Конституционные основы духовных отношений

Конституционные культурные права включают в себя право на: 1) образование, его общедоступность и бесплатность независимо от уровня; 2) свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания;3) доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни страны; 4) охрану интеллектуальной собственности.

К правам человека в сфере культуры относятся право на образование, свобода интеллектуального творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Право на образование как одно из фундаментальных прав в духовно-культурной сфере жизнедеятельности общества получило регламентацию в ст. 43 Конституции РФ. Значимость данного права для человека, общества, государства обусловлена тем, что именно от уровня образования зависит экономический, социальный, духовный прогресс самого общества, а также благополучие его членов.

Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Более того, Конституция РФ возлагает обязанность на родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования.

Наряду с государственными и муниципальными учреждениями образования допускается организация и деятельность негосударственных учреждений.

В области получения высшего образования Конституция РФ ограничивается нормами о том, что «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии».

Государство, поддерживая различные формы образования, не может не устанавливать федеральные государственные образовательные стандарты, то есть обязательные минимальные требования к учебным программам и к качеству подготовки обучающихся, которые являются своего рода гарантией реализации права на образование.

Вопросы организации системы образования регламентируются Федеральным законом от 10 июля 1992 г. (с изменениями от 13 января 1996 г., от 16 ноября 1997 г.) «Об образовании».

Регулирование отношений в области высшего и послевузовского образования осуществляется Федеральным законом от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Свобода интеллектуального творчества (ч. 1 ст. 44) означает недопустимость какого-либо идеологического контроля и цензуры со стороны государства за духовным творчеством во всех его сферах.

Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44) обеспечивает человеку возможность приобщиться к ценностям мировой и отечественной культуры. Государство, в рамках реализации указанного права, должно обеспечить доступность культурно-просветительских учреждений (музеев, библиотек, выставок, театров и др.) для всех граждан.

В последние годы все очевиднее становится то обстоятельство, что ключевые проблемы современного общества возникают в связи с девальвацией духовно-нравственных ценностей. Общеизвестно, что духовно-нравственная деградация порождает корысть, которая лежит в основе коррупции, что она же создает предпосылки для алкоголизма и наркомании, кризиса и девальвации семейных ценностей, молодежной агрессии и криминала.

Многие граждане России с ностальгией вспоминают времена Советского Союза с его ясной и четкой программой морально-нравственного совершенствования человека. В результате духовно-нравственной свободы Россия стала лидером по количеству разводов, абортов, криминалу, насилию, алкоголизму среди промышленно развитых стран. Вполне ясно, что ни одну проблему решить невозможно без идейного возрождения страны.

В зависимости от сфер жизни общества основы конституционного строя можно подразделить на три группы — политические; социально-экономические и духовные. Духовные основы конституционного строя составляет ряд принципов: идеологическое многообразие; светский характер государства; защита культурных ценностей.

Статья 13 Конституции РФ закрепляет принцип идеологического плюрализма: «1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Этот принцип введен после долгих лет марксистско-ленинского идеологического догматизма, поэтому он был «выстрадан» народом. Современный конституционный строй предполагает идеологическое многообразие, которое означает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, концепций, идеологий. На это обстоятельство обращает внимание и Конституционный Суд, реально гарантированная свобода выражения разнообразных взглядов, мнений, убеждений, свобода критики, оппозиции являются конкретным показателем демократизма общества.

Является ли препятствием для идейного возрождения страны принцип идеологического плюрализма, защищенный Конституцией РФ в ст.13? Думается нет. Ведь защита духовно-нравственных ценностей никак не противоречит запрету на наличие обязательной или государственной идеологии. Когда-то автор этих строк критически относился к принципу идеологического плюрализма, осознавая, что идеологический плюрализм тождественен моральному анархизму, но после того как странный идеологический гибрид под названием «либеральный консерватизм» или «прогрессивный консерватизм» стали предлагать в качестве идеологической программы государства некоторые общественные деятели, приближенные к властной вертикали, несколько изменил взгляды на перспективы институционализации государственной идеологии.

Дело в том, что неявно в России либеральная идеология является государственной (права человека являются высшей ценностью именно в либерализме), и это является ее критерием цивилизованности для стран Запада, разрыв в отношениях с которыми пока еще не в интересах России. С другой стороны, либерализм разъедает ткань государственности и не дает возможности провести кардинальную мобилизацию общества для выхода из сырьевого тупика отечественной экономики, социального расслоения и процесса атомизации человека в политике, морали, культуре.

