Кодификация юстиниана

КОДИФИКА́ЦИЯ ЮСТИНИА́НА, «Корпус гражданского права» (Corpus juris civilis), собрание римских законов и сочинений юристов, составленное в 6 в. по распоряжению византийского императора Юстиниана I. На протяжении многих веков служило главным источником права большинства европейских стран (в т. ч. в России — см. Кормчие книги 12 в.); остается основой европейского, так называемого романо-германского права. Включает Институции, Дигесты и Кодекс Юстиниана. Основа кодификации Юстиниана — римское право, переработанное с учетом новых экономических условий.

13 февраля 528 Юстиниан I создал комиссию из 10 человек с участием Трибониана и уже 7 апреля 529 был обнародован кодекс Юстиниана, который вобрал в себя все императорские постановления 1-6 вв. Затем Юстиниан решил таким же образом систематизировать и так называемое «древнее право» (jus vetus), то есть сочинения римских юристов, их комментарии к гражданскому и преторскому праву. 15 декабря 530 он издал указ о создании комиссии из 15 человек во главе с Трибонианом, в составе двух профессоров из Константинопольской Академии (Теофил и Кратин) и двух — из Беритской (Дорофей и Анатолий), а также 11 адвокатов. Задача комиссии — написание Дигест, то есть извлечений из сочинений классических римских юристов — была выполнена к 16 декабря 533.

Одновременно Трибониан, Теофил и Дорофей по поручению Юстиниана подготовили Институции, учебник для студенчества; они вступили в силу 21 ноября 533. Наконец, 16 ноября 534 вышла новая редакция кодекса — добавлено более 300 новых постановлений. Уже после смерти Юстиниана к трем основным частям корпуса были добавлены так называемые «Новеллы», написанные профессором Юлианом из Константинополя в 556, — собрание императорских постановлений, вышедших в 535-556, после издания кодекса. Сам Юстиниан назвал свое творение «храмом римской юстиции», средневековые юристы присвоили ему наименование «Корпуса гражданского права». Он включает в себя:
1) Институции (состоят из 4 книг, по структуре и содержанию это в значительной мере повторение Институций Гая);
2) Дигесты (состоят из 50 книг, вобрали в себя цитаты из почти 2 тыс. сочинений 39 юристов);
3) Кодекс (состоит из 12 книг, в подражание законам Двенадцати таблиц);
4) Новеллы (содержат 122, наиболее полное собрание позднего времени — 168 новелл)

Первая половина VI в. н. э. ознаменовалась стремлением императора Юстиниана восстановить и вновь объединить когда-то блестящую Римскую империю.

Колоссальный труд составления юстиниановского Свода был выполнен в несколько приемов и в сравнительно короткий срок.

Прежде всего внимание юстиниана обратилось на собрание императорских конституций. Необходимо было привести в порядок конституции, накопившиеся за столетний промежуток после издания «Феодосийского кодекса» («Codex Theodosianus»). Но Юстиниан возымел более широкую мысль — пересмотреть и прежние кодексы (Грегорианский, Гермогенский и Феодосийский), вычеркнуть из них все устаревшее, а все действующее объединить в одном сборнике. С этой целью Юстиниан назначил комиссию из 10 человек. Через год комиссия окончила свою работу, и указом «Summa rei publicae» был обнародован «Codex Justinianus» (Кодекс Юстиниана), отменивший собой три прежние.

Собрав и систематизировав законы, Юстиниан решил совершить то же самое и по отношению к «давнему праву» (jus vetus). Эта задача представляла, конечно, гораздо больше трудностей, но быстрый успех с Кодексом и наличность энергичных помощников укрепили Юстиниана в его намерении.

Свод законов императора Юстиниана включил три крупных сборника римского права: институции, Дигесты и Кодекс.

После опубликования Свода Юстиниан подготовил собрание императорских конституций за период с 535 по 565 г., не вошедших в Свод. Это собрание получило название Новеллы.

Все указанные части юстиниановской кодификации должны были, по мысли Юстиниана, составлять одно целое, один «Corpus» права, хотя они и не были тогда соединены под одним общим названием. Лишь в Средние века, когда возродилось изучение римского права (начиная с XII столетия), весь юстиниановский Свод стал называться общим именем «Corpus juris civilis», под таким названием он известен и теперь.

