Конституционные гарантии предпринимательства

Система гарантий предпринимательского права представляет собой общие принципы права и специальные конституционные принципы, которые

направлены на юридическую защиту предпринимательской деятельности и свободу предпринимательства.

Общие принципы предпринимательского права:

1) правовое государство;

2)уважение основных прав и фундаментальных свобод человека;

3) формальное равенство;

4)справедливость;

5) соразмерность.

Специальные конституционные принципы:

1) единство экономического пространства;

2)свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

3) поддержка свободной конкуренции;

4)признание частной собственности;

5) юридическое равенство всех форм собственности.

Частноправовые гарантии предпринимательской деятельности:

1)формальное равенство участников предпринимательских отношений;

2) свобода договора;

3) обязательность выполнения участниками экономического оборота принятых на себя обязательств;

4) неприкосновенность собственности предпринимателя;

5) недопустимость произвольного вмешательства

в частные дела предпринимателя со стороны других лиц и государства;

6) необходимость обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты.

Система правовых гарантий, кроме общих принципов права и экономических свобод, устанавливает, также субъективные права субъектов предпринимательства, которые являются выражением экономических свобод и защищают конкретные интересы предпринимателей.

Государством обеспечивается равное для всех субъектов предпринимательской деятельности право доступа на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий независимо от собственности и их организационно-правовых форм.

В соответствии с законодательством, учредительными документами, договорными обязательствами, правовыми гарантиями обеспечивается возможность

предпринимателей самостоятельно распоряжаться имуществом предприятия, определять объемы производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль, страховать предпринимательские риски, не допускать монопольного положения на рынке отдельных предприятий и их объединений и недобросовестной конкуренции.

Гарантии предпринимательства образуются комплексом организационных мер государства по реализации субъективных прав предпринимателей, которые включают:

1) контроль со стороны органов государства над соблюдением законодательствао предпринимательской деятельности;

2) применение мер принуждения к правонарушителям;

3) предоставление предпринимателям возможности

защиты своих прав и интересов в суде;

4)обновление и совершенствование нормативной базы предпринимательства;

5)создание необходимой инфраструктуры рынка и необходимых условий;

6)устранение административных и иных препятствий для развития предпринимательства;

7) обеспечение стабильности в деятельности рынков;

8)недопущение недобросовестной конкуренции;

9) экономическую, научно-техническую, правовую поддержку предпринимательской деятельности и др.

Конституционные гарантии предпринимательской деятельности

Под Конституционными основами предпринимательской деятельности понимаются основополагающие конституционные нормы, которые формируют необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности; предопределяют содержание, условия и порядок ее осуществления; обеспечивают право на предпринимательскую деятельность соответствующими гарантиями. Эти конституционные нормы: выражают определенные концепции правового регулирования; закрепляют конституционные принципы; определяют правовой статус предпринимателя, включающий его права, обязанности, ответственность, свободы и интересы, а также устанавливают их гарантии.

Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. 26.01.2009. N 4. Ст. 445. определяет фундамент права и имеет высшую юридическую силу в иерархии правовых актов в нашей стране, законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Поэтому юридически гарантированные Конституций Российской Федерации основы предпринимательства не могут быть изменены или нарушены ни одним правовым актом, принятым в России на федеральном, региональном, муниципальном или локальном уровне.

Конституция Российской Федерации, как свод важнейших юридических норм, регулирующих отношения между государством и личностью, не может не регламентировать отношения в сфере экономики. Основной закон содержит ряд важных нормативных положений, которые в совокупности составляют конституционные гарантии предпринимательства в современной России. Конституционные гарантии предпринимательской деятельности можно разделить на две группы: относящиеся к основам конституционного строя и относящиеся к правам и свободам человека и гражданина.

Особенность конституционного строя, сформулированная в главе 1 Конституции Российской Федерации, состоит в том, что правовые нормы составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Основам конституционного строя не могут противоречить также действия и решения должностных лиц, государственных и муниципальных органов, граждан и их объединений.

