12345678910
Понятие и предмет конституционного права России.
Конституционное право — это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Конституционное право является ведущей отраслью по отношению ко всем остальным отраслям права, потому что, во-первых, общественные отношения, которые регулируются нормами Конституционного права, выражают наиболее важные стороны деятельности государства; во-вторых, конституционное право, ведущее по своему источнику — конституции; в-третьих, нормы конституционного права определяют основные принципы правового регулирования в целом, так как в конституции содержатся базовые нормы всех отраслей системы права.Предметом конституционного права является система общественных отношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его поли-тическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Таким образом, предметом конституционного права являются:
1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основыправового положения личности, т. е. права и свободы граждан);3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.
Конституционно-правовые нормы и институты.
Конституционно-правовые нормы — установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционные отношения.
Регулятивные нормы учреждают общественные, государственные институты (например, систему государственных органов), закрепляют права, обязанности людей, полномочия органов, должностных лиц. Они устанавливают порядок осуществления прав, несения обязанностей.
Охранительные нормы устанавливают меры конституционно-правового принуждения, в том числе ответственности (роспуск парламента, ликвидация политической партии по суду, отрешение от должности главы государства). Они вводят механизмы применения принудительных мер (конституционное судопроизводство, др.).Регулятивные нормы в свою очередь делятся на нормы специализированные: общие, дефинитивные, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-гарантии, коллизионные, оперативные, а также на обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.
Общие нормы фиксируют в обобщенном виде элементы регулируемых отношений, например условия правосубъектности. Так, ст. 60 Конституции РФ устанавливает, что российский гражданин может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.
Дефинитивные нормы вводят определения базовых правовых терминов. Так, ст. 94 Конституции РФ устанавливает, что Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Нормы-цели, нормы-принципы устанавливают исходные для конституционного права, иных отраслей права ценности, направления и способы деятельности. Так, основными принципами деятельности конституционных (уставных) судов в России являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон (например, ст. 5 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г.).
Гарантийные нормы направлены на обеспечение гражданских прав, нормальной деятельности органов власти. Например, ст. 39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Часть 4 ст. 109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.
Коллизионные нормы указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений определении компетенции тех или иных органов. Коллизионным является правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к законам страны.
Оперативные нормы направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм. Оперативный характер имеет предписание п. 1 Раздела второго Конституции РФ, гласящее, что Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.
Управомочивающие нормы закрепляют правовые возможности участников правовых отношений путем установления их полномочий и прав. Таково правило ч. 4 ст. 125 Конституции РФ о праве граждан, судов на обращение в Конституционный Суд РФ.
Обязывающие нормы устанавливают обязанность граждан, органов, организаций совершать определенные положительные действия. Обязывающей нормой является правило о том, что при вступлении в должность Президент РФ приносит присягу (ст. 82 Конституции РФ). Статья 57 Конституции РФ гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воздерживаться от четко описанного в них поведения. Законодатель, например, устанавливает, что Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.По характеру содержащихся в них велений выделяются нормы императивные и диспозитивные.
Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут дополняться или видоизменяться участниками правоотношений. Императивно предписание ст. 3 Конституции РФ о народе как носителе суверенитета и единственном источнике власти в Российской Федерации.
Диспозитивные нормы позволяют участникам правоотношений в известных пределах действовать по собственному усмотрению. Так, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. устанавливает, что субъекты Федерации могут учреждать свои конституционные (уставные) суды (ст. 27). Иметь или не иметь такой суд каждый субъект Федерации решает самостоятельно.
Под конституционно-правовым институтом понимается определённая система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.
Для конституционного института характерны два признака:
- наличие в нём обособленной, устойчивой группы конституционных норм;
- внутренняя взаимосвязанность норм единством предмета регулирования.
Каждый конституционно-правовой институт включает несколько различных источников. Например, институт президентства состоит из норм, закрепленных в Конституции, законах, постановлениях Конституционного Суда, а институт исполнительной власти — из тех же источников плюс указы Президента и т. д.
Многие нормы конституционного права содержатся не только в конституциях, но и в национальном законодательстве, а также в других актах.
Конституционно-правовые нормы – установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу. Следует иметь в виду, что от обычных правовых норм конституционные нормы отличаются тем, что они закрепляют методы и формы осуществления государственной власти, являются фундаментальными с политической точки зрения.
Признаки конституционно-правовых норм:
- – регулируют особую сферу общественных отношений, представляющих собой предмет конституционно-правового регулирования;
- – носят общерегулятивный характер (нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-определения, нормы-цели, нормы-программы и др.);
- – имеют специфические источники, их содержащие (конституции и др.);
- – имеют учредительный характер содержащихся в них предписаний;
- – регулируют поведение широкого круга субъектов;
- – большинство норм, содержащихся в конституциях, представляют собой нормы-принципы, нормы-дефиниции и нормы-цели;
- – особенности их структуры (гипотеза носит условный характер, санкция, как правило, не содержится).
