Компетенции менеджера по продажам

КОМПЕТЕНЦИИ МЕНЕДЖЕРА ПО ПРОДАЖАМ: ГЛАВНАЯ ОШИБКА В ПОДБОРЕ КАДРОВ

Главная ошибка, которую вы допускаете при подборе менеджеров по продажам — это смещение основного фокуса оценки на профессиональный опыт кандидата.

Вы изучаете резюме соискателя, анализируете его опыт и создаёте гипотезу: как опыт соискателя отвечает вашему представлению об опыте, который он теоретически должен был бы получить на этих местах работы. А также как этот гипотетический опыт соответствует вашим требованиям для «профессионального выполнения требуемого нам функционала».

С помощью своих вопросов вы пытаетесь выявить не только профессиональные компетенции и навыки у будущего менеджера по продажам, но и его достижения.

У 90% соискателей описание опыта работы не содержит строчку «Мои достижения». Поэтому вопросами об успехах на предыдущих местах работы вы пытаетесь оценить наличие в персональных компетенциях менеджера нацеленность на результат.

Для того, чтобы составить гипотезу о профессиональных компетенциях менеджера, вы задаёте вопросы типа «Расскажите, что вы делали здесь? А здесь?». На эти вопросы вы потратите основное время, которые вы выделили на собеседование с соискателем.

По нашему опыту подбора кадров на проектах по созданию отдела продаж с нуля, для того, чтобы узнать у соискателя об опыте работы, у вас уйдет в среднем до 40 минут. Если учитывать, что для вывода в финал на конечное собеседование и вербовку 4-х соискателей вам нужно обработать не менее 300 резюме и провести 30-40 интервью, то среднее время, которое вам нужно потратить для оценки опыта соискателей составит 26 часов.

Компетенции менеджера по продажам: воронка подбора

Это почти 3,5 рабочих дня.

Компетенции менеджера по продажам: конверсия воронки подбора

Несмотря на потраченное время, вопросы о профессиональном опыте не помогут вам оценить актуальное наличие профессиональных компетенций менеджера. Практические навыки останутся нераскрытыми.

Помимо профессионального опыта менедежера вам захочется копнуть глубже и оценить иные качества кандидата. Полный список компетенций идеального кандидата на позицию «Менеджер по продажам» содержит не менее 11-ти компетенций.

Чтобы оценить только (!) профессиональный опыт 40 соискателей и выбрать из них 4-х лучших, вам потребуется 26 часов рабочего времени.

КОМПЕТЕНЦИИ МЕНЕДЖЕРА ПО ПРОДАЖАМ: ИДЕАЛЬНЫЙ КАНДИДАТ

Часто тексты вакансий содержат избыточные требования к компетенциям кандидатов в менеджеры по продажам.

И это понятно. Нам как работодателям не хочется платить 50-70 тыс. в месяц (а с налогами наши издержки как работодателя вырастают на 46%) сотруднику, который не отвечает нашим требованиям.

Мы стараемся перестраховаться и «зашить» в требования к соискателю как можно больше критериев.

Но возможно ли найти на рынке труда кандидата, который соответствует Профилю компетенций идеального менеджера по продажам?

Какие компетенции формируют профиль идеального менеджера?

Компетенции менеджера по продажам: профиль компетенций Идеального менеджера по продажам

Для менеджера на любой позиции в отделе продаж или клиентского сервиса этот набор из 11 компетенций был бы волшебным инструментом для получения гарантированного роста продаж. А для РОПа этот список — предмет ежедневных сетований и несбыточных мечт.

Чтобы определить степень, на которую соискатель обладает той или иной компетенцией, вам потребуется ещё время! (Дополнительно к тому, которое вы уже потратили на сбор информации о трудовом опыте человека).

Как правило наиболее выраженными у соискателя могут быть лишь 4-5 компетенции.

Вам необходимо определить какие именно компетенции являются наиболее важными для ваших продаж, и оценивать кандидата прицельно именно по этим компетенциям.

КОМПЕТЕНЦИИ МЕНЕДЖЕРА ПО ПРОДАЖАМ: КЛЮЧЕВЫЕ НАВЫКИ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРОДАЖ

Какие ключевые компетенции необходимо выявить в менеджере по продажам, чтобы получать результат в его работе?

По нашему опыту проектного консалтинга наиболее важно оценить соискателя всего 4-е компетенции:

  1. Коммуникативность;***
  2. Обучаемость;***
  3. Исполнительность;***
  4. Инициативность (активность).

► КОММУНИКАТИВНОСТЬ покажет готовность соискателя к активному общению с клиентами. Без этого сегодня невозможно выполнять план ни по привлечению новых клиентов, ни по удержанию и развитию старых.

► ОБУЧАЕМОСТЬ позволит вам обучить кандидата любой специфике ваших продаж и стандартам ваших бизнес-процессов и ведения клиента в CRM-системе.

► ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ обеспечит восприимчивость к вашему стилю управления и уважение к позиции сотрудника возглавляющего отдел продаж и отвечающего за результат.

► ИНИЦИАТИВНОСТЬ позволит вам получать от сотрудников обратную связь по недоработкам и узким местам в ваших процессах. А также обеспечит стратегическое видение того, как развивать продажи в клиенте, чтобы они стабильно увеличивались.

При подборе кадров научитесь выявлять именно эти ключевые компетенции. Остальные навыки вам нужно будет выращивать в своих сотрудниках в ходе работы.

Используйте рекомендации по модели 4-х ключевых компетенций для менеджеров по продажам при подборе кадров в отдел продаж.

Понять, насколько хорош менеджер по продажам, можно несколькими способами. Один из них – определить, находятся ли важные для менеджера-продавца компетенции в его рабочем арсенале.

В этом могут помочь специальные вопросы или кейсы, нацеленные на выявление сильных и слабых сторон специалиста. Их можно применять как на этапе подбора сотрудников в отдел продаж, так и к уже работающим специалистам, чтобы оценить уровень профессионально-значимых компетенций.

