Конституционные основы административно правового статуса граждан

Введение

1. Конституционные основы административно-правового статуса граждан

2. Основные права, свободы граждан во взаимоотношениях с органами исполнительной власти. Административно-правовые обязанности граждан и последствия их несоблюдения

3. Административно-правовые гарантии и способы защиты прав граждан

4. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Заключение

Список литературы

Введение

Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объем государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.

Прежде всего, административно-правовой статус граждан РФ устанавливается Конституцией, актами органов представительной власти. В формировании и, особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти. Правительство, министерства, губернаторы издают немало нормативных актов, которые предоставляют определенным категориям лиц, льготы, закрепляют процедуры деятельности различных инспекций, устанавливают общеобязательные правила поведения.

Административно-правовой статус граждан в значительной мере зависит от состояния законодательства, закрепляющего их права и обязанности в сфере управления. Это достаточно очевидное обстоятельство означает, что совершенствование юридической регламентации положения граждан в качестве субъектов российского административного права объективно претендует на роль магистрального направления развития административного законодательства. При этом задача адекватного современным социально-экономическим потребностям обеспечения силами административно-правовых норм прав, свобод, законных интересов и обязанностей граждан, а также механизма их реализации предполагает необходимость многоуровневого и многоаспектного подхода к конструированию административно-правового статуса граждан. Данный подход должен базироваться на концептуальной установке ст. 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.


Существенное значение для оптимизации правового регулирования «управленческого» статуса граждан, проявляющегося вовне в их многообразных юридических связях с различными органами и должностными лицами публичной администрации, имеет четкое разграничение предметов ведения Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в вопросах юридического регулирования прав и обязанностей граждан в сфере государственного и муниципального управления. Как известно, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении российской Федерации и ее субъектов. Но из этого факта вовсе не следует, что в формировании административно-правового статуса вправе участвовать только федеральный и региональный уровни публичной власти, да еще и обладая при этом идентичными с юридической точки зрения возможностями.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение граждан как субъектов административного права.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

— Раскрыть конституционные основы административно-правового статуса граждан;

— Рассмотреть основные права, свободы граждан во взаимоотношениях с органами исполнительной власти, а также административно-правовые обязанности граждан и последствия их несоблюдения;

— Раскрыть административно-правовые гарантии и способы защиты прав граждан;

— Описать особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Конституционные основы административно-правового статуса граждан

Правовой статус гражданина – одна из важнейших политико-юридических категорий, неразрывно связанных с социальной структурой общества, уровнем демократии и состоянием законности в нем. Юридический статус человека и гражданина в обществе, государстве представляет собой сложный и многосторонний конституционно-правовой механизм.

Те контакты, которые возникают между государством и индивидом, а ток же взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве правовой статус индивида. Построение правового гражданского общества немыслимо, если частное лицо не занимает в его правовой системе одну из ведущих позиций, если интересы рядового гражданина стоят ниже государственных. Три юридических кита составляют основу цивилизованной человеческой системы – права и свободы человека, приоритет частного права, независимое и сильное правосудие.

Гражданин как субъект административного права — это участник общественных отношений, в которых он выступает в качестве носителя конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормативных актах. Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. При этом административно-правовой статус гражданина обладает рядом особенностей.

Во-первых, он носит сложный комплексный характер и «пропитан» нормами конституционного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива.

Во-вторых, по обязательности предписаний он содержит в себе либо только права (например, право гражданина на обращение в те или иные инстанции с предложениями, заявлениями и жалобами), либо только обязанности (например, соблюдать правила дорожного движения), либо права и обязанности (например, при рассмотрении дел об административных правонарушениях гражданин имеет право обжаловать постановление по делу и несет обязанность уплатить в установленный срок наложенный на него штраф).

В-третьих, содержание административно-правового статуса гражданина в одних случаях зависит от желания того или иного лица (например, гражданин обращается в органы внутренних дел за разрешением на приобретение охотничьего ружья), а в других случаях он формируется вопреки его желанию (например, гражданин, совершивший мелкое хулиганство, подвергается административному задержанию и доставлению в милицию).

В-четвертых, правовой статус гражданина как субъекта административного права включает права и обязанности, общие для всех граждан (например, обязанность соблюдать правила пожарной безопасности), права и обязанности, принадлежащие только какой-либо категории граждан (например, водителям автомобильного транспорта, предпринимателям, охотникам), а также права и обязанности конкретных индивидов (например, лиц, являющихся беженцами или вынужденными переселенцами).

