Когнатское родство в римском праве включает

Юридические лица в Римском праве: виды, признаки, особенности правового статуса.

Название «юридическое лицо» римскому праву не было известно. Римскими юристами была разработана сущность этого явления. Они ограничива­ются лишь признанием факта принадлежности прав раз­личным организациям. Они сравнивали эти организации с человеком, с лицом физическим, и говорили, что орга­низация действует вместо лица, в качестве лица, вместо отдельных лиц, на поло­жении отдельных лиц. По законам XII таблиц допускалась почти полная свобода образования коллегий, ассоциаций и т.п. Члены подобного рода объе­динений были вольны принять для своей деятельности любое положение (устав), лишь бы в нем не было ничего нарушающего публичные законы. С переходом к монархии свободное образование коллегий стало возбуж­дать подозрение со стороны принцепсов и оказалось по­литически неприемлемым. Август издал спе­циальный закон, по которому ни одна корпорация не могла возникнуть (с юридическим ее признанием) без предварительного разрешения сената и санкции императора. Прекращалось юридическое лицо с достижением цели его деятельности, распадением личного состава (классические юристы признавали в качестве минималь­ного числа членов — три), а также, если деятельность ор­ганизации принимала противозаконный характер. Правоспособность юр.лиц в Риме по­нималась несколько своеобразно по сравнению с совре­менным ее пониманием. Например, юридическое лицо признавалось способным иметь права патроната, носив­шие почти семейный характер, и не считалось (за немно­гими исключениями) способным получать имущество по наследству и т.п. Дела юридического лица вели избиравшиеся для этой цели (на основании устава) физические лица (по современной терминологии — органы юридического ли­ца).

От семьи следует отличать род– это совокупность семей, некогда имевших общего домовладыку. Эти лица, как правило, носили общую фамилию, имя, поскольку имели общих предков. Близость родства определялась степенями и линиями. Степень определяется числом рождений, связывающих двух лиц (отец и сын будут в первой степени родства, дед и внук – во второй и т.д.).Когда лица происходят один от другого, то говорят о прямой линии. Восходящей линия будет, если идти от рождённого к рождающему (сын-отец), нисходящая – от рождающего к рождённому (отец-сын). В Риме выделяли два вида родства – агнатское и когнатское родство. Агнатское родство– это родство, основанное на подчинении власти домовладыки, т.е. это родство по принципу вхождения в состав определённой семьи.

Когнатское родство– это родство, основанное на кровных отношениях, родство по крови. Агнаты и когнаты могли относиться к разным родственным отношениям. Агнатское родство могло включать не только кровных родственников, главное – это подчинение власти домовладыки. Также как и когнатское родство отнюдь не означало нахождение в составе семьи домовладыки. К примеру, сноха (жена подчинённого сына) не являлась кровной родственницей (когнаткой) своего свёкра, но являлась его агнаткой, поскольку подчинялась его власти вместе с сыном, входила в состав его семьи. Таким же образом и дочь домовладыки, вышедшая замуж, уже не являясь его агнаткой, по-прежнему оставалась его когнаткой. Разделение агнатов и когнатов имело огромное значение для частноправовых отношений в Риме.По мере разложения основ патриархальности, когда принципы традиционной семьи были подорваны, а власть домовладыки была существенно ограничена, на первый план стало выходить кровное, когнатское родство. По мере развития римского семейного права когнатское родство полностью вытеснило агнатское родство, и в императорский период агнатское родство считалось пережитком цивильного права, в силу чего было упразднено в процессе кодификации РЧП. Развитие институтов родства было связано с заменой общей (семейной) собственности индивидуальной (частной).