Кодекс Юстиниана. В 529 г. появился Кодекс Юстиниана — собрание императорских конституций от Адриана (117–138 гг.) до Юстиниана. До нас дошла вторая редакция кодекса (534 г.). Кодекс посвящен вопросам граждан ского, уголовного, и государственного права. Он делится на 12 книг, книги делятся на 98 титулов, титулы — на фрагменты. Внутри титула конституции (числом 4600) расположены в хронологическом порядке. Они пронумерованы. В начале каждой конституции указано имя императора, ее издавшего, и имя лица, к которому она обращена, — инскрипция. В конце указана дата издания конституции — субскрипция.

Дигесты Юстиниана. В 533 г. был обнародован результат работы комиссии в виде Дигест (digesta — упорядоченное) или Пандект (pandectae — все в себе вмещающее). Комиссия использовала около 2000 книг, написанных 39 юристами. Наибольшее количество отрывков заимствовано из сочинений Ульпиана — до 1 / 3 всего объема Дигест и Павла — около 1 / 6. Кроме того, сочинения Папиниана составили 1 / 18 часть, Юлиана — 1 / 20, Помпония и Сервия Сцеволы — 1 / 25, Гая — 1 / 30, Модестина — 1 / 45, Марцелла — 1 / 60 и т. д. Почти все из цитируемых юристов, кроме трех (Квинт Муций Сцевола, Алфен Вар, Элий Галл), жили в период империи и большинство — в период принципата. Дигесты состоят из 50 книг. Книги (кроме 30 и 32) делятся на титулы, числом 432. Титулы — на фрагменты, числом 9123. А фрагменты в новейших изданиях Дигест — на параграфы. Комиссии было предписано воспользоваться сочинениями только тех юристов, которые обладали ius respondendi, однако она в этом случае такой строгости не проявила. Основным содержанием Дигест являются фрагменты, относящиеся к частному праву, но многие места Дигест относятся к публичному праву, а также к тому, что мы назвали бы общей теорией права. Так, уже в первом титуле первой книги Дигест дан ряд общих определений, ставших хрестоматийными: определение правосудия, предписания права, определение науки права или юриспруденции. Здесь же говорится о разделении права на частное и публичное, цивильное и право народов. Большой интерес представляет фрагмент из Помпония о происхождении и развитии римского права. В третьем титуле речь идет о законах, сенатусконсультах и длительном обычае, а в четвертом — о конституциях принцепсов. К публичному же праву относятся книги 47, 48 и отчасти 49 (Уголовное право и процесс). Кроме того, вопросы публичного права включены в титулы 11 (о праве фиска) и 14 (о военном или лагерном пекулии), а также в книгу 49 и в книгу 50 в титул 6 (об иммунитетах). Наконец, в различных книгах Дигест встречаются положения, которые по современной юридической систематике относятся к международному праву.

Институции и новеллы. В 533 г. профессорами-юристами Феофилом и Дорофеем под руководством Трибониана был составлен элементарный учебник гражданского права — Институции (institutiones). Институции были изданы в учебных целях для начинающих юристов, но они получили официальный характер, т. е. приобрели силу закона. В основу этого официального руководства комиссия положила институции Гая, дополнив их сочинениями некоторых других авторов и некоторыми конституциями. Материалы она расположила по той же системе, что и в институциях Гая. А именно: personae, res, actiones (лица, вещи, иски). Институции Юстиниана состояли из четырех книг: первая — лица и семейное право; вторая — вещи и права на вещи, а также завещания; третья — наследование по закону и обязательства; четвертая — обязательства по деликтам и искам.

После смерти Юстиниана издаются так называемые Новеллы (novellae), т. е. конституции самого Юстиниана, составленные позже Кодекса и Дигест. Юстиниан намеревался собрать эти Новеллы в единый сборник. Но, очевидно, не успел этого сделать. До нас дошли только три частных сборника Новелл, по большей части на греческом языке. Самый большой из упомянутых сборников состоит из 168 новелл. Новеллы относятся главным образом к публичному и церковному праву, но есть и нормы частного права — они толкуют о браке и наследовании.

