Конституционно правовой статус РФ

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 15

Конституционно-правовой статус Российской Федерации — это совокупность прав и обязанностей Российской Федерации как субъекта конституционно-правовых отношений. Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется следующими основными моментами:

1) Российская Федерация — суверенное государство. Государственный суверенитет принадлежит только Российской Федерации, но не субъектам Российской Федерации. Провозглашение в ст. 5 Конституции РФ республик государствами не соответствует понятию государства в конституционном и международном праве;

2) Российская Федерация имеет территорию, на которую распространяется ее суверенитет. Территория Российской Федерации в соответствии со ст. 67 Конституции РФ включает в себя:

— территории ее субъектов (сухопутная территория);

— внутренние воды — воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, «исторических вод» и других водных пространств, расположенных в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается территориальное море;

— территориальное море — примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам государства морской пояс шириной до 12 морских миль;

— воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем высотой до 100 км.

3) государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (ст. 68 Конституции РФ). Республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик;

4) единое гражданство Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности;

5) наличие высших органов государственной власти. В соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ как глава государства. Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как законодательный (представительный) орган государственной власти Российской Федерации, Правительство РФ как орган исполнительной власти Российской Федерации, суды Российской Федерации как единая федеральная система (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей). Прокуратура Российской федерации, согласно ст. 129 Конституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации;


6) единая Конституция и правовая система. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Правовую систему Российской Федерации составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации. В правовую систему Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ включаются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры;

7) единое экономическое пространство. В Российской Федерации товары, услуги и финансовые средства свободно перемешаются на всей ее территории. Не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. На территории Российской Федерации установлена единая денежная система: денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются;

8) государственные символы Российской Федерации. Российской Федерации имеет свои флаг, герб, гимн и столицу. Согласно ст. 70 государственные символы Российской Федерации должны регулироваться федеральными законами. В настоящее время статус столицы Российской Федерации урегулирован Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации». Описание и порядок официального использования государственного флага, герба и гимна определяются указами Президента РФ от 11 декабря 1993 г. «О Государственном флаге Российской Федерации», от 30 ноября 1993 г. «О Государственном гербе Российской Федерации», от 11 декабря 1993 г. «О государственном гимне Российской Федерации»;

9) право участия в межгосударственных объединениях. В соответствии со ст. 79 Конституции РФ Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ: 1) территориальный принцип; 2) национальный принцип; 3) национально-территориальный (смешанный) принцип.

Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой территории и большим числом проживающего населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения.

Национальный принцип означает, что образование субъекта РФ связано с особенностями национального состава населения. Субъекты РФ, образованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные субъекты РФ.

Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и национального, и территориального принципа.

Виды субъектов РФ: 1) 21 республика в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности, они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ); 2) 6 краев (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией); 3) 49 областей (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории); 4) 2 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург(они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения); 5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой); 6) 10 автономных округов (они образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).

В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами рФ.

Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.

Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения.

Признаки субъектов РФ: 1) не обладают государственным суверенитетом; 2) не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ; 3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин; 4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством; 5) все субъекты РФ равноправны.

Президент РФ.

Президент РФ — высшая государственная должность Российской Федерации. Президент России является главой государства, не относящимся, по мнению ряда исследователей, ни к одной из ветвей власти; гарантом конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации.

Правовой статус

Правовой статус президента России закреплён в четвёртой главе конституции Российской Федерации.

Наряду с функциями главы государства президент Российской Федерации наделён широкими полномочиями лица, де-факто возглавляющего исполнительную власть государства.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью, отличной от понятия «личная неприкосновенность», предусмотренной для всех граждан Российской Федерации статьёй 22 конституции, но не конкретизируемой законодательством Российской Федерации.

Статья 93 конституции устанавливает порядок отрешения президента от должности «на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления <…>», который предусматривает участие двух ветвей государственной власти: законодательной и судебной.

Согласно статье 7 Федерального Закона «О государственной охране», в отличие от прочих лиц, замещающих государственные должности, которым предоставляется государственная охрана, «Президент Российской Федерации в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны»

Компетенция определяется особым местом Президента в системе государственной власти и закрепляется в конституционных нормах и в действующем законодательстве.

Обширные прерогативы главы государства можно подразделить на следующие группы.

1. Полномочия по формированию и обеспечению нормального функционирования федеральных органов государственной власти: на­значает Председателя Правительства РФ, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров (по предложению главы Правительства), на­значает выборы в Государственную Думу, а также распускает Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, предлагает Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей высших федеральных судебных органов России, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и др.

