Конституционный строй рк

Основы Конституционного строя — главные устои государства, его ос­новные принципы, отражающие его демократическую сущность и которые призваны обеспечить Республики Казахстан характер конституционного государства. Правовой институт «Основы конституционного строя» зани­мает ведущее место в системе конституционного права.

Конституция Республики Казахстан закрепляет Основы Конституци­онного строя в первом разделе «Общие положения».

Каковы же эти принципы, или что относится к Основам Конституционно­го строя РК?

1. Суверенитет. Казахстан является суверенным государством. Ст. 2
Конституции РК гласит — «Суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории».

Государственный суверенитет — это верховенство государственной власти внутри страны (т.е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории) и ее независимость от власти иностранных государств в сфере международных отношений. По­мимо верховенства и независимости государственной власти, государст­венный суверенитет проявляется в ее единстве.

В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителем является народ. Признание народа в качестве носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный сувере­нитет означает полновластие народа, т.е. обладание народа социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства.

Народ осуществляет свою власть как непосредственно через респуб­ликанский референдум и выборы, так и через делегирование ее органам государственной власти (ст3 Конституции).

Никто не может присваивать власть в Республике Казахстан. Право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту Республики в пределах его конституционных полномочий. Правительство от имени народа не выступает и обладает правом выступать только от имени государства.

2. Республиканская форма правления. В Конституции РК установлена
республиканская форма правления. Республика — форма государственного
правления, при которой все высшие органы государственной власти либо

избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). В Республике Казахстан, согласно Консти­туции, провозглашена президентская форма правления, которая характери­зуется наличием сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской республики (наличие главы правитель­ства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти Правитель­ства Парламентом, полномочия Президента по роспуску Парламента, а также возможность самостоятельного принятия Президентом законода­тельных актов).

3. Народовластие. В соответствии с Конституцией РК (ст. 1) Республика Казахстан утверждает себя демократическим государством. Это значит что:

— Казахстан определяет себя как государство, при котором народ обладает учредительной властью принимать Конституцию, непосредственно из­бирать главу государство и Парламент, сменять их по истечению срока данных полномочий;

— государство создает возможности для выражения и учета интересов меньшинства и отдельных граждан, независимо от их социального и на­ционального происхождения, предоставляя им свободу слова, совести, выбор языка и национальности, право на объединения, на равный доступ к государственной службе и т.д.

4. Светский характер государства. Республика Казахстан утверждает
себя светским государством. Это значит что:

— в Республике Казахстан религиозные учреждения и вероисповедания отделены от государства;

— не существует государственной или обязательной религии;

— запрещено создание партий на религиозной основе;

— каждый имеет право на свободу совести, т.е право исповедовать лю­бую религию, переходить их одной религии в другую или не исповедо­вать никакой религии.

5. Верховенство права. Республика Казахстан утверждает себя правовым государством. Это значит, что государство стремится к такому состоянию или качеству, которое называется правовым государством. Которое, в свою очередь, характеризуется следующими чертами:

— права и свободы человека являются высшей ценностью;

— верховенство закона;

— принцип разделения властей;

— независимость судебной власти;

— взаимная ответственность государства и гражданина.

6. Социальный характер государства. Республика Казахстан утверждает себя социальным государством. Это значит, что:

— государство служит человеку, а не наоборот;

— государство служит обществу в целом, а не отдельным его слоям;

— государство стремиться равномерно распределять тяготы и блага для всех граждан;

— государство поддерживает социальную сферу (образование, здравоохранение, наука, культура, социальная занятость, охрана труда, соци­альное обеспечение и поддержка групп населения с низкими доходами;

— государство признает право граждан требовать от него обеспечения прожиточного минимума и достойных условий существования, вклю­чая экологическую безопасность здоровья и жизни;

— государство обязуется создать условия для экономической свободы в обществе.

7. Унитарность. Республика Казахстан является унитарным государством. Унитарное государство — форма устройства государства, которая не имеет в своем составе автономий т.е. других каких либо государственных образований; с единой Конституцией, единой системой права, единым
гражданством, Парламентом, Правительством, системой исполнительных органов и суда, подразделяет свою территорию на административно-территориальные единицы.

Единство государственной власти в Республике Казахстан обеспечи­вается Президентом, являющимся главой государства и его высшим долж­ностным лицом. Президент обеспечивает согласованное функционирова­ние всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Тем самым, Президент РК находится над всеми ветвями власти, выступает арбитром, хотя и тяготеет по своим полномочиям к ис­полнительной власти.

8. Политический и идеологический плюрализм. В Республике Казахстан признается идеологическое и политическое многообразие (п.1 ст.5 Конституции). Политическое многообразие (плюрализм) — это свобода политических мнений и политических действий, что предполагает создание
равных возможностей участия в политическом процессе всем политическим партиям и другим общественным объединениям, действующим в рамках Конституции, существования многопартийности, а также право граждан состоять в любой партии или не состоять ни в какой.

Важным условием реализации принципа политического плюрализма является определение правового статуса политических партий, других об­щественных объединений и массовых движений, участвующих в политиче­ском процессе и составляющих институциональную основу политического плюрализма. Конституции гласит «Общественные объединения равны пе­ред законом. Не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государ­ства, возложение на общественные объединения функций государственных органов, государственное финансирование объединений».

Одно из наиболее важных мест в институциональной основе полити­ческого плюрализма занимают политические партии, выражающие полити­ческую волю своих членов и содействующие выражению политической во­ли гражданского общества.

Политический плюрализм — это не только возможность состоять в любой, действующей в рамках Конституции партии, но и не состоять ни в какой партии, быть беспартийным. Он несовместим с идеологическим единообразием и может реализоваться лишь в условиях идеологического многообразия.

Идеологическое многообразие (плюрализм) — это свобода выбора идеологических и духовных ценностей и запрет установления государст­венной или обязательной идеологии в обществе, что является условием реализации политического плюрализма.

9. Экономический плюрализм. Это значит, что, в республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность (п.1 ст.6 Конституции)

10. Права и свободы человека и гражданина — высшая ценность. Конституция РК рассматривает человека, его жизнь, права и свободы в качестве высшей ценности (ст.1). Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план
именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом государства, его обязанностью.

Конституционное государство базируется на народном суверенитете, который составляет одну из важнейших его основ. Между тем носитель этого суверенитета — народ — состоит из граждан, от которых, в конечном счете, и должна исходить вся власть.

Интересы защиты человека, его прав и свобод требуют от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни.