Свод Юстиниана (кодификация Юстиниана)

СВОД ЮСТИНИАНА (кодификация Юстиниана) — систематическое изложение римского и византийского права, предпринятое по приказу императора Юстиниана в VI в. Основной задачей кодификации, проведенной Юстинианом, было упорядочить применение римского права в Византии, в том числе согласовать его с новым византийским законодательством. Римский правовой материал был очищен от многих устаревших норм и институтов и дополнен новыми, отражающими процесс феодализации византийского общества.

Основная часть С.Ю. была составлена небольшой комиссией из авторитетных юристов в 529–534 гг.

Изначально С.Ю. включал три части:

а) официальный учебник римского частного права (Институции);

б) сборник извлечений из сочинений римских юристов (латинское название — Дигесты, и греческое — Пандекты);

в) сборник распоряжений (конституций) римских императоров от Андриана (II в.) до самого Юстиниана, касающихся административного, уголовного, финансового, церковного и частного права (Кодекс Юстиниана). С изданием последнего были отменены все предшествующие правовые акты императоров.

Последняя, четвертая часть С.Ю. — новеллы — представляет собой сборник законов, изданных в Византийской империи в 534–556 гг. в дополнение к основному тексту кодификации.

Законодательство Юстиниана завершило развитие римского права. По издании своих сборников Юстиниан запретил юристам издание всяких их толкований, допустив лишь составление указателей и переводов с латинского на греческий, и этим прекратил дальнейшее развитие юриспруденции. Составные части С.Ю. сохранились лишь в рукописях, обращавшихся среди средневековых ученых-юристов. Полный текст С.Ю. на латинском языке, без греческих текстов, стал известен на Западе только в XII в. В 1583 г. все четыре части С.Ю. появляются в издании Дионисия Готофреда, под названием Corpus juris civilis (Свод гражданского (цивильного) права), сохраняющимся за ними до настоящего времени.

Кодификация Юстиниана оказала влияние на развитие права многих европейских стран, создав предпосылки для последующей рецепции римского права. С.Ю. действовал вплоть до падения Византийской империи в 1453 г. С.Ю. являлся вспомогательным источником права в одной из частей Российской Империи — Бессарабии (ныне Молдова) вплоть до начала XX в. В ряде стран, чья правовая система основана на римско-голландском праве (ЮАР, Ботсвана, Зимбабве), на С.Ю. ссылаются как на авторитетный источник права до сих пор.

Додонов В.Н.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

УДК94(495). 01

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ В ПОЗДНЕЙАНТИЧНОСТИ

В работе рассматриваются законы и правовое положение женщины в поздней античности, анализируются идеи профессора Ливерпульского университета Джиллиан Кларк. Исследуются основные законодательные акты, касающиеся брака, развода, права наследования, проституции, изнасилования, средств самовыражения женщины. Подвергается анализу гендерное положение позднеантичной женщины.

Ключевые слова: поздняя античность, гендер, женщина, законы, христианство.

Повседневность и законодательные акты, касающиеся жизни женщин, достаточно давно интересуют исследователей. Всесторонне рассмотрена жизнь женщин в классическом периоде античности и в средние века. Поздняя античность всегда считалась пограничной зоной, которая, в связи с переходностью периода, оставалась за рамками интереса ученых. Значительный вклад в изучение гендерных отношений в позднеантичный период внесли работы Джиллиан Кларк, почетного профессора, старшего научного сотрудника Ливерпульского университета (Великобритания). Исследовательская деятельность Кларк посвящена гендерному вопросу в истории полов и истории женщин. Одной из знаменитых работ Джиллиан Кларк, посвященной жизни женщин, является книга «Женщины в поздней античности: языческий и христианский образ жизни».

Основными источниками изучаемого периода стали «Кодекс Феодосия» 439 г. -официальное собрание законов Римской империи при Феодосия II (401-450гг.) и «CorpusшrisdviИs» — свода римского права 529-534 гг., составленный при Юстиниане Великом (483-565 гг.)1. Для исследования интересны все четыре части Свода Юстиниана: институции, дигесты, кодекс Юстиниана и новеллы. Также анализировались сочинения Прокопия Кесарийского, медицинские трактаты Галена и Сорана, труды отцов церкви (Августина, Василия, Иоанна Златоуста) и византийская агиография.

