Конституционное регулирование политических отношений

Система политических отношений – это система институтов (государственных учреждений, политических партий, общественных организаций), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть, закрепляемая нормами конституционного права. Важнейшими элементами политической системы являются: 1) политические учреждения или институты, образующие механизм осуществления политической власти; 2) политический процесс; 3) политический режим; 4) политическая культура. Все они подвержены конституционному регулированию.

1) Политическая власть. Политические отношения, образующие в своей совокупности политическую систему, – это отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе, концентрированным выражением которой является государственная власть. Власть – это такое общественное отношение, которое характеризуется способностью и возможностью одних людей или групп (властвующих) добиваться осуществления своей воли другими людьми или группами (подвластными). Данное отношение наблюдается в самых различных общностях людей – от всего общества в целом до семьи. В семье, дружеской компании власть лидера никак не оформлена и опирается исключительно на его личный авторитет. В коммерческой фирме, власть главы ее получает известное оформление и опирается на его долю в капитале.

Политическая власть – это власть определенной группы людей (элиты) над всем обществом, характеризуемая использованием в случае неповиновения насильственных принудительных средств. Осуществляется политическая власть через посредство ряда политических институтов. Главный из них – это государство, власть которого легитимно (законно) распространяется на всех. В демократических странах важным институтом является и система местного самоуправления.3 Государство и система местного самоуправления в совокупности своей суть институты публичной власти. В осуществлении политической власти участвуют также правящие партии и близкие к ним иные общественные объединения. Велико такое воздействие и со стороны средств массовой информации.

Все эти институты образуют институциональный костяк по­литической системы – механизм осуществления политической власти. Политические институты и нормы, регулирующие отношения между этими институтами, признаются в качестве компонентов политической системы. Институты – это структурная характеристика политической системы, а нормы отношений – функциональная. Правовой статус институтов и правовые нормы отношений между ними в той или иной степени входят в предмет конституционного права.

2) Политический процесс. Это явление мы можем определить как порядок функционирования политической системы, ее институтов, включая взаимоотношения между ними. Понятие «политический процесс» охватывает самые различные формы, способы и направления политической деятельности самых различных субъектов. Регулируется он как нормами права (прежде всего конституционного), так и разнообразными писаными и неписаными неправовыми нормами (корпоративными нормами – уставами и другими документами партий, иных общественных объединений, обычаями, традициями, этико-моральными нормами и др.), а подчас и вообще ничем не регулируется, протекает спонтанно, непредсказуемо.

Толчок политической деятельности людей и их групп дают их социальные потребности. Будучи осознаны, эти потребности превращаются в интересы. Как только субъект осознает, что для удовлетворения интереса необходимо какое-то использование публичной власти, а для этого на нее нужно соответствующим образом воздействовать, интерес приобретает политический характер. Из совокупности такой деятельности субъектов политической жизни и складывается общий политический процесс.

Конституционно-правовое регулирование получает преимущественно та часть политического процесса, в которой прямо участвуют носители публичной власти. Политический процесс в этой части становится процессом юридическим и имеет четко выраженные стадии. В качестве примера можно привести институты конституционного права – избирательный процесс, законодательный процесс, административный процесс, бюджетный процесс.

3) Политический режим. Этим понятием обозначается система приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власти в обществе. Политическим режимом обусловливается присущий тому или иному периоду жизни страны порядок политических отношений, степень политической свободы, образ правления. Это функциональная характеристика власти. Она отражается на правовых формах государства и его отношениях с обществом и отдельным человеком. В основе классификации политических режимов лежит тот или иной тип взаимоотношений политической элиты и населения, т.е. степень фактического влияния населения на политическую власть. Политические режимы делятся на демократические и недемократические. В свою очередь, недемократические подразделяются на тоталитарные (фашистские, расистские, военно-диктаторские, конституционно-авторитарные и др.), и авторитарные (конституционно-патриархальные, клерикальные, самодержавные, военные и др.) режимы. Более подробно политические режимы будут рассмотрены в связи с государственными режимами.

