Конституционная монархия в Англии

Билль о правах (1689 г.) и Акт об устроении (1701 г.)

Юридическое закрепление режима конституционного правления в форме дуалистической монархии в Англии было осуществлено в двух актах парламента: Билле о правах и Акте об устроении.

Билль о правах (от 13 февраля 1689 г.) впервые законодательно закрепил принципы взаимоотношений между королем и парламентом. Режим правления конституционной монархии в Англии основывался на ряде принципов: 1) принцип верховенства парламента над короной в области законодательной власти и финансовой политики; 2) принцип разделения властей (их дуализме), в соответствии с которым парламент наделяется законодательной властью, а король и его министры – исполнительной властью. Принцип верховенства парламента одновременно означал ограничение королевского произвола. Во-первых, Билль о правах провозглашал отказ от священного права королей: монарх не должен стоять над законом, он подчинен закону, как и все граждане. Отныне без согласия парламента король не имел права: 1) приостанавливать действие законов и производить изъятие из них; 2) взимать любые налоги с населения в пользу короны; 3) созывать и содержать постоянную армию в мирное время в пределах королевства. Во-вторых, Билль закреплял «истинные, исконные и несомненные права и вольности народа этого королевства»: право на ношение оружия; право на подачу петиций королю; свободу слова и прений в парламенте; свободные выборы в парламент. В-третьих, были прописаны гарантии правосудия: необходимость соблюдения надлежащего порядка при созыве суда присяжных; недопустимость требования чрезмерных налогов, наложения чрезмерных штрафов, жестоких и необычных наказаний.

Сроки полномочий парламента были определены в общей форме – парламент должен созываться «достаточно часто». Лишь 22 декабря 1694 г. был принят так называемый Трехгодичный акт. Он определил, что парламент необходимо созывать не менее одного раза в три года и срок его полномочий должен длиться не более трех лет.

Акт об устроении (или «Акт о дальнейшем ограничении короны и лучшем обеспечении прав и вольностей подданного») от 26 мая 1701 г. регулировал условия и порядок престолонаследия при переходе короны от бездетных Вильгельма III и Марии II, а также ее сестры – датской принцессы Анны к королям немецкой династии Ганноверов. В Акте было указано, что каждый английский король в будущем должен исповедовать англиканскую веру. Таким образом, англиканство объявлялось государственной религией, что исключало восстановление в Англии католицизма как идеологической базы абсолютизма. Кроме того, устанавливался запрет монарху покидать страну без согласия парламента.

Акт предусматривал новые ограничения прерогатив королевской власти. В сфере правосудия ограничения королевской власти были связаны с тем, что 1) отныне монарх не мог помиловать своих министров, осужденных парламентом в порядке импичмента. Тем самым палата общин получила эффективное средство контроля над королевской администрацией; 2) устанавливался принцип несменяемости судей: судьи, назначаемые короной, могли оставаться на своих постах «пока ведут себя беспорочно». Судьи могли быть смещены с должности только по представлению обеих палат парламента.

В сфере исполнительной власти ограничение королевских прерогатив выражалось в том, что, во-первых, ответственность за все акты исполнительной власти возлагалась на королевских министров в соответствии с правилом контрасигнатуры. Отныне все акты Тайного совета (правительства), помимо подписи короля, должны будут скрепляться подписью министров «с совета и согласия которых они приняты». Принцип контрасигнатуры – это правило обязательной сопроводительной подписи, наличие которой придает актам короля юридическую силу. Во-вторых, чтобы уменьшить влияние монарха на парламент, препятствовать установлению королевского контроля над деятельностью парламента, вводилось правило, в соответствии с которым королевские министры, другие должностные лица, «зависящие от короны» и получающие пенсию от нее, не могли совмещать должность на королевской службе с депутатским мандатом в палате общин. Правда, принцип раздельного мандата препятствовал парламентскому контролю за правительством. По этой причине это правило было вскоре отменено.

Государственный строй, сложившийся в Англии после «Славной революции» и закрепленный в конституционных актах, можно определить как дуалистическую монархию – одна из разновидностей конституционной монархии, наряду с другой – более зрелой и устойчивой формой – парламентской монархией. Дуалистическая монархия четко не разграничивает компетенцию короля и парламента, она декларирует принцип верховенства парламента, разделение властей, ограничение прерогативы королевской власти, судебную защиту прав подданных. Однако королевская прерогатива законодательно ие определена. Монарх сохранял значительные полномочия в сфере законодательной власти – право абсолютного вето на законопроекты парламента (оно перестало действовать с 1707 г.), а в сфере исполнительной власти – исключительное право на формирование правительства, которое было ответственно только перед ним, и тем самым на проведение самостоятельного политического курса. Эффективность исполнительной власти в подобных системах правления не очень высока, поскольку правительство не опирается на поддержку парламента.

