Конституции КНР

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 февраля Центральный комитет Коммунистической партии Китая предложил убрать из конституции страны положение о том, что председатель и вице-председатель КНР могут «занимать должность не более двух сроков подряд». Также правящая партия выступила с инициативой внести теоретические положения нынешнего главы КНР Си Цзиньпина о «новой эпохе развития социализма с китайской спецификой» в основной закон страны. Ожидается, что поправки к конституции будут рассмотрены в ходе очередной сессии парламента, открытие которой намечено на 5 марта 2018 год. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории конституции КНР.

Учредительный документ (1949)

Китайская Народная Республика (КНР) была образована 1 октября 1949 года после победы Коммунистической партии Китая (КПК) в гражданской войне с Гоминьданом — ключевой политической силой Китайской Республики (образована в 1911 году, с 1949 года контролирует только территорию о. Тайвань) во главе с Чан Кайши.

Правовые основы нового государства были выработаны в ходе работы 1-й сессии Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), прошедшей в конце сентября 1949 года. Совет, выполнявший роль учредительного собрания КНР, принял основной закон — «Общую программу НПКСК» (из 60 статей). В преамбуле документа говорилось об учреждении КНР и создании национального правительства — Центрального народного правительственного совета.

Согласно «Общей программе», строительство молодого китайского государства должно было проходить в соответствии с теорией лидера китайской революции Мао Цзэдуна о «новой демократии», предусматривавшей «сосуществование социализма и буржуазной демократии». Классом-гегемоном объявлялся пролетариат, чья революционная деятельность должна была привести к изживанию пережитков феодализма. Внешняя политика была ориентирована на прогрессивные страны, в первую очередь — на СССР.

«Общая программа» является единственным конституционным актом КНР, в котором нет упоминания о Коммунистической партии Китая. Все последующие редакции главного закона сохраняли за КПК роль ведущей политической силы в стране.

Конституция 1954 года

Первая полноценная конституция КНР была принята в сентябре 1954 года (конституционную комиссию с 1953 года возглавлял Мао Цзэдун). Документ, состоящий из преамбулы и 106 статей, был одобрен на первой сессии новообразованного парламента — Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). Конституция являлась развитием «Общей программы НПКСК». В частности, в ней был подтвержден курс на строительство социализма в рамках «новой демократии» и укрепление всесторонней дружбы с «великим СССР».

Руководящей силой в КНР был назван «союз рабочих и крестьян». Центральным законодательным органом объявлялось ВСНП, избираемое на основе принципа демократического централизма. ВСНП выбирало председателя КНР — высший государственный пост в стране (первым председателем стал Мао Цзэдун). Сроки полномочий как ВСНП, так и председателя КНР были ограничены четырьмя годами. Реформировалось исполнительная ветвь власти: вместо Центрального народного правительственного совета создавался Госсовет КНР.

В соответствии с теорией «новой демократии», в конституции декларировалось сосуществование социалистической и мелкой капиталистической собственности.

Конституция 1975 года

После начала инициированных Мао Цзэдуном политических кампаний — «большого скачка» (меры по экстенсивному развитию и модернизации экономики с целью кратного увеличения производства, 1958-1960) и «культурной революции» (радикальный проект по переустройству общества, 1966-1976) — положения конституции 1954 года фактически перестали исполняться, и в КНР наступил период перманентного политического кризиса.

В этих условиях в 1975 году было принято решение внести поправки в основной закон страны. После утверждения руководством КПК и лично Мао Цзэдуном пакет поправок был принят ВСНП в январе 1975 года.

В новой редакции количество статей было сокращено со 106 до 30. В преамбуле нашли отражения идеи об угрозах для китайского «социалистического общества» со стороны «империализма и социал-империализма» (под последним подразумевался СССР — прим. ТАСС). Диктатура пролетариата объявлялась единственным способом разрешения противоречий, стоящих перед китайским обществом. Конституционно закреплялось положение о «подготовке к войне» против «гегемонизма сверхдержав».

Конституция подтверждала роль ВСНП как главного государственного органа, формирование которого должно проходить путем «демократических консультаций». Кроме того, делегаты ВСНП отбирались с классовых позиций — народными представителями могли стать «в основном рабочие, крестьянские и солдатские депутаты».

