Комитет ООН против пыток

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 4

Комитет против пыток (англ. Committee Against Torture, CAT) — исполнительный орган Организации Объединённых Наций, осуществляющий надзор за исполнением Конвенции против пыток. Создан 1 января 1988 года, спустя шесть месяцев после вступления Конвенции в силу. Наряду с Комитетом существует Подкомитет по предотвращению пыток (состоящий из 25 экспертов), имеющий право наносить визиты в государства-участники Факультативного протокола к Конвенции.

Комитет призван координировать борьбу с пытками в странах-участницах Конвенции.

Присоединившиеся к Конвенции государства, а также страны, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны представлять каждые 4 года отчёт о мероприятиях, направленных на выполнение требований Конвенции. Комитет проверяет эти отчёты и может высказывать своё мнение по ним или делать замечания общего характера.

Комитет может рассматривать сообщения о конкретных случаях предполагаемого нарушения Конвенции странами, сделавшими заявление согласно статье 21 или 22 Конвенции.

Согласно статье 17 Конвенции каждое государство, присоединившееся к Конвенции, имеет право выдвинуть кандидата в члены Комитета. За четыре месяца до выборов они получают приглашения от Генерального секретаря ООН и в течение трёх месяцев могут подобрать нужного эксперта. За один месяц до выборов Генеральный секретарь предоставляет список кандидатур вместе с их биографиями на ознакомление государствам участникам Конвенции.

Пять новых членов Комитета каждые два года определяются по результатам состоявшихся тайных выборов, причём необходим кворум из двух третей государств-членов. Те пять кандидатов, которые набирают наибольшее число голосов, избираются в Комитет, в котором остаются также пятеро избранных двумя годами ранее членов.

Членство в Комитете длится четыре года, после которых кандидат может быть выдвинут вновь. В случае, если член Комитета прекращает своё членство досрочно, умирает или не может исполнять свои обязанности по иной причине, страна, выдвинувшая его кандидатуру, определяет его заместителя на оставшееся время членства, при этом должна убедить большинство стран-членов в обоснованности своего выбора. Согласие считается полученным, если меньше половины государств-участников в течение шести недель после оповещения о кандидатуре заместителя представляют протест Генеральному секретарю.


Назовите основные международные акты по защите прав человека.

Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.)

Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)

Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)

Европейская Социальная Хартия ETS N 163 (пересмотренная) (Страсбург, 3 мая 1996 г.)

Европейская Конвенция о выдаче ETS N 024 (Париж, 13 декабря 1957 г.)

Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания ETS N 126 (Страсбург, 26 ноября 1987 г.)

Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам ETS N 030 (Страсбург, 20 апреля 1959 г.)

Европейская конвенция о пресечении терроризма ETS N 090 (Страсбург, 27 января 1977 г.

Европейская хартия местного самоуправления ETS N 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.)

Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств ETS N 157 (Страсбург, 1 февраля 1995 г.)

Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.)

Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.)

Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)

Конвенция о политических правах женщин (Нью-Йорк, 31 марта 1953 г.)

Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 19

Ознакомьтесь с текстом Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. Назовите а)гражданские права, включенные в декларацию; б)политические права; в)экономические и социальные права; г)культурные.

Всеобщая декларация прав человека — рекомендованный для всех стран-членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года во Дворце Шайо в Париже. Текст Декларации был переведен на 375 языков и диалектов и является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди. Состоит из 30 статей и является частью Международного билля о правах человека, наравне с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, двумя Факультативными Протоколами.

Отказ от дискриминации человека по признаку расы, пола, религии и иных убеждений, национального или социального происхождения.

И каждая личность в отдельности, и ячейка общества — семья — должны быть под защитой закона.

Каждый имеет право принимать участие в управлении своей страной через избранных представителей, фальсификация результатов выборов недопустима.

Свобода выбора места жительства по всему миру.

Право на образование.

Право на работу, оплачиваемый отпуск, защиту от безработицы и социальную защиту.

Свобода совести и религии.

Свобода слова и мнения.

Каждый имеет обязанности перед обществом.

Ознакомьтесь с текстом Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. Назовите права человека, закрепленные в пакте.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах — пакт, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года и вступивший в силу 3 января 1976 года. На январь 2012 года в пакте участвует 160 государств; помимо них, его подписали ещё 7 государств. Крупнейшее государство, не являющееся участником пакта — США.

Статья 1 — право на самоопределение;

Статья 6 — право на труд;

Статья 7 — право на справедливые и благоприятные условия труда;

Статья 8 — право на создание профсоюзов и забастовки;

Статья 9 — право на социальное обеспечение;

Статья 10 — защита семьи, материнства и детей;

Статья 11 — право на достаточный жизненный уровень (включает право на жилище и на питание);

Статья 12 — право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья;

Статья 13 — право каждого человека на образование;

Статья 14 — план действий по введению обязательного бесплатного всеобщего начального образования;

Статья 15 — право на участие в культурной жизни, пользование результатами научного прогресса и защитой интересов, связанных с собственным творчеством.

