Конституционные основы экономики в зарубежных странах

Различия в объеме конституционной регламентации экономики в зарубежных странах достаточно велики: от лаконичного (США) до подробного (Испания, Италия, Португалия и др.). Основная масса конституций находится как бы между этими двумя полюсами, в большей или меньшей степени регулируя отдельные аспекты экономических отношений. Различия в содержании конституционного регулирования предопределяются рядом факторов, среди которых важнейшим будет выбор типа экономики: рыночная система предполагает одни аспекты регулирования, административно-командная — другие.

Общая теоретическая предпосылка для конституционного регулирования с рыночной экономикой состоит в следующем. Развитие экономики как живого, подвижного организма предполагает, что приоритеты, значимость тех или иных отношении в ней меняются. Отсюда определенное противоречие между потребностями конституционного характера и возможностями воздействия этих конституционных норм на экономическую жизнь страны. Разрешается это противоречие через повышенную абстрактность конституционных норм, посвященных экономике.

С точки зрения содержания, конституционные нормы об экономике стран с рыночной экономикой можно разделить на следующие большие группы — это нормы, закрепляющие:

  • 1) принципы экономического строя;
  • 2) экономическую основу свободы личности (речь идет о частной собственности, гарантиях в случае национализации и лр.)ш;
  • 3) границы свободы личности в экономической сфере ;
  • 4) способы разрешения социальных конфликтов в экономической сфере;
  • 5) роль государства, его экономическую политику и компетенцию государственных органов в сфере экономики.

Конституции социалистических стран в плане конституционных основ экономических отношений были на разных этапах социалистического строительства разными. Сложившаяся к концу 80-х гг. модель конституционного регулирования экономики в социалистических странах включала следующие моменты.

Во-первых, общую характеристику социалистической системы хозяйства или социалистической экономической системы как системы, основанной на социалистической собственности на средства производства и развивающейся согласно экономическим законам социализма на базе социалистических производственных отношений.

Во-вторых, основные принципы функционирования экономики. Речь шла именно о принципах, объявленных социалистическими: плановость, участие трудящихся в управлении экономикой и принцип распределения по количеству и качеству труда. Однако на практике за принципом плановости стояли диспропорции и стагнационные процессы в экономике, а за принципом участия трудящихся в управлении — реальное отчуждение человека, как от процесса управления, так и от результатов своего труда.

В-третьих, роль труда при социализме. Она раскрывалась в достаточно пышных декларативных нормах, характеризующих труд как «основной общественно-экономический фактор» (Конституция НРБ), «основу общественного строя» (Конституции ВНР 1949 г. в редакции 1972 г.) и т.д. Кроме того, в конституциях был закреплен принцип неадекватного обмена «от каждого — по способностям, каждому — по труду», идеалистический по своей сути.

В-четвертых, характеристику форм собственности. Для разных форм собственности устанавливался различный правовой режим, приоритет отдавался социалистической собственности, прежде всего государственной, что нашло отражение и в конституционных нормах.

В-пятых, основные направления экономической политики в деятельности государства. Здесь речь шла о задачах государства по совершенствованию социалистических производственных отношений.

В-шестых, характеристику компетенции государственных органов в экономической сфере.

В-седьмых, социально-экономические права граждан и их гарантии. Следует отметать, что характерной чертой конституционной регламентации правового статуса граждан в экономической сфере было многословное закрепление гарантий, обеспечение которых полностью зависело от государства.

Конституции постсоциалистических стран отражают стремление их элит вернуться на магистральный путь развития цивилизации. Новые общественные отношения потребовали существенного реформирования конституций, создания принципиально иной конституционной модели экономики. Новая редакция конституции Венгрии 1949 г., новые конституции остальных постсоциалистических стран содержат конституционную модель экономики, которая является переходной, ориентированной как на преодоление последствий предшествующего периода социалистической государственности, гак и па перспективу создания рыночной экономики современного типа.

Главными чертами новой конституционной модели экономики постсоциалистических государств являются следующие:

1. Отражение на конституционном уровне рыночного характера экономики.

Постсоциалистические страны избрали рыночную экономику после длительного периода администрирования, и это предъявило особые требования к конституционной регламентации. Было необходимо зафиксировать возврат к рыночным отношениям именно на конституционном уровне, в некоторых странах законодатель отнес свободный рынок и предпринимательство к «основополагающим ценностям конституционного строя».

2. Установление свободы предпринимательской деятельности.

Это положение тесно связано с предыдущим: рыночная экономика немыслима без свободы предпринимательской деятельности.

3. Новый статус собственности.

Особое значение придается в новых конституционных актах постсоциалистических стран закреплению иного, принципиально отличающегося от предшествующего периода статуса собственности: все новейшие конституционные акты постсоциалистических стран говорят о защите собственности вообще, независимо от того, кому она принадлежит.

Это существенно отличает их от актов социалистического периода. В постсоциалистических сгранах в качестве гарантии надежной конституционной защиты собственности рассматривается включение в новейшие конституционные акты норм, направленных на преодоление социалистической деформации общественных отношений, введение различного рода запретов на ставшие привычными деформирующие подходы к регулированию общественных отношений.

4. Определение на конституционном уровне социальной функции собственности.