Прибегая к гендерному анализу законодательных актов поздней античности, мы можем рассмотреть уже имеющиеся общественные традиции, модели поведения, отношения между полами, выявить права, обязанности, которые были применимы к женщинам. Тем не менее, мы должны не забывать, что законы не дают нам реальной картины, так как зачастую могут быть общим руководством, которое нередко не соответствует действительным поступкам и мыслям людей. Но косвенно, через анализ общественно порицаемых или запрещаемых действий, мы можем проследить повседневную практику. Анализ правовой ситуации в отношении женщин позволит полномасштабно охарактеризовать положения женщины, а также гендерную ситуацию в период поздней античности.

Большая часть позднеантичных законов в отношении женщин касалась брака, развода, приданого, супружеской измены, проституции, изнасилования, контрацепции, абортов, права наследования и общественной жизни.

В Своде Юстиниана констатируется, что природа создала женщин для того, чтобы они рожали детей, и это их важнейшее предназначение . Но были случаи, когда женщина не могла выйти замуж, это могло произойти из-за ее низкого социального положения, или потому, что ее семья не могла обеспечить ее приданым. Со времен римского права2, ребенок был в potestas (во власти) отца — то есть был субъектом закона, на который распространяются права его отца, вплоть до его смерти, поэтому девушка не могла самостоятельно заключить законный брак, но она могла отказываться

1 Подробнее о правовой ситуации в Римской империи см. Robinson O. The Status of Women in Roman Private Law // Juridical Review. 2000. 2. Р. 143-162.

2 CM.:Robinson O. The Status of Women in Roman Private Law / / Juridical Review. 2. P. 143-162.

Д. Г. ЭЮПОВА

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

e-mail: Ehyupova-diana@yandex. ru

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 1 (172). Выпуск 29

выйти замуж, только в том случае, если ее отец выбрал не достойного ее статуса или поведения претендента . После смерти отца, в первую очередь, ее мать, затем опекун или другой родственник решает ее судьбу . В случае смерти всех родственников она сама могла распоряжаться своей судьбой.

Женщина находилась в potestas отца, но не ее мужа, когда она выходила замуж, она становилась юридически независимой. Со стороны закона самым важным моментом было, не то, что она вышла замуж, а была ли еще potestas3. По римскому праву до 25 лет у женщины была своеобразная правовая защита из-за предполагаемой неопытности (это также применялось к молодым людям), и, согласно закону 371 , вдова до 25 лет, собираясь вступить в повторный брак, должна была добиться согласия отца, а если он умер, согласовать этот вопрос с ее семьей. К IV веку такое «опекунство женщин» устарело, и теперь женщина в браке становилась юридически свободной4.

Минимальным возрастом для официального обручения было семь лет , в законную силу брак вступал в 12 лет. Брак организовывал отец или опекун, извлекая выгоду в основном для семьи, а не для девочки. Большинство девочек выходило замуж в 16 лет, и если отец или опекун не устроил к этому времени брак дочери, то на него падали подозрения в политических или финансовых интригах5.

Формальная помолвка символизировалась рукопожатием ^ех^агишшпйю) и поцелуем, жених отправлял своей будущей невесте кольцо и другие подарки6. Помолвка была серьезным финансовым обязательством. При Константине в практику вошли штрафы за разрыв помолвки: если жених не выполнил обязательств по помолвке в срок, то она разрывается, и при этом невеста может оставить себе подарки жениха .

«Приданое остается крупнейшей финансовой операцией, в которой женщина когда-либо принимала участие. Так как это было крупное инвестирование со стороны ее семьи и ее доля наследства7». Целью приданого было защитить финансовую безопасность жены, это объясняется тем, что государство не было заинтересовано иметь бедных вдов с детьми, которые переходили на государственное попечительство . Любая собственность, наследованная женщиной или приобретенная после смерти отца, переходила в наследство девушке. Свое приданое вместе с мужем девушка могла использовать во время семейной жизни, но по закону после развода жена имела право забрать его, если не был заключен брачный контракт . По римским законам, которые еще бытовали в поздней античности, мужу очень сложно было стать собственником приданого. Муж не имел юридического права дарения, распоряжения деньгами или имуществом жены. Еще Константин писал о плачевных последствиях любви, которая сопровождается «обычными обманчивыми уговорами» супруга и заканчивается финансовым потерями . Единственным исключением из этого правила было «брачное пожертвование», оно предназначалось для безопасности замужних женщин. Это был подарок, денежные средства или имущество жениха невесте, презент выплачивался после вступления в брак. Брачные пожертвования стали очень популярны время Юстиниана. Считалось, что пожертвования должны быть равными по стоимости приданого, так что обе стороны должны в равной степени получить пользу от брака8. Важно отметить, что если муж обанкротился, то по закону в первую очередь он обязан вернуть приданое жене, нежели деньги кредиторам . Тем самым, мы видим, что защита приданого женщины имеет приоритет в законе, так как это отражает интересы общества, которое стремилось защитить женщин9. В этом позднеантичное общество видело абсолютную необходимость: женщина всегда могла вернуть приданое, так как без него она не могла продол-