⇐ Предыдущая1234

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Комитет против пыток ООН по завершении сессии в Женеве опубликовал заключительные рекомендации для России по борьбе с жестоким и бесчеловечным обращением. В частности, предлагается направить внимание на соблюдение прав задержанных и заключенных. Также комитет предложил России отменить закон о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений, так как это способствует росту предрассудков и стигматизации. В ближайшее время Россия должна заявить, какие из рекомендаций она обязуется выполнить.

Комитет против пыток (КПП) ООН опубликовал окончательные рекомендации по итогам рассмотрения шестого периодического доклада России о выполнении международных норм по борьбе с жестоким обращением с людьми. КПП ООН в очередной раз призвал Россию криминализировать пытки. В российском законодательстве есть определение пыток (ст. 117 УК РФ, истязание), но нет отдельной статьи о них, что приводит к проблеме со статистикой. Члены комитета подчеркнули, что без статистики нельзя понять, насколько эффективно государство борется с пытками.

КПП ООН призвал высокопоставленных чиновников продолжать делать публичные заявления о недопустимости пыток и бесчеловечного обращения с людьми. Необходимо заявлять, что любые попытки скрыть издевательства приведут к уголовной ответственности.

Комитет напомнил о необходимости предоставлять правовые гарантии всем задержанным, обеспечивать им доступ к адвокатам и медпомощи. При этом врачи, зафиксировавшие следы избиений на теле заключенного, не должны подвергаться давлению, а информацию о телесных повреждениях необходимо сразу доводить до сведения прокурора. Все допросы должны сниматься на видео, а в помещениях, где содержатся заключенные, необходимо установить видеокамеры.

Эксперты комитета отметили, что в России есть проблема с приемом заявлений о пытках, в том числе в местах лишения свободы — в учреждения ФСИН и МВД. Комитет предложил России укрепить подразделение Следственного комитета РФ, которое занимается жалобами на пытки со стороны правоохранительных органов. Заявители, особенно в местах лишения свободы, должны иметь возможность конфиденциально отправить письмо. А жертвы пыток должны получать разумные компенсации, отмечается в рекомендациях. Сейчас в России это суммы от 10 тыс. до 70 тыс. руб., в то время как в практике Европейского суда по правам человека компенсации составляют порядка 350 тыс. руб. и выше. Причем компенсация должна быть назначена даже в том случае, если преступник не установлен, подчеркивают в ООН.

Одной из мер борьбы с пытками является разъяснительная работа с сотрудниками правоохранительных органов, подчеркивают эксперты ООН. По их мнению, знание закона остановит силовиков от необоснованного и непропорционального применения силы и оружия, в том числе во время митингов. Допросы людей, подозреваемых в терроризме, и любые другие контртеррористические меры также должны соответствовать Европейской конвенции по предупреждению пыток.

Отдельно КПП ООН подчеркнул необходимость оказывать медпомощь потребителям наркотиков, которые в местах лишения свободы начинают испытывать ломку. Также синдром отмены наркотиков нельзя использовать с целью получения признания, отмечают в ООН.

Говоря о работе ОНК, эксперты ООН указали, что государству необходимо оказывать им помощь, в том числе финансовую. Каждый случай вмешательства в работу наблюдателей должен быть изучен, а должностные лица — привлечены к ответственности. Также КПП ООН предложил России рассмотреть возможность допуска в места лишения свободы представителей неправительственных организаций.

Необходимы меры для прекращения практики принудительного направления людей в психиатрические учреждения. По данным ООН, такие жалобы поступают из Крыма. Также комитет предложил дать доступ в эти учреждения ОНК и неправительственным организациям.

Комитет рекомендует России ратифицировать Факультативный протокол к Конвенции против пыток и создать национальный превентивный механизм для предупреждения пыток. Сейчас концепцию формирования национального превентивного механизма разрабатывает Совет при президенте РФ по правам человека.

Говоря о работе правозащитников и журналистов, КПП ООН подчеркнул, что государство должно позволить им работать, обеспечить им защиту от нападений, а в случае таковых провести расследование и наказать виновных. Безопасность должна быть предоставлена жертвам насилия в семье, а полиция не должна закрывать глаза на жалобы от женщин. В пункте о притеснениях представителей ЛГБТ комитет рекомендовал России отменить закон о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, поясняя, что это способствует разжиганию предрассудков. По мнению экспертов ООН, необходимо также обучить сотрудников полиции и суды, как выявлять преступления, мотивированные ненавистью к ЛГБТ.

В рекомендациях есть предложения по конкретным делам. Эксперты обратили внимание на дело о жестоком избиении осужденного Евгения Макарова в ИК-1 Ярославской колонии. Накануне сессии в ООН его адвокаты распространили 10-минутный видеоролик с избиениями, произошедшими год назад. Тогда заявления защиты проверялись следователем, но было вынесено решение об отказе в возбуждении дела. Комитет указал, что России следует беспристрастно и эффективно расследовать этот случай, а исполнителей и тех, кто скрывал видеозапись от следствия, необходимо привлечь к уголовной ответственности.

