Конституционное развитие США

В начале XX в. в конституцию США были внесены поправки, ряд которых существенно повлияли на изменения в политической системе страны. Так в 1913 г. 17-я поправка изменяла порядок выборов сенаторов. Сенаторы стали избираться не легислатурами штатов, а непосредственно избирателями. После первой мировой войны в Конституцию США было внесено несколько дополнений, которые в совокупности называются третьим циклом поправок. 18-я поправка (вступила в силу в 1919 г.) запретила производство, продажу спиртных напитков, ввела «сухой закон». 19-я (1920 г.) предоставила избирательное право женщинам. Она гласила: «Право голоса граждан Соединенных штатов не должно умаляться … по признаку пола». Однако конкретные нормы применения этого права по-прежнему оставались за штатами. 20-я (1933 г.) установила, что после выборов полномочия конгресса начинаются не с марта, а с 3 января, президента — с 20 января. 21-я (1933г.) отменила «сухой закон», 22-я (1951 г.) запретила избрание на пост президента одного и того же лица более двух раз. «Ни одно лицо не может быть избрано на должность президента более чем два раза». В 1957 г. был принят Закон о гражданских правах, который закрепил гарантии избирательных прав цветного населения. Новый закон о гражданских правах (1964 г.) признавал противозаконной любую дискриминацию американских граждан «на основании расы, цвета кожи, религии, пола или национальной принадлежности». 23-я (1961 г.) предоставила гражданам федерального округа Колумбия право участвовать в избрании президента и вице-президента. 24-я (1964 г.) отменила взимание избирательного налога при выборах федеральных органов. 25-я (1967 г.), принятая после убийства президента Дж. Кеннеди, определяла порядок отправления обязанностей главы государства в случае его внезапной смерти или недееспособности, 26-я (1971 г.) снизила возрастной избирательный ценз до 18 лет, а 27-я (1992 г.) поправка установила, что решение конгрессменов об увеличении своего вознаграждения вступают в силу со следующего созыва конгресса.
В период между двумя мировыми войнами структура и компетенция конгресса существенно не изменялась. Согласно акту о перераспределении мест в конгрессе 1929 г. запрещалось увеличивать число мест в палате представителей в зависимости от роста населения. Общее число депутатов не должно превышать 435 человек. Перераспределение мест следовало производить раз в 10 лет. Эта мера имела своей целью сократить представительство от быстрорастущих промышленных районов.
Конгресс, особенно палата представителей, испытывал растущую силу исполнительной власти. В 1921 г. составление бюджета перешло из ведения нижней палаты конгресса в Бюро бюджета. Все большую часть своего времени палаты отводили рассмотрению предложений президента.
В самом конгрессе росло число постоянных комитетов. Если в период первого конгресса их было 3, то в 1945 г.- больше 100. Раздробленность законодательного процесса между массой комитетов была выгодна, прежде всего, крупным финансовым кругам.
Акт о реорганизации легислатуры 1946 г. уменьшил число комитетов в палате представителей до 19, а в сенате до 15. Вместе с тем судьба многих законопроектов фактически предрешалась в комитетах по ассигнованиям и вооруженным силам. Через лоббистов (4) монополии могли более успешно, чем прежде, добиваться принятия выгодных им законов.
Несмотря на закон 1917 г. об ограничении прений в сенате, практика флибустьерства применялась. Один из сенаторов в 1944 г. говорил два дня. Этим пользовались чаще реакционеры из южных штатов.
Отмечается тесное согласование деятельности комитетов конгресса с соответствующими министерствами. Судьба любого билля в огромной степени зависела от решения комитета. Таким образом, центр законодательной деятельности стал постепенно перемещаться из палат конгресса в комитеты.
Возросло значение комитетов по вопросам процедуры и роль руководителей палат. На эту должность назначались опытные политиканы, досконально изучившие правила процедуры. Так, спикером (9) палаты представителей около 40 лет был С. Рейберн. Он состоял ее членом с 1913 по 1961 г. Закон 1910 г. отнял у спикера право единолично, назначать председателей комитетов палаты, по это отнюдь не уменьшило его роль как главного должностного лица палаты представителей. Спикер и вице-президент, председательствующий в сенате, стали совмещать официальные и партийные полномочия, т.е. кроме выполнения обязанностей по руководству работой палат они являлись лидерами своих фракций в палатах.
Следовательно, деятельность конгресса стала все больше зависеть от небольшой группы лиц: руководителей палат, председателей трех-четырех важнейших комитетов. Именно через нее конгресс проводил угодные монополиям законы.
Требования передовой общественности заставили конгресс издать в 1946 г. закон, который ограничил деятельность лоббистов. От них стали требовать ежеквартальные отчеты с указанием о пожертвованиях (кому, сколько). Несоблюдение акта влекло штраф в 5 тыс. долларов, год тюремного заключения и запрет заниматься лоббизмом в течение трех лет. Если осужденный снова занимался запрещенной практикой, санкция усиливалась (штраф 80 тыс. долларов и 5 лет тюремного заключения).

