Коммерческие организации создаются для

Коммерческие и некоммерческие организации

Коммерческими являются те, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Некоммерческие организации не ставят своей целью извлечение прибыли и ее распределение между участниками.

Коммерческие организации могут создаваться в форме:

  • хозяйственных товариществ и обществ;
  • производственных кооперативов;
  • государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Хозяйственные товарищества и общества в свою очередь существуют в формах:

  • полное товарищество;
  • товарищество на вере (коммандитное товарищество);
  • общество с ограниченной ответственностью;
  • общество с дополнительной ответственностью;
  • акционерное общество (открытое и закрытое);
  • дочерние и зависимые общества.

Полным называется товарищество, участники которого (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность принадлежащим им имуществом. Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в общем, складочном капитале.

Товариществом на вере (коммандитным) называется товарищество, в котором наряду с полными товарищами имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытка только в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности этого товарищества. Коммандитисты получают часть прибыли товарищества, причитающуюся на их долю в складочном капитале.

В обществе с ограниченной ответственностью его участники несут риск убытков только в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

В обществе с дополнительной ответственностью его участники несут ответственность в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. При банкротстве одного из участников его ответственность распределяется между остальными пропорционально их вкладам.

Акционерное общество — это общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры несут риск убытков только в пределах стоимости своих акций.

Открытое акционерное общество имеет право проводить открытую подписку и продажу выпускаемых им акций.

Закрытым акционерным обществом называется такое АО, акции которого распределяются только среди его учредителей.

Дочерним хозяйственным обществом является такое общество, капитал которого не преобладает в уставном капитале всего общества. Поэтому оно не имеет возможности определять решения этого общества. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества.

Статус зависимого общества предполагает ситуацию, при которой основное общество имеет более 20 % голосующих акций АО.

Производственный кооператив — это добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной деятельности, основанной на их личном труде и объединении их паевых взносов.

Унитарное предприятие — это коммерческая организация, не имеющая права собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарных предприятий создаются только государственные и муниципальные предприятия.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных и иных фондов.

Потребительским кооперативом называется добровольное объединение граждан на основе паевых взносов с целью удовлетворения материальных и иных потребностей. Доходы потребительских кооперативов от предпринимательской деятельности распределяются между его членами.

Общественными и религиозными организациями являются добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Они являются некоммерческими, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы (например, свечи, крестики, цепочки в церквях и т. п.).

Участники этих организаций не имеют права на имущество данных организаций.

Фондом называется некоммерческая организация, учрежденная на основе добровольных имущественных взносов, имеющая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные цели. Фонд может заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан.

Коммерческие и некоммерческие организации могут объединяться в ассоциации и союзы.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие организации

«Предприятие» как особая организационно-правовая форма коммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества (п.1 ст.113 ГК РФ), сохранена новым ГК только для государственной и муниципальной собственности. Ранее действовавший закон о предприятиях и предпринимательской деятельности разрешал создавать «предприятия» — не собственники всем другим собственникам, а не только государству: общественным и религиозным организациям, фондам и даже отдельным гражданам.

В результате появились «индивидуальные (и семейные) частные предприятия» ИЧП), строившиеся по модели госпредприятий, то есть не имеющие права собственности на свое имущество и фактически полностью контролировавшиеся собственниками-учредителями, которые не несли никакой имущественной ответственности по долгам таких организаций. Сами эти ИЧП не имели даже минимального уставного фонда, так как требования к его размеру в законодательстве отсутствовали. ИЧП представляли собой фигуру, с помощью которой учредитель-собственник ограничивал или просто исключал свою ответственность по долгам перед третьими лицами — контрагентами созданного им ИЧП. На данный момент ИЧП упразднено, существует «Индивидуальный предприниматель…».

Государственные и муниципальные предприятия по гражданскому законодательству относятся к унитарным предприятиям. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Важным является положение, что имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по видам (долям, паям), в том числе между его работниками.

Имущество государственного или муниципального предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В Российской Федерации в соответствии с первой частью ГК РФ создаются и действуют два типа унитарных предприятий:

основанное на праве хозяйственного ведения имуществом, которое создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления;

основанное на праве оперативного управления имуществом, которое создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Такое предприятие считается федеральным казенным предприятием.