Говоря про заявления правозащитников о случаях похищений и исчезновений людей на Северном Кавказе, КПП ООН рекомендовал России провести оперативные расследования всех подобных жалоб. Нужно наказать исполнителей и обеспечить жертвам возмещение, подчеркнули в комитете. При этом правозащитники, семьи пострадавших и журналисты должны быть защищены, отметили в ООН.

«В ближайшее время Россия, как ожидается, скажет, какие из этих рекомендаций она принимает и обязуется выполнить»,— сообщила «Ъ” руководитель отдела международно-правовой защиты российской организации «Комитет против пыток» Ольга Садовская. Ранее во время сессии КПП ООН заместитель главы Минюста Михаил Гальперин пояснил «Ъ”, почему Россия выполняет не все рекомендации: «Наверное, ключевое слово — рекомендации. Российская Федерация сама принимает решение о том, какие рекомендации она будет выполнять, когда и каким образом».

Анастасия Курилова

Международная Амнистия — Amnesty International

Международная неправительственная организация, основанная в 1961 году. Организация расследует нарушения прав человека, доводит эти нарушения до внимания общественности, добивается освобождения «узников совести» — тех, кто находится в заключении за свои убеждения либо из-за этнического происхождения, пола, цвета кожи или языка. Также Амнистия выступает за справедливый суд для политических заключенных, прекращение пыток и жестокого обращения с заключенными и военнопленными, отмену смертной казни, соблюдение прав призывников на альтернативную гражданскую службу и обеспечение прав беженцев.

Хьюман Райтс Вотч — Human Rights Watch

Основанная в 1978 году неправительственная организация, занимающаяся мониторингом, расследованием и документированием нарушений прав человека более чем в 70 странах мира. Проводит информационно-разъяснительные кампании, с целью оказать значительное влияние на ту или иную ситуацию. «Хьюман Райтс Вотч» выступает против нарушения тех прав, которые она считает основными правами человека, включая смертную казнь и дискриминацию на основе сексуальной ориентации. Защищает свободы, связанные или исходящие от основных свобод, таких как свобода религии и прессы. Расследует нарушения указанных норм и обнародует результаты в региональных и международных СМИ. Публикуемые организацией отчеты используются в качестве основания для привлечения внимания международной общественности к злоупотреблениям, а также в качестве инструмента давления на правительства и международные организации с целью проведения реформ. Согласно официальным заявлениям, организация не принимает финансовой помощи от правительственных структур, существуя за счёт частных пожертвований. Каждый год «Хьюман Райтс Вотч» награждает титулом «Защитник прав человека» активистов, демонстрирующих лидерство и мужество в области защиты прав человека.

Международный комитет красного креста

Гуманитарная организация, осуществляющая свою деятельность во всём мире, исходя из принципа нейтральности и беспристрастности. Она предоставляет защиту и оказывает помощь пострадавшим в вооружённых конфликтах и внутренних беспорядках. Представительства организации, где в общей сложности работают более 12 тысяч человек, расположены почти в 80 странах мира. В ситуациях вооружённых конфликтов МККК координирует деятельность национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и объединяющей их Международной Федерации.

Врачи без границ — Doctors Without Borders/Medecins Sans Frontieres

Международная независимая гуманитарная медицинская организация, предоставляющая неотложную помощь жертвам вооруженных конфликтов, природных катастроф и тем, кому отказано в медицинской помощи. Оказывает помощь тем, кто в ней нуждается, вне зависимости от пола, расовой принадлежности, религиозных убеждений и политических взглядов. Организация ежегодно посылает более 3 тысяч добровольцев в более чем 80 стран мира, включая зоны вооружённых конфликтов. Волонтёры организации работают во многих «горячих точках». Кроме того, «Врачи без границ» ведут профилактическую и просветительскую работу по борьбе с наркоманией и СПИДом. Основана в 1971 году и представляет из себя всемирное движение, состоящее из 23 ассоциаций.

Репортёры без границ — Reporters sans frontières

Организация была основана в 1985 году с целью борьбы против цензуры и за освобождение журналистов, находящихся в заключении из-за своей профессиональной деятельности. Ежегодно публикует на своём веб-сайте индекс свободы слова более чем 160 стран мира.

Мемориал

Международное историко-просветительское, правозащитное и благотворительное общество, основной задачей которого изначально было исследование политических репрессий в СССР. На сегодняшний день это содружество десятков организаций в России, Германии, Казахстане, Латвии, Армении, Грузии и Украине, ведущих исследовательскую, правозащитную и просветительскую работу. «Мемориал» с помощью групп наблюдателей в «горячих точках» на территории СНГ собирает фактический материал, проверяет, анализирует и публикует собранные данные о нарушениях прав человека.

Международная комиссия юристов -The International Commission of Jurists

Негосударственная правозащитная организация, работающая в сфере международного права прав человека и международных стандартов системы правосудия. Комиссия представляет собой постоянно действующую группу из 60 видных юристов (судей и адвокатов) из разных стран, в том числе, представителей высшего эшелона судебной власти в Австралии, Канаде, Южной Африке, Германии, Свазиленде, Малави, Ботсване, Аргентине, Колумбии, Сербии, Тунисе, и других странах мира.