Как уже отмечалось выше, Основной закон Соединенных Штатов Америки развивался и в последующем. Поправки дополняли основные положения Конституции, изменяли их, изменяли и даже отменяли другие поправки. В целом поправки можно разбить на пять групп: 1) поправки, уточняющие компетенцию властей штатов и высших органов власти; 2) поправки, изменяющие систему выборов; 3) поправки, уточняющие порядок передачи высшей власти; 4) поправки, направленные против рабства; 5) поправки о «сухом законе». К первой группе относятся поправки XI (1795г.), XVI (1913г.), XXVII (1992г.) Современное буржуазное государственное право./ под ред. проф. В.А. Туманова. — М.: Наука, 1987. -32О с..

Первая из этих поправок ограждала штаты от судебного преследования со стороны граждан другого штата или государства. Штат мог отказаться от этой привилегии, согласившись выступать в качестве ответчика. Принятие этой поправки было вызвано тем, что в 1793г. принял к производству иск, выдвинутый гражданином Северной Каролины против Джорджии. Шестнадцатая поправка позволяла Конгрессу собирать подоходные налоги, которые теперь составляют основную часть бюджетных поступлений в США. До этого в данном вопросе существовало несколько ограничений, например, прямые налоги должны были распределяться между штатами пропорционально их населению. Наконец, поправка XXVII запрещала текущему составу Конгресса повышать себе жалование. Закон об увеличении вознаграждения теперь вступает в силу только после выборов в Палату представителей. Во вторую группу входят поправки XII (1804г.), XIV (1866г.), XV (1870г.), XVII (1913г.), XIX (1920г.), XXIII (1955г.), XXIV (1964г.), ХХУ1(1971г.). В целом избирательная система США, о которой говорится в этих поправках, развивалась по пути демократизации. 12ая поправка устраняла положение, по которому Президентом и Вице-президентом могли стать представители противоборствующих политических партий. Теперь за кандидатов в Президенты и Вице-президенты выборщики голосовали отдельно. Четырнадцатая поправка предоставляла избирательные права всем гражданам США мужского пола старше 21 года (поправка XIX дала избирательные права женщинам, а поправка XXVI снизила возрастной ценз до 18 лет. Женщины и молодежь Советского Союза получили право голоса на несколько десятилетий раньше). Пятнадцатая поправка запрещала ограничение избирательных прав «в связи с расой, цветом кожи или прежним нахождением в рабстве». 17-ая поправка уточняла требования к выборщиком сенаторов и устанавливала процесс замещения вакансий в Сенате. Поправка XXIII предоставляла избирательные права жителям округа Колумбия, а двадцать четвертая поправка запрещала ограничение избирательных прав из-за неуплаты избирательного или любого другого налога. В результате этих поправок в США сложилась современная избирательная система. Третью группу составляют поправки XX (1932г.) и XXII (1951г.). Вторая из этих поправок ограничивала время пребывания на посту Президента двумя четырехлетними сроками и не более чем двумя годами исполнения обязанностей Президента. Двадцатая поправка была более обширной: она устанавливала время передачи полномочий Президента и Конгресса, порядок замещения должностей Президента и Вице-президента в случае их смерти. В этой статье впервые устанавливалось, что поправка считается принятой, если будет ратифицирована в течение 7 лет. Четвертая группа поправок, XIII (1865г.), XIV, и XV были связаны с Гражданской войной. 13ая поправка отменяла рабство, существовавшее в Америке до конца 19 века, 14 и 15 давала неграм права. Поправки XVIII (1919г.) и XXI (1933г.), установившие и отменившие «сухой закон» составляют пятую группу. Единственным заметным результатом этого «благородного эксперимента» было становление и укрепление мафии.

