Компетенция полиции РФ

Организационно-правовые основы управления в области внутренних дел. Компетенция Министерства внутренних дел РФ

К области внутренних дел как сфере государственного управления относятся общественные отношения, складывающиеся в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности.

Правовой основой государственного управления в области внутренних дел являются Конституция, федеральные законы от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», от 06.02.1997 № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также иные нормативное правовые акты РФ в данной сфере.

Государственное управление в области внутренних дел осуществляет Министерство внутренних дел РФ.

Министерство внутренних дел РФ (МВД России) в соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ.

Основными задачами МВД России являются:

  • 1) разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел;
  • 2) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
  • 3) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;
  • 4) управление органами внутренних дел РФ и внутренними войсками МВД России;
  • 5) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства РФ возложено на МВД России.

В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России), территориальные органы МВД России, образовательные учреждения в том числе суворовские военные училища, колледжи, лицеи), научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.

Структура центрального аппарата МВД России, утвержденная Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248, следующая:

  • 1. Министр внутренних дел РФ.
  • 2. Первый заместитель Министра внутренних дел РФ.
  • 3. Заместители Министра внутренних дел РФ.
  • 4. Статс-секретарь — заместитель Министра внутренних дел РФ.
  • 5. Заместитель Министра внутренних дел РФ — главнокомандующий внутренними войсками Министерства внутренних дел РФ.
  • 6. Главное командование внутренних войск.
  • 7. Следственный департамент.
  • 8. Главное управление вневедомственной охраны.
  • 9. Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения.
  • 10. Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ.
  • 11. Главное управление по противодействию экстремизму.
  • 12. Главное управление собственной безопасности.
  • 13. Главное управление на транспорте.
  • 14. Главное управление уголовного розыска.
  • 15. Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.
  • 16. Департамент государственной службы и кадров.
  • 17. Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций.
  • 18. Департамент информационных технологий, связи и защиты информации.
  • 19. Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению.
  • 20. Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий.
  • 21. Договорно-правовой департамент.
  • 22. Организационно-аналитический департамент.
  • 23. Национальное центральное бюро Интерпола.
  • 24. Контрольно-ревизионное управление.
  • 25. Оперативное управление.
  • 26. Организационно-штатное управление.
  • 27. Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации.
  • 28. Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
  • 29. Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации.
  • 30. Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий.
  • 31. Управление оперативно-разыскной информации.
  • 32. Управление по организации дознания. Подразделения, указанные в п. 8—15, 23, 25, 28—32 данной структуры, являются подразделениями полиции.

В области предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений МВД России осуществляет оперативно-розыскную деятельность, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам; экспертно-криминалистическую деятельность, а также розыск лиц и похищенного имущества.

МВД России осуществляет контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, за сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового оружия, находящегося во временном пользовании у юридических лиц с особыми уставными задачами, за соблюдением указанными юридическими лицами законодательства РФ об оружии; выдачу гражданам и организациям лицензий на приобретение оружия и патронов к нему, разрешений на хранение, ношение и использование оружия, патронов и боеприпасов к нему, а также на их транспортирование, перевозку, ввоз па территорию и вывоз с территории РФ.

МВД России осуществляет:

лицензирование отдельных видов деятельности;

выдачу разрешений на приобретение, хранение, перс-возку автомобильным, морским и речным транспортом взрывчатых материалов промышленного назначения, а также на их транзит в случае перевозки указанными видами транспорта;

контроль частной детективной и охранной деятельности на территории РФ, а также деятельности ведомственной охраны.

МВД России организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения; обеспечивает охрану особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях. К ведению МВД России относятся следующие функции: организация производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск;

обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких;

разработка и проведение мероприятий по совершенствованию охраны общественного порядка на территории РФ;

обеспечение проведения государственной дактилоскопической регистрации, а также ряд других функций.

МВД России возглавляет Министр внутренних дел РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МВД России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Министр осуществляет полномочия по руководству входящими в систему МВД России органами, воинскими частями внутренних войск, организациями и подразделениями, осуществляет их реорганизацию и ликвидацию, а также издаст нормативные правовые акты МВД России, в том числе совместно с руководителями других федеральных органов исполнительной власти, заключает международные договоры РФ межведомственного характера в установленной сфере деятельности.