Человек, его права и свободы должны защищаться государством с по­мощью разнообразных норм материального и процессуального права. При­знание, соблюдение и защита прав и свобод человека требуют также суще­ственных усилий государства в материальной и духовной сферах. Речь идет, в частности, об обеспечении гражданам прожиточного минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования и здравоохра­нения, культурной сферы.

11. Приоритет норм международного договора над нормами закона. П.3 Ст. 4 Конституции гласит » Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда их международного договора следует,
что для его применения требуется издание закона».

12. Общепризнанные принципы и нормы международного права — составная часть правовой системы РК. П. 1 Ст. 4 Конституции гласит: «Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики…».

§ 4.1 Конституционные основы Республики Казахстан.

Место Вооруженных сил в государстве

Под основами конституционного строя Республики Казахстан понимаются принципиальные положения Конституции, характе­ризующие Казахстан как демократическое, правовое, светское и унитарное государство.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а при­знание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. Такая конкретная цель, адресованная человеку и гражданину, впервые зафиксирована в тексте Конститу­ции — Основном законе Республики Казахстан.

В Конституции Республики Казахстан нашло отражение и важ­нейшее положение, выражающее саму суть демократии как «власти народа», а именно то, что носителем суверенитета и единственным источником власти в стране является ее народ, который осуществляет свою власть непосредственно через своих представителей. Впервые в Конституции страны получило закрепление положение о том, что право выступать от имени всего народа Казахстана принадлежит только парламенту и президенту республики. Из этого следует, что правомерным может быть признано избрание должностных лиц (Президента РК) и органов власти (парламента), например, только самим народом либо назначение государственных руководителей на соответствующие посты только в порядке, установленном Консти­туцией Республики Казахстан и законами республики.

Демократизм нашего государства проявляется в конституционном оформлении экономических устоев целого общества. Конституция РК гарантирует неприкосновенность частной собственности, свободу частной предпринимательской деятельности, поддержку конкуренции.

Признание многообразия форм идеологии означает, что никакая идеология не может утверждаться в качестве государственной (т. е. исходить от государственных органов либо пропагандироваться ими) или быть обязательной (Конституция РК). Важно учитывать един­ственное правило — никакая идеология не может служить препят­ствием к добросовестному исполнению гражданином РК своего служебного долга, а также возложенных на него законом обязанностей (в том числе, конечно, и обязанностей военной службы).

Признание политического многообразия, многопартийности озна­чает, что все общественные объединения (политические партии, обще­ственные организации, массовые движения) равны перед законом и соответственно имеют право участвовать в политической жизни страны.

На подлинно демократический характер развития Казахстана указывает и тот факт, что Конституция РК определила наше госу­дарство как светское, т. е. не зависящее от тех или иных религиозных концепций либо религиозных воззрений его руководителей. В ней четко указано: «В Республике Казахстан признается идеологическое и поли­тическое многообразие. Не допускаются слияние общественных и государственных институтов, создание в государственных органах политических партий».

Государственная целостность Республики Казахстан гарантируется тем, что суверенитет Казахстана распространяется на всю его терри­торию, Конституция РК и законы верховенствуют на всей территории. Республика Казахстан обеспечивает целостность, неделимость и не­прикосновенность своей территории. Эту свою обязанность Казахстан как суверенное государство вправе исполнять и с помощью Погра­ничных войск, и Вооруженных сил в целом.

Конституция Республики Казахстан заложила прочные основы для развития Казахстана как правового государства. Конституция РК имеет высшую юридическую силу. Высшая юридическая сила означает, что законы и другие правовые акты не должны противоречить тексту Конституции — Основного закона Республики Казахстан.

В соответствии с Конституцией РК законы подлежат официаль­ному опубликованию. Неопубликованные же законы не имеют силы. Не могут также применяться любые нормативные акты, затраги­вающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего ознакомления.

Одновременно Конституция РК обязывает государственные органы, должностных лиц, граждан и их объединения строго соблю­дать Конституцию и законы Республики Казахстан. Наше государство уважает и способствует распространению на своей территории норм, закрепляющих общечеловеческие ценности. С этой целью оно установило, что международно-правовые акты о правах и свободах человека имеют на территории республики приоритет перед ее законами.

Республика Казахстан — государство с республиканской формой правления. Под этим понятием имеют в виду организацию (систему) высших органов власти, избираемых народом на определенный срок. В Республике Казахстан парламент и президент (глава государства) избираются народом со сроком полномочий президента на семь лет, парламента (мажилиса) — на пять лет. В свою очередь, парламент и Президент Республики Казахстан в порядке, установленном Консти­туцией, формируют все другие государственные органы.

В политической системе общества государство как главный инструмент осуществления народовластия занимает ведущее место. Вооруженные силы представляют собой составную часть государ­ственного механизма, специально созданную для вооруженной защиты общественного строя, территориальной целостности и независимости страны.

Коренные преобразования в общественном и государственном устройстве Республики Казахстан по-новому ставят вопрос о месте армии в нашем обществе и государстве.

«Армия — вне политики». Достижим ли этот лозунг? Опыт истории дает отрицательный ответ на этот вопрос. Армия как часть общества, элемент государственного механизма не может быть свободна от политики, но не может и не должна быть ее субъектом. Армия — это инструмент осуществления политики, определяемой высшими законо­дательными и исполнительными органами государства. Эта политика находит свое выражение в законодательных актах, принимаемых гражданскими высшими органами.

Гражданский контроль над армией — непременное условие нормального функционирования цивилизованного государства. В документах Копенгагенского совещания в рамках СБСЕ содержится специальное указание на то, что Вооруженные силы и полиция находятся под контролем гражданских властей и подотчетны им. Действие этого принципа законодательно закреплено в конституциях практически всех стран мира.

Действующая Конституция РК, так же как и конституции других государств — стран СНГ, закрепляет отдельные элементы действия этого принципа: утверждение должностей высших воинских руководителей представительными органами, установление бюджет­ных ассигнований на военное строительство, парламентский контроль, утверждение структуры Вооруженных сил и т. д. Конституция РК подробно регламентирует эти вопросы. В Основном законе определено, что защита суверенитета и территориальной целостности Республики Казахстан осуществляется ее Вооруженными силами.

Учитывая роль и предназначение армии в обществе, законода­тельства большинства стран мира либо полностью запрещают членство в партиях для военнослужащих (Великобритания, Канада, Турция и др.), либо накладывают существенные ограничения на участие военнослужащих в различных партиях и политической деятельности.

