Конституция 1946 года во Франции

Располагая большинством в Учредительном собрании, коммунисты и социалисты подготовили совместный проект конституции. Они предложили установить во Франции парламентскую республику с однопалатным парламентом, обладающим большими полномочиями, и президентом, осуществляющим в основном представительские функции. Государство должно было носить светский характер, а его граждане — пользоваться всеми политическими и социальными правами.

Партия МРП возражала против однопалатного парламента, но Учредительное собрание большинством голосов утвердило проект конституции и в мае 1946 г. вынесло его на референдум.

Поскольку против проекта выступали партия МРП, радикалы и все правые группировки, он был отклонен 53% голосовавших. Пришлось проводить выборы во второе Учредительное собрание и разрабатывать новый проект конституции. В борьбу вокруг конституционных вопросов включился генерал де Голль.

В июне 1946 г. он выступил в городе Байе с речью, в которой потребовал создания «сильной власти» в форме президентской республики. Де Голль предлагал учредить пост неподотчетного парламенту президента — главы государства, обладающего самыми широкими полномочиями.

Президент должен был возглавлять правительство, назначать и смещать премьер-министра и остальных министров, командовать вооруженными силами, руководить внешней политикой, служить арбитром в политических спорах, иметь право распускать Национальное собрание.

После длительных дискуссий второе Учредительное собрание отвергло идею «сильной власти» и высказалось в пользу парламентской республики. Пойдя навстречу требованиям МРП, оно внесло в новый проект конституции положение о двухпалатном парламенте, но сохранило светский характер государства и ограничило полномочия президента.

Новый проект поддержали все партии трехпартийной коалиции. 13 октября 1946 г. состоялся второй референдум, в ходе которого 53,5% участвовавших в голосовании избирателей одобрило новый проект конституции.

Основы Конституции 1946 года

Конституция 1946 г. провозглашала широкие демократические свободы и устанавливала строгий контроль парламента над правительством. Франция объявлялась «неделимой, светской, демократической и социальной республикой».

Помимо политических прав, записанных в знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 г., Конституция 1946 г. предусматривала «как особо необходимые в наше время» социальные права: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение и право на образование.

Торжественно декларировались равенство прав мужчины и женщины, право трудящихся на участие в руководстве предприятиями, право на профсоюзную и политическую деятельность, право на забастовку «в рамках законов».

По настоянию левых сил в Конституцию 1946 г. были включены статьи, предусматривавшие возможность глубоких социально-экономических преобразований. Там указывалось, что всякое имущество или предприятие, эксплуатация которого приобретает «черты национальной общественной службы или фактической монополии», может стать коллективной собственностью.

Согласно новой Конституции, Франция обязывалась избегать «всякой системы колонизации, основанной на произволе», обещала «не предпринимать никаких войн в целях завоевания и никогда не употреблять своих сил против свободы какого-либо народа». Наименование «Французская империя» заменялось термином «Французский союз».

Провозглашалось равенство прав и обязанностей населения Франции и населения колониальных и зависимых стран, входивших в этот союз. Высшим органом государственной власти, по Конституции 1946 г., являлся парламент, состоявший из Национального собрания и Совета Республики.

Только Национальное собрание, избиравшееся всеобщим, прямым, тайным и равным голосованием сроком на пять лет, могло издавать законы. Совет Республики, избиравшийся двухстепенным голосованием, обладал «задерживающим вето»: он мог отсрочить принятие закона и направить его на повторное рассмотрение в Национальное собрание.

Правительство несло ответственность перед Национальным собранием и по его требованию обязано было уходить в отставку. Президент Республики избирался парламентом на совместном заседании обеих палат. Как и в Третьей республике, он играл главным образом представительскую роль, его акты нуждались в контрассигнации министрами.

Широкие права парламента и ограниченные полномочия исполнительной власти в условиях многопартийной системы неизбежно вели к неустойчивости правительств.

С 1946 по 1958 г. во Франции сменилось 24 правительства. В среднем каждое правительство держалось у власти полгода, а некоторые — всего два-три дня.

