Конституционное право система

Понятие, черты конституционного права. Предмет конституционного права

Конституционное право — это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих организацию государственной власти, структуру органов государства и их полномочия, правовой статус личности и другие вопросы государственного и общественного устройства.

Предмет конституционного права – совокупность общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права.

Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:

— Охрана прав и свобод человека (отношения между государством и человеком);

— Устройство государства и государственной власти (властные отношения).

Другими словами конституционное право регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти.

Регулирование отношений, связанных с признанием свободы человека как естественного состояния, предполагает закрепление не только прав, но и обязанностей человека – по отношению к другим людям и к государству.

Источники конституционного права – нормативные правовые акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы.

К источникам конституционного права относятся:

— Конституция Республики Беларусь.

— Законы, принимаемые парламентом.

— Декреты, издаваемые Президентом Республики Беларусь, имеющие силу законов.

— Указы, распоряжения Президента Республики Беларусь.

— Постановления палат Парламента Республики Беларусь.

— Регламенты палат Парламента Республики Беларусь.

— Заключения Конституционного Суда Республики Беларусь.

— Акты международного права (Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека и др.).

Система конституционного права – это совокупность государственно-правовых норм, сгруппированных и расположенных в определенной последовательности в зависимости от содержания, характера регулируемых ими общественных отношений и значения самих норм. К основным элементам системы конституционного права относят такие понятия как принципы конституционного права, конституционно-правовые институты и нормы конституционного права.

Под принципами понимаются основополагающие идеи, начала, которые определяют суть и характеристику данной отрасли права. Самые общие принципы закрепляются в Конституции. Например, народный суверенитет, народное представительство, принцип верховенства права, принцип разделения властей, принцип свободы личности, принцип судебной защиты прав и свобод, равноправие граждан. Эти принципы записаны в первых статьях конституции (ст.ст.2-9,18 Конституции Республики Беларусь).

Институты конституционного права – это определенная совокупность норм, регулирующая сходные, смежные, однородные общественные отношения, т.е. такие отношения, которые можно обозначить одним общим понятием.

Структура Конституции и есть перечисление важнейших институтов конституционного права. Это институт правового статуса личности, институт гражданства, институт парламента, президента, правительства, избирательное право и т.д. В конституционном праве различают крупные институты и субинституты, являющиеся частью первых. Например, институт правового статуса личности, включает институт гражданства, институт политических прав.

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства. Нормы имеют структуру: гипотеза, диспозиция и санкция. Однако в конституционном праве нормы не соответствуют классическому делению. Как правило, вся норма представляет собой диспозицию. Санкция бывает перенесена в другую отрасль права.

Как и в других отраслях права, по характеру предписания конституционно-правовые нормы бывают:

— императивными, в которых правило поведения не оставляет субъекту свободы выбора, а четко предписывает поступать с указанием. Например, ст.106. Конституции Республики Беларусь «Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь».

— диспозитивными, в которых субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом действовать, Как правило, такая норма выражена словами «может». Например, ст.106 Конституции Республики Беларусь » Премьер-министр может поставить перед Палатой Представителей вопрос о доверии правительству…».

По функциональной направленности: нормы регулятивные и охранительные. К регулятивным относится большинство норм, и они непосредственно направлены на регулирование общественных отношений. Охранительные нормы часто представляют собой запреты. Например, ст.86 Конституции Республики Беларусь «Президент не может занимать другие должности», ст.94 «Палаты не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения».

По характеру регулируемых отношений: нормы материальные и процессуальные т.е. составляющие материальное и процессуальное право. Например, к материальным нормам относятся нормы регулирующие имущественные, трудовые, семейные отношения и т.д. Процессуальные нормы устанавливают порядок производства, деятельности какого либо института, например, ст.95.Конституции Республики Беларусь «Палаты собираются на две очередные сессии в году».