Итак, давайте познакомимся с перечнем основных компетенций:

Естественно, что любая компания преследует цель привлечения к себе новых клиентов. Если менеджер причисляет себя к продавцам активным, важно будет выяснить следующее: каким образом он расширяет клиентскую базу? Где ищет новых клиентов, каковы его методы работы с информацией? Как он будет определять лицо, принимающее решения и как будет с ним взаимодействовать?

Хороший продавец предоставит вам план своих действий по привлечению нового клиента в компанию. В идеале, он определит потенциальную клиентскую базу, опираясь на специфику компании, её продукта или предоставляемых услуг; покажет, где ищет клиентов; как работает с полученной информацией; как контактирует с ЛПР.

Умение продавать по технологии

В каждом человеке заложены способности к той или иной деятельности. Возможно, что ваш кандидат – прирожденный продавец и сможет продать снег эскимосу или рыбе зонтик, но даже при таком условии важно узнать, на каком уровне он владеет технологией продаж. Иными словами, как именно он продает товар: интуитивно или по определенной системе?

Спросите кандидата об этапах продажи. Если он рассказывает уверенно, пошагово, со своими примерами, основанными на личном опыте в сфере продаж, то можно смело заявить: человек владеет нужными навыками. Соответственно, владеет и технологией продаж.

Так же можно попросить оценить кандидата свои знания, например, по шкале от 1 до 5.

Степень результативности менеджера

Выяснить, насколько полезен будет конкретный менеджер по продажам в вашей компании, можно, базируясь на его предыдущем опыте работы. Задайте кандидату следующие вопросы:

    • Часто ли выполнялись планы по продажам под вашим руководством? Как часто план был перевыполнен?
    • Какова была ваша результативность в сравнении с другими продавцами отдела?
    • Приход каких клиентов в компанию является именно вашей заслугой?
    • Какова ваша самая крупная сделка? Можете ли вы в подробностях описать процесс сделки?
    • Какие трудности вам пришлось испытать и преодолевать при заключении сделок?

Подобные вопросы направлены на выяснение реальной степени результативности менеджера. Если он отвечает на вопросы четко и детально, скорее всего, результативность работника на предыдущем месте работы была действительно высока.

Желание расти и развиваться в сфере продаж

Так же хорошего менеджера обычно выдает желание расти и развиваться в своей сфере. Поэтому нужно выяснить, хочет ли ваш кандидат продолжать карьеру, покоряя новые вершины в продажах. В этом вам помогут следующие вопросы:

  • Что вас привлекает в вашей профессии больше всего и почему?
  • Какие трудности вы испытываете на своей должности? Как с ними справляетесь?
  • Что для вас самое сложное в вашей работе?
  • Какую зарплату вы бы хотели получать через год?
  • Кем, где и как вы видите себя через три года? Через пять лет?
  • Поясните, что для вас означает «быть успешным менеджером по продажам». Являетесь ли вы таким менеджером? Если нет, то чего вам для этого не хватает?

Дайте кандидату краткую характеристику продукта или услуги вашей компании и примерный образ клиента (потребности, уровень дохода, статус и т.д.), с которым специалисту предстоит работать в будущем. После этого спросите менеджера, проявление каких личностных качеств, на его взгляд, будет ожидать клиент от продавца?

Далее могут быть два варианта развития событий. В первом случае соискатель назовет характеристики, соответствующие компании – надежность, доступность, приемлемую цену продукта и т.д. Таким образом, он сделает акцент на внешних качествах компании, не затрагивая компетенции, которые могут быть присущи именно ему как менеджеру по продажам. Что ж, такому кандидату нужно еще многому обучиться

Во втором случае кандидат перечислит компетентность, исполнительность, аккуратность, скорость ответа на обращение и другие характеристики, присущие именно продавцу. Если вы услышали такой ответ, можем вас поздравить – кандидат действительно опытен в сфере продаж.

Спросите, какими из этих качеств обладает именно он. Попросите перечислить его сильные и слабые стороны как продавца. Что может привлечь в нем клиента? Эти вопросы помогут разобраться в уровне компетенции его работы с клиентами.

Попросите менеджера решить следующую задачу: клиент требует такую скидку, которую компания предоставить не может. Попросите предоставить несколько вариантов решений.

Менеджер, владеющий данной компетенцией, предложит от 3 до 5 вариантов примерно следующего содержания:

    • Что мы можем предложить вам взамен скидки?
    • Для вас будет возможна такая скидка при закупке ХХХ количества товара;
    • Мы можем предоставить вам дополнительную услугу;
    • Предлагаем вам скидку несколько меньшую, но в наиболее удобном для вас варианте;
    • Я бы с удовольствием сделал вам такую скидку, но, к большому сожалению, в нашей компании существуют определенные правила и я должен их соблюдать.
    • Боюсь, это будет нечестно по отношению к другим нашим клиентам. Мы все работаем по определенной схеме. Я думаю, вам бы не хотелось, чтобы мы портили свою репутацию на рынке.

Этот кейс позволяет выявить вариативность и гибкость мышления продавца, знание специфики сферы продаж, умение менеджера идти на контакт и поиск нетривиальных решений.

Предложите менеджеру решить проблему: срок поставки товара был нарушен, но конкретно от менеджера по продажам не зависел. Однако претензию предоставили именно ему. С помощью этого кейса можно оценить навыки менеджера как переговорщика, его способности к работе с претензиями и урегулированию конфликтов в целом.

Хороший продавец предоставит подобную схему действий:

    1. Выражает сожаление о случившемся, берет ситуацию под свой контроль. Разбирается в ней, оговаривает возможные варианты решения проблемы.
    2. Выясняет максимальное количество информации у сотрудника, который отвечает за поставки. Старается уладить конфликт, исходя из потребностей клиента и интересов компании.
    3. Связывается с клиентом, сообщает, что уже предпринято для решения проблемы.
    4. Оговаривает с клиентом, что компания может сделать, чтобы избежать повторения ситуации в будущем.
    5. Оговаривает с коллегами, как избежать таких проблем в дальнейшем.