В науке конституционного права существует следующая классификация конституционно-правовых норм:
- 1. По степени определенности предписании:
- – диспозитивные (предполагают возможность выбора вариантов поведения субъекта права, излагаемых в самой норме права);
- – императивные (предписывают строго определенное поведение субъекта права, закрепленное в конкретной норме).
- 2. По назначению в механизме правового регулирования:
- – материальные (предусматривают содержание действия);
- – процессуальные (определяют формы реализации действия).
- 3. По юридической силе различают нормы, содержащиеся:
- – в конституциях;
- – законах;
- – подзаконных актах.
- 4. По территориальным предезам различают нормы, действующие на территории:
- – всей страны;
- – отдельных регионов;
- – муниципальных образований.
- 5. По времени действия:
- – постоянные (не имеют определенного срока);
- – временные (выражены в актах временного действия, в переходных положениях конституции и т.д.).
Основную массу конституционно-правовых норм составляют нормы-правила, регулирующие конкретные общественные отношения, определяющие права и обязанности субъектов этих отношений, их правомерную деятельность. К ним относятся нормы, устанавливающие права и обязанности граждан, определяющие правовой статус государственных органов, и т.д. По характеру регулируемых отношений они делятся на материальные (ст. 11 Конституции Польши 1997 г., устанавливающая статус политических партий) и процессуальные (ст. 122 Конституции Конго, устанавливающая процедуру принятия Национальным собранием резолюции о недоверии правительству). Среди материальных норм следует особо выделить организационные или институционные нормы, которые учреждают государственные органы, определяют их структуру и организацию (ст. 24 Конституции Франции, определяющая структуру парламента).
Нормы-цели определяют основные направления развития общества и государства, дают ориентацию для законодательной деятельности (например, ст. 3 Конституции КНР 1982 г. с поправками и изменениями 1993 г. устанавливает цель государства – строительство социализма в модернизированном виде).
Нормы-принципы представляют собой нормативное закрепление принципов организации общественного и государственного строя (например, специальный раздел «Принципы политики государства» в конституциях Ирландии, Индии, Пакистана и др.).
Нормы-определения содержат качественную характеристику конституционных институтов, отдельных органов государства (например, характеристика государства как правового, социального в Основном законе (Конституции) ФРГ).
Конституционно-правовые институты – это совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений (институт главы государства, институт местного самоуправления и т.д.). Институты могут различаться по объему регулируемых отношений, числу норм и их юридической силе. Выделяют комплексные (генеральные) институты, которые включают подинституты. Например: народное представительство на общегосударственном уровне (парламент), на уровне субъекта федерации (легислатура), на уровне муниципального образования (законодательное собрание); права и свободы человека и гражданина (институты гражданских, политических, социально-экономических прав).
В разных странах близкие по содержанию институты могут существенно различаться. Кроме того, институты, имеющиеся в одних странах, могут отсутствовать в других (например, институт омбудсмена).
Наиболее крупные институты конституционного права могут быть охарактеризованы как подотрасли, например парламентское право, избирательное право и т.д.
Подразделение конституционного права на отдельные институты определяет систему курса «Конституционное право зарубежных стран». Система учебного курса строится в соответствии с системой основных государственно-правовых институтов, которые рассматриваются в плане сравнительного государствоведения.
Курс не предполагает изучения всех институтов национального государственного права, а только устанавливает общие черты и свойства различных государственно-правовых систем, что избавляет от необходимости повторения и расширяет возможности для анализа характерных, специфических особенностей.
Специальность 38.05.02 «Таможенное дело»
Курс
ВОПРОСЫ к экзаменУ
Конституционное право России
Конституционное право России как отрасль права: предмет и метод
«конституционное право» имеет 3 смысла: как отрасль права, как наука и как учебная дисциплина.
КП как отрасль права- это упорядоченная совокупность юридических норм, закрепляющих, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему гос.власти, а также регулирующая некоторые смежные отношения. КП как наука-система взаимосвязанных теоретических положений, идей, выводов по вопросам государственно-правового характера, связанных с предметом данной отрасли права. КП как учебная дисциплина-это предмет преподавания, курс, основанный на достижениях науки. Все эти понятия взаимосвязаны друг с другом, так как опираются на общий источник — единую сферу базовых, общественных отношений, имеющих существенное политическое и социальное значение. Предмет КП РФ — отношения, которые регулируются его нормами:1.Отношения между человеком и гос-вом;2.Основы конституционного строя;3.Устройство гос-ва;4.Форма правления.