4) Политическая и правовая культура. Культура общества вообще представляет собой единство материальных и духовных сторон его жизни. Это в полной мере относится к политической и правовой культуре как проявлениям общей культуры общества в определенных сферах жизни. Материальная культура в нашем случае – это предметы, созданные или приспособленные для функционирования политических и правовых институтов (вряд ли можно представить парламент, действующий вне специального здания, где есть залы для заседаний, оборудование и т.п.). Но материальная культура в данной сфере имеет все же подчиненное значение. Главное – культура духовная, высокоразвитое политическое и правовое сознание. Выделяются два уровня этого сознания. Верхний уровень – это политическая и правовая идеология, то есть система знаний и представлений о политике и праве и о тех образцах политического и правомерного поведения, которым надлежит следовать, если разделять систему определенных общественных ценностей, например, стремиться к демократическому функционированию власти, обеспечению реальности прав и свобод человека и гражданина и т.д. Нижний уровень – это политическая и правовая психология, которая непосредственно определяет поведение людей (наряду, разумеется, с внешними факторами). Между обоими уровнями существует взаимозависимость, но применительно к отдельным людям и их группам часто наблюдается противоречие. Человек считает себя демократом, знает, как нужно действовать демократическим образом, однако если такой образ действий ему почему-либо неудобен, кажется неэффективным, то, сознавая ценность демократии, он готов поступиться ею в конкретном деле, оправдывая себя тем, что в конечном счете действует на благо людей, а значит и демократии. В правовой сфере можно привести еще более примитивный пример: человек знает, что красть нельзя, в принципе согласен с этим, однако для себя в конкретном случае допускает исключение. Таких, у кого идеология и психология ориентированы несовпадающим образом, часто оказывается и большинство.

Особенно опасно, когда в руках такого человека с раздвоенным сознанием оказываются публично-властные полномочия. При их реализации он склонен часто нарушать права других субъектов отношений, и тем дискредитировать эту власть, подрывая доверие к ней. Недоверие же общества к публичной власти чревато опасностью разрушения правопорядка и гибели самого общества. Поэтому политическая и правовая культура развитых обществ всегда предусматривает систему институциональных и нормативных гарантий от возможного злоупотребления властью, люди в политическом и правовом отношении настолько культурны, что в любой момент готовы оказать противодействие такому злоупотреблению.

Эти два понятия тесно связаны между собой. Государство — составная часть политической системы, в которую входят также политические институты и учреждения (партии, общественные организации с политическими целями, группы давления). Государственные органы формируются и функционируют в тесном взаимодействии с другими компонентами политической системы, поскольку эта система выражает политические отношения в обществе, связанные с властью (ее достижением, удержанием или использованием).

Конституционное право и политическая система — это не одно и то же. Правовые отношения — только часть политических отношений, однако часть центральная. Институт гражданских прав и свобод, например, создает решающее условие для деятельности политических организаций, их борьбы за власть. Право устанавливает порядок, в рамках которого выражают себя основные политические силы. Политика должна подчиняться праву.

Наконец, через нормы конституционного права реализуется определенный общественный консенсус, в котором заинтересованы все конструктивные субъекты политических отношений, вся политическая элита. Легитимность власти нужна всем, кто всерьез думает о ее завоевании.

Но конституционное право все же не дает полного ответа на вопрос о том, кто и как правит в той или иной стране. Нормы этого права сами по себе как бы безжизненны, они оживают только тогда, когда входят в соприкосновение с политической динамикой. О некоторых правовых нормах участники политических баталий иногда не вспоминают годами, но, когда возникает острая политическая ситуация, забытая норма играет спасительную роль, удерживая стороны от внеправовых приемов. Довольно часто в истории бывало и так, что политический режим превращал конституционное право в пустую формальность. Поэтому изучение конституционного права должно дополняться изучением политической системы во всей ее сложности, т. е. науки политологии.

Понятия государственного строя и политической системы часто синтезируют в понятие «политический строй». Это неюридическое понятие, оно может использоваться только в публицистике.

Важнейший элемент конституционного права — форма правления. Хотя она далеко не безразлична для участников политических отношений, все же не отражает конкретных методов и способов осуществления власти, которые в своей совокупности образуют политический режим. В стране могут быть все атрибуты демократической государственности: провозглашенные права и свободы, парламент, президент, ответственное правительство, но если политический режим представляет собой грубую диктатуру, то демократические институты превращаются в фикцию. Формы правления, таким образом, будь то парламентская республика или парламентарная монархия, президентская республика или конституционная монархия, сами по себе не свидетельствуют о большей или меньшей демократии.