Спецификой конституционного строя дуалистической монархии в Англии в XVII–XVIII вв. является то, что распределение властных полномочий и их осуществление происходит на основе общепризнанных «правил игры», которые не представляют собой единого законодательного акта – конституции. Английская конституция уникальна но форме: в ней есть писаная часть (законы парламента – статуты: договоры (например, Великая хартия вольностей (1215 г.), Билль о правах (1689 г.)), трактаты) и неписаная часть (конституционные обычаи – соглашения; судебные прецеденты – решения высших судов по конституционным вопросам: доктрины, т.е. мнения именитых юристов в области конституционного права).

Вильгельм вторгается в пределы Англии и в 1869 году провозглашается королем. Этот переворот, получивший название «Славная революция», окончательно утвердил конституционную монархию. В 1689 году парламент принимает «Билль о правах». Данный акт ограничивал королевскую власть в пользу парламента в законодательной, финансовой, военной и судебной сферах; определил парламентские свободы: регулярный созыв парламента, свобода выбора и прений депутатов; подтверждалось, что господствующей в стране является протестантская религия. «Билль о правах» запретил королю приостанавливать действие законов, запретил освобождать кого бы то ни было из под действия законов, учреждать суды по церковным делам и другие учреждения. Сборы в пользу короны могли взиматься только с согласия парламента. Только с согласия парламента можно было производить набор войска. В 1701 году парламент принимает «Акт об устроении», в котором устанавливалась ответственность королевских министров перед парламентом. Важное конституционное значение имело провозглашение принципа несменяемости судей. Отстранить их от должности могли только по представлению обеих палат парламента.

Английский парламент как и прежде состоял из верхней палаты – палаты лордов, где места занимались по наследству (потомки баронов, вассалов короля), по назначению короля и по должности (2 архиепископа и 26 епископов). Нижняя же палата, палата общин, формировалась путем выборов. Города и графства до 1832 года посылали в палату общин такое количество депутатов, которое определялось королевской грамотой, а не зависела от численности избирателей. Из 240 городов, посылавших депутатов в палату общин, только в 22 было более тысячи избирателей. После «Славной революции» в Англии формируется парламентская система управления, то есть это система, при которой партия, добившаяся большинства мест в парламенте, формирует правительство, ответственное перед парламентом, а не перед королем. В исторических условиях Великобритании 18 века эта система приобрела форму «управления кабинета». Кабинет министров возник не в результате какого либо законодательного акта. Сначала из Тайного совета выделяется коллегия для управления страной, затем в нее входят лица, возглавлявшие основные министерства, и коллегия превращается в правительство его величества. Правительство по поручению короля формирует лидер партии, получившей большинство мест в парламенте. Король теряет право вето в отношении законопроектов, принимаемых парламентом, право объявлять войну и заключать мир перешло от короля к парламенту, так же как и право помилования по политическим преступлениям. В этот период происходит и окончательное оформление ряда государственных учреждений, прежде всего полицейских органов. В 1782 году учреждается министерство внутренних дел. В его функции входило:

  1. Осуществление королевской прерогативы помилования, ответ на петиции граждан королю.

  2. Поддержание порядка и руководство полицией графств и городов.

  3. Система гражданской обороны.

  4. Регистрация избирателей и организация выборов.

В начале 19 века окончательно формируется парламентская система. Практически все члены парламента являлись вигами или тори. Деятельность партий была сосредоточена в парламенте, а правительство формировалось и распускалось по решению парламентского большинства.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. РЕВОЛЮЦИЯ XVII ВЕКА В АНГЛИИ.

1.1. ПРИЧИНЫ РЕВОЛЮЦИИ.

1.2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ РЕВОЛЮЦИИ.

ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ.

2.1. ХАБЕАС КОРПУС АКТ.

2.2. БИЛЛЬ О ПРАВАХ И АКТ О ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИИ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

История человечества знает даты, высоко поднятые над чередой не только лет, но и столетий, даты, которыми отмечены битвы народов за свободу. Одной из них является Великая английская революция середины XVII века. Это был поистине героический период в истории английского народа, обогатившего своим революционным творчеством сокровищницу всемирно – исторического опыта освободительной борьбы. Из этой сокровищницы революционной мысли и революционного действия черпали исторические уроки социальные и политические мыслители последующих времён, причём не только в Англии, но и далеко за ее пределами.

