Конституционное право как дисциплина

Наука конституционного права

Определение конституционного права как науки отличается от его определения как отрасли права. Если отрасль права – это совокупность норм, то наука — это совокупность различных теорий, взглядов, гипотез ученых по вопросам конституционного права как отрасли права. Иными словами, наука исследует состояние конституционного законодательства и высказывает свои рекомендации по приведению его с потребностями общественного развития, предлагая пути совершенствования. Если конституционное право как отрасль это всегда действующие нормы, которые применяются сегодня, то наука – это не только настоящее, это еще и прошлое, а отчасти и будущее. Другими словами, наука конституционного права изучает историю создания и действия норм, иные из которых в настоящее время уже не действуют. Кроме того, она дает рекомендации на будущее. Иногда они учитываются, иногда нет, но так или иначе влияют на реальное право, так как могут быть учтены не прямо, а опосредованно, не в данный момент, а спустя определенное время.

В качестве источников науки конституционного права выступают:

1) труды отечественных и зарубежных ученых в области конституционного права;

2) конституции и другие нормативные правовые акты;

3) практика функционирования конституционно-правовых норм и институтов в различных странах.

Конституционное право как учебная дисциплина – это предмет преподавания в учебном заведении юридического профиля, в котором изучается:

основы отрасли конституционного права; основы науки конституционного права.

Между учебным курсом и наукой конституционного права есть определенная взаимосвязь, поскольку данные последней активно используются в процессе совершенствования преподавания конституционного права в соответствующих учебных заведениях. Вместе с тем, они имеют и существенные отличия, поскольку решают качественно различные задачи. Учебный курс конституционного права по своему содержанию является более узким – это учебники, учебные пособия, программа имеющие достаточно четкую структуру, систему и включающие в себя какие-то заранее сформулированные вопросы, ответы на которые должен дать студент, освоивший данный курс. Наука же представляет собой огромный объем знаний, накопленный за долгие годы – это огромное количество различных трудов ученых, целые библиотеки их исследований, монографий, статей. Особенно наглядно различие в объемах знания между наукой и учебной дисциплиной проявляется в том, что, если первая из них призвана заниматься конституционным устройством по сути всех государств мира, то вторая ограничивается изучением 10-15 стран, характер и уровень развития конституционного строя которых позволяет наиболее отчетливо уяснить существующее многообразие современного состояния конституционализма в мире.

Отличие между конституционным правом как наукой и учебной дисциплиной проявляется и в решаемых задачах. Наука стремится добыть новые знания в области конституционного права, ей присущ исследовательский характер изложения материала. В учебном же курсе слушатели овладевают уже добытыми наукой знаниями.

Конституционное (государственное) право – 1) отрасль права – совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством; 2) одна из правовых наук – система знаний и представлений об отрасли конституционного права и практика ее осуществления; 3) учебная дисциплина – систематизированное изложение важнейших положений науки конституционного прав и основ конституционно-правового законодательства в учебных целях.

Вопрос о наименовании отрасли до сих пор остается дискуссионным. В досоветский и советский периоды традиционно использовали название «государственное право». Однако с середины 1960-х годов была развернута широкая дискуссия о названии отрасли права: две группы ученых отстаивали свои позиции, как должна наименоваться отрасль права – соответственно «государственным» (А.И. Ким, С.С. Кравчук, А.И. Лепешкин, А.Х. Махненко, В.С. Основин, Я.Н. Уманский, Б.В. Щетинин) или «конституционным» (В.Ф. Коток, В.А. Рянжин, И.Е. Фарбер) правом. Так, в монографии О.Е. Кутафина «Предмет конституционного права» подробно разбираются не только современные подходы, но и дискуссии предшествующих поколений государствоведов.

Главные аргументы сторонников «государственного права» сводились к следующему: государство признается ключевой фигурой между обществом, государством и личностью. Государственное право как раз и есть та отрасль права, которая закрепляет устройство государства и государственно организованного общества, правовое положение личности в этом государстве (значит, и в обществе), механизмы реализации государственной власти.

Сторонники «конституционного права» отстаивали свою позицию, подчеркивая, что взаимоотношения между обществом, государством и личностью строятся в рамках конституции. Личность существует не только в государстве, но и в обществе. Конституция и является основой объединения государственно-властных и общественно-политических начал в управлении обществом и обеспечении прав и свобод личности.

На сегодня конституционное право является устойчивым наименованием. Между учеными достигнут компромисс, который выражается в том, что отрасль часто именуют конституционным (государственным) правом.