Об этом также не свидетельствует политическая система, которая может строиться и на многопартийности, и на традициях политической культуры и т. д., но по существу только обслуживать фактическую диктатуру. Только однопартийная политическая система всегда и безусловно антидемократична.

Известны три основных вида политического режима: демократический, авторитарный и тоталитарный.

Демократический режим характеризуется соблюдением конституционной законности, наличием реальной возможности для всех граждан пользоваться своими правами и свободами во всей их полноте, многопартийностью, свободной прессой, отсутствием узаконенной дискриминации, независимым правосудием и т.п.

Демократический режим способствует превращению конституционного права в прочный каркас общественного порядка и реальную гарантию развития политической динамики без применения насилия.

Авторитарный режим подчиняет конституционный механизм принятия государственных решений олигархии, концентрирует власть в руках фактического диктатора, расширяет полномочия исполнительной власти, делая ее бесконтрольной и неподотчетной. Устанавливается контроль за поведением всех слоев населения, гражданские права и свободы сводятся на нет. В этом случае конституционный порядок сменяется режимом личной власти,

фактическим доминированием силовых структур.

Тоталитарный режим сопровождается грубыми репрессиями, контролем над мыслями, полной ликвидацией оппозиции и свободной прессы. Сверхцентрализация власти порождает вождизм, фактическую ликвидацию парламентских учреждений и независимого суда. Конституционное «право» при таком режиме лишь оформляет диктатуру одной партии.

Указанные три основных вида политического режима не являются исчерпывающими, поскольку существует множество промежуточных видов. Но в любом случае они оказывают большое влияние на конституционное право, определяя степень реальности его норм.

Политическая система тесно взаимодействует с избирательной, которая устанавливается конституционным правом. Как правило, избирательная система приспосабливается к партийной системе (двух-, многопартийной), отказывая в поддержке малым партиям, создавая скрытые привилегии для крупных, закрепляя возможность для заключения межпартийных блоков на выборах и т. д. Но избирательная система не только сама приспосабливается, но и оказывает влияние на партийную систему, заставляя порой малые партии покидать политическую арену из-за бесперспективности проведения своих кандидатов в представительные органы. Конституционное право регулирует определенные стороны деятельности политических партий и общественных организаций, например их финансы.

Наконец, характер политической системы накладывает отпечаток на внутреннюю организацию парламентов, правительств, местных органов государственной власти. Конституционное право, кроме того, регулирует деятельность лоббистских организаций в парламентах.

Существуют и другие формы взаимодействия конституционного права с политической системой, они в немалой степени определяют политическую динамику в каждой стране, объясняют причину глубокой заинтересованности всех политических сил в развитии конституционного права.

Глава 2. Источники и система конституционного права

Вернуться к списку статей по юриспруденции

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРЕДМЕТЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
    М.А. КОНДРАТЬЕВА
    Конституционное право имеет особые черты, выделяющие его среди других отраслей в системе права. Оно теснее всех других отраслей связано с политикой, властью, политическими отношениями <1>. В немецкой, как и в российской юридической литературе, часто конституционное право определяется как политическое право (politisches Recht) <2>, которое создает правила политических действий и решений <3>.
    ———————————
    <1> См., например: Еременко Ю.П. Предмет российского конституционного права. Ростов-на-Дону, 1996. С. 23; Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002. С. 101; Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. М., 2006. С. 14 — 16, 18 — 19; Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник. 6-е изд., изм. и доп. М., 2007. С. 15; Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судейское право. М., 2007. С. 58; Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. курс: В 2 Т. Т. 1. 4-е изд. М., 2010. С. 21 — 22.
    Подобный подход развит также в немецкой юридической литературе в отношении роли и места конституционного права Германии. См., например: Limbach J. Das Bundesverfassungsgericht. Geschichte-Aufgabe-Rechtsprechung. Heidelberg, 2000. S. 14; Ooyen R., Mollers M. Das Bundesverfassungsgericht im politischen System. Wiesbaden, 2006. S. 295.
    <2> См., в частности: Burchardt D.O. Grenzen verfassungsgerichtlicher Erkenntnis zur Prozeduralitat der Verfassungsnormativitat. Berlin, 2004. S. 24.
    <3> Hesse K. Grundzuge der Bundesrepublik Deutschland. Neudruck der 20. Aufl. Heidelberg, 1999. S. 13.
    Во многом это объясняется тем, что «все существенные отношения в обществе концентрируются и выносятся на уровень политики» <4> и таким образом становятся политическими отношениями, основным содержанием предмета конституционного права, а политика включается в число главных объектов конституционно-правового регулирования. При таком подходе политика понимается как деятельность государства, его органов, граждан, политических партий, иных общественных объединений, характеризуемая их взаимодействием и связанная с организацией и осуществлением власти, которая реализуется, в частности, в процессе управления общественными и государственными делами в наиболее значимых сферах. В связи с особой значимостью для общества и государства политические отношения можно рассматривать в качестве основополагающих, в целом характеризующих конституционный строй, поэтому они формализуются в конституции, законах и других источниках, содержащих нормы конституционного права.
    ———————————
    <4> Чиркин В.Е. Об объекте конституционного регулирования // Государство и право. 2005. N 4. С. 7.