Именно поэтому данная тема является актуальной, первая социальная революция европейского масштаба, провозгласила политические принципы нового, буржуазного общества, шедшего на смену феодальному старому порядку.

Вплоть до середины XIX века происшедший в Англии 40-х годов XVII века общественный переворот оставался в истолковании историков событием почти исключительной национальной, британской истории.

Целью данной работы является раскрыть формирование конституционной монархии в Англии.

Поставленная цель привела к решению следующих задач: рассмотреть революцию в Англии, ее причины, этапы и особенности буржуазной революции; рассмотреть важнейшие конституционные акты принятые в Англии (Хабеас корпус акт, Билль о правах и акт о престолонаследии).

ГЛАВА 1. РЕВОЛЮЦИЯ XVII ВЕКА В АНГЛИИ.

1.1. ПРИЧИНЫ РЕВОЛЮЦИИ.

В начале XVII в. Англия была в большей степени страной буржуазной, нежели феодальной. Капиталистические отношения становятся господствующими во всех экономических сферах — промышленности, торговле, сельском хозяйстве.

В стране формируются основные классы буржуазного общества:

— буржуазия (промышленная, торговая, финансовая),

— пролетариат (городской и сельский),

— фермерство, дворянство (феодальный класс)

подразделяется на старое дворянство — лендлорды, ведущих свое хозяйство по старинке, и «новое дворянство» — джентри, активно занимающиеся торговой и промышленной деятельностью.

В политическом плане Англия тоже отличалась от большинства европейских государств, где в ту пору господствовал абсолютизм, характеризующийся неограниченной властью монархов, отсутствием представительных учреждений, подавлением буржуазии и доминированием дворянства. Английский абсолютизм, установившийся в стране при династии Тюдоров в 16 — начале 17 веков определяется как «незавершенный»: продолжал существовать парламент, с актами которого монархи вынуждены, были считаться; фактически отсутствовала постоянная армия в силу своего изолированного, островного положения Англия обходилась военно-морским флотом; бюрократизация государства была незначительной. Продолжала существовать система местного управления (фактически независима от монарха, т.к. все должности в органах местного самоуправления были неоплачиваемые).

Тем не менее, в первой половине XVII в. в английском обществе начинают нарастать противоречия между королевской властью (полуфеодальной, полуабсолютской) и парламентом, выражающим интересы буржуазии и «нового дворянства». Причины недовольства (приведшие впоследствии к революции) были следующими:

1) взимание королевской властью налогов, несогласованных с парламентом, принудительные государственные займы, обход королевской властью конституционного принципа (закрепленного в Великой хартии вольностей 1215 году) «налогообложение через представительство»;

2) постоянные роспуски парламента, преследование лидеров парламентской оппозиции, долгое беспарламентское правление (в 1628 году Карл I Стюарт распустил парламент и не созывал его до 1640 г.);

3) произвол королевских чиновников и судей, злоупотребления королевских фаворитов (герцог Бэкингем);

4) распространение законов военного времени на время мирное, постои армии в домах частных лиц;

5) ограничение в торговой и промышленной сферах (государственные монополии);

6) стремление реставрировать ненавистный большинству англикансуийский католицизм.

1.2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ РЕВОЛЮЦИИ.

В своем развитии английская буржуазная революция прошла несколько этапов:

I. 1640-1642 гг. — мирный, конституционный этап, когда основные баталии проходили в парламенте, настаиванием пока на минимальном ограничении королевской власти;

II. 1642-1649 гг. — гражданская война между сторонниками короля и сторонниками парламента;

III. 1649-1653 — период связан с упразднением монархии и установлением Республики;

IV. 1653-1659 — протекторат Кромвеля (военная диктатура);

V. 1660 г. — реставрация монархии, приглашение на престол Карла II Стюарта (сына казненного в 1649 г. по решению парламента Карла I) — возврат к старому на более высокой основе (установление первоначально дуалистической, а затем — к началу 18 в. — конституционной, парламентарной монархии).

