Конституционный контроль

Понятие «конституционного контроля» зачастую отождествляется с понятием «конституционный надзор», однако «контроль» и «надзор» — термины не идентичные.

В законодательной и правоприменительной практике вопрос относительно соотношения понятий «надзор» и «контроль» является дискуссионным, несмотря на сходство по синонимическому признаку.

Так, в Толковом словаре В. И. Даля «контроль» определяется как «проверка чего-либо», а глагол «надзирать» является синонимом термину «присматривать».

Толковый словарь С. И. Ожегова сходным образом определяет значение этих терминов. Так, понятие «контроль» означает «проверку, наблюдение с целью проверки», а понятие «надзор» — наблюдение с целью присмотра, проверки».

С точки зрения Д. Н. Ушакова и Т. Ф. Ефремовой, «надзирать — это заниматься наблюдением, присмотром, неся за это ответственность, а «контролировать» — это заниматься наблюдением, надсмотром над чем-нибудь с целью проверки.

Наиболее распространенное мнение, связанное с понятием «контроль», определяет его как систему наблюдения и проверки процесса функционирования соответствующего объекта с целью устранить его отклонения от заданных параметров. Отдельные авторы именуют эту деятельность как контроль, ряд авторов как надзор, а другие авторы называют эту деятельность контрольно-надзорной.

Вышеперечисленные позиции свидетельствуют об отождествлении рассматриваемых понятий, так как различия между ними условные. И контроль, и надзор — это наблюдение, проверка чьей-то деятельности и реагирование в случае выявления в ней отклонения.

Другая точка зрения устанавливает, что правовая природа этих понятий различна. Аргументом, подтверждающим правоту данной позиции, выступает тот факт, что контроль в определенной мере присущ всем органам государственной власти, в частности судам, в том числе и Конституционному Суду РФ, тогда как надзор осуществляет только специально уполномоченный на эту деятельность субъект.

Рассматривая данные понятия применительно к органам судебной власти, необходимо отметить следующее. По мнению Н. Н. Ковтуна, судебный контроль означает самостоятельное средство, систему предусмотренных процессуальным законом средств, направленных на реализацию конституционных функций судебной власти, призванных в конечном итоге к недопущению незаконного и необоснованного ограничения прав личности в уголовном процессе, к ее восстановлению в этих правах либо возможной их компенсации средствами права.

Другие авторы замечают, что судебный контроль тесно связан с оценочной деятельностью суда на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

Третьи авторы судебный контроль отождествляют с формой, способом осуществления правосудия.

Полагаем необходимым согласиться с мнением Г. II. Химичевой, считающей, что «надзор — это постоянное осуществление деятельности по выявлению и устранению допущенных нарушений, а судебный контроль — это однократное осуществление контрольной деятельности только для устранения выявленных нарушений.

Выделяя общие черты двух рассматриваемых понятий, установим, что:

  • 1) контроль и надзор — это особые виды государственной деятельности, осуществляемые специально уполномоченными на то субъектами, в частности судами;
  • 2) контроль и надзор — это деятельность по проверке соблюдения закона и применение от имени государства и в пределах своей компетенции соответствующих мер;

При осуществлении надзора суды самостоятельно не устраняют нарушение закона, но обязаны добиваться восстановления нарушенного закона в установленном законом порядке.

Таким образом, понятие «контроль» шире понятия «надзор», а надзорная деятельность является составной частью контрольной деятельности. Это обусловлено тем, что контроль осуществляется только по инициативе заявителя, и субъект, осуществляющий контроль, правомочен признать подконтрольный акт утратившим силу. Надзор же производится не только по инициативе заявителя, но и по инициативе субъекта, его осуществляющего, преследует цель привлечь внимание или внести предложение о приостановлении действия антиконституционного акта или его отдельного положения (положений).

Понятие «конституционный контроль» непосредственно связано с Конституцией, охраной конституционно закрепленных норм и принципов, обеспечением установленного баланса полномочий различных органов власти, а также с задачей обеспечения конституционных гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина.