Всемирная организация против пыток — World Organization Against Torture

Созданная в 1985 году международная коалиция некоммерческих общественных организаций, осуществляющих борьбу против пыток, внесудебных казней, насильственных исчезновений и других форм жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения. В сеть входят 297 организаций, занимающихся защитой и продвижением прав человека во всем мире. Предоставляет адресную медицинскую, юридическую и социальную помощь жертвам пыток и обеспечивает ежедневное распространение срочных обращений по всему миру с целью предотвращения грубых нарушений прав человека, защиты конкретных людей и борьбы с безнаказанностью. Кроме того, некоторые виды деятельности направлены на защиту конкретных уязвимых категорий населения, таких как женщины, дети и правозащитники.

Международная Федерация за права человека — Fédération internationale des ligues des Droits de l’Homme

Международное правозащитное движение, объединившее на сегодняшний день 178 правозащитных организаций в более чем ста странах. Целью объединения является оказание поддержки этим организациям, которые тем самым обретают трибуну для позиционирования на международном уровне. Федерация проводит свою деятельность в следующих направлениях: защита правозащитников, защита прав женщин, защита прав мигрантов, содействие отправлению правосудия и борьба с безнаказанностью, соблюдение прав человека в контексте глобализации, укрепление международных и региональных механизмов защиты, борьба за соблюдение прав человека и законности во время конфликтов, чрезвычайного положения и переходных периодов.

Обсерватория по защите правозащитников — The Observatory for the Protection of Human Rights Defenders

Международная программа, действующая с 1997 года, — совместный проект Международной федерации за права человека и Всемирной организации против пыток. Готовит и публикует ежегодные доклады о ситуации со свободой ассоциаций и положением правозащитников в Европе и странахСНГ.

Институт прав человека — The International Bar Association’s Human Rights Institute

Институт защиты прав человека, созданный в 1995 году при Международной ассоциации юристов. Проводит обучение юристов, включая судей и прокуроров, правовой защите прав человека и международному гуманитарному праву; осуществляет учебные программы для укрепления судебной власти в странах, в которых имел место вооружённый конфликт или где базовая государственная инфраструктура оказалась подорванной; проводит расследования в странах, где ухудшается ситуация с верховенством права и направляет в них наблюдателей; сообщает органам власти различных стран о допущенных, на его взгляд, нарушениях прав человека; стимулирует международную поддержку изменений в области прав человека, в том числе посредством СМИ; оказывает техническую помощь объединениям юристов, испытывающим нехватку ресурсов.

Комитет защиты журналистов — Committee to Protect Journalists

Международная неправительственная организация, занимающаяся защитой прав журналистов, образованная в 1981 году американским корреспондентом. Организация осуществляет сбор информации о репрессиях и убийствах журналистов по всему миру. Комитет ежегодно присуждает премию «International Press Freedom Awards». Премия присуждается журналистам и правозащитникам, которые за свои публикации и защиту свободы слова подвергались преследованиям.

Международная ассоциация по защите свободы слова — International Freedom of Expression Exchange

Независимая организация, занимающаяся защитой свободы слова. Ассоциации была основана в 1992 году в Монреале. Одним из основателей является Комитет защиты журналистов. Объединение состоит из 71 организаций, которые следят за состоянием свободы слова, и направляют собираемую ими информацию отдельным лицам и организациям во всем мире.

Комитет против пыток был создан в 1987 г. в соответствии с положениями Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1985 г.

Членство и организация работы

Комитет СОСТОИТ из 10 экспертов, действующих в личном качестве и избираемых государствами — участниками Конвенции на их совещаниях, которые проводятся раз в два года. Должное внимание при избрании уделяется справедливому географическому распределению и целесообразности участия лиц, имеющих юридический опыт. Кроме того, государства-участники учитывают целесообразность выдвижения лиц, которые являются также членами Комитета по правам человека (см. выше) и изъявляют желание работать в Комитете против пыток.

Члены Комитета должны обладать высокими моральными качествами и признанной компетенцией в области прав человека. Каждое государство имеет право выдвинуть не более одного кандидата из числа своих граждан.

Избрание осуществляется на четырехлетний срок прямым тайным голосованием. Члены Комитета имеют право быть переизбранными при повторном выдвижении их кандидатур. Каждые два года избирается по 5 экспертов. В случае досрочного прекращения полномочий государство-участник предлагает другого эксперта из числа своих граждан на оставшийся срок. Его кандидатура утверждается по «процедуре молчания» — считается одобренной, если половина или более государств-участников не возразили в течение шести недель после получения информации о предлагаемом назначении от Генерального секретаря ООН.

Комитет избирает должностных лиц (председателя, трех заместителей и докладчика) сроком на два года с возможностью повторного избрания, а также устанавливает собственные правила процедуры. Конвенция устанавливает, что шесть членов Комитета образуют кворум, а решения принимаются большинством голосов присутствующих экспертов.