Историческая эволюция Конституции США

Черты американской Конституции, описанные выше, продолжают характеризовать Конституцию и в конце двадцатого столетия. В то же время, с 1787 года произошли серьезные перемены из-за формальных изменений в ней, а также из-за эволюции в интерпретации и применении документа. Это сочетание преемственности и перемен лучше всего продемонстрировано в федеральной системе, созданной Конституцией.

С одной стороны, местные правительства и правительства штатов продолжают играть значительную роль в американской политической системе и берут на себя довольно широкий спектр задач, в то время как центральной прерогативой федерального правительства остаются вопросы международной политики и дел общенациональной важности.

С другой стороны, в нашем веке полномочия федеральной власти интерпретируются настолько широко, что Конгресс в принципе может регулировать все, что он считает проблематичным для всей нации. Хотя и ясно, что идея законной проверки национальной власти значительно уменьшилась, все же в 1994 году Верховный Суд США объявил один федеральный закон неконституционным, так как тот вторгался в сферу полномочия штатов.

Система сдержек и противовесов властей продолжает эффективно действовать, проверять и разделять власть. А Конституция продолжает содержать смешение демократических и антидемократических черт, чтобы установить, а также ограничить народный авторитет. В течение двух веков широко развернулась практика голосований, хотя и претерпела некоторые изменения по сравнению с 1787 годом.

Удивительным образом Конституция США, старейшая и кратчайшая ( содержит 4400 слов не считая текста поправок) из всех писаных конституций правительств, вот уже на протяжении более 200 лет продолжает эффективно действовать. Комментаторы утверждают, что ее секрет — в гибкости и возможности по-разному трактовать различные положения. Но в то же время она является самым стабильным законом, так как формально внести в нее изменения очень сложно. Конституция также необходима для контроля власти правительства, так как эта власть «происходит» от людей. Это представляет контраст с остальными формами права, созданными правительством для контроля за людьми.

И все же для американцев Конституция — это больше, чем просто свод законов. Это символ. Мирская библия. В ней отражены все ценности общества, все приоритеты и формы этих приоритетов. Это особенно отражено в Преамбуле, где записаны цели Конституции, и в Билле о правах, провозглашающем права людей. И весь документ в целом отражает классические либеральные взгляды на индивидуальную свободу, равенство, собственность, представительную демократию и ограниченное правительство. Словом, то, что мы сейчас многозначительно называем «американской демократией». То, насколько многозначительно о ней говорят сами американцы, вызывает легкую тень зависти к их почти фанатичному патриотизму.

Урегулирование отношений между штатами, как субъектами федерации, с одной стороны, и центральной властью — с другой, оказалось едва ли не самым трудным делом Конституции.

Развиваясь сначала как английские колонии, затем как независимые государства и, наконец, как члены конфедерации, каждый штат имел свои особенности государственного устройства, только ему присущие традиции.

Неоднородны были штаты по социальному и расовому составу населения. Исторически сложилось так, что дворяне — эмигранты поселялись на юг от реки Потомак, а крестьяне и ремесленники — на север от нее. В результате на юге возникали крупные плантаторские хозяйства, обслуживаемые руками негров — рабов, а на севере развивались фермерские хозяйства, зарождались капиталистические отношения. На Севере преобладали республиканские традиции, действовало нечто вроде парламента колоний, выбиравшего губернатора. На Юге господствовали монархические порядки, губернатор назначался королем.

Тем не менее, штаты пошли на объединение. Необходимость подобного шага была осознана первоначально для совместной борьбы за независимость, а впоследствии с целью экономических и политических выгод. Решающую роль в этом процессе сыграла Конституция США 1787 года.

США — ассиметричное территориальное устройство государства, состоящие из штатов субъектов федерации, федерального округа Колумбия — столицы государства — и зависимых свободно присоединившихся островных территорий. Эта асимметрия территориального устройства нередко обусловлена признанием особого статуса за столицей, что в государстве проживают те или иные национальные группы, которым предоставлена автономия.

