конституционный строй- это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Конституционный строй, таким образом, не сводится к факту существования конституции, а становится реальностью только при двух условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая. Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем.
Основы конституционного строя – это система принципов, регламентирующая социально-правовые отношения государства с личностью, гражданским обществом, они включают такие принципы устройства государства и общества, как:
1. человек, его права и свободы как высшая ценность;
2. народовластие;
3. полнота суверенитета Российской Федерации;
4. равноправие субъектов РФ;
5. единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
6. экономическая свобода как условие развития экономической системы;
7. разделение властей;
8. гарантии местного самоуправления;
9. идеологическое многообразие;
10. политический плюрализм (принцип многопартийности);
11. приоритет закона;
12. приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
13. особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.
Основы конст.строя закреплены с помощью норм-принципов, которые условно можно разделить на 4 группы:
— Гуманистические. Ст.2,3,6. В основу государственности положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Государство в лице своих органов и должностных лиц выступает гарантом прав человека, его партнером. Оно ответственно перед гражданином и обеспечивает условия для свободного развития личности, защищает социальную стабильность, жизнь, честь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность и неотчуждаемые права гражданина. В свою очередь гражданин ответственен перед государством за исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией и законом.Суверенитет.Гражданство;
— Основные характеристики РФ.Ст.1,5,7,15. Есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления, социальное гос-во, светское гос-во;
— Экономические и политические. Ст.7,8,9,13,14;
— Основы организации гос.власти и местного самоуправления. Ст.4,10,11,12.
Народовластие как основа конституционного строя: понятие и формы.
Народовластие — принадлежность всей власти народу и свободное осуществление народом этой власти в соответствии с его суверенной волей и интересами.
Принцип народовластия является одной из основ конституционного строя РФ.
Согласно статье 3 Конст-ции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ. Никто не может присваивать власть в РФ, захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по фз.
Формы народовластия.
1)Народ осуществляет свою власть непосредственно (непосредственная демократия).
2)Народ осуществляет свою власть через органы гос-ной власти и органы местного самоуправления (представительная демократия).
Непосредственная (прямая) демократия — форма непосредственного волеизъявления народа или групп населения по вопросам гос-ого или местного значения.
Представительная демократия — осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, выражающих волю народа или представителей определённой территории.
Референдум как форма непосредственного народовластия: понятие и виды.
Референдум (от лат. referendium) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.
Референдум-важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.
1) референдум — это форма непосредственного осуществления народом своей власти, позволяющая выявлять волю народа в своем «чистом» виде, не опосредованном представительством депутатов;
2) референдум — это всегда голосование — способ выявления воли большинства населения;
3) законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться (отменяться) только путем принятия нового решения на референдум;
4) решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органом и вступает в силу, как правило, с момента официального опубликования результатов референдума.
Классификация референдумов осуществляется по разным основаниям. В зависимости от предмета референдума — выносимого на него вопроса выделяются:
-конституционный,
-законодательный,
-международно-правовой,
-административный.
В зависимости от времени проведения референдумы делятся на: 1) превентивный (дозаконо-дательный); 2) утверждающий (послезаконодатель-ный).
По порядку проведения могут быть референдумы: 1) обязательные; 2) факультативные.
Виды референдума в зависимости от территории: 1) всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ); 2) референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом); 3) местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).
Предметом конституционного референдума является внесение изменений в конституцию либо принятие нового проекта конституции. Предметом законодательного референдума является принятие законопроекта, внесение изменений или отмена действующих законов. Международно — правовой референдум проводится для решения вопросов, возникающих в межгосударственных отношениях. Предметом такого референдума может быть вступление в международные организации, ратификация или денонсация международных договоров, решение вопросов о международно-правовой судьбе территории. Административный референдум проводится по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно-правовых актов. Предметом административного референдума может быть изменение административно-территориального деления, досрочного прекращения полномочий должностных лиц, вопросы местного значения (строительство сооружений, * прокладка дорог и т. п.). Российское законодательство допускает проведение всех приведенных видов референдума.
Понятиями, близкими к «референдуму» можно считать плебисцит, всенародный опрос, всенародное обсуждение. Все эти понятия связаны с выявлением воли избирателей, но методы такого выявления не всегда одинаковы.
Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования, при этом, вопросы, выносимые на референдум, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей, которые могут не оценить всех политических последствий принимаемого решения
Понятие и виды выборов.
Выборы представляют собой:
во-первых, высшее непосредственное выражение власти народа (ст. 3);
во-вторых, способ участия граждан в управлении делами государства, реализуемый посредством права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32);
в-третьих, императивный порядок замещения должности Президента РФ (ст. 81) и формирования Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 96);
в-четвертых, необходимое средство осуществления местного самоуправления, предполагающее обязательное наличие выборных органов местного самоуправления (ст. 130).
1.В зависимости от уровня выборов, определяемого территорией их проведения, следует выделять:
-выборы в органы Союзного государства, проведение которых предусмотрено Договором Российской Федерации и Республики Беларусь от 8 декабря 1999 г. (согласно ст. 39 этого Договора на территории Российской Федерации избираются 75 депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства);
-выборы в федеральные органы государственной власти (выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ);
-выборы законодательных органов субъектов Федерации;
-выборы в органы местного самоуправления (выборы депутатов представительных органов муниципальных образований, выборы контрольных органов, выборы глав муниципальных образований).
2.В зависимости от избираемого органа (должностного лица) выделяются:
-выборы представительных органов (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, парламенты субъектов Федерации, представительные органы муниципальных образований);
-выборы высших должностных лиц соответствующего уровня власти (Президент РФ, главы муниципальных образований);
-выборы иных органов (контрольные органы муниципальных образований) и должностных лиц (мировые судьи).
3.В зависимости от оснований (причин) назначения выборов необходимо различать очередные, досрочные, дополнительные и повторные выборы.