Конституционное (государственное) право как отрасль национального права: предмет, метод, система

Конституционное право – ведущая отрасль, ядро системы права Российской Федерации. В отличие от других отраслей права, которые воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области, конституционное право закрепляет и регулирует отношения, складывающие во многих сферах жизнедеятельности общества.

При этом конституционное право устанавливает основы, принципиальные начала устройства государства и общества, места личности в государстве, которые получают развитие в других отраслях права. Положения всех отраслей права опираются на принципы и нормы конституционного права и не могут противоречить им.

В общей системе права каждая отрасль права отличается от других предметом и методом правового регулирования.

Предметом конституционного права являются наиболее фундаментальные и базовые для государства и общества общественные отношения. Отношения, составляющие предмет конституционного права, называют конституционно-правовыми отношениями. Допустимо и использование понятия «конституционные правоотношения». Общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, можно назвать политическими отношениями, поскольку они так или иначе связаны с публичной властью – государственной или местным самоуправлением. Так, одним из первых признал политические отношения предметом государственного права И.Е. Фарбер.

Предметом конституционного права России как отрасли отечественного права являются наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми характеризуются: основы конституционного (общественного) строя российского государства, сущность и формы власти народа; основы правового положения личности; государственное устройство России; система, порядок формирования, принципы организации и механизм деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Метод конституционного права – это специфичная совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения.

Спецификой конституционно-правового регулирования является сочетание методов общего нормирования (общих установлений) для одних и подробного регулирования для других политических общественных отношений. Для конституционного права характерен прием общего регулирования, т.е. закрепление основ, базовых принципов устройства, деятельности и взаимоотношений субъектов конституционно-правовых отношений. Прием конкретного или детального регулирования характерен прежде всего при установлении компетенции и процедурных правил организации деятельности таких субъектов.

В конституционном праве основные методы правового воздействия (предписание, запрет, дозволение) используются в полном объеме и дополняют друг друга. Однако среди способов правового воздействия доминирует императивный метод, диспозитивные нормы используются значительно реже. Кроме того, отличительной особенностью конституционного права является широкое использование норм-принципов, норм-определений, и норм-целей.

Система конституционного права как отрасли права представляет собой совокупность структурных элементов и существующие связи между ними. Система конституционного права состоит из конституционно-правовых норм, конституционно-правовых институтов и подотраслей.

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством, обеспеченные его принудительной силой и регулирующие общественные отношения, относящие к предмету конституционного права.

Конституционно-правовые нормы, регулирующие близкие по содержанию общественные отношения в рамках предмета конституционного права, в их совокупности составляют конституционно-правовые институты, которые логически связаны между собой. К основным конституционно-правовым институтам относят: основы конституционного строя, гражданство, основы правового статуса личности, федеративное устройство и мн. др.

Некоторые институты развиваются и со временем выделяются в подотрасли конституционного права — более сложные нормативные соединения, регулирующие крупную однородную часть общественных отношений (например, избирательное права, парламентское право.

Конституционное право формализуется в его источниках. Источниками российского конституционного права как отрасли права являются нормативные юридические акты, регулирующие (закрепляющие) политические отношения и содержащие нормы конституционного права. Акт может быть источником полностью (например, конституция, законы о гражданстве, о референдуме, о выборах); комплексно регулировать общественные отношения (его нормы можно отнести к нескольким отраслям права); в целом являться источником другой отрасли права, но ряд его норм могут относиться одновременно и к конституционному праву.

Главным источником конституционного права России является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. путем референдума (всенародного голосования).

Наука конституционного права

Конституционное право как наука – это совокупность знаний о действующем конституционном праве как отрасли права, о составляющих его нормативных актах, о закономерностях воздействия конституционно-правовых норм на общественные отношения, формирования предмета конституционно-правового регулирования с учетом как совокупности имеющихся норм, так и воззрений, концепций, существующих в обществе и обращенных к конституционно-правовым явлениям.

Наука конституционного права имеет свою систему, которая по своей логике соответствует системе конституционного права как отрасли. Другим критерием систематизации науки конституционного права может служить уровень обобщения материала об изучаемых объектах. По этому критерию выделяют общее и особенное конституционное право (общая теория конституционного права и конституционное право национального государства).

Между конституционным правом как наукой и как отраслью существует тесная связь; в то же время у них и свое назначение. Конституционное право как отрасль регулирует (закрепляет) общественные отношения. Конституционное право как наука изучает соответствующие нормы, отражаемые в них и связанные с ними закономерности. Следовательно, отрасль является предметом (объектом) исследования для науки. Однако задачи науки гораздо шире.

