищения и подражания, и предупреждения о том, как не надо вести себя в настоящем и будущем. Историю называют коллективной памятью народа.

Список использованной литературы

v Пчелов Е.В— История России. 6 класс

v Соловьев Сергей Михайлович— История России

v Данилов, Косулина— История России. Учебник

v Н.М. Карамзин— История государства Российского

Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий