Кодификация, что это?

92. Когда с научной точки зрения появились Романо-германская и англо-

саксонская системы права?

А. XI в.

В. XVII в.

С. XVIII в.

D. XIII в.

93. Что определяет дхарма?

А. Удовольствия.

В. Искусство руководить и учить, как разбогатеть.

С. Как люди должны себя вести, чтобы быть угодными богу.

D. Все перечисленное.

93. Какой из источников мусульманского права имеет наибольшее практиче-

ское значение?

А. Иджма.

В. Сунна.

С. Коран.

D. Все перечисленное.

94. Приведите пример страны английского доминиона.

А. Канада.

В. Кувейт.

С. Египет.

D. Индия.

95. В правление какого монарха Франция была объявлена конституционной

монархией?

А. Карла X.

В. Людовика XVI.

С. Наполеона Бонапарта.

D. Луи Филиппа.

96. В чьих руках концентрировалась вся палата власти по конституции Фран-

ции 1852 г.?

А. Императора.

В. Президента.

С. Парламента.

D. Государственного совета.

97. Какое новое качество присуще буржуазному праву по сравнению с фео-

дальным?

А. Национальная система права.

В. Правовой партикуляризм.

С. Персональность права.

D. Правовой конфессионализм.

98. В какой стране в 1653 – 1659 гг. формой правления был протекторат?215

А. Англия.

В. США.

С. Франция.

D. Германия.

99. Рабство в США было ликвидировано с принятием XIII поправки к кон-

ституции:

А. в 1863 г.;

В. в 1862 г.;

С. в 1865 г.;

D. в 1885 г.

100. Что представлял собой Германский союз в 1815 г.?

А. Союз королевств.

В. Союз партий.

С. Союз королевств и городов.

D. Союз городов.

101. По какой системе было построено Германское Гражданское уложение?

А. Прецедентного права.

В. Институциональная.

С. Пандектная.

D. Обобщение правовых обычаев.

102. Как назывались английские колонии, получившие местное самоуправле-

ние, политическую автономию, свои парламенты и правительство?

А. Автономии.

В. Заморские территории.

С. Протектораты.

D. Доминионы.

103. В какой стране впервые проведена кодификация права?

А. В США.

В. Во Франции.

С. В Англии.

D. В Германии.

104. Закон, содержащий гарантии неприкосновенности личности в Англии.

А. Хабеас корпус акт.

В. Акт об устроении.

С. Билль о правах.

D. Петиция о праве.

105. Приведите пример страны английского протектората.

А. Канада.

В. Афганистан.

С. Марокко.

D. Индия.

106. Наиболее старой колонией Англии была:

А. Американские колонии.

В. Южная Африка.

С. Индия.

D. Ирландия.

108. Какой кодекс закрепил деление частного права на гражданское и торго-

вое (дуализм частного права)?

А. Торговый кодекс Франции 1807 г.

В. Германское гражданское уложение 1896 г.

С. Австрийское гражданское уложение 1811 г.

D. Гражданский кодекс Наполеона 1804 г.216

109. Какие социальные группы составляли пресвитерианское течение пуритан

в ходе английской буржуазной революции XVII в.?

А. Крупная буржуазия и верхушка джентри.

В. Средние слои буржуазии и нового дворянства.

С. Ремесленники и крестьяне.

D. Английское духовенство.

110. Какая из перечисленных партий была предшествующей современной

консервативной партии в Англии?

А. Радикальная.

В. Тори.

С. Лейбористская.

D. Виги.

111. Президент США по Конституции 1787 г. избирался

А. Всем народом.

В. Палатой представителей.

С. Выборщиками из штатов.

D. Конгрессом США.

112. Что означало слово «федераты» во времена Парижской коммуны?

А. Солдаты (офицеры).

В. Штаты.

С. Союзы.

D. Сторонники Федеральной республики.

113. Какая система в США позволяет нейтрализовать возможные узурпатор-

ские поползновения какой-либо из ветвей власти?

А. Избирательная система.

В. Ограничения власти президента сроком 4 года.

С. Система конституционного надзора.

D. Система «сдержек и противовесов».

115. Каким образом осуществлялось становление буржуазных государств?

А. По разному: в одних странах путем революции, в других в ходе длительной эво-

люции.

В. Только революционным путем.

С. Путем реформ.

D. Только в ходе эволюции.

116. С помощью каких сил был осуществлен переворот Наполеона Бонапарта?

А. Роялистов.

В. Крестьян.

С. Армии.

D. Термидорианцев.

117. «Суды Линча» в США.

А. Суды низшей инстанции в штатах.

В. Органы внесудебной расправы над неграми.

С. Судебные органы для рассмотрения споров внутри негритянской общины.

D. Специальные судебные органы для разрешения правовых споров между белым

населением и цветным.

118. В каком документе отражен главный вопрос английской революции – о

границах королевской инициативы, праве короля в отношении жизни и имущества

подданных и неприкосновенности частной собственности.

А. Орудие управления (1653 г.)

В. Петиция о праве (1628 г.)

С. Народное соглашение (1647 г.)

D. Трехгодичный акт (1641 г.)217

119. По какой системе построен Гражданский кодекс Франции 1804 г.?

А. Прецедентного права.

В. Институциональная.

С. Пандектная.

D. Обобщение правовых обычаев.

120. Как именовался режим власти, установленный во Франции после изгна-

ния Наполеона?

А. Республика.

В. Конституционная монархия.

С. Консульство.

D. Легитимная монархия.

121. Какая партия в Англии середины XIX в. выражала интересы землевла-

дельческой аристократии и финансовой верхушки?

А. Виги.

В. Радикальная.

С. Тори.

D. Лейбористская.

122. Основные принципы нового государства и права Франции были сформу-

лированы:

А. Декларацией прав человека и гражданина 1789 г.

В. Конституцией 1793 г.

С. Декларацией прав человека и гражданина 1793 г.

D. Конституцией 1791 г.

123. Кто осуществлял законодательную власть в Пруссии согласно конститу-

ции 1850 г.?

А. Король.

В. Государственный совет.

С. Ландтаг.

D. Король и ландтаг.

124. «Ответственность правительства» в государственной системе Англии

предполагает:

А. Ответственность правительства перед палатой лордов.

В. Ответственность правительства перед королем.

С. Ответственность правительства перед народом.

D. Ответственность правительства перед палатой общин.

125. В каком году была принята Конституция Третьей республики во Фран-

ции?

А. 1879 г.

В. 1877 г.

С. 1871 г.

D. 1875 г.

126. В какой стране впервые в период революции было введено юридическое

понятие «враг народа»?

А. В Англии.

В. Во Франции.

С. В Германии.

D. В США.

127. В чем проявилось сокращение полномочий палаты лордов в Акте в пар-

ламенте 1911 г.?

А. Численное сокращение.

В. Сократился срок полномочий.

С. Ограничение свободы прений.218

D. В положении, где финансовый законопроект, принятый палатой общин, но не

утвержденный в течение месяца палатой лордов, представлялся королю и становился за-

коном.

128. Какое королевство занимало главенствующее положение в Германской

империи?

А. Саксония.

В. Бавария.

С. Пруссия.

D. Вюртемберг.

129. В чем заключалась сущность закона о компаниях, принятого в Англии

1908 г.

А. Торговые компании, выпускающие акции, стали рассматриваться как самостоя-

тельные юридические лица, не совпадающие с акционерными и учредительными.

В. В запрещении образования акционерных компаний без государственного разре-

шения.

С. В возможности играть на повышение и понижение курса акций.

D. В закреплении деления компаний на публичные и частные.

130. Каким путем во Франции была восстановлена императорская власть в

лице Наполеона III?

А. Принятия новой конституции.

В. Интервенции.

С. Вооруженным мятежом.

D. Плебисцитом.

131. Какой документ определил положение парламента в системе государст-

венных органов после дворцового переворота в Англии, получившего название

«Славная революция»?

А. Бредская декларация 1660 г.

В. Акт об устройстве 1701 г.

С. Хабеас Корпус Акт 1679 г.

D. Билль о правах 1689 г.

132. В какой стране впервые возникли тред-юнионы?

А. В Германии.

В. В США.

С. Во Франции.

D. В Англии.

133. В каком году была принята Конституция Германской империи?

А. 1871 г.

В. 1850 г.

С. 1877 г.

D. 1875 г.

134. «Консолидированный акт» в Англии означает

А. Постановление правительства, утвержденное парламентом.

В. Принятый обеими палатами парламента и подписанный королем.

С. Совместное постановление короля, парламента и правительства.

D. Закон объединяющий все предшествующие законодательные акты по ценовому

вопросу.

135. Приведите пример французского протектората.

А. Алжир.

В. Сенигал.

С. Мадагаскар.

D. Тунис.219

136. Какая из политических группировок Великой Французской революции

была наиболее радикальной?

А. Жирондистов.

В. Роялистов.

С. Якобинцев.

D. Фельянов.

137. В каком году после победоносной и скорой победы Пруссии над Францией

был издан Акт о провозглашении Германской империи?

А. 1875 г.

В. 1871 г.

С. 1889 г.

D. 1869 г.

138. Чьи интересы отражала Жиронда?

А. Мелкой буржуазии.

В. Крестьян и рабочих.

С. Аристократии.

D. Крупной и средней буржуазии.

139. Какое учреждение в Англии является «Правительством Его Величества»?

А. Государственный комитет.

В. Кабинет министров.

С. Тайный совет.

D. Парламент.

140. Дуализм американской конституции означал:

А. Систему разделения властей.

В. Разделение компетенции федерального правительства и правительства штатов.

С. Существование двухпалатного парламента (конгресса).

D. Структуру американской конституции, состоящей из собственно текста и 10 по-

правок (Билль о правах).

141. Как по Конституции Германской империи именовалась верхняя палата

германского парламента?

А. Бундесрат.

В. Рейхсрат.

С. Бундестаг.

D. Ландтаг.

142. В каком государстве родилась максима: «Король царствует, но не управ-

ляет»?

А. США.

В. Германия.

С. Франция.

D. Англия.

143. Высшим органом государственной власти периода якобинской диктатуры

во Франции был.

А. Комитет общественного спасения.

В. Конвент.

С. Комитет общественной безопасности.

D. Революционный трибунал.

144. Гомстед-акт, принятый в мае 1862 г. в США.

А. Регулировал трудовые отношения.

В. Конфисковывал землю мятежников-плантаторов.

С. Отменял рабство.

D. Предоставлял каждому право на участок земли на западе США, для занятия

сельским хозяйством.220

145. В каком году была принята Конституция Третьей республики во Фран-

ции?

А. 1871 г.

В. 1877 г.

С. 1879 г.

D. 1875 г.

146. Как именовался режим власти, установленной во Франции после изгна-

ния Наполеона?

А. Легитимная монархия.

В. Республика.

С. Консульство.

D. Конституционная монархия.

147. В каком юридическом документе сформулированы права американских

граждан?

А. В Статьях конфедерации 1781 г.

В. В Декларации независимости США 1776 г.

С. В Конституции США 1787 г.

D. В Билле о правах 1791 г.

148. Какой из кодексов был первым во Франции?

А. Процессуальный.

В. Уголовный.

С. Гражданский.

D. Торговый.

149. Какие социальные группы составляли пресвитерианское течение пуритан

в ходе английской буржуазной революции XVIII в.?

А. Английское духовенство.

В. Средние слои буржуазии и нового дворянства.

С. Крупная буржуазия и верхушка джентри.

D. Ремесленники и крестьяне.

150. Верхняя палата парламента ФРГ по Боннской конституции.

A. Рейхсрат.

B. Бундестаг.

C. Рейхстаг.

D. Бундесрат.221

КЛЮЧ К ТЕСТАМ ПО КУРСУ

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

1. B 31. A 61. D 90. C 121. C

2. B 32. D 62. C 91. D 123. D

3. A 33. D 63. C 92. C 124. D

4. A 34. B 64. B 93. C 125. D

5. C 35. C 65. D 93. A 126. B

6. A 36. C 66. A 94. A 127. D

7. C 37. C 67. D 95. B 128. C

8. A 38. C 68. D 96. A 129. D

9. A 39. C 69. D 97. A 130. A

10. A 40. D 70. A 98. A 131. D

11. A 41. B 71. B 99. C 132. D

12. A 42. B 71. B 100. C 133. A

13. B 43. A 72. D 101. C 134. D

14. D 44. A 73. A 102. D 135. A

15. B 45. B 74. A 103. D 136. C

16. B 46. B 75. B 104. A 137. B

17. C 47. C 76. D 105. C 138. D

18. D 48. A 77. A 106. D 139. B

19. C 49. D 78. C 108. D 140. D

20. A 50. A 79. A 109. A 141. A

21. A 51. C 80. D 110. B 142. D

22. A 52. C 81. B 111. C 143. A

23. A 53. D 82. B 112. D 144. D

24. B 54. C 83. A 113. D 145. D

25. A 55. C 84. D 115. A 146. A

26. A 56. A 85. A 116. С 147. D

27. A 57. C 86. A 117. B 148. C

28. C 58. A 87. C 118. B 149. C

29. C 59. D 88. C 119. B 150. B

30. D 60. C 89. B 120. D222

ГЛОССАРИЙ

Древний Египет

Джати – первый помощник фараона. Обычно эту должность исполнял один из царевичей

или иных близких родственников фараона.

Маат – религиозно-моральные нормы справедливости, которыми руководствовались фараоны.

Неджес – категория населения Древнего Египта, составляющая переходный слой из мел-

ких производителей к господствующему классу.

Немху – земледельцы, имеющие свое хозяйство, ремесленники, воины, мелкие чиновники

и т.д.

Древний Вавилон

Авилум – группа свободных лиц в Вавилоне («человек”, «сын человека”).

Декум и лубуттум – воинские начальники.

Лугаль – первые правители древних городов-государств Месопотамии (ХХVIII-ХХVII вв.

до н.э.), отличающиеся от энси большими военными полномочиями.

Мушкенум – вторая группа свободных лиц в Вавилоне, но более низкого социального ста-

туса.

Рабианум – назначаемый глава общины.

Тамкар – ростовщик, кредитор, торговец, человек, связанный с торговлей, ростовщиче-

ской деятельностью дворца.

Шакканаккум – царские чиновники, управляющие областями при Хаммурапи.

Кодификация и правила ее проведения

Научные подходы к характеристике кодификации

Кодификацию издавна считали видом систематизации наряду с инкорпорацией. Для этого были веские основания: действительно, лучшим способом устранить путаницу со множеством актов является их объединение с отбором, переработкой и согласованием всех необходимых норм.

Однако создание кодекса — дело не только не легкое, но и не быстрое. Практический опыт показывал, что иногда лучше интегрировать множество актов в один без их коренной переработки и дело улучшится, чем годами приближаться к созданию кодекса. Так возник новый вид систематизации — консолидация, занимающая очень близкое положение к кодификации. В 1990-е гг. ученые включили консолидацию в предмет своего изучения.

Одновременно с этим началась переоценка собственно кодификации. Так, В. К. Бабаев полагает, что кодификация относится скорее к правотворчеству, нежели к систематизации.

К этой позиции стоит присоединиться и выдвинуть следующие аргументы:

  • систематизация имеет дело с законодательными актами. В процессе же создания кодекса дело приходится иметь с правовыми предписаниями;
  • для создания кодекса используется сугубо правотворческий инструментарий, касающийся построения содержания, структуры, логики нормативного акта, использования языка. При инкорпорации эти инструменты не используются.

Таким образом, систематизировать можно лишь то, что имеется. Тем не менее если создание кодекса позволяет расчистить правовое поле от завалов и нагромождений нормативных актов, то с этой стороны кодификацию можно считать способом упорядочения нормативных документов. Но это только с точки зрения эффекта, который позволяет достичь кодификация, но не исходя из ее сущности.

Понятие кодификации

Кодификация — в интеллектуальном плане самый трудный вид систематизации. Не случайно создание кодекса занимает довольно длительный период и требует объединения усилий множества высококвалифицированных специалистов. Например, для подготовки ныне действующего Гражданского кодекса РФ был создан Центр частного права, где были собраны лучшие специалисты в области цивилистики. Для создания других кодексов (Трудового, Семейного, Уголовно-процессуального и т. д.) также формировались большие коллективы из видных ученых России, опытных практических работников и др.

Кодификация — это упорядочение нормативного массива путем коренной переработки содержания имеющихся в определенной сфере правового регулирования нормативных актов и создания на их основе единого юридически и логически цельного нормативного акта.

Таково понимание кодификации в российской правовой науке. Теперь обратимся к зарубежному опыту.

В Европейском Союзе существует слишком вольное понимание кодификации: это издание любых нормативных актов органами Евросоюза (инструкций, директив, постановлений и др.).

Во Франции — центре романо-германской семьи права — кодификацию понимают в узком и широком смысле. В узком смысле кодификация — это процесс создания классических кодексов, в широком — процесс объединения нормативных актов в единый документ, где законодательные нормы, по существу, не пересматриваются, устраняются только противоречия между ними, отсекаются устаревшие положения и т. п. Более того, некоторые французские ученые и соединение нормативных актов в единый сборник готовы считать кодификацией. Здесь уже практически стирается разница между видами систематизации. Однако нельзя сказать, что они не правы. Слово «кодекс» в переводе с латыни означает «книга», и тогда получается, что создание системного сборника нормативных актов правомерно называть кодексом.

И все же слова «кодификация», «кодекс» все больше употребляются в специальном смысле: как совокупность разрозненных правовых норм, приведенных в форму единого целого.

С развитием общества увеличиваются языковые возможности людей. Это позволяет использовать множество терминов для дифференциации различных правовых явлений. Вряд ли стоит обозначать единым термином «кодификация» различные виды систематизации. Поэтому использование в российской правовой науке слова «кодификация» в специфическом смысле представляется оправданным.

Особенности кодификации

Кодификация существенно отличается от других видов систематизации. Рассмотрим ее признаки:

  • целью кодификации является создание единого и согласованного нормативного акта;
  • кодекс — это фундаментальный нормативный акт, посредством которого систематизируются отношения всей отрасли права. При этом он закрепляет основы правового регулирования той или иной сферы общественных отношений, а потому не отменяет существование других видов нормативных актов, более того — предполагает их необходимость;
  • цельность кодексу придает не только однородность регулируемых им общественных отношений (его предмет), но и специфический метод их регулирования, а также закрепленные в нем принципы отрасли права;
  • кодификация осуществляется периодически в зависимости от накопленного нормативного материала и объективной необходимости его всесторонней переработки;
  • при кодификации приходится иметь дело с правовыми предписаниями, нормами права, институтами права. Именно они являются ее предметом;
  • собранные правовые предписания перерабатываются основательно, т. е. они могут быть изменены, дополнены, преобразованы. На их основе или только с их учетом могут быть созданы новые правовые предписания;
  • все правовые предписания, намеченные для включения в кодекс, требуется увязать и расположить по заранее разработанной логической схеме;
  • кодификация имеет определенные ограничения, которые должны быть приняты во внимание:
  • время существования отрасли, института, ставших объектами кодификации (лишь «старые» отрасли, накопившие значительный нормативный массив, могут быть кодифицированы);
  • скорость изменения общественных отношений, регулируемых нормативными актами, составляющими объект кодификации (быстро изменяемые жизненные ситуации, например пенсионные, вряд ли могут быть кодифицированы);
  • результаты кодификации всегда имеют официальный характер. Только законодательный орган (Федерации или ее субъекта), по статусу самый компетентный в области правотворчества государственный орган, может дать жизнь кодексу и принять его в качестве закона;
  • кодифицированный акт является обязательным для всех его адресатов;
  • кодифицированные законы, хотя и считаются по юридической силе равноправными с законами некодифицированными, но такой подход противоречит одному из основных правил юридической техники: специальный закон имеет преимущество перед законом общим. Кодекс не всегда регулирует все тонкости общественных отношений. И если по этой причине приходится издавать закон более детальный и специализированный, нет никаких оснований оказывать преференции кодифицированному акту. Несмотря на это кодексы в системе законов занимают видное место и имеют большой авторитет. В настоящее время такую позицию принимает все большее число ученых.

Технико-юридические правила кодификации

Поскольку по своей сути кодификация относится к правотворчеству и лишь (исходя из ее результатов) примыкает к систематизации, правила се проведения в большей мере входят в правотворческую технику. Инструменты формирования содержания кодекса и его оформления во многом сходны с теми, которые применяются при создании других нормативных актов (они рассмотрены в гл. 6 и 7). Уточним их применительно к кодификационной работе:

  • это очень сложная и высокозатратная работа. Поэтому она должна начинаться только тогда, когда вынесено решение государственного органа о ее проведении и финансировании. Именно государственный орган берет на себя решение вопроса, необходима ли кодификация;
  • создание рабочего коллектива — задача не из легких. В нем должны быть собраны профессионалы высокого класса, причем разного профиля: и ученые — юристы, лингвисты, политологи, специалисты в той сфере жизни, которая стала объектом кодификации, и политики, и практические работники с большим опытом;
  • план работы коллектива должен быть разбит на этапы с указанием примерных сроков выполнения работ на каждом из них;
  • необходимы распределение обязанностей между членами рабочего коллектива и определение этапа включения их в работу;
  • важны сбор и отбор нормативного материала, подлежащего кодификации;
  • важно обобщение зарубежного опыта в сфере законодательства, являющейся объектом законопроектных работ;
  • необходимы предварительный анализ нормативного материала и решение вопроса о целесообразности кодификации. Создание кодекса не может быть просто модной затеей, реализацией чьей-то идеи или политических амбиций. Кодификацию следует начинать только тогда, когда это целесообразно и тем более если проявляются негативные явления, связанные с ее отсутствием.

Например, в области избирательного права накопился довольно значительный нормативный объем. Центром избирательного законодательства является довольно мощный Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Но по своему содержанию он таков, что пользоваться им крайне затруднительно. Возникла настоятельная потребность в создании избирательного кодекса, не только объединяющего, но и упрощающего многие законодательные положения проведения выборов;

  • следует изучить реальную обстановку в стране и определить объективные и субъективные факторы, которые могут сказаться на действии будущего кодекса.

Например, создатели Трудового кодекса РФ, изучив социальную обстановку в стране, не пошли на радикальные изменения в регулировании трудовых отношений, а остановились на принятии в 2001 г. упрошенного варианта Кодекса, в большей мерс сохранившего прежние традиции в сфере труда. Прошло несколько лет, обобщен опыт его применения. Сегодня уже есть понимание того, что в регулировании трудовых отношений надо идти дальше;

  • важны анализ собранных для переработки нормативных актов и вычленение нормативных предписании, которые войдут в кодекс. Одним из важных моментов является решение вопроса, однородные ли общественные отношения они регулируют; в противном случае кодекс не будет цельным актом, а больше будет походить на консолидированный акт.

Кодекс РФ об административных правонарушениях по содержанию четко делится на две части: материально-правовые и процессуальные нормы. Понятно, что они связаны друге другом. Но направленность этих двух видов норм разная: охранительная и процессуальная. Если подходить к кодификации профессионально, то следовало бы нормы, закрепляющие порядок зашиты административно-правовых отношений, оформить в виде особого нормативного акта — административно-процессуального кодекса;

  • нормативные предписания, отобранные для переработки, должны быть классифицированы по вопросам, которые предположительно должны найти отражение в будущем кодексе. Эта классификация должна стать основой разработки структуры кодекса;
  • самый ответственный этап — составление текста проекта кодекса, формулирование его статей. Здесь, как правило, не удается обойтись классификацией отобранных и переработанных нормативных предписаний. Приходится их дополнять новыми нормативными предписаниями, как бы восполнять имеющиеся пробелы в правовом регулировании этой сферы общественных отношений. Одному человеку это, конечно, не по силам. Распределение структурных элементов текста между составителями должно проводиться с учетом их желания, которое обычно определяется их компетентностью в том или ином вопросе;
  • текст проекта должен подвергнуться широкому обсуждению среди научной общественности. Возможно, отдельные вопросы (скорее, социального характера), регулируемые проектом, следует вынести и на суд широкой общественности;
  • после этого проект кодекса должен пройти всестороннюю экспертизу различного профиля (юридическую, лингвистическую, логическую, политологическую и др.);
  • далее проекту — кодекса с учтенными замечаниями предстоит утверждение на комиссии по кодификации;
  • обычно проводится отраслевая кодификация. Однако может быть осуществлена институциональная кодификация, только в ее названии не всегда используется термин «кодекс» (например, Лесной кодекс РФ, но «Закон о несостоятельности (банкротстве)», Правила дорожного движения). Из истории известны общеправовые кодификации, например Соборное уложение. В настоящее время в развитых странах в силу возросшей сложности и специализации правового регулирования они не используются.

?В субъективном смысле наследственное право — это:
!совокупность правовых норм, определяющих порядок перехода наследственного имущества
*возможность лица быть призванным к наследованию, а также его правомочия после принятия наследства
!возможность лиц быть призванными к наследованию
?К наследственным отношениям относятся:
*личные неимущественные отношения
*имущественные отношения
!обязательственные отношения
?Принцип свободы завещания предусматривает возможность:
!лишить наследников по закону наследства
!распорядиться имуществом по усмотрению наследодателя
!определить по усмотрению наследодателя доли наследников в наследстве
!определить на усмотрение наследодателя круг наследников
*все ответы верны
?Вопросы наследственного права регулируются:
*Гражданским кодексом РФ
!Кодексом РФ об административных правонарушениях
!Уголовно-процессуальным кодексом РФ
?Каким кодифицированным актом в настоящее время регулируются наследственные отношения
*Гражданским Кодексом РФ 2001 г
!Гражданским кодексом 1964 г
!Гражданским кодексом 1998 г
?Свидетельство о праве на выморочное наследство выдается на имя:
!Росимущества
!налоговых органов
*Российской Федерации
?Полномочия душеприказчика подтверждаются:
*свидетельством, выданным нотариусом
!паспортом
!завещанием
?К принципам наследственного права относится:
!принцип ограничения завещания
!принцип обеспечения прав наследников
*принцип свободы наследования
?Структуру наследственных правоотношений составляют:
*субъект
*объект
!метод
*права и обязанности субъектов
?К объектам наследственных отношений относятся:
!право на алименты
*имущественные права и обязанности
!право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина
*вещи

С 1754 г. начала работу новая Уложенная комиссия, задачей которой вновь стала переработка старой и создание новой системы права. Указ Сената наметил план деятельности комиссии. Новое Уложение должно было состоять из четырех частей :

  • 1) судопроизводство и организация суда;
  • 2) о правах состояния;
  • 3) об имущественных правах (на движимую и недвижимую собственность):
  • 4) уголовное право (преступления и наказания). Градиционным материалом для кодификационной обработки были нормы о судоустройстве и уголовном праве (ч. 1 и IV). Имущественные права кодифицировались в комиссии 1720—1727 гг. Что касается норм о правах состояния, то это был новый нормативный массив, который должен был регламентировать формирующиеся сословные права.

В 1733 г. 1 и IV части Уложения были представлены Сенату, который после обсуждения совместно с Синодом передал их на утверждение императрице. Однако в связи с политическими событиями (Семилетняя война) работа над Уложением приостановилась.

С 1760 г. она возобновилась: во вторую часть проекта были внесены изменения, в частности связанные с проектами отмены смертной казни. В 1761 г. Сенат издал Указ о созыве сословных представителей (от дворянства и купечества) для обсуждения и утверждения проекта. К весне 1762 г. депутаты начали съезжаться в Санкт-Петербург, сложилась ситуация, при которой стал возможным созыв всесословного Уложенного земского собрания. В 1762 г. была доработана третья часть проекта — о правах дворянства, расширении его привилегий, правах других сословий.

Государственный переворот, в результате которого Екатерина II взошла на престол, вновь прервал работу над Уложением. Комиссия была переведена в Москву, а в начале 1763 г. распущена. Официально она ликвидирована в 1766 г.

Результатом работы комиссии стали завершенные проекты трех из четырех запланированных частей.

В проекте регламентировались принципы судоустройства и порядок рассмотрения дел в судах, излагались полномочия суда, права судей, общий порядок подачи челобитной и вызова в суд, порядок рассмотрения дела, вынесения решения и исполнения приговора, порядок обжалования и повторного рассмотрения дела.

Проект исходил из единства судебных и административных функций и перечислял более 50 центральных учреждений, осуществлявших судебные функции (Синод, коллегии, особые канцелярии, конторы и др.), и местных органов (епархиальные, воеводские, провинциальные канцелярии).

Высшими судебно-административными органами объявлялись Сенат, коллегии иностранных дел, военная, Адмиралтейство.

Принцип законности проявлялся как в подробной регламентации процессуальных действий (подача иска, вызов в суд, назначение поверенного, стряпчего, отвод судей, дача ответов и объяснений, разбор и оценка доказательств, порядок вынесения и составления приговора, его исполнение и т.д.), так и в личностных требованиях к судейскому аппарату (честность, совестливость, беспорочная жизнь, профессионализм и т.п.).

В проекте сохранялись принципы процесса, закрепленные в Указе «О форме суда» (1723). Перечень доказательств включал собственное признание, письменные доказательства, свидетельские показания, повальный обыск, вольную или невольную присягу.

Существовало две формы судопроизводства: формальное (админи-стративно-бюрократическое) и упрощенное (для крестьян). Для купеческо-ремесленного населения словесный суд был разрешен в 1754 г. Проект предусматривал возможность мирового соглашения сторон и третейский суд.

Новым для судопроизводства было введение единых норм судебных пошлин, издержек и единого порядка исполнения решения.

Запрещался перенос дела в другой суд, пересмотр дела в другом суде (до исполнения решения), новое судебное рассмотрение решаемого дела. Пересмотр допускался только при наличии вновь открывшихся обстоятельств.

Книга включала свод норм уголовного и уголовно-процессуального права (63 главы). Первые пятнадцать глав регламентировали судебное следствие, остальные относились к области материального права.

Процессуальные нормы относились к сфере розыска (а не суда, как в первой части). Много внимания уделялось процедурам «допроса с пристрастием» и следственной пытки. Последняя оценивалась как чрезвычайная мера, которую не следует применять «без нужды», но лишь в случаях, когда наказаниями могли стать смертная казнь, каторга или ссылка. В проекте регламентировались условия и порядок применения пытки, возрастные или иные ее ограничения.

Классификация преступлений, сделанная в проекте Уложения, была традиционной, закрепленной в действующем праве. То же можно сказать и о системе наказаний. Однако уголовно-правовая политика ориентировалась на ужесточение и проведение государственного интереса, приоритет государственных целей.

Предусматривались простые и квалифицированные (сожжение, колесование, четвертование) виды смертной казни. В проекте конкретизировано понятие политической (гражданской) смерти: лишение чинов, шельмование, ссылка, признание «в гражданском обществе за мертвого». Предусматривались также такие наказания, как каторга, ссылка, тюремное или монастырское заключение, наказание кнутом, плетьми, штрафы. Проект отказывался от членовредительных наказаний (осталось лишь вырывание ноздрей у приговоренных к каторге).

Целями наказания были устрашение, пресечение возможности повторных преступлений, отчуждение преступника (изоляция). Возмездие как цель наказания отходит на задний план.

В проекте предусматривалась возможность альтернативного выбора наказания: оно зависело от тяжести причиненного ущерба либо наличия умысла. Отсутствие умысла смягчало наказание. Наличие умысла уравнивало наказание для соучастников: исполнителей, пособников, недоносителей. Иногда соучастие наказывалось строже, чем само преступление (например, подстрекательство при убийстве с особыми признаками — убийство родителей путем отравления).

При определении наказания учитывались сословные признаки: крестьянин, убивший дворянина, наказывался смертной казнью; помещик, убивший крестьянина, — штрафом. Выезд без паспорта за границу для дворянина наказывался лишением чина, для прочих — кнутом, для крестьян (квалифицировался как побег) — смертной казнью. Сословный характер показаний демонстративно декларировался в проекте Уложения.

В этой части определялось правовое положение субъектов: статус в государстве, в системе религиозных верований, семье, «гражданском обществе». Перечислялись права и привилегии сословий: «Все подданные в государстве не могут быть одного состояния. Природа, заслуги, науки, промыслы и художества разделяют их на разные в государстве «чины», каждый из которых имеет свои преимущества и права».

На различие прав влияли различия в вере, происхождении и званиях. Вероисповедание также влияло на содержание прав: православные подданные имели привилегии в области брачно-семейного права.

Полнота прав проявлялась в семейном статусе. Родители пользовались полной властью над детьми. Последние за ослушание могли быть наказаны родителями без суда, детям запрещалось жаловаться и судиться с родителями. За убийство своих детей полагались лишь покаяние и заключение в монастырь на небольшой срок.

Родители обязаны обучать своих детей; это относилось к представителям дворянства и купечества. Дети после возраста «недоросля» (шестнадцать лет) были обязаны начинать службу. .

Сословное положение субъекта определяло его права и обязанности. Основное место в этой системе занимало дворянство: «Во всех благоуч-режденных государствах премудрые правители на разные чины разделили свой народ, не без причины первое место благородному дворянству определили, присовокупив к сей чести и особливые некоторые преимущества».

Дворяне располагали личными правами на родовую геральдику (герб, титул). Они не подвергались аресту, если на то не было оснований и доказательств (поличного) или решения суда. Без решения суда их нельзя было признать виновными. Дворяне освобождались от телесных наказаний.

Расширенными по сравнению с другими сословиями были дворянские имущественные права. Только дворяне могли владеть деревнями и крестьянами, организовывать на своих землях фабрики и заводы. Дворянам разрешалась оптовая (но не розничная) торговля. В пределах своего имения дворянин мог осуществлять любую хозяйственную деятельность, не запрещенную законом.

Дворянство получало полную свободу в сфере наследственного права. К политическим правам относились привилегии при приеме на государственную службу и увольнении, право проведения земских съездов и собраний. .

Проект ограничивал положения Табели о рангах, открывающей возможности для производства в дворянское состояние по военной линии. По гражданской линии такое производство воспрещалось вообще. Всей полнотой прав и привилегий пользовались потомственные дворяне. Определенно наметилась линия на корпоративную замкнутость дворянского сословия, ограничение проникновения в него чуждых элементов.

Правовой статус крестьянского сословия был производным от прав дворянства: последнему предоставлялись все права над крестьянами, кроме «отнятия жизни», проведения пыток и наказания кнутом.

В отношении городского населения конкретные права устанавливались только для купечества: его исключительными правами являлись торговля, ремесло, держание лавок. Купцы могли держать мануфактуры, заводы (землей они владели только в размере на один завод) и городские дома. На предприятиях использовался только вольный, не принудительнй труд.

Купцы освобождались от прямых податей и имели право судиться в особом купеческом суде.

Положение дворянства было непосредственно связан с третьей частью проекта Уложения и отразил требования и нужды дворянского сословия. Главной идеей Манифеста стало закрепление принципа вольного характера государственной службы. Служба монарху и государству рассматривалась как почетный долг дворянства и гарантировала ряд привилегий, но уже не считалась обязанностью.

Дворянам разрешалось покидать пределы государства и поступать на иностранную службу. Они были обязаны вернуться только по призыву верховной власти. Манифест предполагал, что стремление к государственной службе «укоренилось в сердце дворянства» и принуждать к этому нет смысла. Дворяне могли прекратить свою службу в любое время или вовсе не поступать на службу. Дворянам разрешалось проходить обучение на дому.

Все установленные Манифестом привилегии не распространялись на однодворцев, и круг дворянского сословия сужался.

Реформы, произведенные в системе центральных органов власти и управления сопровождались развер­нутой кодификацией действующего права. Основные направления работы были намечены в деятельности Уложенной комиссии Екатерины II, Павлом I была создана комиссия, целью которой была подготовка сводного Уложения. В 1801 г. с воцарением Александра I создается новая комиссия. К 1814 году были подготовлен проект трех частей гражданского Уложения,уголовного Уложения,торгового Уложение.

Николай I, продолжал дело своих предшественников по кодификации русского права, стал настаивать на создании Свода законов.Уложенная комиссия была преобразована во второе отделение Собственной канцелярии Его Величества (1826), делами которого ведал М. Сперанский.

Свод законовдолжен был состоять из восьми разделов:

1) основные государственные законы

2) учреждения: а) центральные б) местные в) устав о государственной службе

3) » законы правительственных сил «:а) устав о повинностях б) о податях и пошлинах в) таможенный г) монетный, горный и о соли д) лесной, оброчных статей и счетные

4) законы о состояниях

5) законы гражданские и межевые

6) уставы государственного благоустройства: а) духовных дел иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный б) путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, о сельском хозяйстве, о найме на сельские работы, о трактирных заведениях, о благоустройстве в казачьих селениях, о колониях иностранцев на территории империи

7) уставы благочиния: а) о народном продовольствии, об общественном призрении, врачебный б) о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных

8) законы уголовные

Было принято решение ввести в действие Свод законов Российской Империи с 1 января 1835 г. Таким образом, работа, начатая еще Екатериной II, была завершена.

Впервые сложились основные отрасли права: государственное, гражданское, админист­ративное, уголовное, процессуальное .


ПСЗ включало все разновидности законодательных актов дореволюционной России: манифесты, «учреждения», положения, уложения, уставы, рескрипты, «высочайше утвержденные» мнения Государственного совета, журналы Комитета и Совета министров, именные указы и пр. Не включались акты церковного управления (предполагалось издание отдельного «Собрания узаконений» церковного ведомства), а также законодательные акты, касавшиеся императорского двора и придворного ведомства вообще (из-за нежелания огласки). В дореволюционной России было 3 издания ПСЗ.

1-е издание составлено под руководством М. М. Сперанского и издано в 1830; включало более 30 тыс. законодательных актов России со времени Соборного уложения 1649 до 12 декабря 1825. Состояло из 45 тт. (40 тт. — законодательные акты, 41-й т. — хронологический указатель, 42-й т. — алфавитно-предметный указатель, 43, 44-й тт. — штаты военные, военно-морских и гражданских чинов, 45-й т. — книга тарифов и несколько томов «приложений» без номеров: книга чертежей и рисунков, гербы городов и пр.). В это издание не вошла значительная часть законодательных актов, особенно XVIII в. (до 1/3 актов правления Петра I, до 1/5 актов правления Анны Ивановны и т.д.), преимущественно по политическим соображениям (например, акты, констатировавшие и наивно объяснявшие дворцовые перевороты XVIII в. и т.д.).

2-е издание ПСЗ выпускалось ежегодно с 1830 по 1884 и охватывало законодательные акты с 12 декабря 1825 по 28 февраля 1881. Состояло из 55 тт. (по несколько книг в каждом) и включало более 60 тыс. законодательных актов. В конце каждого тома давались штаты, рисунки, чертежи и др. приложения ко всем законодательным актам, а также хронологический и алфавитно-предметный указатели. В 1885 был издан алфавитно-предметный указатель 2-го ПСЗ в 4 книгах, в 1911 — алфавитно-именной указатель.

3-е издание ПСЗ выпускалось ежегодно до 1916 и охватывало период с 1 марта 1881 до конца 1913. Состояло из 33 тт. (по 2 «отделения» в каждом томе) и включало более 40 тыс. законодательных актов. Не имело общих указателей (кроме хронологического и алфавитно-предметного указателей во 2-м «отделении» каждого тома).

Семейное право.

Семейное право сохранило принципы, выработанные в XVIII в.
Препятствиями к браку были: состояние в другом браке, монашество, различие вероисповеданий, родство и свойство (до четвертой степени включительно), осуждение на безбрачие (за прелюбодеяние).

Приостановку заключения брака вызывали: отсутствие согласия на брак со стороны родителей или начальства, наличие родства или свойства от пятой до седьмой степени. Если такой брак все же был заключен, он сохранял законную силу. Нарушившая супружескую верность жена могла быть подвергнута тюремному заключению (на небольшой срок).
Завещать можно было кому угодно и что угодно из имущества (или все имущество). Но не имели силы завещания недвижимости в пользу евреев, поляков и иностранцев в тех местах, где они не могли владеть недвижимостью. Не могли завещать родовые майоратные и заповедные имения.

Порядок наследования по закону был следующим: к наследству призывались все кровные родственники без различия степени (свойство не давало права наследования по закону). Родственники призывались к наследованию по степени кровного родства, но не совместно. Ближайшие устраняли от наследия дальних совершенно. Ближайшими наследниками были дети, внуки и правнуки. Когда сестер не было, братья поровну делили имущество родителей. Когда не было сыновей и внуков, дочери делили наследство поровну. При наличии сыновей и дочерей последние получали по одной четырнадцатой части недвижимого и по одной восьмой движимого имущества. Все остальное делилось поровну между сыновьями.
Дети наследодателя устраняли от наследования внуков, кроме случаев, когда их родители умерли. Тогда они наследовали доли, причитавшиеся их родителям.

При отсутствии родственников по нисходящей линии наследство переходило к боковым родственникам, ближайшие боковые исключали дальнейших. Родители отстранялись от наследования в пользу самых отдаленных боковых родственников. Родителям принадлежало право пожизненного пользования имуществом их детей, умерших без потомства и не оставивших завещания.

Супруги наследовали друг после друга в размере одной седьмой недвижимости и одной четырнадцатой движимого имущества. Родовое имущество супруг мог завещать другому супругу в пожизненное пользование.

Добавить комментарий