Работа с сомневающимися клиентами

Предложите менеджеру разрешить следующую ситуацию. Клиент, смотря на цены, сомневается, говоря «Не знаю, слишком у вас дорого». Как кандидат будет его убеждать совершить покупку?

Менеджер должен выслушать возражения покупателя, принять их во внимание, задать уточняющие вопросы. Только после этого менеджер должен привести аргументы в пользу товара компании. Он может сказать: » Вы правы, вопрос цены действительно очень важен как для вас, так и для нашей компании. Могу ли я уточнить? Вы сравниваете с чем-то другим или есть другие причины?» В зависимости от ответа, менеджер приведет 2-3 аргумента в пользу продукта вашей компании.

Чтобы выяснить, владеет ли кандидат этой компетенцией, попросите менеджера вспомнить о ситуации, когда его клиенту хотелось слишком многого. Какую сторону занял в этой ситуации кандидат? Как урегулировал вопрос? Вписываются ли его методы в рамки корпоративной этики вашей компании.

Каким образом ваш кандидат анализирует перспективность клиента?

Хороший менеджер по продажам ответит, что сразу сказать о потенциале клиента нельзя – можно только предположить, потому что ситуаций может быть великое множество. А предполагать можно, исходя из ответов покупателя на вопросы менеджера, реакций покупателя, реплик, внешнего вида и т.д.

В наши дни руководитель находится в условиях постоянных изменений и неопределённости. Часть его задач теряют свою ценность и исчезают, другие трансформируются, в чем-то меняются. Одновременно появляются новые задачи, которые требуют ещё большей перестройки профессиональной деятельности.

В тоже время, организации ощущают острую потребность в новых методах управления, в профессиональных руководителях и менеджерах.

Бизнесу нужны лидеры, строящие свои отношения с организацией и сотрудниками на принципах профессионализма, сотрудничества, взаимного уважения и вовлеченности, а также чёткого понимании взаимных обязательств.

Возникает потребность в новых знаниях и умениях, необходимых современному менеджеру.

В этой статье мы рассмотрим:

  • Что такое компетенции: суть и факторы успеха;
  • Лучшие практики исследования моделей компетенций;
  • Тренды в бизнесе, меняющие принятый взгляд на компетенции;
  • Семь компетенций современного менеджера;
  • Профессиональные качества;
  • Рекомендации по развитию компетенций.

ЧТО ТАКОЕ КОМПЕТЕНЦИИ: СУТЬ И ФАКТОРЫ УСПЕХА

Понятие компетентности связано с именем Аристотеля, изучавшего «возможности состояния человека, обозначаемого греческим «Аtere» – «сила, которая развивалась и совершенствовалась до такой степени, что стала характерной чертой личности».

Следует различать понятия компетентность и компетенция.

Компетентность представляет собой совокупность качеств и способностей, которые приобретает человек в процессе обучения и работы над собой.

Компетенция представляет собой саму предметную область, в которой должен хорошо ориентироваться специалист.

Другими словами, компетентность – это те способности и качества, которыми владеет человек, а компетенция – это комплекс знаний и направлений, которыми он должен владеть для выполнения профессиональных обязанностей в полном объеме.

Понятие «компетентность» используется для оценки уровня квалификации человека в отдельных вопросах, проблемах, но не в профессиональной деятельности в целом.

Это, в первую очередь, такие качества личности:

  • Самостоятельность;
  • Способность принимать ответственные решения;
  • Творческий подход к любому делу;
  • Умение доводить его до конца;
  • Умение постоянно учиться;
  • Гибкость мышления, наличие абстрактного, системного и экспериментального мышления;
  • Умение вести диалог и коммуникабельность;
  • Способность к сотрудничеству и т.д.

Для каждого вида управленческой деятельности существуют свои специальные компетенции. Они демонстрируют сильные стороны сотрудника и способности, которые ему необходимо улучшить, компетенции также определяют наилучший способ выполнения работы. Количество компетенций должно соответствовать количеству задач, входящих в профессиональные обязанности менеджера.

Ядром компетенций является «умения». Их сочетание и взаимосвязь образует модель компетенций.

Примеры профессиональных компетенций: делегирование, коучинг, управление, самостоятельная работа, ориентация на клиентов, сотрудничество, навыки межличностного общения, организованность, ориентация на процесс, проактивная деятельность, вдохновение, решимость, умение убеждать и т.д.

ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ МОДЕЛЕЙ КОМПЕТЕНЦИЙ

1. Американская модель компетенций.

Американская традиция исследований компетенций центрируется на поведении. Исследователи изучают «людей-в-работе», а понятие «компетенции» расшифровывают через индивидуальные характеристики, проявляемые в поведении: личностные особенности, мотивы, ценности, привычки, представления о самом себе, знания, навыки.

Фактически, компетенции в этом подходе – определённые «вместилища», наполненные разнообразным содержанием.

Некоторые исследователи, в частности, Т. Хоффманн, полагают, что американская модель компетенций – это слишком упрощённый взгляд на вещи. Необходимо исследовать людей, выполняющих работу эффективно, а не знания и умения, которые способствуют самостоятельному выполнению работы.

Ключевой особенностью американского подхода является применение концепции лидерства для разработки идей компетенций, особенно – в целях объединения вопросов индивидуальных и организационных компетенций.

Таким образом, американская модель исследования компетенций, рассматривает компетенции как описание поведения сотрудника. Компетенция в этом – основная характеристика сотрудника, при обладании которой он способен показывать правильное поведение и, как следствие, добиться высоких результатов в работе.

2. Европейская модель компетенций.

