Конституционно правовой статус общественных

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 30

Повышение социальной активности граждан, реализация их прав и законных интересов осуществляется через систему общественных объединений. Общественные объединения являются важнейшим инструментом реализации конституционного права на объединение.

Общественное объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Общественные объединения как элементы политической системы общества имеют свои особенности.

1. Общественные объединения — это самостоятельные объединения. Они не являются структурными подразделениями более широких объединений.

2. Общественные объединения — это добровольные формирования граждан. Общественные объединения создаются по инициативе граждан на основе общности интересов. Члены общественных объединений могут в любое время выйти из них.

3. Общественные объединения- это целевые сообщества людей. Люди вступают в те общественные объединения, характер деятельности которых более всего соответствует их личным интересам. Наличие совместных целей отличает общественные объединения от других людских сообществ.

4. Общественные объединения- это формальные объединения. Они имеют свой устав, определенные цели, задачи, имеются отношения власти-подчинения и т.д.

5. Общественные объединения занимаются деятельностью, имеющей общественно полезный характер.

Действующие общественные объединения весьма разнообразны по характеру. В зависимости от критериев классификации выделяют виды общественных объединений.

В соответствии с действующим законодательством общественные объединения в зависимости от организационно-правовых форм подразделяются наобщественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации могут быть физические лица и общественные объединения при условии, что они обладают статусом юридического лица.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественный фонд представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании имущества на общественно полезные цели. Общественный фонд не имеет фиксированного членства и решаетспецифические задачи- накопление имущества для реализации социально-полезных целей.

Общественное учреждение- это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Орган общественной самодеятельности- не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Общественные объединения в зависимости от территориальной сферы деятельности подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.

Общероссийское общественное объединение осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения- организации, отделения, филиалы, представительства.

Межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения.

Региональное общественное объединение осуществляет свою деятельность в пределах территории одного субъекта федерации.

Местное общественное объединение осуществляет свою деятельность в пределах территории органа местного самоуправления.

Существуют и иные критерии классификации общественных объединений:

— по характеру членства: с фиксированным и без такового;

— в зависимости от направления и сферы деятельности: благотворительные, культурные, образовательные, спортивные и т.д.

Порядок образования и деятельность общественных объединений регулирует Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ.

Учредителями могут быть физические лица или юридические лица, которые являются общественными объединениями.

Для создания общественного объединения необходимо 3 человека. Регистрационный порядок действия.

Взаимодействие государства и общественных объединений выражается в том, что государство обеспечивает реализацию права граждан на объединение, обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, поддерживает и, с другой стороны, контролирует их деятельность.

Защита прав и законных интересов объединений выражается в том, что они могут обращаться в суд, прокуратуру, иные органы в случае возникновения препятствий для их деятельности, для обжалования решений государственных органов и иных субъектов и т.д.

Поддержка государства выражается в том, что государство оказывает содействие общественным объединениям, например, предоставляет помещения, выделяет льготы (налоговые), ссуды и др.

При этом государство контролирует общественные объединения на предмет соблюдения ими законодательства.

Государство и общественные объединения не вмешиваются в деятельность друг друга. Государство не может быть членом или учредителем общественного объединения.

Государство испытывает воздействие со стороны общественных объединений, ибо последние участвуют в формировании государственных органов (политические общественные объединения), могут влиять на назначение лиц на государственные должности, участвовать в правотворчестве, предлагая те или иные законопроекты, имеют возможность влиять на принятие решений органами государства (в том числе и путем формирования общественного мненОбщественное объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Согласно статье 30 Конституции РФ:

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём.

Тем не менее, членами общественного объединения наряду с гражданами могут быть юридические лица — другие общественные объединения

В России общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых формах (ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях»):

  • общественная организация
  • общественное движение
  • общественный фонд
  • общественное учреждение
  • орган общественной самодеятельности
  • политическая партия

В соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», профсоюзы также являются общественными объединениями. Профсоюз не является отдельной организационно-правовой формой общественных объединений и может создаваться в любой организационно-правовой форме, предусмотренной федеральным законом «Об общественных объединениях», за исключением политической партии (на практике профсоюзы обычно действуют в форме общественной организации ввиду возможности наличия членства).

