Конституционная форма правления

Государство в узком смысле – это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство – качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.1

В Конституции государства закрепляются основные конституционно-правовые его характеристики. К основополагающим конституционно-правовым характеристикам государства относятся его формы. .

Форма государства – это его устройство, характеризующее способы организации высших органов государственной власти, территориальной организации государства и осуществления государственной власти.

Другими словами, форма государства – это организация государственной власти в единстве трех форм:

правление;

государственное устройство;

политический режим.

Форма правления — это организация высшей власти в государстве, то есть как устроены и действуют властные структуры. Форма правления дает ответ на вопрос: кто и каким образом правит в государстве?

Форма государственного устройства — это способ территориальной организации государственной власти. Форму государственного устройства характеризует административно-территориальное строение государства и взаимоотношение между его составными частями, центральными и местными органами власти.

Форма политического режима представляет собой совокупность способов и средств осуществления государственной власти. Политический режим определяет содержание власти, её характер, взаимоотношения власти с населением.

Форма государственного правления

Форма государственного правления – это элемент формы государства, который выражает способ организации высших органов власти.

По форме правления различают монархию и республику.

Монархия – это форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит представителю правящей династии – монарху.

Монархическая власть отличается порядком своей легитимации (утверждения): власть передается по наследству в бессрочное и пожизненное владение независимо от воли народа.

Среди монархий выделяют две разновидности:

абсолютную;

конституционную.

Абсолютная (неограниченная) монархия – это форма правления единодержавного характера: монарх единолично издает законы, руководит правительством и контролирует правосудие (Россия XVII – XVIII вв., абсолютные монархии эпохи феодализма, из современных – Бруней). Основным признаком абсолютной монархии является неограниченная и ни пред кем неподотчетная власть монарха (это положение зафиксировано в Воинском уставе Петра I). В рабовладельческом государстве монархия зачастую выступает как восточная деспотия, характерными чертами которой являются самовластие и произвол правителей в отношении подвластного населения (Древний Египет).

Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия – это форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть (Саудовская Аравия).

Конституционная (ограниченная) монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха ограничена выбранным организмом – парламентом – и особым правовым актом – конституцией, то есть имеет место распределения полномочий верховной власти между единоличным органом – монархом и коллективным органом – парламентом. Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической.

В парламентской монархии законодательная власть принадлежит парламенту. Монарх уже не обладает всей полнотой власти. В ряде случаев монарх сохраняет право назначать и смещать министров. Назначенные им министры зависят от вотума доверия парламента. Монарх обладает правом вето в отношении принятых парламентом законов. Акты монарха подлежат скреплению подписью (контрассигнацией) соответствующего министра, то есть министр принимает на себя политическую и юридическую ответственность за данный акт. Парламент регулирует отдельные вопросы личной жизни монарха (Великобритании, Бельгия, Дания и др.).

Сохранение этой разновидности монархии обусловлено доверием к монарху, верностью традициям и особенностями менталитета, то есть национального мышления.

В дуалистической монархии государственная власть имеет двойственный характер. Монарх выражает интересы феодалов и формирует путем назначения верхнюю палату парламента. Нижняя палата, которая формируется выборным путем, представляет интересы буржуазии (Марокко, Иордания и др.).

Дуалистическая монархия возникает на стыке двух исторических эпох – феодальной и буржуазной, когда феодалы не в состоянии безраздельно управлять государством, а буржуазия не в силах взять всю полноту власти.

Республика – это форма правления, при которой верховная власть принадлежит избранным на определенный срок органам власти.

Истории известны различные республики: античные государства-полисы (Рим, Афины и т. д.); феодальные, к числу которых относятся Новгород и Псков; буржуазные, в которых республиканская форма правления выступает как способ политической организации гражданского общества; социалистические – республика Советов и так называемые страны народной демократии (ГДР, ПНР, ЧССР и др.).

Современные республики делятся на парламентские и президентские. Различие между этими двумя формами проводится по признаку порядка формирования правительства и его ответственности.

Парламентская республика характеризуется верховенством парламента и ответственностью перед ним правительства (Италия, ФРГ, Австрия и др.). Правительство формируется парламентом из числа лидеров партий, победивших на выборах. Формальной особенностью такой республики является наличие должности премьер-министра, которого назначает парламент. Парламент вправе вынести вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену. Это влечет автоматических уход со своего поста министра или всего состава правительства. Президент формально наделен большими полномочиями. Осуществить их он может с согласия правительства. Исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу после одобрения правительства или утверждения парламентом.

Президентская республика характеризуется тем, что президент является самостоятельной государственной фигурой и наделен реальными властными полномочиями. Существует две модели правления президентской республики.

По одной модели президент обладает полномочиями главы государства и главы правительства (США, Мексика, Бразилия). Президент при известном парламентском контроле формирует правительство, ответственное перед ним. Президенту принадлежит право вето на законы, принимаемые парламентом. Он является главнокомандующим и вправе объявить военное либо чрезвычайное положение. Вместе с тем, президент лишен права роспуска парламента, в то время, как парламент может отстранить президента от власти путем инпичмента, то есть особой процедурой в случае злоупотребления властью, совершения преступления либо грубого нарушения конституции.

По другой модели президент является главой государства, но не имеет статуса главы правительства. При президенте образуется система органов — государственных и общественных, которые содействуют ему в выполнении полномочий главы государства и гаранта конституции.