Путь возрождения сверхдержавы, многонациональной империи, который нам необходим для того, чтобы не сгинуть в истории, требует консервативной, патриотической мобилизации немедленно. Что Россия может предложить в качестве идейной альтернативы Западу, когда ее Основной закон является калькой с западных конституций?

Представляется, что либеральный или прогрессивный консерватизм вряд ли обеспечит мобилизацию народа перед лицом новейших геополитических вызовов и угроз. Поэтому речь должна вестись о духовно-нравственной идее России без отмены принципа идеологического плюрализма: одно другому не мешает. Базовые ценности духовно-нравственного порядка могут быть закреплены в Конституции и в рамках данного принципа, не отменяя его.

Россия и так уже своей политикой показал миру готовность защищать духовно-нравственные ценности, став особняком в процессе морального разложения – самобытным островком традиционных нравственных понятий и ценностей. Практически большинство стран Запада легализовало однополые браки, эвтаназию, легкие наркотики, ювенальную юстицию и многое другое. Постепенно формируется вновь два геополитических полюса Запад и Восток. Только на востоке теперь не СССР со странами социалистического блока, а Россия, Индия, Китай, объединенные идеей многополярного мира и консервативных, традиционных ценностей.

В тоже время, процесс возрождения духовно-нравственных ценностей в современном российском обществе протекает не благодаря государству, а органически, спонтанно. Лишь в последние годы власть в лице Президента стала на защиту традиционных ценностей, отказываясь от пропаганды гомосексуализма, ювенального террора и прочего. На уровне важнейших для общества законов процесс духовно-нравственного возрождения игнорируется. Примером может служить ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который в ст. 87 оговаривает возможность включения в основные образовательные программы учебных дисциплин, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Но в качестве основной задачи духовно-нравственное воспитание и образование не рассматривается. Как справедливо отмечает П. Пожигайло: «Любое цивилизованное государство опирается на свои культурные традиции. Духовные ценности — это основа существования страны, стержень, вокруг которого живет и движется все остальное. Но именно об этих основополагающих ценностях в нашей стране сегодня никто не вспоминает».

На региональном уровне встречаются отдельные попытки изменить ситуацию. Так, например, в Ростовской области действует Областной закон «О духовно-нравственном воспитании и развитии обучающихся в образовательных учреждениях в Ростовской области». Этот закон был принят в целях упорядочения деятельности образовательных учреждений по духовно-нравственному воспитанию и развитию обучающихся в рамках переходного периода до завершения эксперимента по введению федерального государственного стандарта общего образования второго поколения и апробации его требований по освоению основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Однако образцом он не является: данный закон не обеспечивает правовое регулирование различных форм духовно-нравственного воспитания молодежи вне образовательного контекста.

Следует отметить, что в государственной политике в сфере духовно-нравственного развития общества государственным принуждением практически ничего не изменишь. Поэтому обязывать школы, вузы, органы власти вести пропаганду нравственности не стоит, так как природа нравственных ценностей заключается в самопроизвольном ограничении внутренней, а, затем, естественно, и внешней свободы человека. Метод убеждения следует применять также крайне осторожно, чтобы не вызвать отторжения и неприятия государственного вмешательства в частную жизнь. Поэтому государство должно действовать опосредованно, через поддержку социальных институтов, несущих обществу духовность и культуру. Такими институтами являются традиционные конфессии – православие, ислам, буддизм, а также традиционная семья, служащая транслятором культурных ценностей от поколения к поколению. Семья сама является духовно-нравственным феноменом. Ведь именно в семье прививаются и развиваются такие духовные ценности и свойства характера человека как любовь к ближнему, сострадание, милосердие, жертвенность.

Без духовно-нравственного возрождения Российское государство обречено. Дело в том, что тип легитимации власти и закона в России строго ценностно-рациональный, а не формально-рациональный как на Западе. Для российского государства духовно-нравственные ценности сыграли государствообразующую роль, повлияли кардинальным образом на историческую судьбу России, отечественную правовую и политическую культуру. Готовность к подвигу во имя Отчества русского солдата сыграло определяющую роль в Великой победе 1945-го. Все это благодаря тому, что принцип верховенства духовно-нравственных ценностей везде: в политике, культуре, законодательстве, государственной жизни был постоянен. Русские мыслители с мировым именем А.И. Кошелев, Ф.М. Достоевский, И.А. Ильин, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, А.Ф. Лосев и многие другие доказывали невозможность строить внешнюю и внутреннюю политику на прагматизме и выгоде для России и открыли особую миссию России – быть хранилищем Правды. Цинизм и ложь с которой осуществляют свою внешнюю политику западные страны в XXI веке, как это было видно в Украине февраля 2014 года, для России не свойственны. Даже в период СССР действия государства в международных делах были продиктованы не столько желанием создать империю, сколько защитой от возможной агрессии стран капиталистического блока во главе с НАТО.