США — договорная федерация (добровольное соглашение нескольких независимых государств об объединении в одно). Чисто территориальный принцип построения Зяблюк И.Г. «Теория фракций» Джеймса Мэдисона.// США. Экономика, политика, идеология. — 1994..

Опираясь на принцип «дуалистического федерализма”, Конституция устанавливает сферу исключительной компетенции Федерации путем перечисления вопросов, по которым законы может издавать только Федерация. Все остальные вопросы были отнесены к ведению субъектов федерации. Кроме того, Конституция предусматривает ограничения полномочий Конгресса (ст.1,разд.9), власти штатов (ст.1, разд.10) и отдельно рассматривает вопрос «Штаты и союзное правительство”

Из практики применения Конституции США можно выделить:

  • а) сферу совпадающих полномочий (т.е. входящих в компетенцию и федерации, и штатов): налоги, займы, судебная система, банки и т.д.;
  • б) сферу, где запрещены действия и федерации, и штатов: обложение налогом экспроприированных товаров, жалование дворянских титулов, позже — рабовладение;
  • в) сферу, где запрещены действия федерации: введение прямых налогов, неодинаковых косвенных налогов, предоставление привилегий в области торговли одному штату в ущерб другому, изменение границ штатов без их согласия, позже — ограничение применения Билля о правах;
  • г) сферу, где запрещены только действия штатов: вступление в международные договоры, принятие законов, нарушающих договорные обязательства, лишение граждан равно правовой защиты, нарушение федеральной конституции и неисполнение федеральных законов.

Таким образом, были разграничены сферы деятельности федеральных и местных органов власти, определены сферы, где решения федеральных органов имели приоритет над решениями магистратур.

Согласно статьи Конституции, решение о принятии в союз новых штатов принимает Конгресс. Главным арбитром, разрешающим любые спорные вопросы между федеральными органами власти и штатами, а также между самими субъектами федерации, Конституция определила Верховный суд.

Конституция США согласно «США гарантирует каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления». В США Конституция запрещает Штатам «вступать в договоры, союзы или конфедерации» , субъекты не имеют государственный суверенитет, их законодательство должно соответствовать конституции и законам федерации Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты: пер. с англ./ Сост. В.И. Лафитский; под ред. и со вступительной статьей О.А. Жидкова. — М.: Прогресс, Универс, 1993 г..

Решением Верховного суда в 1868 году федерация была объявлена нерасторжимым союзом, право сецессии (выхода) было отвергнуто. Так была окончательно закреплена роль принципа федерализма, как стабилизирующего фактора в жизни общества, основы единства нации, государственного устройства США.

