с.1
ВВЕДЕНИЕ.
Колонат представляет собой один из самых темных институтов в римской империи. Не легка задача определить, как он сложился, и каковы были управлявшие им начала. Рабство истолковывается проще: оно являлось фактом исконного порядка, присущим строю первобытного общества; корни его кроются в такой фазе жизни человеческого рода, когда неравенства всякого вида возникали естественным путем. Но колонат — не рабство; мы скоро увидим, что он на него совсем не похож. Он не совпадает также со средневековым серважем. Колон, по сравнению с рабом или средневековым крестьянином (сервом), — свободный человек. Мы не видим ни из одного текста, чтобы он был рабом в настоящем или прошлом. Он всегда рожден вольным человеком, и законы продолжают признавать его таковым во всю его жизнь.
Колонат не был, с другой стороны, также особенностью первоначальных учреждений римского государства; он появляется на свет в готовом виде среди общества, уже старого, почти дряхлого. Первая трудность заключается здесь в необходимости уразуметь, как могло произойти, что миллионы человеческих существ, свободных по рождению, в эпоху, сравнительно спокойную, и в недрах правильно устроенного государства, оказались приговоренными вечно обрабатывать землю, к которой они были прикреплены? — Бесконечно затруднительно выяснить, как могло законодательство, которое во все эпохи истории человечества считалось писанным разумом, провозгласить, с.2 что у земледельцев отнимается право сходить с данного клочка почвы, и что в силу одного факта обработки его они будут принуждены к продолжению этого труда «на вечные времена». Подобные законы рисуются нам с первого взгляда разрушением естественного порядка вещей и противоположностью справедливости. Правда, что почти все учреждения античного общества, если мы близко приглядываемся к ним, вступают в столкновение с современными нашими понятиями; но данное противоречит им особенно резко. Поэтому-то мы приобретем некоторое вероятие уяснить себе его и выработать на него правильный взгляд лишь под тем условием, если отрешимся от умственных привычек, которые царствуют над нашим сознанием, и от общих начал, которые управляют жизнью в наши дни.
Другая трудность при исследовании вопроса вытекает из того обстоятельства, что колонат неожиданно открывается перед нашими глазами в законах IV века как бы без всякого подготовления. Всмотритесь в законодательство более ранней эпохи, главным памятником которого являются Дигесты, — вы не только не увидите в нем колоната, но наоборот найдете воплощенной в совершенно отчетливых чертах вольную аренду земли по срочным контрактам: а последняя составляет противоположность колоната. Потом, внезапно, в одном постановлении Константина от 332 г. предстает перед нами начало или правило, прикрепляющее колона к земле.
Некоторые ученые слишком поспешно заключили отсюда, что колонат был установлен именно в ту эпоху1. Вследствие этого многие стали рассматривать его, с.3 как специальное мероприятие, придуманное законодателем и введенное в жизнь сразу. Когда составилось такое мнение о колонате, возник вопрос о том, как объяснить нововведение, такое необычайное, и в ответ предложены были две гипотезы: одни приписывали учреждение колоната изобретательности римских императоров2; другие называли его заимствованием от германцев.