22. Лица своего права и лица чужого права. Основываясь на зависимости остальных членов семьи от отца, можно говорить о том, что власть домовладыки была так называемым «лицом своего права» т.е. мог самостоятельно совершать сделки и нести ответственность по обязательствам. Остальные домочадцы были «лицами чужого права», т.е. самостоятельно сделки совершать не могли, за них сделки совершал домовладыка, однако при этом неся и ответственность за действия подвластных лиц. Общие тенденции развития отцовской власти были таковы: изначально власть отца над подвластными была бесконтрольной и безграничной, но в дальнейшем законодательно ограничена и смягчена, прежде всего, в отношении сыновей.Итак, первоначально объём отцовской власти был довольно широк.Домовладыка имел следующие права в отношении подвластных: 1. Право жизни и смерти.

2. Право признавать ребёнка своим. 3. Право совершения сделок за подвластных. 4. Право отдавать подвластных третьим лицам в возмещение ущерба или внаём как рабочую силу. В период республики власть отца была существенно ограничена. Так, был введён запрет на наложение наказаний на детей, если они производились не из дисциплинарных соображений. Подвластным сыновьям было предоставлено право обращаться к магистрату с жалобами на домовладыку, право требовать алименты, право на заключение сделок. Таким образом, была предпринята попытка законодательного признания

дееспособности подвластных детей. Сыновья, несущие военную службу, могли самостоятельно приобретать имущество, так называемый военный пекулий. Аналогичное правило касалось и сыновей, несущих государственную службу.

23. Свойство: понятие, виды, правовое значение.От родства следует отличать свойство – отношение одного супруга к когнатам другого (свёкор, сноха, зять, тёща). В период империи стало препятствием к вступлению в брак также и свойство по прямой линии без ограничения степеней, а при христианских императорах — и в боковых линиях между зятем и золовкой.

24. Брак в римском праве: понятие, виды, формы заключения, условия вступления и прекращения.Согласно римскому праву бракопределялся как «законосообразное полное соединение мужчины и женщины для взаимной общности жизни», то есть брак понимался как полная власть мужа над женой, влекущая «домашнее подчинение» и «домашнюю принадлежность жены».Формы заключения брака. Также древнейформой заключения брака являлось похищение жены мужем.

— Римскому праву известна религиозная форма заключения брака, существовавшая в обществе патрициев. Данная форма заключения брака состояла в даче клятвы Юпитеру брачующимися и группы римских граждан. — Третьей формой заключения брака являлось основание совместной жизни, представляющей собой простое переселение жены к мужу.Виды брака. 1)Брак с мужской властью. Жена была полностью зависима от мужа в личных и имущественных отношениях. При заключении данного вида брака — все имущество жены переходило в собственность мужа. При разводе жена имела право забрать с собой только определенную долю имущества. Все приобретения жены во время брака поступали в собственность супруга.2) Брак, при котором жена не находилась под властью мужа и поэтому не являлась членом его агнатической семьи. Вступив в такой вид брака, она продолжала находиться под властью своего отца или своих агнатических опекунов. Данный брак возник из простого сожительства. При его заключении имущество женыне переходило в собственность мужа, а принадлежало ей. При разводе жена забирала свое имущество с собой. Все приобретения жены во время брака оставались в собственности жены.Требования к лицам, вступающим в брак:- наличие согласия брачующихся, если они находились под властью домовладыки, то и его согласие;- достижение половой зрелости;- брачующиеся не должны были состоять в брачных отношениях.Брак между мужчиной и женщиной запрещался:если мужчина и женщина уже состояли в браке;- при наличии душевной болезни, предшествующей заключению брака; если душевная болезнь наступала после заключения брака, он мог быть сохранен или расторгнут;- при наличии кровного родства, по прямойлинии; неограниченно, по боковой — до четвертой степени;- браки между опекунами и подопечными;

— браки между правителями провинций и ее жительницами;- браки между свободнорожденными и вольноотпущенными Если такие браки заключались, то они аннулировались.Прекращение брака:

— смерть одного из супругов;- утрата свободы одним изсупругов;- развод.Contubemium- союз между рабом и рабыней. Их отношения фактически были признаны, но юридически не существолвали.

Семья (familia) в римском праве подразумевала под собой общность людей, которую возглавлял отец семейства – pater familias, остальные же члены семьи находились под его властью.