3 Clark G. Women in Late Antiquity: Pagan and Christian Lifestyles. N. Y., 1993. P. 15.

5 Clark G. Women in Late Antiquity: Pagan and Christian Lifestyles. Р. 14.

6 Подробнее CM.:Treggiari S. Roman Marriage: iusticoniuges from the time of Cicero to the time of Ulpian. Oxford, 1991. 324 p.

7 Clark G. Women in Late Antiquity: Pagan and Christian Lifestyles. N. Y., 1993. Р. 13.

8 Ibid. P. 17.

9 Ibid. P. 16.

жать давать государству детей. С правовой и общественной точки зрения приданое являлось платформой безопасности и независимости от мужа, а также статусным показателем женщины .

С особой кропотливостью в законе прописывались положения, касающиеся акта расторжения брака. Закон, появившийся при Константине, гласил: «Женщина не имеет права отправлять уведомления о разводе, по причине своих развратных желаний, по надуманным причинам», то есть, что ее муж пьяница, картежник или бабник . Но если женщина посылает уведомление о разводе, и в причинах обозначает, что ее муж оказался убийцей, колдуном или разрушителем могил, то основания должны быть рассмотрены. Если это так, то женщину хвалят и возвращают все ее приданое. Если же она направила уведомление о разводе по другим причинам, чем эти три обвинения, она должна оставить все до последней шпильки в доме своего мужа, и после этого перейти в ранг социальных изгоев. Если же мужчина отправляет уведомления о разводе, то главными причинами должны быть: жена-прелюбодейка, колдунья (колдуньей считается женщина, принимающая наркотики или заклинания для любых целей, в том числе и для лечения бесплодия, как афродизиак, или в качестве противозачаточного средства), сводница (сутенерша) . Если муж выгоняет жену, которая не подходит под эти обвинения, он должен вернуть ей все приданое и не может жениться на другой женщине. Если мужчина разводится на незаконных для того времени основаниях, то бывшая жена может прийти в его дом и забрать себе часть приданого второй жены, в качестве компенсации за моральный ущерб10.

По закону повторный брак не запрещался, главное, что прописывалось в этом случае в законе — это наследственная доля детей11. Таким образом, закон оберегал детей от корыстного или обедневшего отчима, или от случаев, когда мать могла лишить детей их наследства в пользу своей новой семьей12.

Христианская мораль еще со времен Иисуса выступает против развода. Иоанн Златоуст пишет, что повторный брак приносит социальные проблемы. Хотя это и допускается законом, повторный брак вызывает неприятные сплетни, не говоря уже о проблемах с падчерицей и с памятью о первой жене . Римская традиция на развод и повторный брак смотрит иначе, чем христианское учение. Церковь опирается на учение Иисуса, отвергая развод на том основании, что люди не должны отделять тех, кого Бог соединил. У Павла мы видим, что человеческий брак символизирует союз Христа и Церкви. Василий и Григорий Богослов считали, что второй брак приемлем13. Первый брак — это закон, второй — уступка, третий — это свинство .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В общественном сознании позднеантичного человека особое место занимает наказание за прелюбодеяние. В древности было установлено что, «замужняя женщина, имеющая сексуальную связь с кем-либо помимо мужа, считается прелюбодейкой, в то время как муж — прелюбодей, только в том случае, если его партнерша замужем14. Традиционно неверность мужа в обществе не воспринималась всерьез. Кроме тех случаев, когда это угрожало статусу жены: если мужчина приводил другую женщину к себе в дом, проводил большую часть своего время в доме у другой женщины, или если его дела становились вопиющим неприличием. В то же время мужчина, соблазнивший чужую жену, совершал самое серьезное преступление , , . В последующие годы Августин в своей проповеди произносит довольно революционную речь. Он призывает отказаться от наложниц до брака15. Он утверждает, что человек, который избавляется от верной наложницы, дабы жениться, совершает прелюбодеяние в своем сердце, так как, тем самым, он изменяет наложнице, которая сохранит ему верность.