    В предмете конституционного права политические и социальные отношения нельзя рассматривать как абсолютно независимые друг от друга, потому что в чистом виде они существуют лишь теоретически. Если, например, парламентом принимается закон, то это действие и его результат следует определить как политические. При этом такой закон может касаться только социальных вопросов, регулировать социальные отношения. Вместе с тем социальные группы, с какими бы целями они ни были созданы, почти всегда сталкиваются с политикой <5>. Поэтому можно сказать, что в его предмете сочетаются политические и неполитические отношения, и те и другие связаны с политикой, властью, но эта связь является различной. Например, социальные, экономические отношения входят в предмет конституционного права в той части, в какой они касаются обеспечения деятельности органов государственной власти, а также создания гарантий прав и свобод человека и гражданина.
    ———————————
    <5> См.: Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2003. С. 220.
    Применительно к характеристикам и задачам государства в правовой литературе по-разному раскрывается смысл понятия «политический». В широком смысле политическим называется все то, что относится к государству, поэтому вся государственная деятельность есть деятельность политическая. В узком смысле при противопоставлении политических задач культурным, социальным со словом «политический» связывается представление об отдельном направлении этой деятельности, имеющей целью сохранение и укрепление государственной организации <6>. Таким образом, выделяется особая политическая область, которая наиболее близко связана с государственной властью, действиями и решениями ее органов, что находит закрепление в нормах конституционного права.
    ———————————
    <6> См.: Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 2004. С. 86.
    В широком смысле почти все отношения в обществе и государстве испытывают воздействие власти, которое оказывается ею непосредственно при функционировании властных структур и опосредованно в качестве обеспечительных мер при включении человека, институтов общества. Так, личные права и свободы непосредственно не относятся к политической сфере, но всегда гарантируются деятельностью государства, и в этом смысле они связаны с политикой.
    Вообще право создается властью, формирующей политику. Вместе с тем право закрепляет основные правила для власти, в том числе пределы функционирования, формы ее организации. Справедливо отмечается, что конституция не устанавливает точку равновесия, ее нахождение является вопросом политики <7>.
    ———————————
    <7> См.: Валадес Д. Конституционные проблемы правового государства. М., 2009. С. 77.
    Соответственно представляется логичным выделение именно в предмете конституционного права такого вида политических отношений, как властеотношения <8>. В юридической литературе существуют различные определения понятия властеотношений, однако следует выделить два основных подхода в их рассмотрении.
    ———————————
    <8> См., например: Кокотов А.Н. Конституционное право в российском праве: понятие, назначение и структура // Правоведение. 1998. N 1. С. 19; Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. М., 2006. С. 15.
    При узком подходе властеотношения определяются как отношения, связанные с господством и управлением, где одна сторона — управляющие, а другая — управляемые, подчиненные, а основной ресурс — власть <9>. Это отношения властвования. Так, «в ходе функционирования власти неизбежно возникают особые отношения между властвующим и подвластным субъектами. В этих властеотношениях происходит навязывание воли властвующего воле подвластного» <10>.
    ———————————
    <9> См., например: Волков П.В. Теоретико-правовые проблемы федерализма: федеративные властеотношения: Дис. … канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2004. С. 130.
    <10> Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование // Правоведение. 1992. N 2. С. 4.
    При более широком подходе властеотношения рассматриваются не только как «отношения «властвования», предполагающие соподчинение вступающих в них субъектов. К ним также следует причислить и иные отношения, в частности:
    — отношения по поводу власти (например, принадлежность, организация, территориальные границы власти);
    — отношения, связанные с взаимоотношениями с властью (например, участие граждан в осуществлении власти, посредством их политических прав, различные формы контроля народа за властью);
    — отношения, касающиеся ограничения власти» <11>.
    ———————————
    <11> Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М., 2001. С. 20 — 21.