Признание частной собственности в качестве необходимого элемента экономической жизни общества и экономического фундамента свободы личности повлекло за собой отражение в конституционных актах ее социальной функции.

5. Свобода личности как предпосылка и условие экономической свободы общества.

Содержание новых конституционных актов стран Восточной Европы показывает, что общество осознало связь между гибкой и динамичной экономикой и свободой личности. Признание свободы личности предполагает существование определенной материальной базы, на которую эта свобода опирается. Возможность свободного распоряжения собой, своим временем и силами прямо связана с наличием для этого материальных предпосылок у индивида и общества в целом. Принципиальное отличие новых актов от норм предшествующего периода заключается в том, что теперь эту материальную основу и гарантию экономической свободы человека дает частная собственность, а не абстрактная «социалистическая собственность».

Существенные отличия имеются и в закреплении комплекса прав и свобод в экономической сфере. Как и в предшествующий период, конституции указанных стран содержат право на труд, отдых, материальное обеспечение в старости и по нетрудоспособности, однако их формулировки и гарантии претерпели существенные изменения.

Во-первых, новые конституционные акты в этой части предельно лаконичны, в них нет пышного словесного оформления гарантий.

Во-вторых, запрещается принудительный труд.

В-третьих, закреплено право на забастовку.

6. Новый подход к регулированию роли государства по отношению к экономике.

Новая конституционная модель предполагает достаточно активную роль государства в сфере экономики, однако свои задачи в этой сфере государство теперь должно реализовать гибко, используя экономические рычаги, а не директивные указания.