10 Ibid. P. 22-23.

11 Подробнее CM.:Humbert M. Le Remariate à Rome: Ètude d’histore et sociale. Milan: Giuffré, 1972. 56 p.

12 Clark G. Women in Late Antiquity: Pagan and Christian Lifestyles. Р. 18.

13 См. подробнее: Oikonomides N. Leo VI’s Legislation Forbidding Fourth Marriages // Dumbarton Oaks Paper. 1976. 30. P. 173-193.

14 Clark G. Women in Late Antiquity: Pagan and Christian Lifestyles. Р. 29.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 1 (172). Выпуск 29

В законе прописано, что мужчина не мог жениться на буфетчице, и если он имел близость с ней (или любой другой женщиной из этой категории) , он не нес ответственности за незаконный сексуальный акт ^Шршт). Мужчина нес ответственность только тогда, когда женщина была замужем или являлась его наложницей16. В разряд исключений также попадали отношения рабов. По закону рабы не могли вступать в брак, потому что они не имели права на детей и собственность, так как сами были собственностью владельца. Благосклонный владелец мог признать отношения своих рабов, и воздерживаться от разделения их семьи, но при этом их права никак не менялись17.

В правовой жизни поздней античности имеются пункты, посвященные преступлению за изнасилование. Под преступлением насильника не обязательно подразумевалось изнасилование и половой акт, это — и покрытие похищения, и соблазнение. Если сейчас общество интересует моральный вред случившегося, то позднеантичное право расставляет другие приоритеты. Девушка или женщина, которая была похищена, или такой факт имел место, в любом случае теряла свою репутацию и шанс на брак со всеми, кроме похитителя. Существуют свидетельства, что метод похищения насильником являлся способом обойти согласие родителей на брак, а девушка в этом случае не всегда была беспомощной жертвой18. Такая лазейка в законе, а не насилие в отношении женщин, вызывала большое общественное нарекание, так как акт прелюбодеяния аннулировал законные права отца на его дочь, тем самым, насильник забирал у отец право выбора жениха и передачи приданого дочери. Штрафы для насильников в законах Юстиниана отличались в зависимости от социального статуса женщины, влияния ее отца, человека, которому она «принадлежала» .

В поздней античности по отношению к наследству детей продолжала действовать римская практика — после смерти мужа собственность переходила под контроль жены, мать оставляла наследство детям, так как именно на ее плечи ложилось дальнейшее воспитание детей. Опекунам доверялся лишь номинальный контроль19.

Распространенным общественным явлением оставался аборт. В законе аборт не рассматривается как преступление, так как ребенок считался частью матери. Но если в ходе аборта умирала женщина, то это инкриминировалось как преступление повитухе. Если же женщина сделала аборт, невзирая на возражения отца, и таким образом, лишила его наследника, ее могли изгнать из дома. Если отец был согласен с абортом, и не было летального исхода после прерывания беременности, то с законом не возникало проблем.

В этот период наблюдается усиление влияния христианской морали на общественную жизнь, и это находит отражение в правовой сфере. Христианские проповедники начинают активное сопротивление против браков между двоюродными братьями и сестрами, таким образом, идя против финансовых выгод от заключения брака, пропагандируя в основе брака духовные ценности. Также христианки могли отказаться от биологической роли, определенной для нее обществом. Мария стала ярким примером противостояния греху для обычной женщины. Послушание Девы Марии искупило грехи Евы, и Христос освободил ее от рабства греха. Христианство говорит, что любая женщина может противостоять греху по средствам моральных и духовных сил, обойтись без поддержки мужа, может отказаться от детей, она может посвятить свою жизнь Богу, как невеста Христа, как целомудренная вдова, или даже (с согласия мужа) жить с мужем в безбрачии брака20. Епископ Аттик, проповедуя в Константинополе в присутствии Пульхерии, сестры императора Феодосия, заявил: «Иисус Марию, как и всех женщины, благословил, женщина не может быть проклятой, (как считалось в более ранних философских трудах) она больше, чем потребность в сексе, иногда она может превзойти в заслугах мужчину». Новые взгляды восстанавливают репутацию Евы, а вместе с ней меняется отношение к

16 См. подробнее: Garden J. Women in Roman Law and Society. London, 1986. 292 p.