Так, С.А. Авакьян выделяет следующие задачи науки конституционного права:

1) изучение действующего конституционного права как совокупности нормативных актов, регулирующих политические общественные отношения и содержащих конституционно-правовые нормы;

2) развитие научной теории конституционного права;

3) изучение реальной практики государственного строительства, выявление потребностей в конституционно-правовом регулировании, выработка рекомендаций о его направлениях, подготовка проектов нормативных актов, анализ эффективности действующих норм и внесение предложений по ее обеспечению;

4) изучение истории возникновения и развития конституционно-правовых институтов и норм в нашей стране и за рубежом;

5) формирование конституционно-правового мировоззрения;

6) формулирование понятия и создание научно обоснованного курса российского конституционного права как одной из учебных юридических дисциплин.

В науке конституционного права комплексно используются следующие основные методы: формально-юридический, исторический, сравнительный, социологический, политико-правовой.

Конституционное право как учебная дисциплина

Конституционное право как учебная дисциплина представляет собой краткое, сжатое и систематизированное изложение важнейших положений науки конституционного прав и основ конституционно-правового законодательства в учебных целях в соответствии с установленными государственными стандартами. Другими словами учебный курс конституционного права – искусственный сплав основ отрасли права и науки конституционного права Российской Федерации.

Изучение учебного курса строится по определенной системе. В рамках данного курса изучаются следующие разделы:

1) теория конституционного права России (понятие, предмет и метод, нормы и правоотношения, источники, наука);

2) учение о конституции;

3) основы конституционно-правового строя России;

4) конституционно-правовой статус личности;

5) государственное устройство;

6) избирательная система;

7) организация и деятельность органов государственной власти;

8) конституционные основы местного самоуправления.

Учебный курс конституционного права способствует формированию базовых представлений о ключевых положениях науки и отрасли права, а также правосознания современного юриста.

Рекомендуемая литература

Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2 т. М.: Изд-во » Норма», 2010.

Коток В.Ф. Содержание конституционного права // Сов. государство и право. 1971. № 2;

Кравчук С.С. Государственно-правовые отношения в советском социалистическом государстве // Сов. государство и право. 1956. № 10;

Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001;

Лепешкин А.И. О так называемом «конституционном праве» и предмете советского строительства // Актуальные теоретические проблемы развития государственного права и советского строительства. М., 1976;

Фарбер И.Е. Проблемы предмета государственного права // Проблемы конституционного права. Саратов, 1986. Вып. 4

Чиркин В.Е. Об объекте конституционного регулирования // Государство и право. 2005. № 4;

  1. конституции и другие нормативные правовые акты;

  2. труды отечественных и зарубежных ученых в области конституционного права (монографии, научные статьи, научные сообщения, научные гипотезы, выводы ученых и т.п.);

  3. практика функционирования конституционно-правовых норм и институтов в различных странах;

  4. судебные прецеденты;

  5. конституционные обычаи;

  6. религиозные источники (Коран, шариат);

  7. правовая доктрина;

  8. нормы международного права;

  9. международные договоры;

  10. внутригосударственные договоры и др.

При изучении дисциплины КП используются следующие методы.

№ 66

МЕТОДЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО»

  1. исторический;

  2. логический;

  3. анализ;

  4. синтез;

  5. индукция (умозаключение от фактов к некоторой гипотезе; взаимодействие процессов возбуждения и торможения);

  6. дедукция (вывод по правилам логики, цепь умозаключений основное средство доказательства);

  7. метод сравнительного правоведения и т.п.

1Система права — строение национального права, заключающееся в разделении единых, внутренне согласованных норм на о пределенные части, называемые отраслями и институтами права; совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории данного государства.

2 Коток, В.Ф. О предмете советского государственного права // Вопросы советского государственного права. – М., 1959. – С. 51.

3 Лепешкин, А.И. Курс советского государственного права.– М., 1961. – Т.1. – С. 17–18.

5 Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 4-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004.– С. 5.

6 Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. Учебник. – Минск: Книжный дом; Интерпресссервис, 2003.– С. 4.

7 Компетенция — (от лат. «competo” – совместно достигаю, добиваюсь, соответствую, подхожу) совокупность прав и обязанностей государственного органа местного управления и самоуправления, должностного лица, закрепленная нормативными правовыми актами.

8 См., например, главу 3 Конституции Российской Федерации «Федеральное устройство» // Полный сборник кодексов Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2005. – С. 544–546.

10Талион — принцип наказания, сложившийся в родовом обществе. Заключался в причинении виновному такого же вреда, который нанесен им («око за око, зуб за зуб”).