  • Так, в Конституции Испании 1978 г., очень насыщенной нормами об экономике, закреплены роль и задачи государства в экономической сфере; принципы экономическойполитики; цели, задачи и порядок планирования; права, свободы и обязанности участниковэкономических отношений. Большая часть норм по таким вопросам собрана в гл. 3 «Об основных принципах социальной и экономической политики» ч. 1 «Об основных правах иобязанностях» и ч. 3 «Об экономике и хозяйстве».
  • 2.0 Андреева Г.Н. Указ. соч. С. 97.
  • 2.1 Там же. С. 98.
  • 2.2 Так, ст. 94 Конституции Швейцарии 1999 г., которая носит именно такое название —»Принципы экономического строя», гласит:»1. Союз и кантоны придерживаются принципаэкономической свободы. 2. Они соблюдают интересы швейцарского народного хозяйстваи содействуют частному хозяйству в интересах благосостояния и экономической безопасности населения 3. В рамках своей компетенции они заботятся о благоприятных общихусловиях для частного хозяйства 4 Отклонения от принципа экономической свободы, вособенности мероприятия, направленные против конкуренции, допустимы только в случаях,когда они предусмотрены в Союзной Конституции или обосновываются историческимипрерогативами кантонов».
  • 2.3 Классическая формулировка гарантий в этой сфере содержится в ст. 17 французскойДекларации прав человека и гражданина 1789 г • «Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, то никто не может быть лишен се иначе, как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливого ипредварительного возмещения».
  • 2.4 Эти границы предопределяются, в частности, социальной функцией собственности. Какустановлено в абз. 2 ст. 14 Основного закона ФРГ: «Собственность обязывает. Пользованиеею должно одновременно служить общему благу».
  • 2.5 Сюда относятся нормы о праве на забастовку, на ведение переговоров. Так, ст. 37 Конституции Испании 1978 г. гласит: «1. Закон обеспечивает разрешение трудовых споров междупредставителями трудящихся и предпринимателями, а также правовую силу их соглашений.2. Признается право трудящихся и предпринимателей на трудовой конфликт».
  • 2,6Так,ст. 14 Конституции Лихтенштейна 1921 г. гласит- «Высшей обязанностью государстваявляется способствовать общественному благосостоянию. В этих целях государство будет заботиться об издании и соблюдении законов и об охране.. экономических интересов народа».
  • 2,7 Так, ст. 11 Конституции ПНР 1952 г. в редакции 1976 г. гласила: «Основу общественно-экономического устройства Польской Народной Республики составляет социалистическаясистема хозяйства, опирающаяся на обобществленные средства производства и социалистические производственные отношения». См.: Конституция Польской Народной Республики.М.: Юридическая литература, 1977. С. 7. Современные социалистические конституциисодержат как аналогичные (КНДР), так и модернизированные характеристики социалистической экономики (КНР, СРВ). Сравните, например, приведенное выше положениесо ст. 15 Конституции СРВ 1992 г.: «Государство управляет многоукладной экономикойтоварного производства и развивает ее на основе рыночного мсхашпма и социалистическойориентации». См.: Новые Конституции стран Восточной Европы и Азии (1989-1992).Сборник конституций. М.: Юридический колледж МГУ, 1996. С. 293.
  • 21* Так, статья 9 Конституции ГДР 1968 г. в редакции 1974 г. содержала следующее положение: «В Германской Демократической Республике действует принцип управленияи планирования народного хозяйства, а также всех других областей общественной жизни.Народное хозяйство Германской Демократической Республики есть социалистическое плановое хозяйство. Централизованное государственное управление и планирование в основныхвопросах общественного развития сочетается с ответственностью местных государственныхорганов и предприятий, а также инициативой трудящихся». См.: Конституция Г ерманскойДемократической Республики. М.: Юридическая литература, 1977. С. 7.
  • 1,9 Андреева Г.Н. Указ. соч. С. 99.
  • В статье 31 предшествующей Конституции СРВ (1980 г.) содержалось, например, такоеположение. «Государство и коллективные хозяйственные организации, применяя принцип «от каждого — по способностям, каждому — по труду», в то же время добиваютсяпостепенного роста общественного благосостояния в соответствии с уровнем развитиянациональной экономики». См.: Конституция Социалистической Республики Вьетнам. М.:Юридическая литература, 1982. С. 27.
  • В смягченном виде этот подход сохраняется и в современных конституциях социалистических государств. Статья 6 Конституции КНР 1982 г. (в редакции 1999 г.) гласит: «Основасоциалистической экономической системы КНР — социалистическая общественная собственность на средства производства, то есть общенародная собственность и коллективнаясобственность трудящихся масс». «На начальной стадии социализма государство поддерживает экономическую систему, при которой общественная собственность доминируети другие формы собственности развиваются параллельно, придерживается системы, прикоторой распределение по труду доминирует при сосуществовании с другими способамираспределения».
  • ш Например, право на труд было установлено в Конституции ГДР следующим образом:»Право на труд обеспечивается: социалистической собственностью на средства производства; социалистическим управлением и планированием процесса общественного воспроизводства; постоянным и планомерным ростом социалистических производительныхсил и производительности труда; последовательным осуществлением научно-техническойреволюции; постоянным повмшешюм уровня образования и квалификации граждан и единымсоциалистическим трудовым правом» (ст. 24). См.- Конституция Германской Демократической Республики. М.: Юридическая литература, 1977. С. 12
  • ш «Экономика Румынии является рыночной экономикой», — гласит ст. 134 КонституцииРумынии 1991 г. Статья 20 Конституции Польши 1997 г. гласит: «Социальное рыночноехозяйство, опирающееся на свободу хозяйственной деятельности, частную собственность,а также на солидарность, диалог и сотрудничество социальных партнеров, является основойэкономического строя Польской Республики».
  • Статья 8 Конституции Македонии 1991 г.
  • Статья 22 Конституции Польши 1997 г. устанавливает, что «ограничение свободы хозяйственной деятельности допустимо только на основании закона и только исходя из важногопубличного интереса».
  • «Государство охраняет собственность» — устанавливает, например, ст. 135 КонституцииРумынии 1991 г.
  • Некоторые из этих норм закрепляют состояние, которое можно назвать обычным состоянием нормально функционирующего хозяйственного механизма, обычное состояниецивилизованного общества: «Иностранному инвестору гарантируется свободный вывозприбыли и вложенного капитала» (абз. 5 ст. 49 Конституции Республики Хорватия 1992 г.);»инвестиции и хозяйственная деятельность болгарских и иностранных граждан и юридических лиц охраняются законом» (п. 3 ст. 19 Конституции Болгарии 1991 г.); «не можетзапрещаться принятие гуманитарной помощи из-за границы» (абз. 3 ст. 57 КонституцииРеспублики Хорватия 1992 г.).
  • 2М В соответствии со ст. 41 Конституции Румынии 1991 г. «право собственности обязываетсоблюдать нормы охраны окружающей среды и обеспечивать добрососедство, а также соблюдать другие обязанности, которые согласно закону или обычаю возлагаются на хозяина».
  • Андреева Г.Н. Указ. соч. С. 101.
  • Можно привести в качестве примера ч. Зет. 32 Конституции Македонии 1991 г.: «Каждыйработник имеет право на оплачиваемый ежедневный, еженедельный и ежегодный отдых.От этого права работник не может отказаться».
  • В пункте 4 ст. 48 Конституции Болгарии 1991 г. содержится следующее положение:»Никого нельзя заставить заниматься трудом принудительно».
  • Так, согласно ст. 77 Конституции Словении 1991 г. «работники имеют право на забастовку».
  • «Государство должно обеспечить: а) свободу торговли, защиту лояльной конкуренции,создание благоприятных рамок для освоения всех факторов производства; б) защиту на-

Экономические отношения (система) – это отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

В мире существуют две основные модели экономики: рыночная(либеральная) ипланово-регулируемая (огосударствленная). Хотя различия между ними постепенно нивелируются, в конституциях иногда упоминаются составные компоненты той или иной модели. В рыночной экономике это свобода и равноправие форм собственности, свобода предпринимательской деятельности (частной инициативы), свобода договора, состязательность и конкуренция, в огосударствленной модели действуют противоположные положения. На современном этапе данные модели «сближаются», свидетельством чему могут служить поправки к Китайской конституции.

Конституционные принципы правового регулирования экономики:

1. В рыночной модели экономики:

– равноправие всех форм собственности, их равная зашита;

– неприкосновенность собственности (но не абсолютная);

– свобода предпринимательской деятельности;

– возможность ограниченного вмешательства государства в экономику (перераспределение бюджета, национализация некоторых отраслей хозяйства, налоговая и кредитная политика, регулирование продолжительности рабочего времени, отпусков и т.д.);

– социальная ориентация рыночной экономики (возможность лишения собственности по мотивам общественной пользы, проведение общественно полезных работ, использование национальных богатств и ресурсов с учетом интересов всех собственников и общества в целом);

– прогнозирование экономических процессов;

– забота о безопасности и гигиене труда, создание условий для отдыха;

– свобода труда и т.д.