«На другой день после победы, одержанной свободными народами над режимами, которые пытались поработить и унизить человеческую личность, французский народ вновь провозглашает, что всякое человеческое существо, независимо от расы, религии и верований, обладает неотъемлемыми и священными правами. Он торжественно подтверждает права и свободы человека и гражданина, освещенные Декларацией прав 1789 года, и основные принципы, признанные законами Республики.

Он провозглашает, кроме того, как особо необходимые в наше время следующие политические, экономические и социальные принципы:

(1) Закон гарантирует женщине во всех областях равные права с мужчиной.

(2) Каждый человек, преследуемый за свою деятельность на благо свободы, имеет право убежища на территории Республики.

(3) Каждый должен работать и имеет право получить работу. Никто не может быть ущемлен в труде и профессии по причине своего происхождения, своих взглядов или вероисповедания.

(4) Каждый человек может защищать свои права и интересы через профсоюзную деятельность и принадлежать к профсоюзу по своему выбору.

(5) Право на забастовку осуществляется в рамках законов, которые его регламентируют.

(6) Каждый работник участвует, через своих делегатов, в коллективном определении условий труда, а также в управлении предприятиями.

(7) Всякое имущество, любое предприятие, эксплуатация которого имеет или приобретает характер национальной публичной службы или фактической монополии, должно стать собственностью всех.

(8) Нация обеспечивает личности и семье необходимые условия для их развития.

(9) Она гарантирует всем, особенно детям, матерям и престарелым труженикам, охрану здоровья, материальное обеспечение, отдых и досуг. Любой человек, который в силу своего возраста, физического или умственного развития, экономического положения не в состоянии трудиться, имеет право получить от общества достаточные средства к существованию.

(10) Нация провозглашает солидарность и равенство всех французов в несении повинностей, обусловленных национальными бедствиями.

(11) Нация равно гарантирует детям и взрослым доступ к образованию, профессиональному обучению и культуре. Организация бесплатного и светского публичного образования всех ступеней является долгом государства…

(12) …Франция гарантирует всем равный доступ к публичной службе и индивидуальное или коллективное пользование провозглашенными или подтвержденными выше правилами и свободами».

Задание № 3.Шарль де Голль считал, что лучше всего избирать президента референдумом. Он так объяснял свое решение: «Необходимо, чтобы Францию возглавляла постоянная власть, которая была бы в состоянии управлять судьбой страны и в случае надобности немедленно принимать – а вы знаете, что это понадобится, – решения огромной важности». Как вы понимаете данное высказывание? Как слова де Голля характеризуют статус и полномочия президента Франции?

Задание № 4.Ответьте на вопросы теста:

1. Объединение антифашистских сил, победившее на выборах 1946 года во Франции:

а) «Рот фронт»; б) Народный фронт; в) Коминтерн; г) «Аксьон франсэз».

2. Правительство Виши возглавил:

а) генерал де Голль; б) маршал Петэн; в) Деладье; г) Клемансо.

3. По Конституции 1946 г. во Франции была установлена республика:

а) смешанная (президентско-парламентская); б) президентская; в) парламентская; г) советская.

4. Конституция Франции 1946 года была утверждена:

а) на референдуме; б) Конституционным собранием; б) парламентом; г) Учредительным собранием.

5. В парламенте Франции по Конституции 1946 года:

а) существовала только одна палата; б) палаты парламента были равноправны; в) преимущество было за Советом республики; г) преимущество было за Национальным собранием.

6. По Конституции 1946 года президент избирался:

а) населением; б) парламентом; в) Советом республики; г) Государственным Советом.

7. По Конституции Франции 1958 года гарантом стабильности государственной власти является:

а) парламент; б) Совет министров; в) президент; г) Конституционный Совет.

8. По Конституции Франции 1958 года интересы регионов представляют:

а) Совет республики; б) Государственный Совет; в) Сенат; г) Национальное Собрание.

9. Избрание президента Франции путем референдума было введено в:

а) 1958 г.; б) 1961 г.; в) 1962 г.; г) 1954 г.

10. Конституционный Совет Франции по Конституции 1958 года:

а) на паритетных началах формируется Национальным Собранием, Сенатом и президентом; б) утверждается парламентом по предложению президента; в) избирается парламентом; г) назначается президентом.

11. Форма правления Пятой республики во Франции:

а) советская; б) президентская; в) парламентская; г) смешанная.

