Компетенция судебно психологической экспертизы

Общая характеристика судебно-психологической экспертизы

Задачи, предмет и компетенция судебно-психологической экспертизы

Судебно-психологическая экспертиза (СПЗ) — разновидность экспертных исследований, в которых применяются специальные познания в области психологии.

В России первая известная попытка проведения судебно-психологической экспертизы относится к 1883 г. Она была назначена при расследовании уголовного дела по обвинению московского нотариуса Назарова в изнасиловании актрисы-любительницы Черемновой.

Черемнова на допросе сообщила, что в день преступления она дебютировала на сцене. Томительное ожидание спектакля, волнение, пережитое на сцене, вызвало у Черемновой, по ее словам, такой глубокий упадок физических и душевных сил, что, оставшись наедине с Назаровым, она была не в состоянии оказать ему сопротивление.

С целью получения объективных сведений о влиянии на психику переживаний, связанных с первым выступлением на сцене, следователь решил допросить двух известных русских актрис — М.Н. Ермолову и А.Я. Гламму-Мещерскую.

Конечно, это еще не была судебно-психологическая экспертиза в собственном смысле слова. Но тогда и института экспертизы еще не было. Этот пример показывает, что уже в те далекие времена делались попытки отойти от традиции решения психологических вопросов только на основе юридических знаний.

Более широкое распространение этот вид экспертизы получил в 20-е гг. XX столетия. Однако в то время отечественная психологическая наука переживала период становления. Еще не было накоплено достаточного количества экспериментальных исследований, а среди экспертов наметилась тенденция выхода за пределы своей компетенции.

Все это постепенно привело к распространению среди ученых- юристов и практиков взгляда о ненаучности данного вида экспертизы.

В настоящее время главная задача СПЭ состоит в оказании помощи органам предварительного расследования и суду в более глубоком исследовании специальных вопросов психологического содержания, помогающих установить истину об обстоятельствах, подлежащих доказыванию.

Судебно-психологическая экспертиза может исследовать только такие вопросы психологического содержания, которые относятся к ее предмету. Главным свойством получаемых знаний посредством СПЭ можно признать достаточный уровень апробирования и (или) научной разработанности. Подобные знания не должны находиться на стадии освоения, изучения, концептуальной доработки. Они должны обладать конкретным, достоверным, неоспоримым характером. В противном случае основанные на них выводы не будут иметь удостоверительного или доказательственного значения. так, известный отечественный адвокат Н.П. Карабчевский еще в начале XX столетия утверждал: «Экспертиза, построенная на гипотезе, не может служить основанием приговора».

Предмет СПЭ составляет психическая деятельность человека (психические процессы, психические состояния и психические свойства) в норме и в экстремальных условиях, изучение которой существенно для правильного разрешения уголовного или гражданского дела.

Большинство используемых в судебно-психологической экспертизе методов заимствованы из общей психологии, однако имеются методы, которые специально разрабатываются для конкретных видов экспертиз. Ни один отдельно взятый метод не может дать исчерпывающих ответов на поставленные перед экспертизой вопросы. Только комплексное их использование может решить поставленные задачи.

Компетенция СПЭ определяется с учетом следующих критериев:

1) научно-методического уровня развития современной психологической науки, прежде всего научно-методического уровня развития базовых наук — общей и юридической психологии. На разрешение судебно-психологической экспертизы могут быть поставлены только такие вопросы, на которые психология в состоянии ответить, т.е. располагает научно-методической базой для научно обоснованного разрешения определенных вопросов, относящихся к компетенции СПЭ, методикой их правильного разрешения и составления по ним научно обоснованного заключения. Поскольку уровень развития знаний в психологии постоянно повышается, возможности судебно-психологической экспертизы будут расширяться и возрастать, т.е. этот критерий не носит постоянного характера;

2) в компетенцию СПЭ не может входить решение юридических вопросов (оценка юридических признаков субъективной стороны преступления — вины, ее формы, мотива и цели преступления; оценка доказательств: юридическая квалификация деяния, а также нравственная оценка личности и поведения подэкспертного). Последнее наложение играет особую роль, поскольку оно включает в себя требования, предъявляемые как к профессиональной квалификации, так и к нравственно-этической стороне экспертной работы.

Реализация этических правил соответствует интересам как подэкспертного, так и самого эксперта, поскольку специфика психологического исследования обвиняемого или подсудимого предполагает, в частности, возможность установления психолога чес кого контакта с ним только в том случае, когда испытуемый убежден, что сообщение посторонним лицом сведений, которые даются им входе СПЭ, запрещено законом. Неслучайно поэтому многие юристы и психологи настаивают на необходимости введения законоположения, гарантирующего сохранение экспертной тайны, а также соблюдение иных требований этического характера.