-Очередные выборы проводятся в связи с истечением установленных законом сроков полномочий выборных органов и должностных лиц.
-Досрочные выборы связаны с досрочным прекращением полномочий выборных должностных лиц, а также с досрочным прекращением полномочий депутатов, влекущим за собой неправомочность законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации или представительного органа муниципального образования. Досрочное прекращение полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации или представительного органа местного самоуправления, если оно не влечет за собой прекращение полномочий соответствующего органа, служит основанием для назначения дополнительных выборов.
4.В зависимости от юридического значения выборов как способа формирования органов государственной власти и местного самоуправления целесообразно различать императивные выборы, являющиеся единственным способом наделения публичными властными полномочиями, и выборы, используемые на альтернативной основе с другими способами замещения депутатских мандатов и выборных должностей.
К первой группе необходимо отнести выборы: Президента РФ; депутатов Государственной Думы; депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации; депутатов представительного органа городского округа, городского или сельского поселения.
1. Понятие конституционного строя.
Конституционный строй — это способ и форма организации государства, которые закреплены в Конституции.
Основы Конституционного строя — важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции.
2. Основы конституционного строя РФ.
Основы конституционного строя в РФ — это важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции Российской Федерации.
Основы конституционного строя РФ получили закрепление в главе 1 Конституции РФ.
В соответствие с главой 1 Конституции РФ можно выделить следующие основы конституционного строя РФ:
— Федерализм (статья 1 и 5 Конституции РФ).
— Правовой характер государства (статья 1 Конституции РФ).
— Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2 Конституции РФ).
— Народовластие (статья 3 Конституции РФ).
— Наличие государственного суверенитета (статья 4 Конституции РФ).
— Социальный характер государства (Статья 7 Конституции РФ).
— Свобода экономической деятельности (статья 8 Конституции РФ).
— Многообразие форм собственности (статья 8 Конституции РФ).
— Закрепления принципа разделения властей (статья 10 Конституции РФ).
— Наличие местного самоуправления (статья 12 Конституции РФ).
— Наличие идеологического плюрализма (статья 13 Конституции РФ).
— Светский характер государства (статья 14 Конституции РФ).
3. Принцип разделения властей в РФ.
Принцип разделение властей в РФ отражен, прежде всего, в статьях 10, 11 Конституции РФ. Они закрепляют разделение властей в РФ на законодательную, исполнительную и судебную.
Законодательная ветвь власти в РФ представлена следующими органами:
— Федеральное собрание в составе верхней палаты Совета Федерации и нижней Государственной Думы.
— Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.
Исполнительная ветвь власти в РФ представлена, прежде всего:
— Правительством РФ.
— Федеральными органами исполнительной власти (министерства, федеральные агентства и другие ведомства).
— Президент, правительство и министерства в республиках.
— Администрации, мэрии и другие органы в иных субъектах РФ.
Судебная власть в РФ представлена:
— Конституционным Судом РФ.
— Верховным Судом РФ.
— Высшим Арбитражным Судом РФ.
— судами субъектов Федерации.
4. Понятие государственного суверенитета РФ.
Государственный суверенитет РФ — это верховенство и независимость государственной власти во внешнеполитических и внутриполитических делах.
5. Характеристики государственного суверенитета РФ.
Государственному суверенитету РФ присущи следующие характеристики:
— Верховенство РФ во внутриполитических делах.
— Верховенство и полнота действий Конституции РФ и законодательства РФ на всей территории Российской Федерации.
— Исключительно право РФ на осуществление государственной власти.
— Самостоятельность во внешнеполитических делах.
6. Форма Российского государства.
Форма государства — набор характеристик, отражающих внутреннюю организацию и структуру государства.
Форма государства включает в себя следующие элементы:
— Форма правления.
— Политический режим.
— Форма государственного устройства.
6.1 Форма правление Российской Федерации.
Форма правления — это один из элементов формы государства, характеризующий порядок организации и избрания высших органов власти в государстве.
В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ Российская федерация является государством с республиканской формой правления.
Основные характеристики РФ как республики:
— Президент РФ — глава государства, избирается на 4 года всеобщим голосованием (статья 81 Конституции РФ).
— Председатель Правительства России назначается президентов России с согласия Государственной Думы (часть 1 статьи 111 Конституции РФ).
Конституционный строй — это такая организация государственной и общественной жизни, где государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и в нём человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.
В конституции РФ (преамбула и глава 1) находит выражение целостная система принципов конституционного строя.
К первой группе этих принципов можно отнести основы организации государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что Российская Федерация — часть мирового сообщества.
Вторую группу принципов составляют основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение — обязанность государства.
Третья группа включает основы организации жизни гражданского общества. Её составляют следующие принципы: идеологический и политический плюрализм; светский характер государства; свобода экономической деятельности; многообразие и равноправие различных форм собственности; социальный характер государства.
Рассмотрим эти принципы с тем, чтобы получить представление об основах конституционного строя РФ.
Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст.1 Конституции). В преамбуле Конституции утверждается незыблемость демократической основы России. Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ (ст.3 Конституции). Народный суверенитет означает, что »народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах».’ ‘Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, — отмечается в ч.4 ст.3 Конституции РФ, — захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».
Народ осуществляет свою власть непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через органы государственной власти (прежде всего представительные: Федеральное собрание, законодательные и представительные органы субъектов Российской Федерации) и органы местного самоуправления. Российская Федерация признаёт и гарантирует местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти (ст.12 Конституции).
Российская Федерация — федеративное государство.
Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающимся на принципе федерализма. Федерализм в России выступает, прежде всего, как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на её территории. Это получило своё выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации — республик (государств), автономной области, автономных округов, а также преобразовании одних форм национальной государственности в другие.
Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни. Поэтому субъектами Российской Федерации наряду с национально-государственными образованиями признаются края, области, города федерального значения. Таким образом, Российская Федерация построена на сочетании территориальных и национально- территориальных начал добровольного объединения её субъектов. Это объединение было оформлено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 г., а позднее нашло отражение в Конституции РФ.
Основы конституционного строя включают следующие принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство Российской Федерации:
1) государственная целостность;
2) равноправие и самоопределение народов;
3) единство системы государственной власти;
4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
5) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст.5 Конституции РФ).
Верховенство права — один из важнейших принципов конституционного строя РФ, характеризующих Россию как правовое государство. Как отмечалось ранее, правовое государство, кроме принципа верховенства права, имеет и ряд других признаков, охватывающих и основы организации государственной власти, и взаимоотношения человека и гражданина с государством. Примат права выражается в верховенстве Конституции и связанности государства правом.
Верховенство Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России, означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Таким образов, государственная власть ограничена правом. Конституция РФ содержит требование официального опубликования законов. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения (ст.15,ч.3 Конституции).
Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов Федерации). Принцип разделения властей находит своё проявление, с другой стороны, в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов.
Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладания над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой сдержек и противовесов, которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.
Суверенитет Российской Федерации провозглашается в Конституции РФ как одна из основ конституционного строя. Суверенитет государства — это свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои функции на своей территории и за её пределами, в международном общении. Особое место в обеспечении подлинного суверенитета Российской Федерации занимает Декларация »О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятая 12 июня 1990 г. Первым Съездом народных депутатов РСФСР. Эта Декларация стала основой для разработки новой Конституции.
Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, её единстве и независимости. Верховенство государственной власти характеризуется тем, что она определяет весь строй правовых отношений в стране, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности всех участников общественной жизни. Именно в правотворчестве, прежде всего, осуществляется государственная власть. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации — главное выражение верховенства государственной власти. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между ними действует федеральный закон (ст.76,ч.5 Конституции).
Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Это означает, что государственные органы, осуществляя свои полномочия, воплощают в жизнь функции государства, выполняют общие, единые задачи государства. Поэтому и при разделении властей органы государства должны действовать согласованно, не принимать взаимоисключающих решений. Независимость власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами. Российская Федерация заботится о целостности и неприкосновенности своей территории. Суверенитет РФ обеспечивается рядом политических, экономических и правовых гарантий, в том числе военной и дипломатической защитой, деятельностью правоохранительных и других государственных органов.
Российская Федерация самостоятельно определяет и проводит свою внутреннюю и внешнюю политику, выступает субъектом международного права. Она постоянный член Совета Безопасности ООН. Российская Федерация — полноправный член мирового сообщества. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ — составная часть её правовой системы. Если международным договорам РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В соответствии с Конституцией Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не противоречит основам конституционного строя России, не влечёт ограничения прав и свобод человека и гражданина (ст.79). Так, обладая в полной мере государственным суверенитетом, Российская Федерация добровольно на договорной основе входит в Содружество Независимых Государств, координируя на равноправной основе различные аспекты своей политики с другими государствами этого Содружества.
Основы конституционного строя охватывают также принципы взаимоотношений государства и человека, гражданина. Для правового государства характерно то, что оно находится на службе у человека, общества. Признавая, соблюдая и защищая неотчуждаемые права человека и гражданина, государство выполняет возложенную на него обществом обязанность. Это не исключает ответственности человека и гражданина перед государством, обязанностей граждан по защите его интересов.
Устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, называется гражданством. Гражданство может быть только единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданин РФ не может быть лишён своего гражданства или права иметь его (ст.6 Конституции). Если гражданин совершает тяжкое преступление, он привлекается к уголовной ответственности, ему назначается суровое наказание, но лишить гражданства на этом основании нельзя. Право на гражданство — неотчуждаемое право человека.
Государство считается демократическим и правовым, если представляет собой политическую организацию гражданского общества. Демократия осуществляется на основе принципов идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13 Конституции).
Российская Федерация провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной или государственной. Светский характер государства проявляется также и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст. 13 Конституции). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д.). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной и иных формах собственности.
Государство гарантирует также единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
Принципы организации экономической жизни общества, нашедшие отражение в Конституции, сводят до минимума вмешательство государства в экономику. Вместе с тем Конституция устанавливает, что Российская Федерация — социальное государство. Это означает, что государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под социальным государством принято понимать государство, главная задача которого — достижение такого общественного прогресса, который основывается на закреплённых правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.
Основные задачи социального развития российского общества определяют и основные направления социальной политики Российской Федерации: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Таковы основы конституционного строя Российской Федерации. Поскольку они основополагающие в жизни государства и общества, для изменения норм Конституции, их определяющих, установлен особо жёсткий порядок: специально созванным Конституционным Собранием либо подтверждается неизменность Конституции РФ, либо разрабатывается проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием или выносится на всенародное голосование (ст.135 Конституции).
Закрепление конституционного строя России производится с помощью многих и многих норм, относящихся к различным отраслям права. Так, например, систему и порядок функциониро-
§ 2. Конституционный строй России 119
вания министерств регулирует административное право, порядок ведения уголовного процесса — нормы уголовно-процессуального права. Однако ведущее место среди них принадлежит нормам конституционного права, которые фиксируют основные устои российского общества.Закрепление основ конституционного строя в Конституции отнюдь не означает, что тем самым они автоматически оказываются реализованными. Нет, еще предстоит приложить много усилий миллионам людей, с тем чтобы они получили практическое воплощение. В этом смысле Россия находится лишь на начальном этапе решения данной задачи.
Элементы конституционного строя России закреплены в главе первой Конституции Российской Федерации.
I. Россия — демократическое государство(ст. 1). При этом подразумевается, что источником государственной власти в России является ее многонациональный народ.
