Конференции по окружающей среде

Во второй половине 20 века прошли Международные конференции, которые сыграли заметную роль в осознании человечеством серьезности экологических проблем:

· Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде 1972 г.
Она стала поворотным пунктом в экологической политике государств и международного сообщества. Она состоялась в г. Стокгольме 5—16 июня 1972 г. и приняла два основных документа: Декларацию принципов и План мероприятий.

Декларация принципов включает 26 принципов, выражающих отношение мирового сообщества к проблеме окружающей среды в настоящее время и на перспективу. Среди этих принципов следует отметить главные:

· право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь;
· сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущих поколений;
· экономическое и социальное развитие, имеющее решающее значение для улучшения окружающей среды (в отличие от теории ограничения роста, требующей остановить развитие для сохранения качества среды);
· суверенность прав государств на разработку собствен природных ресурсов и ответственность государств за ущерб окружающей среде;
· необходимость решать международные проблемы окружающей среды в духе сотрудничества;
· избавление человека и окружающей его среды от последствий применения ядерного и иных видов оружия массового уничтожения.

План мероприятий содержит 109 пунктов. В них решаются организационные, экономические, политические вопросы охраны окружающей среды и взаимоотношений государств и международных организаций.

По решению конференции был организован постоянно действующий орган ООН по охране окружающей среды — ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде), образован Фонд окружающей среды;

5 июня провозглашено Всемирным днем окружающей среды.
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европепроходило в г. Хельсинки в августе 1975 г. с участием всех европейских стран, США и Канады (за исключением Албании). Совещание приняло Заключительный акт, в котором наряду с политическими вопросами обеспечения безопасности были вопросы экологической безопасности.

Окружающей среде посвящен пятый раздел Заключительного акта. В нем определяются цели, области, формы и методы экологического сотрудничества государств. В частности, международное экологическое сотрудничество имеет такие области сотрудничества, как борьба с загрязнением атмосферы, охрана вод от загрязнения, охрана морской среды, охрана почвы, заповедников, окружающей среды в городах, намечены фундаментальные исследования по экологии.

В числе форм и методов такого сотрудничества предлагались: обмен информацией, организация конференций, обмен научными работниками, совместные разработки проблем охраны окружающей среды.

В плане реализации хельсинских решений странами- участниками впоследствии было принято несколько документов по предотвращению загрязнения окружающей среды. В частности, Конвенция о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха (1979 г.) и Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), ряд других документов.

Организация выполнения обязательств, вытекающих из решений этих конвенций, возлагается на Минприроды России. Функции по оповещению об аварии и действия по ликвидации последствий промышленных аварий возлагается на Министерство по делам гражданской обороны и ЧС РФ.

· Венская встреча представителей государств- участников СБСЕ (ноябрь 1986 г). Наряду с политическими вопросами выполнения Заключительного акта СБСЕ на этой встрече было уделено внимание состоянию окружающей среды и степени выполнения хельсинских договоренностей в части ее охраны. В Итоговом документе содержатся следующие рекомендации:

· сокращение выбросов серы до 1995 г. на 30 %, снижение выбросов углеводородов и других загрязнителей;
· разработка соответствующих методов, альтернативных захоронению опасных отходов в море;
· обмен информацией по потенциально опасным химическим веществам, включая оценку риска для здоровья и окружающей среды;
· укрепление и развитие совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей на большие расстояния в Европе, (ЕМЕП);
· поощрение мер по сокращению производства озоноразрушающих веществ;
· исследование явлений глобального потепления климата и роли при этом выбросов двуокиси углерода и газов.

· Конференция ООН по окружающей среде и развитию (3—14 июня 1992 г, Рио-де-Жанейро)
Организованная для подведения итогов двадцатилетней охраны окружающей среды после Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г., Конференция собрала около 15 тысяч делегатов из 178 стран мира.

Основные решения ее:
· Декларация, где сформулированы принципы политики охраны окружающей среды и развития;
· Повестка дня на XXI век, представляющая собой обширную программу действий на предстоящее столетие;
· Заявление о принципах охраны и рационального использования лесов всех климатических зон;
· Конвенция по климату;
· Конвенция об охране биологического разнообразии.

Решено было образовать Комиссию ООН по окружающей среде и развитию для разработки проекта Конвенции по пустыням и засушливым зонам.

Декларация Рио по окружающей среде и развитию содержит основные принципы экологически корректного поведения мирового сообщества и государств на современном этапе. С точки зрения ООН и участников Конференции, основанная на этих принципах национальная внутренняя и внешняя экологическая политика государства будет способствовать обеспечению национального и международного экологического порядка.