2. В планово-регулируемой модели экономики:

– преимущество общественной собственности и ее особая правовая защита;

– невозможность или ограничение частной собственности;

– нахождение важнейших объектов исключительно в государственной собственности;

– планирование экономики;

– обязанность труда;

– равная оплата труда и т.д.

Конституционные институты экономической системы.

1. Под собственностью можно пониматьформу присвоения благ, отношения между людьми по его поводу. В этом смысле право собственности – это право владеть, пользоваться и распоряжаться конкретным имуществом. Другое значение термина «собственность» – имущество.

По своему характеру собственность делится на два вида: публичную и частную. Публичная отличается своей неделимостью, частная, напротив, – делима.

Субъектом права публичной собственностиможет быть государство, субъект федерации (штат, провинция), самоуправляющаяся местная территориальная общность (регион, город, община), а в ряде случаев – общественное формирование (политическая партия, церковь и др.). Публичная собственность всегда коллективная.

Субъектом права частной собственностиможет выступать любое физическое или юридическое лицо, то есть частная собственность может носить индивидуальный, семейный, групповой, коллективный характер.

Перевод имущества из публичной собственности в частную составляет процесс приватизации,а из частной в публичную –национализацию,если собственником становится государство, илисоциализацию– в остальных случаях.

2. Трудявляется источником существования. Без труда не может обойтись даже самое передовое общество. Причем без труда не только творческого, но и монотонного, не требующего высокой квалификации, не приносящего эмоционального удовлетворения. С целью обеспечения свободы труда право различных стран предусматривает соответствующие нормы. В конституции иногда включаются положения о труде как о праве и обязанности граждан (ст. 27 Конституции Магадаскара 1992 г.), об участии трудящихся в определении условий труда (ст. 18 Конституции Гвинеи 1990 г.), о запрещении эксплуатации (Индия, Бангладеш и др.).

Во многих странах действуют законы о занятости, государственной поддержке в виде пособий по безработице.

Экономическая система в литературе по экономике рассматривается как особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных благ и услуг, включающая такие элементы, как ресурсы, процесс производства, производимые блага и их потребление. Таким образом, экономическая система охватывает всю систему экономических институтов и отношений в обществе. Экономическая система в каждой стране имеет свою специфику, вследствие чего экономическая карта мира не менее разнообразна, чем политическая.

Экономические показатели могут служить критериями классификации государств. Страны мира классифицируют по темпам экономического роста, по уровню доходов, по среднедушевому валовому внутреннему продукту (ВВП) и т.п. Так, по уровню экономического развития выделяют высокоразвитые страны, страны со средним уровнем развития и слаборазвитые, или развивающиеся.

Ведущую группу образуют страны, объединяемые в Организацию экономического развития и сотрудничества (ОЭСР). В рамках этой группы выделяется «Большая семерка Севера” (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада). Весомое экономическое положение этих стран предопределило и их политическое влияние. Согласованная политика данных государств стала в последние десятилетия решающим фактором мирового развития, как экономического, так и политического. С недавнего времени почти полноправным членом «семерки” стала Россия, в результате чего «семерка” превратилась в «восьмерку” ведущих стран мира, хотя это относится скорее к политической стороне дела.

Совсем недавно обозначилась еще одна экономически значимая группа стран, которая притягивает все большее внимание. Это страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай).

Наконец, есть еще одна группа стран, вызывающая беспокойство у всего мирового сообщества, – бедные и беднейшие государства.

1.1. Конституционные нормы

Немногочисленные на сегодняшний день конституции «первого поколения» (ими пользуется около десятка государств — Австралия и Аргентина, Бельгия и Нидерланды, Норвегия и США; к ним по ряду признаков тяготеют также конституции Финляндии, Франции и Японии) отличаются тем, что их составители оставили большую часть экономических отношений вне поля правового регулирования. Из этих конституций даже в их нынешнем варианте, после принятия к ним целого комплекса поправок и дополнений, невозможно понять, как данные государства относятся к институту собственности, функционирует ли там большинство отраслей (секторов) экономики: промышленность, ремесла, сельское хозяйство, банки, страховое дело. Даже устройство и взаимоотношения институтов публичной власти зафиксированы конституционалистами «первого поколения» без столь привычной нам скрупулезности и многословности. Цели и задачи (приоритеты) государственной политики, в том числе экономической, данные конституции и подавно обходят полным молчанием.

Численно преобладающие на правовой карте мира на сегодняшний день конституции «второго поколения» отличаются совсем другими, привычными нам качествами. Они непосредственно закрепляют право собственности, а также содержат развернутые характеристики статуса и полномочий глав государств, правительств, парламента, ряда правительственных ведомств, судов общей и специальной юрисдикции. Данные предметы закономерно являются в них объектами особенно подробного и обстоятельного конституционно-правового регулирования. Кроме того, в рамках второго конституционного «поколения» обычно делаются попытки сформулировать на уровне норм-деклараций цели и задачи государственной экономической политики.