Термин «власть» означает способность воздействовать в нужном направлении. Различают множество видов власти. Помимо государственной существует власть политическая, партийная, корпоративная, производственная, религиозная, семейная и т. п. Государственная власть отличается тем, что она имеет всеобщий характер (т. е. распространяется на всех людей, проживающих на территории государства), она универсальна (т. е. способна регулировать любые социальные вопросы), она осуществляется с помощью государственного механизма, и, наконец, она располагает специальным механизмом ее обеспечения, т. е. аппаратом принуждения. Понятно, что столь широкие полномочия могут быть использованы и против народа.
В демократическом государстве народ сам решает, кому их передать, в процессе свободных выборов или на референдуме. Демократия проявляется не только в формировании органов государственной власти, но и в участии в работе органов местного самоуправления. Местным самоуправлением, к числу форм которого относятся не только органы местного самоуправления, но и различные местные референдумы, собрания граждан и др., решается множество вопросов местного значения. Однако сейчас местное самоуправление используется не в полной мере, часто оно носит формальный характер.
Демократическое государство основывается на принципе разделения властей (об этом принципе подробно шла речь в гл. 1 учебника). Человеческий опыт показывает, что концентрация власти в одних руках очень часто приводит к злоупотреблению властью, к установлению недемократического режима, В самом
120 Глава 3. Конституционное право
деле, у любого человека при отсутствии контроля возникает искушение повести себя не совсем правильно. А уж если этот человек, кроме того, обладает неограниченной властью, то злоупотребления могут быть существенными1.
Конституция (ст. 5) закрепляет принцип разделения властей не только на верхнем этаже государственной власти, но и на всей ее иерархии. Кроме этого она устанавливает и разграничение предметов ведения и полномочий между федеральной властью и субъектами Федерации, а-также местным самоуправлением. Принцип разделения властей был введен в Конституцию лишь в апреле 1992 г., а до этого мы гордились, и, как оказалось, напрасно, сосредоточением всей власти в руках Советов народных депутатов. Естественно, что за такой маленький срок претворить этот принцип на деле нелегко. В жизни встречаются многочисленные случаи его нарушения как на верхней, так и на других ступенях государственной власти.
Демократизация государства проявляется и в допущении идеологического и политического плюрализма. Принцип идеологического многообразия означает возможность публичного провозглашения любых идей, кроме тех, которые призывают к войне, национальной дискриминации, насилию и т. п. Никакая идеология, как указывается в ст. 13, не может быть установлена в качестве государственной или обязательной. Политический плюрализм проявляется в создании условий для оказания влияния на процесс управления обществом со стороны всех политических и иных организаций.
В России признается многопартийность. Причем все политические партии и общественные объединения равны перед законом. Запрещаются лишь создание и деятельность таких из них, которые имеют своей целью изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
1 Еще в конце XVII — начале XVIII в. некоторые мыслители (Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье) попробовали разработать такое устройство государственного аппарата, которое гарантировало бы права подданных и исключало бы использование власти в личных, эгоистических целях правителей. Их мысль заключалась в том, что государственная власть не должна находиться в одних руках. Так родилась концепция разделения властей.
§ 2. Конституционный строй России 1 2 1
П. Россия — правовое государство.Об этом в Конституции сказано утвердительно. Скорее всего установление правового государства — это цель, которая пока еще не достигнута. Когда же Россия станет правовым государством на деле? Это произойдет, когда восторжествует принцип верховенства права. В гл. 1 учебника была дана характеристика правового государства путем указания на его основные признаки. Верховенство права — это самый важный его признак. Законы, которые являются капризом власти или которые наделяют властвующих субъектов особым правовым статусом, основой правового государства быть не могут.
Верховенство права будет налицо, если:
1) издаваемые законы будут качественными, беспробельными и отвечающими потребностям жизни;
2) законы не будут противоречить Конституции Российской Федерации;
3) будет соблюдаться иерархия нормативных актов, т. е. непротиворечивость нормативных актов, имеющих меньшую юридическую силу, актам, имеющим большую юридическую силу, которая зависит от местоположения в структуре государственного аппарата органов, их издавших;
4) законы будут приниматься в определенной процедуре, строго соблюдаемой и позволяющей оценить их содержание с разных сторон;
5) законы будут своевременно опубликованы и доведены до всеобщего сведения;
6) естественные права человека будут первичны (и с помощью законов они не будут ущемляться), а отправление государственной власти вторично;
7) приоритет будут иметь нормы международного права, и это станет не декларацией, а фактическим положением дел;
8) усмотрение должностных лиц будет иметь место только там, где нет закона;
9) все граждане будут уважать закон, именно уважать, а не бояться, чувствовать и понимать необходимость его неукоснительного соблюдения;
10) усмотрение государственных органов и должностных лиц будет осуществляться на основе принципов права, а не на основе пресловутой «целесообразности», определяемой ими самими и чаще всего отвечающей их собственным интересам;
11) государственные органы и должностные лица (а это самое главное) будут сами строго соблюдать законы и им подчи-
122 Глава 3. Конституционное право
няться; подчинение государственной власти законам, которые она сама’ же и издает, является основным индикатором правового государства.
III. Россия — федеративное государство.Это означает, что Россия — государство, состоящее из частей, имеющих статус субъектов государства (краев, областей, республик, автономных округов, городов федерального значения). Федеративный характер российского государства проявился пока еще не в полной мере.
Во-первых, потому что субъекты Федерации, сформировав свой государственный механизм, пока собственной судебной системы не имеют. В России существует единая судебная система во главе с Верховным Судом Российской Федерации (Высший Арбитражный Суд возглавляет систему арбитражных судов), рассматривающим все судебные дела в последней инстанции.
Во-вторых, не сформирована субъектами Федерации и своя правовая система. Федеральное законодательство по-прежнему имеет доминирующее значение и касается многих сколько-нибудь значимых вопросов. Законодательство субъектов Федерации невелико по объему и имеет в основном конкретизирующий, вспомогательный характер.