Отцом семейства признавалось лицо, не имевшее находящегося в живых прямого предка по мужской восходящей линии или же лицо эманципированное, т.е. освободившееся из-под власти своего pater familias.

Власть домовладыки складывалась из трех элементов:

— власть над женой – manus maritalis;

— власть над детьми (а также их семьями, если дети уже состояли в браке) – patria potestas;

— власть над всем имуществом семьи (рабы, вещи, животные) – dominica potestas.

Как указывал И.А. Покровский, «древнеримская семья была построена на принципе абсолютной власти домовладыки над женой и детьми: manus mariti и patria potestas были ее краеугольными камнями. Эта абсолютная власть домовладыки объединяла семью, придавала ей характер некоторого юридического единства. На ней, а не общности крови покоилось родство…Перед третьими лицами эта маленькая монархия была закрыта личностью домовладыки».

В случае, если домовладыка умирал или утрачивал свою правоспособность (вследствие capitis deminutio maxima или media), то его семья распадалась и на ее месте образовывались несколько новых семей за счет того, что свободные подвластные становились независимыми и образовывали новые ячейки общества.

Римское право различало два вида родства:

1.Агнатское родство — agnatio. Такая форма родства признается наиболее древней и влиятельной в римском обществе. Агнатское родство распространялось по мужской линии, однако включало в себя не только кровных родственников, но и других подвластных домовладыки.

Иными словами, к агнатам относились не только домовладыка и его дети мужского пола, но также и дети сыновей, жена домовладыки, жены детей, усыновленные. Нааиболее существенное влияние агнатское родство оказывало на право наследования: если сын или дочь домовладыки переходили в семью другого домовладыки (сын будучи усыновленным, дочь – в качестве супруги домовладыки или его подвластного), то они лишались покровительства прежнего pater familias и не имели права наследовать за ним.

2. Когнатское родство — cognatio. Эта форма родства подразумевает родство по крови. Первоначально речь шла о кровном родстве по женской линии, в дальнейшем же под когнатским родством стали понимать любое родство по крови, а в классическую эпоху агнатство и когнатство стали соотносить между собой как род и вид: любой агнат – когнат, но не любой когнат – агнат.


В эпоху Юстиниана различие между агнатским и когнатским родством было упразднено и термином когнатыстали называть всех родственников, как по женской, так и по мужской линии.

Кровное родство (cognatio) могло быть по восходящей, нисходящей и боковой линиям.

По восходящей линии – отец, дед, прадед; по нисходящей – сын, внук, правнук; по боковой – брат, двоюродный брат, дядя.

Степени родства высчитывались следующим образом: по боковой линии — сначала необходимо «подняться» до общего предка (не считая его самого), а затем «спуститься» до того, с кем нужно посчитать степень родства.

Например, дядя и племянник состоят в третьей степени родства, родные братья – второй степени, а вот двоюродные – в четвертой. Что касается подсчета степени родства по прямой линии, то в данном случае учитывается количество поколений между родственниками: отец и сын – первая степень родства, а дед и внук – вторая, и т.д.

Свойство — adfinitas.Свойством в римском праве называлось отношение лица к родственникам его супруга (супруги). Иными словами, в свойстве состоят, например, мужчина и сестра его жены, свекровь и невестка.

Значение свойства в том, что его наличие между двумя персонами являлось препятствием для вступления их в законный брак друг с другом (даже несмотря на то, что такое отношение было в прошлом, т.е. в случае смерти мужа его вдова не могла стать женой его брата).

§ 2. Брак (matrimonium) в римском праве.

Как указывал Модестин, «брак есть супружеский союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божеского и человеческого права».

Для того, чтобы брак был признан законным и действительным, необходимо было соблюдение нескольких условий:

1) постоянное совместное проживание (consortium omnis vitae);

2) физическая зрелость, т.е. достижение брачного возраста обоими супругами. Это возраст для мужчин составлял 14 лет, для женщин – 12 лет;

3) согласие на вступление в брак обоих супругов, а если они подвластны – и их домовладык (consensus);


4) постоянное сознание обоих супругов, что их союз является браком (affectiomaritalis);

5) половая связь, поскольку одной из основных целей вступления в брак являлось продолжение рода (coniunctiomarisetfeminae).

