Конституция бсср 1978

Рассмотрим содержание и особенности Конституции РСФСР 1978 года.

Принятие новой Конституции СССР в 1977 года отражало непрерывность развития конституционной системы бывшего СССР. На её базе в 1978 году был принят Основной закон РСФСР.

На протяжении срока своего действия Конституция 1978 года подвергалась значительным изменениям. Эти изменения затрагивали не только содержание конкретных норм, но и саму сущность Основного закона. В ней утверждался статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а затем и как независимого государства после распада Союза.

Поэтому данная Конституция на последних этапах своего существования была самой нестабильной, причем изменения имели существенный характер. По этой причине характеристика Конституция РСФСР 1978 года имеет различное содержание в зависимости от периода действия, что является её особенностью.

В первые 10 лет (до начала периода, который известен как «перестройка») вся новая конституционная система СССР, в том числе Конституция РСФСР 1978 года (как и Основные законы остальных республик СССР), характеризовалась следующими чертами и особенностями.

Во-первых, принятие конституций данного периода должно было отражать новый этап, в который (как утверждалось) вступило советское общество – этап развитого социализма. Это означало превращение СССР из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство.

Несмотря на провозглашение общенародного характера государства, конституции сохранили классовые признаки и особенности. Подобное понимание сущности конституции было общепринятым в политической и правовой литературе, так как идея диктатуры пролетариата была преобразована в идею о ведущей роли рабочего класса.

Во-вторых, Конституция РСФСР 1978 года ещё более откровенно подчеркивала роль коммунистической партии, которая провозглашалась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы».

В-третьих, в Конституции РСФСР 1978 года сохранялась классовая ориентированность демократии, которая называлась «социалистической демократией». Однако её рамки были существенно расширены. В Конституции был закреплен более широкий перечень прав граждан (например, введены право на жилище, право на охрану здоровья и т.д.).

Впервые закреплялось положение, согласно которому наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни выносились на всенародное обсуждение и голосование.

В Конституции РСФСР 1978 года впервые в преамбуле указывалось, что её принимает и провозглашает народ Российской Федерации.

В-четвертых, особенностью Конституции РСФСР 1978 года является то, что в ней заметно изменилась структура. Конституция стала значительно более объемной и углубила систематизацию конституционных норм по предметному признаку. Это указывало на значительное расширение предмета конституционной регламентации, более совершенный уровень формирования государственных и правовых институтов.

В-пятых, в положения Конституции РСФСР о её федеративном устройстве были внесены изменения. В Конституции национальные округа были преобразованы в автономные, возрос уровень нормативных актов об автономных областях и автономных округах (отныне их статус определялся законом РСФСР, а не Положением о них).

В-шестых, Конституция 1978 года впервые в прямой форме установила, что РСФСР является суверенным государством.

Рассмотренные особенности Конституции РСФСР 1978 года выделяют её среди остальных Конституций российского государства.

После принятия Конституции РСФСР в 1937 году шло время, менялась экономическая и социальная ситуация СССР (чьим субъектом являлась РСФСР), а также его международное положение. Все это послужило причиной появления новой Конституции СССР (это событие произошло 07.10.1977), которая послужила базой для Конституции РСФСР, принятой в 1978 году.

Новая структура Конституции РСФСР 1978 года

Структура Конституции стала ее новеллой.

Определение 1

Новеллой в праве называют изменение, вносимое новым нормативным правовым актом в уже действующий.

Эта структура содержала 11 разделов, которые были разделены на 22 главы. Конституция подчеркивала преемственность идей/принципов трех предыдущих конституций, а также их развитие, протекающее на новом этапе истории государства. В ней нашли свое развитие черты социалистического типа и принципы построения государства, которые были разработаны В. И. Лениным.

Замечание 1

Наиболее значимым было закрепление политической основы РСФСР — Советов.