Некоторые государства имеют смешанные парламентско-президентские формы правления. Такие формы правления имеют свои особенности. Для них характерно сочетание парламентарной и президентской республик. Так, во Франции президент при соблюдении определенных условий может объявить о роспуске Национального Собрания. Президент России, не являясь формально главой исполнительной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики, назначает с согласия Государственной Думы Премьер-министра и принимает решение о его отставке, вправе председательствовать на заседаниях Правительства.

Формы государственного устройства

Второй элемент формы государства – формы государственного устройства – характеризует территориальную организацию государства.

Общая теория права выделяет три формы территориального устройства государства:

унитарную;

федеративную;

конфедеративную.

Унитарное государство – это государство, на территории которого действует единое правительство, законодательство и судебная система при наличии в его составе административно-территориальных единиц, которые не обладают политической самостоятельностью.

Признаки унитарного государства:

политическое и территориальное единство государства;

единое гражданство;

единые законодательная, исполнительная и судебная системы;

централизация государственной власти;

контроль за деятельностью административно-территориальных единиц.

В зависимости от вида контроля различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В первом случае за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначением из центра чиновников. Во втором случае за местными органами осуществляется косвенный контроль и тем самым с учетом национальных особенностей региона допускается определенная автономия. Унитарное государство может быть национальным (Польша, Япония, Гаити) и многонациональным (Китай, Афганистан, Пакистан).

Федеративное государство – это сложное государственное образование, которое представляет собой союзное государство на территории которого действуют федеративные и республиканские органы власти.

Существует мнение, что федерация – это объединение суверенных государств, так как суверенитет федерации производен от суверенитета входивших в неё государств.

Согласно другой точки зрения, государственные образования, входящие в состав федерации, не суверенны, поскольку не обладают верховенством внутри федерации и внешней политической независимостью. Государства как субъекты федерации имеют некоторый эквивалент суверенитета, так как располагают определенной степенью суверенности и вправе участвовать в осуществлении федеральной власти через верховную палату парламента.

Федерация – это сложное государство, для которого характерны следующие признаки:

два уровня государственного аппарата – федеральные органы государственной власти и управления и органы власти и управления субъектов федерации;

две системы законодательства – федеральная и каждого субъекта федерации;

две судебные системы – общефедеральная и субъектов федерации;

две системы налогов – федеральная налоговая система и налоговая система субъектов федерации;

разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации;

«двойное гражданство”, то есть гражданин субъекта федерации одновременно является гражданином федерации.

В зависимости от принципов формирования различают два вида федерации: административные федерации (США, Мексика) и национальные (Россия, Югославия).

В административных федерациях в основу деления территории положены объективные признаки: плотность населения, запасы полезных ископаемых, рельеф местности и другие территориально-экономические признаки.

В национальных федерациях основой деления территории служит субъективный фактор – национальный состав населения. Для национальной федерации характерны различные формы государственности: национальные республики, округа, автономии, которые создаются с учетом исторических традиций, языковых и культурных факторов.

Политический режим

Третьим элементом формы государства является политический режим, который определяет форму государства и содержание его деятельности. Режим характеризует правовое положение личности в обществе и государстве, её фактическое положение, воздействие государства на политическую жизнь страны и другие черты.

Существуют различные классификации политических режимов. Ряд авторов предлагают двучленные классификации. При таком подходе все режимы делятся на демократические и недемократические (тоталитарные).

Демократический режим – это способ осуществления государственной власти, характерными чертами которого являются: формирование органов власти выборным путем; политический плюрализм, то есть свобода деятельности различных политических партий, движений, союзов; гарантированное существование политических прав и свобод граждан.

Антидемократический режим характеризуют такие признаки, как формирование органов власти в результате псевдовыборов, путем фальсификации выборов либо без выборов; наличие единой государственной идеологии и отсутствие политического плюрализма; бесправие граждан и произвол власти зачастую при формальном провозглашении законности, прав и свобод граждан.

Правовое государство

Правовым государством считается государство, в котором господствует право. Правовое государство построено на правовых началах: во-первых, во всех сферах общественной жизни признает и осуществляет требования права; во-вторых, ограничивает свою деятельность в соответствии с правовыми установками.

Основными признаками правового государства являются:

верховенство правового закона,

реальность прав и свобод граждан,

организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей.

Указанными признаками соответствуют три составляющие: собственно правовой (нормативный)компонент, индивидуально-правовой (компонент прав и свобод граждан) и организационно-правовой (институциональный) компонент.

Правовой компонент теории и практики правового государства содержит такое правопонимание, для которого характерно различение права и закона и создание на основе этого правопонимания правовых законов.

Различение права и закона может быть проведено с естественно-правовых и более широких позиций. Согласно классической точке зрения, отличительным признаком права является принцип формального равенства, то есть применение равного масштаба ко всем субъектам права.

Принцип формального равенства в правовом выражении представляет собой справедливость как правовое начало. Отличительной чертой правового государства от так называемого «государства законности” является разработка, принятие и реализация правовых законов, а не господство законов, легализирующих произвол, бесправие и несправедливость.

Индивидуально-правовой компонент теории и практики правового государства состоит в утверждении правовой формы и правового характера взаимоотношений между публичной властью и гражданами.