Основными препятствиями к заключению брака являлись:

1) наличие между женихом и невестой отношений родства или свойства;

2) социальное неравенство жениха и невесты (например, не могли вступать в брак между собой сенатор и актриса).

При императоре Юстиниане препятствиями для вступления в брак стали считаться также:

1) наличие предыдущего брака (binaenuptiae);

2) различные религии жениха и невесты (disparitascultus) – например, не могли вступить в законный брак христианин и еврейка.

Заключению брака предшествовала помолвка – sponsalia. Суть ее заключалась в даче взаимных торжественных обещаний домовладыкой невесты и ее женихом. При этом домовладыка обещал отдать дочь замуж, а будущий муж – принять ее в жены.

Для того, чтобы подкрепить обещания материально, выплачивались так называемые arrhae sponsaliciae – задатки при помолвке. Выплата такого задатка служила своего рода гарантией того, что планируемый брак состоится и стороны не откажутся от него без веских на то оснований.

В римском праве традиционно выделяют две разновидности брака:

1) matrimonium cum manu — брак с властью мужа;

2) matrimonium sine manu – брак без власти мужа.

Matrimonium cum manu (брак с властью мужа) представляет собой древнейшую форму брака. Женщина, вступавшая в такой брак, выходила из-под власти своего домовладыки и переходила в семью мужа на правах подвластной.

Супруг (или его pater familias, если супруг сам являлся подвластным) приобретал над женой особенную разновидность власти – т.н. manus maritalis.

В результате женщина теряла всякую связь со своей предыдущей семьей (становилась агнаткой в семье мужа). Все имущество жены в таком браке поступало в полную собственность мужа (или его домовладыки), а в случае прекращения брака ее имущество ей не возвращалось. В древнейшие времена муж имел неограниченные права в отношении жены, мог при желании продать ее в кабалу или убить, однако, со временем такие права были отменены.

Безгранично властвуя внутри семьи, домовладыка не допускал никакого вмешательства извне. Отдельные члены семьи, по выражению И.А. Покровского, «с юридической точки зрения не существовали, исчезая за личностью своего pater familias».

Уже в эпоху законов XII таблицрядом с matrimonium cum manu появляется другой вид брака — matrimonium sine manu.

В этом бракемуж и жена юридически друг другу чужие — брак без власти мужа предусматривал сохранение за женой статуса подвластной прежнего домовладыки. Если же она до брака являлась persona sui iuris, то данный брак не отменял ее самостоятельности. Однако нельзя сказать, что власти мужа в таком браке не было вовсе: жена принимала имя и сословное положение мужа, обязательным являлось постоянное совместное проживание супругов.

Что касается имущества супругов, то, в отличие от брака cum manu, в рассматриваемой форме брака все, чем владела жена до свадьбы, оставалось ее собственностью. Кроме того, к ее имуществу присоединялось все то, что она приобретала, будучи уже в статусе законной супруги (однако, она должна была доказать, что приобрела вещь самостоятельно и что право собственности принадлежит ей; в противном случае вещь считалась приобретенной за счет мужа и для него).

Особенностью брака без власти мужа является также и то, что в случае прекращения брака приданое:

— или возвращалось жене в полном объеме (в случае наличия между супругами особого соглашения – cautio rei uxoriae);

— или оставалось в составе имущества мужа, но в таком случае, как правило, муж завещал эту часть имущества жене.

Основаниями для прекращения бракавыступали:

1) смерть одного из супругов;

2) исчезновение одного из элементов, обязательных для наличия брака;

3) развод.

Под исчезновением одного из элементов, обязательных для наличия брака, понималось:

— попадание одного из супругов в рабство;

— утрата гражданства одним из супругов;

— вновь возникшее родство (например, в классическую эпоху к такому случаю относилось усыновление pater familias невестки или зятя).