Кроме американской традиции исследования компетенций и применения моделей компетенций в практике, развиваются и иные подходы, принципиально отличающиеся как по задачам, так и по содержанию. Наиболее разработанным из неамериканских взглядов на проблему компетенций, является британский подход, во многом связанный с развитием системы образования.

Министерство образования Великобритании приняло на вооружение особую модель компетенций, разработанную Дж. Четамом и Дж. Чиверсом.

Эта модель по мнению прогрессивных исследователей выступает как новый этап разработки идеи компетенций, так как (в отличие от базовых американских моделей) предполагает не просто набор компетенций, а пытается определить их взаимосвязь.

В результате появляется особый «тетраэдр компетенций», включающий в себя:

  • Когнитивные компетенции (знания и понимание, основанные на формальном обучении и опыте);
  • Функциональные компетенции (навыки, особые умения, которые человек может продемонстрировать в своей области);
  • Личностные компетенции (понимание того, как необходимо себя вести в конкретных ситуациях, мотивация, направленная на повышение эффективности деятельности),
  • Этические компетенции (ценности, позиция, на основе которых принимаются решения и осуществляются действия), мета-компетенции (способность позитивно реагировать на критику, справляться со сложными ситуациями).

Отличительной чертой британского подхода выступает тот факт, что компетенции рассматриваются именно как требования к сотруднику со стороны задач (рабочего места).

Для британского подхода важно, что человек может продемонстрировать на практике конкретные навыки, в состоянии сделать то, что требуется в рамках рабочих стандартов, именно этот подход лежит в основе программ обучения и развития персонала.

ТРИ ТРЕНДА В БИЗНЕСЕ, МЕНЯЮЩИЕ ПРИВЫЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА КОМПЕТЕНЦИИ:

1. Постоянно растущая скорость перемен в бизнес-среде.

Раньше была популярна модель управления изменениями, включающая в себя три этапа: размораживание ситуации, проведение изменений и замораживание ситуации. В современном мире эти этапы сливаются. Они уже не имеют смысла, потому что идет постоянный процесс, в котором просто невозможно выделить стадии размораживания и замораживания.

2. Изменение роли людей в бизнесе.

Если раньше люди нужны были для выполнения простой работы, то в современном мире велика потребность в людях, способных выполнять сложные виды работ, принимать важные решения, брать на себя б̀ольшую ответственность. С одной стороны, есть техническое усложнение, которое предполагает более высокий уровень интеллекта потенциальных сотрудников. С другой стороны, от человека требуется новый уровень осмысления того, что он делает.

Какова цель работы уборщицы в супермаркете? Если она считает, что должна «убирать, чтобы было чисто», то становится понятно, почему покупатели вызывают у нее негативные эмоции – они мешают ей достигать цели. Если же ответом будет «создание комфортных условий для клиента», то это говорит о другом уровне осмысления выполняемой деятельности и усложняет эту деятельность.

Какие люди сейчас нужны бизнесу в условиях возрастающей конкуренции? Безусловно, способные к глубокому осмыслению своей работы.

3. Появление у людей выбора.

В первую очередь выбор появляется у тех, кто способен выполнять сложные и ценные виды работ.

Можно представить компетентность менеджера как совокупность трёх сфер его существования в организации (по степени их выраженности и доминированию можно судить об уровне компетенции менеджера):

  • Деятельность МОГУ – формируется профессиональным обучением);
  • Чувства ХОЧУ – формируется воспитанием и организационной культурой);
  • Мысли ЗНАЮ – формируется образованием).

СЕМЬ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА

Современные исследователи американского и европейского подходов выделяют 7 основных компетенций современных менеджеров.

1. Ориентация на результат, достижения.

Способность нести ответственность за реализацию решений, способность ставить новые амбициозные цели по достижении предыдущих. Поведение, ориентированное на задачу и на отношения.

2. Гибкость.

Способность быстро и адекватно реагировать на внештатные ситуации, видеть и определять проблему, находить пути ее решения, собирать команду для внедрения, давать оценку результатов.

3. Способность к обучению, самообучению.

Обучаемость, восприимчивость к новым методам и технологиям, умение применять новое на практике. Способность к самоанализу. Готовность проанализировать свои достижения и недостатки, посмотреть на привычные вещи другими глазами, разумно использовать чужой опыт.

4. Влияние, умение убеждать.

Способность отстаивать собственное мнение. Логичность при ведении конструктивных бесед. Владение техниками влияния. Умение выявлять и использовать мотивы людей. Умение задавать правильные вопросы и определять степень информированности и эмоциональное состояние партнёра.

5. Умение слышать других, принимать обратную связь.

Умение создавать каналы двухсторонней коммуникации — абстрагироваться от своих мнений и мыслей, концентрироваться на словах собеседника. Хорошая слуховая и зрительная память. Владение разными способами обратной связи. Умение эффективно поощрять и критиковать других людей.

6. Навыки презентаций, переговоров.

Умение определять цели и задачи презентации, интересы аудитории. Построение эффектного вступления, связующих фраз, основной части и завершения презентации. Владение стратегиями убеждения и ораторскими навыками. Знание стадий эффективного процесса переговоров. Умение определить интересы участников, выбрать наилучшую альтернативу. Умение обсуждать, предлагать, вести позиционный торг. Владение техниками манипулирования и умение противостоять им.

7. Клиентоориентированность.