12. Причина ликвидации правительства Народного Фронта во Франции:

а) начало войны; б) оккупация Германией; в) внутренние противоречия; г) фашистский мятеж.

13. Составной частью Конституции Франции 1958 года является Декларация:

а) независимости 1776 года; б) прав человека и гражданина 1789 года; в) прав человека и гражданина 1793 года; г) ООН о правах человека.

14. Непосредственная причина краха Четвертой республики во Франции:

а) избрание де Голля президентом; б) общенациональная забастовка; в) выступления парижских студентов; г) мятеж в Алжире.

15. Система раздельного правления во Франции означает:

а) разделение компетенции президента и правительства; б) разграничение компетенции между президентом и парламентом; в) президент и правительство представляют различные политические силы; г) расширение прав органов управления заморских департаментов Франции.

Тема 24. Развитие права в XX веке

Семинарское занятие

Вопросы:

1. Классификация современных правовых систем.

2. Изменения в современных фундаментальных правовых семьях (англо-американской, континентальной, мусульманском праве и др.).

3. Влияние глобальных и региональных процессов на развитие современного права.

Источники

1. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. 2 / Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. М., 2000.

2. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. З.М. Черниловского. М., 1998.

Рекомендуемая литература

1. Вологдин А. А. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. М., 2004.

2. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. К. Н. Батыра. М., 2001.

3. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства. М., 2002.

4. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1997.

5. Защита прав человека в современном мире / Под ред. Е. А. Лукашевой. М., 1993.

6. История государства и права зарубежных стран: Учебник в 2-х ч. Ч. 2. / Под ред. О. А. Жидкова, Н. А. Крашенинниковой. М., 2003.

7. Ливанцев К. Е. История буржуазного государства и права. Л., 1986.

8. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. М., 2000.

9. Осакве К. Введение в сравнительное правоведение. М., 2003.

10. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. М., 1993.

11. Сравнительное конституционное право. М., 1996.

12. Топорнин Б. Н. Право европейских сообществ. М., 1998.

13. Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., 1998.

14. Языков Е. Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945 гг). М., 2001.

Основные понятия:правовая семья, национальная правовая система, международное право, рецепция в праве, правовая интеграция, унификация права, правовой национализм, публичное право, частное право, систематизация права, кодификация, формулярное право, тризн, фелония, мисдиминор, законность.

Рекомендации по подготовке к семинару

При подготовке ответа на первый вопрос необходимо использовать классификации современных правовых семей, предлагаемые различными авторами. Для этого следует проанализировать предлагаемую литературу по сравнительному правоведению. Также необходимо выявить и сформулировать основные признаки фундаментальных правовых семей. В чем состоит принципиальное отличие светского и религиозного права? Обратите внимание на появление в XX веке новой правовой семьи – семьи социалистического права. В данном вопросе следует также раскрыть содержание таких понятий как: правовая семья (используйте определение, данное
Р. Давидом), национальная правовая система, международное право, рецепция в праве, правовая интеграция, унификация права, правовой национализм.

При подготовке ответа на второй вопрос перечислите основные правовые семьи, покажите, какое влияние на их развитие оказала вторая мировая война? Назовите основные направления в развитии послевоенного права. Охарактеризуйте наиболее существенные изменения в отраслевом праве. Охарактеризуйте особенности законодательного регулирования в сфере гражданского права: законодательство о юридических лицах, об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, о ценных бумагах, о государственных и казенных предприятиях, о социализации права собственности и др. Обратите внимание на формирование антитрестовского законодательства (Законы 1914, 1950, 1955 гг. в США, 1956, 1965, 1976 гг. в Великобритании, 1945, 1986 гг. во Франции). Выявите значение образования Европейского экономического сообщества.

Охарактеризуйте наиболее существенные изменения в семейном праве, прежде всего по вопросам заключения брака, положения женщины в семье, развода, правового статуса детей. Объясните причины таких изменений.

Объясните причины становления трудового права как самостоятельной отрасли права. Проанализируйте значение таких нормативных актов, как Законы о коллективных договорах в Германии (1918 г), во Франции (1919 г). Закон Вагнера в США 1935 г. Закон Тафта-Хартли и др.