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан воины Вооруженных сил являются полноправными гражданами, наше законодательство наделило их правом избирать и быть избранными во все выборные органы без каких бы то ни было ограничений.

Как решается вопрос об избирательных правах военнослужащих в законодательствах других стран?

Ряд государств в целях деполитизации армии полностью лишают военнослужащих избирательных прав (Аргентина, Мексика, Турция, Финляндия и др.).

В большинстве стран мира военнослужащие пользуются избира­тельными правами, однако за ними закреплен принцип «несовме­стимости должностей». Это означает, что в случае избрания на выбор­ную должность военнослужащий должен уйти из армии в отставку или отпуск на весь срок полномочий. Так, Конституция США гласит: «… ни одно лицо, занимающее какую-либо должность по службе в Соединенных Штатах, не может быть членом ни одной из палат во время пребывания в должности». В связи с этим, например, генерал Эйзенхауэр, став президентом США, лишился на это время своего воинского звания.

По законодательству Франции, никто не может занять выборную должность, не выполнив обязательств, налагаемых Кодексом нацио­нальной военной службы; кандидатами для избрания не могут быть лица, получившие отсрочку или находящиеся на действительной военной службе.

Законодательство западных стран, столь широко закрепляющее такие демократические права граждан, как свобода слова, печати, митингов и демонстраций, существенно ограничивает их для военно­служащих.

Прежде всего практически во всех странах мира строго охра­няются, под угрозой уголовного наказания или крупных штрафов, служебная, государственная и военная тайны.

В странах Запада существуют строгая регламентация контактов военнослужащих с представителями средств массовой информации, четкие указания порядка этих контактов. Игнорирование этого порядка влечет за собой меры взыскания, вплоть до увольнения из армии.

В армии США, например, действуют кодекс офицера и кодекс этики поведения. Суть их требований в том, чтобы не допускать не санкционированных командованием выступлений в печати, по радио и телевидению, предотвращать утечку информации, способной нанести военный или моральный ущерб Вооруженным силам США.

В едином своде военных законов США в положении АР 600-20 отмечается, что офицер, использующий презрительные, непочти­тельные выражения против президента, вице-президента, конгресса, министра обороны, губернатора или законодательной власти какого- либо штата, территории во время исполнения служебных обязан­ностей, должен быть наказан по решению суда.

Законодательства большинства стран мира запрещают военно­служащим участвовать в публичных демонстрациях и митингах, проводимых без санкции государственных властей, не разрешают участвовать в таких мероприятиях в служебное время в военной форме, на территории воинской части, а также в случаях, когда характер демонстрации противоречит законам, государственным приказам ко­мандования.

Вопросы и задания:

1. Что понимают под «основами конституционного строя Республики Казахстан»?

2. Расскажите о месте и роли Вооруженных сил в государстве.

3. В рабочей тетради выполните задание № 4.

Конституционный строй РК — это стройная система общественных отношений, характеризующая форму и способы организации нашего государства, закрепленные в Конституции РК.

Так как конституционный строй РК, включает целую систему общественных отношений, складывающихся в обществе, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и не отдельные отрасли права, а все отрасли национального права.

Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй РК, принадлежит нормам Конституции. Это обусловлено тем, что Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

Главную роль среди них играют нормы, закрепляющие основные устои и принципы конституционного строя РК, в которых находит выражение его гуманная сущность, приверженность демократическим идеалам. В качестве устоев и принципов выступают основы конституционного строя, которые должны обеспечивать РК характер конституционного государства.

Совокупность правовых норм, регулирующих отношения, характеризующие нашу государственность, образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя РК», занимающий ведущее место в системе конституционного права РК.

Являясь основами нашей государственности, основы конституционного строя (как и другие нормы Конституции) могут быть изменены только в особом порядке, закрепленном в статье 91 Конституции. Установленная Конституцией унитарность и территориальная целостность государства, форма правления Республики не могут быть изменены (п.2 ст.91).

Демократическое государство — понятие определяющее Казахстан, прежде всего как республику, государство с республиканским строем, в котором обеспечивается народовластие, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологическое и политическое многообразие и местное самоуправление.

В государстве с республиканским строем народ обладает учредительной властью принимать Конституцию, непосредственно избирать главу государства и Парламент, сменять их по истечению срока полномочий. Республиканский строй (независимо от формы правления, президентской, парламентской или смешанной), предоставляет оптимальные возможности для реального выявления воли и последовательного отстаивания интересов большинства казахстанцев высшими органами государства.

В то же время демократическое государство создает возможности для выражения и учета интересов меньшинства и отдельных граждан, независимо от их социального и национального происхождения, от других особенностей, предоставляя им в соответствии с Конституцией РК свободу слова, совести, выбора языка и национальности, право на объединение, на митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, равное право на доступ к государственной службе, на участие в управлении делами государства и другое.

Одним из основополагающих принципов деятельности Республики как демократического государства выступает «общественное согласие и политическая стабильность» (п.2 ст.1 Конституции). Политический режим в демократическом государстве использует преимущественно демократические методы и способы осуществления власти.

В демократическом государстве реализуется принцип народовластия, что означает принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление этой власти народом в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами в форме государственной сласти и местного самоуправления.

Принцип разделения единой государственной власти на ветви — один из основополагающих принципов Республики Казахстан, гарантирующий общество от насильственного присвоения власти в стране. В Конституции 1995 года, четко устанавливается и разграничивается компетенция Парламента, Правительства и Верховного Суда Республики при соответствующих полномочиях Президента РК по обеспечению согласованного функционирования всех ветвей государственной власти.

Статья 5 Конституции закрепляет признание идеологического и политического многообразия, т.е. плюрализма. Не допускается смешение общественных и государственных институтов, создание в государственных органах политических партий. Еще Конституция 1993 года устанавливала, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной. Идеологическое и политическое многообразие означает так же создание возможностей оказывать влияние на политическую жизнь страны всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых носит политический аспект и находится в рамках Конституции.

Светское государство. Оно означает, что в РК религиозные учреждения и вероисповедания отделены от государства, которое в равной мере терпимо относится к исламу, к православию в Казахстане, равно как к конфессиям других вероисповеданий. Не существует какой-либо государственной или обязательной религии. Создание партий на религиозной основе не допускается. Органы государства строятся и действуют не на основе канонического права, а на основе Конституции.

В то же время каждый имеет право на свободу совести, осуществление которого не должно обуславливать или ограничивать его общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством. Вопрос веры или атеизма — вопрос частной жизни каждого человека.