Среди конституционных гарантий предпринимательства, относящимся к Основам конституционного строя, можно выделить следующие:

— гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч.1 ст. 8 Конституции Российской Федерации);

— признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции российской Федерации);

— земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9 Конституции российской Федерации).

Конституция Российской Федерации исходит из принципа независимости прав и свобод человека от произвола государства. Российское государство, зафиксировав права человека и гражданина в Конституции Российской Федерации, обязуется через деятельность органов законодательной и исполнительной власти, судов, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту. См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации. Изд. 2-е, доп. и перераб. / отв. Ред. Л.А. Окуньков. М.: БЭК, 2010. С.6Конституционные гарантии предпринимательства, относящиеся к правам и свободам человека и гражданина, в зависимости от их целевой направленности можно, в свою очередь условно разделить на три группы — основные, вспомогательные, обеспечительные (или защитные) Тихомиров М.Ю. Индивидуальный предприниматель. Правовое положение и виды деятельности. (4-е изд. с изм. и доп. — М.: Тихомиров М.Ю., 2010.С-10.

К первой группе можно отнести следующее:

— каждый вправе свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности

(ч.1 ст.34 Конституции Российской Федерации);

— право частной собственности охраняется законом (ч.2 ст. 35 Конституции Российской Федерации);

— каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч.2 ст.35 Конституции Российской Федерации);

— никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч.3 ст.35 Конституции Российской Федерации);

— законы, устанавливающие новы налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. При этом каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст.57 Конституции Российской Федерации);

— право наследования гарантируется (ч.4 ст.35 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. 26.01.2009. N 4. С т. 445.).

Вторую группу образуют права и свободы, способствующие надлежащей и полной реализации конституционных гарантий правовой группы:

— свобода мысли и слова (ч.1 ст.29 Конституции Российской Федерации);

— право свободно передвигаться на территории Российской Федерации, свободно выезжать за ее пределы; право гражданина свободно возвращаться в Российскую Федерацию;- право граждан России обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33 Конституции Российской Федерации). Третья группа:- государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется (ч.1ст.45 Конституции Российской Федерации); — каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенные законом (ч.2 ст.45 Конституции Российской Федерации);

— каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации);

— решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде (ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации);

— каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч.3 ст.46 Конституции Российской Федерации);

— каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) государственной власти или их должностных лиц (ст.53 Конституции Российской Федерации).

На рассмотренных выше конституционных положениях базируется система нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность и правовое положение ее участников (индивидуальных предпринимателей) в Российской Федерации. Из этого следует, что совокупность указанных конституционных гарантий предпринимательской деятельности юридически обеспечивает стабильность основ предпринимательства в стране. По мнению известного экономиста профессора Е. Ясина, являющегося убежденным сторонником идеи государственно-частного партнерства, крайне важно, чтобы взаимоотношения между бизнесом и государством основывались на доверии и не сопровождались какими-либо прецедентами давления. Сегодня же, похоже, бизнес переживает глубокое недоверие к власти. См.: Ясин Е. Вскладчину с государством // Российская газета. 2004. № 3631 К сожалению, сегодня же еще рано говорить о полной трансформации России в государство, основанное на верховенстве закона и обеспечивающее гражданам всеобъемлющие гарантии прав и свобод человека. Не случайно многие авторитетные юристы, осознавая необходимость судебной реформы, в последнее время все чаще призывают к решению более масштабной задачи — осуществлению правовой реформы в России, которая еще никогда не проводилась в отечественной истории.