Взаимосвязи государства и личности нуждаются в четкой упорядоченности и урегулированности. Правовой статус индивида законодательно закрепляется государством в конституции и других нормативно правовых актах.

Правовой статус гражданина, природа прав и обязанностей привлекают пристальное внимание специалистов различных отраслей права. Это обусловлено тем, что правовой статус гражданина представляет собой комплексный правовой институт. Вместе с тем каждый человек является субъектом правового общения как в целом так и отдельных областях. Поэтому его статус в той или иной области регулируются нормами той или иной отрасли права.

Согласно Конституции человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией.

Эти конституционные положения являются исходными для административно-правового статуса граждан, который определяется нормами конституционного, административного и других отраслей права путем предоставления гражданам прав, свобод и возложения на них обязанностей в сфере управления, а также установления ответственности граждан перед государством.

По своей юридической природе права, свободы, обязанности и ответственность граждан в сфере управления ничем не отличаются от иных прав, свобод, обязанностей и ответственности, которыми граждане обладают во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни. Все граждане России равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, убеждений, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Основные права, свободы и обязанности граждан определены Конституцией, конституциями республик в составе России, российским законом о гражданстве, законами о гражданстве республик в составе Российской Федерации. Их конкретизация содержится в административном и ином законодательстве.

Общий административно-правовой статус индивида принято называть статусом гражданина. До 1992 г. все ученые вслед за законодателем различали три разновидности граждан: граждане СССР (РСФСР), иностранцы и лица без гражданства. Но после распада СССР, образования СНГ, принятия российского Закона «О гражданстве» всех лиц по признаку гражданства необходимо поделить на шесть групп: граждане Российской Федерации, лица с двойным гражданством, почетные граждане, граждане «ближнего зарубежья» (республик СНГ, кроме России), иностранцы и лица без гражданства. Конечно, внутри каждой из названных родовых общностей есть различия. Так, административно-правовые статусы постоянно проживающих и временно прибывших иностранцев не идентичны. Но это уже внутриродовые особенности.

Сейчас можно говорить о трех категориях граждан России (обычных, почетных и с двойным гражданством) и о трех категориях лиц («ближнего» и «дальнего зарубежья», лицах без гражданства), не имеющих российского гражданства.

С точки зрения первичного источника, первичной правовой основы можно различать конституционные права граждан, а также права, первично урегулированные законами и подзаконными актами. Соответственно права граждан, закрепленные административными нормами, можно поделить на две группы:

1. Конкретизирующие, развивающие, обеспечивающие реализацию конституционных прав. Они являются вторичными по отношению к конституционным правам, производными от них, условно их можно назвать конституционно-административными;

2. Права, регулируемые только нормами административного права, получившие первичное закрепление в источниках административного права (чисто административные).

Большинство основных (конституционных) прав граждан нуждается в административно-правовом обеспечении. А если они не подкреплены административно-правовыми нормами, то зачастую становятся благими пожеланиями, красивыми обещаниями. Таковой является, например, ч. 1 ст. 59 Конституции, в которой сказано о праве на замену военной службы альтернативной гражданской службой, хотя еще не принят закон об альтернативной военной службе. В этом и других случаях административное законодательство должно уточнить, кто имеет соответствующее право, время, место и иные условия его реализации, механизм осуществления, ответственность за нарушение права.

Так, нормы Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», закрепив право граждан России на получение заграничного паспорта, процедуру его получения и ряд других вопросов, урегулировали административно-правовой механизм реализации конституционного права на выезд из России и въезд в нее.

Статья 33 Конституции РФ закрепляет право граждан России обращаться в государственные и муниципальные органы. Очевидно, что для реализации этого права нужен федеральный закон, закрепляющий порядок его осуществления. Необходимо уточнить круг субъектов соответствующих отношений: могут ли обращаться в органы публичной власти лица, не являющиеся гражданами России, можно ли обращаться в частные организации, к тому же нужно решить вопрос об ответственности за бюрократическое отношение к обращениям граждан.

Очевидно, что без административно-правовой поддержки очень трудно и даже невозможно было бы реализовать права на образование, бесплатную медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, равный доступ к государственной службе, обеспечение жильем. Хотя и в меньшей степени, в административно-правовом обеспечении нуждаются право на объединение, право проводить забастовки, право на предпринимательскую деятельность и др.