Сказанное касается, с одной стороны, таких правовых демократических государств современности, как Австрия, Испания, Италия, Португалия, Южно-Африканская Республика, многие страны Восточной Европы. С другой стороны, среди развивающихся государств, именуемых также «странами второго эшелона», мы имеем основания указать в данной связи на Бразилию и Египет, Индию и Мексику, Турцию и Чили (данный перечень нетрудно продолжить).

При взгляде на страны — члены Европейского союза мы обнаружим, что конституционные нормы подавляющего их большинства подводят прочный правовой фундамент под право собственности, которое, как известно, образует неотъемлемую юридическую основу хозяйственных процессов и государственного воздействия на них. Указанные нормы закрепляют принцип неприкосновенности государственной и частной (а иногда и коллективно-акционерной) собственности, гарантируют свободу частной хозяйственной инициативы. В конституционных нормах указанных государств упомянутые положения обычно сопровождаются уместными оговорками: «без нанесения ущерба безопасности страны, индивидуальным свободам и человеческому достоинству» (ст. 42, 43 Конституции Итальянской Республики).

Высокий статус частной собственности и устойчивая неприязнь большей части социума ко всему, что может показаться прямым огосударствлением экономических отношений и институтов, принадлежат в конституционных демократических государствах к кругу исторически сложившихся реалий. Эти реалии не поколеблены социально-политическими потрясениями ХХ в. Тем не менее в вышеуказанных конституционных нормах законодатель закрепил право государственной власти на отчуждение частной собственности «в целях общественной пользы» и при условии «надлежащего компенсирования собственника». Данное право восходит к прославленной французской конституционной преамбуле — Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Указанное положение, несомненно, нацелено на формирование и поддержание баланса между частными и публичными интересами.

Зрелые конституционные государства отличаются от других помимо всего прочего тем, что они, признавая и защищая многочисленные права и свободы индивидуума, налагают на него адекватные обязанности и ограничения. Поучительны в этом отношении конституционные нормы многих стран — членов Европейского союза, например Итальянской Республики и Федеративной Республики Германии. Статья 44 Конституции Италии налагает «обязательства» на частную земельную собственность, не уточняя впрочем их характера. Итальянский конституционный законодатель, как мы видим, ставит вопрос о социальной ответственности только одного из слоев социума, обладающих частной собственностью.

По-другому, гораздо шире ставит и решает этот вопрос германский и греческий законодатель. В статье 14 Основного закона ФРГ содержится заимствованное из ст. 153 Веймарской конституции знаменитое, невзирая на его лаконичность, положение: «Собственность обязывает. Обладание ею должно служить общему благу», относимое при его толковании судами Германии в равной мере ко всем формам собственности. Названный принцип равновеликой «социальной ответственности» всех собственников (и в том числе государства-собственника!), косвенно отражающий и их равную защищенность законом, выражает и другую идею — поддержания равновесия между правами и обязанностями собственника. Данные принципы в развернутом (иногда в излишне подробном) виде мы без труда найдем в конституционных нормах Скандинавских стран, Греции, Португалии, а за пределами Евросоюза — в конституциях многих латиноамериканских республик, Индии, Китайской Республики (Тайваня), Японии, значительной части стран — членов Содружества Независимых Государств. В этом ряду выделяется конституция Греции, которая нормами ее ст. 24 возлагает на собственников недвижимости обязанность без денежной компенсации участвовать в благоустройстве застраиваемых и застроенных территорий населенных пунктов — пример, заслуживающий распространения.

Конституция Ирландской Республики содержит положение о собственности несколько другой тональности: она предписывает регулировать «осуществление права собственности в соответствии с принципами социальной справедливости» (ст. 43). Но и здесь собственность рассматривается как основа основ экономического развития.

Самобытную формулировку регулирования отношений между интересами собственников и публичным интересом предлагает конституция Андорры: «Право собственности признается в пределах ограничений, вытекающих из общей пользы» (ст. 27). Здесь точкой отсчета законодатель сделал именно общую (общественную) пользу, а не институт собственности как таковой. Последний рассматривается как производное от общественной пользы. Позиция заслуживает одобрения.

Необходимо отметить, что многие современные конституционные нормы включают ряд уточненных установок, которые очерчивают так или иначе рамки экономических полномочий институтов публичной власти. В частности, были и остаются злободневными конституционные нормы, регулирующие изъятие собственности в общественных интересах.

Практически во всех конституциях стран со смешанной экономикой правовыми нормами закреплены предпосылки и порядок изъятия собственности (частной, акционерно-корпоративной, муниципальной и др.). Во многих государствах законодатель закрепил вслед за материальными гарантиями прав собственника еще и процессуальные гарантии. Статьи многих конституций очерчивают пределы действия принципа неприкосновенности собственности (обычно в этой связи законодатель указывает на «общественную пользу», «общественную необходимость», «интересы общества», а не на потребности государства и его институтов) и определяют средства защиты интересов собственника — материальное возмещение ущерба, возможность судебного разбирательства. Особенно подробно трактует данные вопросы Конституция Греческой Республики (см. приложение).