Серьезной проблемой является проведение СПЭ лицами, не имеющими для этого достаточной подготовки, не владеющими методами психологического исследования, правилами составления заключений и т.д. В условиях, когда штатных психологов-экспертов еще не хватает, обращение следственных и судебных органов к психологам, работающим в педагогических институтах, психиатрических больницах и т.п., практически неизбежно. Однако в целях повышения престижа и качества судебно-психологической экспертизы, по-видимому следует ввести квалификационные экзамены на право заниматься психологической экспертизой в уголовном (гражданском) судопроизводстве.

Компетенцию СПЭ можно определить и через выделение круга вопросов психологического содержания, относящихся к компетенции отдельных видов психологической экспертизы. В настоящее время с учетом названных выше критериев и потребностей следственной и судебной практики к компетенции судебно-психологической экспертизы относятся:

  • установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки не связанного с психическим заболеванием отставания в психическом развитии, полностью сознавать значение своих действий и определение того, в какой мере эти несовершеннолетние способны руководить своими действиями;
  • установление способности психически здоровых свидетелей и потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических, возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать имеющие значение дня дела обстоятельства и давать о них правильные показания;
  • установление наличия или отсутствия у субъекта в момент совершения преступления аффекта или иных непатологических эмоциональных состояний, способных существенно влиять на сознание и деятельность человека;
  • установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании (в первую очередь малолетних) понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказать сопротивление;
  • установление возможности возникновения у человека в конкретных условиях определенных психических состояний (напряженности, монотонности, стресса и т.д.) и экспертная оценка их влияния на качество выполнения профессиональных функций при управлении техникой (в авиации, на железнодорожном и автомобильном транспорте, в работе операторов АСУ и т.п.);
  • определение индивидуально-психологических особенностей человека, включая особенности его личности, характера, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, способных существенно повлиять на поведение субъекта и формирование у него намерения на совершение преступления;
  • установление ведущих, упрочившихся мотивов (в психологическом значении этого термина) поведения человека и мотивации отдельных поступков как важных психологических обстоятельств, характеризующих личность;
  • психологическая диагностика (совместно с экспертами-психиатрами входе комплексной психолого-психиатрической экспертизы) структуры и динамики психических нарушений болезненного характера и выявление нормальных (сохранных) сторон психической деятельности у психически больных;
  • установление неформальной структуры преступной группы, в первую очередь несовершеннолетних, на основе данных о психологических особенностях личности ее участников, позволяющих занимать лидирующее или иное положение в группе.

Основания назначения и проведения СПЭ

Основанием назначения судебно-психологической экспертизы служит потребность органов расследования, суда в специальных психологических познаниях, которыми обладают лица, имеющие соответствующее образование в области психологии и прошедшие подготовку в проведении судебно-психологического исследования личности. Это основание в общей форме закреплено в ст. 195, 196 УПК РФ, согласно которым экспертизу следует проводить, в частности, для определения психического или физического состояния следующих лиц:

  • подозреваемого и обвиняемого в случаях, когда возникает сомнение в их вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;
  • потерпевшего и свидетеля, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания.

Здесь подразумевается широкий круг психических состояний, который включает и психические состояния, не выходящие за пределы нормы.

Согласно ч. 3 ст. 20 УК РФ не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетний, достигший возраста, с которого наступает уголовная ответственность, если он вследствие отставания в психическом развитии, несвязанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

С учетом этого ст. 421 УПК РФ обязывает предварительное расследование и суд при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии несовершеннолетнего, не связанном с психическим расстройством, устанавливать, мог ли он в полной мере сознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

В подобных ситуациях для выяснения данного обстоятельства возникает основание для проведения судебно-психологической экспертизы специалистами в области детской, юношеской психологии либо экспертами-психиатрами.

В ч. 1 ст. 131 УК РФ говорится об изнасиловании с использованием беспомощного состояния потерпевшей, которое включает в себя не только физические, ной психологические критерии. С учетом этого еще в Постановлении Пленума Верховного Суда от 25 марта 1964 г. № 2 «О судебной практике по делам об изнасиловании» было указано о необходимости исследования судами беспомощного состояния потерпевшей в силу ее не только физического, но и психического состояния, из-за которого она не могла понимать характера и значения совершаемых с нею действий или оказать сопротивление виновному.