Знание политики и стандартов в области работы с клиентами. Ориентация на текущие и перспективные потребности клиентов. Умение вести себя корректно с разными типами «трудных» клиентов. Умение строить партнёрские отношения с клиентами, умение распознавать дополнительные возможности и риски в отношении с клиентами.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА

Исследования по анализу и выявлению профессиональных качеств менеджеров высшей квалификации, проведённые Институтом прикладных исследований (США) в течение 18 лет и охватившие в общей сложности 1 500 человек, показали, что наиболее важными являются 10 качеств современного менеджера, основные из которых требуют стратегической подготовки:

  • Ярко выраженная способность к стратегическому планированию и прогнозированию;
  • Принятие правильных и своевременных перспективных решений о выделении и распределении ресурсов;
  • Стремление увеличить количество своих обязанностей за счёт расширения масштабов деятельности или в результате перехода на работу более высокого уровня;
  • Незаурядное умение принимать творческие и рациональные решения в условиях большой степени риска. Избегание продолжительного пребывания в «зоне комфорта»;
  • Исключительная уверенность в собственных силах: неудачи воспринимаются только как временные неурядицы;
  • Стремление иметь значительные права и, следовательно, нести большую ответственность;
  • Значительные склонности к интуитивному предвидению и абстрактному анализу развития сложных процессов и критических ситуаций;
  • Понимание работы как главной ценности, в которую вкладываются все способности и силы. Обладание чувством «внутренней оценки» своих действий, которые не всегда согласуются с окружающими;
  • Концентрация внимания на решении проблемы, а не на выявлении виновников. Желание работать с такими подчинёнными, которые не боятся риска и умеют принимать самостоятельные решения;
  • Посвящение собственной жизни реализуемым идеям и результатам их внедрения.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

Большинство компаний придерживаются принципа: «Надо развивать слабые стороны». Прогрессивные исследователи установили, что если у руководителя хотя бы одна из семи упомянутых выше компетенций развита до уровня 90%, то эффективность возглавляемой им организации или отдела растёт в разы.

Соответственно, люди могут сфокусировано заниматься тем, что им и так уже нравится делать, и достигать высоких результатов. И именно сильные их стороны стоит развивать. При этом, безусловно, нельзя оставлять без внимания те компетенции, которые получили оценки ниже среднего.

Когда организация все силы тратит на работу с «середнячковыми» компетенциями, пытаясь вытянуть их, то она получает посредственных руководителей. Выдающийся менеджер вырастает на тех компетенциях, которые у него изначально хорошо развиты.

Вспомните Стива Джобса или Джека Уэлча. У каждого из них были недостатки. Но также у них были 1-2 способности, развитые до экстраординарного уровня. Именно они сделали их выдающимися руководителями».

В заключение отметим, что развитие профессиональных компетенций и качеств современного менеджера требует пересмотра привычных подходов в обучении, они должны базироваться на эффективной модели компетенций, отвечающей требованиям бизнеса, трендам рынка и специфике компании.

Современная система управления персонала постоянно модернизируется, ищет новые подходы в управлении, оценке персонала. Все больше специалистов управления персонала задумываются об эффективности сотрудников компаний.

Появление систем управления персоналом на основе компетенций вызвало в последние пару лет волну энтузиазма, и все больше компаний используют данную модель не только для оценки эффективности персонала, но и для подбора новых сотрудников.

К сожалению, внедрение моделей компетенций проистекает достаточно сложно, в.т.ч. из-за отсутствия общего видения того, что же представляют собой компетенции в общей структуре управления персоналом. В данной статье мы постараемся разобрать в основных терминах и технологиях.

Существуют понятия компетентность и компетенция.

Компетентность — это умение выполнять свои рабочие функции в соответствии с предусмотренными должностью стандартами. Причем компетентность подразумевает демонстрацию умений на деле — в реальных рабочих ситуациях (включая связанное с этим психологическое давление), а не только знание теории или понимание того, как это делается. Способность, необходимая для решения рабочих задач и для получения необходимых результатов работы, чаще всего определяется как компетентность.

Например:

Компетентностью менеджера по продажам будет способности устанавливать контакт с разными людьми, находить общий язык с разными людьми. Знать технологии ведения переговоров, знать технологии поиска клиентов.

Компетенции — менеджера по продажам — поиск и привлечение, общение с клиентами, устанавливать контакты, вести переговоры.

Компетенции — комплекс требуемых характеристик (качеств) работника, которые он проявляет в реальной деятельности для успешного достижения поставленных целей в конкретных условиях. К компетенциям относятся как знания и навыки, так и личностные характеристики: врожденные способности, эмоциональные особенности и волевые установки, проявляющиеся в поведении.

Таким образом, эти понятия близки и взаимосвязаны: чтобы быть компетентным (уметь выполнять требования), надо обладать компетенциями (иметь необходимый набор деловых качеств).

В сфере подбора персонала мы часто сталкиваемся с тем, что не все компании имеют разработанные модели компетенций. Наличие четко описанных компетенций значительно упрощает поиск необходимых специалистов.

Предлагаю рассмотреть для сравнения таблицу описания компетенций менеджера по продажам в двух разных компаниях.

Компетенции менеджера по продажам _компания Х.

Компетенция

Основные проявления в действии

Инициативность

Действия, нацеленные на достижение результата; действие для достижения результата более высокого, чем требуется; проактивность

Быстро отвечает

Предпринимает самостоятельные действия

Делает больше, чем требуется

Способность продавать/ убедительность

Использование подходящих стилей межличностного взаимодействия и инструментов общения для того, чтобы продукт, услуга или идея были приняты собеседником или клиентом

Задает вопросы и перефразирует

Действует в соответствии со своей стратегией

Достигает взаимопонимания

Демонстрирует способность

Добивается приверженности

Устойчивость к стрессу

Поддержание стабильного уровня работы под давлением или при оппозиции (например, давление сроков или неясности); управление стрессов в манере, приемлемой для других и организации

Сфокусирован

Поддерживает отношения

Эффективно справляется со стрессом

Коммуникации

Способность предоставлять и получать информацию, относящуюся к работе

Выражается ясно и точно

Может впитывать новую информацию без труда

Внимательно слушает всю информацию, данную в беседе

Информирует соответствующих людей, использует подходящие каналы коммуникации (имейл, телефон, письмо, личный разговор)