Основные особенности английской буржуазной революции обусловлены своеобразной, но исторически закономерной для Англии расстановкой социально-политических сил. К числу таковых особенностей следует отнести:

а) «религиозный» характер революции — одной из главных задач было очищение англиканской церкви от пережитков католицизма; политические «партии» революционного периода (индепенденты, левеллеры т.д.), зачастую по разному относились к тем или иным религиозным вопросам;

б) относительная кровность, объясняемая отсутствием у короля мощной опоры в лице чиновничества и постоянной армии (даже в ходе гражданской войны, сопровождавшей фактически любую революцию, основные потери были не среди мирного населения, а среди солдат и офицеров);

в) фактическое невмешательство европейских держав в ход английской революции (большинство государств было втянуто в 30-ти летнюю войну, к 1640 г. у европейских монархов фактически не осталось сил; изолированное островное положение Англии, сильный флот делал невозможной иностранную военную интервенцию).

Несмотря на реставрацию королевской власти, Английская революция сокрушила феодализм, дала мощный толчок развитию капитализма, создала благоприятные условия для процесса первоначального накопления капитала, замены крестьянских держаний земли фермами капиталистического типа. В Англии прочно утвердились принципы парламентаризма; буржуазия, пойдя на компромисс с земельной аристократией, получила доступ к власти. Попытки последних Стюартов усилить прерогативы королевской власти привели к Славной революции 1688-1689 гг. и к смене династии и окончательному утверждению конституционной монархии

ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ.

2.1. ХАБЕАС КОРПУС АКТ.

Сложившийся строй конституционной парламентской монархии в Англии был юридически оформлен и закреплен рядом законодательных актов, составивших писаную часть английской конституции. Особенность ее заключается в том, что она не представляет собой единого законодательного акта. Наряду с отдельными писаными законами важную часть английской конституции составляют неписаные, условные правила, которые утвердились в практике и стали конституционным прецедентом. Именно установление этих правил и определяет развитие английской конституции в XVIII в. К основным из них относятся: непосещение королем заседаний кабинета министров; формирование правительства из членов партии, победившей на выборах; коллегиальная ответственность кабинета министров; отказ короля от права вето.

В Великобритании одним из основных конституционных актов, принятый английским парламентом 26 мая 1679 года является Хабеас корпус акт. Он гарантирует процессуальные права граждан, неприкосновенность личности, устанавливает правила ареста и привлечения обвиняемого к суду.

Согласно Хабеас корпус акту, судьи были обязаны по жалобе лица, считающего свой арест или арест кого-либо другого незаконным, требовать срочного представления арестованного суду для проверки законности ареста или для судебного разбирательства; заключение обвиняемого в тюрьму могло производиться только по предъявлении приказа с указанием причины ареста. Его принятие было связано с тем, что в 1679 г. король Карл II распустил старый парламент и объявил новые выборы. К тому времени уже полностью сформировались две партии — тори и виги. Виги, получившие большинство в новом парламенте, приняли этот акт, опасаясь репрессий, так как они находились в оппозиции к королю.

Практика Хабеас корпус возникла в Англии в 12 в., еще до Великой Хартии вольностей, и давала возможность арестованному обратиться к суду для выяснения оснований лишения свободы. Правило хабеас корпус постоянно употреблялось с 15 в. Вначале им пользовались как средством к восстановлению свободы, нарушенной частными лицами, в основном феодалами и их подчиненными, но уже со времен Генриха VII оно стало применяться в случаях преследования личности со стороны короны. Однако до акта 1679 выпуск постановления Хабеас корпус предоставлялся на усмотрение судей, которые сами не обладали независимостью. Дело выдачи такого постановления часто затягивалось; кроме того, невыполнение предписания судьи не влекло за собой никакой ответственности. Эта недостаточность правовых гарантий проявилась с особой силой в период абсолютистского правления Тюдоров и Стюартов.

В период реставрации Стюартов билль о Хабеас корпус был внесен в палату общин в 1668, но не стал законом. Два другие подобные билля были отклонены палатой лордов в 1670 и 1675 гг. Наконец, в 1679 был издан Хабеас корпус акт, которым ограждались интересы личности от королевского произвола. Акт обязывал судей выдавать хабеас корпус во всех случаях, за исключением тех, когда основанием ареста являлось обвинение данного лица в государственной измене или тяжком уголовном преступлении. По получении предписания хабеас корпус смотритель обязан был в течение 8-20 дней (в зависимости от дальности расстояния) доставить арестованного в суд. В случае задержки судебного расследования закон предусматривал освобождение арестованного под залог, но это право распространялось на несостоятельных должников.

1. восстановление конституционной монархии и ее законодательное оформление

2. развитие конституционной монархии в Англии в 18 веке

3. изменение политической системы в к.19-н.20вв.