По действию во времени: нормы постоянные, временные и исключительные. Большинство норм постоянные, т.е. срок действия не определяется. Временные нормы содержатся в переходных положениях, которые регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта к состоянию, предусмотренному этим актом. Исключительные устанавливаются на случай чрезвычайных обстоятельств; такие нормы приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулирования (ч.4 ст.94 Конституции Республики Беларусь: «Палаты не могут быть распущены в последние шесть месяцев полномочий Президента…».

По территории действия : нормы республиканские и местные. К числу первых относятся нормы, устанавливаемые высшими органами государственной власти, к числу вторых, нормы действующие в пределах административно-территориальной единицы и устанавливаются местными органами.

Таким образом, система конституционного права Республики Беларусь представляет собой:

— основы конституционного строя;

— основные права и свободы человека и гражданина;

— избирательная система ( избирательное право);

— президентская власть;

— законодательная власть;

— исполнительная власть;

— судебная власть;

— местное управление и самоуправление;

— порядок внесения поправок и пересмотр Конституции.

Система конституционного права — это его внутреннее строение, которое выра­жается, в единстве и согласованности конституционно-правовых норм, что от­граничивает их от норм других отраслей права, а так жев разделении отрасли на отно­сительно обособленные части.

Основным элементом отрасли является институт как совокупность правовых норм, обладающая определенным внутренним единством. Институт выступает обособленным структурным подразделением отрасли. Он объединяет нормы, которые регулируют лишь часть, самостоятельный вид качественно однородных общественных отношений, составляющих предмет отрасли конституционного права. Эти близкие по содержанию конституционно-правовые нормы действуют в составе отрасли, хотя и отличаются от других отраслевых норм определенной спецификой.(институт президентства состоит из норм, закрепленных в Кон­ституции, законах, постановлениях Конституционного Суда)

Систему конституционного права составляют следующие институты:

Основы конституционного строя- занимает ведущее место в системе отрасли институт, так как в его нормах содержатся исходные начала, определяется направленность правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.

Основы правового статуса человека и гражданина- стоит на втором месте, поскольку человек, его права и свободы при­знаются высшей ценностью в обществе и государстве, а их обеспечение и гарантии явля­ются главной целью функционирования всех государственных и общественных институ­тов и структур.

Федеративное устройство государства -опреде­ляет принципы российского федерализма, устанавливает систему национально-государственных и государственно-территориальных образований, в соответствии с кото­рой строится система органов государства.

Система государственной власти и система местного самоуправления– определяет порядок формирования органов управления в государстве, их задачи и полномочия.

Другие группы взаимосвязанных норм, выступающие структурными подразделе­ниями отрасли конституционного права, образуют другие институты.

Место конституционного права в системе российского права. Состояние конституционного права рф и тенденции его развития в настоящий период.

Как уже отмечалось, конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

Место конституционного права как ведущей базовой отрасли права обусловлено также тем, что его главным источником является Конституция Российской Федерации — Основной закон государства, нормы которого являются исходными для всех отраслей Российского права, базой текущего законодательства.

Конституционное право РФ тесно связано с дру­гими отраслями российского права. Оно является основой всей системы права РФ. Связь с уголов­ным правом РФвыражается в том, что именно Кон­ституция РФ содержит нормы о правах человека и гражданина, принципы защиты естественных прав человека, основы гуманизации уголовного права.

Гражданское правоне менее тесно связано с кон­ституционным, так как в Конституции РФ закрепля­ется право частной собственности, которое являет­ся основным для гражданских правоотношений.

Конституционное право России связано и с дру­гими отраслями права РФ: с трудовым- в Консти­туции закреплено право граждан на труд и отдых, основные гарантии безопасности и оплаты труда;с административным- конституционные нормы устанавливают компетенцию высших федеральных органов власти и принципы деятельности всех дру­гих органов; с экологическим — Конституция содер­жит положение о всеобщем праве на экологически чистые условия жизни и т. д.

По своей внутренней структуре конституционное право является сложной системой, состоящей из различных институтов, регулирующих важнейшие сферы взаимоотношений человека, общества и государства. В этой системе отрасли и группы конституционно-правовых норм взаимосвязаны, они функционируют в тесном взаимодействии друг с другом.