Далее, положения целого ряда конституций «второго поколения» посвящены непосредственно экономической функции государства. Они обязывают органы исполнительной и законодательной власти способствовать развитию тех или других отраслей (секторов) экономики — чаще всего ремесел, рыболовства, земледелия, реже — промышленности. Таковы, например, конституции Греции, Индии, Польши, Танзании, Сингапура, Эквадора.

В конституционных государствах вопросы регулирования налогового права — среди самых животрепещущих. Конституционные акты ФРГ и Швейцарии ценны в этом отношении тем, что они отводят по нескольку статей правовому регулированию источников налоговых доходов государства в целом и его административно-территориальных единиц — кантонов, причем нормы этих статей не только имеют императивный характер, но и содержат цифровые ориентиры, закрепляющие взимание и перераспределение налоговых доходов с точностью до одного промилле.

Конституция Испании в ст. 130 и 137 провозглашает «особенное внимание» институтов публичной власти к нуждам и запросам горных и островных районов испанского государства (Астурии, Леона, Наварры, Канарских и Балеарских островов). Конституционализм Испании в этом плане не оригинален. Нормы многих конституций «второго поколения» провозглашают повышенное внимание институтов публичной власти к нуждам «отстающих районов». Существование таковых признано на конституционном уровне, кроме Испании, в Бразилии, Китайской Народной Республике, Нигерии, Судане, Филиппинах, Японии. Иногда законодатель даже уточняет, о каких именно регионах государства идет речь — о горных и островных (Испания, Швейцария, Эфиопия), о юге страны (Италия) или же о ее северных территориях (Канада). Ценность таких конституционных положений лимитируется, однако, их декларативностью.

Конституционные нормы целого ряда развивающихся государств (в том числе Алжира, Венесуэлы, Бразилии, Индии, Мексики, Судана) узаконивают аграрную реформу — совокупность политико-административных мер, направленных на легитимное перераспределение обрабатываемого земельного фонда в пользу малоимущих групп социума, готовых трудиться в аграрном секторе экономики. В рамках Евросоюза сходные нормы закреплены конституцией только одного государства — Португалии (что косвенно указывает на неактуальность земельного вопроса в Европе). Составители португальской конституции в статье уделили внимание проблемам разукрупнения помещичьего землевладения и реструктуризации мелких и мельчайших бедняцких хозяйств (см. приложение). Тем самым конституционные нормы упомянутых государств закладывают правовые основы статуса и функционирования некоторых специализированных профильных экономических ведомств (см. главу 3).

При дальнейшем экономическом анализе конституционных актов мы обнаружим что конституция Итальянской Республики в ст. 47 гарантирует физическим и юридическим лицам сохранность банковских сбережений во всех их формах, чем, насколько можно судить, содействует поддержанию доверия ко всем действующим на территории Италии финансовым институтам и тем самым — сохранению основ здорового экономического климата. Заметим, что итальянский законодатель в указанной конституционной статье совсем не делает различия между государственными, муниципальными и частными финансовыми институтами; отношение государственных институтов к ним унифицировано.

В значительной части зарубежных конституций «второго поколения» мы все чаще обнаруживаем попытки законодателя определить направленность государственной экономической политики, дать характеристику ее приоритетов.

По мере развития процессов европейской экономической интеграции нарастают тенденции к унификации конституционного закрепления все большего круга обязанностей государственных институтов. В частности, в принятых в 2000 и 2010-х гг. поправках к конституциям многих стран — членов Евросоюза (Греции, Ирландии, Италии, Португалии) закреплен финансово-экономический ориентир сбалансированности государственного бюджета.

Сверх того конституция Испанского королевства в ст. 39 обещает стране политику «экономической стабильности». Конституция Швейцарской конфедерации в ст. 100 говорит о «стабилизации хозяйственной конъюнктуры» как одной из центральных функций государственной экономической политики. Сходные, практически идентичные нормы содержат конституционные акты Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Португалии, Македонии, Турции, Филиппин, Хорватии, а также многих африканских государств.

Конституция Пакистана в ст. 22 демонстрирует совсем другой пример подхода к ключевым экономическим проблемам общества. Она провозглашает одним из приоритетов государственной политики не достижение устойчивого экономического роста (экономический приоритет), а предотвращение концентрации богатств в руках немногих (социально-политический приоритет). Впрочем, законодатель не указывает ни средств, ни тем более сроков реализации данного приоритета.

Зато конкретно звучит ст. 49 Конституции Хорватской Республики: «Иностранному инвестору гарантируется свободный вывоз прибыли и вложенного капитала». Из этой и прочих статей конституции не вытекает, распространяется ли данная гарантия на граждан самой Хорватии. Преувеличенное уважение к иностранным инвесторам можно истолковать как норму антипатриотического содержания — разновидность дискриминации хорватских граждан со стороны их собственного государства. Конституция Болгарской Республики содержит более широкие по их предмету и более «патриотические» по нацеленности, но и гораздо более расплывчатые гарантии: она обещает «охрану законом инвестиций и хозяйственной деятельности» не только иностранных, но и болгарских граждан (ст. 19). Уравнение в правах граждан страны с иностранными гражданами заслуживает одобрения. Между тем на примере Хорватии видно, что там процесс унификации данных экономических прав не закончен. Остается, правда, неясным, подпадает ли в законодательстве и в судебной практике Болгарии под понятие «охраняемого законом» право на свободный вывоз капитала и инвестиций из пределов юрисдикции страны.