В Российской Федерации могут создаваться и действовать общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения, а также международные общественные объединения. Деятельность партий в РФ защищена законом

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц.

Деятельность общественных объединений регламентируется в Российской Федерации Федеральным законом «Об общественных объединениях», а также рядом других специальных федеральных законов: «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О негосударственных пенсионных фондах».

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения. В тех случаях, когда то или иное новое объединение образуется действующими общественными объединениями без участия физических лиц, то речь идет об образовании не общественного объединения граждан, а союза (ассоциации) общественных объединений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут выступать в качестве учредителей, членов и участников общественных объединений. Специальные законы об отдельных видах общественных объединений могут устанавливать иные требования к составу и количеству учредителей. Учредители общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения, в соответствии с нормами его устава, оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным и осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные действующим законодательством.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

ия). Таким образом, общественные объединения участвуют в политической деятельности.

Для выражения и защиты своих интересов работники объединяются в профсоюзы.

Статья 30 Конституции РФ предусматривает «право создавать профсоюзы для защиты своих интересов». Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Согласно Конвенции Международной организации труда № 87 (1948 г.) «О свободе ассоциаций и защите права на организацию», трудящиеся имеют право создавать по своему выбору организации, вступать в такие организации для выражения и защиты своих интересов. Таким же правом эта Конвенция МОТ наделяет и предпринимателей.

Права профсоюзов в России впервые были признаны законодательно и закреплены в первом КЗоТ РСФСР 1918 г. Во втором КЗоТ 1922 г. была уже самостоятельная глава о правах профсоюзов, и советский законодатель эти права непрерывно расширял. В третьем КЗоТ 1971 г. права профсоюзов были предусмотрены гл. XV, содержащей 11 статей (ст. 225– 235). Кроме норм данной главы в КЗоТ были и другие статьи, также предусматривавшие права профсоюзных комитетов на производстве (ст. 22, 35, 46, 51, 52, 54, 57, 61 и др.).

Правовой статус профсоюзов теперь определяется Кодексом и Федеральным законом от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Данный Закон устанавливает правовые основы организации и деятельности профсоюзов, содержит нормы, обязывающие органы государственной власти и управления, работодателей, должностных лиц администрации производства содействовать деятельности профсоюзов. В статье 3 Закона дается определение ряда понятий. Закон предоставил профсоюзам ряд социально-трудовых прав на всех уровнях их деятельности, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, и закрепляет гарантии этих прав.

Профсоюз– это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Его основными функциями (направлениями деятельности) являются представительская (на всех уровнях организации) и защитная – по защите и повышению социально-трудовых прав и интересов трудящихся. Профсоюзы возникли впервые в мире в середине XIX века в Англии, как наиболее тогда промышленно развитой стране, с защитной их функцией для отстаивания профессиональных интересов работников.

Статья 11 Закона РФ о профсоюзах закрепляет их право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, а также на участие в нормотворчестве, при котором они проявляют обе свои функции. Все проекты законодательных актов, затрагивающие социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами вместе с общероссийскими профсоюзами и их объединениями (ассоциациями), а проекты нормативных правовых актов рассматриваются и принимаются органами законодательной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе выступать и с предложениями о принятии законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

Защитная функция профсоюзов – это целенаправленная правовая деятельность (на правовой основе) по защите социально-трудовых прав работника на всех этапах правового регулирования труда: при создании норм трудового права, применении важнейших норм администрацией, профилактике трудовых правонарушений, профсоюзном контроле за соблюдением трудового законодательства, восстановлении нарушенных трудовых прав и привлечении к ответственности нарушителей.

Закон РФ о профсоюзах состоит из 32 статей, объединенных в шесть глав. Он устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности.