Многонациональность или полиэтничность России не является барьером на пути выделения и определения духовно-нравственных ценностей, среди которых те ценности, которые могут лежать в основе самых главных целей человеческой жизни, целей, которые каждый человек призван достигать: любовь к ближнему, любовь к Родине, истина, добро, мир, покой, тишина, красота, чувство долга и совесть. Эти ценности интуитивно понятны, но за массированным потоком пропаганды материализма перестали играть смысложизнеопределяющую роль. Тысячи лет народы понимали, что все материальные ценности — комфорт, здоровье, благополучие, достаток, сытость только средство для достижения высших ценностей. Но современный человек склонен принимать их достижение за главное в жизни. Экономическая система общества потребления поглотила культуру и нравственную идею. Поэтому крайне важным в современных условиях видится не только экономическая или политическая стабильность и безопасность, но и духовно-нравственное развитие нашего народа.

Для развития законодательства о культуре важно определить обеспечение духовно-нравственной безопасности и защиту духовно-нравственных прав человека в качестве приоритетной задачи государства. Тогда будут правовые основания не допускать таких акций культурного самовыражения, которые идут вразрез с общественной нравственностью. Право культурного самовыражения не превыше общественной морали и нравственности, религиозных чувств, традиционных ценностей, патриотизма, интересов национальной безопасности. Благо, что в теперь в ст. 148 Уголовного кодекса РФ содержится такой состав преступления, как «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих».

Данная норма является одной из мер защиты ценностей традиционных конфессий. Значение и роль ценностей традиционных конфессий для национальной безопасности России подчеркивается в «Концепции внешней политики Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 12.02.2013): «Подлинное объединение усилий международного сообщества требует формирования ценностной основы совместных действий, опоры на общий духовно-нравственный знаменатель, который всегда существовал у основных мировых религий, включая такие принципы и понятия, как стремление к миру и справедливости, достоинство, свобода и ответственность, честность, милосердие и трудолюбие».

Однако принятие данной нормы вызвало дискуссию среди конституционалистов и представителей науки уголовного права. Предмет дискуссии – правовое регулирование нравственно значимого поведения. Многие авторы вполне справедливо считают, что не все сферы жизни человека могут и должны быть урегулированы законом, поэтому мораль и нравственность не поддаются государственному регулированию. Но данная норма не направлена на это: в данной статье УК нет попытки навязывания какой-либо морали и нравственности, а есть лишь попытка признать традиционные религиозные ценности значимыми и подлежащими защите. Ну а тот факт, что якобы объективная сторона данного преступления строится исключительно на оценочных суждениях не вполне уместен для критики новеллы: почти в каждой норме есть оценочные суждения и термины, да и любая норма – оценка реальности. Не вызывает же споры ст.297 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за «Неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного разбирательства». Неуважение религиозных чувств верующих также должно быть защищено.

Важнейшим шагом в обеспечении духовно-нравственной безопасности общества стал Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Во-первых, в данном законе впервые за долгие годы игнорирования стали использовать напрямую для правового регулирования понятия «Добро» и «Зло». Так, в ст. 7 к информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия) (курсив мой – А.И.). Во-вторых, данный закон отнес к информации, причиняющей вред здоровью детей — информацию, отрицающую семейные ценности, пропагандирующую нетрадиционные сексуальные отношения и формирующую неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.

Необходимо признать ключевую роль духовно-нравственной безопасности страны в обеспечении всеобщей национальной безопасности. Под духовно-нравственной безопасностью следует понимать состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от угроз в духовно-нравственной сфере общественной жизни, обеспечиваемое государственной культурной политикой и общественно-политической деятельностью традиционных конфессий, иных общественных объединений.

Важно признать наличие традиционных конфессий в качестве субъектов обеспечения духовно-нравственной безопасности. Следует обратить внимание на то, что государство без помощи традиционных религий не в состоянии обеспечить религиозную безопасность нации. Дело в том, что государство бессильно в таких вещах как нравственная проповедь, духовное образование, поддержание благочестивых и миролюбивых религиозных традиций. Именно вмешательство в религиозную традицию часто сопровождает угрозы духовно-нравственной безопасности. Потеря авторитета традиционных религиозных организаций приводит к потере авторитета традиционных нравственных ценностей. В итоге религиозные конфликты кладут начало революциям и гибели государств, наций, народов.