Для реализации конституционных прав закреплены административные права граждан на административную жалобу, на оружие, на заграничный паспорт, на поступление в школу, вуз, на государственную службу, на скорую помощь, на обеспечение бесплатными лекарствами.

К числу административных относятся права граждан на охоту, рыбную ловлю, управление транспортными средствами, на получение, замену паспорта гражданина России, на защиту в производстве по административным правонарушениям и др. Административное право регулирует также права отдельных категорий граждан: беженцев, вынужденных переселенцев, детей-сирот, студентов, военнослужащих, работников милиции и др.

С точки зрения механизма реализации можно выделить права абсолютные (безусловные) и относительные. К абсолютным относятся права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создать условия и не мешать их реализации, защищать их. Это, например, право на административную жалобу, выбор имени, трудоустройство, пользования публичными библиотеками, получения общего среднего образования. Реализация абсолютных прав зависит, главным образом или даже исключительно, от воли гражданина.

Относительными следует считать такие права, для реализации которых нужен акт государственного органа. Например, приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление деятельности. Воля гражданина должна быть опосредована волей субъекта власти, актом применения права.

По кругу лиц, которым права предоставляются, и основаниям их возникновения можно различать общие и специальные права. Последние чаще всего являются льготами, которые даются по признакам:

• социально-демографическим (больным, многодетным, вынужденным переселенцам и т. д.);

• общественно полезной деятельности (ветеранам, военнослужащим, Героям России, государственным служащим и др.).

По содержанию различаются такие группы прав граждан, как:

• на социально-политическую активность, участие в государственных делах. Это права на государственную службу, внесение предложений, получение информации в установленной форме, право организовывать, участвовать, выходить из общественных объединений, пресекать противоправные действия, учреждать газету и др.;

• на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций. Речь идет, например, о праве пользоваться бесплатными благами (библиотеками и др.), получать организационную (в трудоустройстве, например), техническую, санитарно-эпидемиологическую, медицинскую и иную помощь;

• на защиту. Основные формы его реализации: 1) административная жалоба, 2) жалоба (иск) в суд, 3) защита в административно-юрисдикционном производстве, 4) необходимая оборона (в том числе право на газовое оружие), 5) право на помощь негосударственных организаций (коллегий адвокатов, обществ защиты прав потребителей, профсоюзов и др.).

Среди административно-правовых обязанностей индивидуальных субъектов можно выделить абсолютные и относительные. Абсолютные не зависят от каких-то конкретных обстоятельств, они безусловны, возлагаются на каждого (соблюдение правил регистрационного учета, дорожного движения, санитарии и т. д.).

Относительные обязанности возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими. Среди них можно различать: 1) обязанности пользователя (читателя государственной библиотеки, студента государственного вуза, рыболова, пассажира и др.); 2) обязанности лица, получившего разрешение на совершение определенных действий, владение определенным имуществом (водителя, собственника газового оружия, частного детектива и др.).

В третью группу следует выделить обязанности, которые порождаются неправомерными действиями. В их числе:

• обязанности выполнять законные требования представителей власти (предъявлять документы, пройти в РОВД и т. д.);

• обязанности претерпевать меры принуждения (задержание, арест имущества, лишение прав, конфискация и др.);

• обязанности по исполнению взысканий и иных мер воздействия, применяемых уполномоченными субъектами (уплатить штраф, возместить ущерб, принести извинение, выполнить наряд вне очереди).

По критерию первичности источника норм, закрепляющих административно-правовую обязанность, нужно выделить обязанности, конкретизирующие конституционные (конституционно-административные) и чисто административные. Так, обязанности соблюдать правила воинского учета, являться по вызову в военкомат, поступать и учиться в учебных заведениях, дающих основное общее образование, не загрязнять водоемы, леса и др. — являются конституционно-административными. Чисто административные обязанности — соблюдение правил регистрационного учета, санитарии, пожарной безопасности, дорожного движения, правила пользования библиотеками, архивами, осуществление лицензируемых видов деятельности, выполнение учебных планов и соблюдение правил внутреннего распорядка в учебных заведениях.

Среди административно-правовых обязанностей по критерию защиты их правовыми санкциями можно выделить не обеспеченные и обеспеченные санкциями. А среди обязанностей второй группы полезно различать те, которые обеспечены административными, дисциплинарными, уголовными, гражданско-правовыми санкциями. В некоторых случаях (например, нарушения правил дорожного движения) обязанность может быть обеспечена разными санкциями. А обязанность иметь, получать основное общее образование санкциями вообще не защищена.

Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь составляет важнейшую и органичную часть их общего правового статуса, установленного Конституцией Республики Беларусь, Законом «О гражданстве Республики Беларусь», другими законодательными актами Республики Беларусь.

Права и обязанности граждан в сфере административного права в основном производны от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах.

Содержание административно-правового статуса граждан составляют:

а) комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права;

б) гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государственной власти.

Однако не все права и обязанности граждан производны от их конституционного правового статуса. Немало и таких, которые находятся за пределами такого статуса и устанавливаются конкретными нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения граждан в Республике Беларусь. Например, права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и т.д.

Правовые акты, относящиеся к установлению административно-правового статуса граждан, могут быть подразделены в зависимости:

а) от принципа разделения властей – на акты органов законодательной власти и акты органов исполнительной власти;

б) от юридической силы – на законы и подзаконные акты;

в) от характера компетенции издающих их органов – на акты органов общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. Акты органов отраслевой и межотраслевой компетенции часто именуются ведомственными актами.

В силу полномочий, вытекающих из закона, акты, влияющие на правовой статус гражданина, могут издавать также органы местного самоуправления.

В правовых актах не отождествляется правовой статус личности (человека) и гражданина Республики Беларусь. Гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей, чем личность. Лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь, не имеют некоторых прав и обязанностей, принадлежащих ее гражданам. Например, доступ к государственным должностям имеют только граждане Республики Беларусь.

Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь устанавливается, прежде всего, Конституцией Республики Беларусь и актами органов представительной власти. В формировании и особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти. В пределах предоставленной компетенции они:

а) издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере (реализация права на образование предполагает издание акта о зачислении в учебное заведение);

б) организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому положению граждан;

в) помогают, содействуют гражданам в реализации их конкретных субъективных прав, например в вопросах социальной защиты;

г) осуществляют охрану прав и свобод граждан.

Органы исполнительной власти в пределах своей компетенции непосредственно, в качестве первичных, устанавливают права и обязанности граждан, в том числе административно-правового характера. Например, Правила государственной регистрации, государственного учета транспортных средств, правила транспортно-экспедиционной деятельности и др.

Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус граждан, регулируют, в частности, порядок решения органами исполнительной власти многих индивидуальных дел, устанавливают отдельные гарантии их прав и обязанностей.

Административно-правовое положение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.

Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом фактическая возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых законодательством (например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и другие правоограничения).

Конституцией Республики Беларусь обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.). Административная правоспособность граждан характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочетание интересов каждого гражданина с интересами других граждан, с их определенными обязанностями перед обществом в целом.

Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей граждан в конкретных административных правоотношениях.

Административная дееспособность гражданина – признанная за ним способность своими личными действиями осуществлять, приобретать права и выполнять возложенные обязанности административно-правового характера. Момент возникновения административной дееспособности единообразно и четко не определен законодательством. В полном объеме она возникает, как правило, по достижении гражданином 18-летнего возраста. Однако момент возникновения административной дееспособности остается неопределенным. В различных сферах частичная дееспособность может возникать до достижения 18-летнего возраста. Так, субъектами административных правонарушений признаются лица, достигшие 16 (в некоторых случаях – 14) лет; определенные меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из школы, могут применяться к учащимся общеобразовательных учреждений, возраст которых не уточняется и не ограничивается.

По общему правилу, все граждане Республики Беларусь обладают равной административной дееспособностью. Однако некоторые из них, по состоянию здоровья, могут быть признаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие). Так, согласно Кодексу об административных правонарушениях, не являются субъектами административных проступков лица, совершившие их в состоянии невменяемости.

На основе административной правоспособности дееспособные граждане осуществляют субъективные права и обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отношения.

Различаются административные правоотношения, складывающиеся в связи с:

а) реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав (право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище и др.);

б) выполнением возложенных на граждан обязанностей (сохранять природу, защищать Отечество и др.);

в) нарушением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и законных интересов граждан (например, отношение по жалобе);

г) нарушением гражданами их административно-правовых обязанностей (в частности, ответственность за административные правонарушения).

Административно-правовые отношения возникают в процессе реализации гражданами своих субъективных прав и юридических обязанностей как по собственной инициативе, так и в порядке одностороннего волеизъявления органа исполнительной власти или его должностного лица. При этом инициатива в осуществлении субъективных прав принадлежит преимущественно гражданам.