Данный Закон регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, местного самоуправления, работодателями, их объединениями, другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

Глава I «Общие положения» (ст. 1-10)определяет цели и задачи, сферу действия данного Закона, предмет его регулирования, конкретизирует право на объединение в профсоюзы, порядок создания их уставов и положений о первичных профсоюзных организациях, их регистрации, запрет дискриминации по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзам, а также порядок прекращения деятельности профсоюзов.

Глава II «Основные права профсоюзов» (ст. 11–23)предусматривает следующие права:

■ на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников (ст. 11);

■ на содействие занятости (ст. 12);

■ на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением (ст. 13);

■ на участие в урегулировании коллективных трудовых споров (ст. 14);

■ отношения профсоюзов с работодателями, их объединяющими (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений, а отношения профсоюзов, их первичных организаций и органов с другими представительными органами работников в организации – на основе сотрудничества (ст. 15 и 16);

■ на бесплатную информацию (ст. 17);

■ на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров (ст. 18);

■ на профсоюзный контроль за соблюдением законодательства о труде (ст. 19);

■ в области охраны труда и окружающей среды (ст. 20);

■ на участие профсоюзов в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 21), право на социальную защиту работников (ст. 22), на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров (ст. 23).

Глава III «Гарантии прав профсоюзов» (ст. 24–28)предусматривает ряд гарантий как профсоюзам, так и профсоюзным выборным активистам.

Глава IV «Защита прав профсоюзов» (ст. 29, 30)предусматривает судебную защиту прав профсоюзов и ответственность за нарушение этих прав.

26. Сапожникова Н.Г. Типология трансакци-онных издержек в корпоративном учете и отчетности // Научно — технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2008. Т. 5. №2 64.

С.251-256.

27. Слиняков Ю.В. Организационные и экономические меры по предотвращению кризиса в организации // Промышленная политика в Российской Федерации. 2009. № 1-2. С. 37.

28. Слиняков Ю.В. Особенности формирования, становления и развития контроллинга в деятельности предпринимательских организаций // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 9-1. С. 52-56.

29. Слиняков Ю.В. Особенности формирования, становления и развития контроллинга в деятельности предпринимательских организаций // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 9-1. С. 52-56.

30. Слиняков Ю.В. Оценка и развитие кадрового

потенциала в высшей школе // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2007. Т. 1. № 19. С. 98-103.

31. Слиняков Ю.В. Построение системы корпоративной социальной ответственности // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 4. С. 227-233.

32. Слиняков Ю.В. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства и возможные пути их решения // Микроэкономика. 2009. Т. 2. С. 150-157.

33. Слиняков Ю.В. Теоретические и методические аспекты контроллинга в стратегическом планировании деятельности организации // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 3. С. 275-281.

35. Соколов Я.В. Лука Пачоли в России // Лука Па-чоли. Трактат о счетах и записях. М.: Финансы и статистика, 2001.

36. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2000.

УДК 34 ББК 67

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

АНАТОЛИЙ СЕМЕНОВИЧ ПРУДНИКОВ,

ученый секретарь

Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор; ШАМИЛЬ МАГОМЕДОВИЧ НУРАДИНОВ, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор E-mail: 203.019@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Общественные объединения как элементы гражданского общества рассматриваются с позиции формирования новой системы гражданской инициативы, характеризуются как атрибуты демократического общества. Ключевые слова: Конституция, общество, объединения, правовой статус, гражданин, гражданское общество.

Keywords: Constitution, society, associations, legal status, citizen, civil society.

■ф-

В Российской Федерации в последнее десятилетие идет активный процесс формирования новой системы общественных объединений, созданных на основе гражданских инициатив и общественной самодеятельности с учетом разнообразных интересов различных слоев общества. Не будучи непосредственными носителями государственной власти, общественные объединения являются важными элементами гражданского общества, выполняют функции посредников между государством и обществом, реализуют интересы граждан в сфере государственной жизни.