51) Органы внутренних дел

Нормативно-правовые акты:

  • Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»

  • ФЗ «О службе в ОВД» (2011)

  • ФЗ «О полиции» (2011)

Органы внутренних дел РФ – система федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану правопорядка, обеспечение безопасности и другие функции

Основными задачами органов внутренних дел РФ является:

— обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

— организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

— обеспечение охраны общественного порядка;

— организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

— обеспечение безопасности дорожного движения;

— организация государственной охраны имущества и организаций;

— организация и осуществление контроля за частной детективной и охранной деятельности на территории РФ, а также деятельности ведомственной охраны;

Основное назначение данных органов подчинено конституционному положению о приоритете прав и свобод человека и гражданина. Наряду с этим они обеспечивают общественный порядок и общественную безопасность, стабильность социальных отношений и эффективность государственного механизма.

Поскольку ОВД РФ являются централизованными, их задачи и полномочия наиболее наглядно проявляются через полномочия МВД России. Органы внутренних дел образуют централизованную систему, возглавляемую МВД России.

МВД России возглавляет систему органов внутренних дел, в которую входят:

В состав органов внутренних дел входят:

— центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России);

— территориальные органы МВД России;

— образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России;

— окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России;

— представительства МВД России за рубежом;

— иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел (п. 15 Положения об МВД России).

Территориальные органы МВД РФ:

— на окружном уровне — главных управлений МВД России по федеральным округам, управлений на транспорте МВД России по федеральным округам;

— на межрегиональном уровне — оперативных бюро МВД России, центров специального назначения МВД России, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

— на региональном уровне — министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам РФ;

— на районном уровне — управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлений, отделов МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейных отделов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управления МВД России на комплексе «Байконур».

Кроме того, МВД России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной миграционной службы (ФМС России).

В единую централизованную систему МВД входят: ОВД, включающие в себя полицию; внутренние войска, организации и подразделения, созданные для осуществления полномочий, возложенных на МВД.

МВД возглавляет систему ОВД. МВД возглавляет министр ВД, назначаемый Президентом по представлению председателя Правительства РФ

Полномочия:

  1. организует и осуществляет: оперативно-розыскную деятельность; производство дознания, предварительного следствия, розыск лиц и похищенного имущества, контроль за оборотом оружия, контроль за частной детективной и охранной деятельностью

  2. реализация основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения

  3. охрана особо важных объектов

  4. обеспечивает государственную защиту судей и других должностных лиц, в соответствии с законом.

Аналогичные полномочия с учетом их места и роли в системе ОВД осуществляют территориальные и специализированные органы, подчиненные МВД.

ОВД осуществляют свою деятельность на основе социально-правовых принципов, закрепленных в Конституции РФ, ФЗ, указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, а также приказах, инструкциях и других нормативных актах МВД. Эти органы образуются Президентом РФ, органами государственной власти субъектов РФ, им подотчетны и под-контрольны.

ОВД осуществляют следующие функции: обеспечение общественной безопасности:борьба с противоправными посягательствами на жизнь, здоровье, честь, достоинство, свободы и интересы граждан, а также интересы предприятий, учреждений и организаций:

организация и проведение профилактики правонарушений: охрана общественного порядка: обеспечение необходимых условий труда и отдыха граждан в общественных местах, населенных пунктах:

обеспечение безопасности дорожного движения; надзор за соблюдением актов, регулирующих общественный порядок и общественную безопасность; дознание и следствие в пределах определенной законом компетенции: охрана различных форм собственности и личного имущества граждан по договорам: обеспечение наряду с другими органами государства режима чрезвычайного положения.

Свою деятельность ОВД строят в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности, взаимодействуя с другими государственными органами и общественными объединениями, организациями иных форм собственности, трудовыми коллективами, гражданами, СМИ:

осуществляют ее в разнообразных формах: организационные мероприятия (организационно-массовая работа); материально-технические операции; нормо-творческая деятельность; правоприме-нительная(регулятивная и правоохранительная) деятельность. Компетенция ОВД определяется общими, типовыми и индивидуальными положениями о том или ином органе, а также специальными законодательными и иными нормативными актами.