Выявите особенности послевоенного уголовного права и процесса. Изучите содержание Уголовного кодекса Франции 1994 г., Уголовно-процессуального кодекса Франции 1958 г., британский Закон об уголовном праве 1967 г., американское законодательство: Закон Смита (1940 г), Закон Маккарена-Вуда (1950 г), Уголовный кодекс штата Нью-Йорк (1967 г), Свод законов США и уголовные кодексы отдельных штатов, Закон «О принуждении к даче свидетельских показаний» 1954 г. Сделайте вывод об основных изменениях уголовного права и процесса. Каким образом происходит гуманизация уголовного законодательства? Как решается вопрос о применении смертной казни, о возрасте уголовной ответственности и т. п. ?

Проанализировав основные изменения в содержании послевоенного отраслевого права, выявите принципиальные изменения в фундаментальных правовых семьях. Прежде всего, обратите внимание на расширение круга возможных источников права, на усовершенствование систематизации законодательства, на изменение в понимании ключевых юридических терминов, на изменение сфер влияния изучаемых правовых семей.

Подготовку ответа на третий вопрос начните с анализа влияния универсального и регионального международного права. Необходимо помнить, что данное влияние осуществляется по следующим основным направлениям: защита прав человека, координация усилий в обеспечении мира, порядка и устойчивого социального развития, региональное сотрудничество. Выявите значение создания Организации Объединенных Наций, проанализируйте содержание Устава ООН, Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. Охарактеризуйте региональное правовое сотрудничество на примере Европейского Союза. Покажите значение данной организации для унификации европейского права. Выскажите свое мнение по поводу возможного влияния процессов глобализации на дальнейшее развитие права. Как вы думаете, каковы причины усиления юридического национализма? Как вы оцениваете значение и возможности рецепции зарубежного правового опыта в национальные правовые системы? Подводя итоги, выскажите собственное мнение по поводу дальнейших перспектив развития права.

Задание для самостоятельной работы

– Составьте схему «Классификация современных правовых семей».

Дополнительные задания

Задание № 1.Выскажите свое мнение по поводу следующих высказываний:

А) Иоанн Павел II: «Права человека – это неделимые права всех».

Б) «Если международное право представляет собой предел права, то право войны представляет собой предел международного права». (Современные войны. Гуманитарные проблемы. М., 1990).

В) А. И. Ковлер: «Если требуется привести пример неразрывной связи правовой системы с образом жизни отдельного человека, то ислам – самый наглядный пример».

В) Р. Давид: «Мир стал един. Мы не можем отгородиться от людей, которые живут в других государствах, других частях земного шара… Необходимое международное взаимодействие или, во всяком случае, простое сосуществование требуют, чтобы мы открыли наши окна и посмотрели на зарубежное право».

Задание № 2.Используя учебную литературу и нормативные источники, определите, каким будет режим семейного имущества, если при вступлении в брак супруги не заключили брачного контракта:

— В соответствии с законодательством ФРГ;

— В соответствии с законодательством Франции;

— В соответствии с законодательством Великобритании;

— В соответствии с законодательством США.

Задание № 3.Используя учебную литературу и нормативные источники, определите, могут ли быть рассмотрены с участием суда присяжных в Великобритании, США, ФРГ, Франции, Японии следующие дела в отношении:

— Преступления, караемого 7 месяцами лишения свободы;

— Преступления, караемого 2 годами лишения свободы;

— Преступления, караемого 5 годами лишения свободы;

— Возмещения причиненного вреда в сумме 10 долларов или 10 евро;

— Возмещения причиненного вреда в сумме 1000 долларов или 1000 евро.

Задание № 4.Вопрос для устного обсуждения. Какой принцип наказания закреплен в описываемой норме права? О чем свидетельствует сохранение данной нормы и принципа до нашего времени?

«Американец Саймон Лексингтон из Рой-Айленда подал в суд на зубного врача, который вместо больного зуба вырвал ему здоровый (1991 г). Лексингтон потребовал применить к врачу действующий до сих пор закон 1859 года. По нему нерадивому дантисту удаляют такой же зуб, который потерял пострадавший».

Практическое занятие

Для подготовки к практическому занятию необходимо заранее ознакомиться с содержанием следующих нормативных актов (по хрестоматиям):

— Уголовный кодекс штата Нью-Йорк 1967 г.

— Уголовный кодекс ФРГ 1971 г.