По мере перехода демократического конституционализма из первого во второе поколение обращает на себя внимание все более подробное закрепление и развернутое определение зарубежными конституционными нормами статуса финансовых и контрольно-ревизионных институтов публичной власти. Исходный пункт пристального внимания к закреплению экономического контроля и надзора на конституционном уровне был создан авторами конституции III (1795) Первой Французской Республики. В ее тексте законодатель счел нужным отвести тематике, касавшейся «национального казначейства и счетоводства» (отчетности. — С.Д.) 11 статей из общего количества 87, причем регулированию налогового права в этой конституции было посвящено еще больше места — 12 статей. Мотивы поворота конституционалистов Первой Республики «лицом к контрольным институтам и процедурам» были вескими. Еще не завершились, зато успели расшатать основы законопослушания потрясения Великой революции 1789–1799 гг. Государственные перевороты, экономическая разруха и прочно связанная с ними неразбериха в государственном управлении отучили многих французов от уплаты налогов. А «Девятое термидора» — свержение якобинской диктатуры М. Робеспьера, прозванного Неподкупным, сняло препоны на пути спекулятивных операций и казнокрадства.

Другой не менее показательный факт: в последующем конституционализме Франции, начиная с конституционной Хартии 1814 г. и продолжая конституциями 1830 и 1848 гг., внимание законодателя к контрольно-ревизионным структурам неуклонно снижалось. И объяснялось это не коррумпированностью творцов конституций, а действенностью контрмер власти независимо от сменявших друг друга форм правления и политических режимов. Борьба с уклонением от налогов и с расхищением государственных, т. е. народных средств становилась все более действенной. Поэтому в конституционном праве и в политической жизни современной (Пятой) Французской Республики приоритета нацеленности на усиленный контроль и надзор над финансами не ощущается.

Столь же примечательно однако, что опыт Первой Республики взят на вооружение многими конституционалистами «второго поколения» в других странах. Так, в конституции Австрийской Республики законодатель отвел институтам финансового контроля 15 статей из общего количества 152. В Конституции Португальской Республики им посвящена соответственно 31 статья из 296, в Конституции Финляндии — 15 статей из 94. В компактной по объему Конституции Японии устройству и функциям этих институтов публичной власти отведено 11 из 103 статей. Другими словами, в значительной части конституционных демократических государств законодатель отводит контрольно-надзорной тематике около 10 % объема конституции. Напрашивается вывод, что различия в уровне массового правосознания и в параметрах экономического потенциала не препятствуют странам зрелого демократического конституционализма учиться на ошибках и достижениях других стран. «Устарелым» опыт французского конституционализма в борьбе с коррупцией в только что названных странах тоже не принято объявлять, хотя этому опыту уже свыше 200 лет.

В наше время весьма часто на уровень конституционного регулирования выносятся статус и полномочия ведущего института экономической политики — Министерства финансов (большинство государств Евросоюза, многие государства Азии, Африки и Латинской Америки). Ранее положение и функции данного института публичной власти в государственном механизме регулировались исключительно нормами административного права.

Конституционные нормы «второго поколения» все чаще закрепляют статус Счетной палаты. Так поступили законодатели Ирландии, Италии, Ливана, Польши, Румынии, Словении, Швеции. Целый ряд конституций других государств подробно регулирует статус и функции аналогичного контрольно-надзорного института публичной власти — государственного Ревизионного управления (таковы, в частности, конституции Австралии, Либерии, Туниса, Финляндии, Южно-Африканской Республики, Японии).