Государство устанавливает и контролирует соблюдение в стране законодательства о свободе вероисповедания и деятельности религиозных объединений.

Деятельность на территории Казахстана иностранных религиозных объединений, назначение их центрами руководителей этих объединений в Республике возможно только по согласованию с соответствующими государственными органами.

Правовое государство — это государство, в котором обеспечено верховенство закона, причем не только провозглашено, но и обеспечено целой системой реально действующих в жизни гарантий. Правовое государство — это качество, к которому стремится РК и начало которой положено по Конституции РК 1995 года. Конституционное государство Казахстан — начало правового государства, основными принципами которого являются «разрешено все, что не запрещено законом» — для граждан и «разрешено только то, что прямо указано в законе» — для государственных органов и должностных лиц.

От чего зависит формирование правовой государственности: от соответствующих экономических и политических предпосылок, преодоления правового нигилизма и законодательного идеализма в общественном правосознании, от повышения правовой культуры населения и должностных лиц государства, отлаживания всей юридической системы и возвышения правосудия и др.

Каковы же критерии характеристики государственности именно как правовой: гарантированность прав и свобод человека и гражданина на уровне международных стандартов; верховенство Конституции и утверждении правозаконности, установление экономической свободы и четкое определение границ экономической деятельности государства; республиканский политический строй и устойчивая эффективная форма правления; единство государственной власти и разделение ее на ветви при наличии системы «сдержек и противовесов»; независимость судебной сласти; взаимная ответственность государства и гражданина. Перечисленные признаки отражены в нормах Конституции 1995 года и должны быть воплощены в реальности. Социальное государство, то что РК утверждает себя в качестве социального государства тоже закреплено в п.1 ст.1 Конституции РК. Оно имеет свои, присущие только ему, признаки.

Прежде всего, социальное государство служит человеку и обществу в целом, а не отдельным его классам и слоям, или нациям и народностям, но стремится ликвидировать, смягчать социальное неравенство, путем содействия равномерному распределению тягот в обществе и благу всех граждан.

Характеристика государства как социального означает гарантированную Конституцией поддержку государством Казахстан таких социальных сфер, как образование, здравоохранение, наука, культура, социальная занятость, охрана труда, социальное обеспечение, адресная поддержка групп населения с низкими доходами. Социальное государство признает право человека и гражданина требовать от него обеспечения прожиточного минимума и достойных условий существования, включая экологическую безопасность здоровья и жизни.

Для этого социальное государство разрабатывает и осуществляет общие и целевые социальные программы, прибегает в интересах общества и конкретных категорий граждан к макроэкономическому планированию и бюджетному финансированию.

Список литературы диссертационного исследования доктор юридических наук Кубеев, Еркин Киноятович, 1998 год

1. Закон Казахской ССР О защите чести и достоинства Президента Казахской ССР от 23 мая 1990 г. // Ведомости. 1990. №22. Ст.271.

2. Постановление Верховного Совета Казахской ССР от 25 октября 1990 г. О Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР // Ведомости. 1990. №44. Ст.408.

3. Конституционный Закон Республики Казахстан от 16 декабря 1991г. О государственной независимости Республики Казахстан // Ведомости. 1991. № 51. Ст.622.

4. Закон Республики Казахстан от 20 декабря 1991 г. О гражданстве Республики Казахстан // Ведомости. 1991. № 52. Ст. 636.

5. Закон Республики Казахстан от 15 января 1992 г. О свободе вероисповедания и религиозных объединениях// Ведомости. 1992. №4. Ст.84.

6. Закон Республики Казахстан от 9 апреля 1993 г. О профессиональных союзах // Ведомости. 1993. №8. Ст.200. № 20. Ст. 121.

7. Закон Республики Казахстан от 8 декабря 1993 г. Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан // Ведомости. 1993. № 23-24. Ст.507.

8. Закон Республики Казахстан от 10 декабря 1993 г. О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий // Ведомости. 1993. № 23-24. Ст.513.

9. Закон Республики Казахстан от 10 декабря 1993 г. О досрочном прекращении полномочий Верховного Совета Республики Казахстан // Ведомости. 1993. № 23-24. Ст. 51.

10. Закон Республики Казахстан от 10 декабря 1993 г. О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан // Ведомости. 1993. № 23-24. Ст.516.

11. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 17 марта 1995 г. О порядке организации и проведении мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан // Ведомости. 1995. № 1-2. Ст.19.

12. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 19 июня 1995 г. О порядке рассмотрения обращений граждан // Ведомости. 1995. № 9-10, Ст.71.

13. Конституция Республики Казахстан принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г. // Ведомости. 1996. №4. Ст.217.

14. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, от 28 сентября 1995 г. О выборах в Республике Казахстан // Ведомости. 1995. № 17-18. Ст. 114.

15. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, от 16 октября 1995 г. О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов // Ведомости. 1995. №21. Ст.124.

16. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, от 2 ноября 1995 г. О республиканском референдуме // Ведомости. 1995. №22. Ст. 131.

17. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, от 18 декабря 1995 г. О Правительстве Республики Казахстан // Ведомости. 1995. № 23. Ст. 145.

18. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, от 26 декабря 1995 г. О Президенте Республики Казахстан // Ведомости. 1995. № 24. Ст. 172.

19. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, от 29 декабря 1995 г. О Конституционном Совете Республики Казахстан // Ведомости. 1995. №24. Ст. 173.

20. Постановление Парламента Республики Казахстан от 20 мая 1996 г. О Регламенте Парламента Республики Казахстан // Ведомости. 1996. №6-7. Ст.227.

21. Закон Республики Казахстан от 31 мая 1996 г. Об общественных объединениях // Ведомости. 1996. № 8-9. Ст. 234.

22. Закон Республики Казахстан от 2 июля 1996 г. О политических партиях // Ведомости. 1996. №11-12. Ст.260.

23. Закон Республики Казахстан от 7 мая 1997 г. О комитетах и комиссиях Парламента Республики Казахстан // Ведомости. 1997. №9. Ст.94.

24. Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 г. О языках в Республике Казахстан // Ведомости. 1997. № 13-14. Ст. 202.

25. Гражданский кодекс Республики Казахстан /Общая часть/ принят 27 декабря 1994 г. // Ведомости. 1994. № 23-24. /Приложение/.

27. Закон Республики Казахстан от 15 декабря 1990 г. О занятости населения // Ведомости. 1991. №1. Ст.8.