Так, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин целью правовой реформы считает создание системных предпосылок для того, чтобы Россия, наконец «взяла правовой барьер», т.е. полностью состоялась как правовое и одновременно справедливое государство. В качестве трех главных задач и одновременно направлений правовой реформы он видит: а) правовую трансформацию российского общества; б) трансформацию и стабилизацию системы права; в) реализацию жесткой и устойчивой системы правоприменения, гарантирующей доступ граждан к правосудию и обеспечению своих прав и свобод. При этом правовая реформа включает в себя судебную реформу, вопросы системы и содержания законодательства, юридического образования, правосознания населения и корпоративного самосознания юридического сообщества См: Зорькин В.Д. Тезисы о правовой реформе России. // составитель П.Д. Баренбойм.- М.: изд. Тихомирова М.Ю., 2004. С.-7. На сегодняшний день необходимо обеспечить политические, юридические и экономические условия стабильного развития национального права и экономики, формирования у предпринимателей и других граждан уверенности в завтрашнем дне. Важно, в частности, прекратить порочную практику внесения бесчисленных изменений и дополнений в действующие законодательные акты. Для этого целесообразно больше работать над концепциями будущих законов, тщательно, взвешенно и детально обсуждать и качественно дорабатывать законопроекты с точки зрения их содержания, экономического обеспечения, социальных последствий, предотвращения коллизий, а также юридической техники. Представляется, что законопроект должен выноситься на голосование лишь после всесторонней оценки его качества и исправления спорных положений с учетом мнения не только большинства, но и меньшинства депутатов Государственной Думы.

Основные принципы предпринимательского права

Свобода предпринимательской деятельности — основополагающий принцип предпринимательского права. Этот принцип закреплен в ст. 8 Конституции РФ, в соответствии с которой в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности. Более конкретно данный принцип раскрывается в ст. 34 Основного закона: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Вместе с тем свобода предпринимательства не абсолютна; она может быть ограничена в общественных интересах. Одна из форм такого ограничения — лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности. В то же время без лицензии запрещается осуществлять определенные вида деятельности.

Свобода предпринимательской деятельности — это универсальный (интегрированный) принцип предпринимательского права. Он объединяет несколько самостоятельных принципов правового регулирования отношений в сфере предпринимательства (например, принцип свободы договора, дозволительный принцип, принцип свободы конкуренции).

Г. А Гаджиев считает, что свобода предпринимательской деятельности включает в себя в соответствии с Конституцией РФ в качестве составных элементов свободу:

  • выбирать род деятельности или занятий, свободу быть либо наймодателем-предпринимателем, либо нанимателем (ст. 37);
  • передвигаться, выбирать место пребывания и жительства — свободу рынка труда (ст. 27);
  • объединения для совместной экономической деятельности- выбора организационно-правовой формы предпринимательской деятельности и образования в уведомительном порядке различных предпринимательских структур;
  • иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, свободу владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами;
  • договора — заключать гражданско-правовые и иные сделки;
  • от незаконной конкуренции;
  • заниматься любой предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью в соответствии с принципом «разрешено все, что не запрещено законом».

Комплексный характер принципа свободы предпринимательской деятельности нашел отражение в решениях Европейского Суда справедливости в Люксембурге по конкретным делам. Под принципом свободы предпринимательства Европейский Суд подразумевает: 1) свободу выбора занятий или профессии; 2) свободу от незаконной конкуренции; 3) общую свободу совершать все то, что не запрещено законом.

В сравнительном плане интерес вызывает Хозяйственный кодекс Украины, отдельные статьи которого посвящены свободе предпринимательства. Так, ст. 6 Кодекса относит свободу предпринимательской деятельности к общим принципам хозяйствования. Статья 43 раскрывает содержание понятия «свобода предпринимательской деятельности». В соответствии с п. 1 названной статьи предприниматели имеют право без ограничений самостоятельно осуществлять любую предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом.

Статья 44 Хозяйственного кодекса Украины называет принципы предпринимательской деятельности. Среди них: свобода выбора предпринимателем видов предпринимательской деятельности; самостоятельное формирование предпринимателем программы деятельности, выбор поставщиков и потребителей производимой продукции, привлечение материально-технических, финансовых и других видов ресурсов, использование которых не ограничено законом, установление цен на продукцию и услуги; свобода распоряжения прибылью, оставшейся у предпринимателя после уплаты налога, сбора и других платежей, предусмотренных законом; самостоятельное осуществление предпринимателями внешнеэкономической деятельности и др. Как видно, хотя ст. 44 названа «Принципы предпринимательской деятельности», практически в ней речь идет о свободе предпринимательства как об основополагающем принципе.