Борьба с преступностью. Данное направление деятельности органов внутренних дел РФ предусматривает:

производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел; организацию и непосредственного осуществления оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности по уголовным делам; обеспечение реализации мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование тяжких и особо тяжких преступлений, совершенные организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящие транснациональный или межрегиональный характер, либо преступления, вызывающие большой общественный резонанс; мер, направленных на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности; обеспечение в соответствии с законодательством РФ государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

Административная деятельность.Основная деятельность органов внутренних дел РФ, как раз, и связана с административной деятельностью. Данная деятельность органов внутренних дел направлена на осуществление мероприятий по охране общественного порядка на территории РФ; производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск, а также предупреждение и пресечение административных правонарушений; осуществление действий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, лицензионно-разрешительную деятельность в сфере занятия определенными видами деятельности, производствами работ (оказание услуг), подлежащих лицензированию в системе МВД России, а также контроль за их осуществлением.

Иные направления деятельности органов внутренних дел РФ:

— участие в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; обеспечение выполнения мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

— обеспечение по решению Президента РФ участие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности;

— и другие направления.

Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, в том числе Федеральный закон «О полиции» . Деятельность полиции регулируют нормативные правовые акты Президента РФ, в частности Указ Президента РФ -Вопросы (цианизации полиции» . В области полиции действуют нормативные акты Правительства РФ и нормативные правовые акты МВД России. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов РФ по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Полиция является составной частью единой централизованной системы МВД России. В ее состав могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей. Руководство деятельностью полиции осуществляют министр внутренних дел РФ, руководители территориальных органов внутренних дел и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей. В территориальных органах МВД России на окружном и региональном уровнях учреждены должности заместителя начальника соответствующего территориального органа Министерства — начальника полиции.

Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом РФ. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются МВД России.

Полиция предназначена для: а) защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; б) противодействия преступности; в) охраны общественного порядка и собственности; г) обеспечения общественной безопасности. Полиция обязана незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Полиция оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.

Основными направлениями деятельности полиции являются: 1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; 2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; 3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; 4) розыск лиц; 5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; 6) обеспечение правопорядка в общественных местах; 7) обеспечение безопасности дорожного движения; 8) контроль за соблюдением федерального законодательства в области оборота оружия; 9) контроль за соблюдением федерального законодательства в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; 10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; 11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; 12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности. По решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Федеральный закон установил следующие принципы деятельности полиции: 1) соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) беспристрастность; 4) открытость и публичность; 5) общественное доверие и поддержка граждан;

  • 6) взаимодействие и сотрудничество с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами;
  • 7) использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем .

Федеральный закон возложил на полицию многочисленные обязанности . Президент РФ своим указом конкретизировал их применительно к подразделениям полиции и возложил на них следующие обязанности: 1) прием, регистрацию и проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях; 2) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами; 3) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 4) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки; 5) обеспечение безопасности дорожного движения; 6) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных федеральным законодательством к подведомственности полиции; 7) осуществление оперативно-розыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;

8) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности; 9) обеспечение собственной безопасности; 10) осуществление лицензионно-разрешительной работы; 11) осуществление экспертно-криминалистической деятельности; 12) государственную охрану объектов, а также охрану имущества граждан и организаций; 13) государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц; 14) сбор, анализ и хранение оперативно-розыскной информации; 15) содержание, охрану и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ; 16) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы; 17) подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников полиции; 18) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств — членов Международной организации уголовной полиции (Интерпола) и с Генеральным секретариатом Интерпола .

В Федеральном законе «О полиции» урегулированы вопросы применения полицией отдельных мер государственного принуждения и физической силы, специальных средств, оружия . Указанный Закон устанавливает условия и порядок применения полицией таких мер государственного принуждения, как: а) задержание; б) вхождение (проникновение) в жильте и иные помещения, на земельные участки и территории; в) оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов; г) формирование и ведение банков данных о гражданах .

В Федеральном законе «О полиции» установлен исчерпывающий перечень всех специальных средств, которые вправе применять полиция, а также указаны порядок, правовые основания, запреты и ограничения их применения. К таким средствам отнесены: 1) палки специальные; 2) специальные газовые средства; 3) средства ограничения подвижности; 4) специальные окрашивающие и маркирующие средства; 5) электрошоковые устройства; 6) светошоковые устройства; 7) служебные животные; 8) световые и акустические специальные средства; 9) средства принудительной остановки транспорта; 10) средства сковывания движения; 11) водометы; 12) бронемашины; 13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия; 14) средства разрушения преград; 15) огнестрельное оружие .

Добавить комментарий