Метод-совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие обществ.отношения: 1.Императивный(метод властных предписаний, основанный на запретах, обязанности, ответственности) 2.Диспозитивный (метод равноправия сторон, в своей основе базирующийся на дозволениях). Другие методы имеют следующие способы воздействия:1.Дозволение (прим.преимущественно к регулированию статуса человека и определению компетенции гос. органов);2.Обязывание(касается организации власти, исполнения обязанностей, долга гражданина перед гос-вом и обществом);3.Запрещение (относится к действиям, нарушающим права и свободы человека, посягающим на гос. и обществ.интересы)
Конституционно-правовые методы и способы воздействия на соц.отношения основываются на властно- императивных началах, диспозитивный метод используются значительно реже.
Нормы и институты конституционного права
Конституционно-правовые нормы — это установленные государством общеобязательные правила поведения, которые регулируют отношения и связи в предмете конституционного права. Конституционно-правовые нормы формируют общеобязательные правила поведения, рассчитанные на определенные условия и многократное действие. Нормы конституционного права имеют общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, и особенные, выделяющие их в самостоятельную часть системы права.
1) комплексный характер, что, однако, не подменяет других отраслевых норм (напр., деятельность Правительства РФ регулируется и нормами административного права);
2) системность и согласованный характер конституционно-правовых норм, что выражается в установлении, уяснении, толковании и применении конституционно-правовых норм;
3) основополагающий источник — Конституция, обладающая высшей юридической силой во всей системе права;
4) особая юридическая природа и учредительный характер предписаний (обладают высшей юридической силой, определяют основы построения всей правовой системы и системы органов государства);
5) особый механизм реализации, который для многих конституционно-правовых норм связан не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правовым состоянием (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ)
Классификация конституционных норм:
а) по содержанию, т.е. по кругу регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны с основами конституционного строя, другие — с основами правового статуса человека и гражданина, третьи — с федеративным устройством и т.д.;
б) по степени определенности содержащихся в нормах предписаний: — императивные, предписывающие конкретный вариант поведения и не оставляющие право выбора участнику конституционных отношений (ч. 1 ст. 107 Конституции РФ); — диспозитивные, оставляющие альтернативу при принятии решения субъектом (ч. 1 ст. 109, ч. 4 ст. 117 Конституции РФ);
в) по назначению в механизме правового регулирования: — материальные, закрепляющие основу правоотношений (ч. 1 ст. 105 Конституции РФ); — процессуальные, связанные с процедурой реализации нормы (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ);
г) по территории: нормы, действующие на территории всей Федерации, на территории ее субъектов, в пределах территорий муниципальных образований;
д) по характеру предписания, содержащегося в норме: управомочивающие, обязывающие, запрещающие.
Конституционно-правовые нормы работают не только в одной отрасли права, они охватывают всю систему национального права и непосредственно действуют в других отраслях права в двух случаях:
1) если нормы отдельной отрасли пробельные (напр., принцип презумпции невиновности не был закреплен в УПК РСФСР, но действовал непосредственно на основе конституционных положений (ст. 49 Конституции РФ));
2) если норма конкретной отрасли права противоречит конституционно-правовой норме (нормам).
Конституционно-правовой институт — совокупность согласованных норм конституционного права, регулирующих наиболее схожие, однородные отношения в пределах данной отрасли права. Главный критерий объединения норм в правовой институт — согласованность и однородность регулируемых ими отношений, что влечет за собой и правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт. Система конституционного права — это объединенная организационным и функциональным единством совокупность его институтов, образующих отрасль конституционного права.
В системе конституционного права России принято выделять следующие институты и подинституты:
1) основы конституционного строя (подинституты: политическая система; экономическая система; социальная система; духовно – культурная система государства и общества.)
2) основы правового статуса человека и гражданина (подинституты: гражданство; основные личные права и свободы человека и гражданина; основные политические права и свободы человека и гражданина; основные экономические права и свободы человека и гражданина; основные социальные права и свободы человека и гражданина; основные духовные и культурные права и свободы человека и гражданина; основные обязанности человека и гражданина.)
3) федеративное устройство государства (подинституты: правовые принципы федеративных отношений; конституционно-правовой статус Федерации; конституционно-правовой статус субъектов РФ; правовые основы взаимоотношений Федерации и ее субъектов.)
4) система государственной власти (подинституты: глава государства; парламент; правительство; судебная система; прокуратура, иные правозащитные и правоохранительные органы; органы государственной власти в субъектах РФ)
5) система местного самоуправления (подинституты: основы местного самоуправления; самоуправление населения; конституционно-правовой статус муниципальных образований; система органов местного самоуправления)