Правовой характер взаимоотношений проявляется в связанности государства и граждан взаимными правами и обязанностями. При этом правосубъектность граждан, их права и свободы рассматриваются не как продукт воли и усмотрения публичной власти (дарованные вольности), а как объективно складывающиеся в данном обществе отношения, поддержание которых является обязанностью публичной власти.

Институциональный компонент правового государства включает в себя организационно-правовые факторы, призванные исключить монополизацию власти, то есть её сосредоточение в руках одного лица, органа или социального слоя. Такими факторами являются: конституционно-правовой регламент государственной власти; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, а также конституционно-правовой контроль за правомерностью нормативных актов и действий всех властей.

Правовое государство не тождественно демократическому. Оно представляет собой высшую ступень в развитии демократического государства, поскольку предполагает наличие многих правовых институтов. Условием формирования правового государства является высокая правовая культура общества, утверждение в обществе общечеловеческих ценностей, развитие демократических традиций.

Социальное государство

Социальное государство предполагает некоторый гарантированный минимум благосостояния, юридически закрепленный в виде права каждого гражданина.

Социальное государство не только гарантирует минимальное благополучие, но и обязуется содействовать гражданам в достижении социальных благ, непосредственно занято имущественным обеспечением и обслуживанием общества.

Социальное государство стремится к установлению сотрудничества между различными частями общества и считает себя правомочным регулировать условия общественной солидарности.

Социальное государство возлагает многочисленные социально-экономические обязанности не только на себя. Но и на предпринимателей, муниципалитеты. В условиях социального государства вполне естественными выглядят меры по ограничению богатства, конфискационное обложение наследуемого имущества, высокие налоги, обеспечивающие ограничение богатства и его перераспределение. В социальном государстве высока доля общественного сектора в экономике (государственные, кооперативные. Муниципальные предприятия).

Принцип социального государства закрепляют основные законы (конституции Испании, ФРГ и др.). Конституционное его закрепление не означает, что государство непременно строго следует правилам этой социальной политики. Так, в Германии действие принципа социального государства явно ограничено. «Широкое социальное обеспечение, осуществляемое государством и стремящееся превратить сообщество в государство всеобщего благоденствия и упраздняющее тем самым ответственность за собственную свободу, не соответствует принципам социального правового государства” — говорит Конард Хессе1 , из чего следует, что в ФРГ придерживаются скорее принципа государственной социальной безопасности.

Наибольшее воплощение модель социального государства получила в скандинавских и некоторых других западноевропейских странах (например в Нидерландах).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.monax.ru

1 Назаренко Г. В. Общая теория права и государства. – М.: Ось-89, 2001 – с. 131.

1 Хессе К. основы конституционного права ФРГ. М., 1981, с. 112.

Дата добавления: 15.03.2006

Форма правления

Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства как особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди них важнейшие.

Форма правления характеризует порядок формирования и организацию высших органов государственной власти. Эту сторону государства определяют: 1) структура и полномочия высших органов государственной власти страны; 2) порядок их образования и взаимоотношений между собой; 3) степень участия населения в формировании этих органов и влияния па принимаемые ими решения. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия

Государство, в котором верховная власть сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы — монарха называется монархией (греч. — единовластие). Власть в таких государствах обычно передается по наследству от отца к старшему сыну, реже — к дочери или родственнику по боковой линии, и ни один орган власти не вправе повлиять на этот процесс. Правда, современные формы государства в отдельных случаях предусматривают выборы монарха на определенный срок, однако обычно такие монархии утрачивают один из главных своих признаков и не могут быть в полной мере отнесены к данному типу правления.

Различают монархии абсолютные и ограниченные.

Абсолютная монархия. В абсолютных монархиях вся полнота государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной — сосредоточена в руках монарха (примером такой монархии может служить Россия XVII—XVIII вв., Франция до революции 1789 г. и др.). Однако следует заметить, что абсолютные монархии — категория исторически ограниченная. Созданные как альтернатива феодальной раздробленности и междоусобным войнам абсолютные монархии, выполнив свою историческую миссию, в большинстве стран мира либо видоизменились под воздействием буржуазных преобразований в ограниченные, либо, в случае неспособности к подобным преобразованиям, были уничтожены в результате буржуазных революций, как это произошло в Австрии, России, Польше, Франции и др.

Ограниченная монархия. В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным органом — парламентом — либо особым правовым актом — конституцией. В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха — конституции и парламента. Но, например, Великобритания имеет парламент и не имеет конституции в ее традиционном виде — единого писаного документа. Поэтому монархии, ограниченные таким способом, принято именовать парламентскими. Примерами подобных монархий являются многие европейские государства — помимо названной выше Великобритании также Бельгия, Дания, Нидерланды и др. С одной стороны, (‘охранение в этих государствах монархии — дань традиции, поскольку монарх в них выполняет чисто номинальные, представительские функции, а власть в стране принадлежит выборному органу — парламенту. С другой стороны, сохранение поста главы государства в лице монарха служит символом единства и стабильности этих государств, их уважения к историческом)’ прошлому и собственной государственности.