2. Полномочия в правотворческой сфере: активно использует пра­во законодательной инициативы в Государственной Думе, подписыва­ет и обнародует федеральные законы, обладает правом отлагательного
вето, издает указы, обращается в Конституционный Суд РФ с запро­сом о конституционности отдельных федеральных законов и других
актов.

3. Полномочия в области внешней политики, обороны и нацио­нальной безопасности: осуществляет руководство внешней политикой
РФ, ведет переговоры и подписывает междуна­родные договоры (а также другие полномочия, указанные в ст. 86 Конституции РФ). Президент является Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами РФ, утверждает военную
доктрину, концепцию национальной безопасности, назначает и осво­бождает высшее командование Вооруженных Сил, формирует и воз­главляет Совет безопасности, объявляет призыв граждан на военную службу и увольнение в запас отдельных категорий военнослужащих, объявляет полную (всеобщую) или частичную мобилизацию.

К этой группе относятся полномочия по введению Президентом на основе федеральных конституционных законов особых право­вых режимов управления на всей территории государства или в отдель­ных местностях — военного положения и чрезвычайного положения (ч. 2 и 3 ст. 87 и ст. 88 Конституции РФ).

4. Полномочия в сфере конкретизации статуса личности: решает вопросы российского гражданства и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование.

Особое значение имеет право Президента использовать согласи­тельные процедуры для разрешения тех или иных коллизий (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ).

Для обеспечения выполнения своих ответственных полномочий глава государства формирует Администрацию Президента, назначает своих полномочных представителей в федеральных округах и государ­ственных органах. Он возглавляет авторитетный совещательный ор­ган — Государственный Совет РФ.

Правительство РФ.

Правительство РФ — орган исполнительной власти РФ.В состав Правительства РФ входят:

• Председатель Правительства РФ;

• заместители Председателя Правительства РФ;

• федеральные министры.

Данный перечень членов Правительства РФ не является исчерпывающим перечнем должностных лиц, работающих в системе исполнительнойвласти РФ. Правительство РФ — вершина данной системы.

Общее руководство деятельностью Правительства РФ осуществляет Президент РФ.

Непосредственный руководитель Правительства — Председатель Правительства РФ, который утверждается Госдумой РФ большинством голосов: от общего числа депутатов по предложению Президента РФ.

Максимальные сроки внесения предложения по кандидатуре Председателя Правительства РФ:

• две недели после вступления вновь избранного Президента РФ в должность или отставки предыдущего состава Правительства;

• одна неделя после отклонения кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ.

В случае трехкратного отклонения Госдумой кандидатур на должность Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает Председателя Правительства своим указом и распускает Госдуму.

Председатель Правительства в недельный срок после утверждения представляет Президенту РФ для назначения на должности кандидатуры своих заместителей и федеральных министров.

Правительство РФ осуществляет свои полномочия до окончания срока работы Президента РФ. Возможно и досрочное сложение полномочий Правительством РФ:

• по воле Президента РФ;

• в случае вынесения вотума недоверия Правительству Госдумой при согласии Президента РФ;

• по собственной инициативе Правительства.

Председатель Правительства вырабатывает основные направления деятельности Правительства и организовывает его работу.

Состав Правительства РФ:

• Председатель Правительства РФ;

• заместители Председателя Правительства РФ;

• федеральные министры.

Конституция РФ определяет круг исключительных (специальных) полномочий Правительства РФ:

• разработка и представление Госдуме федерального бюджета и обеспечение его исполнения; представление отчета об исполнении бюджета;

• обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики в РФ;

• единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

• управление государственной собственностью;

• обеспечение обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

• обеспечение законности, прав и свобод граждан; охрана собственности и общественного порядка; борьба с преступностью;

• иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ,

Акты Правительства РФ — постановления и распоряжения,которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ. Акты, противоречащие данным документам, могут быть отменены Президентом РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ подлежат исполнению на всей территории РФ.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Конституционно-правовой статус Российской Федерации — это совокупность прав и обязанностей Российской Федерации как субъекта конституционно-правовых отношений. Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется следующими основными моментами:

1) Российская Федерация — суверенное государство. Государственный суверенитет принадлежит только Российской Федерации, но не субъектам Российской Федерации. Провозглашение в ст. 5 Конституции РФ республик государствами не соответствует понятию государства в конституционном и международном праве;

2) Российская Федерация имеет территорию, на которую распространяется ее суверенитет. Территория Российской Федерации в соответствии со ст. 67 Конституции РФ включает в себя:

— территории ее субъектов (сухопутная территория);

— внутренние воды — воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, «исторических вод» и других водных пространств, расположенных в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается территориальное море;

— территориальное море — примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам государства морской пояс шириной до 12 морских миль;

— воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем высотой до 100 км.