Другими словами, основная задача конституционного контроля — обеспечение верховенства и стабильности Основного закона государства, сохранение конституционного разделения властей и гарантирование защиты конституционно закрепленных прав и свобод человека. Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права.

Таким образом, конституционный контроль — это особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны.

Задачи конституционного контроля определены Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде РФ и были рассмотрены нами ранее (см. параграф 5.2), а также Федеративным договором от 31.03.1992 «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации».

Однако согласно п. 3.5 Определения Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 № 249-0 «…положения Федеративного договора, предусматривавшие суверенитет республик и позволявшие обосновывать ограничения суверенитета РФ, ее конституционно-правового статуса и полномочий (что нашло отражение в конституциях ряда республик), не могут действовать и не подлежат применению как противоречащие Конституции».

Обобщая полномочия Конституционного Суда РФ, являющиеся, по существу, задачами конституционного контроля, выделим три основных группы:

  • 1) обеспечивать верховенство конституции и конституционность нормативных актов;
  • 2) разрешать споры органов власти по поводу полномочий;
  • 3) защищать конституционные права и свободы человека.

Выше уже было сказано, что конституционный контроль является специфической функцией обеспечения верховенства Конституции. Следствием этого является невозможность осуществления данной функции органами, наделенными полномочиями по принятию правовых актов, которые сами могут стать объектами конституционного контроля. Именно поэтому полномочия по обеспечению конституционности нельзя вверять парламенту государства. Следовательно, конституционный контроль должны осуществлять органы, способные наиболее беспристрастно разрешать правовые конфликты в силу своей независимости от публичных властей.

Таким образом, значение механизма конституционного контроля, осуществляемого Конституционным Судом РФ, проявляется в следующем:

  • — решение возникающих в системе органов государственной власти споров по вопросам разделения полномочий;
  • — создание гарантий правового регулирования изменяющихся общественных отношений;
  • — создание условий совершенствования системы государственной власти;
  • — формирование надлежащего правосознания и повышение уровня правовой культуры общества в целом.

Говоря о конституционном контроле, нельзя не отметить взаимодействие Конституционного Суда и ЕСПЧ.

Система основных прав и свобод, гарантируемых нашей Конституцией и Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, во многом совпадает.

Толкование Конвенции ее контрольным органом — ЕСПЧ — направлено на обеспечение действия Конвенции и представляет собой значительную ценность для российской правовой системы. Однако внедрение многих подходов и позиций ЕСПЧ в российское правовое пространство происходит непросто.

В этой ситуации Конституционный Суд РФ адаптирует позиции ЕСПЧ к действующему национальному законодательству, используя их как в мотивировочной, так и в резолютивной части своих решений.

Кроме того, зачастую при выработке концепции того или иного решения учитывается мнение ЕСПЧ по той или иной группе вопросов. Безусловно, в первую очередь принимаются во внимание решения ЕСПЧ, в которых признается нарушение Конвенции со стороны России.

Этот диалог между Конституционным Судом России и ЕСПЧ носит двусторонний характер. Как Конституционный Суд активно ссылается на практику ЕСПЧ, так и Европейский суд достаточно часто в своих решениях по России ссылается на постановления Конституционного Суда РФ.

Однако, несмотря на тесное сотрудничество этих судов, ЕСПЧ не имеет возможность направить запрос о конституционности какого-либо закона, примененного в конкретном деле заявителя, в Конституционный Суд РФ.

Во-первых, она не предусмотрена в Федеральном конституционном законе о Конституционном Суде РФ. Во-вторых, такой запрос не совсем целесообразен, поскольку у ЕСПЧ есть свои средства воздействия на ситуацию, и задачей его деятельности является защита нарушенных конвенционных прав конкретных граждан, а не корректировка национального правового поля.

Подводя итоги, необходимо отметить, что, безусловно, Конституционный Суд играет важную роль в правовой системе России, поскольку основной целью деятельности Конституционного Суда РФ является защита Конституции и гарантируемых ею прав и свобод.

Существуют специализированные и неспециализированные органы конституционного контроля.