28. Закон Республики Казахстан от 21 июня 1991 г. О социальной защищенности инвалидов в Республике Казахстан // Ведомости. 1991. № 26. Ст.345.

29. Закон Республики Казахстан от 30 июня 1992 г. О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье // Ведомости. 1992. №13-14. Ст.348.

30. Закон Республики Казахстан от 4 июля 1992г. О коллективных договорах // Ведомости. 1992. №16. Ст.422.

31. Закон Республики Казахстан от 18 декабря 1992г. О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне // Ведомости. 1992. №23. Ст.560.

32. Закон Республики Казахстан от 22 января 1993 г. Об охране труда // Ведомости. 1993. №3. Ст.40.

33. Закон Республики Казахстан от 14 октября 1993 г. О минимальной заработной плате и минимальной пенсии // Ведомости. 1993. №17. Ст.395.

34. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 28 апреля 1995 г. О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним // Ведомости. 1995. № 6. Ст. 45.

35. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 26 декабря1995 г. О государственной службе // Ведомости. 1995. № 24. Ст. 169.

36. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 23 января1996 г. О мерах по упорядочению социальных государственных гарантий // Ведомости. 1996. №1. Ст.176.

37. Закон Республики Казахстан от 8 июля 1996 г. О коллективных трудовых спорах и забастовках // Ведомости. 1996. №13. Ст. 264.

38. Закон Республики Казахстан от 18 июля 1996 г. Об обязательном социальном страховании // Ведомости. 1996. №15. Ст.278.

39. Закон Республики Казахстан от 16 июня 1997 г. О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан // Ведомости. 1997. №11. Ст.154.

40. Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан // Ведомости. 1997. №12. Ст. 186.

41. Закон Республики Казахстан от 27 декабря 1994 г. Об иностранных инвестициях // Ведомости. 1994. №23-24. Ст.280.

42. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 24 апреля 1995 г. О налогах и других обязательных платежах в бюджет // Ведомости. 1995. №6. Ст.43.

43. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 20 июля 1997 г. О таможенном деле в Республике Казахстан // Ведомости. 1995. №13.

44. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 31 августа 1995 года. О банках и банковской деятельности // Ведомости. 1995. №15-16. Ст. 106.

45. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 3 октября 1995 г. О страховании // Ведомости. 1995. №19. Ст.115.

46. Закон Республики Казахстан от 24 декабря 1996 г. О бюджетной системе // Ведомости. 1996. №20-21. Ст.402.

47. Закон Республики Казахстан от 24 декабря 1996 г. О валютном регулировании // Ведомости. 1996. №20-21. Ст.404.

48. Закон Республики Казахстан от 21 января 1997 г. О банкротстве // Ведомости. 1997. №1-2. Ст.7.

49. Закон Республики Казахстан от 28 февраля 1997 г. О государственной поддержке прямых инвестиций // Ведомости. 1997. №4. Ст.50.

50. Закон Республики Казахстан от 5 марта 1997г. О рынке ценных бумаг // Ведомости. 1997. №5. Ст.52.

51. Закон Республики Казахстан от б марта 1997 г. Об инвестиционных фондах в Республике Казахстан // Ведомости. 1997. №5. Ст.57.

52. Закон Казахской ССР от 5 июня 1991г. О защите прав потребителей // Ведомости. 1991. №23. Ст.267.

53. Закон Республики Казахстан от 4 июля 1992 г. О защите и поддержке частного предпринимательства//Ведомости. 1992. №16. Ст.424.

56. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 5 октября 1995 г. О производственном кооперативе // Ведомости. 1995. № 20. Ст.119.

57. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 26 января 1996 г. О специальных экономических зонах в Республике Казахстан // Ведомости. 1996. №1, Ст. 179.

58. Закон Республики Казахстан от 19 июня 1997г. О государственной поддержке малого предпринимательства // Ведомости. №12. Ст. 182.

59. Закон Республики Казахстан от 19 июня 1997 г. Об индивидуальном предпринимательстве // Ведомости. 1997. № 12. Ст. 185.

60. Закон Республики Казахстан от 16 апреля 1997 г. О жилищных отношениях // Ведомости. 1997. №8. Ст.84.

61. Закон Республики Казахстан от 31 марта. О крестьянском /фермерском/ хозяйстве // Казахстанская правда. 1998. 10 апреля.

62. Закон Республики Казахстан от 28 июня 1991 г. О печати и других средствах массовой информации // Ведомости. 1991. № 28. Ст.390.

63. Закон Республики Казахстан от 18 января 1992 г. Об образовании // Ведомости. 1992. №6. Ст. 110. 1997. Ст. 184.

64. Закон Республики Казахстан от 2 июля 1992 г. Об охране и использовании историко-культурного наследия // Ведомости. 1992. № 15. Ст.ЗбЗ.

65. Закон Республики Казахстан от 24 декабря 1996 г. О культуре // Ведомости. 1996. №20-21. Ст.406.

66. Закон Республики Казахстан от 19 мая 1997 г. Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан // Ведомости. 1997. № 10. Ст. 109.

67. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона от 22 декабря 1995 г. О земле // Ведомости. 1995. № 24. Ст. 159.

68. Закон Республики Казахстан от 15 июля 1997 г. Об охране окружающей среды // Ведомости. 1997. № 17-18. Ст. 213.

69. Закон Республики Казахстан от 23 апреля 1998 г. О радиационной безопасности населения // Казахстанская правда. 1998. 25 апреля.

70. Закон Республики Казахстан от 20 января 1993 г. О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей // Ведомости. 1993. № 2. Ст.32.

71. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, от 20 декабря 1995 г. О судах и статусе судей в Республике Казахстан // Ведомости. 1995. №23. Ст. 147.

74. Конституция Российской Федерации. -М., 1995.

75. Конституция /Основной Закон/ Казахской ССР 26 марта 1937 г. — Алма-Ата,1975.

76. Конституция /Основной Закон/ Казахской ССР 20 апреля 1978 г. — Алма-Ата,1978.

77. Конституция Республики Казахстан 28 января 1993 г. — Алматы, 1993. Абдильдин С.А. Парламент Казахстана: От Союза к государственности. -Алматы,1993.

79. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996.

81. Азаров А.Я. Права человека: Новое знание. М., 1995.

83. Актуальные проблемы развития политических систем / Под ред. И.П.Ильинского, J1.M. Энтина.-М., 1985.