Оба предположения не опираются ни на каком доказательстве. С одной стороны нельзя сослаться на императорский закон, который учреждал бы колонат. Вы не найдете в кодексах декрета о его введении. Закон 332 г., о котором мы только что упоминали, не создает колоната; он говорит о нем, как о порядке, уже существующем. К тому же ни один писатель того времени не относит установление этого института к инициативе которого-нибудь из императоров, а как бы ни были недостаточны документы, находящиеся в нашем распоряжении, мы должны принимать за достоверное лишь то, о чем они свидетельствуют. Существуют такие предвзятые мысли, которые как бы заставляют придумывать исторические факты. Некоторые верят, например, что правительство римских императоров обладало безграничным политическим могуществом; отсюда они и выводят, что воля императоров создала колонат. Утверждают, что в программу имперского правительства входила политика прикрепления всего сельского населения к земле в интересах обеспечения общественного порядка. Однако, такое предположение безусловно произвольно. Нельзя привести ни одного древнего текста в подтверждение того, будто советники императоров задавались подобной целью, ни даже с.4 того, что она им приписывалась современниками. В самом деле было бы изумительно, если бы явление или институт с такой природой, как колонат, был бы создан каким-нибудь государем. Социальные учреждения никогда не слагаются таким путем. Надобно еще помнить, что римское императорское правительство никогда не отличалось реформаторской предприимчивостью. Такие глубокие перевороты не были в его духе. Заметим, наконец, что законодатель IV века говорит «об очень древних колонах»3; он сообщает также, что основы колоната «установлены предками»4. Ему, стало быть, было известно, что возникновение института относится к отдаленным временам, и ему не приходило в голову выводить колонат из распоряжения какого-нибудь императора.
С другой стороны, те, кто толкует, что колонат утвердился в империи под влиянием земельных порядков, которые практиковались у древних германцев5, должны бы были прежде всего хорошенько доказать, что он действительно существовал в первобытной Германии. Они цитируют, правда, одну строчку из Тацита, в которой мы видим германского земледельца, «владеющего постоянным жилищем и обрабатывающего кусок чужой земли за оброк, уплачиваемый зерном или скотом ее собственнику». — На основании одних этих простых слов они сейчас же заключают о наличности у германцев колоната позднейшего римского типа. Но они не замечают, что этот германский крестьянин был рабом. Слово servus два раза повторено в выписанной фразе Тацита6. Он, следовательно, с.5 существенно отличается от колона, и смешать одного с другим можно было только при невнимательном чтении слов римского историка. Аграрный порядок, описываемый Тацитом, это — рабское держанье, а не колонат. Я не предполагаю, непременно, что последний был совсем неизвестен у германцев; я даже склонен думать, что он у них был в ходу; но так как Тацит о нем не упоминает, и никакой другой документ его не обнаруживает, мы не имеем права утверждать, что колонат был обычаем, принесенным из Германии.
Высказывались еще другие гипотезы. Некоторые историки, обращая специально внимание на то, что колонат появляется лишь во время христианских императоров, пожелали поэтому усмотреть в нем не угнетение, а напротив благодетельное новшество. Они объясняли, что то было смягченное рабство7. Господин будто превратил своего раба в колона (крепостного крестьянина) при помощи как бы полуосвобождения. Мы не думаем, чтобы такая теория более оправдывалась фактами, чем предшествовавшие. Колонат не происходит от рабства, ибо одним из существенных и постоянных признаков колона является свободнорожденность. В нем нет также ничего аналогичного с отпуском на волю; легко убедиться, что законы, относящиеся к вольноотпущенникам, составляют как раз противоположность законам, которые определяют положение колонов. Вольноотпущенник может выбирать себе местопребывание, где ему понравится, между тем как колону запрещено навсегда покидать с.6 занятый участок. Положение колона наследственно, положение вольноотпущенника по закону никогда не являлось таковым. Патрону принадлежали определенные права наследования имуществом вольноотпущенника, и они совсем не похожи на правила, регулирующие передачу наследства колона. Стало быть, колонат не был ни ослабленным рабством, ни полуосвобождением. Поэтому-то, мы увидим, что в текстах никогда не смешиваются колоны с рабами и вольноотпущенниками8. Колонат не может пониматься, как переходная ступень — между рабством и свободой: источник его происхождения коренится не в рабстве, и сам он не ведет к свободе.