Первые имеют более широкий круг имущественных прав, чем вторые:

у них создается уставный фонд;

они имеют возможность создавать дочерние предприятия;

собственник имущества данных предприятий, как правило, не отвечает по обязательствам предприятий.

В своей деятельности государственные и муниципальные предприятия руководствуются ГК РФ и принятым впоследствии Законом о государственных и муниципальных предприятиях, а также другими нормативными актами, регулирующими деятельность данного типа предприятий.

Согласно п.4 ст.113 ГК РФ органом управления унитарным предприятием является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Унитарное предприятие после государственной регистрации приобретает статус юридического лица со всеми вытекающими из ГК РФ правами и обязанностями. Устав унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утверждается уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления, а устав казенного предприятия утверждается Правительством РФ.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия, о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, должны быть указаны место его нахождения, наименование предприятия и другие сведения. Особенностью фирменного наименования унитарного предприятия является указание на собственника его имущества, а фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Собственник имущества государственных и муниципальных предприятий не отвечает по обязательствам предприятия, кроме случаев, предусмотренных п.3 ст.56 ГК РФ.

Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам имуществом, а если имеется недостаточность имущества у казенного предприятия, то РФ несет субсидиарную ответственность по его обязательствам на основании п.5 ст.115 ГК РФ. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, имеет право изъять излишки, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению.

Таким образом, главной отличительной особенностью государственных и муниципальных предприятий является то, что они обладают закрепленным за ними имуществом на праве хозяйственного ведения, т.е. владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в ограниченных ГК РФ пределах.

Казенное предприятие в отношении закрепленного за ним имущества действует в соответствии с установленными целями (в уставе закрепленными), заданиями собственника и назначением имущества, поэтому казенное предприятие распоряжается закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. УП являются казенными предприятиями.

Следовательно, федеральное казенное предприятие создается, реорганизуется и ликвидируется по решению Правительства Российской Федерации, которое несет субсидиарную ответственность за убытки казенного предприятия

Существуют некоммерческие организации. Некоммерческими организациями согласно ст.116-123 ГК РФ являются потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, ассоциации и союзы.

Согласно ст.116 ГК РФ потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников. Осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. К числу потребительских кооперативов относят жилищные и жилищно-строительные, гаражные, дачные, садоводческие товарищества и другие.

Гражданский Кодекс РФ содержит наиболее общие правила об имущественно — правовом положении всякого потребительского кооператива. Он предусматривает, что особенности правового положения отдельных видов потребительских кооперативов должны определяться специальными законами о них.

Единственным учредительным документом является устав потребительского кооператива. Высшим органом кооператива является общее собрание. Имущество кооператива принадлежит ему на праве собственности. Кооператив как юридическое лицо является единым и единственным собственником своего имущества. Основу имущественной самостоятельности кооператива составляет его паевой (уставный) фонд. ГК не содержит требований к минимально необходимому размеру такого фонда, т.к. для различных видов кооперативов этот размер не будет одинаковым. Паевой фонд кооператива формируется за счет паевых взносов его участников (членов).

Общественные и религиозные организации как добровольные объединения граждан для удовлетворения их духовных и иных нематериальных потребностей признаются юридическими лицами. Как участники имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, они приобретают правовое положение, определяемое нормами ГК. В категорию общественных и религиозных организаций входят разнообразные объединения граждан: политические партии и профсоюзы, добровольные общества и союзы творческих деятелей, религиозные организации и т.д. Статья 117 ГК РФ предусматривает лишь некоторые основные положения, касающиеся их участия в имущественном обороте в качестве самостоятельных юридических лиц. Во всех случаях общественные и религиозные организации являются едиными и единственными собственниками своего имущества. Их участники — граждане не имеют не вещных, ни обязательственных прав на это имущество, не приобретая от своего участия в них ни каких имущественных выгод. Имущество не подлежит возврату участникам ни в случае их выхода из организации, ни в случае их ликвидации. Члены общественных и религиозных организаций не несут ни дополнительной, ни какой либо иной имущественной ответственности по долгам организаций.

Фонды — относительно новый вид юридических лиц. В ст.118 ГК РФ фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественные полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Для контроля за деятельностью фонда введены обязательные требования создания его попечительского совета.