84. Актуальные проблемы современного политического развития /очерки теории/ -/Отв. Ред. Г.Х. Шахназаров, Ю.А. Тихомиров. М., 1982.

85. Андреевский И.Е. Русское государственное право. СПб., 1866. Алексеев А.С. Русское государственное право. М., 1897.

86. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.,

88. Алистратов Ю.Н. Право петиций в Российской Федерации. М., 1997. Аристотель Сочинения. Т.4. — М., 1984.

89. Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М., 1996. Афанасьев В.Г. Системность и общество. — М., 1980.

91. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. -Саратов, 1979.

92. Барабашев Г.В., Старовойтов Н.Г., Шеремет К.Ф. Советы народных депутатов на этапе совершенствования социализма. М., 1987.

93. Барнашов A.M. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. -Томск, 1988.

94. Бачило И.Л. О праве на информацию в Российской Федерации. М., 1997. Бачило И.Л. Функции органов управления. — М., 1976.

95. Безлепкин Б.Т. Судебно-правовая защита прав и свобод граждан в отношениях с государственными органами и должностными лицами. М. 1997.

96. Бережное А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М., 1991. Бешлер Ж. Демократия. Аналитический очерк. М., 1994.

97. Бляхман Б.Я. Правовое государство: история и проблемы построения. Кемерово,

98. Боброва Н.А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. Воронеж,

102. Витрук Н.В. Конституционное правосудие: Судебное конституционное право и процесс.-М., 1998.

103. Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985 г.

104. Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М.,1972.

106. Выборы 95: Законодательство, механизм и возможности участников выборов. Вып.2. — М.,1995.

107. Гавриленко В.И. Гражданское общество: понятие и конституционные основы // Конституционное развитие России. Саратов, 1993.

108. Гамбаров Ю.С. Политические партии в их прошлом и настоящем Санкт -Петербург, 1905.

109. Гараджа В.И. Религоведение: Учеб. пос. 2-е изд. доп. — М., 1995. Гегель. Философия права. М., 1990.

111. Государственное право Российской Федерации. Учебник. / Под ред. О.Е.Кутафина. М., 1996.

112. Государственно-правовые проблемы реализации советской конституции. -Свердловск, 1987.

115. Гребенников В.В. Институт собственности в условиях рыночной экономики и социального государства. М., 1996.

116. Демократия и личность в условиях развитого социализма. Государственно-правовой очерк / Отв. ред. Б.И. Кожохин. Л., 1985.

117. Дмитриев Ю.А., Комарова В.В. Референдум в системе народовластия. М.,

118. Доленко Д.В. Территориальное устройство общества: социально-политический анализ. Саранск, 1993.

120. Жуйков В.М. Права человека и власть закона: / Вопросы судебной защиты. М.,1995.

121. Зинченко С.А., Бондарь Н.С. Собственность. Свобода, Право. Ростов на Дону,1995.

122. Иванова В.И. Парламент Российской Федерации. Правовое регулирование и организация деятельности. Учеб. пос. М» 1995.

123. Идеологический плюрализм: видимость и сущность / Отв. ред. И.С. Нарский. -М., 1987.

124. Идеология и социальная политика. Свердловск, 1990.

125. Ильинский И.П. Политическая организация социалистического общества. М.,1976.

127. Исполнительная власть в Российской Федерации / Под ред. А.Ф.Ноздрачева, Ю.А. Тихомирова. М., 1996.

128. Кабышев В.Т. Становление конституционного строя в России // Конституционное развитие России. Саратов, 1993.

129. Карасева М.В. Конституционное право граедан СССР на обжалование. -Воронеж, 1989.

130. Кареев Н. Происхождение современного народно-правового государства. СПб.,1908.

131. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура: / Методологические проблемы/. М., 1983.

132. Кислицин И.М. Российский закон о свободе вероисповеданий: Учеб. пос. Пермь, 1993.

133. Клочков В.В. Религия, государство, право. М., 1978.

134. Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М.,1995.

135. Ковлер А.И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории. -М. 1990.

136. Ковлер А.И. Основы политического маркетинга / Технология организации избирательных компаний/. м., 1993.

137. Козлов А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы. -М.1990.

138. Козлов Г.Я. Демократия в Казахстане: некоторые проблемы становления. Алматы, 1994.

140. Колдаев В.М. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации. М., 1993.

141. Конституционная реформа: поиски и решения / Отв. ред. Е.В.Алферова. -М.,

142. Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. 2-е изд. исправ. И доп. -М.,1997.

143. Конституционное /государственное/ право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Тома 1-2 Отв. ред. БАСтрашун М.,1995.

144. Конституционное /государственное/ право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Том 3. /Отв. ред. Б.А. Страшун. -М., 1997.

145. Конституционное /государственное/ право. Справочник/Под ред. В.И.Лафитского. -М.,1995.

146. Конституционные основы статуса союзной республики /Н.И.Акуев, М. Т-М. Баймаханов, Г.С. Сапаргалиев и др. Алма-Ата, 1985.

147. Конституционные права и обязанности советских граждан /Отв. ред. А.П.Таранов. -Киев, 1985.

149. Конституционные основы народовластия в СССР / Под ред. Б.И.Кожохина, Ю.К.Толстого. Л., 1980.

150. Конституция /Основной Закон/ Союза Советских Социалистических Республик. Конституция /Основные Законы/ Союзных Советских Социалистических Республик. -М., 1985.

151. Конституция Российской Федерации. Комментарий. /Под ред. Б.Н.Топорнина и др.-М., 1994.

152. Конституция Российской Федерации /В.А. Туманов и др. -М., 1995.

154. Конституция СССР основа развития социалистической демократии /Отв. ред. Д.А.Керимов — М., 1980.

155. Копейчиков В.В. Конституция развитого социализма. Теоретические основы, сущность, функции. -Киев, 1979.

157. Краснов М.А. Ответственность власти /государство в открытом обществе/. М.,1997.

158. Креймер М. Социальная деятельность: государственно-правовое регулирование. -М., 1996.

159. Крутоголов М.А. Конституционный Совет Франции. Организация и правовые аспекты деятельности. М., 1993.

161. Кудрявцев В.Н. Социальные деформации / причины, механизмы и пути преодоления/. -М.,1992.

162. Кузьмин Э.Л. Демократия: некоторые вопросы, теории, методологии и практики. -М. 1986.

164. Куприц Н.Я. Из истории науки советского государственного права. -М. 1971.

165. Кутафин О.Е. Государственное право Российской Федерации. Курс лекций для юридических институтов и факультетов. -М., 1994.