    Такой широкий подход к властеотношениям предопределяет роль конституционного права в регулировании государственной власти. Власть в таких отношениях представляет собой основной объект и необходимое условие их существования, развития. Вместе с тем можно уточнить приведенное понятие властеотношений в той части, в которой блок отношений по поводу власти и блок отношений, касающихся ограничений власти, относятся к властеотношениям. Оба эти блока действительно самым непосредственным образом связаны с устройством, организацией власти. Однако блок отношений, связанных с взаимоотношениями с властью, в большей мере характеризует осуществление власти, а не ее организацию, и поэтому отношения, которые в него входят, могут быть определены не как властеотношения, а как политические отношения в широком смысле слова.
    В целом политические отношения — это сфера деятельности, которая связана с организацией, осуществлением власти, в частности с процессом управления делами общества и государства в жизненно важных сферах. При этом во властеотношениях закладываются «каркас» власти, принципы и модели принятия властных решений, все это служит базой для всего комплекса политических отношений в государстве. Правовое закрепление властеотношений влияет на регулирование всех политических отношений, составляющих предмет конституционного права. Во властеотношениях складываются структура, система органов государственной власти, порядок их формирования — все это определяет формы, механизмы политической деятельности. Например, такие конституционные принципы, как демократизм, разделение властей, оказывают регулятивное воздействие в равной мере на процессы организации и осуществления государственной власти.
    Так, демократические основы управления связаны с такой важной конституционной характеристикой властеотношений, как народовластие. Это проявляется в том, что согласно ст. 3 Конституции единственным источником власти в РФ является народ. В частности, народ управляет государственными делами через выбранных депутатов Государственной Думы РФ. В соответствии с Законом от 8 мая 1994 г. депутат Государственной Думы РФ — это представитель народа, уполномоченный осуществлять законодательные и иные полномочия (ч. 2 ст. 1) <12>. В свою очередь, депутаты, получившие народный мандат, должны осуществлять работу с избирателями и главное — поддерживать с ними постоянную связь.
    ———————————
    <12> Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в редакции Закона от 12 мая 2009 г. N 94-ФЗ) // СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 74; 2009. N 20. Ст. 2391.
    Сочетание, взаимодействие процессов организации и осуществления государственной власти имеет место также на уровне субъектов РФ. Так, принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 Конституции, с одной стороны, определяет систему органов государственной власти в субъектах РФ, регулируя властеотношения, а с другой — особенности политической деятельности, т.е. осуществление власти. При этом в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» подчеркивается, что такое разделение государственной власти обеспечивает сбалансированность полномочий и исключение сосредоточения всех полномочий в ведении одного органа (ст. 1) <13>. Таким образом, подобная организация власти в субъектах РФ влияет на ее осуществление, задавая необходимые векторы развития и являясь важной гарантией от монополизации власти одним или иным видом органов.
    ———————————
    <13> Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции Закона от 17 декабря 2009 г. N 326-ФЗ) // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005; 2009. N 51. Ст. 6163.
    Можно сказать, что в широком смысле не существует общественных отношений, на которые государственная власть не оказывала бы влияние. Это объясняется тем, что государство, используя власть как инструмент, реализует управленческую функцию во всех сферах общественной жизни. Таким образом, предмет конституционного права включает политические отношения, в частности «отношения государственного властвования… а иные отношения получают в нем свое политическое опосредование» <14>. Конституционно-правовые отношения предопределены политическими условиями в обществе и государстве, а их возникновение, содержание и реализация во многом обусловлены политикой.
    ———————————
    <14> Еременко Ю.П. Предмет российского конституционного права. Ростов-на-Дону, 1996. С. 23.
    Следует отметить, что политические отношения могут составлять также предмет других отраслей российского права (административного, финансового, международного и т.д.). Вместе с тем властеотношения, возникающие в связи с установлением основных принципов организации государственной власти и деятельности по принятию властных решений, входят только в предмет конституционного права.