В-третьих, в России хотя во взаимоотношениях с субъектами Федерации и применяется двухканальная система налогов, но используется самый жесткий ее вариант (предприятия сами, а не субъект Федерации в целом, уплачивают налоги в федеральный бюджет наряду с уплатой налогов в бюджет субъекта. Федерации). Кроме того, процентное соотношение налогов федеральных и республиканских (областных, краевых) пока дает крен в сторону ф е д е р а л ь н ы х .
Вместе с тем зачатки федерализма в России уже значительны, и, вероятно, в скором будущем мы с полным основанием будем считаться федеративным государством. Искусственная же спешка с созданием федерации может принести только вред. Народы, объединенные в национально-территориальные образования (республики, автономные округа), и население, проживающее на территории краев и областей, должны иметь соответствующие предпосылки для обретения самостоятельности, допускаемой в федерации. Речь идет о необходимой для этого политической зрелости, без которой все материальные, финансовые средства, оставляемые в субъектах Федерации, будут разбазариваться, исчезать, как в «черной дыре», а не обращаться на повышение благосостояния людей, проживающих на территории субъектов Федерации. Не следует забывать, что до
§ 2. Конституционный строй России 123
1991 г. Россия, формально считаясь федерацией, таковой на самом деле не была. Полнокровные федеративные отношения не могут быть установлены в одночасье. Путь их создания долог, так же как долог путь от несвободы к свободе.
Федерация должна основываться на следующих принципах:
1) государственной целостности. Это означает, что соединение различных территориальных частей Российской Федерации призвано служить единой общей для всех цели: повышению благосостояния народов, составляющих государство Россия. Государственная целостность обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории, единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции Российской Федерации; единым гражданством Российской Федерации; отсутствием у субъектов Федерации права выхода из состава федерации на основе одностороннего волеизъявления;
2) единства системы государственной власти. Этот принцип выражается в наличии государственного аппарата, прерогативы которого распространяются на все субъекты Федерации. Выделение же ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) свидетельствует не о ее раздробленности, а о специализации различных государственных органов, материализующих ее;
3) разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и органами власти субъектов Федерации. О вертикальном разделении властей впервые поставил вопрос еще Джон Локк (XVII в.). Практическое воплощение этой идеи началось гораздо позднее и протекало в ожесточенной борьбе центра и мест. Россия в этом отношении не являлась исключением. Однако всем демократическим государствам присуще цивилизованное разрешение этого вопроса: на договорной основе. И в России на основе федеративных договоров (с республиками, с областями и краями) были разграничены предметы ведения Федерации и субъектов Федерации, что затем и нашло отражение в Конституции РФ. Это позволило направить разрешение отношений между центром и субъектами Федерации в цивилизованное русло;
4) равноправия и самоопределения народов Российской Федерации, что выражается в том, что каждый народ России имеет право на определение формы своей государственности. Однако
1 2 4 Глава 3. Конституционное право
это право может быть реализовано только в рамках Российской Федерации и только с согласия Российской Федерации;
5) равноправия субъектов РФ в их взаимоотношениях с феде
ральными органами государственной власти,, что означает требо
вание одинакового подхода со стороны Российской Федерации
ко всем субъектам независимо от их величины, количества на
селения, финансовой мощи и др.
Федерализм — это развивающийся процесс, с каждым днем наполняющийся новыми красками. Может быть изменен объем полномочий как Федерации, так и ее субъектов, может измениться даже деление Федерации на субъекты (с согласия Российской Федерации), неизменным должно быть одно: сотрудничество и взаимопомощь между субъектами Федерации.
IV. Россия — государство с республиканской формой правления.Республиканский строй в России означает, что:
а) правление государством является коллективным, а не единоличным, как в монархии;
6) высшие должностные лица и законодательные органы из-‘
бираются народом, причем выборы не носят формальный ха
рактер, а являются свободными;
в) государственные органы, высшие должностные лица из
бираются на определенный срок, а не выполняют свои функ
ции пожизненно;
г) осуществление государственной власти основано на прин
ципе разделения властей. Несмотря на то что еще имеются на
рушения этого принципа, разделение властей утверждается по
всеместно (на федеральном и республиканском уровнях);
д) высшие должностные лица несут ответственность за зло
употребления и ошибки, допущенные ими в своей государст
венной деятельности. Уход в отставку, освобождение от зани
маемой должности, импичмент, непереизбрание на новый
срок — таковы санкции, носящие скорее политический харак
тер. Помимо этого к «проштрафившимся» могут быть примене
ны и юридические санкции (уголовные, реже санкции имуще
ственного характера, поскольку обычно материальный ущерб,
причиненный должностным лицом, многократно превышает
его возможности по возмещению вреда). Приходится с сожале
нием констатировать, что принцип ответственности за ошибки
в государственном управлении далеко не всегда выполняется на
практике. Нередки случаи, когда виновные должностные лица
«пересаживаются» из одного руководящего кресла в другое.
Здесь проблема, думается, упирается в повышение сознания
§ 2. Конституционный строй России 125
народа, его желание или нежелание на себе претерпевать все издержки деятельности нерадивых лиц.
Россию можно охарактеризовать как республику с сильной президентской властью. Об этом говорит тот факт, что Президент России юридически обладает полномочиями главы государства, а фактически — также и главы исполнительной власти. Президент избирается всенародным голосованием. Кроме того, Правительство формируется Президентом, а не парламентом.
Однако России присущи и некоторые черты парламентской республики: наличие должности председателя Правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения парламентом Правительства от власти и роспуска парламента Президентом. Именно поэтому Россия может быть названа президентской республикой с некоторыми чертами республики парламентской.