В Конституции РСФСР 1978 года они именовались Советы народных депутатов, которые подразумевались как символ построения общенародного социалистического государства, а также развития коммунизма. Еще в этом документе утверждалась социальная однородность, а также укрепление морально-политического единства общества.

Статья 6 Конституции выражала классовый характер демократии и закрепляла за КПСС руководящую роль в политической структуре государства.

Отличия Конституции РСФСР 1978 от предыдущих

В ходе разработки Конституции был учтен опыт иных социалистических стран, причем некоторые положения из их конституций вошли в структуру Конституции РСФСР.

Также Конституция РСФСР расширила круг прав/обязанностей граждан государства. Статус личности в этот период развивался в двух направлениях.

  1. В Конституции 1978 года прописали достаточно большое количество новых прав/свобод. Так, в их число входили права на: охрану здоровья, жилище, использование культурных достижений, свободу творчества, внесение предложений в госорганы и много другое.
  2. В Конституции укрепили связь прав/свобод с обязанностями граждан. Обеспечение широкого диапазона гражданских прав/свобод подразумевало уважение каждым из них общественных интересов и прав всех остальных граждан. В ней впервые были закреплены такие гражданские обязанности, как: оберегание природы, обязательное среднее образование, сохранение исторических памятников, уважение национального достоинства, укрепление дружбы между нациями/народностями и народами иных стран.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Последующие изменения Конституции 1978 года

После 1989 года в нее внесли более 300 поправок. Этому послужило причиной изменение политической системы общества и экономической ситуации в стране в период перестройки. Так, были учреждены:

  • Президент РФ;
  • Конституционный суд;
  • Съезд народных депутатов;
  • Верховный Совет.

Также были осуществлены реформы в сфере судебной власти. Из официальных названий страны/республик были удалены такие понятия, как «советская» и «социалистическая», что подразумевало отход от модели социалистического развития государства, а также политической монополии КПСС. Конституция пополнилась нормами, которые касались признания частной собственности на производственные средства, разделения власти, местного самоуправления и политического плюрализма.

Замечание 2

Помимо этого в нее вошли Декларация гражданских и человеческих прав/свобод, что позволило расширить диапазон этих прав/свобод, а также предоставило гарантии их реализации.

Также сильно изменилось федеративное устройство страны. Часть автономных республик/областей получили статус республик, которые вошли в состав РФ, у части повысился имеющийся статус. Также изменилась государственная символика.

После внесения изменений, объем Конституции стал больше примерно в два раза и она стала представлять собой непоследовательный и противоречивый документ. Например, она закрепляла разделение власти и одновременно признавала Совет народных депутатов как основу госаппарата, в чьем подчинении находились органы исполнительной власти государства. Что по сути определенно является противоречием конституционным принципам.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Особенности Конституции РСФСР 1978 года

Ключевые слова: особенности, Конституции, РСФСР, 1978, года

Последующее развитие конституционной системы бывшего СССР осуществлялось в связи с принятием новой Конституции СССР в 1977 г. На ее основе в 1978 г. была принята Конституция РСФСР, как и конституции других союзных республик

На протяжении своего 15-летнего срока действия Конституция 1978 г. претерпевала значительные изменения. Это касалось не только содержания конкретных норм, но и самой сущности Конституции. В ней закреплялся статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а затем и как независимого государства после распада Союза.

В связи с этим данная Конституция на последних этапах своего существования, в отличие от прежних, была самой нестабильной, изменялась часто, причем самым радикальным образом. Вот почему ее характеристика имеет различное содержание применительно к тому или иному периоду ее действия.

В первые 10 лет (до начала периода, получившего название «перестройка») вся новая конституционная система СССР, в том числе Конституция РСФСР 1978 г., характеризовалась следующими чертами.

1. Принятие всех конституций этого периода должно было отразить новый этап, в который, как утверждалось, вступило советское общество — этап «развитого социализма», означавшего превращение советского государства из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство, что прямо закреплялось в первых статьях всех конституций. В связи с этим в конституциях как СССР, так и республик было впервые введено понятие «народ»; именно он был объявлен субъектом, которому принадлежит вся власть.