Организационно-техническое обеспечение деятельности Комитета осуществляется Генеральным секретарем ООН, который обеспечивает необходимый персонал и условия для эффективного осуществления Комитетом его функций.

Комитет проводит в Отделении ООН в Женеве две четырехнедельные (до 2011 г. — трехнедельные) сессии в год. Предусмотрена также возможность созыва специальных сессий по инициативе большинства членов Комитета или в случае обращения государства — участника Конвенции.

Ежегодно Комитет представляет доклады по итогам своей работы Генеральной Ассамблее ООН и государствам — участникам Конвенции.

Как и другие договорные органы. Комитет против пыток рассматривает доклады стран — участниц Конвенции о принятых мерах по осуществлению обязательств по ней. Первый доклад государства обязаны представить в течение одного года после вступления Конвенции в силу для них; последующие — раз в четыре года или по запросу Комитета.

Комитет заблаговременно (как правило, за год) составляет список государств, доклады которых будут рассматриваться на его предстоящих сессиях. По каждой стране назначаются два докладчика из числа членов Комитета. На основании доклада, предыдущих заключительных замечаний и рекомендаций, а также информации из альтернативных источников (ООН и ее органы и механизмы, региональные контрольные процедуры в области прав человека, национальные правозащитные учреждения, неправительственные организации и т.д.) они готовят список дополнительных вопросов. Список публикуется и загодя препровождается заинтересованному государству, которое должно направить письменные ответы на них.

Рассмотрение докладов Комитет, как и другие договорные органы, проводит в ходе регулярных сессий в формате интерактивного диалога с представителями государства-участника. По итогам диалога формулируются заключительные замечания и рекомендации, которые затем препровождаются заинтересованному государству.

В отдельных случаях Комитет может потребовать у подотчетного государства направления информации об исполнении отдельных рекомендаций в течение года. В таких случаях один из экспертов назначается докладчиком, который берет этот вопрос на контроль.

Доклады, дополнительные вопросы, ответы на них, заключительные замечания и комментарии государств публикуются в Интернете. Доклады, кроме того, препровождаются Генеральным секретарем ООН всем участникам Конвенции.

Другой важной функцией Комитета является проведение конфиденциальных расследовании по обоснованным данным о систематическом применении пыток на территории страны — участницы Конвенции. По получении такой информации Комитет предлагает заинтересованному государству сотрудничать в ее рассмотрении и представить свои замечания. Затем Комитет может назначить одного или нескольких своих членов для проведения конфиденциального расследования. С согласия заинтересованного государства расследование может включать посещение его территории.

По окончании расследования Комитет направляет государству его результаты, а также собственные замечания и предложения. После консультаций с заинтересованным государством Комитет может принять решение о включении краткого отчета о результатах работы в свой ежегодный доклад.

По аналогии с некоторыми другими договорными органами Комитет против пыток может рассматривать сообщения государств — участников Конвенции о том, что другие государства-участники не выполняют своих обязательств но ней. Условием запуска этой процедуры является признание соответствующей компетенции Комитета обоими заинтересованными государствами.

Сообщения рассматриваются в конфиденциальном порядке. Комитет оказывает добрые услуги в целях дружественного разрешения вопроса на основе уважения обязательств, предусмотренных в Конвенции. С этой целью Комитет может при необходимости учредить специальную согласительную комиссию.

На практике эта процедура ни разу не задействовалась.

Конвенция предусматривает и полномочия Комитета рассматривать индивидуальные сообщения о нарушениях государством-участником ее положений. Соответствующая статья Конвенции носит факультативный характер: государства-участники могут в любое время заявить о признании компетенции Комитета получать и рассматривать сообщения лиц, находящихся под его юрисдикцией, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения государством-участником положений Конвенции, или сообщения такого рода, поступающие от их имени.

По получении сообщения Комитет определяет его приемлемость. Основными критериями таковой являются определенность автора, совместимость с положениями Конвенции и отсутствие злоупотребления правом на подачу сообщений. Все сообщения, отвечающие этим критериям, доводятся до сведения заинтересованного государства.

Комитет не принимает сообщения к рассмотрению до тех пор, пока не убедится в исчерпании всех внутренних средств правовой защиты (за исключением случаев, когда применение этих средств неоправданно затягивается или вряд ли окажет эффективную помощь жертве нарушения), а также в том, что сообщение не рассматривается и не рассматривалось по какой-либо другой процедуре международного расследования или урегулирования.

Рассмотрение проводится в закрытом формате с учетом информации по существу от заявителей или их представителей и заинтересованного государства. По его итогам Комитет направляет свои мнения обеим сторонам.

Определенными полномочиями Комитет наделен в соответствии с вступившим в силу 22 июня 2006 г. Факультативным протоколом к Конвенции. Комитет рассматривает ежегодные доклады Подкомитета по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, имеет право выступать с публичными заявлениями или обнародовать отдельные доклады Подкомитета в случае отказа государства — участника Протокола сотрудничать с последним. Также Комитет имеет право продлить с 3 до 5 лет период отсрочки исполнения государством-участником своих обязательств по некоторым положениям Протокола.