Президентская республика — это необходимый шаг при переходе общества, от правления, основанного на принципе единовластия (именно так может быть охарактеризовано правление Россией до революции 1917 г., правление И. Сталина, Н. Хрущева, частично Л. Брежнева и М. Горбачева), к обществу плюрализма центров власти. Президентская республика создает благоприятные предпосылки для сосредоточения в руках Президента больших полномочий. Это оправданно:
• на первых порах перехода общества к товарно-денежным, рыночным отношениям;
• в государствах, где сильны монархические традиции;
• в ситуациях, не отличающихся стабильностью;
• в странах, имеющих обширную территорию;
• в многонациональных государствах, поскольку национальный фактор чаще имеет для государства значение центробежной силы и требует жесткого «сцепления» частей государственного механизма;
• в период проведения реформ.
Все эти факторы имеются в России на сегодняшний день. Поэтому фактическое установление президентской республики в России вполне оправданно. Сведение к минимуму права Президента распускать парламент повышает устойчивость последнего, снимает конъюнктурность в принятии парламентом законов. Право Президента самому формировать Правительство позволяет избежать «правительственного вакуума», а также обеспечить стабильность в государственном управлении.
126Глава 3. Конституционное право
V. Россия — суверенное государство.Суверенитет — это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами. Иначе суверенитет можно определить как неподчиненность кому-либо. В буквальном смысле слово «суверенитет» (от франц. souverain) означает верховенство.
Верховенство государственной власти означает такое состояние власти, при котором над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. Состояние суверенности исключает и наличие рядом какой-либо иной государственной власти (двоевластие в государстве — это нонсенс, такое состояние, обычно кратковременное, которое может быть расценено не иначе как глубокая болезнь государства).
Однако, будучи единственной властью подобного рода, государственная власть не может быть неограниченной. По крайней мере можно указать на два ее ограничения. Первым является воля народа, которую он выражает в процессе формирования представительной власти или при принятии решений на референдумах. Вторым ограничителем выступает право, которое распространяется не только на подвластных, но и на саму государственную власть.
Суверенитет России закрепляется в Декларации «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятой 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депутатов РСФСР. Декларация предусматривает политические, экономические и правовые гарантии суверенитета России. Особо важное значение имеют экономические основы суверенитета: земля, вода, леса, растительность и животный мир, другие природные и сырьевые ресурсы, хозяйственные и культурные ценности предприятия и имущество, находящееся в управлении федеральных органов России. Однако важен и человеческий фактор, значение которого неуклонно повышается. Опыт Японии это наглядно демонстрирует.
Защита суверенитета России осуществляется в различных формах: военной — Вооруженными Силами Российской Федерации, которые защищают ее государственные интересы и территориальную целостность; дипломатической — осуществляется Президентом и Правительством России, а также государственными органами, управляющими различными сферами жизни. Важная роль в охране государственного суверенитета принадлежит и правоохранительным органам.
§ 2. Конституционный строй России 127
VI. Россия — социальное государство.В это понятие вклады
вается следующий смысл: это государство, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека. Имеется в виду не фак
тическое равенство, которое приводит к равенству в нищете, а
всего лишь равномерное содействие благу всех граждан и мак
симально возможному равномерному распределению жизнен
ных тягот. Задача социального государства — обеспечить своим
гражданам следующие условия:
а) каждый гражданин должен иметь достойный человека
прожиточный минимум;
б) каждый трудоспособный человек должен иметь возмож
ность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;
в) нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким-
лиго причинам возможности трудиться (дети, больные, инвали
ды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны
иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт
за счет перераспределения государством средств, накопленных
субъектами, участвующими в экономической жизни страны.
Выполнение этих требований требует долгой и кропотливой работы всех граждан, проживающих в России. Перераспределять даже на основе принципа справедливости можно лишь то, что накоплено сверх необходимого. Не отнять, что имеется в наличии, и поделить поровну, а накопить и перераспределить часть созданного для тех, кто не может сам заработать, чтобы достойно жить.
Представляется, что социальным государством Россия в полной мере может стать лишь в будущем, но прежде она должна стать правовым государством. Государство, в котором власть ведет себя цивилизованно, считается с народом и подчиняется праву, способно в большей мере накопить и сохранить богатства и обратить их на нужды людей. Если же власть живет по созданным для себя законам, праву не подчиняется и не способна умерить свои аппетиты, социальных благ остается мало и распределять больше приходится не социальные блага, а социальные тяготы и нужды.
VII. Россия — светское государство.Это означает, что Россия
такое государство, в котором не существует официальной, госу
дарственной религии и ни одно из вероучений не признается
ни обязательным, ни предпочтительным.
В светском государстве религиозные объединения, принадлежащие к любым вероисповеданиям, не вправе оказывать
128 Глава 3. Конституционное право
влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Религиозные организации, действующие в государстве, выполняют другие (негосударственные) функции, к числу которых относятся следующие:
1) нравственное воспитание людей;
2) психологическая поддержка верующих;
3) социальная поддержка верующих, а также людей, не относящихся к таковым (благотворительная деятельность);
4) борьба за мир;
5) борьба за установление согласия в обществе и участие в качестве арбитра в разрешении социальных споров;
6) экологическая функция и др.
Взаимоотношения церкви и государства на протяжении всего периода развития человечества менялись. Было время, когда церковь находилась над государством и оказывала решающее воздействие на государственную политику через государственные институты, а школьное’ образование в обязательном порядке включало изучение духовных догматов. В Западной Европе это имело место в Средние века, в России — до правления Петра I, в странах арабского мира такие взаимоотношения церкви и государства существуют и в настоящее время. Затем чаще всего устанавливались, правда, как правило, на короткий срок, гармоничные отношения церкви и государства, отношения паритета, «двоевластия». Это связано с укреплением и усилением государства как социального института и расширением знаний людей об окружающем мире. На более поздних этапах развития человечества, в частности европейской цивилизации, церковь в сфере государственного управления оказывается «под» государством и не имеет уже определяющего влияния на ход общественного развития.