Общественными объединениями признаются политические партии, профессиональные союзы, молодежные ассоциации, творческие союзы, национально-культурные общества и иные общественные организации, массовые движения, религиозные и другие объединения. Они создаются в целях реализации и защиты гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, развития активности и самодеятельности граждан, их участия в управлении государственными и общественными делами, удовлетворения профессиональных и любительских интересов, развития научного, технического и художественного творчества, охраны здоровья населения, участия в благотворительности, охраны природы, памятников истории и культуры, а также другой деятельности, не запрещенной законом.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений и гарантирует условия для выполнения ими уставных задач. Они создаются и действуют на основе добровольности, равноправия их членов, самоуправления, законности. Все общественные объединения, выполняя функции, предусмотренные их уставами, другими актами, действуют в рамках Конституции и законов. Участие или неучастие гражданина в деятельности общественного объединения не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, в том числе условием занятия должности в государственной организации, либо основанием для неисполнения обязанностей, предусмотренных законом.

Общественные объединения, за исключением массовых движений, зарегистрированные в установленном законом порядке, обладают правами юридического лица. Они могут иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, предусмотренной их уставами. Денежные средства общественных объединений формируются из вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставами; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проведения лекций, выставок и иных мероприятий.

Конституционно-правовой статус общественных объединений, порядок их создания и деятельности, реорганизации и ликвидации, а также содержание права граждан на объединение и основные государственные

гарантии этого права регулируются соответствующим законодательством1.

Конституция РФ посвятила деятельности общественных объединений ряд статей. Так, в ст. 13 закрепляются основы правового статуса общественных объединений, вводятся ограничения на создание и деятельность общественных объединений, если их цели и действия направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушают целостность Российской Федерации, подрывают безопасность государства, содействуют разжиганию социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32), государство гарантирует гражданам России свободу создания общественных объединений. В ст. 30 Конституции указано, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. В то же время никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или к пребыванию в нем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Право на объединение в различные общества и свобода деятельности общественных объединений рассматриваются как одни из основных прав и свобод человека и гражданина. Закрепляя конституционно указанные права за гражданами Российской Федерации, государство стремилось предоставить им возможность самостоятельно защищать свои интересы и активно участвовать в общественной и политической жизни страны2.

По своему содержанию право на объединение предусматривает возможность реализовать его не только гражданами России, но и иностранными гражданами и лицами без гражданства, законно находящимися на территории Российской Федерации. Все они обладают правом вступать в объединения, создавать их. Об этом говорит термин «каждый», употребляемый в ст. 30. Согласно ст. 1 Федерального закона «Об общественных объединениях»3 «иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации». В ст. 27 также подчеркивается, что осуществление прав общественными объединениями, созданными иностранными гражданами и лицами без гражданства либо с их участием, может быть ограничено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации. Ранее действовавшее отечественное законодательство наделяло правом на объединение только граждан России.

Право на объединение тесно связано с рядом других конституционных прав и свобод. Например, объединения нередко действуют через собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, которые выступают в качестве мероприятий организационного

ф-

(коллективного) волеизъявления. В то же время право на объединение не является абсолютным и может подвергаться определенным ограничениям. Они устанавливаются Конституцией и федеральными законами.

Общественным объединениям предоставлена свобода действий в политической жизни общества. В частности, за ними закреплено право распространять информацию о своей деятельности, направлять и вносить предложения в органы государственной власти, участвовать в выработке решений органов государственной власти, защищать членов своих организаций в суде и иных органах местного самоуправления и правоохранительных органах. Большое значение имеют действия общественно-политических объединений в предвыборной и выборной кампаниях. Право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме может реализо-вываться через объединения граждан, обладающие самостоятельным, только им присущим статусом политического общественного объединения. Главной задачей такого объединения является участие в политическом волеизъявлении граждан во время выборов4.

Право на объединение связано со свободой массовой информации, свободой мысли и слова. Наличие этих прав — непременное условие реализации права на объединение.