166. Кутафин О.Е. Высшие органы государственной власти страны /1988 1992/. -М.,1992.

167. Кутафин О.Е. Конституционные основы общественного строя и политики СССР. -М., 1985.

168. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. -М.,1997.

169. Лазарев Л.В., Слива А.Я. Конституционная реформа: первый этап. -М., 1989.

170. Лафитский В.И. США: конституционный строй и роль штатов в структуре американского федерализма. -М., 1993.

171. Личность и власть: /Конституционные вопросы/. /Отв. ред. Ю.П.Еременко, В.Т.Кабышев. -Ростов н/Д, 1995.

172. Лукашева Е.А. Право, мораль. Личность. М., 1986.

174. Лучин В.О. Конституционные институты. -М., 1990.

175. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. -М., 1997.

176. Лившиц Р.З. Теория права. Учебник. -М.,1994.

177. Максимов А.А. Соотношение законодательной и исполнительной власти в правовом государстве. -Иваново, 1997.

178. Матусевич А.В. Политическая система: Состояние и развитие. Кн.1. М.,1992.

179. Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: Российский конституционализм в сравнительной перспективе. -М.,1998.

182. Миронов О.О. Конституционное регулирование в развитом социалистическом обществе. -Саратов, 1982.

183. Михайловская И.Б. Права человека и социально-политические процессы в посткоммунистической России. -М.,1997.

185. Михалева Н.А. Социалистическая конституция: /Проблемы теории/. М., 1981.

186. Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. -М., 1984.

187. Мишин А.А. Центральные органы власти буржуазных государств. -М., 1972.

188. Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР. -М.,1985.

189. Назарбаев Н.А. Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана. -Алматы.,1993.

190. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. -Алматы, 1996.

191. Назарбаев Н.А. Казахстан 2030. Послание Президента страны народу Казахстана. — Алматы ,1997.

192. Нарушение прав журналистов и прессы на территории СНГ в 1995 г. -М., 1996.

193. Насырова Т.Я. Конституционный контроль. Казань, 1992.

194. Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов/ Отв. ред. Н.А.Михалева. Вып.2. М.,1997.

195. Нурпеисов Е.К., Котов А.К. Государство Казахстана: от ханской власти к президентской республике. -Алматы,1995.

196. Общая теория права и государства. Учебник/Под ред. В.В.Лазарева. -М., 1994.

198. Огибалин Ю.А. Средства и способы обеспечения индивидуальной свободы личности в гражданском материальном и процессуальном праве. -Тверь, 1991.

200. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации: Конституция и политическая практика. -М., 1996.

201. Осипов В.И. Власть проблемы государственного управления: региональный аспект. -Саратов, 1997.

202. Основин B.C. Советская представительная система: Вопросы теории и перестройки. -Воронеж, 1991.

204. Парламент и законодательная власть Казахстана /Отв. ред. А.А. Таранов. -Ал маты, 1995.

206. Политическая организация социалистического общества: /Правовые проблемы/ -/ Под ред. А.П.Таранова. Киев, 1976.

207. Политическая организация советского общества /Под ред. В.М. Чхиквадзе. -М.,

208. Политическая система социализма /функции и тенденции развития/ /Антоненко В.Г., Фаркаш Д. и др. Киев., 1985.

209. Политические системы современности: /Очерки/. /Отв. ред. Ф.М.Бурлацкий, В.Е.Чиркин. -М., 1978.

210. Политический плюрализм: история и современные проблемы /Под ред. JIB. Сморгунова. -СПб., 1992.

212. Права человека и межнациональные отношения /Отв. ред. Е.А. Лукашева. -М.,1994.

214. Право и политика современной России / Г.В. Мальцев, Е.А. Лукашева, В.С.Нерсесянц и др. М., 1996.

215. Правовая система социализма: Понятие, структура, социальные связи. Кн. 1. /Под ред. А.М.Васильева. -М., 1986.

216. Правовая система социализма: функционирование и развитие. Кн.2 /Под ред. А.М.Васильева. -М., 1987.

217. Правовое государство. Гражданское общество. Самоуправление. /Отв. ред. Л.Г. Олех.-Новосибирск, 1991.

219. Проблема воплощения принципов правового государства в Конституции Республики Казахстан / Отв. ред. Н.С.Ахметова. -Караганда, 1995.

221. Проблемы становления гражданского общества в России. -Красноярск, 1996. Пую А.С. Концепция политического плюрализма и содержание проблемы. -СПб,1994.

222. Развитие политических систем в современном мире / Отв. ред. В.Е.Чиркин. -М.,1981.

223. Реализация прав граедан в условиях развитого социализма /Отв. ред. Е.А.Лукашева.-М., 1983.

226. Российская государственность: состояние и перспективы развития /Сб. ст./ М.,1995.

227. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России /понятие, содержание, вопросы становления/. М. 1994.

228. Сабденов О. Экономическая политика переходного периода на рубеже XXI века. -Ал маты, 1997.

229. Сабикенов С.Н. Право и социальные интересы в период социализма. -Алма-Ата, 1986.

230. Саломаткин А.С. Конституционное и правовое регулирование административно-территориального устройства. -Челябинск, 1995.

231. Самсин А.И. Социально-философские проблемы исследования потребностей. -М» 1987.

232. Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. -Ростов н/Д., 1996.

233. Сапаргалиев Г. Становление конституционного строя Республики Казахстан 1990 1996 гг. -Алматы, 1997.

234. Собянин А. Демократия, ограниченная фальсификациями: Выборы и референдумы в России в 1991 1993 гг. -М., 1995.

236. Социалистическое право, сознание и поведение личности /М.Т. Баймаханов, А.У.Бейсенова, Е.К.Нурпеисов и др. Алма-Ата, 1988.

237. Социалистическое правовое государство. Проблемы и суадения /Отв. ред. Б.Н.Топорнин. -М., 1989.

238. Социалистическое самоуправление: опыт и тенденции развития /Отв. ред. Б.Н. Топорнин. -М., 1986.

239. Социальное государство и защита прав человека /Отв. ред. Е.А.Лукашева. -М.,1994.

240. Сравнительное конституционное право /Отв. ред. В.Е.Чиркин. -М., 1996. Степанов И.М. Конституция и политика. -М., 1984.

241. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное /конституционное/ право Российской Федерации. Учебник. -М., 1997.

243. Теория государства и права: Часть 1. Теория государства /Под ред. А.Б.Венгерова. -М., 1995.

244. Технология и организация выборных компаний: зарубежный и отечественный опыт. -М., 1993.