1.В 1660г. парламент восстанавливает королевское звание, палату лордов и призывает на трон Карла 2, который перед этим подписал Бредскую декларацию: король обещал сохранить за буржуазией и дворянами их завоевания и не преследовать участников революции (обещания были нарушены). Карл 2 пытался восстановить старые порядки.

В эти годы возникают 2 политические партии: тори – будущая консервативная партия, приверженцы короля, и виги – представляли интересы буржуазии и среднего дворянства (оппозиция короля), в будущем либеральная партия. Длительное время господствовали тори в парламенте, виги преследовались и пытались провести через парламент закон о гарантиях неприкосновенности граждан. В 1679г. парламент принимает Habeos corpus act (акт для лучшего обеспечения свобод поданных и предупреждения заточений за морями, т.е. в колониях) – основа конституции. Суть акта: устанавливается ответственность должностных лиц, содержаться принципы демократического правосудия, таким образом созданы гарантии неприкосновенности личности.

В 1685г. на троне Яков 2 (брат Карла 2), который попытался реанимировать абсолютизм, что привело к Славной революции. Объединившись парламент (тори и виги) осуществили государственный переворот и пригласили на трон Вильгельма Оранского.

13 февраля 1689г. был подписан «Билль о правах», который установил верховенство парламента в области законодательства, провел границу между исполнительной и законодательной ветвями власти. Король с парламентом участвовали в законодательной деятельности. За королем закрепляется право вето на акты парламента, также за ним сохраняются исполнительная и судебная власть. Законы и налоги исходят от парламента.

В 1701г. – акт об устранении (закон о престолонаследии), который определял порядок престолонаследия, права и обязанности короля (представитель англиканской церкви и т.д.). 2 важных принципа:

1) принцип контрасигнатуры, что означало, что акты, издаваемые королем были действительны, только при условии наличия подписи соответствующего министра.

2) принцип несменяемости судей – произошло отделение исполнительной власти от судебной

Таким образом перечисленные акты закончили процесс законодательного оформления конституционной монархии. Основой неписаной конституции стало оформление принципа разделения властей, верховенство парламента в области законодательной власти.

2.Особеностью английской конституции является то, что она не представляет единого законодательного акта. 3 акта составляют писаную часть английской конституции, но в течение 18 века формируется неписаные правила, так называемые конституционные прецеденты, которые утверждались в практике как результат соперничества 2-х партий. Главное направление эволюции британской модели парламентаризма в 18 веке является ограничение власти короля и установление нового принципа взаимоотношений исполнительной и законодательной властей.

В 18в. создается новый орган – кабинет министров. С 20 годов 18в. король, который не знал английского языка, перестает посещать заседание кабинета министров. Принцип контрасигнатуры привел к переносу ответственности с короля на членов правительства. Постепенно закрепляется ответственность членов кабинета перед парламентом, которая выражалась в отставке члена кабинета министров, который не получал поддержку парламента. К концу 18 века сложилась практика солидарной ответственности кабинета министров. Ограничивается право короля назначать и увольнять государственных должностных лиц. Король должен был считаться с мнением парламентского большинства, таким образом в 18 веке был сформирован важнейший принцип взаимоотношений кабинета министров, т.е. исполнительной власти, с парламентом.:

Кабинет находится до тех пор, пока имеет большинство в парламенте. С 1707г. королевская власть перестала использовать право вето, передав всю законодательную власть парламенту, таким образом в к.18в. парламент становится полноправным хозяином в стране. Отличительной чертой конституционной монархии стало наличие ответственности правительства, которое формировалось из лидеров победившей партии. Установление коллегиальной ответственности кабинета министров перед парламентом.

3.По мере роста роли парламента в политической системе, все громче звучали требования реформы избирательного права. В 19 веке в ходе избирательных реформ 1832г., 1867г, 1884г. было значительное расширено представительство (не имели избирательного права наемные рабочие и женщины). В 20-60гг. 19 века организационно оформляется партийная система, которая была представлена консервативной и либеральной партией.

К концу 19в. английский парламент превращается в орудие правительства, которое располагало большинством голосов в парламенте. Организационная структура и партийная дисциплина предопределили подчинение депутатов партийному лидеру, таким образом снижению роли парламента способствовало ограничение свободы прений, которое закреплялось в 1882г.

Таким образом правительство определило направление работы палаты общин и подчиняло своей воле деятельность законодательного органа власти. В 1911г. принят акт «о парламенте», который ограничил полномочия палаты лордов. В конце 19 века кабинет министров возвысился над парламентом.

Добавить комментарий