Ужесточалась социальная политика: «помещики, кулаки, реакционные капиталисты и другие вредные элементы» были лишены гражданских прав до прохождения процедуры трудового перевоспитания. Также в Китае был упразднен институт прокурорского надзора — его функции перешли к органам государственной безопасности.

За гражданами закреплялось право на «широкое высказывание мнений», в том числе в формате «дацзыбао» — политических лозунгов, написанных крупными иероглифами, которые вывешивались на фасадах зданий (один из основных приемов пропаганды времен «культурной революции»).

В тексте конституции 1975 года не упоминалась должность председателя КНР. После ареста и смерти занимавшего этот пост Лю Шаоци (1968) высший государственный пост в КНР был вакантным. Согласно новой редакции, главой государства становился председатель Постоянного комитета ВСНП.

Конституция 1978 года

После смерти Мао Цзэдуна (сентябрь 1976 года) и отстранения от власти «банды четырех» (группа маоистов во главе с супругой скончавшегося лидера Цзян Цин) в КНР установился режим коллективного руководства, ключевую роль в котором играли председатель ЦК КПК Хуа Гофэн и вернувшийся из опалы заместитель премьера Госсовета Дэн Сяопин. Ими был начат процесс восстановления правовых основ китайского государства.

Авторы новой конституции, принятой в марте 1978 года, значительно расширили документ: количество статей сравнялось с «Общими положениями», достигнув 60. Несмотря на приведенные в преамбуле высокие оценки «культурной революции», новая редакция основного закона отвергала наиболее радикальные элементы прошедшей эпохи. В частности, из текста были удалены призывы готовиться к войне, а также положение «о всесторонней диктатуре над буржуазией в области надстройки». При этом конституция восстанавливала ряд положений, закрепленных в основном законе 1954 года. Так, были восстановлены органы прокуратуры, а также право граждан на разбирательство в «гласных судах» (при этом не были возвращены положения о независимости судебной ветви власти). Через год после принятия конституции в нее были внесены поправки, которые переименовывали «ревкомы» в местные народные правительства.

По словам правоведов, конституция 1978 года носила компромиссный характер, сохраняя ряд элементов времен левых кампаний Мао Цзэдуна. Ее переходный характер был подтвержден тем, что уже через два года было принято решение о выработке нового основного закона, поскольку в 1978 году «еще не успели глубоко распознать и ликвидировать влияние левацких взглядов времен десятилетия смуты».

Действующая конституция 1982 года

В отличие от двух предыдущих редакций новый проект до его утверждения был опубликован в прессе. По результатам национального обсуждения в текст документа было внесено свыше ста исправлений. В декабре 1982 года ВСНП одобрило итоговый текст основного закона.

Конституция состояла из преамбулы и 138 статей, сгруппированных в четыре главы. Из ее текста были окончательно удалены ссылки на «культурную революцию».

В новой редакции был возрожден пост председателя КНР. Кандидатуру на этот пост выдвигал президиум ВСПН, для утверждения необходимо более половины голосов членов ВСНП. Повышался возрастной ценз для выдвижения на пост председателя КНР — с 35 (в редакции конституции 1954 года) до 45 лет. Также было введено ограничение на занятие ряда высокопоставленных постов (в том числе председателей КНР и Постоянного комитета ВСНП) — не более двух пятилетних сроков.

Конституция сформировала текущий принцип управления китайскими вооруженными силами. В частности, партийный контроль над армией был дополнен созданием Центрального военного совета — высшего государственного органа по оборонным вопросам (при этом по персональному составу он полностью совпадал с Центральной военной комиссий — военным органом КПК).

Конституция 1982 года несколько раз дополнялась: в 1988, 1993, 1999 и 2004 годах. Поправки в основном отражали изменения в экономической жизни КНР, где с начала 1980-х проходил ряд инициированных Дэн Сяопином реформ, направленных на создание рыночной модели хозяйствования.

Так, в 1988 году в основной закон было добавлено положение о частных хозяйствах, которые появились в результате либерализации экономики.

В 1993 году конституционную форму обрел тезис о «социализме с китайской спецификой» — построение рыночной экономики при значительной роли государства. При этом изменился сам характер государственной собственности: руководители госпредприятий получили право на ведение самостоятельной хозяйственной деятельности.