Социально-экономические отношения в зарубежных странах. Под экономической системой понимают широкий комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных отношений собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ. Опыт экономики развитых стран свидетельствует о том, что существует прямая зависимость между экономической политикой государства и уровнем развития рыночных отношений: чем совершеннее рыночные механизмы и регуляторы, тем эффективнее рыночные отношения. Наиболее значимыми структурными элементами экономической системы современного государства являются собственность и труд. Термин собственность обычно понимается в 2 смыслах: как форма присвоения благ, отношения между людьми по поводу присвоения благ и как имущество. В первом случае — это право владеть, пользоваться и распоряжаться конкретным имуществом. Собственность может быть государственной или частной. Экономические блага принадлежат государству, обществам или частным лицам.Обычно собственность делится на 2 вида: публичную и частную. Субъектами публичной собственности могут быть: государство, субъект Федерации, местная самоуправляющаяся территориальная общность, полит. партия, церковь, профсоюз. Субъектами права частной собственности могут выступать: физ. лица, юр. лица. Имущество может переходить в публичную собственность и наоборот. Перевод имущества в публичную собственность именуется национализацией, а из публичной в частную — приватизацией. Чтобы исключить или по крайней мере ограничить злоупотребления при проведении национализации Конституции всегда устанавливали определенные гарантии и механизм проведения указанной процедуры. Труд — это средство для жизни, источник существования. В современных конституциях так называемой третьей волны и других источниках права содержатся определенные гарантии, стимулирующие и охраняющие труд человека. Следует особо подчеркнуть, что конституции, принятые после 1970-х идут еще дальше, возлагая на государство определенные обязанности в этой сфере. Основу правового регулирования эконом. системы составляют конституционные принципы, т.е. основополагающие правовые положения, устанавливающие рамки деятельности самой системы. Одним из основных принципов является выравнивание жизненного уровня. Важное значение приобрел принцип гос. планирования. Наряду с планирование эконом. отношений в зарубежных конституциях и текущем законодательстве получили развитие принципы, направленные на обеспечение честной конкуренции и недопущение частных монополий. Сегодня можно выделить 2 обобщенные модели регулирования экономики: Западную (реактивная, основывается на необходимости вовлечения государства тогда, когда обнаруживаются неудачи рыночного механизма); Японскую (ориентирована на превентивные действия, компенсирующая определенные несовершенства рынка даже при нормальном функционировании рыночного механизма, закрепляя за государством легитимную роль в разработке и реализации соц-эконом. политики). Все большее значение приобретает регулирование соц. системы, под которой понимают целостный комплекс соц. отношений, сложившихся в данном обществе и основанный на определенном равновесии интересов различных его слоев. При нарушении такого равновесия возникают соц. конфликты, характеризующиеся различной степенью остроты и направленности. поддержанию равновесия системы способствует право в целом, особенно его ведущая отрасль — конституционное право. Наиболее крупные и важные блоки отношений, регулируемые в настоящее время конституциями зарубежных государств: это отношения между трудом и капиталом, межнациональные отношения, охрана брака и семьи, вопросы экологии, здравоохранения и соц. обеспеченность.

Политические отношения в зарубежных странах. Политические отношения — один из основополагающих элементов любой полит. системы, который является её важнейшей характеристикой, поскольку именно форма и структура полит. отношений непосредственно влияют на образ жизни всего общества. Рыночная экономика может существовать как в авторитарных, так и демократических полит. системах, но именно полит. отношения задают весь фон обычной жизни человека. В структуре полит. отношений можно обнаружить как духовную составляющую, связанную с процессами познания и обретения полит. сознания, идеологии, так и материальную, поскольку в результате их осуществления в обществе происходят реальные, осязаемые изменения. Среди уровней существования полит. отношений выделяют: локальный, региональный, национальный, международный, глобальный, внешнеполитический, внутриполитический. Кроме этого, они могут иметь вертикальную и горизонтальную упорядоченность (например, тоталитаризм и демократизм), а по механизму своего проявления они делятся на стихийные и сознательные. Полит. отношения определяют как взаимодействие соц. групп, личностей, соц. институтов по поводу устройства и управления обществом. Они возникают, когда потребность в управлении и властном регулировании соц. процессов и отношений начинает осуществляться при активном участии государства. На современном этапе развития научного знания выделяют следующие типы полит. партий: отношения сотрудничества, взаимодействия, полит. единства и отношения подчинения, господства и эксплуатации. Существует множество сторон, между которыми устанавливаются полит. отношения. При этом одни участники полит. отношений служат носителями полит. действия и называются субъектами политики, другие выступают в качестве её объектов, т.е. таких фрагментов полит. реальности, на изменение, преобразование или поддержку которых полит. действие направлено. Полит. отношения рассматриваются в 2 аспектах — статике и динамике. В результате осуществления полит. отношений происходит воспроизводство (регенерация) полит. процесса и системы, накопление и трансляция полит. идей, знаний, опыта, ценностей.

Религиозные организации в зарубежных странах. Религиозные конфессии и общины, которые представляют отделения крупнейших мировых религий (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) — безусловно мощный фактор влияния на сознание людей, их поведение, взгляды на мир и политику. Христианские церкви, как правило, не участвуют в полит. жизни, ислам же в ряде стран — самая активная полит. сила. Уровень взаимодействия государства с религиозными объединениями определяется правовыми основаниями, особенностями и глубиной духовной и правовой культуры в обществе, религией, которая в нем превалирует, и религией, которая повлияла на развитие государства в большей степени. По критерию конфессионального взаимодействия выделяют следующие типы государств: теократические, государства с гос. религией, светские, атеистические. Следует учитывать разницу между понятиями «конфессия» и «религиозная община». Конфессия — религиозная структура, которая чётко оформлена, имеет определенную иерархию, руководящие органы, свои догматы, священные книги, построена по определенной схеме. Община кроме профессиональных священнослужителей включает в себя и прихожан. Существует несколько моделей взаимоотношений государства и религиозных объединений. Очевидно, что самая оптимальная — взаимный нейтралитет и невмешательство в дела друг друга, а еще лучше — невмешательство и взаимная помощь. В некоторых странах назначаются гос. служащие по делам религии — вспомогательные органы для взаимной помощи, координации отношений в сфере религии. Очевидно, что самая неудачная модель взаимоотношений государства и религии складывается тогда, когда существует конфликт между ними. Следует упомянуть об общ. организациях особого рода — общ- организациях конфессионального (клерикального) типа. Это не группы прихожан во главе со священником, а организации светского характера, являющиеся как бы вспомогательными организациями религ. конфессий. Они объединяют верующих, принадлежащих к одной церкви, которые стремятся распространять идеи своей религии и совершать благородные деяния.

Добавить комментарий