В последнее время много говорится о восстановлении монархии в России, однако возврат к этому историческому прошлому невозможен по двум причинам. Во-первых, потому, что утрачены исторические традиции в силу длительного отсутствия данного института в нашей стране, породившего психологическую неготовность большинства населения к возврату традиции. Во-вторых (и это гораздо важнее), в связи с тем, что сторонники возрождения монархии ратуют за восстановление не какой-либо абстрактной монархии, а самодержавия, символом которого считается дом Романовых. Таким образом, речь идет о восстановлении в России абсолютной монархии, которая исторически изжила себя в пашей стране еще в конце XIX столетия.

В ряде стран Азии и Африки ограниченные монархии действуют в виде дуалистических монархий (например, в Марокко и Иордании). Их отличие от парламентских состоит в сосредоточении в руках монарха больших полномочий в сфере государственной власти. Ему принадлежит не только вся полнота исполнительной власти, но и значительная часть власти законодательной, выражающейся в праве налагать абсолютное вето (от лат. veto — запрещаю) на законы, принятые парламентом. Этот акт не позволяет закону вступить в силу, зато монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих даже большую нормативную силу по сравнению с ними.

В некоторых монархических государствах (например, в Саудовской Аравии) их глава руководит не только светским, но и религиозным управлением страной. Такие монархии носят название теократических.

Степень участия населения в формировании органов власти монархии составляет пропорцию, обратную объему власти, сосредоточенной в руках монарха. Как отмечалось выше, в абсолютных монархиях не только население страны, но и ни один орган государства, даже самый высший, не вправе изменить выбор главы государства. Исключение составляют лишь нелегитимные способы устранения монарха путем заговора (пример тому — эпоха дворцовых переворотов в России 1725—1761 гг. и убийство императора Павла I в 1801 г.) или добровольное отречение от престола (в России, например, императора Константина в 1825 г. и Николая II в 1917 г.). Говоря о конституционном закреплении формы правления, следует отметить, что абсолютная власть монарха опирается исключительно на силу и поэтому какому-либо правовому регулированию подвергнута быть не может, поскольку любая попытка опереться на закон означает ограничение власти, введение ее в определенные рамки. Поэтому большинство монархий приняли на вооружение теорию божественного происхождения государственной власти.

Население приобретает право на участие в формировании органов государственной власти в монархии только с момента ограничения власти монарха. Этот процесс набирает силу с появлением на политической арене нового класса — буржуазии. До ее появления абсолютная монархия была построена на балансе политических сил. Все общество было поделено как бы на две неравные части. С одной стороны — монарх и класс рабовладельцев или феодалов (дворянство, помещики), заинтересованных в укреплении и поддержке власти монарха, поскольку с его помощью они осуществляют эксплуатацию населения, а монарх через них осуществляет свою власть. С другой стороны — класс зависимого населения (рабы или крепостные крестьяне, ремесленники, посадский люд), образующий категорию подданных монарха, находящихся в его власти и власти более мелких эксплуататоров.

С вступлением общества в стадию капиталистического развития полного совпадения интересов буржуазии и монарха, как это было в случае с дворянством и помещиками, не происходит. Этот класс, опираясь на частную собственность — основу экономической самостоятельности, начинает рваться к государственной власти. И монарх, пытаясь сохранить свою власть, идет или на сознательное ее ограничение путем «дарования» (октроирования) Конституции, или на создание коллегиального органа, обладающего в той или иной мере властными полномочиями (либо на то и другое одновременно). Объем властных полномочий и, следовательно, степень участия населения в формировании такого органа находятся в прямой зависимости от степени развития в стране капиталистических отношений. В странах развитого капитализма коллегиальный орган — парламент — приобретает огромные полномочия, превращая монарха в номинальный орган. А там, где эти отношения развиты недостаточно, номинальный характер приобретает деятельность органа, избираемого населением (пример — Государственная дума в России 1905—1917 гг.). Из сказанного можно сделать вывод, что конкретный тип монархии, установившийся в стране, зависит в первую очередь от степени развития в ней производственно-экономических отношений.

Ограниченные монархии являются формой правления, близкой к республиканской.

Место и роль главы государства в системе разделения властей

Независимо от формы правления и политического режима в подавляющем числе государств существует институт главы государства. Титул или название должности может быть различными, более того, такой орган может быть коллегиальным, но всегда существует лицо, обладающее исключительным правом представлять государство внутри страны и в международных отношениях.

Глава государства олицетворяет политическую общность и целостность государства. В тех странах, где глава государства не является главой правительства, предполагается, что он представляет интересы государства в целом, а не отдельной политической партии.

Глава государства может быть как единоличным, так и коллегиальным органом. В зависимости от формы правления, единоличным главой государства может быть наследственный монарх или президент. Коллегиальным органом может быть, например, Президиум (Босния и Герцеговина) или Федеральный совет (Швейцария).

Формально конституции большинства стран наделяют глав государств обширными полномочиями: он назначает главу правительства и министров, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, имеет право помилования, право вето, награждает орденами и медалями, созывает сессии парламентов, обладает правом роспуска парламента или его нижней палаты, пользуется правом законодательной инициативы. Фактически в парламентарных государствах полномочия главы государства осуществляются от его имени правительством. Аналогичная ситуация складывается и в конституционных монархиях, когда формально монарх выступает главой государства, но не обладает реальными полномочиями. В республиках советского типа главой государства обычно является председатель парламента, однако реальная политическая власть обычно осуществляется генеральным секретарем коммунистической партии.