К специализированным относятся конституционные суды, общие суды, квазисудебные органы (конституционный советы) и ещё выделяются конституционно-религиозно советы.

Основной задачей этих органов и является конституционный контроль.

Неспециализированные органы – это их не главная задача, но в ходе деятельности он может осуществлять. К ним относятся: глава государства, парламент, правительство. Они осуществляют контроль в ходе законодательного процесса, законопроект, когда обсуждается, проходит проверку юристами, глава государства также отдаёт на проверку конституционности…

Конституционные суды – это судебные органы, они входят в судебную систему государства.

В таких государствах конституционный контроль централизованный.

Такие суды есть в Германии, Италии, Испании, Польше, Украине.

Судьи конституционного суда имеют конституционно-правовой статус судей

В формировании конституционного суда обычно участвуют разные ветви власти.

К кандидатам на должность этих судей обычно предъявляются повышенные требования по сравнению с судьями других судов, то есть стаж работы больше, возраст больше…

Избираются или назначаются судьи на определённый срок обычно.

Общие суды.

Осуществляют конституционный контроль в США, Индии, Австралии, Японии…

Они осуществляют конституционный контроль наряду с рассмотрением гражданских и уголовных дел.

В некоторых странах только высшие судебные инстанции таких судов могут осуществлять конституционный контроль (в Шри-Ланке, Эстонии…).

В разных странах по-разному формируются.

Квазисудебные органы.

К ним относятся Конституционный Советы. Чаще всего они называются «советами».

Конституционный Совет во Франции, есть такие Советы в Казахстане и в Марокко.

Чем они отличаются от конституционных судов:

Квазисудебными органами они называются потому, что в состав этих органов входят лица (члены, советники, часто туда входят бывшие президенты…), не имеющие статуса судей. Но они в ходе осуществления функции, сходные с судопроиводством.

Конституционно-религиозный совет.

В Иране: состоит из 12 человек: 6 богословов и 6 юристов. 6 юристов – парламентом назначаются, а 6 богословов – высшим духовным лицом.

Они проверяют нормативные акты на соответствие Корану, прежде всего, но и Конституции, конечно, но она-то тоже должна соответствовать Корану…

Полномочия органов конституционного контроля:

1. Проверка нормативных актов на соответствие конституции. Это полномочие, которым обладают все органы конституционного контроля.

2. Разрешение споров между органами государственной власти, между органами власти и местного самоуправления, споров между федерацией и субъектами федерации.

3. Проверка конституционности проведения выборов и референдума.

4. Проверка деятельности политических партий (характерна для Конституционного Суда Германии).

5. Лишение прав граждан (характерна для Конституционного Суда Германии, но он никогда не реализовывал такого полномочия).

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 7

Конституционный контроль – важный элемент системы разделения государственной власти в РФ, занимает ключевое место в государственно-правовом механизме защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории России.

Сущность конституционного контроля состоит в выявлении правовых актов государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, принятии мер по устранению этих отклонений.

Конституционный контроль – один из видов деятельности государства, который заключается в проверке определенного состояния того или иного объекта, желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному в Конституции. Существуют две основные модели судебного конституционного контроля: 1. Северо-американская модель (США, Канада, Аргентина, Боливия, Доминиканская республика, Индия, Иран, Пакистан, Япония).Характерные черты: Конституционный контроль осуществляется не специально созданным органом, а судами общей юрисдикции; Конституционный контроль – дополнительная функция для судов общей юрисдикции только в связи с конкретным делом; Рассмотрение дел происходит по обычной процедуре судопроизводства; Акт, признанный не соответствующим Конституции формально продолжает действовать. Суд не лишает его юридической силы. Признанный неконституционным акт лишается судебной защиты. Существуют две разновидности: децентрализованная – Конституционный контроль могут осуществлять все суды общей юрисдикции; централизованная – конституционный контроль осуществляется только высшими судебными инстанциями (Мальта, Австралия). 2. Европейская модель. (Восточная Европа, Коста-Рика, Турция, Южная Корея). Характерные черты: Конституционный суд занимает автономное положение в судебной системе; Конституционный контроль – это основная функция; Рассмотрение дело происходит по специальной процедуре конституционного судопроизводства; Судьями становятся не профессиональные судьи, а признанные ученые в области права; Это органы со специальной компетенцией; Решение Конституционного Суда лишает акт юридической силы. Помимо двух основных моделей существуют смешанные модели: Южно-американская (Аргентина, Бразилия, Мексика) – нет Конституционных судов, но у судов общей юрисдикции имеется специфическое полномочие – процедура «ампаро» (граждане могут обращаться в суд общей юрисдикции с целью отмены акта); Греция – существует специальный орган – Верховный специальный суд, но так же вопросы конституционности могут рассматривать и иные судебные органы (ГосСовет, Счетная палата).