Несмотря на утверждение об общенародном характере государства, конституции не утрачивали классового характера. Такая трактовка сущности конституции была общепринятой в политической и государственно-правовой литературе, поскольку идея диктатуры пролетариата была преобразована в идею о ведущей роли рабочего класса. Это подтвердилось и тем, что, например, в преамбуле Конституции РСФСР 1978 г. прямо говорилось о сохранении в ней преемственности идей и принципов Конституции РСФСР 1918 г., Конституции РСФСР 1925 г., Конституции РСФСР 1937 г.

2. Классовый характер конституций подчеркивался и тем, что они еще более откровенно и прямо отражали роль коммунистической партии, которая является «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций», как записано в ст. 6 Конституции СССР 1977 г. и в ст. 6 Конституции РСФСР 1978 г.

Знаменательно, что это была самостоятельная статья о партии, причем включенная в гл. 1 Конституции СССР (в прежней — статья о партии включалась в гл. X и положение о ней составляло часть ст. 126).

Это означало дальнейшее конституционное утверждение роли партии как основы всей государственной структуры.

3. В конституциях сохранялась и классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией». Однако рамки ее были значительно расширены. Утверждался, в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних конституциях.

Конституции закрепили более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как право на жилище, право на охрану здоровья и др.

Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.

Конституция РСФСР 1978 г. впервые утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ Российской Федерации.

4. Конституция РСФСР вслед за Конституцией СССР весьма значительно изменилась структурно. В отличие от Конституции 1937 г., в ней имелось 11 разделов, делившихся на 22 главы. Конституция стала значительно более объемной и углубила систематизацию конституционных норм по предметному признаку. Так, в разд. I «Основы общественного строя и политики» были выделены главы: «Политическая система», «Экономическая система», «Социальное развитие и культура», «Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества».

Все это свидетельствовало о значительном расширении предмета конституционной регламентации, более совершенном уровне формирования государственно-правовых институтов.

5. Применительно к положениям Конституции РСФСР о ее федеративном устройстве можно отметить следующие новые моменты. В Конституции не было предусмотрено утверждение органами РСФСР конституций АССР; национальные округа были преобразованы в автономные и впервые перечислены; повысился уровень нормативных актов об автономных областях и автономных округах (указано, что их статус определяется законом РСФСР, а ранее предусматривалось Положение о них).

6. Конституция 1978 г. впервые в прямой форме установила, что РСФСР является суверенным государством. Такова основная, но далеко не полная характеристика Конституции РСФСР 1978 г. на первом этапе ее действия. … читать далее …

I. Основы общественного строя и политики Белорусской ССР 1. Политическая система 2. Экономическая система 3. Социальное развитие и культура 4. Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества ст.ст. 1-9 ст.ст. 10-18 ст.ст. 19-27 ст.ст. 28-30
II. Государство и личность 5.Гражданство БССР. Равноправие граждан 6.Основные права, свободы и обязанности граждан ст.ст. 31-36 ст.ст. 37-67
III. Национально-государ­ственное и администра­тивно-территориальное устройство БССР 7.Белорусская ССР – союзная республика в составе СССР 8.Административно-территориальное устройство БССР ст.ст. 68-75 ст.ст. 76-77
IV. Советы народных депутатов БССР и порядок их избрания 9.Система и принципы деятельности Советов народных депутатов 10.Избирательная система 11.Народный депутат ст.ст. 78-83 ст.ст. 84-91 ст.ст. 92-96
V. Высшие органы государственной власти и управления БССР 12.Верховный Совет БССР 13.Совет Министров БССР ст.ст. 97-114 ст.ст. 115-123
VI. Местные органы государственной власти и управления БССР 14.Местные Советы народных депутатов 15.Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов ст.ст. 124-131 ст.ст. 132-138
VII. Государственный план экономического и социального развития БССР. Государственный бюджет БССР 16.Государствееный план экономического и социального развития БССР 17.Государственный бюджет БССР ст.ст. 139-144 ст.ст. 145-149
VIII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор 18.Суд и арбитраж 19.Прокуратура ст.ст. 150-162 ст.ст. 163-166
IX. Герб, флаг, гимн и столица БССР ст.ст. 167-170
X. Действие Конституции БССР и порядок ее изменения ст.ст. 171-172