Место главы государства в системе органов власти, таким образом, зависит от формы правления и закрепления в законодательстве принципа разделения властей. В частности, для абсолютных монархий и республик советского типа принцип разделения властей нехарактерен. В первых действует принцип монарха как высшего носителя суверенитета и подчинения ему всех иных органов власти. В республиках советского типа — принцип демократического централизма, в соответствии с которым вся власть принадлежит представительным органам (советам), формирующим высший представительный орган, который наделят полномочиями все остальные государственные органы, в том числе и главу государства.

Для государств, закрепивших принцип разделения властей, характерна одна из двух моделей определения места главы государства в системе органов государственной власти. Первая модель, существующая в конституционных монархиях и парламентских республиках, основана на выделении статуса главы государства вне законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. В подобных государствах, глава государства не обладает реальными властными полномочиями и, в основном, выполняет либо представительские, либо координирующие функции. Причем такой глава государства может обладать «спящими» полномочиями, которые могут быть реализованы при правительственных кризисах или иных особых ситуациях.

Вторая модель действует в дуалистических монархиях и президентских республиках. В данном случае, глава государства одновременно является главой исполнительной власти (председателем правительства). Для такой модели, в отличие от первой, характерна система сдержек и противовесов, выражающаяся в наличии контрольных полномочий у других ветвей государственной власти и существовании механизма ответственности главы государства (процедура импичмента в президентских республиках). Для полупрезидентской формы республики, и в частности для Российской Федерации, данная модель также действительна с рядом оговорок. В таких республиках наряду с президентом существует должность главы правительства, который назначается президентом с участием законодательного органа.

Правовой статус монарха

Монархическая форма правления в настоящее время сохранилась в значительном числе государств, в том числе в почти половине западноевропейских стран (Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Монако, Андорра, Лихтенштейн). Значительная часть арабских государств и стран юго-восточной Азии также сохраняет монархическую форму, причем роль монарха является в них весьма значимой, в его руках сосредоточена исполнительная власть, а также законодательные и судебные полномочия.

Отличительными признаками монархии является наличие единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно, а также существование наследственного порядка передачи верховной власти. Теория монархии, как правило, обусловливает верховную власть монарха «божественным происхождением», принципом «Верховной Власти», основанном на исполнении монархом Воли Бога. Монарх, в соответствии с такой концепцией, получает власть от Бога. По этому признаку монархию отличают от республики, где источником государственной власти считается народ. Соответственно, монархическая форма правления связана с теократическим характером государства либо наличием официально признаваемой государственной религии.

Объем полномочий монарха зависит от формы правления. В абсолютной монархии власть монарха является неограниченной, все государственные органы подчинены ему, а воля народа выражается максимум через совещательный орган (Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар). В данном случае монарх по своему усмотрению формирует правительство, которое полностью ему подотчетно. Если в таком государстве существует парламент, то монарх назначает всех либо большинство членов парламента. Законотворчество также происходит при непосредственном участии монарха, подпись которого обязательна для вступления закона в силу. Для абсолютной монархии характерно назначение всех высокопоставленных гражданских и военных чиновников, а также судей непосредственно монархом. Статус монарха в таких государствах, как правило, не имеет правовых ограничений, он пользуется безусловным иммунитетом в гражданском и уголовном производстве.

Для дуалистической монархии характерно осуществление монархом, как правило, лишь исполнительной власти, в таких государствах существует независимый от монарха законодательный и (или) судебный орган. В конституционной монархии реальные властные полномочия у монарха отсутствуют, его роль характеризуется формулой «царствует, но не правит». В парламентарной монархии правительство образуется большинством в парламенте и ответственно перед ним. Назначение номинированных парламентом министров формально выполняется монархом, снятие министров с должности может инициироваться парламентскими вотумами недоверия. В государствах данного типа монарх выполняет преимущественно представительскую или церемониальную функцию. Юридически за монархом могут сохраняться функции, важные в области внешней политики, а также чрезвычайные полномочия для разрешения кризисов и конфликтов в области внутренней политики (к примеру, в Великобритании).

Монарх в Великобритании играет особую роль, поскольку в качестве главы государства исполняет две дополнительные и уникальные функции. Во-первых, монарх является главой Содружества наций и признается таковым большинством его членов, создавших республики или сохранивших собственные монархии. Во-вторых, монарх остается главой государства в Канаде, Австралии и Новой Зеландии. В этих странах британского монарха представляет генерал-губернатор, исполняющий от его имени церемониальные обязанности.

Для конституционной монархии характерно наличие института контрасигнатуры (министерской скрепы), которая является юридическим основанием иммунитета монарха.

Правовой статус президента

Наиболее значимым статусом обладает президент в президентской республике. Он является как главой государства, так и главой исполнительной власти. В отсутствие поста премьер-министра, президент непосредственно руководит работой правительства, лично формирует его состав, издает соответствующие правовые акты. Классическим примером такой республики являются США, где отсутствует пост главы правительства и президент непосредственно руководит внешней и внутренней политикой. Также к таким государствам относится большинство государств Латинской Америки, часть государств Центральной Африки, Индонезия, Мьянма, Филиппины, Южная Корея, Йемен, Афганистан, Казахстан и Белоруссия.