247. Трошкин Ю.В. Права человека: нарушение и защита прав человека и прессы. -М., 1997.

248. Фадеев В.И. Муниципальное право России. -М., 1994. Франк С.Л. Духовные основы общества. -М., 1992.

249. Французская Республика: Конституция и законодательные акты /Под ред. ВАТуманова. -М., 1988.

250. Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. -М., 1991. Хрестоматия по конституционному праву Российской Федерации. -М., 1997. Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. -Тюмень, 1997.

251. Черемных Г.Г. Свобода совести в Российской Федерации. -М., 1996.

252. Черниловский З.М. Правовое государство на перекрестке мнений // Право и власть. М., 1990. С.41-63.

253. Чехарин Е.М. Советская политическая система в условиях развитого социализма. М., 1975.

254. Чечот Д.М. Административная юстиция. -Л., 1973.

255. Чиркин В.Е. Основы государственной власти. -М., 1996.

256. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. -М., 1997.

257. Шульженко Ю. Конституционный строй в России. -М., 1995.

258. Шульженко Ю.Л. Самоохрана Конституции Российской Федерации. -М., 1997.

259. Щербакова Н.В. Правовая установка и социальная активность личности. -М.,1986.

260. Щиглик А.И. Конституционный статус общественных организаций в СССР. -М.,1983.

261. Щиглик А.И. Общественные организации и органы общественной самодеятельности в СССР. -М., 1985.

262. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. -М.,1996.

263. Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе / Под ред. Л.Д.Воеводина. -М., 1987.

265. Ямпольская Ц.А. Общественные организации в СССР. -М., 1972. IV. Статьи в журналах и периодической печати:

266. Агапов А.Б. Церковь и исполнительная власть // Государство и право. 1998. №4. С. 19-25.

267. Алексеев С.С. Право: время новых подходов // Сов. государство и право. 1991. №2. С.3-10.

269. Баймаханов М.Т. Чтобы стать правовым государством, нужно создать культ Конституции // Индустриальная Караганда. 1992.19 августа.

270. Бапгимбаев А. Многопартийность основа политического плюрализма // Казахстанская правда. 1997. 6 января.

271. Бахрах Д.Н. Административная власть как вид государственной власти // Государство и право. 1992. №3. С.3-13.

272. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997. №3. С. 14-21.

273. Бисенбаев А. Политическая западня переходного периода // Казахстанская правда. 1997. 21 февраля.

274. Бутаков А.В. Российская система разделения властей: Традиции и позиции // Правоведение. 1997. №1. С.9-17.

275. Веденеев Ю.А. Политическая демократия и электорально-правовая культура граждан // Государство и право. 1997. №2. С.33-38.

279. Воеводин Л.Д. Права человека, труд, собственность и государство // Вестник Моск. ун-та. Cep.11. Право. 1995. №4. С.3-13.

280. Гребенников В., Дмитриев Ю. Гра>кданское общество как конституционно-правовая категория // Право и жизнь. 1996. №9. С.24-32.

281. Демидов А.И. Власть в единстве и многообразии ее измерений // Государство и право. 1995. №11. С.3-11.

282. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. 1994. №7. С.28-34.

284. Ефремова Н.Н. Становление избирательного права в России // Государство и право. 1998. №3. С.111 -113.

285. Кекилбаев А. Без согласия нет созидания // Казахстанская правда. 1997. 20 февраля.

286. Колосова Н.М. Конституционная ответственность самостоятельный вид юридической ответственности // Государство и право. 1997. №2. С. 86-91.

288. Конституция служит народу // Казахстанская правда. 1996. 30 августа.

289. Косова О.Ю. О конституционном принципе защиты семьи государством // Правоведение. 1997. №3. С.14-23.

290. Котелевская И.В. Современный парламент// Государство и право. 1997. №3. С.5

291. Лапаева В.В. Становление многопартийности в России / Социально-правовой анализ/ // Государство и право. 1995. №8. С.3-13.

292. ЛейстО.Э. Три концепции права// Государство и право. 1995. № 12. С.3-11.

293. Лейст О.Э., Мачин И.Ф. Гражданское общество и современное государство // Вестник Моск. ун-та. Cep.11. Право. 1995. №4 С.28-35.

294. Лысенко В.И. Некоторые проблемы развития российского избирательного права // Государство и право. 1995. №8. С.14-21.

295. Макаров О.В. Соотношение права и государства // Государство и право. 1995. № 5. С. 16-22.

296. Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России // Государство и право. 1996. № 5. С.3-13.

298. Миронов О.О. Конституция не может быть неизменной // Государство и право. 1998. №4. С.5-9.

300. Морозова Л.А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений // Государство и право. 1995. №3. С. 86-95.

301. Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 г. // Государство и право. 1996. №1. С.12-23.

302. Одинцова А.В. Гражданское общество: взгляд экономиста // Государство и право. 1992. №8. С.98-109.

303. Осавелюк A.M. Современный механизм системы сдержек и противовесов в зарубежных государствах // Государство и право. 1993. №12. С. 105-114.

304. Ответ один народ Казахстана Конституцию принял // Индустриальная Караганда. 1995. 2 сентября.

306. Скитович В.В. Судебная власть и принцип разделения властей // Вестник Моск. ун-та Cep.11. Право. 1994. №3. С.20-27.

307. Скитович В.В. Судебная власть как системное образование // Правоведение. 1997. №1. С.147-155.

309. Страшун Б.А. Правовое государство в России ? Да! // Кентавр. 1992. №1-2. С. 313.

312. Тихомиров Ю.А. Власть в обществе: единство и разделение // Сов. государство и право. 1990. №2. С.35-44.

313. Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетий // Государство и право. 1997. №2. С.24-32.

314. Туманов В.А. Права человека и исполнительная власть // Сов. государство и право. 1990. №2. С.44-51.

315. Фарукшин М.Х., Юртаев А.Н. От культуры конфронтации к культуре диалога // Полис. 1993. №3. С. 148-152.

316. Хеффе О. Плюрализм и толерантность: К легитимации в современном мире // Философские науки. 1991. №12. С. 16-28.

317. Шапиро И. Демократия и гра>кданское общество. // Политические исследования. 1992. №4.

318. Шон Д.Т. Конституционная ответственность // Государство и право. 1995. №7. С.35-43.

319. Экимов А.И. Политические интересы и юридическая наука // Государство и право. 1996. №12. С. 3-9.1. У^Словар и .справочники:

Добавить комментарий