Российская Федерация также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающиеся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории (то есть вдоль берега) до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от берега. когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. В случае, если шельф выходит за пределы 200 миль, внешняя его граница не может простираться далее 350 морских миль от берега или далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 м.

Исключительная экономическая зона — это прилегающий к территориальному морю морской район шириной до 200 морских миль от берега, в котором прибрежное государство имеет суверенные права в целях разведки. разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке зоны.

На континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне государство не обладает суверенитетом, так как эти территории не включаются в территорию государства. На данных территориях государство обладает суверенными правами и юрисдикцией по разведке, разработке и сохранению естественных ресурсов, находящихся в водной толще, на дне и в его недрах;

3) государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (ст. 68 Конституции РФ). Республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик;

4) единое гражданство Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности;

5) наличие высших органов государственной власти. В соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ как глава государства. Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как законодательный (представительный) орган государственной власти Российской Федерации, Правительство РФ как орган исполнительной власти Российской Федерации, суды Российской Федерации как единая федеральная система (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей). Прокуратура Российской федерации, согласно ст. 129 Конституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации;

6) единая Конституция и правовая система. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Правовую систему Российской Федерации составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации. В правовую систему Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ включаются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры;

7) единое экономическое пространство. В Российской Федерации товары, услуги и финансовые средства свободно перемешаются на всей ее территории. Не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. На территории Российской Федерации установлена единая денежная система: денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются;

8) государственные символы Российской Федерации. Российской Федерации имеет свои флаг, герб, гимн и столицу. Согласно ст. 70 государственные символы Российской Федерации должны регулироваться федеральными законами. В настоящее время статус столицы Российской Федерации урегулирован Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации». Описание и порядок официального использования государственного флага, герба и гимна определяются указами Президента РФ от 11 декабря 1993 г. «О Государственном флаге Российской Федерации», от 30 ноября 1993 г. «О Государственном гербе Российской Федерации», от 11 декабря 1993 г. «О государственном гимне Российской Федерации»;

9) право участия в межгосударственных объединениях. В соответствии со ст. 79 Конституции РФ Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус РФ — это совокупность прав и обязанностей РФ как федеративного государства. Ее правовой статус определен Конституцией РФ 1993 г. и Федеративным Договором от 31 марта 1992 г.

Одним из основных свойств РФ как государства является ее суверенность, которая выражается в верховенстве государственной власти, ее единстве, самостоятельности и независимости.

Это прямо вытекает из общепризнанного принципа международного права, изложенного, в частности, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. В этой Декларации установлено: «Ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектностигосударства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права».

Государственная власть возникает лишь в результате суверенных прав народа и обладает полномочиями в пределах, определенных народом в соответствии с демократической процедурой.

Государственная власть и олицетворяющие ее органы не обладают суверенитетом, поскольку последний является свойством государства. Применительно к органам государства можно говорить только об объеме властных полномочий. Объем полномочий каждого органа государства зависит от того, как определены границы этих полномочий. Даже самая высшая власть не может освободить себя от права, то есть выйти за пределы, установленные в правовых нормах.

Устанавливая или даже только признавая правовые нормы, государство связывает себя этими нормами в том смысле, что они становятся обязательными не только для тех, на кого прямо рассчитано их воздействие, но и для самого государства в лице его органов и должностных лиц.

Более того, современный уровень правосознания обязывает должностных лиц содействовать реализации правовой нормы.

Важно при этом отметить, что государство, являясь суверенным, никакой власти, кроме суверенной власти народа, не подчиняется. Это особенно очевидно при рассмотрении проблемы и сущности суверенитета в связи с международным общением.

Государство всегда обязано действовать в соответствии с нормами международного права, в частности, потому, что все международные властные органы являются властными лишь постольку, поскольку они созданы суверенными государствами, свободно выразившими свою волю в создании властных международных организаций.

Главная суть суверенитета состоит именно в том, что суверенное государство может самостоятельно определить пути своего развития.

Верховенство государственной власти РФ состоит в том, что только она полномочна отражать (закреплять) в конституции и иных нормативных правовых актах весь строй общественных отношений, охватывающих государственный строй и основы гражданского общества, устанавливать правопорядок, правомочия физических и юридических лиц, порядок их реализации, меры юридической ответственности.

Единство государственной власти РФ заключается в том, что на всех уровнях осуществления она обладает одинаковой сущностью, формами и методами деятельности, причем между всеми органами государственной власти должны быть связь, распределение полномочий, субординация и взаимообусловленность, исключающие противопоставление государственных органов друг другу

Самостоятельность и независимость государственной власти РФ проявляются в том, что в соответствии с распределением функций управления общественными и государственными делами органы государственной власти действуют самостоятельно и независимо как от иных форм власти в данной стране (например, политических партий, движений, органов местного самоуправления и др.), так и от иностранных государств и международных организаций. Конечно, влияние на государственную власть при реализации ее функций оказывается, но ни ограничение государственной власти, ни подмена ее функций какими-либо внутренними или зарубежными структурами невозможны.