Важнейшие институты системы конституционного права

В современной России система конституционного права состоит из следующих важнейших институтов:

  1. основы конституционного строя;
  2. правовой статус человека и гражданина;
  3. федеративное устройство государства;
  4. органы государственной власти и местного самоуправления.

Каждый из перечисленных институтов, являясь самостоятельной отраслью права, тесно взаимосвязан с другими элементами общей системы. Остановимся на характеристике этих институтов более подробно.

  1. Правовые нормы, регулирующие основы конституционного строя России, занимают ведущее положение по сравнению с другими институтами, так как они содержат принципы, определяющие функционирование остальных отраслей законодательства.

    Нормы данного института влияют на характер общественных отношений, обязательны для всех субъектов права, обеспечивают закрепление в Конституции РФ концептуальных идей и целей, стоящих перед обществом и государством. Эти положения не могут быть изменены решениями органов власти, их действие прекратится только после принятия нового основного закона страны.

  2. Следующим в общей системе ценностей конституционного права является институт, определяющий основы правового статуса человека и гражданина, его свободы, возможности и обязанности. Это обусловлено тем, что высшей ценностью нашей страны и главной целью работы всех властных структур признан человек, а также защита его интересов.

    Нормы этого института провозглашают реализацию государством прав каждой личности, определяют сферу взаимоотношений гражданина и общества, не могут быть подвергнуты пересмотру без отмены действующей Конституции РФ. Утверждение правового статуса человека оказывает непосредственное влияние на многие другие отрасли законодательства, в том числе трудовой, гражданский и семейный кодексы.

  3. Конституционно-правовой институт, определяющий федеративное устройство России, формирует предпосылки для организации и построения системы органов государственной власти, он утверждает принципы существования политико-территориальных и национально-административных образований, их взаимодействие с центральной властью.

    Данный институт регулирует отношения между специфическими субъектами права, обладающими широким кругом полномочий, среди которых есть и законотворческие. Разграничение предметов ведения между федеральными и региональными органами власти осуществляется на основе принципов, заложенных в Конституции РФ. Разрешение споров и юридических коллизий, возникающих при использовании норм данного института, происходит в особом порядке. Разногласия между республиками, краями, областями и центральной властью рассматривает Конституционный суд.

  4. Нормы института, определяющего организацию и функционирование государственных органов и муниципалитетов, имеют свои особенности. Они реализуются в правоотношениях, возникающих между различными властными структурами, организациями и учреждениями. Порядок образования, полномочия и форму деятельности различных административных органов устанавливают нормативно-правовые акты, принимаемые на основе соответствующих положений Конституции РФ.

    Главное отличие норм этого института заключается в том, что они связаны с соотношением федеральных, региональных и муниципальных правовых актов, действующих на конкретной территории.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Система конституционного права в России 460 руб.
  • Реферат Система конституционного права в России 250 руб.
  • Контрольная работа Система конституционного права в России 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость


Рисунок 1.

Особенности системы конституционного права в России

Все вышеперечисленные институты системы конституционного права России отличаются друг от друга по следующим параметрам:

  1. специфика воздействия на регулируемую сферу общественных отношений;
  2. особенности механизма реализации конституционных норм;
  3. характер направленности правового регулирования;
  4. состав субъектов права;
  5. способы правовой защиты конституционных норм;
  6. видовой характер установленных положений.

Одни институты утверждают общие принципы социальных отношений и регулируют деятельность всех субъектов права, а другие — устанавливают конкретные механизмы функционирования отдельных отраслей законодательства.

Различаются элементы конституционно-правовой системы России и по ряду других показателей. Одни из них предполагают прямое воздействие на субъект, нарушающий установленные правила, а другие полагаются лишь на общие принципы Конституции РФ. Нормы некоторых институтов могут быть реализованы только в рамках основного закона страны, положения других элементов общей системы осуществляются через принятие и действие иных отраслей законодательства.