В 1999 году в текст документа было внесено имя скончавшегося в 1997 году «архитектора китайских реформ» Дэн Сяопина. Ранее в нем упоминались только Карл Маркс, Владимир Ленин, Мао Цзэдун и китайский революционер Сунь Ятсен. Также впервые в главный закон страны было добавлено положение о строительстве в КНР «социалистического правого государства». Из конституции было изъято упоминание о «контрреволюционных преступлениях».

В 2004 году законодатели основное внимание уделили уравнению в правах частной и общественной собственности. Кроме того, было добавлено положение об «уважении и защите государством прав человека».

В январе 2018 года стало известно, что в ходе 2-го пленума ЦК КПК 19-го созыва был рассмотрен новый пакет поправок к конституции страны. Тогда слушания прошли в закрытом режиме.

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 15

В Китайской Народной Республике, провозглашенной 1 октября 1949 года, конституции принимались 4 раза — в 1954 г., 1975 г., 1978 г. и 1982 г.

Конституция 1982 г. — конституция «модернизированного социализма» — сравнительно небольшой по объему документ. Она включает 138 статей, размещенных в 4 главах.

Важнейшей особенностью конституции Китая является то, что по форме и по содержанию — это типичная социалистическая конституция. Основные подходы к регулированию общественных отношений, их иерархия примерно такие же, как и в других социалистических конституциях как прошлого, так и настоящего.

Конституция КНР перегружена нормами-принципами, нормами-декларациями, нормами-лозунгами, нормами-программами. Порою трудно провести четкую грань между указанными нормами и классическими юридическими нормами.

Особого внимания заслуживает Введение к конституции. В данном случае Китай последовал традиции азиатских социалистических стран (Вьетнама, КНДР) заменять преамбулу введением. Если преамбула- короткая, торжественная вводная часть конституции, которая обосновывает ее принятие и декларирует основные принципы, то введение — это небольшой рассказ (объемом в 1-2 книжные страницы) об историческом пути, пройденном страной и народом.

Введения к конституциям азиатских социалистических стран обычно говорят о тяжелом колониальном прошлом, о появлении мудрого вождя-героя, который создал коммунистическую партию и возглавил борьбу за освобождение, о победе революции, о трудовых буднях народа и о дальнейших целях. Не является оригинальным в этом отношении Введение к конституции Китая.

Особенность Введения в редакции 1982 г. — косвенное упоминание о реформах — модернизации. Его завершает следующее программное заявление: «В дальнейшем коренная задача государства — общими силами осуществить социалистическую модернизацию. Народы всех национальностей Китая, руководимые Коммунистической партией Китая и вооруженные марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, будут и впредь отстаивать демократическую диктатуру народа и социалистический путь, постоянно совершенствовать различные социалистические институты, развивать социалистическую демократию, укреплять социалистическую законность, с тем чтобы… превратить страну в высокоцивилизованное, высокодемократическое, социалистическое государство».

В главе 1 конституции сформулированы общие положения. Данная сфера основополагающих общественных отношений в западных конституциях нередко именуется основами конституционного строя. Однако китайские законодатели, следуя социалистической традиции, сделали упор в регулировании именно на основы общественно-политического, а не конституционного строя . Можно выделить следующие основные положения главы 1, которая характеризует установившийся в Китае общественно-политический экономический строй:

китай (КНР) — социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян;

основным строем КНР является социалистический строй;

любым организациям или отдельным лицам запрещается подрывать социалистический строй;

вся власть в КНР принадлежит народу (в реальности коммунистической партии);

руководящей и направляющей силой китайского общества является Коммунистическая партия Китая, коммунистическая партия, сконцентрировав волю китайского народа, вырабатывает свою позицию и политические установки, которые затем на основе решений ВСНП (парламента) становятся законами и решениями государства;

Китай строит экономику, где отсутствует эксплуатация человека человеком и господствует принцип «от каждого — по способностям, каждому — по труду»;

основным видом собственности является социалистическая собственность;

государство допускает частный сектор в экономике, но при условии, если он будет служить и общественным интересам и будет играть дополнительную, вспомогательную роль по отношению к основному государственному (социалистическому) сектору экономики

государство оказывает поддержку иностранным инвесторам;

государство на основе социалистической собственности ведет плановое хозяйство, с помощью всесторонне сбалансированных экономических планов и вспомогательной роли рыночного регулирования государство гарантирует пропорциональное, гармоничное развитие народного хозяйства.