Таким образом, суверенитет российского государства распространяется на все его внутренние и внешние дела, а в пространственном отношении — на всю его территорию. Конституционные основы суверенитета российского государства отражены в Конституции РФ.

Так, согласно ст. 4 суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Конституция РФ имеет верховенство на всей территории РФ. Она обеспечивает целостность и неприкосновенность территории. В соответствии со ст. 67 Конституции РФ территория РФ включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Действующая Конституция признает суверенный характер государственной власти только за Российской Федерацией. Между тем, обратившись к Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФи органами власти суверенных республик в составе РФ от 31 марта 1992 г. и принятым в ряде республик конституциям, нетрудно увидеть, что эти республики провозглашаются суверенными. Однако государство, являющееся частью другого государства, не может быть суверенным, а значит, и независимым от федеративного государства.

В мировой науке до сих пор ведутся споры о том, что государства, вошедшие в федерацию, сохраняют или нет определенный объем власти, но утрачивают или сохраняют свой суверенитет. Однако в целом имеет место тенденция отказа от признания суверенитета составных частей федерации.

Следует признать, что в современной российской конституционной модели достаточно четко закреплен принцип государственного суверенитета РФ как единого и неделимого, распространяемого на всю ее территорию (ст. 4 Конституции РФ). Действующая Конституция России изъяла из оборота понятие «суверенные» в отношении республик в составе России, использованное в Федеративном договоре. Инкорпорировав положения Федеративного договора, касающиеся разграничения предметов ведения Федерации и ее субъектов, российская Конституция, таким образом, продекларировала юридическое верховенство норм Конституции над положениями Федеративного и иных договоров. Тем самым новой федеральной конституционной моделью установлено: не может быть никакого делегирования суверенитета снизу вверх путем договора, так как все основные вопросы разделения государственной власти определены конституционно.

В Конституции РФ закреплены основные признаки государственного суверенитета России:

    1. верховенство федерального права над правом субъектов Федерации;
    2. неприкосновенность границ и территориальная целостность;
    3. единство экономического пространства, бюджетно-финансовой, банковской и денежной систем;
    4. единая армия (единые Вооруженные Силы), право государства на защиту своего суверенитета и прав граждан (право на оборону, ведение военных действий, введение чрезвычайного положения и т.д.), право на защиту интересов государства и его граждан вовне (международная политика, внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность);
    5. государственная монополия на регулирование и управление важнейшими отраслями народного хозяйства России, на основные стратегические природные ресурсы, производство и товары.

Наиболее типичным случаем противоречий между российской Конституцией и конституциями (уставами) субъектов РФ, направленным на вымывание элементов государственного суверенитета России является нарушение принципа верховенства Конституции России и федеральных законов.

В своем Определении от 27.06.2000 N 92-О Конституционный Суд РФ еще раз подтвердил, что в условиях РФ суверенной является РФ, а не ее субъекты.

Конституционно-правовой статус определяется тремя видами документов: Конституция, ФЗ и Договоры.

Характеристика конституционно-правового статуса:

1.Ст.4 определяет Россию как суверенное государство (Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию).

2.Россия имеет свою Конституцию (ст.4 ч.2. — Конституция РФ и ФЗ имеют верховенство на всей территории РФ).

3.Территориальное единство (ст.67 -территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними).

4.Единое экономическое пространство (ст.8 — гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности).

5.Единое гражданство (ст.6 — гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований приобретения)

6.Наличие единых органов гос. власти на всей территории федерации (ст.10 – гос. власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; ст. 11 – кто осуществляет гос. власть).

7.Наличие собственности РФ (ст.8 ч. 2 — в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности)

8.Единая денежная и кредитная система (ст.75 — денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются ФЗ).

9.Единые вооруженные силы (ст.71 «м» — к ведению РФ отнесено оборона и безопасность; оборонное производство; продажа и покупка оружия, боеприпасов, военной техники, военного имущества)

10.Государственный язык (ст.68 –гос. языком РФ на всей ее территории является русский язык).

11.Право внешнеполитических сношений с иностранными государствами (представляет и защищает как интересы всей РФ в целом, так и интересы каждого ее субъекта).

12.Государственная символика (ст.70 –гос. флаг, герб и гимн РФ, их описание и порядок официального использования устанавливаются ФКЗ.Столица).

Дата добавления: 2015-06-01; просмотров: 799;

Добавить комментарий