Отличительными чертами статута президента в указанных странах является внепарламентский способ избрания населением или коллегией выборщиков (США), внепарламентский способ формирования правительства, отсутствие у парламента функции контроля правительства. Однако, у парламента, несмотря на невозможность выражения недоверия правительству, имеется конституционное право на импичмент президента в определенных случаях.

Полупрезидентские республики характеризуются большей ролью парламента в формировании правительства. В таких государствах, помимо президента, появляется пост премьер-министра, чье назначение происходит при непосредственном участии парламента. В частности, к таким государствам относится Российская Федерация.

Статья 80 Конституции РФ устанавливает, что Президент Российской Федерации является главой государства. Подобное определение статуса Президента РФ означает, что он занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей. В ранее действовавшей Конституции 1978 г. (с учетом поправок) устанавливалось, что Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституция РФ устанавливает систему гарантий, препятствующих превращению государства в «суперпрезидентскую» республику. В частности, период полномочий Президента Российской Федерации ограничен шестилетним сроком, установлена сменяемость поста в порядке всенародных прямых выборов, их альтернативный характер, не допустимости занимать пост Президента более двух сроков подряд; возможно отрешение Президента от должности, признание не соответствующими Конституции РФ нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда.

Закрепляя статус Президента РФ как главы государства, Конституция определяет и его функции. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации. Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией и федеральными законами, не может им противоречить. Президент Российской Федерации выступает с ежегодными посланиями Федеральному Собранию, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации. Как глава государства Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

В парламентских и полупарламентских республиках для описания статуса главы государства используется термин «слабый президент». В таких государствах правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом, соответственно, функции последнего крайне ограничены. Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента

представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления.

В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным Собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.

Полномочия президента в указанных странах заключаются в обнародовании законов, издании декретов, награждении, формальном назначении главы правительства (которым может стать только глава партии или коалиции партий, победившей на выборах), в амнистировании осужденных; открытии первого заседания парламента нового созыва; исполнении представительских функций.

Президент, выступая главой государства, не является в таких республиках главой исполнительной власти. Правительство юридически независимо от президента, и даже наоборот, для декретов президента может требоваться контрасигнатура премьер-министра.

Особую роль играет глава государства в республиках советского типа. Советская республика характеризуется полновластием Советов — представительных органов государственной власти. Советам принадлежит вся полнота власти, они представляют политическую основу государства, все иные органы подотчетны и подконтрольны Советам. Советская республика строится по принципу демократического централизма, отрицая принцип разделения властей. Свою деятельность Советы проводят на сессиях, а в промежутках между ними постоянно-действующими органами являются президиумы и исполнительные комитеты (исполкомы), в зависимости от уровня Советов. Функции главы государства выполняют коллегиальные президенты — Президиумы Советов. Несмотря на то, что в отдельных таких государствах, к примеру в КНР, может существовать единоличный глава государства (Председатель КНР), его функции формальны и он полностью подконтролен Президиуму высшего представительного органа (в КНР — Постоянный Комитет Всекитайского Собрания народных представителей).

Особенности правового положения коллегиального главы государства

Институт коллегиального главы государства достаточно редко встречается в мире. Как правило, такой глава существует в советских республиках и теократических государствах.

В предыдущем параграфе рассматривался статус главы государства в советских республиках. Как уже указывалось, роль главы государства по существу выполняли постоянно действующие коллегиальные органы (президиумы) высших представительных органов государственной власти. В состав президиумов чаще всего входили председатель, его заместители, секретарь и члены. В тех странах, где существовал институт президента, функции главы государства делились между президентом и президиумом. Президиумы избирались высшим представительным органом на срок своих полномочий. Исключением являлась Югославия, где президиум избирался не Скупщиной (парламентом государства), а в республиках и автономных краях, что отражало федеративную природу этого государства.

В Иране, где функционирует исламская теократическая республика, полномочия главы государства поделены между избираемым населением президентом и Руководителем государства, пост которого занимает духовный лидер — Аятолла. Такая модель иногда именуется «двуглавая президентура» и связана с двойственностью гражданских и религиозных органов власти.

Из указанных моделей выпадает Швейцария, которую нельзя отнести ни к советским республикам, ни к теократическим государствам. В соответствии с Конституцией 1999 г. полномочия правительства и главы государства осуществляются единым коллегиальным органом — Федеральным советом, который является высшим исполнительным и распорядительным органом Конфедерации.

Федеральный совет избирается парламентом — Федеральным собранием. В его состав входят семь членов, один из которых в декабре каждого года избирается на пост президента (председателя Федерального совета). Президент Швейцарской Конфедерации является самым высокопоставленным официальным лицом государства. Он председательствует на заседаниях Федерального совета и выполняет определенные представительские функции, которые в других странах, выполняет глава государства. В экстренных ситуациях он имеет право действовать от имени всего Совета. Хотя президент является первым среди равных, он не имеет власти над остальными шестью членами Совета. Президент не является главой государства Швейцарии (эта функция осуществляется Федеральным советом в полном составе). Однако президент действует и признается в качестве главы государства при проведении официальных визитов за рубеж, так как Федеральный совет не может покидать страну в полном составе. Чаще, однако, официальные визиты за рубеж осуществляются главой Федерального департамента иностранных дел. Наличие такой модели в Швейцарии связано с историческими традициями коллективных органов в кантонах (советы именитых граждан).