Конституция КНР в главе II закрепляет основные права, свободы и обязанности граждан. Можно выделить следующие специфические черты китайского конституционного регулирования прав и свобод :

следуя социалистической конституционно-правовой традиции, китайские законодатели делают упор на права гражданина, а не человека вообще;

исходя из данной посылки, можно предположить, что закрепленные в конституции права не распространяются на иностранцев;

в конституции, несмотря на обилие других прав, отсутствует закрепление права на жизнь, более того в Китае часто применяется смертная казнь;

отсутствует норма о свободе мысли;

конституция обязывает супругов осуществлять планирование рождаемости («одна семья — один ребенок»), нарушение этого правила влечет денежный штраф в 3 тыс. юаней и определенные неприятности в дальнейшей жизни;

конституция Китая не только дает типичную для социалистических конституций формулировку «права и обязанности граждан», но и содержит слишком большой перечень обязанностей (защищать отечество и отражать агрессию, охранять безопасность, честь и интересы Родины, хранить государственную тайну, защищать единство государства и сплоченность всех национальностей, беречь общественную собственность, соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, уважать нормы общественной морали, учиться, трудиться. Платить налоги, соблюдать конституцию и законы и др.);

специфически китайской является норма конституции о запрете каким бы то ни было способом подвергать граждан оскорблениям. Клевете, ложным обвинениям и травле, данная нора находит еще более детальное развитие в Уголовном кодексе (ст. 138).

Заведующий кафедрой

профессор Б.А.Страшун

ФГБОУ ВПО

Московская юридическая академия имени О.Е.Кутафина

Кафедра конституционного (государственного) права зарубежных стран

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Учебный год

Билет № 19

Глава государства в зарубежных странах

Во всех современных государствах имеется институт главы государства. Глава государства рассматривается как высшее должностное лицо, считающееся носителем исполнительной власти и верховным представителем государства в сфере международных отношений.

Обычно главой государства выступает либо выборный президент (в республиках) либо наследственный монарх. Реже встречаются монархи, замещающие свой пост путем избрания (Малайзия, ОАЭ).

В системе высших органов власти зарубежных стран глава государства занимает юридически первое место, хотя его фактическая роль в большинстве случаев отнюдь не соответствует этому положению.

Реальное место и роль и главы государства в осуществлении государственной власти зависит от формы правления и сложившегося политического режима в стране. Глава государства может стоять вне ветвей государственной власти, может быть включен в исполнительную власть и стоять во главе ее, а может быть включен и в законодательную, и в исполнительную, и даже в судебную ветви власти.

Монарх

В странах с монархической формой правления — главой государства является монарх.

Особенности правового статуса монарха:

— власть монарха непроизводна от какой-либо другой власти, он властвует (ограниченно или абсолютно) по собственному праву и считается источником всей государственной власти;

— все государственное управление осуществляется от имени монарха;

— в случае вакантности престола, малолетства, болезни или длительного отсутствия монарха устанавливается регентство , т.е. правление за монарха (либо единолично, либо — коллегией);

— личность монарха признается неприкосновенной и даже священной;

— уголовное законодательство предусматривает особые составы преступлений, направленные против личности монарха или его достоинства;

— монарх обладает целым рядом почетных прав и прерогатив, не свойственных президенту.

Президент

В странах с республиканской формой правления главой государства является президент.Президент, в отличие от монарха, должностное лицо, избираемое гражданами, парламентом или избирательной коллегией с участием парламента на срок обычно от 4 до 7 лет. Им может стать любой гражданин страны, достигший определенного возраста (как правило, 35-40 лет, в Италии — 50 лет). В конституциях указываются и другие обязательные требования: определенный срок проживания на территории данной страны, наличие высшего образования, возрастной «потолок» и др.

Особенности правового статуса президента:

— всегда избирается, за исключением случаев, когда пост занимается в результате государственного переворота;

— власть президента производна — он получает мандат либо от парламента, либо от избирательного корпуса;

— роль президента в осуществлении государственного управления обществом тем больше, чем больше парламент отстранен от его избрания (в чисто парламентарных республиках роль президента в практической политике сугубо номинальна);

— увеличение реальных полномочий президента парламентарной республики всегда происходит за счет ущемления полномочий премьер-министра;

— в случае государственной измены или другого тяжкого преступления президент может быть освобожден от своей должности.