Пишет понятно о сложных вещах

Ориентация на клиента

Помощь другим в достижении их целей

Хорошо общается с клиентами

Хорошо разбирается со сложными ситуациями с клиентами

Постоянно старается удовлетворить клиентов

Ищет и отслеживает обратную связь от клиентов

Модель компетенций для менеджеров по продажам» компания Y

Воздействие, Оказание или Противостояние влиянию

1. Установка доверительного контакта

2. Обращение к проблемам клиента, его заботам

3. Прогнозирование влияния своих слов и действий

4. Обладание навыками непрямого влияния

5. Умение противостоять агрессивному воздействию

6. Обладание навыками противостояния манипуляции

7. Оказание эмоционального воздействия (заражение)

Инициатива и Ориентация на достижение

8. Способность настаивать и не сдаваться долгое время

9. Взятие ответственности на себя

10. Постановка трудных (амбициозных), но достижимых целей

11. Умение эффективно использовать нестандартные и внештатные ситуации

12. Эффективное использование времени (фокусировка на возможностях потенциальной прибыли)

Межличностное понимание

13. Понимание невербального поведения

14. Понимание позиции других, их намерений

15. Прогнозирование реакции других

Ориентация на обслуживание клиента (Клиентоориентированность)

16. Осуществление дополнительных усилий с целью удовлетворения потребностей клиента

17. Выявление и удовлетворение скрытых потребностей клиента

18. Эффективная работа с претензиями и жалобами клиента (Становится доверенным советчиком для клиента)

Уверенность в себе

19. Уверенность в собственных способностях (силах)

20. Стремление браться за трудные дела

21. Оптимистичный стиль

22. Демонстрация уверенного поведения

23. Умение признавать свои ограничения (недостатки)

Управление эмоциями (Стресс-устойчивость)

24. Умение предвидеть и быть готовым преодолевать препятствия

25. Обладание навыками психической саморегуляции

26. Наличие позитивных установок, способствующих развитию психологической устойчивости (умению держать удар)

Построение отношений

27. Способность поддерживать, связанные с работой дружеские отношения

28. Умение создавать и пользоваться сетями контактов

Концептуальное мышление

29. Использование практических правил

30. Способность замечать схожесть между настоящим и прошлым

Поиск информации

31. Стремление получать информацию из различных источников

Техническая экспертиза

32. Обладание соответствующих технических знаний, в том числе знаний о продукте (пороговое значение)

Иные компетенции

Обратите внимание, что модели в каждой компании имеют некоторые точки соприкосновений, и некоторые различия. Именно, потому, что структура бизнеса у каждой компании своя, свои цели и задачи, своя стратегия, поэтому невозможно разработать унифицированные модели компетенций для все должностей. Но есть возможность выделить наиболее важные компетенции для каждой должности.

Например: С. М. Спенсер и Л. М. Спенсер в книге «Компетенция в работе: модели высокой производительности» обобщили опыт 286 исследований, проведенных в разных типах организаций и на этой основе составили словарь из 21 компетенции, выделенной в кластеры. Обычно каждый кластер содержит от двух до пяти компетенций, описание кластеров схожих с описанными в словаре. Каждая компетенция имеет повествовательное определение и от трех до шести поведенческих индикаторов. Выделили 360 индикаторов, по которым были проиндексированы все модели компетенций. Поведенческие индикаторы компетенций обладают свойствами шкалы: очевидная прогрессия от низшего уровня к высшему в одном или более измерениях.

Для построения модели компетенций в сфере подбора мы используем очень подробные вопросники при снятии заказа, где просим указать степень важности того или иного опыта работы, заявленных знаний и умений. Особенно, мы уделяем пристальное внимание противоречивым требованиям или узконаправленным. На основе ответов, мы разрабатываем интервью с кандидатами, где используем интервью по компетенциям или кейс интервью.

Как правило, основой для нас служат реальные ситуации в компании, которые описывают нам заказчики. Мы только немного усугубляем или приукрашиваем их.

Интервью по компетенциям

По мнению, Кучеровой Светланы, компетенции — комплекс требуемых характеристик (качеств) работника, которые он проявляет в реальной деятельности для успешного достижения поставленных целей в конкретных условиях. К компетенциям относятся как знания и навыки, так и личностные характеристики: врожденные способности, эмоциональные особенности и волевые установки, проявляющиеся в поведении

Целью интервью на основе компетенций является получение информации для оценки степени выраженности тех поведенческих характеристик, которые необходимы для эффективной работы на определенной должности.

Интервью на основе компетенций относится к виду структурированного интервью, проводится по заранее разработанному сценарию проведения собеседования. В процессе интервью на основе компетенций рассматриваются реальные ситуации, с которыми кандидату пришлось столкнуться в прошлом. Ответы соискателя анализируются и соотносятся с той или иной оцениваемой компетенцией.

Сценарий такого интервью содержит перечень компетенций и вопросы, необходимые для получения информации по каждой из компетенций. Компетенцией выступает описанные навыки и знание, характерные для той или иной рабочей функции. В процессе интервью на основе компетенций анализируется прошедший опыт кандидата, сопоставляется его поведение в заданной ситуации с ожиданиями заказчика по данной функции. Предполагается, да и, как правило, подтверждается в практике, что прошлое и настоящее поведение человека проявляется аналогичным образом и являются подтверждением результатов в работе.

Приведем пример интервью по компетенциям «Руководителя отдела региональных продаж».

Вопрос

Кластеры компетенции/ поведенческие индикаторы

Структура интервью:

Расскажите о себе (только интерактивно);

Посмотреть на поведение при рассказе (отсутствие слов паразитов, жестикуляция нормальная, сдержанная, чётко структурированный рассказ, чёткость преподнесения информации). Во время разговора смотрит в глаза, не в пол, не в сторону.

Расскажите о последнем месте работы

— Почему уходите?

Интересны кандидаты с объективными причинами увольнения.