Итак, необходимо вытеснить из нашего ума все эти общие места и предвзятые мнения. Историк должен исключительно опираться на тексты, внимательно наблюденные, и он может прийти к какому-нибудь твердому обобщению только в силу тщательного изучения всех фактов в их подробностях. Мы будем исследовать при помощи анализа документов, вышел ли колонат из одного источника или явился результатом нескольких течений; был ли он учрежден сразу или образовался постепенно; осуществился ли он как акт законодательной воли или представлял собой естественное последствие известной совокупности обычаев, комбинацию соответствующих интересов. Для этой цели, мы рассмотрим вопрос, изучая его из века в век, и расположим наши документы в порядке хронологическом.
У этого термина существуют и другие значения, см. Колон.
Колон (лат. colonus, coloni) — зависимый крестьянин в Римской империи времен её упадка и в Византии.
Наибольшее распространение колоны как социально-экономический класс граждан получили в Западной Римской империи, в первую очередь в северной половине Римской Галлии, где колоны фактически стали предшественниками зависимых крестьян времён классического феодализма. Сложившийся в такие формы колонат пережил падение империи и продолжал в том же виде существовать в варварских королевствах. В эпоху окончательного установления феодализма (в подготовке которого колонат играл видную роль) колоны постепенно перешли в класс крепостных (вилланов). Когда землевладельцы приобрели на своих землях права государственной власти, ограничения их власти над колонами, созданные законодательством римских императоров, теряли силу, и колонов стал тогда защищать уже не закон, а обычай и интерес самого землевладельца, побуждавший его не требовать со своих крестьян чрезмерного.
Классические римские юристы упоминают о колонах в главе о сдаче и о найме, и колонат относился, следовательно, тогда ещё к области частного права. Когда кончался срок договора, землевладелец мог удалить колона, а колон — или покинуть землю, или, по соглашению с землевладельцем, продолжить договор. Но при Константине Великом колоны были уже людьми, прикрепленными к земле, которую они обрабатывали и за пользование которой несли в пользу землевладельца известные повинности.
Положения кодекса Юстиниана, касающиеся колонов, рисуют их положение в таком виде: колон не может покинуть обрабатываемые им участки. Он по выражению закона, «раб земли». Но, ограничивая свободу колонов, законодательство одновременно стесняло и свободу распоряжения землевладельца, который не имел права согнать своих колонов с занимаемых ими участков или продать землю без сидевших на ней колонов. В известных случаях, впрочем, землевладельцам разрешалось, в интересах земледелия, переводить колонов с одного имения на другое, но при этом воспрещено было раздроблять семьи. Давая хозяину власть наказывать колонов за попытку бежать, императоры запрещали землевладельцам принимать чужих колонов. Принявший беглого колона обязан был возвратить его, возместить прежнему владельцу понесенные им убытки, уплатить подати колона за все время его пребывания у себя, и ещё подвергался штрафу по приговору судьи. Каждый колон имел постоянно один и тот же особый участок земли, который он передавал по наследству своим детям и обрабатывал, как хотел и умел. Этим положение колонов существенно отличалось от положения рабов, которые работали в разных частях имения, в общей массе, по указаниям и под надзором управляющих. Хозяин колона не мог требовать от него никаких личных услуг.
Что касается повинностей за пользование землей, то общего для всей империи правила, которое определяло бы величину их, не было, и они представляли в разных местах значительные различия. Количество повинностей определялось установившимся в каждом имении обычаем (consuetudo praedii), но землевладельцам было прямо запрещено увеличивать их. Если хозяин требовал с колона более того, что платилось ранее, колону предоставлялось право обращаться к суду, который и взыскивал переборы. Относительно способа уплаты повинностей (деньгами, натурой, то есть определённой частью плодов, или трудом) также не существовало общего правила. Юридически положение колонов определяется тем, что они — люди свободные. Прикрепление к земле не лишило колонов личной свободы. Как люди свободные, колоны имели семью, могли жениться, не испрашивая согласия землевладельца, могли приобретать собственность, даже недвижимую, и передавать её своим детям (тогда как пекулий раба после его смерти переходил к хозяину). Далее, колоны имели право вчинять от своего имени иски в суде, в известных случаях даже против своих хозяев (например, требовать возвращения излишне взятого с них).