11Естественное право – категория, пришедшая в конституционный лексикон из учений французских гуманистов XVIII века, согласно которым каждый человек от рождения обладает определенным набором прав и свобод, которые неотчуждаемы и принадлежат ему всю жизнь. Одним из первых конституционных документов, отразивших идею естественных прав, явилась французская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789г. Этими правами согласно Декларации являются свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению.

12Позитивное право – действующие нормативные правовые акты.

13 Ордонанс – 1). королевский указ во Франции в 12-18 вв. и в 1814-1830 гг. и в Англии в 13-16 вв. 2) правительственный акт во Франции и некоторых других странах.

14 Постулат (от латинского postulatum) – требования, утверждение, суждение, принимаемые за истинные.

15 Коран (от араб. — чтение) – главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний, молитв, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине

16 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М., 1997.– С. 164, 494–495.

17 Василевич Г.А. Конституционно-правовая ответственность – особый вид юридической ответственности // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. 2001. № 1. С. 105.

18 Полис – форма самостоятельных и независимых городов-государств в Древней Греции, возникших в начале первого тысячелетия до н.э., включающих наряду с городской территорией прилегающие сельские поселения.

19 Термин «государство» вошел в научный оборот во времена Н. Макиавелли.

Правовая наука в качестве системы знаний (идей, концепций, теорий и взглядов), которые отражают закономерности того, как развиваются правовые отношения и процессы – это катализатор совершенствования правового регулирования и правовых отношений, реализации правовых норм и институтов.

Наука конституционного права

Определение 1

Конституционное право как наука и учебная дисциплина – это составная часть системы юридических наук, входящих в более широкую системы общественных наук.

Из цели, предмета и метода состоят основные признаки, которые идентифицируют науку, предопределяющие ее содержание и систематизирующие знания.

Из того, какие есть цели, предмет и метод исследования, юридические науки делятся на общетеоретические, исторические, отраслевые, сравнительно-правовые и прикладные. Основная часть отдана отраслевым наукам, предмет которых – это одноименные отрасли права. Данные науки могут возникать в то же время с тем, как появляется отрасль права и их задачей является обслуживать на научном уровни конкретные отрасли права.

Замечание 1

Науку конституционного права можно отнести к отраслевым наукам, потому что предмет ее – одноименная отрасль конституционного права.

Наукой конституционного права изучается действующее конституционное право, его история, теория, тенденции и перспективы развития. Помимо этого ею исследуются отличительные черты и тенденции того, как может развиваться сама наука в данной отрасли.

Анализ, который проводится рамках науки конституционного права направлен на то, чтобы исследовать предмет, составные элементы системы (нормы, институты, подотрасли и конституционно-правовые отношения) отрасли конституционного права; изучить закономерности и эффективность их возникновения, функционирования и развития; раскрыть присущие конституционному праву функции; сформулировать основные понятия и категории, а также осуществить иные исследовательские задачи, которые связаны с этой отраслью права.

Одна из основных задач конституционного права – раскрыть закономерности того, как возникает, функционирует и развивается одноименная отрасль, формируются правовые концепции конституционного права, адекватные современному развитию цивилизации и отдельных стран.

Определение 2

Наукой конституционного права изучается конституционно-правовая материя – нормы, институты и процессы, которые связаны с реализацией последних, правовые отношения и и формы того, как реализуются нормы конституционного права. Для этого проводится анализ деятельности государственных органов, рассматриваются формы и способы, при помощи которых они взаимодействуют, механизмы взаимоотношений личности и государства, социальных организаций и государственных органов.

Предмет науки конституционного права является более широким, чем предмет данной отрасли. Вместе с предметом отрасли наукой изучается знание о данной отрасли. Ею анализируется история того, как формируются и развиваются знания, научные взгляды на отрасль (теории, концепции, доктрины, гипотезы) и их эволюция.

Исследования науки конституционного права опираются на широкую систему источников, охватывающих различные каналы и ресурсы научных знаний.

К основным источникам науки конституционного права относятся нормативно-правовые акты, в которых есть нормы конституционного права, прежде всего Конституция. Наукой конституционного права выявляется и обосновывается концептуальный смысл, содержание и значимость положений, которые содержатся в нормативно-правовых актах, выявляются взаимосвязи между ними и вносятся предложения относительно совершенствования конституционно-правового регулирования.