Разработка и принятие Конституции БССР 1978 г. проходили в соответствии с общепринятыми стадиями правотворческого процесса. Были созданы, как принято, Конституционная комиссия высшего законодательного органа – Верховного Совета БССР для подготовки проекта новой Конституции в 1977 г. и Редакционная комиссия – по подготовке окончательного текста проекта Конституции в 1978 году. Председателем и Конституционной комиссии и Редакционной комиссии был первый секретарь ЦК КПБП П.М. Машеров, т.е. весь ход работ над проектом Конституции шел под непосредственным руководством первых лиц партийного и государственного аппарата республики. Проект Конституции 1978 г. по Указу Президиума Верховного Совета БССР «О проекте Конституции БССР” – 16 марта 1978 г. был 18 марта этого же года опубликован во всех республиканских и областных газетах. 14 апреля 1978 г. на второй день своей работы девятая сессия Верховного Совета БССР девятого созыва приняла Декларацию Верховного Совета БССР «О принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) Белорусской ССР”, в которой указывалось, что Верховный Совет БССР принимает Конституцию БССР и объявляет о ее введении с 14 апреля 1978 г.

Конституция БССР 1978 г., имея много общего с Конституцией 1937 г., отличается от последней и структурой, и содержанием. В новой Конституции БССР, помимо глав и статей, есть еще четко названные разделы, что облегчает пользование ее текстом; значительно большее количество статей (172 вместо 122!) и статьи о правах, свободах и обязанностях помещены во втором разделе Конституции БССР 1978 г. Тогда как аналогичные статьи в Конституции БССР 1937 г. содержаться в восьмой главе.

Как структура, так и содержание Конституции БССР 1978 г. отражают де-юре ту демократическую тенденцию в развитии всех сфер общественной и государственной жизни, которая наметилась в СССР в середине 50-х годов.

Особенно большие изменения глубоко демократического характера внесены по вопросу прав, свобод и обязанностей граждан во втором разделе Конституции БССР «Государство и личность”. Впервые на конституционном уровне закрепляется право граждан на участие в управлении государственными и общественными делами (ст. 46), право на жилище (ст. 42), право на государственную охрану здоровья (ст. 40), право на пользование достижениями культуры (ст. 44), право обращаться с жалобами на действие должностных лиц (ст. 56) и другие.

Новым в Конституции является и положение, касающиеся экономической системы (глава 2), где на ряду с государственной и колхозно-кооперативной собственностью впервые конституционно закрепляется собственность профсоюзных и общественных организаций (ст. 10). Более того, за общественными органами впервые закрепляется право участвовать в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов, а также право законодательной инициативы. Это свидетельствует о большей самостоятельности и о возросшей их роли в жизни общества.

Демократичным является и положение согласно которому значительно расширяется круг лиц, участвующих в управлении государством благодаря снижению возраста, дающего право быть избранным в Верховный Совет БССР с 21 года до 18 лет (ст. 85).

Но, к сожалению, как и многие положения Конституции БССР 1937 г., некоторые положения новой Конституции носили декларативный характер и в реальной общественно-политической и государственной жизни не действовали, так как уже в момент принятия Конституции БССР 1978 г. во всех сферах общественной жизни наметились застойные (кризисные) явления, которые в середине 80-х годов вызвали острую необходимость проведения радикальных реформ во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях – в СССР и республиках. Руководящая партия вынуждена была публично заявить об этом на XXVII съезде КПСС в 1986 г. и на XIX Всесоюзной конференции КПСС в 1988 г. и определить основные направления реформ.

Добавить комментарий