Как и многие другие договорные органы. Комитет издает замечания общего порядка по вопросам разъяснения или применения отдельных положений Конвенции. По состоянию на конец 2011 г. их выпущено всего два. Другой формой выражения мнения Комитета являются публичные заявления по актуальным вопросам, имеющим отношение к претворению в жизнь положений Конвенции. Эти заявления делаются как собственно Комитетом, так и совместно с другими органами ООН или договорными органами.

В 2007 г. Комитет впервые внедрил факультативную процедуру составления докладов, согласно которой заинтересованное государство готовит доклад с учетом замечаний и вопросов, заблаговременно направленных Комитетом. Тем самым совмещаются этапы представления периодического доклада и ответа на дополнительные вопросы. В 2010 г. аналогичная процедура была принята и Комитетом по правам человека.

ЕВРОПЕЙСКИЙ КОМИТЕТ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЫТОК И БЕСЧЕЛОВЕЧНОГО ИЛИ УНИЖАЮЩЕГО ДОСТОИНСТВО ОБРАЩЕНИЯ ИЛИ НАКАЗАНИЯ, КАК МЕЖДУНАРОДНОПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ

Моряков Д., соискатель

Казанский государственный университет Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Европейской конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987г. (далее — Конвенция 1987г.) был учрежден Комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (далее — Комитет), создавший механизм контроля за соблюдением государствами-участниками общеевропейских стандартов в сфере предупреждения пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания в местах лишении свободы. В соответствии со ст. 2 Конвенции 1987г. государство, ратифицировавшее этот международный договор, берет на себя обязательство разрешать членам Комитета в пределах их компетенции посещать любые расположение на его территории места лишения свободы. Правовой базой для разработки Конвенции 1987г. послужила ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г.

Деятельность Комитета существенно отличается от деятельности Комитета по правам человека и Комитета против пыток. Если функции двух последних заключаются в изучении докладов государств и рассмотрении заявлений государств и частных лиц, то основа деятельности Комитета -проведение инспекционных визитов в места лишения свободы. Рассмотрение заявлений о нарушении положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г. в европейском регионе возложено на Европейский суд но правам человека. Возможно, при разработке нового европейского механизма по предупреждению пыток на основе Европейской конвенции 1987г. были учтены недостатки деятельности Комитета против пыток и положительный опыт Международного Комитета Красного Креста (МККК).

Структурно Комитет представлен следующим образом. Количество членов равно числу госу-дарств-участников Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания

1987г. Члены Комитета, избираемые Комитетом Министров Совета Европы на четыре года, выступают в личном качестве, они независимы и беспристрастны и являются специалистам и в различных областях знаний (праве, медицине, политологии, пенитенциарной системе). После принятия в ноябре 1993г. Протокола № 2 к Конвенции 1987г.1 члены Комитета могут переизбираться на втором срок. В составе Комитета существует Бюро, которое состоит из Председателя Комитета и двух вицепредседателей, избираемых членами Комитета. Председатель Комитета права решающего голоса не имеет. В структуру его входит секретариат, являющийся подразделением Совета Европы. Для регламентации деятельности Комитетом были разработаны собственные правила процедуры.

Для обеспечения беспристрастности членов Комитета, они не осуществляют инспекционных визитов в страну своего гражданства. Во время визита в делегацию Комитета, как правило, входят независимые эксперты в области медицины, в том числе психиатрии, юриспруденции, функционирования пенитенциарных учреждений и др., не являющиеся членами Комитета или какого-либо органа Совета Европы.

В целях обеспечения независимости членов Комитета и экспертов, их свободы и личной безопасности в силу ст. 16 Конвенции 1987г. они наделены определенными, перечисленными в Приложении к Конвенции 1987 года, привилегиями и иммунитетами. Суть их заключается о следующем. Члены Комитета при исполнении своих обязанностей, в том числе и во время служебных поездок, пользуются иммунитетом от ареста и задержания, от наложения ареста на личный багаж. На них не распространяются какие-либо ограничения на свободу передвижения (въезд в государство, выезд из него и передвижение внутри страны). Данное правило действует как в государстве, на территории которого будет проводиться или уже проходит инспекционный визит, так и в отношении страны, через которую члены Комитета и эксперты следуют транзитом в связи с исполнением служебных обязанностей. Что касается иммунитетов и привилегий членов Комитета в области валютного и таможенного контроля, они пользуются аналогичными правами, предоставляемыми должностным лицам временных официальных миссий. Во время проведения инспекционных визитов эксперты, под которыми понимаются указанные а параграфе 2 ст. 7 Конвенции 1987г. лица, обладают тем же кругом привилегий и иммунитетов, что и члены Комитета.

Предоставленным членам и экспертам Комитета иммунитетом и привилегиями обеспечивается

1 Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. Сост. Москалькова Т.Н. и др. М., изд. «Спарк», 1998г.

реализация положений ст. 2 и п. 3 ст. 3 Конвенции 1987 г., провозглашающих право свободного доступа делегации на территорию как в целом инспектируемого государства, так и о любое место лишения свободы, включая беспрепятственное передвижении по всей его территории.