В случаях, установленных законодательством, субъективные права и обязанности могут приобретаться гражданами через своих законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей и т.д.) Но имеются также права и обязанности, которые могут приобретаться и реализовываться только лично гражданами (право на участие в государственном управлении, воинская обязанность и др.), то есть без участия третьих лиц.

Важным элементом административно-правового статуса граждан является возможность реализации принадлежащих им прав и свобод. Эта возможность зависит от ряда факторов (гарантий), позволяющих гражданам в полном объеме либо частично пользоваться своими правами и свободами в сфере административного права. Среди этих факторов особо важную роль играют правовые, политические, экономические и образовательные гарантии. В зависимости от содержания можно выделить несколько групп:

1. Правовые гарантии определяются наличием действующей системы законодательства, закрепляющей права и свободы граждан в административной сфере, а также существованием соответствующего правового механизма и правовой практики.

2. Политические гарантии, связанны с существованием конституционно-политического режима государства.

3. Организационные — подразумевают наличие соответствующей системы судебных и внесудебных органов, обеспечивающих защиту прав граждан, в (судебная система, органы контроля и надзора, профсоюзы, правозащитные организации и др.).

4. Экономические, зависящие от уровня экономики государства.

5. Образовательные — определяются состоянием правового обучения и воспитания граждан.

Адм-правовой статус гражданина РБ есть установленные законом и иными правовыми актами права, обязанности и ответ-ть гражданина, обеспечивающие его участие в управлении гос-вом и удовлетворение публичных и личных интересов благодаря деят-ти гос органов. Необходимым элементом адм-правового статуса гражданина являются гарантии реализации их прав и обязанностей, включая их охрану за­коном и механизм защиты органами гос-ва. Главной особенностью адм-правового статуса граждан явля­ется то, что они выступают в качестве частных лиц, т.е. реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере гос уп­равления. На базе статуса личности и гражданина выделяют в научной литературе: — спец, или родовой, статус опр категорий граждан, -индивидуальный статус; — статус физ и юр лиц; — статус иност граждан и лиц без гражданства, беженцев и многие др. Осн права, свободы и обязанности граждан определены Конституцией РБ, законом о гражданстве. Нормы адм права о статусе человека и гражданина содержатся:- в комплексных правовых актах, включающих лишь часть норм, имеющих отношение к статусу человека и гражданина (акты о соб-сти, о предпри­нимательстве, об аренде и др.); — в спец правовых актах, регламентирующих конкретные вопросы человека и гражданина. Адм-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и хар-ром их адм правосубъектности, к-ую образует правоспособность и дееспособность. Адм правоспособность означает закрепленную НП возможность гражданина вступать в адм-правовые отношения. Она возникает с момента рождения и прекращается его смертью. Адм правоспособность граждан не м.б. отчуждаема или п/даваема. Ее объем изменяется лишь законом. Адм дееспособность как возможность своими юр действиями осуществлять права, выполнять установленные обязанности и нести юр ответ-ть за свое поведение наступает с достиже­нием определенного возраста.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

Иностранными гражданами – лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.


Лицами без гражданства – лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.

Иностранцы, т.е. иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств, и пользуются теми же правами и свободами, а также выполняют те же обязанности, что и граждане Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законом. Осуществление иностранцами в Республике Беларусь своих прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Республики Беларусь, правам и законным интересам граждан Беларуси и других лиц.

Особую группу иностранцев в Республике Беларусь составляют беженцы, т.е. лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и находящиеся на ее территории из-за обоснованных опасений стать жертвой преследования в государстве своего происхождения или предыдущего пребывания по признаку расы, религии, национальности, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Вследствие чего данное лицо не хочет или не может вернуться в государство своего происхождения или пользоваться его защитой.


Ограничения прав и свобод иностранцев могут устанавливаться только в случаях, если это необходимо для защиты прав и основных свобод граждан Республики Беларусь, обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения.

Иностранцы в Республике Беларусь не могут:

§ избирать и быть избранными в государственные выборные органы;

§ участвовать в референдумах;

§ занимать государственные должности и нести государственную службу;

§ быть членами политических партий и участвовать политической деятельности;

§ исполнять воинскую обязанность;

§ посещать закрытые для иностранцев территории и иметь доступ к государственным секретам.