В Декларации Рио определяются цели, для которых эти принципы провозглашаются. Основные из них — налаживание нового и равноправного сотрудничества в масштабах всего мира путем установления новых уровней сотрудничества между государствами и народами; определение перспектив развития международного права окружающей среды; развитие национального законодательства в области окружающей среды и установление мер, которые могут быть наиболее полезными для поддержания благоприятного состояния окружающей среды и ее восстановления.

Декларация Рио по окружающей среде и развитию :
Принцип 1. В центре внимания непрерывного развития находятся люди. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой.

Принцип 2. Государства, в соответствии с Уставом ООН и принципами международного права, обладают суверенным правом эксплуатировать свои природные богатства, проводя свою собственную политику в вопросах окружающей среды и развития, и несут ответственность за то, чтобы деятельность, находящаяся под их контролем, не наносила ущерба окружающей среде в других странах или районах за пределами национальной юрисдикции.

Принцип 3. Право на развитие должно быть реализовано таким образом, чтобы удовлетворять потребности в развитии и сохранении окружающей среды нынешнего и будущих поколений.

Принцип 4. Для того чтобы добиться устойчивого развития, охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой частью процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

Принцип 5. Все государства и все народы должны сотрудничать в достижении важной задачи по искоренению бедности и нищеты. Это является обязательным условием устойчивого развития. Цель такого сотрудничества заключается в том, чтобы уменьшить разрыв в уровне жизни и в большей степени удовлетворять потребности большинства народов мира.

Принцип 6. Потребности развивающихся стран, прежде всего наименее развитых, и тех, окружающая среда которых наиболее уязвима, должны иметь особый приоритет. Международные действия в области защиты окружающей среды и развития должны также отвечать интересам и нуждам всех стран.

Принцип 7. Государства должны сотрудничать в духе всемирного партнерства с целью сохранить, защитить и восстановить здоровье и целостность экосистемы Земли. Имея в виду тот факт, что разные государства в разной степени ответственны за загрязнение окружающей среды, они несут общую, но не одинаковую ответственность за это. Развитые страны признают ту ответственность, которую они несут, участвуя в международных усилиях с целью достижения устойчивого развития, с учетом того, какое давление они оказывают на окружающую среду, и той технологии и тех финансовых возможностей, которыми они располагают.

Принцип 8. Для того чтобы добиться устойчивого развития и более высокого уровня жизни для всех народов, государства должны уменьшить и исключить не способствующие устойчивому развитию модели производства и потребления, а также должны проводить надлежащую демографическую политику.

Принцип 9. Государства должны сотрудничать с целью укрепления внутренней способности к достижению устойчивого развития путем улучшения взаимопонимания в области науки посредством обменов научными и техническими знаниями и путем поощрения разработки, прикладного использования, распространения и передачи технологий, включая новые и инновационные технологии.

Принцип 10. Вопросы защиты окружающей среды решаются успешнее всего при участии в этом процессе всех заинтересованных граждан. На общенациональном уровне каждый гражданин должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды и которой располагают государственные органы, включая информацию об опасных материалах и о работах, проводимых в районе их проживания, связанных с риском и опасностью Они должны также иметь возможность участвовать в процессе принятия решений. Государства должны информировать и способствовать большей информированности общественности, а также способствовать ее участию в решении этих вопросов, обеспечив широкий доступ к информации. Должен быть обеспечен эффективный доступ к юридическим и административным механизмам, включая возмещение ущерба и возможность судебной защиты.

Принцип 11. Государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать ситуацию в области охраны окружающей среды и развития, в которой они будут реализовываться. Нормы, вводимые некоторыми странами, могут оказаться неподходящими или неприемлемыми с экономической и социальной точек зрения для других стран, в частности для развивающихся.

Принцип 12. Государства должны сотрудничать с целью развития эффективной и открытой международной экономической системы, которая обеспечила бы экономическое и устойчивое развитие во всех странах и более эффективное решение проблем, вызванных загрязнением окружающей среды. Меры торговой политики, связанной с достижением целей по охране окружающей среды, не должны вести к произвольной или необоснованной дискриминации, равно как и к скрытым ограничениям международной торговли. Следует избегать односторонних шагов при решении экологических проблем за пределами юрисдикции страны-импортера. Меры по охране окружающей среды, направленные на решение региональных или глобальных, должны, настолько это возможно, приниматься на основе международного консенсуса.