КОЛОНАТ (позднелат. colonatus, от лат. colonus — земледелец) — особая форма производственных взаимоотношений между непосредственным производителем и крупным земельным собственником, сложившаяся и широко распространившаяся в Римской империи. При системе колоната происходит дробление единого земельного массива, ранее обрабатываемого рабским коллективом, руководимым из единого центра (виллы), на множество парцелл, обрабатываемых на правах держания или сдаваемых в аренду свободным или зависимым от землевладельца земледельцам-колонам. Колоны обязаны были уплачивать арендную плату сначала деньгами, а затем — из доли урожая и выполнять некоторые натуральные повинности. Появление и развитие колоната было связано с кризисом рабовладельческого способа производства, с исчерпанием производственных возможностей рабства как господствующей системы хозяйства. Колонатные отношения до некоторой степени выводили производство из тупика, в котором оно оказалось после нескольких сот лет господства рабства с незаинтересованностью раба в труде, его низкой производительностью и пренебрежением к труду, с чрезмерной эксплуатацией раба, хищническим отношением как к средствам производства, так и к непосредственному производителю. Новая форма эксплуатации предполагала известную экономическая самостоятельность непосредственного производителя, имеющего собственное хозяйство и потому заинтересованного в росте производительности своего труда, повышении рентабельности хозяйства, более бережном и рациональном отношении к орудиям и средствам производства.
Являясь переходной формой от рабовладения к крепостничеству, колонат имеет черты сходства как с тем, так и с другим. Прикрепление колонов к земле, наличие собственного хозяйства, мелкое землепользование, исчисление арендной платы из доли урожая, минимальные связи с рынком сближают колонатные отношения с крепостничеством. По своему юридическому положению колон приближался к рабу. Римское законодательство (особенно в 4-5 века) признает земельного собственника господином колона, сам колон и его имущество считаются инвентарем имения; колон лишен ряда прав свободного человека (его права на брак, наследство, свободное передвижение ограниченны, сам он ставится под административную юрисдикцию землевладельца).
Социальными предпосылками колоната были, с одной стороны, ухудшение общественного положения обедневших свободных, вынужденных заниматься физическим трудом, который в развитом рабовладельческом обществе считался обязанностью рабов, с другой стороны — известное повышение социального положения раба в силу разложения рабства и обострившейся классовой борьбы рабов. Все это вело к формированию нового промежуточного слоя — полусвободных колонов. Юридические корни колоната многочисленны и разнообразны: до конца 3 века колонат развивался как частноправовой институт и в зависимости от местных традиций, степени и темпа развития рабовладельческих отношений в разных частях римского государства он принимал разные формы. В восточном Средиземноморье на его развитие, возможно, оказала большое влияние принудительная аренда, широко известная в эллинистическое время; в римской Африке — отношения, сложившиеся между карфагенскими завоевателями и порабощенным местным сельским населением, которые были восприняты римлянами; в рейнских и дунайских провинциях — поселения пленных варваров; в Италии — традиционные римские институты патроната и клиентелы.