Каждый институт имеет свои особенности и отличительные черты. Они предопределены результатом, который должен быть достигнут в процессе реализации установленных норм. Речь идет о становлении правового государства, защите гражданских свобод, обеспечении мира и гармонии в обществе, экономическом и культурном процветании, социальных гарантиях и безопасности.

Система конституционного права предопределена объективными факторами. Она не является чем-то застывшим, данным раз и навсегда. Напротив, элементы общей системы совершенствуются, отражая уровень общественного развития и потребности социальной реальности. При существенном изменении обстоятельств принимаются новые конституции, меняется вся система права.

История формирования системы конституционного права

Юридическая наука использует различные методы познания, в том числе сравнительно-исторический. Например, в средневековой Европе действовали так называемые «неписанные конституции», представлявшие собой сложившиеся в обществе основы государственного строя, обычаи и традиции правителей, изданные ими указы и разрозненные законы.

Замечание 1

Конституция США, принятая Филадельфийским конвентом в 1787 году, стала первым основным законом страны, зафиксированным на бумаге.

В самодержавной России предпринимались отдельные попытки придать действующему государственному строю конституционные основы. Об этом ратовали всем известные декабристы, говорил о такой необходимости и император Александр II. К числу подобных попыток относится издание «Основных государственных законов», принятых в 1906 году, а также правовые акты Временного правительства.

Замечание 2

В итоге, первой в нашей стране стала Конституция РСФСР 1918 года, которая закрепила победу Октябрьской революции, основы социалистической экономики и диктатуру пролетариата.

В эпоху СССР последовательно были приняты три основных закона, датированные 1924-м, 1936-м и 1977-м годами. Они отражали менявшиеся условия существования общества и государства.

Замечание 3

Конец 1980-х годов потребовал внесения многочисленных поправок в конституционное законодательство страны, отвечавших реалиям перестроечного периода. После распада Советского Союза на всенародном референдуме была принята действующая Конституция РФ, это историческое событие произошло 12 декабря 1993 года.

Конституционное право как совокупность норм имеет свою систему. Система есть внутреннее строение отрасли, ее структура, определяемая дифференциацией и интеграцией конституционно-правовых норм. Систему конституционного права обусловливают взаимосвязи норм данной отрасли права, их объединение в правовые институты.

Первичным звеном системы отрасли права всегда выступает правовая норма. Совокупности конституционно-правовых норм, регулирующие относительно самостоятельные блоки общественных отношений, называются конституционно-правовыми институтами. Необходимо отметить, что система конституционно-правовых институтов также представляет собой сложную систему: более крупные институты объединяют в себе более мелкие, а те, в свою очередь, также подразделяются на институты.

Основными критериями выделения конституционно-правовых институтов, их отграничения друг от друга выступают несколько признаков:

1) круг общественных отношений, на регулирование которых направлены нормы правового института;

2) специфика правовых норм института, а также правовых отношений, возникающих под воздействием этих норм;

3) круг источников, содержащих нормы правового института. В юридической литературе по конституционному праву не выработано единого подхода к делению отрасли конституционного права на правовые институты. Наиболее принятой является их классификация исходя из строения Конституции как основного источника конституционного права.

В системе конституционного права России принято выделять следующие институты, которые составляют основы элементов отрасли и объединяют нормы, закрепляющие: учение о конституции; основы конституционного строя; основы правового статуса личности; избирательную систему; федеративное устройство государства; систему государственной власти и систему местного самоуправления. Также выделяются подотрасли конституционного права, например таковыми некоторые ученые признают парламентское право, избирательное право. Не так давно от конституционного права «отпочковалось» муниципальное право, выделившись в самостоятельную отрасль российского права.

13. Ответственность в конституционном праве: понятие, особенности, основания.

Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности — это применение к лицу (органу, государству), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера. При изучении вопросов ответственности затрагиваются вопросы ее оснований, субъектов, мер и порядка привлечения к ответственности.