Таким образом, под принципом свободы предпринимательства понимается основная идея, позволяющая и гарантирующая физическим лицам и их объединениям свободно принимать решение об использовании имущества, капитала или средств производства в целях создания собственного бизнеса, а также свободно осуществлять организацию предпринимательской деятельности.

Свобода договора — следующий принцип предпринимательского права. Данный принцип получил «легальную прописку» и в Конституции РФ, и в Гражданском кодексе РФ. Он (принцип) проявляется в следующем.

Во-первых, граждане и юридические лица свободны в заключении договора или отказе от его заключения. По общему правилу понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда такая обязанность предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Например, в силу п. 3 ст. 425 ГК коммерческая организация не вправе отказываться от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы.

Сторона, заключившая предварительный договор, не вправе уклониться от заключения основного договора (ст. 429 ГК). Кредитные банковские организации не имеют права отказать клиенту без достаточных оснований заключить договор банковского счета (ст. 845, 846 ГК). Предприятие-монополист не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случаях, установленных законом, и при условии, что госзаказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением госконтракта (п. 2 ст. 527 ГК). Перечень таких случаев можно продолжить.

Во-вторых, в свободе выбора типа и (или) вида заключаемого договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. В ст. 8 ГК такого рода договоры рассматриваются в качестве основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. Свобода договора дает возможность контрагентам заключить смешанный договор, включающий в силу п. 3 ст. 421 ГК элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами. В-третьих, в свободе в определении контрагентов заключаемого договора. В условиях рыночной экономики стороны свободны, самостоятельны в выборе партнеров — участников договорных отношений, за исключением случаев заключения договоров в обязательном порядке. Следует согласиться с мнением о том, что «гражданское законодательство связывает выбор партнера не только с действиями по заключению договора, но и с компетентным отказом от таких действий для того или иного претендента». Судебная практика также дает возможность сделать аналогичный вывод относительно свободы выбора партнера.

В-четвертых, стороны самостоятельно определяют условия заключаемого договора. Такой выбор относится, главным образом, к несущественным условиям, поскольку существенные условия определены законом или вытекают из вида договора. Правда, существенный характер условий договора могут установить сами контрагенты. Однако в тех случаях, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам (ст. 422 ГК). Важно отметить и другое положение: стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (смешанный договор).

Свобода договора не носит абсолютного характера. «Свобода договора могла бы стать абсолютной только при условии, если бы сам Кодекс и все изданные в соответствии с ним правовые акты состояли исключительно из диспозитивных и факультативных норм». Однако, как пишут М. И. Брагинский и В. В. Витрянский, такой путь повлек бы за собой немедленную гибель экономики страны, ее социальных и иных программ.

Как видно, свобода договора (равно как свобода предпринимательства) может быть ограничена в силу закона, а также иных правовых актов либо по причине экономического (финансового) неравенства хозяйствующих субъектов на определенном рынке. Поэтому о свободе договора можно говорить с юридической и экономической точек зрения.

Принцип «свободного перемещения» объектов предпринимательской деятельности (договоров) получил закрепление в ст. 8 Конституции РФ и ст. 1 ГК. Статья 8 гласит «В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, работ и финансовых средств». Гражданский кодекс (п. 3 ст. 1) предусматривает, что любые ограничения перемещения товаров и услуг могут быть введены только федеральным законом и лишь тогда, когда это оказывается необходимым в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Принцип неприкосновенности и юридического равенства всех форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности, также прямо вытекает из положений Основного закона. Так, в п. 2 ст. 8 сказано: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Применительно к земле и другим природным ресурсам данный принцип сформулирован в п. 2 ст. 9 Конституции РФ. В первую очередь отметим, что и в Конституции РФ, и в Гражданском кодексе РФ (п. 1 ст. 212) частная собственность открывает список форм собственности. Однако это не означает, что именно частная форма обладает какими-либо преимуществами перед иными формами собственности.

Полагаем, что собственность можно подразделить на две большие группы: частную и публичную. Публичная представляет собой государственную (федеральную и собственность субъектов Федерации) и муниципальную собственность. Категория «частная собственность» охватывает все остальные формы собственности. С этих позиций собственность не только физических лиц и большинства организационно-правовых форм коммерческих организаций, но и собственность общественных и религиозных организаций (объединений), например, является частной.