Принцип 13. Государства должны разработать национальное законодательство, касающееся ответственности и компенсаций тем, кто пострадал от загрязнения окружающей среды и другого экологического ущерба. Государства должны также оперативно и более настойчиво сотрудничать в том, что касается дальнейшей разработки международного права в области ответственности и компенсации за урон окружающей среде, вызванный действиями на территории, находящейся под их юрисдикцией или контролем, которые привели к ущербу за пределами этой территории.

Принцип 14. Государства должны эффективно сотрудничать в том, что касается недопущения действий, связанных с переводом на территорию других государств любых видов деятельности, равно как и с перевозкой любых материалов, которые могут нанести серьезный ущерб окружающей среде или способны нанести вред здоровью людей.

Принцип 15. С целью защиты окружающей среды государства в соответствии с имеющимися у них возможностями должны принимать широкие меры предосторожности. В случаях существования опасности серьезного или непоправимого ущерба недостаток полной научной информации не должен служить причиной для отсрочки эффективных с точки зрения издержек мер по предотвращению загрязнения окружающей среды.

Принцип 16. Национальные власти должны прикладывать усилия к тому, чтобы добиваться интернационализации затрат на охрану окружающей среды, и использовать экономические инструменты, исходя из того, что сторона, действия которой привели к загрязнению окружающей среды, обязана в принципе возмещать расходы, связанные с нанесенным ущербом. При этом следует учитывать интересы общества и не причинять вреда международной торговле и капиталовложениям.

Принцип 17. Одним из инструментов национальной политики должна быть оценка возможных последствий для состояния окружающей среды в результате действий, которые могут оказать на нее существенное негативное влияние. Решения по этим вопросам должны приниматься компетентными национальными органами.

Принцип 18. Государства должны немедленно извещать другие государства о любых природных катастрофах и иных чрезвычайных ситуациях, которые могут привести к неожиданным отрицательным последствиям для окружающей среды этих государств.

Международное сообщество должно предпринимать все возможное: того, чтобы оказать таким государствам помощь.

Принцип 19. Государства обязаны заранее и вовремя предоставлять тем государствам, которых это может непосредственно касаться, информацию о действиях, способных привести к серьезному отрицательному воздействию на окружающую среду за границей, и должны консультироваться с другими государствами на ранней стадии, ничего не скрывая.

Принцип 20. Женщины играют чрезвычайно важную роль в решении проблем, связанных с охраной окружающей среды и развития. Поэтому их полноправное участие в этой деятельности имеет важное значение.

Принцип 21. Творческая энергия, идеалы и смелость молодежи должны быть направлены на то, чтобы установить глобальные отношения партнерства с целью достижения устойчивого развития и гарантий лучшего будущего для всех.

Принцип 22. Коренное население и его общины, а также представители иных местных общин играют чрезвычайно важную роль решении проблем охраны окружающей среды и развития в связи имеющимися у них знаниями и традиционными видами деятельности. Государства должны признавать и соответствующим образом поддерживать их национальные отличительные черты, культуру, интересы и обеспечивать им эффективное участие в достижении развития.

Принцип 23. Подлежат защите окружающая среда и природные ресурсы народа, находящегося в условиях порабощения, господства другого народа и оккупации.

Принцип 24. Война по сути своей подрывает устойчивое развитие. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды в период вооруженных конфликтов, и сотрудничать с целью его дальнейшей разработки по мере необходимости.

Принцип 25. Мир, развитие и защита окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы.

Принцип 26. Государства должны разрешать все свои споры, связанные с охраной окружающей среды, мирно и надлежащими способами в соответствии с Уставом ООН.

Принцип27. Государства и народы должны честно сотрудничать в духе партнерства в деле претворения в жизнь принципов Декларации Рио и при дальнейшей разработке международного права, касающегося устойчивого развития.

С учетом общепризнанности принципов, содержащихся в Декларации Рио, они являются источниками природоохранной деятельности правительств различных государств, и их выполнение в процессе национальной и международной природоохранной деятельности может служить критерием оценки правильности и обоснованности такой деятельности. Основываясь на решениях Конференции в Рио Президентом России 1 апреля 1996 г. был подписан Указ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» .

В июне 1997 г. в Нью- Йорке состоялась очередная Сессия Генеральной Ассамблеи ООН по проблемам окружающей среды и развитию, посвященная обсуждению итогов 5- летнего периода по становлению устойчивого развития человечества (5 лет после Рио).