17 Clark G. Women in Late Antiquity: Pagan and Christian Lifestyles. Р. 33-34.

19 Clark G. Women in Late Antiquity: Pagan and Christian Lifestyles. Р. 59.

20 Brown Р. The Cult of the Saints: Its Rise and Function in Latin Christianity. London, 1981. 278 p.

женщинам. Девственность стала возможностью освободиться от требований общества, смены гендерного положения21.

Анализируя позднеантичные законы и традиции, можно охарактеризовать правовое и гендерное положение женщины. Мы видим, что девушка, находящаяся в семье, не является юридически независимой, она находится во власти своего отца. Он выбирает ее супруга, и ее доля наследства, она же приданое, инвестируется в ее будущий брак. Законом охраняются права отца на дочь и на возможность выбора судьбы дочери. Только после брака женщина получает юридическую свободу, теперь она имеет имущество, и только женщина в праве им распоряжаться. По закону женщина может развестись со своим мужем, если он оказался убийцей, колдуном или разрушителем могил. Закон отдает дань правосудию и христианской морали, но не охраняет моральное состояние женщины. Развод со стороны женщины по причине прелюбодеяния, пьянства, побоев считался неприличным и нес для женщины потерю приданого и общественного статуса, в то время как по закону веской причиной расторжения брака со стороны мужчины была измена. Таким образом, мы видим, что брак в повседневной жизни — это договор между людьми, который мог быть расторгнут. При этом строго охраняется наследственная доля детей. В это время в церкви начинается активная пропаганда брака, как божественного таинства и воззрения, что он не может быть никем расторгнут, кроме Бога.

Женщина могла развестись, если ее финансово и морально поддерживала ее семьи или она была юридически независимой. По закону жениться нельзя было на буфетчицах, сутенершах и актрисах, которые по роду занятий считались проститутками. Но, несмотря на закон, Юстиниан женился на Феодоре — бывшей актрисе и проститутке.

Новую возможность для изменения своего статуса и рода деятельности женщине принесло христианство. Христианство подчеркивало важность приверженности к Богу. И мужчины, и женщины могут отказаться от обязанностей семьи и государства. Впервые в истории некоторые женщины могут отказаться от брака и деторождения, и могут позволить себе жить в доме со своими матерями, или в одиночестве, или в сообществе женщин. Молитва и изучение Библии постепенно вытесняют частнуюжизнь.

LEGAL BASIS OF GENDER OF WOMEN IN LATE ANTIQUITY

Belgorod National Research University

D. G. EYUPOVA

Первая половина VI в. н. э. ознаменовалась стремлением императора Юстиниана восстановить и вновь объединить когда-то блестящую Римскую империю.

Колоссальный труд составления юстиниановского Свода был выполнен в несколько приемов и в сравнительно короткий срок.

Прежде всего внимание юстиниана обратилось на собрание императорских конституций. Необходимо было привести в порядок конституции, накопившиеся за столетний промежуток после издания «Феодосийского кодекса» («Codex Theodosianus»). Но Юстиниан возымел более широкую мысль — пересмотреть и прежние кодексы (Грегорианский, Гермогенский и Феодосийский), вычеркнуть из них все устаревшее, а все действующее объединить в одном сборнике. С этой целью Юстиниан назначил комиссию из 10 человек. Через год комиссия окончила свою работу, и указом «Summa rei publicae» был обнародован «Codex Justinianus» (Кодекс Юстиниана), отменивший собой три прежние.

Собрав и систематизировав законы, Юстиниан решил совершить то же самое и по отношению к «давнему праву» (jus vetus). Эта задача представляла, конечно, гораздо больше трудностей, но быстрый успех с Кодексом и наличность энергичных помощников укрепили Юстиниана в его намерении.

Свод законов императора Юстиниана включил три крупных сборника римского права: институции, Дигесты и Кодекс.

После опубликования Свода Юстиниан подготовил собрание императорских конституций за период с 535 по 565 г., не вошедших в Свод. Это собрание получило название Новеллы.