В России, как светском государстве, религиозные объединения отделены от государства. Они не вмешиваются в государственную политику. Государство, в свою очередь, не вмешивается в дела церкви: оно занимает нейтральную позицию в вопросах свободы вероисповедания и убеждений и не становится на сторону какой-либо религии.
Религиозные объединения в России действуют на основе Закона РФ от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий». Помимо этого они разрабатывают собственные нормы, которые в совокупности представляют целую корпоративную норматив-
§ 2. Конституционный строй России 129
ную систему. Религиозные нормы не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
Деятельность религиозных объединений, нарушающая тре
бования законодательства, их уставных документов или условия
регистрации, влечет ответственность в соответствии с законо
дательством, и, в частности, она может быть прекращена реше
нием суда. • — •
Светский характер государства отнюдь не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать отдельным конфессиям церкви и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета.
VIII. Экономическая основа России — частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. ВРоссийской Федерации, указывается в ст. 8 Конституции, гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Из этого можно заключить, что в Конституции устанавливается курс на рыночное хозяйство, хотя прямо этот термин не употребляется.
Рыночные отношения, которые развиваются в нашей стране, многими ассоциируются в основном с блеском витрин супермаркетов. Однако рынок товаров — это лишь видимая часть большого айсберга под названием «рынок». Рыночное хозяйство включает в себя три типа рынков: рынок капитала, рынок труда и рынок товаров. Они могут существовать только вместе. Начинается же рыночное хозяйство с признания и защиты всех форм собственности, но основная нагрузка ложится на частную собственность. Частная собственность — это локомотив общественного прогресса. Она заключается в праве хозяйствующих субъектов, граждан и юридических лиц наиболее абсолютным образом владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им имуществом. В частной собственности могут находиться предметы потребления и средства производства, земля и другие природные ресурсы при условии, что владение ими не наносит ущерб окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Наряду с частной формой собственности (собственности граждан, юридических лиц) существует и собственность государственная (федеральная, собственность субъектов Федерации), а также муниципальная. Государство берет на себя организацию производства в таких сферах жизни, которые затрагивают интересы всего населения России (оборона, атомная энергетика, производство медикаментов и др.) либо всех людей, проживаю-
130 Глава 3. Конституционное право
щих на определенной территории (транспортное, информационное обслуживание, коммунальные службы и т. п.). Государство берет на себя заботу по обеспечению надежности снабжения населения всем необходимым, о гарантиях роста производства и о привлечении к производству и распределению материальных благ всех работоспособных лиц (т. е. обеспечение занятости), о смягчении последствий нестабильности в экономике (регулирование цен на некоторые виды товаров и услуг и т. п.) или колебаний спроса на международном рынке и т. д.
Государство не только признает различные формы собственности, но и в равной мере их защищает. В ст. 35 Конституции говорится о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Эти общие положения находят дальнейшую детализацию в других отраслях законодательства (гражданском, природоресурсном, уголовном и др.). Так, если имуществу причинен вред, то собственник имеет право на возмещение убытков в полном размере, а если собственнику имущества чинятся препятствия в осуществлении им права пользования своим имуществом, то защитить себя он может с помощью негаторно-го иска. Уголовное законодательство предусматривает применение наказаний за такие опасные посягательства на отношения собственности, как кража, грабеж, разбой, вымогательство, мошенничество, умышленное причинение вреда имуществу. В нем в настоящее время не делается различия в зависимости от того, на какой вид собственности совершено посягательство: государственную или негосударственную.
IX. Человек, его права и свободы — высшая ценность.Это конституционное установление свидетельствует о том, что в новой Конституции сменились приоритеты. Если ранее на передний план выдвигались интересы общества, государства, коллектива, то сейчас — интересы личности. Уважение к личности, защита ее прав и свобод вменяются в обязанность государства. Такая ориентация позволяет избежать последствий, которые являются результатом сознательного преувеличения роли коллектива и государства и приводят к тоталитаризму. Права и свободы личности должны защищаться государством с помощью всех юридических средств, а не только с помощью судебных органов, которым в этом деле отводится основное место. Но, пожалуй, не менее, а более важное значение имеет созда-
§ 3. Конституционный статус личности
ние государством условий — экономических, политических, социальных — для реализации личностью закрепленных в Конституции прав и свобод. Как реализовать право на пенсию по случаю старости, если уровень развития экономики не повышается, как воспользоваться правом на жилище, если уровень заработной платы в стране остается низким? К сожалению, многими конституционными правами граждане пока не могут воспользоваться в полной мере. Однако принцип приоритета прав и свобод человека, закрепленный в Конституции, позволяет россиянам уже сейчас обрести свое достоинство.
§3. Конституционный статус личности
Правовое положение, правовой и конституционный статус личности(рис. 3.1). Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей.
Конституционный строй (в узком смысле) – установленная Конституцией определенная организация государства.
Конституционный строй (в широком смысле) – совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.
Элементы конституционного строя РФ:
- республиканская форма правления;
- суверенитет РФ;
- права и свободы личности;
- источник власти – многонациональный народ России;
- верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;
- федеративное государственное устройство;
- гражданство РФ;
- разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
- организация местного самоуправления.
Основы конституционного строя РФ – основополагающие начала и принципы, образующие теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права РФ. Они закреплены в гл. 1 Конституции РФ. Принципы конституционного строя РФ – основополагающие начала государственного устройства РФ, напрямую зависящие от элементов конституционного строя РФ. Выделяются следующие принципы конституционного строя РФ:
1) народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной);
2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;
3) верховенство закона ;
4) федерализм (он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета и т. д.);
5) государственный суверенитет (он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России);
6) социальный характер РФ (т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);
7) светский характер российского государства (т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви);
8) республиканская форма правления (особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской); 9) разделение властей;
9) политический плюрализм (в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан);
10) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ является единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности).