    Регулирование в конституционном праве властеотношений связано в значительной степени с политической функцией конституции, в которой всегда находят закрепление основополагающие принципы организации государственной власти. Однако со временем и изменениями конкретных исторических условий принципы, определяющие организацию власти и порядок формирования органов государственной власти, тоже меняются, что во многом объясняется идеологическим влиянием на характер власти. Можно сказать, что конституции, принятые на различных исторических этапах развития общества и государства, как правило, содержат нормы, которые закрепляют властеотношения, делая это по-разному. Например, Конституция РСФСР 1978 г. и Конституция РФ 1993 г. включают нормы, определяющие организацию власти, властеотношения. Но в Конституции 1978 г. закреплен принцип демократического централизма, а Конституция 1993 г. содержит принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Эти принципы по-разному выстраивают политические отношения, включая формирование, функционирование его органов, их взаимодействие между собой.
    При анализе политических отношений важно рассмотреть некоторые формы участия в них органов государства и тем самым охарактеризовать в определенной мере содержание таких отношений. Вообще политические отношения складываются между органами государства, между гражданами и государством, политическими партиями между собой и государством в связи с реализацией государственной власти <15>. Что же касается участия органов государства в политических отношениях, особенно в связи с их ролью, отводимой в процессе организации и реализации власти, то важным признаком является их участие в «образовании государственной воли» <16>, которое можно рассматривать в качестве критерия, определяющего меру включения органов государства в политические отношения. В основном они участвуют в «образовании государственной воли» посредством принятия властных решений в процессе своей деятельности. Иными словами, они осуществляют согласованную управленческую деятельность в основных сферах общественной и государственной жизни в соответствии с основами конституционного строя.
    ———————————
    <15> См., например: Автономов А.С. Правовая онтология политики: к построению системы категорий. М., 1999. С. 49; Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. М., 2008. С. 339.
    <16> Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 2004. С. 177.
    Так, Президент РФ как глава государства наиболее полно участвует в «образовании государственной воли»: определяет основные направления внутренней и внешней политики (ч. 3 ст. 80 Конституции), обращается к Федеральному Собранию РФ с ежегодными посланиями о положении в стране (п. «е» ст. 84). Президент РФ, осуществляя эти конституционные полномочия, обеспечивает единство государственной власти в условиях ее функционального разделения и устойчивость всего процесса управления.
    Федеральное Собрание РФ, реализуя законодательную функцию, «является одним из главных центров выработки политики, выражаемой в законах» <17>, и в этом качестве участвует в «образовании государственной воли».
    ———————————
    <17> Научно-практический комментарий к Конституции РФ / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2001. С. 409, 434.
    Правительство РФ как высший орган исполнительной власти также включается в этот процесс посредством управленческой деятельности в основных сферах общественной жизни в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, а также его посланиями. Поэтому основные полномочия Правительства РФ состоят в организации реализации внутренней и внешней политики, а также в регулировании в социально-экономической сфере (ст. 13) <18>. Этому способствуют разработка и утверждение, одобрение Правительством РФ политических документов программного, идеологического характера (например, концепций, доктрин, стратегий). Значение таких политических документов заключается в том, что они используются как концептуальная база для правотворчества и способствуют согласованной правоприменительной деятельности.
    ———————————
    <18> Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в редакции ФКЗ от 30 декабря 2008 г. N 8-ФКЗ) // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 2009. N 1. Ст. 3.
    Таким образом, субъектами политических отношений, во многом урегулированных нормами конституционного права, становятся органы государства, осуществляющие управление жизнедеятельностью общества и государства, участвующие в «образовании государственной воли».
    Итак, предмет конституционного права соприкасается с политикой, подвержен политическому влиянию, при этом он в основном состоит из политических отношений, часть которых — это всегда властеотношения. Его главным источником является конституция, которая сочетает в себе правовые и политические начала, это выражается в том, что она «прямо закрепляет основы государственной политики» <19> и выступает регулятором политической деятельности в обществе и государстве.
    ———————————
    <19> Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение. 1997. N 4. С. 13.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Добавить комментарий