Участниками фонда могут быть как граждане так и юридические лица, а также публично-правовые образования. Имущественная база фонда составляется за счет взносов учредителей и пожертвований любых других лиц. Фонд не имеет фиксированного членства и постоянных источников доходов, ему разрешено участвовать в предпринимательских отношениях как непосредственно так и через создаваемые для этих целей общества: акционерные, с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

Учреждения — единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества. Как и унитарные предприятия — не собственники, они представляют собой остатки прежней экономической системы и несвойственны развитому товарному обороту. К числу учреждений относится большое количество разнообразных некоммерческих организаций: органы государственного и муниципального управления, учреждения образования и просвещения, культуры и спорта, социальной защиты и т.д. Исходя из многообразия видов учреждений, ГК допускает регламентацию их правового статуса как специальными законами так и подзаконными актами. Основным источником имущества учреждения является полученное им по смете от собственника средства. Будучи не собственником учреждение обладает весьма ограниченным правом оперативного управления на переданное ему собственником имущество. Смета и характеризует их имущественную обособленность.

В общем, некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и других интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Российская Федерация

В Российской Федерации — России основным законом, регламентирующим деятельность унитарных предприятий, является Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и пунктом 3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

  • федеральное государственное предприятие (ФГП; до утверждения федерального закона № 161-ФЗ — федеральное государственное унитарное предприятие, ФГУП),
  • государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ОГУП, КГУП, РГУП),
  • муниципальное предприятие (МУП) — унитарное предприятие муниципального образования.

Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Вещное право на имущество унитарных предприятий (а также учреждений) принадлежит их учредителям.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, муниципального — не менее чем 1000 МРОТ.

Учредительным документом унитарного предприятия являются:

  • решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
  • решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
  • устав.

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путём передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Данное ограничение было введено законом № 161-ФЗ, тогда как ранее российское законодательство позволяло унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, создавать дочерние унитарные предприятия. С принятием указанного закона существовавшие дочерние унитарные предприятия подлежали присоединению к учредившим их предприятиям в шестимесячный срок, то есть до 3 июня 2003 года.

Унитарные предприятия обязаны в случаях, определенных собственником имущества, проводить ежегодный обязательный аудит. При этом, в соответствии с п.16 ч.1 ст. 20 закона № 161-ФЗ, собственник имущества унитарного предприятия утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления.

Проведение закупок государственными унитарными предприятиями на собственные средства регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ»О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В части расходования предоставленных бюджетных средств, начиная с 01.01.2017, — Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вступил в силу с 01.01.2014 г.). До этого действовал Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ.

Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов. Кроме того, безусловно, целью деятельности является не только извлечение прибыли, а и удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК России):

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК России);
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК России — утратила силу).

ФГУП, в отличие от негосударственных юридических лиц, не только являются крупными налогоплательщиками, но и ежегодно отчисляют 25 % прибыли в федеральный бюджет в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Например, для ФГУП «Связь-безопасность» в 2016 году было утверждено перечисление 8 530 000 рублей (25 % от чистой прибыли предприятия за 2015 г.).

В 2002 году в Белгороде на создано муниципальное казенное учреждение МКУ «Муниципальная стража». Основной вид деятельности которой по коду ОКВЭД: 80.10 — Деятельность частных охранных служб. Учредитель Администрация города Белгород.

На основании статьи 6 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций.

СНГ

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 04 сентября 2015 года.

В большинстве государств и стран Содружества независимых государств (СНГ) существуют также частные унитарные предприятия (ЧУП), не наделённые правом собственности на закреплённое за ним имущество. Имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям и находится в общей совместной собственности его членов: физических лиц, одного физического лица или одного юридического лица. К таковым относят крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные, семейные и дочерние предприятия. В Российской Федерации в качестве самостоятельных организаций, за исключением дочерних предприятий, таковые не признаются, а руководители таких организаций являются индивидуальными предпринимателями, что создаёт имущественные и организационные трудности у индивидуального предпринимателя (фактически предприятия). Так, например, отсутствует право частной собственности на предприятие, как на имущественный комплекс, поскольку предприятие предполагает дополнительные хозяйственные отношения, чего нет при индивидуальном предпринимательстве, нет чёткого регламента положения членов в предприятии, распределения прибыли и ответственности между ними и многих других аспектов.

Добавить комментарий