Конституции зарубежных государств наделяют главу государства свойством безответственности, юридическим выражением которого является институт контрасигнатуры, который существенно ограничивает полномочия главы государства.

Оценку подлинной роли главы государства по букве конституции дать нельзя, т.к. между тем, что записано в конституции, и действительностью — дистанция огромного размера. Юридически глава государства почти всемогущ и всесилен. Практически он низведен до некоего символа, ибо реальных возможностей воздействия на государственную политику он лишен (особенно в парламентарных странах). А если же глава государства выйдет из повиновения правящей элиты, есть различные средства — конституционные (импичмент) и неконституционные (свержение), с помощью которых можно обуздать непокорного либо удалить неугодного президента или монарха.

Главный источник современного государственного права Китая — Конституция КНР 1982 г., состоящая из введения и четырех глав, в которых объединены 138 статей. Подготовка этой Конституции продолжалась около двух лет, ее проект прошел более чем полугодовое всенародное обсуждение.

По сравнению с предшествующими двумя конституциями Конституция 1982 г. содержит целый ряд нововведений, в частности в ней восстановлен учрежденный еще Конституцией 1954 г. пост Председателя КНР, предусмотрено создание Центрального военного совета, восстановлено волостное звено органов власти, в составе правительств различных уровней предусмотрена система ревизионных органов, устранены наиболее одиозные формулировки обязанностей граждан КНР.

Данная Конституция уже трижды подвергалась изменениям (последний раз в 1999 г.), которые отражают трансформацию подхода КПК ко многим общественным явлениям. В результате внесенных изменений на конституционном уровне появились такие новаторские (и ревизионистские с точки зрения ортодоксального марксизма) понятия, как социалистическое правовое государство, социалистическая рыночная экономика и др. Вместе с тем некоторые формулировки были «очищены» от тенденциозной социалистической терминологии или изложены более неопределенно. Следует отметить, что хотя в целом эти новеллы не изменяют общую оценку Конституции Китая как социалистической, однако вносят весьма серьезные нюансы. Кроме того, если общее направление изменений, хотя бы в таком медленном темпе, сохранится, то в результате может сложиться текст Конституции, который в целом будет мало чем, за исключением слова «социалистический», отличаться от конституций большинства стран мира.

Во введении дана краткая характеристика пути, пройденного Китаем, а также ставится задача социалистической модернизации общества. Характерной чертой преамбулы является упоминание в ней о роли отдельных выдающихся личностей в истории Китая (Сунь Ятсена, Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина): в настоящее время аналогичные нормы имеются в конституциях очень небольшого числа, главным образом социалистических, стран (например, Кубы, Вьетнама).

Данное еще в 1957 г. Мао Цзэдуном указание о необходимости деления общества на «народ» и «врагов» нашло отражение в следующем фрагменте введения: «Китайский народ должен будет вести борьбу против внутренних и внешних вражеских сил и элементов, которые подрывают наш социалистический строй». Конституция настраивает на ведение борьбы с врагами «в течение длительного времени», но сам образ врага дан достаточно неопределенно, так как там же указывается, что эксплуататоры как класс ликвидированы. Следует отметить, что это вполне в духе маоцзэдуновского понимания этих вопросов. В своей известной работе «К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа» Мао Цзэдун к народу отнес «все классы, прослойки и общественные группы», которые поддерживают социалистическое строительство, а к «врагам народа» — всех тех, кто «сопротивляется этой линии»*. «Правильное разрешение противоречий» с врагами состоит, по мысли автора концепции, в установлении диктатуры и предполагает различные меры от лишения свободы слова и избирательных прав до ареста. В действующей редакции Конституции сохранено положение о том, что «народы всех национальностей Китая… будут и впредь отстаивать демократическую диктатуру народа…». Это положение в русле концепции Мао Цзэдуна можно рассматривать и как рецидив прежних представлений о мире, и как резервное конституционное оправдание возможных репрессий.