Компетенция » продажи и знание рынка»

— Расскажите про структуру компании.:

Интересны кандидаты у которых была чёткая структура в компании, деление по каналам/ регионам/направлениям

-Кому подчиняется

Интересны кандидаты в непосредственном подчинении Директора по продажам или коммерческого директора, также Ген директора

-Кто вам подчиняется (сколько человек)?

от 5 человек

-Есть ли специалисты аналогичные по вашим обязанностям?

Чем больше компания, тем больше аналогичных специалистов. Интересны кандидаты имеющие опыт работы в разветвленных структурах.

-Какое разделение в компании по функциям у менеджеров (регионы? Направления? Бренды?)

Должен рассказать, какое было распределение. Распределение должно быть: по клиентам, регионам, продукции или как то еще.

Не подходят – кто кого нашел, тот тому и продавал.

Какие технологии продаж применялись?

Должен рассказать: про прямые продажи, активные продажи, как делал и делает ли холодные звонки.

Какие каналы сбыта использовались?

Должен рассказать профессиональным языком про каналы сбыта: оптовики, дистрибуторы, розничные продажи, сетевые магазины и т.п.

5. Расскажите про свои самые успешные личные продажи в этой компании?

Интересны объемы продаж от 1,5 миллионов рублей в месяц.

6. -Расскажите про вашего самого крупного клиента, как его развивали?

Интересны клиенты с объемом закупок от 500 000 рублей в месяц. Развитие отношений с клиентом с пробной покупки и расширение ассортиментной линейки.

Расскажите про своего самого сложного клиента:

Интересны кандидаты, считающие, что трудных клиентов не бывает, а есть плановая каждодневная работа.

Имеющие опыт развития клиента путем изменения ассортимента, схемы отгрузки, схемы оплаты и т.п.

С какими регионами работали?

Интересны регионы:

-как строилась работа в регионе?

Интересны кандидаты, имеющие опыт выхода в совершенно новые для компании регионы. Часто выезжающие в регион.

Должен рассказать какое количество времени находился в регионах, как планировались поездки и т.п.

-через кого и какие каналы выходили на регионы?

Если уже есть контакты в регионах на уровне лиц, принимающих решение о закупках- хороший кандидат.

7. Назовите самый ходовой и прибыльный товар вашего рынка?

Должен назвать -3-4 продукта

Почему он лучше?

Должен обосновать, почему продукт лучший, по каким показателям продукт лучший.

Компетенция планирование

Как планировались продажи в компании?

Должен рассказать профессиональным языком о планировании. За какой блок отвечал именно кандидат. Нам интересны, кандидаты имеющие опыт планирования продаж по времени_ годового, квартального, ежемесячного, недельного.

На какой период составлялись планы продаж?

Наши кандидаты- это те, кто рассказывают четко о своем вкладе в процесс планирования и как именно он это делал.

На чём основывались?

Например: брал результате предыдущего периода, смотрел прирост рынка, сопоставлял.

Компетенция управление финансами

8. Занимались ли бюджетированием отдела?

Должен рассказать профессиональным языком о бюджетировании компании. За какой блок отвечал именно кандидат. Интересны кандидаты имеющие опыт работы в компаниях с бюджетами: годовой полугодовой, квартальный.

— за какие блоки бюджета отвечали?

Должен назвать статьи бюджета: расход, доход, Фонд заработной платы, рекламный бюджет, и т.п.

7. Как боролись с дебиторской задолженностью?

Должен рассказать, существует ли в компании минимальный или максимальный лимит дебиторской задолженности, как контролировал, периодичность контроля.

Компетенция управление персоналом

-Как распределял задачи в своём отделе среди подчинённых?

Распределение должно быть: по клиентам, регионам, продукции или как то еще. Должен рассказать, как именно распределял задачи. Что делегировал, что выполнял сам. Интересны кандидаты: умеющие делегировать полномочия по поиску новых клиентов, ведение переговоров на первом этапе, обязательно участвующие на финальном этапе переговоров.

Приходилось ли обучать сотрудников?

Важно: чтобы был опыт обучения, на рабочем месте, опыт обучения в полях, когда едут вместе с подчиненным и начальник присутствует как коуч, наставник. Потом обсуждают, что делал правильно, что не правильно.

-Каким образом?

Какие системы мотивации разрабатывали?

Интересны кандидаты разрабатывавшие системы мотивации: оклад + KPI. KPI чаще всего разделяется: на продажи, % дебиторской, = переменная какая то в зависимости от компании.

— на каких показателях строилась система мотивации? Была ли она постоянной или менялась, в зависимости от задач, поставленных перед компанией и т.п. они основывались?

Интересны кандидаты, имеющие опыт в разноплановыми показателями эффективности, на основании которых рассчитывалась з.п. Например: мало новых клиентов = добавляется показатель новый клиент.

С каким руководителем хотите работать?

Предпочтение кандидатам высказавшим возможность работать с жестким авторитарным руководителем.

Каким руководителем себя считаете?

Могут рассматриваться кандидаты имеющие авторитарный стиль управления, но больше склоняемся к демократичному стилю. Или смешанному стилю управления.

Компетенция- работа в команде

Расскажите про свой самый сильный конфликт. Кто был вовлечен, как была решена проблема? Какова ваша роль в той ситуации? Какой результат?

Предпочтение по модели поведения в конфликте: Сотрудничество представляет собой поиск решений в конфликте, полностью удовлетворяющих интересам обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Наблюдается содержательный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений. Такое поведение ориентировано не на отстаивание своих интересов любой ценой, а на поиск совместного решения. Сотрудничество рационально, если предмет разногласий имеет одинаково высокую ценность как для Вас, так и для соперника. Компромисс представляет собой стремление урегулировать разногласия путем двухсторонних уступок. Выражается в поиске такого решения. Когда внешне никто не выигрывает, но и не проигрывает. В этом случае интересы обеих сторон полностью не раскрываются.

Расскажите про свои личные качества, которые помогают вам добиваться успеха.?