Помимо указанных стран, коллективный глава государства существует также в Боснии и Герцеговине, в Сан-Марино. Президиум Боснии и Герцеговины состоит из трех представителей основных народов государства (боснийцы, хорваты и сербы). Срок полномочий Президиума — 4 года. В компетенции Президиума находятся вопросы внешней политики, назначение послов и других международных представителей от страны, представление парламенту предложений по бюджету и иные вопросы. В Сан-Марино главами государства являются два капитана-регента, избираемые парламентом (Большим Генеральным советом) на срок 6 месяцев: с 1 апреля до 1 октября и с 1 октября до 1 апреля каждого года. Они выполняют функции главы государства и осуществляют исполнительную власть.

Полномочия главы государства

Полномочия главы государства сильно разнятся в зависимости от формы правления, однако можно выделить несколько сфер, в которых монарх или президент, как правило, осуществляет свои функции.

Во-первых, можно выделить полномочия, осуществляемые в отношении каждой из трех ветвей власти. В законодательной сфере глава государства, как правило, созывает парламент на очередные и внеочередные сессии; обращается с посланием или выступает с программной речью; распускает однопалатный парламент или его нижнюю палату и назначает выборы; подписывает и публикует законы, используя во многих странах право вето; обращается в орган конституционного контроля (надзора, суда, трибунала) в отношении законодательных и иных актов, противоречащих, по его мнению, конституции.

В сфере исполнительной власти глава государства, как правило, принимает участие в формировании правительства, назначает премьер-министра и принимает его отставку; по предложению премьер-министра назначает и смещает министров; в некоторых странах глава государства созывает заседания совета министров и председательствует на них. Также глава государства является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны, объявляет чрезвычайное или военное положение (с дальнейшим утверждением этого решения парламентом), издает нормативные акты. Главе государства принадлежит право решения вопросов гражданства, предоставления убежища иностранцам.

В судебной сфере глава государства назначает (или предлагает парламенту кандидатуры) судей Верховного и других судов, генерального прокурора. Глава государства осуществляет право помилования. Глава государства представляет свою страну в международных отношениях, назначает дипломатических представителей и принимает верительные грамоты от зарубежных представителей; заключает международные договоры; объявляет войну и заключает мир.

Полномочия Президента Российской Федерации, предусмотренные главой 4 первого раздела Конституции РФ, также можно классифицировать по сферам их реализации.

В отношениях с парламентом Президент РФ:

  • назначает выборы депутатов Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом;
  • распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией;
  • вносит законопроекты в Государственную Думу;
  • подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения. Если президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вправе вновь рассмотреть данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию президентом РФ в течение семи дней и обнародованию;
  • представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка, а также ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении председателя Центрального банка от занимаемой должности;
  • обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

В отношениях, связанных с деятельностью органов судебной власти и прокуратуры, Президент РФ:

  • представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда и Верховного суда;
  • назначает судей других федеральных судов;
  • представляет Совету Федерации для назначения кандидатуру генерального прокурора; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении генерального прокурора от должности;

В отношениях, связанных с деятельностью органов исполнительной власти и иных государственных органов, Президент РФ:

  • назначает, с одобрения Государственной Думы, председателя Правительства Российской Федерации;
  • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
  • принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
  • по предложению председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;
  • формирует администрацию президента Российской Федерации;
  • назначает и освобождает полномочных представителей президента Российской Федерации.

В сфере обороны и безопасности Президент РФ:

  • формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации;
  • утверждает военную доктрину Российской Федерации;
  • назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации.
  • В области внешней политики Президент РФ:
  • осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
  • ведет переговоры и подписывает между народные договоры Российской Федерации;
  • подписывает ратификационные грамоты;
  • принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей;
  • назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. В соответствии с требованием Конституции эти назначения могут быть произведены президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания;

В сфере обеспечения конституционного статуса личности Президент РФ:

  • назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
  • осуществляет помилование.
  • в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе;
  • решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
  • награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания.

Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Президент Российской Федерации может отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.

В процессе осуществления своих полномочий Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Политическая и правовая ответственность главы государства

Положение главы государства как лица, обладающего особым статусом и полномочиями, неразрывно связано с необходимостью контроля за его деятельностью. Само наличие такого органа является угрозой принципу разделения властей. Соответственно, иные органы государственной власти для обеспечения баланса властей обязаны иметь контрольные функции в отношении главы государства. Такие функции существуют в большинстве государств, за исключением абсолютных монархий и тоталитарных стран.

Глава государства несет политическую и (или) правовую ответственность. Причем под политической ответственностью понимается ответственность за проводимую главой государства политику, не сопряженную с совершением каких-либо правонарушений, а правовая (юридическая) ответственность наступает за совершение конкретных преступлений или иных правонарушений. Законодательство большинства стран, как с республиканской, так и с монархической формой правления, закрепляет общий принцип политической неответственности главы государства. Исключения из этого принципа встречаются крайне редко. В частности, законодательством Австрии и Словакии предусмотрена такая форма политической ответственности главы государства (Президента), как отзыв по политическим мотивам как путем народного голосования (референдума), так и парламентом.

Между тем, правовая (юридическая) ответственность главы государства наоборот широко распространена в законодательстве зарубежных стран, а также и в Российской Федерации.