Развод (divortium)мог быть двух видов:

1) по соглашению сторон — происходил, если запрашивался обоими супругами;

2) односторонний ex iusta causa — мог запрашиваться одним из супругов в результате совершения другим супругом виновного действия, препятствующего дальнейшему продолжению брака.

К законным причинам развода при императоре Константине относились:

— для женщины – если муж оказывался убийцей, осквернителем гробниц или отравителем;

— для мужчины – если жена оказывалась неверной, сводней или отравительницей.

В эпоху Юстиниана к данным основаниям для развода супругов добавились еще несколько:

— муж мог объявить о разводе, если жена в сопровождении посторонних отправлялась на пир или в общественные бани, или же посещала без разрешения мужа театральные представления;

— жена могла требовать развода, если муж пытался принудить ее к занятиям проституцией, либо если безосновательно обвинил ее в супружеской измене, либо если содержал конкубину (сожительницу);

Наряду с разводом по законным основаниям существовал и развод по причинам, не зависящим от воли сторон (divortium ex bona gratia).Развод мог быть произведен, например, в случае пленения мужа и его отсутствия более пяти лет; в случае супружеской несостоятельности мужа, проявившейся в течение трех лет с момента заключения брака.

В римском праве существовалинститут конкубината. Конкубинатом признавалось простое сожительство мужчины и женщины, не состоящих друг с другом в законном браке.

По общему правилу конкубинат не влек правовых последствий: конкубина не разделяла общественного положения сожителя, который наряду с конкубинатом мог состоять и в официальном браке.

В отличие от мужчин, сожительство замужней женщины с другим мужчиной всегда расценивалось как супружеская неверность и влекло за собой самые неблагоприятные для жены последствия, в том числе имущественного характера.

Все предметы → Римское право

Существовало два вида родства:

  • 1. Агнатское.
  • 2. Когнатское (кровное).

Агнaтское родство (agnatio) – основано на общности подчинения власти одного домовладыки, т.е. родственники – это лица, которые находятся под властью одного pater familias (домовладыки), родственники – агнаты.

Особенности этого вида родства:

  • — можно приобрести как с момента рождения, так и позднее (например, узаконение внебрачного ребенка ведет к возникновению агнатского родства, а до того нет родства);
  • — родство можно утратить при жизни (например, вследствие эмансипации);
  • — родство можно поменять (подвластная дочь переходит под власть мужа или его домовладыки, следовательно все агнатские родственники меняются);
  • — не имеет линий и степеней.

Когнатское (кровное) родство (cognatio) – основано на общности происхождения от одного предка.

Особенности этого вида родства:

  • — возникает только с момента рождения (других вариантов нет);
  • — нельзя утратить при жизни;
  • — нельзя поменять (кровные родственники перешедшей дочери – те же);
  • — характеризуется линиями и степенями.

Линии родства:

  • 1. Прямые родственники – объединяет родственников, которые происходят непосредственно друг от друга: дед – отец – сын – внук. Прямые линии бывают нисходящие (от предка к потомку) и восходящие (от потомка к предку).
  • 2. Боковые родственники – объединяет родственников, которые происходят от общего предка, но не непосредственно друг от друга: между братьями и сестрами (3 сына), между дядями и племянниками, двоюродные братья и сестры.

Степень родства между сопоставляемыми родственниками по прямой линии:

  • — между дедом и отцом – 1 степень,
  • — между дедом и сыном – 2 степень,
  • — между дедом и внуком – 3 степень.

Степень родства между сопоставляемыми родственниками по боковой линии начинается со 2-й степени.

Степени считаются по количеству рождений.

Значение линий и степеней родства:

  • — при определении очереди наследования по закону (прямая – приоритет перед боковой, родственники 1-й степени имеют приоритет)
  • — при вступлении в брак (прямая линия родства исключает возможность брака)

В Римском праве препятствием была и боковая линия родства (сейчас у нас только прямая.) Количество узкородственных генетических заболеваний резко падает с 3-й линии родства.

Добавить комментарий