— Уголовный кодекс Франции 1994 г.

На практическом занятии планируется работа, связанная с анализом содержания данных нормативных актов.

Вариант 1

Проанализируйте содержание Уголовного кодекса штата Нью-Йорк 1967 г. и ответьте на следующие вопросы:

1. Кто является субъектом уголовной ответственности?

2. Какие требования предъявляются к субъекту уголовной ответственности?

3. Что такое «вина», и какие формы вины предусмотрены законом?

4. Кто считается соучастником преступления?

Вариант 2

Проанализируйте содержание Уголовного кодекса ФРГ 1971 года и ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое «преступление» и «проступок»?

2. Кто является субъектом уголовной ответственности?

3. Основания привлечения субъекта к уголовной ответственности?

4. Что такое «вина», и какие формы вины предусмотрены законом?

5. Кто считается соучастником преступления, и какие виды соучастия выделяет закон?

Вариант 2

Проанализируйте содержание Уголовного кодекса Франции 1994 года и ответьте на следующие вопросы:

1. Кто является субъектом уголовной ответственности?

2. Какие виды преступлений выделены в УК?

3. Какие виды преступлений можно считать новеллами? Почему?

4. Какие меры уголовных наказаний в отношении физических лиц предусмотрены в УК?

5. Какие меры уголовных наказаний в отношении юридических лиц предусмотрены в УК?

Дополнительное задание

Во Франции в 1945-1951 годах были учреждены особые суды по делам несовершеннолетних. Ознакомьтесь с предлагаемым текстом и ответьте на следующие вопросы:

1. Каким образом формируются специализированные суды по делам несовершеннолетних?

2. По какому принципу дела несовершеннолетних распределяются между обычными судами и судами для несовершеннолетних?

3. Как вы можете объяснить, почему судья по делам несовершеннолетних является в отношении некоторых деяний одновременно и следователем и судьей?

4. Как вы можете охарактеризовать полномочия судьи по делам несовершеннолетних?

5. Каковы особенности процедуры рассмотрения дел о несовершеннолетних? Чем эти особенности можно объяснить?

6. Почему приговоры подлежат немедленному исполнению?

О проекте / ИГПЗС / Лекции по ИГПЗС / Конституция Франции 1946 года

Конституция Франции 1946 г. — общая характеристика

Конституцией Франции принятой в 1946 году были закреплены на конституционном уровне новые политические принципы, которые были характерны для европейских конституций сороковых-пятидесятых годов (так называемая, вторая волна). В Конституцию был включён новый блок социальных и экономических прав: равноправие женщин и мужчин, населения и народов зависимых стран и др. А также такие социально-экономические права как: право на отдых, труд, материальное обеспечение в случае потери трудоспособности (или врождённой), права рабочих иметь собственные профсоюзы, а также права на забастовки, управление предприятиями, коллективное определение условий труда, бесплатное всеобщее светское образование и др.

Кроме того стремительно развивалась сфера регулирования внешнеполитической и политической государственной деятельности (положения об отношениях с колониями, о мирной внешней политике внутри и вне страны и пр.). В стране по-прежнему продолжала править идея абсолютного парламентаризма.

Однако по своей форме правления Франция оставалась парламентской республикой. При этом Конституция сохраняла структуру парламента, состоящую из двух палат.

Национальное собрание (нижняя палата парламента) была провозглашена единственным законодательным органом Франции. Данный орган имел исключительное полномочие законодательной власти по финансовым вопросам, а также объявлении военного положения и ратификации международных договоров. Избираясь на базе всеобщего избирательного права большинством голосов обязано было утвердить состав нового правительства, несущего перед ним ответственность.

Второй палатой французского парламента являлся Совет республики, который наделялся совещательными функциями. Рекомендации Второй палаты не являлись обязательными для Национального собрания. Совет республики избирали в департаментах и коммунах, а также выборами в Национальном собрании.

Главой государства, бесспорно, являлся президент республики, которого выбирали на общем заседании парламента на семилетний срок.

Реорганизация французского политического строя в той форме, которую предусматривала Конституция 1946 года, по большей части не оправдала возложенные на неё задачи и довольно быстро утратила авторитет в глазах населения страны.

Интересное:

Добавить комментарий