Источники науки конституционного права – это труды как отечественных, так и зарубежных ученые и политиков, в которых содержатся теоретические и научно-практические суждения и оценки, являющиеся значимыми для науки конституционного права. То что данные труды разнообразны, противоречивы, имеют различную методологическую основу анализа не является препятствием, а напротив, способствует тому, чтобы наука развивалась, выявлялся тот круг проблем и аспектов, изучение которые приближает к позитивным знаниям и открытиям, а по итогу к тому, что совершенствуется отрасль конституционного права. Критическим осмыслением трудов наука обогащается и развивается процесс познания.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Формирование отрасли конституционного права

Благодаря трудам ученых создаются теории, доктрины и гипотезы в конституционно-правовой отрасли и ее отдельных институтах. На их основании и происходит формирование соответствующей ведущей отрасли права.

Теории являются сформировавшимися учениями, которые основываются на логических и эмпирических объяснениях, подкрепленных соответствующими доказательствами, опытом исследователей и практической реализации. Ими играется долговременная созидательная роль в формировании, развитии и совершенствовании правовой отрасли. К примеру, неоценимое значение для конституционно-правовой отрасли имеет теория конституционализма, непосредственной демократии, народного правительства, естественных прав и свобод, парламентаризма, местного самоуправления и некоторых других.

Замечание 2

Назначение доктрины заключается в том, что ею утверждаются, распространяются и иногда навязываются идеи, составляющие ее смысл и содержание для того, чтобы применить их на практике. Доктрина играет промежуточную роль между теорией и практикой.

Как яркий пример идеологической и политической пристрастности может быть приведена доктрина диктатуры пролетариата, которая лежала в основе того, как формировалось государство и права и первые годы правления советской власти. Иным аналогичным примером является доктрина руководящей роли коммунистической партии, которая была применена, когда строился государственный и общественный строй и социалистических странах.

Научную оправданность доктрины можно доказать результатами процесса того, как она воплощается в жизнь.Если реализация долговременна и успешна, доктрина может стать теорией. Помимо этого необходимо учитывать тот факт, что если даже доктрина направлена для одной страны, которая отличается с точки зрения истории, национальных особенностей, культуры и политической ситуации, не всегда может быть применена для другой страны.

Во время того, как формируются теории и доктрины, важна роль может быть у гипотезы – предположении относительно определенного конституционно-правового знания. Гипотезу, также и как и доктрину, можно развить в теорию, а можно отставить в качестве умозрительного заключения.

Наука конституционного права в свое время выдвигала различные гипотезы, которые находили и своих сторонников, и своих противников, получили признание или были отвергнуты временем. Среди тех, которые получили дополнительное обоснование, признание и внедрение – предположения о наименовании отрасли – конституционное право, выделение процессуальных норм конституционного права, наличие института конституционно-правовой ответственности.

Источники конституционного права

Определение 3

Важный источник конституционного права – это практика, как юридическая, так и научная.

Юридическая практика в первую очередь выражена в правотворческой, правоприменительной и судебной деятельности госорганов и должностных лиц. Помимо этого она проявляется в юридически значимом поведении (действие/бездействие) иных субъектов конституционно-правовых отношений. Наукой не могли бы правильно выполняться задачи и развитие, если бы не изучались процессы того, как принимать и реализовывать конституционно-правовые нормы; конкретная деятельность государственных органов, включая суды, относительно применения норм конституционного права; их исполнение, соблюдение и использование в лице граждан и иных субъектов конституционно-правовых отношений. Исходя из этого можно сделать вывод, что изучать и анализировать юридическую практику – это важно для того, чтобы успешно развивалась наука конституционного права.

Для современной Российской Федерации характерным является то, что увеличивается значимость и роль судебной практики. В институциональном смысле это может выражаться в том, что вместе с судами общей юрисдикции и арбитражными судами в РФ функционируют органы конституционного правосудия – Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

Один из самых важных источников современной науки конституционного права – это иски граждан относительно защиты их прав в суде, жалобы на совершение действий должностными лицами в вышестоящие органы госвласти и в суды. В последнее время наблюдается рост подачи подобных заявлений как от физических, так и от юридических лиц, в также рост активности россиян в целом относительно защиты собственных прав и свобод. На основании этого открываются новые возможности для научных исследования в области конституционного права.

Замечание 3

Значительный импульс повышению уровня науки придают научные дискуссии и полемики, обсуждения научных проблем на конференциях, симпозиумах, семинарах и других собраниях научных кругов.

Научная практика в конституционном права Российской Федерации богата на события и результаты, воплощающиеся в соответствующих печатных материалах и рекомендациях ученых для тех, кто является субъектами конституционных правоотношений, которые формируются и реализуются конституционно-правовые нормы.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Добавить комментарий