Колонат прошел длительный путь развития. В его истории можно наметить 2 основных периода. 1-й период — 2 век до н. э. — 1 век н. э., когда колонат был лишь одной из разновидностей рабовладельческих отношений. Колон считался свободным человеком, юридически и экономически независимым от земельного собственника и связанным с ним только равноправными договорными отношениями. Он обрабатывал арендуемый участок не только своими руками, но и руками принадлежавших ему рабов (иногда только рабов) и выступал как непосредственный производитель и вместе с тем как мелкий рабовладелец. Арендная плата вносилась им в денежной форме, колон, таким образом, был втянут в товарное производство как его непосредственный участник, независимо от собственника. Со 2 века начался новый период. Нерентабельность рабского труда и сокращение его источников, истощение почвы привели к гибели мелкие и средние рабовладельческие хозяйства. Из мелкого рабовладельца колон превратился в непосредственного производителя, а ранний колонат — в парциарный, при котором произошло полное изменение взаимоотношений колона и собственника. Потерявший экономическую самостоятельность, колон фактически был прикреплен к имению, потерял прямые связи с рынком, а собственник из равноправной стороны превратился в патрона-покровителя; арендная плата определялась в доле урожая (от 1/4 до 1/3). Колон выполнял и некоторые натуральные повинности (отработка нескольких дней на пахоте, прополке, жатве и т. д.). Ухудшение экономического положения империи в результате кризиса рабовладельческого общества 3 века, обеднение колонов и увеличение могущества латифундистов заставили римских императоров обратить особое внимание на развитие колонатных отношений с целью обеспечения фискальных интересов, подъема земледелия. Если раньше в римском законодательстве не было каких-либо единых общегосударственных норм, регулировавших взаимоотношения колона и собственника, то в 4-5 веках началась унификация колонатных отношений со стороны государственной власти и насильственное внедрение их сверху на всей территории империи. Колоны юридически были прикреплены к земле, еще в 3 веке потеряли право свободного передвижения. (Считают, что конституция императора Константина (332) подтвердила эдикт одного из императоров 3 века). По закону императора Анастасия (491-518) всякий земледелец, проработавший в имении 30 лет, независимо от своего социального и экономического положения, становился колоном, колон терял ряд прав свободного человека. Группы зависимого сельского населения, различные по происхождению, юридическому и социальному положению (пленные варвары, посаженные на землю, квази-колоны, рабы, наделенные участком земли колоны, инквилины — мелкие земельные арендаторы (с 4 века), адскриптиции, цензиты, оригинарии, трибутарии и др.), слились в одно сословие, имевшее общие права и; обязанности, занимавшее промежуточное положение между рабами и свободными и явившееся историческими предшественником средневековых крепостных. Внедрение новой формы эксплуатации происходило не в виде сельской идиллии, как полагает, например, Фюстель де Куланж, а в обстановке ожесточенной классовой борьбы закабаляемых колонов, породившей крупнейшие социальные движения 3-5 веков.
Несмотря на разнообразие точек зрения на происхождение и сущность колоната, для буржуазной историографии характерно стремление рассматривать колонат с формально-юридической точки зрения, в известном отрыве от общего хода исторического развития рабовладельческого общества. В работах буржуазных историков главное внимание уделяется не экономическим и социальным причинам появления и развития колоната, а описанию его отдельных сторон, особенно происхождению, юридическому обоснованию. Немецкий ученый К. Родбертус связывал появление и развитие колоната с развитием садовой культуры в Италии и посадкой в связи с этим рабов на мелкие участки как земледельцев; немецкие ученые К. Савиньи, Й. Марквардт, Т. Моммзен — с поселениями варваров (в частности, германцев) на римской территории; французские ученые А. Валлон и Фюстель де Куланж, немецкий В. Хейстербергк, русский И. М. Гревс — с мелкой свободной арендой. По мнению М. И. Ростовцева, немецких ученых Б. Хейстербергка и К. Шульца, колонат обязан своим появлением доримским институтам. Французские ученые Ш. Жиро, Ж. Каркопино относят его возникновение к республиканской эпохе, большинство исследователей колоната — к эпохе ранней империи. Различны взгляды на юридическое положение колонов: Родбертус считал колонат смягченным рабством, Фюстель де Куланж — институтом свободной аренды, взаимовыгодной для собственника и колона, М. И. Ростовцев, итальянский историк Дж. Сегре, немецкие ученые О. Зеек, Й. Кромайер и другие — полусвободными неполноправными арендаторами. Нет единства и в вопросе о роли имперского законодательства при формировании колоната. Французский историк Ш. Ревилью и немецкий А. Шультен (работавший в Испании) считают колонат искусственным насаждением, созванным императорскими декретами и административными распоряжениями в фискальных целях. Фюстель де Куланж, напротив, совершенно отрицает какой-либо воздействие имперского законодательства на развитие колоната. Большинство ученых, признавая частноправовой характер колонатных отношений в 1-3 веках, считает, что законодательство оказало известное влияние на распространение и оформление К. (Д. М. Петрушевский, М. Вебер, М. И. Ростовцев).