В сентябре 2002 прошел Всемирный саммит «Рио + 10» в Йоханнесбурге.

Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 4534;

1 декабря 2018 года в здании естественнонаучного направления ГБОУ Школа №1535 в Малом Саввинском переулке прошла XI межрегиональная научно-практическая конференция проектных и исследовательских работ школьников по экологии по теме «Экология вида». Конференция была организована ГБОУ Школа №1535 и поддержке Первого МГМУ имени И.М. Сеченова. Конференция является традиционным мероприятием для учащихся, интересующихся биологией.

Всего на конференцию было представлено 63 работы, для участия приехали учащиеся из 23 школ. На конференции были не только школы-участницы проекта «Медицинский класс в московской школе» из г. Москвы, но и школы из ближайшего Подмосковья, Брянска, Раменского, Калуги и других регионов страны.

В состав жюри входили преподаватели Первого МГМУ имени И.М. Сечнова, методисты ГМЦ, представители СНО РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Председателем жюри была Козарь Марина Валерьевна, декан факультета довузовского образования Первого МГМУ имени И.М. Сеченова. Организатором проверки работ и сопредседателем являлась Беречикидзе Иза Автандиловна, кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и общей генетики. В этом году на конференции работало пять параллельных секций. Всего члены жюри заслушали 39 устных докладов, из которых 5 было представлено на английском языке, а также 24 работы в форме стендовых докладов.

Итогом конференции стало награждение 82 участников конференции и 47 их научных руководителей. Призы вручала Беречикидзе И.А, которая поблагодарила учащихся за активное участие в работе конференции, за интересные стенды и доклады, сделанные как на русском, так и на английском языках.

Жюри присудило 31 участникам дипломы 1-ой степени, 38 участникам – дипломы 2-ой степени и 13 участникам – дипломы 3-ей степени. 40 участников были награждены медалями за отличную защиту проектной работы. Всем лауреатам были вручены памятные подарки.

Мы приглашаем всех, увлеченных естественными науками, принять участие в XII межрегиональной научно-практической конференции проектных и исследовательских работ школьников по экологии, которая пройдет ориентировочно 20 ноября или 7 декабря 2019. Тема конференции уточняется. Следите за нашими новостями!

В истории развития международного сотрудничества в области охраны окружающей среды можно выделить следующие этапы.

1. В 1968 г. по инициативе одного из экономических директоров компании»Фиат» А. Печчеи группой ученых и общественных деятелей был создан Римский клуб – международная неправительственная организация, которая внесла значительный вклад в изучение перспектив развития мирового сообщества и пропаганду идеи о необходимости гармонизации отношений человека и природы . Ее члены поставили своей целью построить прогнозы близкого будущего; привлечь внимание широкой общественности и правительственных организаций разных стран к наиболее острым глобальным проблемам – неконтролируемому росту населения и непрерывному уменьшению естественных ресурсов планеты; представить мировому сообществу доводы о необходимости мер по предотвращению глобального эколого-экономического кризиса. Впервые на основе компьютерного системного анализа они попытались создать математические модели глобального динамического единства экономических, технических, социальных и экологических систем.

Ряду выдающихся ученых того времени была заказана серия «Докладов Римскому клубу». Полученные результаты прогнозирования перспектив развития мирового сообщества по компьютерным моделям были опубликованы и обсуждались во всем мире.

В 1972 г. профессор Д. Медоуз издал первый доклад «Пределы роста», в котором был сделан следующий вывод: при сохранении современных темпов роста населения и экономического развития в ближайшее столетие произойдет истощение природных ресурсов и ухудшение качества окружающей среды, что приведет к гибели людей и сокращению объемов производства. В середине 21 в. наступит глобальная экологическая катастрофа. Поэтому необходима безотлагательная разработка практических мер по поддержанию устойчивости мировой системы.

Таким образом, благодаря деятельности Римского клуба человечество получило возможность оценить создавшуюся экологическую ситуацию и предпринять определенные действия на пути к устойчивому развитию.

2. Первая Всемирная конференция по окружающей среде состоялась в Стокгольме в 1972 г. В ней участвовали представители 113 государств. На этой конференции впервые было сформулировано понятие экоразвития как экологически ориентированного социально-экономического развития, при котором рост благосостояния людей не сопровождается ухудшением среды обитания и деградацией природных систем. По итогам работы конференции была принята декларация, в которой определялись стратегические цели и направления действий мирового сообщества в области охраны окружающей среды. Декларация содержала 26 основных принципов охраны окружающей человека среды.

3. Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. (Риоде-Жанейро) считается крупнейшим экологическим форумом в истории человечества: в ней участвовали 179 глав государств и правительств мирового сообщества, представители 1600 неправительственных организаций.

Конференция приняла несколько важных документов, среди них:

• Декларация Рио об окружающей среде и развитию. Ее 27 принципов определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей;

• Повестка дня на XXI век – всемирная программа действий, содержащая перечень мер по обеспечению устойчивого развития в различных областях человеческой деятельности: в политике, экономике, регулировании народонаселения, здравоохранении, рациональном использовании природных ресурсов, законодательстве, науке, просвещении;

• Заявление о принципах управления, сохранения и устойчивого развития всех типов лесов;

• Рамочная конвенция по проблеме изменения климата (РКИК), цель которой – добиться стабилизации концентрации газов, вызывающих парниковый эффект, на таком уровне, который не вызовет опасного дисбаланса в мировой климатической системе. Выдвинутые РКИК цели и задачи стали впоследствии предметом регулярных международных конференций. Самой важной оказалась Третья конференция по РКИК в Киото (Япония, 1997 г.), где был подписан Киотский протокол. Этот документ является уточняющим и детализирующим реализацию Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Из Киотского протокола следует, что промышленно развитые страны и государства с переходной экономикой берут на себя обязательства, обеспечивающие совокупное сокращение уровня выбросов парниковых газов (преимущественно СО2) в 2008 – 2012 гг. на 5 % по отношению к уровню их выбросов в 1990 г. Предполагается, что уровень сокращения выбросов парниковых газов будет не одинаков для разных стран: для более развитых стран он будет выше. Для каждой из стран – участниц протокола устанавливаются ограничения для выбросов в абсолютной величине в форме квот. Предусматриваются экономические механизмы, позволяющие сокращать выбросы (торговля квотами на выбросы парниковых газов);

• Конвенция по биологическому разнообразию, которая требует от всех стран принятия мер по сохранению разнообразия живых организмов.

Одним из важнейших итогов Конференции ООН 1992 г. было принятие Концепции устойчивого развития. В ее основу положено осознание факта неразрывной связи социально-экономического развития и окружающей среды. Согласно определению, данному Международной комиссией ООН по окружающей среде, устойчивое развитие – такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Иными словами, устойчивое развитие определяется как развитие, позволяющее на долговременной основе обеспечить стабильный экономический рост, не приводящий к деградации окружающей среды. В документах Рио-92 подчеркивается, что устойчивое развитие охватывает несколько аспектов:

• создание условий гармонии человека и природы, обеспечение полноценной жизнедеятельности человека;

• рассмотрение охраны природы как составной части процесса развития цивилизации;

• сокращение разрыва в уровнях жизни между развитыми и

развивающимися странами;

• балансирование между удовлетворением потребностей социума и сохранением природной среды как для настоящих, так и для будущих поколений.

4. Всемирный саммит по устойчивому развитию «Рио+10»

(Йоханнесбург, 2002 г.). На саммите, в котором приняло участие более 190 глав государств мирового сообщества, были подведены итоги первого десятилетия движения мирового сообщества по пути к устойчивому развитию и сделаны следующие выводы.

1. Усилия, предпринимаемые мировым сообществом для стабилизацииэкологической ситуации и выхода цивилизации на уровень устойчивого развития, не привели к желаемым результатам. Не удалось существенно повысить качество жизни человека и остановить опасные изменения естественных экосистем.

2. Причины, ограничивающие движение социума в направленииустойчивого развития, следующие:

• отсутствие эффективного механизма управления;

• ограниченность финансирования;

• трудности координации мировых и национальных усилий в реализации стратегии устойчивого развития;

• возрастающий разрыв в масштабах производства и потребления в развитых и развивающихся странах.

Дискуссии на «Рио+10» показали, что, с одной стороны, реализация на мировом уровне модели устойчивого развития цивилизации оказывается не такой простой задачей, как казалось в начале 1990-х гг. С другой стороны, именно со стратегией устойчивого развития связываются позитивные перспективы цивилизации. В широком смысле устойчивое развитие понимается как процесс, соответствующий новому типу функционирования цивилизации с экономическими, социальными, экологическими и культурными параметрами, радикально отличающимися от сложившихся исторически, т.е. ставится задача управления не только природно-ресурсным потенциалом, но и всей совокупностью природно-социокультурного богатства. По существу, речь идет о пути достижения гармонии общества и природы – эпохе ноосферы.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие формы международного сотрудничества в области охраныокружающей среды вам известны?