В литературе по конституционному праву нет единого мнения относительно конституционно-правовой ответственности как разновидности юридической ответственности. Однако существование в конституционном законодательстве мер ответственности, которая не может быть отнесена к другим известным ее видам (уголовной, административной, дисциплинарной, гражданско-правовой, материальной), позволяет говорить о наличии такого вида ответственности.

Конституционно-правовая ответственность имеет два основания: нормативное и фактическое. Нормативное основание — это норма конституционного права, предусматривающая ответственность. Фактическое основание -это, во-первых,правонарушение, характеризующееся набором признаков, образующих состав правонарушения, и, во-вторых, правоприменительный акт- применение к правонарушителю мер государственного принуждения.

Основанием конституционно-правовой ответственности является конституционное правонарушение — виновное деяние, противоречащее требованиям конституционно-правовых норм и влекущее специальную конституционно-правовую ответственность. За нарушение норм конституционного права наступает не только конституционно-правовая, но и иная — уголовная и административная ответственность: за нарушение конституционных обязанностей ее несут граждане. Поэтому конституционно-правовая ответственность отличается от иных видов ответственности именно спецификой своих мер (форм).

Конституционное право содержит несколько конкретных определений составов конституционных правонарушений. Например, приобретение гражданства России на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов может повлечь за собой ответственность в форме отмены решения о приеме в российское гражданство в отношении лица. Совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления влечет при соблюдении процессуального порядка отрешение Президента РФ от должности. Деятельность общественного объединения в целях, запрещенных законом, или виновное нарушение им прав и свобод человека может повлечь его ликвидацию.

Субъекты конституционно-правовой ответственности:

1) государство в целом как субъект, возмещающий вред, причиненный гражданам незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ); это относится также к субъектам Российской Федерации;

2)государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, в том числе выборные (Президент РФ, главы субъектов Федерации, депутаты законодательных органов, Генеральный прокурор. Уполномоченный по правам человека и др.);

3) общественные и религиозные объединения;

4) граждане.

Меры конституционно-правовой ответственности различны в зависимости от субъектов ответственности, но все они вносят определенное изменение в конституционно-правовой статус субъекта ответственности *:

1) возмещение вреда, причиненного действиями органов государственной власти или их должностных лиц (субъект этой меры ответственности — государство);

2) отрешение от должности Президента РФ, досрочное освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, других высших должностных лиц, отзыв депутатов представительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также глав субъектов Федерации и глав местного самоуправления, принудительное досрочное расформирование избирательных комиссий (субъекты — государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица);

3) отмена регистрации кандидатов на выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления (субъекты — участники избирательного процесса);

4) приостановление и принудительная ликвидация общественных объединений, ликвидация и запрет деятельности религиозных объединений (субъекты — общественные и религиозные объединения);

5) отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации (субъекты — граждане).

Конституционное право предусматривает несколько способов привлечения к констуционно — правовой ответственности : как общих для всех видов ответственности, так и специфических для конституционно-правовой ответственности:

1) судебный порядок. В этом порядке государством возмещается вред, причиненный его органами и должностными лицами, расформировываются избирательные комиссии, ликвидируются общественные и религиозные объединения, приостанавливается их деятельность;

2) принятие решения (постановления) компетентным государственным органом(не судебным). В таком порядке принимается решение об отмене решения о принятии в российское гражданство, освобождаются от должности должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления. Усложненный порядок предусмотрен для отрешения от должности Президента РФ. Решение об этом принимается Советом Федерации, но принятию такого решения должно предшествовать выдвижение обвинения Государственной Думой, а также предоставление заключений Верховным Судом и Конституционным Судом Российской Федерации;

3) привлечение к ответственности путем использования форм непосредственнойдемократии. Отзыв депутата или иного выборного должностного лица как форма непосредственной демократии используется в качестве процессуального порядка реализации ответственности за нарушение ими Конституции РФ и законов, утрату доверия населения.

Добавить комментарий