Коммуникабельность, целеустремленность, ответственность, клиентоориентированость.

Расскажите про свои личные качества, которые мешают вам добиваться успеха.?

Должен рассказать о своих слабых качествах. Люди, не умеющие себя правильно оценивать не интересны.

Что считаете самой большой своей ошибкой?

Интересны кандидаты способные осмысливать свой опыт, признавать свои ошибки, работающие над своими ошибками.

Мотивация

Назовите компанию, работать в которой вам больше всего хотелось бы работать? Из вашего опыта- в какой компании больше всего понравилось работать и почему?

Должен описать компанию, приближенную по структуре бизнеса к бизнесу нашего заказчика: размер, продукция, бизнес процесс, задачи и функции.

Кандидат, не способный сформулировать свои интересы на новом месте работы, нам не интересны.

Уровень заработной платы, система мотивации.

Интересны: фин. ожидания от …..до……. Оклад менее 50% от суммированного дохода, суммированный доход от …….

Чем занимаетесь в свободное время?

Интересны кандидаты, имеющие хобби активные виды спорта, футбол, хоккей.

Какие планы на ближайшие 3-5 лет?

Интересны кандидаты желающие развиваться в профессиональном плане. Ане в карьерном . Желающие получить опыт в разных направлениях бизнеса. Готовы осваивать регионы.

Если в ходе интервью кандидат не представил нам подтверждения своего опыта в заданных ситуациях, тогда используется кейс метод, который помогает спроецировать поведение кандидата в той или иной ситуации, оценить уровень профессиональной подготовке и т.п.

CASE-интервью

Кейс — это конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии (или последовательности событий), в котором можно обнаружить достаточно проблем. В хорошей ситуации описываются реальные люди в момент принятия важного решения, сталкивающиеся с необходимостью предпринимать какие-то действия и нести ответственность за последствия. Важно иметь в виду, что кейсы описывают реальные события, которые в условиях дефицита ресурсов не поддаются однозначно правильному решению. Хороший кейс должен содержать несколько возможных вариантов решений. Конструирование кейса заключается в предложении возможностей, вероятностей и средств достижения цели. (http://www.hr-portal.ru/article/case-intervyu-ili-situatsionnoe-intervyu)

Case-интервью – это интервью, на котором кандидату задаются вопросы, ситуация или проблема и предлагается решить эту ситуацию (проблему). Проблема часто касается бизнес ситуации.

Принцип построения CASE: Вы строите ситуацию, которая позволяет проверить именно то, что Вас интересует в данный момент. Например: Я хочу проверить, что человек считает более важным, коммерческую выгоду или порядочность и сохранение репутации. Следовательно, мне надо построить ситуационную задачу, в которой эти два интереса будут вступать в откровенный конфликт, и предложить кандидату найти решение. При использовании Case-интервью у рекрутеров есть возможность проверить реакцию кандидата на ту или иную ситуацию. Оценить, как кандидат думает, принимает решения, насколько он замотивирован, ответственен. Как правило, case интервью начинается со слов представьте себе ситуацию, что….:

При проведении case интервью тщательно продумать ситуацию, которую кандидаты должны будут решить и помнить, что она должна быть уникальной и непосредственно связанной с требованиями к вакантной должности, все возможные варианты решения задачи, которые будут наилучшим решением.

Например:

Представьте себе, что вы пришли на собеседование и Вас попросили подождать.

  1. Сколько вы будете ждать? Почему столько?
    Представьте себе, что пока вы ждали, вы услышали, что руководитель компании может себе позволить кричать на сотрудника.
  2. Что вы будете делать? Почему вы поступите таким образом?
    Представьте себе, что вас попросили подождать в комнате, где нет окон, один стол, стул и стол. Вы устали ждать и решили выйти, подойдя к двери, вы обнаружили, что она заперта.
  3. Ваши действия? Ваши выводы?
    Какая модель поведения приемлема в данных ситуациях для вашей компании решать Вам.

Так же этот пример может использоваться для оценки стрессоустойчивости кандидата.

Или другой пример: Для секретаря важно терпение и способность правильно урегулировать конфликтные ситуации…

Представьте себе ситуацию, что у вас звонит телефон уже очень долго и упорно, а рядом с Вами стоит немолодой посетитель и уже 2 минуты пытается найти в своей сумке листок, где написаны контакты к кому он пришел. Ваши действия…

Вы предлагаете кандидату по шагам рассказать, что и как он будет делать и как он будет это говорить. Вы внимательно слушаете и оцениваете и слова и с какой интонацией он эти слова произносит.

Нам подходят следующие ответы

  1. Попрошу прощения, что отвлекаюсь и возьму трубку, т.к. входящий звонок это может быть клиент.
  2. Предупрежу, что мне надо взять трубку, это может быть важно, срочно …
  3. Предложу пока присесть, я отвечу на звонок и после помогу решить вопрос посетителя…

Представьте себе ситуацию, что у вас звонит телефон, вы поднимаете трубку, вместо приветствия вы слышите орущего человека обвиняющего вас и вашу компанию во всех смертных грехах, в т.п. и т.д. Ваши действия…

  1. Выслушаю все что говорит, пока звонящий сам не иссякнет, чтобы была возможность вступить в ним в разговор. Потом постараюсь убедить его, что я заинтересована в решение его вопроса, но пока он мне не представиться, не объяснит в чем его претензия, я вряд ли смогу ему помочь…
  2. Когда возникнет пауза, очень вежливо попрошу перестать на меня кричать, а объяснить в чем вопрос и претензия, чтобы решить сложившуюся ситуацию, т.к. я не могу разобраться в чем вопрос.
  3. Постараюсь успокоить звонящего, всеми возможными словами постараюсь ему доказать, что готова помочь ему в решение проблемы.

Ольга Малышева

Директор КА «Люди Дела — Москва»

Статья оказалась полезной? Поделиться в

Возврат к списку

Добавить комментарий