Основание для назначения судебно-психологической экспертизы может возникнуть и при расследовании преступлений, предусмотренных ст. 107, 113 УК РФ (убийство, совершенное в состоянии аффекта, и причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта).

СПЭ проводится на основании постановления следователя или определения суда. В этих документах:

  1. излагаются основания для назначения судебно-психологической экспертизы;
  2. излагаются обстоятельства дела, имеющие отношение к предмету экспертизы;
  3. определяется, какие именно факты требуют анализа с применением специальных познаний в области юридической и общей психологии;
  4. указывается, кому поручается проведение экспертизы, и формулируются вопросы, которые ставятся на разрешение экспертов.

Формулируя вопросы, следует учитывать:

  • объект, предмет, компетенцию и научно-методические возможности судебно-психологической экспертизы;
  • уголовно-правовое, уголовно-процессуальное и криминалистическое значение устанавливаемых с помощью данной экспертизы фактов;
  • конкретные обстоятельства дела, в которых возникли основания и повод для назначения соответствующего вида судебно-психологической экспертизы.

В целом компетенция судебно-психологической экспертизы определяется содержанием психологической науки, ее прикладных отраслей (юридической, медицинской, инженерной психологии и т.п.). Поэтому в ее компетенцию входит исследование различных проявлений психики, психических процессов, эмоциональных состояний, индивидуально-психологических особенностей психически здоровых лиц (свидетелей, потерпевших, обвиняемых, подсудимых и т.д.), участвующих в уголовном, гражданском судопроизводстве, факторов психологического воздействия на их поведение, на принятие ими решений в различных конфликтных, экстремальных ситуациях, ставших предметом рассмотрения суда.

В компетенцию экспертизы также входит изучение:

«психологического содержания некоторых юридических понятий, описывающих поведение людей и его внутренние механизмы, фиксирующих временные психические состояния, изменения сознания под влиянием различных факторов».

В частности, при расследовании, рассмотрении уголовных дел в суде к компетенции судебно-психологической экспертизы следует отнести:

  • установление индивидуально-психологических особенностей личности участников уголовного процесса, уровня их психического, интеллектуального развития, наличия у них определенных психофизиологических качеств (повышенная тревожность, внушаемость, импульсивность и т.д.), существенно повлиявших на их поведение в экстремальных условиях (в том числе при выполнении каких-либо профессиональных обязанностей), в психотравмирующих (криминальных) ситуациях повышенной сложности;
  • диагностику состояний психической напряженности непатологического характера (тревожности, страха, стресса, аффекта и т.п.), послуживших причиной совершения противоправных действий, неадекватного поведения, например потерпевшей в опасной для ее жизни и здоровья ситуации, оператора, не справившегося со своими профессиональными обязанностями, и т.д.;
  • исследование мотивационной сферы личности, составляющих ее психологических мотивов, побудивших субъекта к той или иной деятельности;
  • выявление у несовершеннолетних правонарушителей с признаками отставания в психическом развитии непатологического характера способности осознавать значение своих действий и руководить ими;
  • установление способности психически здоровых свидетелей, потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических, возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания, что имеет немаловажное значение не только для уголовного, но и для гражданского процесса.

При разрешении гражданско-правовых споров к компетенции судебно-психологической экспертизы относится то же самое — исследование вопросов психологического характера, относящихся к индивидуально-психологическим особенностям личности участников гражданско-правовых споров, уровню их интеллектуального развития, перцептивным, познавательным способностям, эмоционально-волевой сфере. Так же, как и при расследовании уголовных дел, в компетенцию судеб-но-психологической экспертизы по гражданским делам входит изучение психического состояния некоторых участников процесса. Например, в случаях, когда рассматривается вопрос о признании недействительности сделки, совершенной гражданином «в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими» (ст. 177 ГК РФ), либо когда субъект в результате причиненного ему морального вреда, по его словам, испытывал нравственные страдания и нужно доказать, что это было действительно так (ст. 151 ГК РФ).

Безусловно, очерченные выше границы компетенции судебно-психологической экспертизы имеют подвижный характер, поскольку с развитием психологической науки расширяются и ее возможности. Кроме того, постоянно совершенствуется законодательство, а следовательно, растут и потребности судебной практики в решении новых проблем психолого-правового характера.

В тех же случаях, когда у суда возникают сомнения в том, что по делу проходят участники процесса с пограничными психопатологическими состояниями (психопатии, неврозы, легкая степень олигофрении и т.п.), «вопрос о выборе формы экспертизы должен однозначно решаться в пользу комплексной психолого-психиатрической экспертизы».

Добавить комментарий