Конституционный суд РФ: полномочия и основы организации.

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

Основные принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации:

— независимость,

— коллегиальность,

— гласность,

— состязательность

— равноправие сторон.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

26. Решения Конституционного суда РФ: виды, содержание и юридическое значение:

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Принципы конституционного судопроизводства.

Независимость.

Коллегиальность.

Гласность.

Устность разбирательства.

Русский язык конституционного судопроизводства.

Непрерывность судебного заседания (кроме времени на отдых, подготовки участников процесса к слушанию, времени устранения препятствий для конституционного судопроизводства).

Состязательность и равноправие сторон.

Министерство юстиции: функции, компетенция, состав.

Министерство юстиции РФ (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере:

исполнения уголовных наказаний;

регистрации некоммерческих организаций (включая отделения международных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации);

адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния;

обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения.

Основные задачи и функции Минюста России:

разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности (сфере юстиции);

нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности (сфере юстиции);

обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

обеспечение деятельности Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека — заместителя Министра юстиции РФ;

организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;

осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Каждая из этих задач наполняется конкретным содержанием. Пожалуй, самой емкой является первая из них — реализация государственной политики в сфере юстиции. Для ее осуществления на Министерство юстиции РФ возложены, в частности:

Состав органов Министерства юстиции

В соответствии положением гл. 3 Положения о Министерстве юстиции РФ Минюст России возглавляет Министр юстиции РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Структурными подразделениями Минюста России являются департаменты по основным направлениям деятельности, в состав которых могут входить отделы.

Ключевые термины и понятия:

  • • конституционный суд;
  • • конституционный контроль в широком и узком смысле;
  • • .этапы развития института судебного конституционного контроля;
  • • модели конституционного судебного контроля;
  • • американская модель;
  • • европейская (австрийская) модель;
  • • европейская (французская) модель;
  • • исламская модель;
  • • компетенция.

В результате изучения данной главы студент должен

знать:

  • • причины возникновения института судебного конституционного контроля как специфического вида охраны и защиты конституции в целях утверждения конституционности и конституционного порядка;
  • • этапы развития института судебного конституционного контроля и его модели (американская, европейская (австрийская), европейская (французская), исламская и т.д.;
  • • правовой статус судей конституционного контроля, а также гарантии их деятельности по осуществлению конституционного правосудия;

уметь:

• правильно определять компетенцию органов судебного конституционного контроля, т.е. совокупность юридически установленных полномочий (прав и обязанностей) управляющего органа, должностного лица, круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений;

владеть:

• навыками ориентации в интеграционных тенденциях в системе судебного конституционного контроля с учетом сближения организационной структуры, используемых ими процедур, принципов правосудия.

Понятие института судебного конституционного контроля и этапы его развития

История института судебного конституционного контроля насчитывает не один десяток лет. Теория и практика данного института берет начало еще в Средневековье, когда в ряде государств появляются специализированные органы, стоящие на страже государственного строя. Примером являются такие государства, как Великобритания, Венецианская Республика, Франция, Пруссия. Однако реальной действительностью судебный конституционный контроль становится лишь в XVIII в. Связано это было прежде всего с эпохой буржуазно-демократических революций и глубочайшими реформами, которые охватили все сферы жизни. Главное место среди реформ отводилось внедрению принципов разделения властей, верховенства права, созданию гражданского общества. Данные элементы, как правило, нашли закрепление в конституциях, являющихся основным законом государства и обладающих верховенством на всей его территории. Поэтому закономерным явился факт возникновения судебного конституционного контроля как специализированного механизма охраны конституции.