Для создания условий независимости членов Комитета и экспертов все относящиеся к деятельности Комитета официальные и рабочие документы неприкосновенны. Более того, корреспонденция Комитета, имеющая статус официальной, не может быть задержана или подвергнута цензуре. Для создания полной независимости членов Комитета и экспертов предоставляемый им иммунитет сохраняется и после прекращения исполнения ими своих должностных обязанностей.

Правом лишения членов Комитета привилегий и иммунитетов обладает только сам Комитет. При наличии основании, например, при совершении противоправного деяния, члены Комитета и эксперты могут и должны быть лишены иммунитета, если он препятствует осуществлению правосудия и когда лишение его не наносит ущерба целям деятельности Комитета. Данное обстоятельство объясняется не только необходимостью осуществления правосудия, но и обязанностью члена Комитета обладать высокими моральными качествами (п. 2 ст. 4 Конвенции 1987г.), которые не могут сочетаться с незаконными действиями.

Деятельность Комитета имеет несколько особенностей. В своей работе он использует только внесудебные средства предупредительного характера. Как было отмечено во 2-м общем отчете о деятельности Комитета за период с 1 января по 31 декабря 1991г., «роль Комитета носит, в основном, превентивный характер: его главная цель состоит скорее в предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, чем в установлении, что такие факты действительно имели место». В этой связи членами делегации не рассматриваются процессуальные основания лишения свободы, а только условия содержания в местах лишения свободы, для оценки которых Комитет опирается на стандарты, изложенные в Европейских пенитенциарных правилах. Комитет осуществляет контроль непосредственно на местах (члены Комитета лично инспектируют тюрьмы, отделения милиции, СИЗО, ИВС, специальные психиатрические больницы). Для проведения инспекции и указанных учреждениях Комитет не нуждается в официальных жалобах — проверки могут проводиться по его собственной инициативе.

Проводя инспектирование, делегация Комитета выясняет общие условия содержания в посещаемых местах лишения свободы, обращение работников правоохранительных органов, администрации и персонала учреждении с заключенными, проводит личные беседы (в некоторых случаях наедине) с лицами, лишенными свободы, для выяс-

нения их физического и психического состояния, наличия жалоб на факты пыток и бесчеловечного пли унижающего достоинство обращения или наказания. Как было отмечено Комитетом в п. 44 2-го общего отчета о его деятельности за период с 1 января по 31 декабря 1991г., «Жестокое обращение может принимать многочисленные формы, многие из которых могут быть не предумышленными, а скорее являться результатом организационных ошибок или недостаточности ресурсов. Поэтому для Комитета большое значение имеет общий уровень жизни в учреждении». Учитывается членами Комитета и уровень переполненности инспектируемого учреждения, который «может оказаться бесчеловечным или унижающим с точки зрения физического существования человека».

При оценке условий содержания заключенных Комитет принимает во внимание также уровень жизни в целом по стране. Этот принцип создания условий для отбытия наказания рассматривается и в уголовно-исполнительном праве.

Бесчеловечным и унижающим достоинство обращением Комитет, как и, например, Комитет против пыток, признает некоторые обстоятельства одиночного заключении. В этой связи Комитет полагает, что «все формы одиночного заключения должны быть как можно менее продолжительными».

Во время визита делегация Комитета уделяет внимание медицинскому обслуживанию в местах содержания людей, лишенных свободы, поскольку в основе разработанных им методов выявления фактов пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания лежит принцип, в соответствии с которым лица, лишенные свободы, имеют право на такой же уровень медицинского обслуживания, какой принят по всем обществе.

Во время инспекций делегация выясняет также условия содержания задержанных иностранцев, в том числе в транзитных зонах международных аэропортов, поскольку, в соответствии со ст. 5 (1) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод2, Комитет рассматривает лиц, задержанных с целью предотвращения незаконного въезда в страну или против которых принимаются меры по выдаче или высылке, как лиц, лишенных свободы. Инспектируя транзитные зоны, Комитет выясняет наличие в них оборудованных спальных мест, обеспечение содержащихся в лих лиц питанием, необходимой медицинской помощью, а также доступом к своему багажу и ежедневными прогулками на открытом воздухе.

Комитет строит свои взаимоотношения с государствами на принципах сотрудничества и кон-

фиденциальности получаемой в ходе проверок информации, а также руководствуется этическим принципом, подразумевающим партнерство, а не конфронтацию с государствами. Эти принципы деятельности Комитета должны соблюдаться при взаимоотношениях с любым государством-членом Конвенции 1987 г.

В ходе визита члены Комитета могут проинспектировать учреждения, в деятельности которых ранее выявлялись нарушения.

Различают два типа визитов Комитета; периодические и специальные. Периодические визиты, на долю которых приходится основная часть инспекции, являются обязательными и проводятся на постоянной основе. Их частота не определена в Конвенции 1987г., а регулируется членами Комитета в зависимости от географических размеров страны. В течение года Комитет осуществляет примерно десять — тринадцать периодических визитов в различные страны.