Отрешение от должности Президента регулируется ст. 93 Конституции Российской Федерации. Данная процедура заключается в выдвижение обвинения Государственной Думой в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, которое должно сопровождаться заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Окончательное решение об отрешении главы государства от должности принимает Совет Федерации.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

В науке конституционного права такую процедуру отстранения от должности высокопоставленного государственного чиновника, вплоть до главы государства, судом парламента по тяжкому уголовному обвинению именуют импичментом. Законодательство об импичменте высших должностных лиц существует в большинстве стран мира, однако не везде к нему прибегают. Примеры применения такой процедуры можно найти в Бразилии (Фернанду Колор), Индонезии (Абдуррахман Вахид) и Литве (Роландас Паксас).

Конституция США также предусматривает отрешение Президента посредством выдвижения обвинения в Палате представителей, а затем обвинительного приговора квалифицированным большинством в две трети голосов сенаторов. Дополнительно к отрешению от должности Сенатом может быть назначено наказание, затрагивающее запрет на занятие должностей на федеральной службе США (включая даже неоплачиваемые почетные должности).

В истории США два Президента были представлены к импичменту Палатой представителей, но оправданы потом Сенатом, поскольку обвинение не было поддержано двумя третями голосов: Эндрю Джонсон в 1868 году и Билл Клинтон в 1998-1999 годах. В 1974 г. президент Ричард Никсон, также представленный к импичменту по «Уотергейтскому делу» Палатой представителей, ушел в отставку, прежде чем вопрос был рассмотрен Сенатом.

В соответствии с ч.1 ст.1 Конституции Российской Федерации наше государство – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

То есть, Конституция РФ закрепляет конституционно-правовой статус российского государства и его основные сущностные проявления.

Норма Конституции содержит все три основных элемента формы государства: демократический политический режим, федеративную форму государственного устройства и республиканскую форму правления.

Однако, как свидетельствует анализ норм законодательства, работ многих ученых-правоведов, а также событий, происходящих на политической арене России, фактически форма российского государства, провозглашенная Основным законом государства и реально существующая на практике, не совпадают.

Вышеизложенные положения свидетельствуют об актуальности данной работы, рассматривающей особенности формы российского государства.

Предмет исследования – нормы законодательства и теоретические работы.

Цель работы – рассмотрение формы российского государства с учетом норм Конституции РФ, иных нормативно-правовых актов, теоретических работ ученых.

Задачи работы:

— изучить форму государства и ее элементы: форму правления, форму территориального устройства и политический режим;

— исследовать через категории формы государства особенности формы российского государства.

Работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников.

Форма государства – одна из важнейших категорий понятийного аппарата теории государства и права. Она в значительной степени обусловлена сущностью государства и непосредственно связана с главным вопросом политики – вопросом об организации государственной власти, ее устройстве.

Можно сказать, что форма государства – это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики.

Общепринятой признается концепция государства как формы правовой организации деятельности политической власти. Вполне обоснованно и справедливо считается, что государство – это дитя общества.

Под формой государства принято понимать организацию и устройство государственной власти, которая находится в неразрывной связи с сущностью и содержанием государства.

Разнообразие форм государства объясняется рядом причин. В качестве основных среди них можно выделить следующие:

— исторические традиции развития национальных государств;

— исторические особенности становления национальных государственностей;

— реальное соотношение социальных сил в стране;

— национальный состав населения страны;

— менталитет населения, выражающийся в «терпимости» по отношению к власти;

— зарубежный опыт;

— уровень жизни населения;

— степень влияния бывших метрополий на выбор государственной формы в ранее зависимых от них странах;

— роль мирового сообщества.

Все перечисленное затрагивает наиболее важные стороны жизнедеятельности (функционирования) государства.

Многообразие форм государственности обусловлено влиянием на государство различных факторов, в том числе политических, экономических, исторических. Форма государства так или иначе зависит от стоящих перед государством задач и характера осуществляемых им функций.

Основными составляющими данного термина являются такие понятия, как «форма правления», «форма территориального устройства» и «политический режим».

Только раскрыв содержание каждого из этих понятий, можно получить представление о том, что же такое форма государства.

Также рассмотрим форму российского государства через данные категории.

Вопрос 22. Принцип разделения властей в конституционном праве: содержание, механизм осуществления.

делится на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих ветвей власти самостоятельна. Тем самым принцип разделения властей закладывает основы разумного баланса властей, невмешательства одной ветви власти в полномочия других.
Принцип разделения властей реализуется на всех уровнях осуществления власти: во-первых, на горизонтальном, т.е. федеральном и региональном уровнях; во-вторых, на вертикальном, т.е. между федеральным центром и субъектами Российской Федерации; в-третьих, между государственной властью и местной властью, которую осуществляют органы местного самоуправления.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции).
Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную — Правительство Российской Федерации, судебную — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и другие федеральные суды.
Президент Российской Федерации не входит прямо ни в одну из ветвей власти, хотя и взаимодействует с ними, тем не менее, можно говорить о президентской власти как о самостоятельной ветви власти.
Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11 Конституции). Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами федерации самостоятельно. При этом она должна соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации и Федеральному закону от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. 2005 г.).

В субъектах Российской Федерации вопросы организации государственной власти устанавливаются в конституциях республик, уставах других субъектов.

Добавить комментарий