Специфической формой выражения права на объединение является создание религиозных объединений, посредством которых обеспечивается гарантия свободы совести и вероисповедания5.

Право на объединение связано с принципом идеологического и политического многообразия, который закреплен в ст. 13 Конституции РФ. Принцип идеологического и политического многообразия не только исключает наличие в государстве обязательной идеологии и монополию на осуществление политической власти какой-либо одной организации, но и способствует осуществлению народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, обеспечивает легальность существования конституционной политической оппозиции6.

Классификация по целям деятельности, ради которых создаются общественные объединения, может быть самая различная. Каждое из таких объединений в рамках своих целей выдвигает собственные задачи, выражая тем самым специфические интересы объединившихся в него граждан. Граждане объединяются, создавая общественное объединение на основе своих интересов, в зависимости от направления и сферы деятельности, закрепленной в уставе: благотворительные, экологические, молодежные, культурные, образовательные, женские, ветеранские, физкультур-но-спортивные и т.д.

Ю.А. Дмитриев и К.К. Токмаков отмечают, что право граждан на объединение имеет политический характер, что это важнейший институт государственного права7. С таким выводом следует согласиться

лишь в части признания важности и значимости права на объединение, отнесения его к политическим правам, если создаются политические партии или иные политические движения. С тем, что право на объединение носит лишь политический характер, согласиться в полной мере нельзя по следующим основаниям: право на объединение предусматривает создание не только политических партий и иных массовых общественных объединений, преследующих политические цели, но и других общественных объединений, создаваемых для защиты не столько политических, сколько социальных и экономических интересов их членов (общественные объединения потребителей, профсоюзные организации и т.д.).

Закон относит к общественным объединениям все созданные по инициативе граждан организации, кроме религиозных и коммерческих, включая политические партии и профсоюзы.

Действующие в России общественные объединения весьма разнообразны по своему характеру. Они отличаются друг от друга по разным параметрам: социальной базе, структуре и методам деятельности, месту и роли в политической системе страны, идеологическим и программным установкам и т.п.

Так, ряд авторов в зависимости от различных критериев классификации выделяет следующие виды общественных объединений в Российской Федерации:

1) по организационно-правовым формам — организации, движения, фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности;

2) по характеру членства — с фиксированным членством и без такового;

3) в зависимости от направления и сферы деятельности, закрепленной в уставе — благотворительные, экологические, молодежные, культурные, образовательные, женские, ветеранские, физкультурно-спор-тивные и т.д.;

4) в зависимости от проявления в деятельности объединений политических признаков — собственно политические; организации, имеющие в своем содержании лишь незначительный политический аспект; собственно неполитические;

5) в зависимости от территориальной сферы деятельности — общероссийские, межрегиональные, региональные, местные и международные;

6) в зависимости от целей и возможности извлечения прибыли — коммерческие, некоммерческие;

7) по количеству членов — массовые, элитарные;

8) по внутриорганизационным структурам — централизованные и нецентрализованные;

9) по социально-правовому статусу — зарегистрированные в соответствующих органах, незарегистрированные, нелегальные (запрещенные государством, подпольные)8.

Такую классификацию можно взять за основу, но она не является исчерпывающей. Рассмотрим некоторые виды общественных объединений.

Согласно законодательству членами общественных объединений могут быть граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Разрешается членство в молодежных организациях лиц, достигших 14-летнего возраста. Членство в детских общественных объединениях возможно с 10 лет. Кроме того, Федеральным законом «Об общественных объединениях» наряду с индивидуальным допускается коллективное членство других (уже созданных) общественных объединений. Для того чтобы создать общественное объединение, требуется согласие не менее трех человек.

В заключении необходимо отметить, что для общественных объединений уставные цели, ради которых они были созданы, имеют чрезвычайно важное значение: это направление его деятельности, которое определяет характер и содержание акций, проводимых объединением. Таким образом, становление демократического общества связано со значительным развитием общественных институтов, в том числе общественных движений, политических партий и их союзов, поэтому законодатель счел необходимым ввести в основы конституционного строя принципы политического многообразия и многопартийности.