Отметим, что ни в Конституции РФ, ни в Гражданском кодексе РФ не раскрывается смысл словосочетания «иные формы собственности». Это вызвало в юридической литературе различного рода предположения. Чаще всего указывается на смешанную форму собственности, хотя называются политэкономические построения типа «коллективной», «арендной» или «общинной» собственности. Так, В. В. Лаптев пишет: «Можно предположить, что к ним (иным формам собственности) относятся смешанные формы, в которых имущество принадлежит как государству, так и муниципальным образованиям, частным лицам и организациям».

На наш взгляд, категория «смешанная форма собственности» имеет право на существование. Но вряд ли она применима к ситуациям, связанным с созданием юридических лиц. Например, при учреждении акционерного общества публичным образованием и частными лицами не происходит образование смешанной формы собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 48 ГК между юридическим лицом (в нашем случае — акционерном обществом) и его участниками возникают обязательственные правоотношения, а потому имущество акционерного общества принадлежит ему на праве собственности. Нет смешанной формы собственности и при создании коммерческих организаций с участием иностранного капитала. По законодательству об иностранных инвестициях такие организации могут учреждаться только в форме общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества.

Нельзя говорить о смешанной форме собственности и в отношении унитарных предприятий. В силу ст. 114 ГК унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, а казенное предприятие — по решению Правительства РФ на базе имущества, находящего в федеральной собственности (ст. 115 ГК). Правовая модель унитарного предприятия исключает какую-либо возможность формирования смешанной собственности.

Практически отсутствуют юридические предпосылки к образованию смешанной формы и применительно к некоммерческим организациям. Пункт 3 ст. 48 ГК гласит: «К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)».

Например, организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично, может существовать как публичное (государственное и муниципальное), так и частное (общественное и т. д.) учреждение.

Свобода конкуренции ограничение монополистической деятельности — следующий принцип предпринимательского права. Он также нашел отражение в Конституции РФ, в соответствии с п. 2 ст. 34 которой «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Аналогичная норма (правовой принцип) содержится в п. 1 ст. 10 ГК; она устанавливает пределы осуществления гражданами и юридическими лицами гражданских прав.

И Конституция РФ, и Гражданский кодекс РФ запрещают субъектам предпринимательской деятельности злоупотребление своими правами (например, злоупотребление доминирующим положением на рынке). Более того, п. 2 ст. 10 ГК предусматривает правовые последствия несоблюдения соответствующих требований: суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права. Поэтому заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с исковым требованием об отказе виновному в злоупотреблении своими правами лицу в правовой защите.

Принцип государственного регулирования (воздействия) предпринимательской деятельности и недопустимости произвольного вмешательства в частные дела играет важную роль в условиях рыночной экономики. По нашему мнению, он означает, во-первых, что государство в лице компетентных органов использует всевозможные формы и средства государственно-правового воздействия на экономические отношения. Как справедливо замечает Д. Н. Сафиуллин, товарно-денежным отношениям свойственна известная спонтанность и стихийность развития. Отсюда возникает потребность в применении иерархических (публичных) механизмов регулирования хозяйственной деятельности.

В литературе по предпринимательскому праву данный принцип рассматривают без второго элемента (составляющей части) — без указания на недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, относя этот принцип к гражданскому праву. Напротив, при его характеристике выдвигается на первое место публично-правовое начало, а именно государственное регулирование рыночной экономики. Вместе с тем надо помнить, что предпринимательское право представляет собой комплексное образование, где сочетаются публично-правовые и частноправовые элементы правового регулирования социальных связей.

Принцип законности также называется в системе принципов предпринимательского права. Однако он (наряду с принципами справедливости, уважения прав человека, верховенства Конституции РФ и законов, равноправия и др.) является общеотраслевым и всеобъемлющим правовым принципом.