В мире накоплен значительный опыт создания и развития судебного конституционного контроля, вне зависимости от формы государственного устройства или формы правления. Например, в Испании действует Конституционный Суд Королевства Испания, а в Италии – Конституционный Суд Итальянской Республики. Однако в любом случае основным объектом их деятельности будет являться конституционность законов.

Вместе с тем условия каждой страны своеобразны и неповторимы. Поэтому процесс создания и функционирования судебного конституционного контроля в государстве будет включать наряду с общими принципами уникальные черты. Это сочетание общего и специфического находит отражение прежде всего в понятии конституционного контроля и конституционного надзора. В юридической литературе не сложилось единого мнения по данному вопросу, скорее всего, из-за различий в законодательстве разных стран.

Если резюмировать суть вопроса, то можно сказать, что под контролем понимают такую систему отношений между органами публичной власти, при которой контролирующий орган может отменять акты подконтрольного органа. Надзор – это такая система отношений, при которой надзорный орган может лишь обратить внимание поднадзорного органа на допущенные ошибки.

Конституционный контроль – это проверка соответствия конституции актов и действий органов и учреждений публичной власти. Конституционный контроль существует только в тех странах, в которых есть писаные конституции.

Объекты конституционного контроля. Круг таких объектов, т.е. актов и действий, которые могут быть проверены на предмет конституционности, в разных странах неодинаков. Это, прежде всего, законы внутригосударственные и не вступившие в силу международные договоры, нормативные, а в ряде стран и индивидуальные акты исполнительной власти, а также местного самоуправления, иногда также акты и действия общественных объединений.

Виды конституционного контроля. По времени проведения конституционный контроль может бытьпредварительным и последующим: в первом случае акт проверяется до вступления в силу, аво втором – после.

По правовым последствиям признания акта неконституционным различают постановляющий и консультативный контроль. При использовании постановляющего контроля признание акта неконституционным ведет к утрате им юридической силы, в то время какконсультативный контроль заключается лишь в даче рекомендаций органу, издавшему акт, о его отмене.

По степени обязательности конституционный контроль подразделяется наобязательный, т.е. осуществляемый в силу закона, ифакультативный, т.е. проводимый по инициативе управомоченного субъекта.

В зависимости от соотношения органа, принявшего акт, и органа, осуществляющего конституционный контроль, последний делится на внутренний и внешний.Внутренний проводится самим органом, принявшим акт, авнешний – иным органом.

По форме конституционный контроль бывает абстрактным и конкретным. При использованииконкретногоконтроля правовой акт может быть подвергнут проверке только в связи с рассмотрением в суде или ином органе какого-либо дела по его применению, аабстрактныйконституционный контроль проводится вне связи с проблемами применения проверяемого акта.

По содержанию различают материальный и формальный конституционный контроль.Материальныйконтроль предполагает проверку соответствия конституции содержания проверяемого правового акта, аформальный – процедуры его принятия.

Органы конституционного контроля. Чаще всего в качестве органов конституционного контроля выступают судебные органы: специализированные конституционные суды (существующие в рамках европейской модели конституционного контроля) или суды общей юрисдикции (характерные для американской модели). В ряде стран конституционный контроль осуществляется квазисудебными органами (Конституционный совет во Франции). Вместе взятые, органы конституционного контроля образуют систему конституционной юстиции. Органы конституционной юстиции формируются в разных странах неодинаково. Иногда в их формировании участвует только парламент: в ФРГ члены Федерального конституционного суда избираются поровну Бундестагом и Бундесратом (палатами парламента). Чаще в формировании органов конституционного контроля принимают участие высшие органы или должностные лица, принадлежащие к различным ветвям власти. Например, Конституционный Совет Франции назначается по третям президентом и председателями палат парламента (кроме того, в его состав входят бывшие президенты республики).

Добавить комментарий