1 Гражданским кодексом РФ, федеральными законами от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворитель-

ных организациях», от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», от 11 июля 2001 г. «О политических партиях», от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» с посл. изм. и доп. и др.

2 Конституционное право России / Под. ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. М.,2013. С. 142.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 См.:ЮдинЮ.А. Политические партии и право в современном государстве. М., 1998. С. 45.

6Дарков А.А. К вопросу о понятии общественного объединения // Юрист. 1999. № 5/6. С. 17.

1 Дмитриев Ю.А., Токмаков К.К. Россия: становление многопартийности. М., 1992. С. 38.

8 Лысенко В.В. Право на объединение и виды общественных объединений // Конституционное и муниципальное право. 2001. № 3. С. 12.

УДК 34 ББК 67

О ПОНЯТИИ И ЗНАЧЕНИИ ДОГОВОРА ИМУЩЕСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ В ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОМАН СЕРГЕЕВИЧ РОДИН,

аспирант Российского государственного гуманитарного университета Научная специальность 12.00.03 — гражданское право, предпринимательское право,

семейное право, международное частное право Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Н.И. Косякова

Citation-uндекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Обращается внимание на несовершенство гражданского законодательства относительно договора имущественного страхования, высказываются предложения по его совершенствованию.

Ключевые слова: Российская Федерация, гражданское законодательство, Гражданский кодекс РФ (Ч. 2), страхование, страхование имущества, договор имущественного страхования.

Конституция РФ гарантирует право граждан на объединение и свободное осуществление деятельности общественных объединений. Право на объединение граждан РФ включает в себя право создавать профессиональные союзы для защиты трудовых интересов граждан. Не допускается принуждение к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Право граждан на объединение складывается из: 1) права создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; 2) права вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них; 3) права беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, фиксируемых в уставе общественного объединения.

Граждане могут учреждать все формы общественных объединений без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, за исключением созданий политических партий, для которых установлен особый порядок создания (регистрации).

Общественные объединения могут регистрироваться в органах государственной власти, в этом случае они приобретают статус юридического лица.

Организационно-правовые формы общественных объединений выделяются в зависимости от порядка вступления граждан в общественное объединение и его целей. Формы общественных объединений: 1) общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан; 2) общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения; 3) общественный фонд – один из видов некоммерческих фондов, основанное на участии без членства общественное объединение, целью которого является формирование имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели; 4) общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, цель которого – оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения; 5) орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания; 6) политическая партия – основанное на членстве общественное объединение, преследующее политические цели оказания влияния на политическую обстановку страны.


Как и все субъекты административного права, общественные объединения имеют права и обязанности.

Говоря об административно-правовом институте прав, обязанностей и гарантий общественных объединений, можно выделить в нем разнообразные юридические феномены:

1. Субъективные конституционные права и обязанности, гражданско-правовые, административно-правовые и иные права и обязанности общественного объединения, вытекающие из закона.

2. Субъективные права, обязанности, возникающие на основе определенных юридических фактов и реализуемые в рамках конкретизированных административно-правовых отношений

Для осуществления уставных целей общественное объединение, являющееся юридическим лицом, имеет право:

-свободно распространять информацию о своей деятельности;

-участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными настоящим Федеральным законом и другими законами;

-проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

-учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

-представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;


-осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

-выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

-участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Для осуществления уставных целей общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, имеет право:

-свободно распространять информацию о своей деятельности;

-проводиь собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;

-представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

-осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений;

-выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Осуществление указанных прав общественными объединениями, созданными иностранными гражданами и лицами без гражданства либо с их участием, может быть ограничено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.

Статья 29 ФЗ «Об общественных объединениях» перечисляет обязанности общественных объединений. Общественное объединение обязано:

1. соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

2. ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

3. ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

4. представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

5. допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;

6. оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации;

7. информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.

Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Система предоставленных общественному объединению прав и возложенных на него обязанностей, а также ответственность общественного объединения в сфере государственного управления входят в административно-правовой статус общественного объединения в Российской Федерации.

Административная правосубъектность общественного объединения возникает с момента принятия объединением решения о его создании, об утверждении устава объединения и формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов съездом (конференцией) или общим собранием. После принятия решений объединение считается созданным. Оно осуществляет свою деятельность и приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные Федеральным законом «Об общественных объединениях» .

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного общественного объединения и является, как известно, важным юридическим свойством любого коллективного субъекта административного права. В юридической литературе считается, что правоспособность олицетворяет признаваемую государством общую, абстрактную юридическую способность (возможность) субъекта быть участником отношений, регулируемых правом, т.е. способность быть носителем прав и обязанностей. При этом следует отметить, что объем указанных прав и обязанностей в зависимости от обстоятельств может варьироваться. Однако это не влияет на саму правоспособность, ибо «увеличение или уменьшение круга прав предполагает наличие такого свойства субъекта, как правоспособность» .

Следовательно, административная правоспособность общественного объединения есть способность быть субъектом прав и обязанностей в сфере государственного управления. Административная правоспособность общественного объединения, как было выше замечено, имеет свои особенности, касающиеся ее возникновения и прекращения.

Взаимоотношения общественных объединений и государства

В статье 17 ФЗ «Об общественных объединениях» установлено, что вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений, размещаемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных законом случаях, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.

На работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и законодательство Российской Федерации о социальном страховании.

Взаимоотношения общественных объединений и государства проявляются при регистрации общественного объединения. Так, решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (далее — федеральный орган государственной регистрации), или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти (далее — уполномоченный регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.

Решение о государственной регистрации международного или общероссийского общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации.

Решение о государственной регистрации межрегионального общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения.

Решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы:

1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее — заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

2) устав общественного объединения в трех экземплярах;

3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;

4) сведения об учредителях;

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;

7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;

8) при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Указанные в части шестой настоящей статьи документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.

Государственная регистрация молодежных и детских общественных объединений осуществляется в случае, если в руководящие органы указанных объединений избраны полностью дееспособные граждане.

Изменения, вносимые в уставы общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений, и приобретают юридическую силу со дня такой регистрации.

В статье 21 ФЗ «Об общественных объединениях» установлено, что решение о государственной регистрации отделения общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации на основании документов, представленных отделением общественного объединения в соответствии с частью шестой настоящей статьи и заверенных центральным руководящим органом общественного объединения, а также копии документа о государственной регистрации общественного объединения. При этом государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений. В случае если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае указанное отделение приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в течение тридцати дней со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения обязан принять решение о государственной регистрации общественного объединения либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения и представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи об общественном объединении выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.

За государственную регистрацию общественного объединения, изменений, вносимых в его устав, взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Но при регистрации общественного объединения государственный орган может быть отказать. Случаи отказа также предусмотрены в статье 23 ФЗ «Об общественном объединении»:

1) если устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

2) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;

3) если выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем в соответствии с частью третьей статьи 19 настоящего Федерального закона;

4) если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;

5) если установлено, что в представленных учредительных документах общественного объединения содержится недостоверная информация;

6) если наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.

В случае отказа в государственной регистрации общественного объединения заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данного объединения.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

При реорганизации общественного объединения данный субъект также тесно связан с государственной властью. В статье 25 ФЗ «Об общественных объединениях» подробно описано, как проходит процедура реорганизации и как государственные органы участвуют в этом процессе.

Следующим моментом взаимодействия государства и общественного объединения необходимо назвать надзор за соблюдением законов общественными объединениями. Такой надзор осуществляет прокуратура Российской Федерации.

Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе:

1) запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;

2) направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;

3) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;

4) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

5) в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.

Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения.

Добавить комментарий