Основы конституционного строя РФ.
Основы Конституционного строя — важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции.
Основы конституционного строя РФ.
Основы конституционного строя в РФ — это важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции Российской Федерации.
Основы конституционного строя РФ получили закрепление в главе 1 Конституции РФ.
В соответствие с главой 1 Конституции РФ можно выделить следующие основы конституционного строя РФ:
— Федерализм (статья 1 и 5 Конституции РФ).
— Правовой характер государства (статья 1 Конституции РФ).
— Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2 Конституции РФ).
— Народовластие (статья 3 Конституции РФ).
— Наличие государственного суверенитета (статья 4 Конституции РФ).
— Социальный характер государства (Статья 7 Конституции РФ).
— Свобода экономической деятельности (статья 8 Конституции РФ).
— Многообразие форм собственности (статья 8 Конституции РФ).
— Закрепления принципа разделения властей (статья 10 Конституции РФ).
— Наличие местного самоуправления (статья 12 Конституции РФ).
— Наличие идеологического плюрализма (статья 13 Конституции РФ).
— Светский характер государства (статья 14 Конституции РФ).
Значение основ конституционного строя весьма велико для понимания иных положений и глав Конституции в целом. Прежде всего, основы конституционного строя включают принципы и нормы, которые определяют:
1) сущность и форму Российского государства, основы его взаимоотношения с гражданским обществом;
2) основы правового положения личности:
3) закрепляют юридическую силу Конституции, порядок ее изменения.
Регулируя важнейшие стороны жизнедеятельности государства, общества и личности, основы конституционного строя являются первичной нормативной базой для остальных положений Конституции и всей системы российского законодательства. Эти принципы и нормы наделены верховенством: они имеют более высокую юридическую силу и им не должны противоречить нормы остальных глав Конституции, конституционные и обычные законы, указы Президента, постановления Правительства.
Не менее важно и то, что в случае пробела (т.е. отсутствия нормы, регулирующей конкретное общественное отношение, которое нуждается в такой регуляции) гражданин вправе реализовывать свои права, руководствуясь принципами конституционного строя, которые имеют прямое действие.
Основы конституционного строя закрепили новую модель взаимоотношений «личность — государство». Если раньше интересы государства имели верховенство над интересами человека, а личность была призвана служить государству, то теперь наоборот. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и признание, зашита их — конституционной обязанностью. Личность получает конституционную защиту от любых посягательств государства и его органов, должностных лиц на свои частные интересы.
Основы формы правления в РФ
Форма правления Российской Федерации — это один из элементов формы государства, характеризующий порядок организации и избрания высших органов власти в Российской Федерации.
В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ Российская федерация является государством с республиканской формой правления.
Основные характеристики РФ как республики:
— Президент РФ — глава государства (статья 80 Конституции РФ).
— Президент РФ избирается всеобщим голосованием на 4 года (статья 81 Конституции РФ).
— Председатель Правительства России назначается президентов России с согласия Государственной Думы (часть 1 статьи 111 Конституции РФ).
В соответствие с этими характеристиками РФ можно определить как смешанную (полупрезидентскую) республику.
Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.
Основными формами правления являются монархия и республика.
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;
Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.
Монархия может быть:
- абсолютная (всевластие главы государства);
- конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).
Республика может быть:
- парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
- президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом)
В монархии источником власти является одно лицо, и власть передается по наследству. В республике высшие органы власти формируются на выборной основе.
До 1917 года формой правления в России была дуалистическая монархия. Эта форма правления характеризуется всевластием главы государства и ограничена конституционными учреждениями. Правительство назначается монархом и ответственно перед ним.
Большинство современных монархий — ограниченные, конституционные. В них полномочия монарха строго ограничены законодательными системами.
Наиболее распространенная в современном мире форма правления -республики. Источником власти в них является народ, высшие органы власти избираются гражданами.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).
В соответствии с Конституцией в России провозглашена республика.
Для президентской системы характерно:
1. Президент и парламент избираются прямым голосованием на определенный срок независимо друг от друга (дуалистическая легитимность), каждый имеет свой собственный срок полномочий.
2. Президент обладает значительными полномочиями, на основе которых он действует, не нуждаясь в одобрении парламента.
3. Президент формирует кабинет министров и администрацию.
4. Отстранение президента от должности возможно только путем импичмента.
В президентской республике глава государства одновременно выступает и в качестве главы правительства. Чаще всего он избирается непосредственно народом, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим. Президент назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним. В президентской республике существует жесткое разделение властей и их значительная самостоятельность.
Недостаток президентской системы — дуалистическая легитимность президента и парламента. Кроме того, эта система не стимулирует формирования сильных партий, так как Президент скорее заинтересован в сохранении клиентелистских отношений.
Парламентская система характеризуется следующими чертами:
1. Единственным демократически легитимным институтом является парламент: если же предусматривается прямое избрание Президента народом, то Президент не может конкурировать с главой правительства в сфере власти.
2. Правительство зависит от доверия со стороны парламента или, по крайней мере, от его лояльности.
Главная особенность парламентской республики — образование правительства победившими на выборах в парламент партиями. Руководитель правительства (премьер-министр или канцлер) официально не является главой государства, но реально является первым лицом в политической иерархии. Роль президента обычно ограничивается представительскими функциями.
Кроме того, существует полупрезидентская система, для которой характерно следующее:
1. Президент и парламент — как в президентской системе — избираются прямым голосованием (дуалистическая легитимность).
2. Исполнительная власть включает в себя два института: избираемый на основе прямых всенародных выборов Президент, как в президентской системе, и зависимое от парламента правительство, как в парламентской системе.
3. Президент, как в любой президентской системе с исполнительной и законодательной властью, имеет ограниченное влияние на формирование правительства.
Полупрезидентская, или смешанная система, сочетает в себе признаки президентской и парламентской республик. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта — двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.