Конституционное регулирование внешней политики построено на тезисе: «Будущее Китая тесно связано с будущим всего мира». Подчеркиваются независимость и самостоятельность внешней политики и пять ее принципов (взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование). Во введении указывается, что Китай развивает с другими странами дипломатические отношения, экономический и культурный обмен, укрепляет сплоченность с народами различных стран мира, поддерживает справедливую борьбу угнетенных наций и развивающихся стран, прилагает усилия в деле сохранения мира во всем мире и содействия прогрессу человечества. Рецидивом прежних подходов к внешней политике, хотя и в сильно смягченном варианте, выглядит положение о том, что Китай «решительно выступает против империализма, гегемонизма и колониализма».

Во введении содержатся также положения о самой Конституции. При характеристике этого документа почти дословно используется марксистская трактовка социальной сущности конституции: «Настоящая Конституция в форме закона зафиксировала результаты борьбы народов Китая, определила основной строй и основные задачи государства». Конституция определяется как основной закон страны, наделенный высшей юридической силой. Указывается, что «все народы страны, все государственные органы и Вооруженные силы, все политические партии и общественные организации, предприятия и учреждения руководствуются положениями Конституции как основным критерием своей деятельности, ответственны за соблюдение Конституции и претворение ее в жизнь». Однако следует отметить, что реальное значение Конституции определяется не данной нормой, а особенностями социалистического государственного права КНР и в немалой мере социально-психологическими факторами.

Первая глава («Общие положения») содержит характеристику государственного строя КНР как социалистического, роли государства и народа, принципов деятельности государственных органов, принципов национальной политики, экономической системы, функций государственных органов в области науки, культуры, физкультуры и спорта; кроме того, изложена система административно-территориального деления КНР. В этой же главе урегулированы основы статуса иностранцев.

Вторая глава («Основные права и обязанности граждан») содержит перечень основных прав и свобод граждан, а также их обязанностей. В этой главе имеются традиционные нормы (право на труд, на отдых, на образование и т. п.) и специфические, характерные именно для Китая и вытекающие из особенностей его недавней истории (запрет подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям и травле).

Третья глава («Государственная структура») наиболее обширна и делится на 7 разделов, посвященных правовому статусу различных государственных органов.

Четвертая глава («Государственный флаг, государственный герб, столица») посвящена соответствующим символам государства и столице. Выделение особой главы о государственных символах и столице характерно для большинства именно социалистических конституций.

Постановлением Постоянного комитета (ПК) ВСНП от 28 июня 1990 г. о наказании за преступные действия, выразившиеся в осквернении государственного флага и государственного герба КНР, установлена ответственность в виде тюремного заключения на срок до трех лет, ареста (т. е. лишения свободы на срок до шести месяцев), взятия под надзор или лишения политических прав в отношении лиц, которые «в публичных местах преднамеренно путем сжигания, порчи, пачканья, осквернения, топтания ногами и другими способами оскорбляют государственный флаг и государственный герб КНР». Стремление наказать за проявление неуважения к флагу как государственному символу базируется на представлении, что флаг олицетворяет достоинство народа и государства. В социалистическом государстве неуважение к государственным символам рассматривается и как неуважение к социалистическому строю как таковому, отсюда и уголовное наказание. Следует отметить, что в конституционно-правовой теории и практике зарубежных стран имеется и противоположный подход к вопросу об отношении к государственной символике.

В числе государственных символов не указан государственный гимн, вопрос о котором неоднократно был предметом рассмотрения на сессиях ВСНП. В настоящее время государственным гимном КНР является «Марш добровольцев».

Статья 138 Конституции, заключительная, устанавливает, что столицей КНР является Пекин.

Согласно части первой ст. 64 изменения в Конституцию вносятся по предложению ПК ВСНП или 1/5 голосов депутатов ВСНП и принимаются большинством не менее 2/3 голосов всех депутатов ВСНП.

Следует, конечно, иметь в виду, что регулятивная роль Конституции, да и вообще закона в Китае относительно невелика. Для чиновника и гражданина большее значение имеют текущие административные указания, чем нормы писаного права. Судебная защита этих норм весьма ограниченна. Они представляют собой своего рода общий ориентир, отклонение от которого в текущей деятельности считается допустимым. Можно лишь надеяться, что укрепление в экономике рыночных принципов и общее повышение уровня образованности населения приведут со временем к демократизации политической системы и созданию подлинного правопорядка.

Добавить комментарий