Все указанные части юстиниановской кодификации должны были, по мысли Юстиниана, составлять одно целое, один «Corpus» права, хотя они и не были тогда соединены под одним общим названием. Лишь в Средние века, когда возродилось изучение римского права (начиная с XII столетия), весь юстиниановский Свод стал называться общим именем «Corpus juris civilis», под таким названием он известен и теперь.

Кодекс Юстиниана. В 529 г. появился Кодекс Юстиниана — собрание императорских конституций от Адриана (117–138 гг.) до Юстиниана. До нас дошла вторая редакция кодекса (534 г.). Кодекс посвящен вопросам граждан ского, уголовного, и государственного права. Он делится на 12 книг, книги делятся на 98 титулов, титулы — на фрагменты. Внутри титула конституции (числом 4600) расположены в хронологическом порядке. Они пронумерованы. В начале каждой конституции указано имя императора, ее издавшего, и имя лица, к которому она обращена, — инскрипция. В конце указана дата издания конституции — субскрипция.

Дигесты Юстиниана. В 533 г. был обнародован результат работы комиссии в виде Дигест (digesta — упорядоченное) или Пандект (pandectae — все в себе вмещающее). Комиссия использовала около 2000 книг, написанных 39 юристами. Наибольшее количество отрывков заимствовано из сочинений Ульпиана — до 1 / 3 всего объема Дигест и Павла — около 1 / 6. Кроме того, сочинения Папиниана составили 1 / 18 часть, Юлиана — 1 / 20, Помпония и Сервия Сцеволы — 1 / 25, Гая — 1 / 30, Модестина — 1 / 45, Марцелла — 1 / 60 и т. д. Почти все из цитируемых юристов, кроме трех (Квинт Муций Сцевола, Алфен Вар, Элий Галл), жили в период империи и большинство — в период принципата. Дигесты состоят из 50 книг. Книги (кроме 30 и 32) делятся на титулы, числом 432. Титулы — на фрагменты, числом 9123. А фрагменты в новейших изданиях Дигест — на параграфы. Комиссии было предписано воспользоваться сочинениями только тех юристов, которые обладали ius respondendi, однако она в этом случае такой строгости не проявила. Основным содержанием Дигест являются фрагменты, относящиеся к частному праву, но многие места Дигест относятся к публичному праву, а также к тому, что мы назвали бы общей теорией права. Так, уже в первом титуле первой книги Дигест дан ряд общих определений, ставших хрестоматийными: определение правосудия, предписания права, определение науки права или юриспруденции. Здесь же говорится о разделении права на частное и публичное, цивильное и право народов. Большой интерес представляет фрагмент из Помпония о происхождении и развитии римского права. В третьем титуле речь идет о законах, сенатусконсультах и длительном обычае, а в четвертом — о конституциях принцепсов. К публичному же праву относятся книги 47, 48 и отчасти 49 (Уголовное право и процесс). Кроме того, вопросы публичного права включены в титулы 11 (о праве фиска) и 14 (о военном или лагерном пекулии), а также в книгу 49 и в книгу 50 в титул 6 (об иммунитетах). Наконец, в различных книгах Дигест встречаются положения, которые по современной юридической систематике относятся к международному праву.

Институции и новеллы. В 533 г. профессорами-юристами Феофилом и Дорофеем под руководством Трибониана был составлен элементарный учебник гражданского права — Институции (institutiones). Институции были изданы в учебных целях для начинающих юристов, но они получили официальный характер, т. е. приобрели силу закона. В основу этого официального руководства комиссия положила институции Гая, дополнив их сочинениями некоторых других авторов и некоторыми конституциями. Материалы она расположила по той же системе, что и в институциях Гая. А именно: personae, res, actiones (лица, вещи, иски). Институции Юстиниана состояли из четырех книг: первая — лица и семейное право; вторая — вещи и права на вещи, а также завещания; третья — наследование по закону и обязательства; четвертая — обязательства по деликтам и искам.

После смерти Юстиниана издаются так называемые Новеллы (novellae), т. е. конституции самого Юстиниана, составленные позже Кодекса и Дигест. Юстиниан намеревался собрать эти Новеллы в единый сборник. Но, очевидно, не успел этого сделать. До нас дошли только три частных сборника Новелл, по большей части на греческом языке. Самый большой из упомянутых сборников состоит из 168 новелл. Новеллы относятся главным образом к публичному и церковному праву, но есть и нормы частного права — они толкуют о браке и наследовании.

Добавить комментарий