При ратификации государством Конвенции 1987г, посещение Комитетом этого государства организуется, по возможности, в ближайшее время. Так, Российская Федерация подписала Конвенцию 1987г. в день вступления в Совет Европы, 28,02,96, ратифицировала ее 20,02.98, а первый визит Комитета в Россию, определенный членами Комитета как ознакомительный, состоялся в ноябре этого же 1998 года3. Первый периодический визит Комитета в Российскую Федерацию был осуществлен в августе-сентябре 1999 года.

Специальные визиты осуществляются в связи с чрезвычайным происшествием в стране или сообщением о фактах пыток пли бесчеловечного или унижающего достоинство обращения пли наказания (это сообщение может быть направлено почтой или по факсу на любом языке). Специальные визиты часто бывают организованы в течение 24 часов. Проведение визитов составляет существенное отличие методов работы Комитета от деятельности Комитета против пыток, поскольку последний проводит расследование только в случае поступления информации о систематическом применении пыток. Для Комитета таких ограничений не существует, что создаст для пего гораздо больше оснований дли экстренного исправления ситуации.

Организация инспекционных визитов Комитета осуществляется следующим образом. В соответствии со статьей 8 Конвенции 1987г. Комитет уведомляет Правительство заинтересованной стороны о своем намерении совершить посещение (обычно за две недели до его начала), о его продолжительности и составе делегации. После этого Комитет вправе посетить любое место лишения

3 В ходе ознакомительного визита делегацией ЕКПП были проинспектированы места лишения свободы, расположенные в Москве, Нижнем Новгороде и Саратове.

свободы государства в любое время (в том числе немедленно после уведомления). Заранее членами Комитета достигается договоренность о встрече с представителями компетентных министерств и ведомств по окончании визита. Перед началом инспектирования, как правило, высылается письмо с указанием мест лишении свободы, которые Комитет намерен посетить, и просьбой предоставить о них информацию. Это правило отвечает принципу сотрудничества Комитета с государствами, но Комитет на основании Конвенции 1987г. в любой момент может изменить своп планы и посетить другие места лишения свободы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В случае, когда Комитет намерен провести проверки в различных регионах страны, для экономии времени делегация может разделиться на несколько подгрупп, которые будут проводить инспектирование в различных регионах одновременно.

Администрация места лишения свободы уведомляется о запланированном визите непосредственно перед посещением учреждения (как правило, за несколько часов). Исключением являются органы внутренних дел; в отделение милиции делегация Комитета обычно приезжает без предупреждения. При этом регулярно и, как показывает опыт, весьма эффективно используется практика проведения визитов в вечернее и ночное время. В ходе визита делегация Комитета вправе получать любую информацию о местах лишения свободы, беседовать с заключенными и сотрудниками инспектируемых учреждений. Разрешение администрации для этого не требуется.

Вместе с тем, статья 9 Конвенции 1987г. предусматривает исключительные случаи, когда государство может обратиться к Комитету с просьбой отложить на время визит в какое-либо учреждение или беседу с каким-то лицом. В статье изложен исчерпывающим перечень обстоятельств, при которых такая просьба будет удовлетворена: по соображениям национальной обороны, общественном безопасности, серьезных беспорядков в местах лишения свободы, медицинского состояния лица или в связи с проведением неотложного допроса, касающегося совершения тяжкого преступления.

В исключительных случаях, требующих немедленного вмешательства в ситуацию, делегация Комитета на основании п. 5 ст. 8 Конвенции 1987г. может немедленно довести до сведения компетентных органов государства свои замечания. Последние, после получения такого сообщения, должны незамедлительно принять меры для исправления ситуации. Примерно через три месяца Комитет может попросить государство сообщить ему о результатах этих мер.

После посещения страны Комитет составляет доклад по итогам инспекционного вшита, который должен основываться на установленных во время

посещения фактах и учитывать все замечания, сделанные ранее государством.

Доклад Комитета публикуется только по просьбе заинтересованной стороны с комментариями последней, поскольку информация, собранная делегацией Комитета во время инспектирования, является конфиденциальной.

Если государство не вступает в сотрудничество с Комитетом или же отказывается улучшить ситуацию в свете его рекомендации, то Комитет, приняв решение квалифицированным большинством голосов членов, на основании, п. 2 ст. 10 Конвенции 1987г., может сделать публичное заявление по данному поводу. В этом случае, при выявлении нарушений в действиях должностных лиц, ставится вопрос о несоблюдении государством положении Конвенции 1987г.

Сравнивая деятельность Комитета и Комитета против пыток, необходимо отметить, что деятельность последнего менее эффективна, т.к. изначально он не был наделен возможностью оказывать воздействие на допустившие нарушения своих международных обязательств государства, а полномочен выносить только рекомендации. Положение Комитета значительно более выгодное: он действует в отдельном регионе, государства которого придерживаются (или стараются придерживаться) единых правовых стандартов и не игнорируют рекомендаций Комитета, т.к. в случае отказа сотрудничать с ним и информирования об этом Комитета Министров Совета Европы соответствующее государство может испытывать негативные последствия политического характера.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Добавить комментарий