В тоже время, следует разграничивать понятия «духовно-нравственной» и «религиозной безопасности», так как термин духовный более широкий по содержанию, чем термин религиозный. К религиозной сфере относится все, что связано с набожностью, святыней, предметами культа, соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного. Духовные ценности – это не только нравственные заповеди и нормы поведения, сформированные религией. К духовной сфере кроме религиозной компоненты относят и музыку, и изобразительное искусство, и философию и другие объекты мира культуры.

С целью защиты духовно-нравственной безопасности давно назрела необходимость принятия Федерального закона «О духовно-нравственной безопасности», где дать определение понятия «общественная нравственность», под которой следует понимать совокупность традиционных ценностей, духовных и моральных представлений народов России о благе общества, семьи и человека, милосердии, сострадании, уважении к ближним, терпимости, правде и справедливости. В законе возможно закрепить принцип недопустимости нарушения общественной нравственности со стороны отдельных граждан, государственных органов, должностных лиц и общественных объединений; описать механизмы защиты нравственности, духовных ценностей, формы духовно-нравственного воспитания, общественного контроля над деятельностью СМИ.

Эта сфера представлена искусством, наукой. образованием, моралью, религией. Конст. основы в этой сфере можно определить как совокупность конст.норм, закрепляющих и регулирующих общ.отношения, возникающие в процессе формирования и осуществления духовно-культурной политике,реализации конст.принципов и ценностей в сферах идеологии,образованппия,религии и культуры. Здесь гос-во создает условия для оптимального развития дух-культ. сферы личности,устанавливая в этих целяхважнейшие принципы,на базе которых обеспечивается доступность получения духовных благ. Важнейшая основа: идеол.многообразие. Гос-во устанавливает систему субъектов духовно-культурной деятельности и закрепляет их правовой статус. Субъекты:граждане,их объединения,творчесукие объединения и союзы,СМИ,иные институты гражд.общества,соответствующие гос.структуры.

РФ разграничивает предметы ведения и полномочий между Федерацией и субъектами:

  • к ведению РФ – установление основ фед.политики и фед.программы в этой области (ст.71)

  • совместное ведение – общие вопросы воспитания,образования.науки,культуры;защита прав и свобод человека и гражданина;защита прав нацменьшинств;охрана памятников истории и культуры (ст.72)

Она предусматривает:

  • обеспечение проведения в РФ единой гос.политике в области культуры,науки,образовния (ст.114)

  • установление ограничений перемещения товаров и услуг в соответствии с ФЗ,если это необходимо для охраны культ.ценностей (ст.74)

  • учет истор. и иных местных традиций при организации и осуществлении местного самоуправления (ст.131)

Гл. элемент духовно-культ.деятельности современного гос-ва – образование.

Принципы гос.политики здесь:

  1. гуманистический характер образования,приоритет общечеловеческих ценностей,жизни и здоровья человека,свобода развития личности.воспитание трудолюбия и т.д.

  2. единство фед. культ. и образовательного пространства.Защита и развитие системой образования нац.культур,региональных культ. традиций и особенностей в условиях многонац.гос-ва

  3. общедоступность образования

  4. светский характер образования

  5. свобода и плюрализм в образовании

  6. демократический,государственно-общественный характер управления образованием;автономность образовательных учреждений

Также к вопросу относятся к-п регулирование искусства,гарантия самобытности народов и народностей в РФ,закрепление основ взаимоотношений между церковью и гос-вом.

Сущность идеологического многообразия и его значение для демократического развития России.

Идеол.многообразие- право граждан и их объединений свободно выражать,распространять и защищать свои теоретические воззрения и идеи полит.,эк.,религ. и нравственного характера. Оно включает в себя и полит.многообразие,которое может реализовываться только в условиях идеол.плюрализма.Конституция признает полит.многообразие многопартийность,которые выступают в качестве конст.основы демократического развития гос-ва и общества,общественно-политической деятельности. Полит.многообразие и многопартийность обусловливают признание и гарантированность свободы мысли и слова,свободы массовой информации,запрет цензуры (ст.29).Но полит.многообразие имеет свои рамки.Так, запрещено создание и деятельность объединений,цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конст.строя,нарушение целостности РФ,подрыв безопасности гос-ва,создание воор.формирований,разжигание розни(ч.5 ст.13).Закон РФ «О СМИ» устанавливает недопустимость злоупотребления свободой информации: нельзя использовать СМИ для совершения уголовно-наказуемых деяний для разглашения сведений,составляющих гос.тайну(или иную специальную.охраняемую законом),для призывов к терр.актам и пр.(ст.4).

Добавить комментарий