Иностранцы в отличие от граждан Беларуси обязаны:

§ временно пребывающие (до 90 дней) – зарегистрировать свои паспорта (в 3-х дневный срок) и покинуть территорию Беларуси в установленные сроки;

§ временно проживающие (свыше 90 дней) – получить разрешение на временное проживание;

§ постоянно проживающие – получить вид на жительство.

Иностранцы могут быть ограничены во въезде на территорию Беларуси если это:

§ противоречит интересам государственной безопасности;

§ нарушает права и свободы, вредит физическому и моральному здоровью граждан и иных лиц;

§ связано с ранее совершенными в Беларуси противоправными деяниями.

При нарушении законодательства, правил пребывания или проживания в Беларуси:

§ иностранцам может быть сокращен срок нахождения на территории Беларуси;

§ иностранцы могут быть подвергнуты добровольной или принудительной депортации.

Понятие, содержание и правовые основы управления в экономической сфере.

В наиболее общем виде экономикаопределяется как системный хозяйственный комплекс, состоящий из взаимосвязанных и взаимозависимых звеньев, во-первых, общественного производства, во-вторых — распределения и, в-третьих — обмена произведенного продукта в масштабах всего государства.

Экономика
является сложной системой, которая функционирует с целью удовлетворения материальных потребностей общества. Основными составными этой системы являются отрасли, подотрасли и их комплексы.

Составными элементами экономической системы Республики Беларусь являются:

§ промышленность; 6) связь;

§ энергетический комплекс; 7) жилищное хозяйство;

§ агропромышленный комплекс; 8) бытовое обслуживание населения;

§ строительный комплекс; 9) сфера использования и охраны природных ресурсов.

§ транспорт и дорожное хозяйство;

Основной цельюгосударственного регулирования экономики является выполнение задач, оказывающих содействие организации рынка, рыночно-конкурентных отношений, достижение экономических, политических, социальных и фискальных целей, направленных на поддержку и обеспечение рыночного порядка в стране, корректирование распределения ресурсов с целью влияния на хозяйственную структуру и структуру национального продукта.

Основными государственными органами, осуществляющими управление в сфере экономики являются:

§ Совет Министров Республики Беларусь (в т.ч. через подчиненные ему государственные организации–»Белнефтехим», «Белгоспищепром», «Беллегпром» и др.);

§ Министерства экономики; финансов; по налогам и сборам; статистики и анализа;

§ Министерства промышленности; сельского хозяйства и продовольствия; энергетики; транспорта и коммуникаций; торговли;

§ Министерства жилищно-коммунального хозяйства; архитектуры и строительства; связи и информатизации

§ Государственные комитеты по науке и технологиям; по имуществу, военно-промышленный комитет, по стандартизации;

§ местные исполнительные комитеты путем взаимодействия с объектами сферы экономики на подведомственной территории

Понятие, содержание и правовые основы управления социально-культурной сферой.

Социально-культурная сфера − это сфера деятельности государственных учреждений, ориентированных на воспитание человека, на наиболее полное удовлетворение его социально-культурных потребностей, на реализацию его прав в сфере охраны здоровья и социальной защищенности.

Административно-правовое регулирование данной сферы охватывает собой:

управление образованием;

управление наукой;

управление в области культуры;

управление здравоохранением;

управление в области социальной защиты граждан.

Основными государственными органами, осуществляющими управление в социально-культурной сфере являются:

Совет Министров Республики Беларусь; 6) Министерство спорта и туризма;

Министерство образования; 7) Государственный комитет по науке и технологиям;

Министерство культуры; 8) Национальная академия наук;

Министерство здравоохранения; 9) местные исполнительные комитеты;

Министерство труда и социальной защиты; 10) местные администрации;

Понятие, содержание и правовые основы управления в сфере безопасности и правопорядка.

Сферу безопасности и правоохраны включены те органы, которые осуществляют управление в области обороны страны, государственной безопасности, внутренних дел, чрезвычайных ситуаций, иностранных дел и юстиции.

Безопасность предполагает наличии такого состояния, при котором отсутствует угроза опасности кому-либо, чему-либо а присутствует защищенность интересов, общества, государства.

Отдельным видом безопасности является национальная безопасность.

^ Нац. Без. РБ слагается из опасности РБ в различных сферах:

Политической; экономической; военной; экологической; информационной; гуманитарной.

Такая разновидность нац. Без. Предполагает функционирование большого числа органов и организаций, ее обеспечивающих. К ним относятся: ГО, организации, общ. Оъед., а также граждане.