Марксистская постановка вопроса о колонате дана в сочинении Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», которое оказало решающее влияние на работы советских историков, в работах В. С. Сергеева, Н. А. Машкина, С. И. Ковалева, А. Б. Рановича, E. M. Штаерман и других возникновение и развитие колоната рассматривается в тесной связи с общим ходом развития рабовладельческого общества, анализируются социально-экономическими предпосылки развития колоната.
В. И. Кузищин. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ — КОШАКЕР. 1965.
Литература:
Зависимое население
Унаследованное от античного общества рабство занимало в социальном строе Византии подчиненное место. Под влиянием христианства положение рабов постепенно улучшалось в юридическом отношении.
Рабы в Византии рассматривались как люди (а не как вещь). За ними признавался личный статус. Право господина наказывать раба было ограничено, убийство раба с IV в. приравнивалось к убийству свободного человека плебейского сословия. Рабы могли вести дела в судах, кроме как против своего господина. С начала IV в. были разрешены браки со свободными, хотя это и не поощрялось. Вместе с тем рабам полностью запрещался доступ к каким-либо государственным должностям. Несколько различалось дополнительно положение рабов частных лиц и рабов государственных (императорских). Императорские рабы могли владеть собственностью, в том числе земельной.
К VI-VII вв. количество рабов неуклонно сокращалось. Большинство из них трансформировалось в другие категории зависимого или свободного плебейского населения – главным образом, в зависимых землевладельцев-крестьян. К XII в. рабство в империи было уже незначительным.
Основную массу зависимого земледельческого населения в ранний период составляли колоны. Колонат как система аграрных и правовых отношений также был унаследован Византией от поздней Римской империи. Однако здесь он получил новое развитие, приобрел новые правовые формы и стал основным путем преобразования прежнего рабского населения в феодально-зависимое.
Колоны подразделялись на две категории: «Одни суть энапографы, и их пекулий принадлежит их господам, другие же по прошествии 30-летнего срока становятся мистотами, оставаясь свободными вместе со своим имуществом, и они принуждаются и землю возделывать, и платить налоги»*.
* Кодекс Юстиниана. XI.48.19.
Колоны-энапографы (приписные) считались как бы наследственными рабами земельного владения и были как бы прикреплены к нему. Для них запрещались браки со свободными. В случае бегства колона из имения его принудительно возвращали туда вместе с имуществом. Не избавляло от статуса энапографа и поступление в монастырь: при выходе оттуда до истечения особого давностного срока крестьянина возвращали в его прежний статус.
Права свободных колонов также были ограничены. Если у колона не оставалось наследников, то все имущество (по своеобразному праву «мертвой руки», сродни западноевропейскому) переходило господину. Были ограничены и права на завещание при наличии наследников. Если колон традиционно платил господину натуральный оброк, то он не считался владельцем имевшегося у него участка земли. Без разрешения господина запрещалось поступать на военную службу (которая давала бы впоследствии законное право на освобождение и на земельный надел), занимать государственные должности. Эти ограничения снимались, если колон прослужил своему господину более 30 лет. В VI в. колоны были лишены права перехода из имения в имение. Имущественные и неимущественные права колонов были частично сохранены: они могли быть арендаторами, могли заключать обязательства.
К VII-VIII вв. аграрный строй в Византии существенно изменился. На место крупных латифундий, основанных на труде колонов, пришли государственные хозяйства и военно-служилое землевладение. Колонат внутренне преобразовался в строй крестьянской общины свободных земледельцев, зависимой главным образом только от государства.