Сущность данного принципа заключается не только в требованиях строгого и неукоснительного соблюдения всеми субъектами права законов и основанных на них подзаконных актов, но и в требованиях безусловной зашиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и юридических лиц, а также охраны правопорядка в целом от любого произвола. Такая трактовка законности удовлетворяет потребности современного общества и обеспечивает нормальное его функционирование в условиях демократии. В области предпринимательской деятельности законность распространяется и на предпринимателей, и на органы государственной власти и местного самоуправления.

Содержание принципа законности заключено в ст. 15 Конституции РФ, которая гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации».

Принцип законности следует рассматривать в контексте с такой категорией, как «правопорядок», С общетеоретических позиций правопорядок есть состояние упорядоченности общественных отношений (организация общественной жизни), основанное на праве и законности. Однако едва ли можно признать верным распространенное мнение о том, что правопорядок представляет собой реализованную законность. Главная черта правопорядка — это состояние упорядоченности, которое складывается в результате действия всех правовых предписаний в соответствии с принципом законности. Основой правопорядка выступает не законность, а право. Законность — условие (принцип) правопорядка.

Правопорядок является разновидностью общественного порядка. В свою очередь, правопорядок можно подразделить на отдельные виды.

Так, с учетом деления права на публичное и частное представляется целесообразным говорить о публично-правовом и частноправовом порядке. В зависимости от сферы применения норм права и индивидуальных предписаний надо особо выделить хозяйственный (экономический) правопорядок. Реализация правовых предписаний в рассматриваемой сфере преследует основную цель — создание организованного (согласованного, гармоничного), устойчивого и стабильного правопорядка.

1. В РСФСР гарантируется:

— право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для их деятельности имущество;

— недопущение отказа в регистрации предприятия по мотивам нецелесообразности;

— защита прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, действующих на территории РСФСР, других союзных республик и иностранных государств на основе международных соглашений, недопущение дискриминации предприятий со стороны государства, его органов и должностных лиц;

— равное право доступа всех субъектов предпринимательской деятельности на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий, независимо от вида собственности и их организационно-правовых форм;

— защита имущества предприятий от незаконного изъятия;

— свободный выбор предпринимателем сферы деятельности предприятия в пределах, установленных законодательством РСФСР и заключенными договорами;

— право предпринимателя в соответствии с законодательством РСФСР, уставом предприятия и договором (контрактом), заключенным с собственником, самостоятельно распоряжаться имуществом предприятия, определять объемы производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль на развитие производства;

— экономическая, научно-техническая, правовая поддержка предпринимательской деятельности;

— возможность страхования предпринимательского риска страховыми обществами;

— недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий и их объединений и недобросовестной конкуренции.

Юридическая защита права на занятие предпринимательской деятельностью и свободы предпринимательства обеспечивается общими принципами права и специальными конституционными принципами.

К общеправовым принципам относятся принцип правового государства, принцип уважения основных прав и фундаментальных свобод человека, принцип формального равенства, принцип справедливости, принцип соразмерности и т.д. К специальным конституционным принципам относятся единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка свободной конкуренции, признание частной собственности, юридическое равенство всех форм собственности.

Частноправовые гарантии предпринимательской деятельности закреплены в ст.1 ГК РФ.

Гарантии предпринимательства также представляют собой комплекс организационных мер государства по реализации субъективных прав предпринимателей. Названные меры включают:

контроль со стороны соответствующих органов государства над соблюдением законодательства о предпринимательской деятельности;

применение мер принуждения к правонарушителям;

предоставление предпринимателям возможности защиты своих прав и интересов в суде;

своевременное обновление и совершенствование нормативной базы предпринимательства для адекватного отражения реалий общественных экономических отношений;

создание необходимой инфраструктуры рынка и иных условий, необходимых для нормального функционирования экономики;

снятие лишних административных барьеров и устранение иных препятствий для развития предпринимательства;

наличие ясной промышленной политики государства, что означает определение государственных приоритетов в поддержке тех или иных отраслей национальной экономики;

обеспечение стабильности в деятельности рынков, смягчение последствий экономических кризисов;

недопущение злоупотребления доминирующим положением и недобросовестной конкуренции;

экономическую, научно-техническую, правовую поддержку предпринимательской деятельности.

Добавить комментарий