Общее руководство системой обеспечения нац.без. осуществляет Президент РБ, который реализует свои полномочия в данной сфере через Совет Безопасности РБ и Совет Министров РБ.

Правовой статус Сов. Без. Определяется положением о Совете Без. РБ от 28 ноября 200 г. № 633.

Формирует сов. Без и возглавляет его Президент РБ. В состав входят: госуд. Секретарь Сов. Без. , Глава Администрации Презид., Премьер-Министр, Председатель Палаты представителей РБ и Председатель Совета Республики Национального собрания РБ, министр обороны, Председатель комитета гос. Без. , министр внутренних дел,министр иностранных дел, Председатель Гос. Комитета пограничных войск, министр финансов, Председатель Комитет гос. Контроля, Генеральный прокурор, Председатель правления нац. Банка.

Сов. Без. – конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента по вопросам защищенности личности, гос.,и т.д. Решения оформляются указам президента Рб. Сов. Без. Орган для реализации Президентом его конституц. Полномочий по защите прав и свобод чел. И гражданина, охране суверенитета РБ , независимости и гос. Целостности.

Задачи Сов. Без.:

Рассмотреть законопроекты по важным вопросам безопасности, контроль за реализацией.

Разновидностями нац.без. явл. Госуд. и общ. Безоп .

Мин. Обороны осуществляет управление в области обороны. Оно возглавляет вооруженные силы,.

Гос. Комиетт пограничных войск.- охрана гос. Границ РБ.

Органы внутр. Дел созданы для боьбы с преступностью , охраны правопорядка и обеспечение общ. Безопасности.

Орг. По чрезвычайным ситуациям во главе с Мин. По чрезвычайным ситуациям РБзанимаются реализацией гос. Политики в сфере предупреждения и ликвидации чрезвыч. Ситуаций.

Деятельность Мин. Иностр. Дел направлена на изучение внутр. И внешней политики государств.

Органы юстиции прямо не связаны с организацией безопасности ,но имея отношение к правоохране, способствуют и безопасности. (гос. Регистрации полит. Партий, экспертиза правовых актов и т.д)

Понятие, содержание и правовые основы управления в сфере межотраслевой координации.

Межотраслевое управление призвано обеспечить общегосударственное единство в решении вопросов хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства. Главным содержанием межотраслевых функций является: обеспечение организационного единства отраслевых систем; решение в соответствии с общегосударственными интересами вопросов, выходящих за рамки отдельной отрасли госуправления, но имеющих к ней прямое отношение: решение вопросов, возникающих на стыке нескольких отраслевых систем и имеющих значение для всей системы госуправления: общее направление работы отраслевых систем управления, её объединение и согласование, определение основных направлений их развития. Суть межотраслевого управления заключается в координации деятельности отраслевых систем по вопросам межотраслевого хозяйства. Органы межотраслевого управления имеют надведомственные полномочия. Они устанавливают для координированных органов обязательные правила или задания, утверждают представляемые ему на рассмотрение документы; дают согласие на совершение координируемых органом определённых действий: осуществляет контрольно-надзорные полномочия в отношении координируемых объектов; направляют им указания или рекомендации методического характера. Не вмешиваясь в оперативную деятельность больше отраслевого управления и администрации предприятий, учреждений, организаций, органы межотраслевого управления выполняют весьма важную организационную роль в обеспечении эффективного функционирования всей системы органов госуправления. К межотраслевым сферам управления относятся прогназирование, учёт и статистика; финансирование, кредитование и ценообразование; материально-техническое обеспечение и социальные вопросы; изобретения и открытия; стандартизация и т. д. Полномочия Совета Министров в этой сфере являются: обеспечение проведения единой экономической , финансовой, кредитной и денежной политики; осуществление мер по организации единой системы учёта и статистики; обеспечение, создание и функционирование системы стандартизации, метрологии и сертификации, разработка проекта республиканского бюджета и отчёта о его исполнении, разработка и осуществление мер по проведению единой государственное политики цен и тарифа совершенствование их системы; определение мер по обеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населения, улучшение финансового состояния отраслей экономики и использования кредитных расходов , а так же совместно с НБ регулирование обмена курса белорусского рубля: обеспечение привлечения, распределения и использования кредитов, формирующих внешнюю задолженность республики, осуществление государственной миграционной политики; осуществление проведения единой госполитики в области охраны труда.

Добавить комментарий