1 Колониальный период. Первые постоянные английские поселения были основаны в 1607 г. на территории современного штата Вирджиния, а к середине XVIII в. в Северной Америке было уже 13 английских колоний. Важной особенностью социально-экономического развития североамериканских колоний было наличие рабства. Широкое применение рабского труда в колониях вызывалось прежде всего тем, что колонисты сравнительно легко приобретали здесь землю. Источниками «белой» рабской силы были иммигранты, лица, осужденные по политическим мотивам, уголовные преступники, несостоятельные должники. Постепенно «белое рабство» было вытеснено более дешевым «черным рабством». Однако элементов феодализма в социально-экономическом строе было мало, и быстро начали возникать элементы капиталистического строя.В южной группе колоний, где выращивались сахарный тростник, хлопок, табак, экономика основывалась на рабовладении. Экономика северной группы колоний, где начали развиваться фермерские хозяйства и мануфактуры, стала быстро приобретать капиталистический характер. С развитием капитализма, постепенным складыванием в колониях единого рынка и усилением экономических связей между колониями формировалась североамериканская нация.Правительство Англии рассматривало колонии как источник сырья и рынок сбыта для английской промышленности и проводило политику сдерживания их промышленного развития. 2. Американская революция и Деклараций независимости Американская революция началась как национально-освободительное движение, переросшее затем в войну за независимость. Особенность этой революции в том, что она была одновременно национально-освободительным, национально-объединительным и антифеодальным движением. В 1774 г. в Филадельфии собрался Первый континентальный конгресс представителей колоний, который призвал к бойкоту английских товаров и в то же время попытался добиться компромисса с метрополией, составив петицию к королю, в которой колонисты просили прекратить притеснения и не давать повода к разрыву с короной. В ответ английское правительство начало военные действия.В мае 1775 г. открылся Второй континентальный конгресс. Он предложил всем колониям создать новые правительства взамен колониальных властей, констатировал состояние войны с Англией и принял решение о создании регулярных вооруженных сил. Главнокомандующим американской армией был назначен Дж. Вашингтон. Каждая колония объявила себя независимой республикой — штатом. Началась борьба за независимость.4 июля 1776 года Третий континентальный конгресс принял носившую революционный характер Декларацию независимости. Декларациия объявляла об окончательном прекращении государственной зависимости от метрополии и образовании независимых Соединенных Штатов Америки. Это был первый в истории государственно-правовой документ, формально провозгласивший принцип национального суверенитета и признавший за народом право на революцию.3. Образование конфедерации В войне за независимость стала очевидной необходимость консолидации штатов, и в 1781 г. конгрессом из представителей штатов были утверждены «Статьи о конфедерации».Согласно данному документу штаты вступали в «вечный союз» — конфедерацию, именуемую Соединенными Штатами Америки. Каждый штат сохранял свою независимость и все права, за исключением тех, которые передавались конфедерации в лице ее органов. Штаты брали на себя обязательства взаимной помощи и невмешательства в дела друг друга. Их граждане наделялись торговыми и промышленными привилегиями и льготами в равной степени во всех штатах, правом свободного выезда и въезда.Для ведения общих дел Соединенных Штатов формировался Конгресс, состоящий из делегатов, ежегодно избираемых в каждом штате числом 2-7 человек. Конгрессу предоставлялось право заключать международные договоры, решать вопросы войны и мира, распоряжаться средствами, собранными штатами, для военных расходов, утверждать назначения командного состава армии..Учреждение конфедерации содействовало объединению сил страны в войне за независимость и обеспечило ее победоносное завершение. Полная независимость США была признана Великобританией в 1783 г. подписанием Версальского мирного договора. 4. . развитие США во второй полов. XIX вв Когда население вновь осваиваемой территории достигало определенной численности, Конгресс США объявлял ее автономной. Через некоторое время автономия получала право на реорганизацию в штат при условии введения республиканской формы правления, признания Конституции и других конституционных законов США. В процессе острой политической борьбы в Соединенных Штатах Америки образовались партии федералистов и республиканцев Федералисты (политическая группировка, возглавляемая А. Гамильтоном) выражали интересы промышленного Севера — крупной торговой буржуазии, банкиров, крупных землевладельцев. Они выступали за принцип усиления централизованной власти и ограничения буржуазно-демократических свобод.Республиканцы опирались на рабовладельческие штаты Юга — на плантаторов, фермеров, сельских предпринимателей, городскую мелкую буржуазию. Требовали облегчить фермерам доступ к земле, демократизировать конституцию, предоставить штатам более широкие права. Во внеш. политике ориентировались на поддержку революционной Франции. С начала 30-х гг. в США развернулось массовое общенациональное движение аболиционизма — движение за немедленную отмену рабства. Президент Авраам Линкольн решился на издание декларации об освобождении негров и так называемого гомстед-акта, по которому каждому желающему было предоставлено право занять участок величиной в 160 акров за счет неосвоенных земель Запада.Боевые действия северян в 1864 — 1865 гг. носили решительный и маневренный характер. К лету 1865 г. войска южан были разгромлены, и Конфедерация южных штатов прекратила свое существование. В феврале 1865 г. Конгресс принял Тринадцатую поправку к Конституции, отменявшую рабство по всей стране. В 1866 году принимается Четырнадцатая поправка, по которой негры наделяются гражданскими правами. Всякий, кто родился в США или был натурализован, признавался гражданином США и того штата. Где он проживал. Поправка запрещала штатам ущемлять, ограничивать права граждан, лишать их жизни, свободы, собственности без надлежащего судопроизводства. За отказ выполнять положения поправки число депутатов от штата в палате представителей могло быть уменьшено.

Добавить комментарий