2. Перечислите основные специализированные международныеорганизации по охране окружающей среды, существующие при ООН.

3. Перечислите основные направления деятельности ЮНЕП. В чемособенности таких организаций, как ВОЗ, ФАО, ВМО?

4. Приведите примеры глобальных и региональных природоохранительных международных договоров по охране окружающей среды.

5. С какой целью был создан Римский клуб? Каковы главные итогидеятельности этой организации?

6. Что такое экоразвитие? Когда впервые было введено это понятие?

7. Какие документы были приняты на конференции в Рио-де Жанейро?

8. Что означает понятие «устойчивое развитие»? В чем его особенности?

9. Перечислите основные итоги Всемирного саммита по устойчивомуразвитию «Рио+10».

10. О чем говорится в Киотском протоколе?

Заключение

Сформировавшаяся к концу 20 в. техногенная цивилизация, ориентированная на количественный рост показателей развития, подошла к своим критическим рубежам. Обозначились и продолжают интенсивно углубляться глобальные проблемы, которые принято называть экологическими: неуправляемый рост населения планеты, мощное антропогенное воздействие на биосферу, истребление природных ресурсов, сокращение биоразнообразия, загрязнение окружающей среды, угроза здоровью человека – вот неполный круг проблем, от разрешения которых зависит жизнь и судьба человечества в третьем тысячелетии. С одной стороны, деятельность человека, обеспечивающая развитие современной цивилизации, привела к деградации природы. С другой – человечество обладает неисчерпаемым интеллектуальным и технологическим потенциалом для решения глобальных проблем. Надежды на их преодоление общество усматривает в переходе к новым цивилизационным моделям, основу которых составляют коэволюционная стратегия – стратегия осуществления взаимосвязанного, устойчивого (неразрушимого) развития природы, общества, культуры и сознания человечества, новое цивилизационное мышление, ориентированное на формирование новой социальной идеологии, способной изменить менталитет общества.

Главная идея концепции устойчивого развития заключается в создании условий и механизмов для взаимосвязанного социально-экономического и экологического развития. Эта идея следует из осознания того, что проблемы природной среды должны рассматриваться в единстве с социальноэкономическими процессами. Только в этом случае возможно обеспечить право людей на здоровую и качественную жизнь, уменьшить разрыв в уровне жизни народов мира, развивающихся и развитых стран. Устойчивое развитие несовместимо с искусственной иерархией мирового сообщества, организованной на чисто потребительских принципах. Благополучному существованию одних регионов за счет природных ресурсов других рано или поздно придет конец. Чтобы обеспечить устойчивое будущее, потребуется изменить мировую экономику, структуру потребления, демографическую политику, переосмыслить многие ценности и во многом отказаться от привычного образа жизни. Становится все более очевидным, что природа требует от нас не только и не столько технических, сколько социальных новаций. Нужна не просто иная технология, а иная организация социальной жизни, иная культура, не сводимая исключительно к экономическому интересу, к неконтролируемому росту потребления материальных ресурсов и ценностей.

В контексте современных проблем цивилизации одной из стратегических задач системы образования является формирование личности с высоким уровнем общей и экологической культуры, ориентированной на непрерывное саморазвитие и приоритет общечеловеческих ценностей, способной обеспечить своей деятельностью условия перехода своей страны и всего мирового сообщества к устойчивому развитию. Совершенствование человека, его интеллект, гуманизм, нравственность выступают важнейшими компонентами в системе экологического образования и воспитания. Экологическая культура как интегративное личностное качество, характеризующее поведение и деятельность человека в социоприродной среде, основана не только на научной системе знаний в области экологии, но и на гуманистическом мироощущении, чувстве высокой ответственности за окружающую природную среду и любви к природе. Уровень экологической культуры определяет убеждения, принципы деятельности и потребления человека, его нормы поведения по отношению к окружающей природной среде, профессиональную деятельность и быт.

Способность обеспечить устойчивое развитие, при котором проблемы сегодняшнего дня решаются без ущерба для интересов будущих поколений, определяется технической, экономической, экологической и социальной грамотностью выпускников высших учебных заведений. От их знаний, умений и уровня экологической культуры зависит возможность решения экологических проблем, улучшения качества окружающей среды и сохранения природных богатств.

«Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя»

(Е. Евтушенко).

Добавить комментарий