Конституция Франции 1946

Конституция Франции 1946 года
извлечение

Преамбула
На другой день после победы, одержанной свободными народами над режимами, которые пытались поработить и унизить человеческую личность, французский народ вновь провозглашает, что всякое человеческое существо независимо от расы, религии и вероисповедания обладает неотъемлемыми и священными правами. Он торжественно подтверждает права и свободы человека и гражданина, освященные Декларацией прав 1789 г., и основные принципы, признанные законами Республики.
Он провозглашает, кроме того, как особо необходимые в наше время следующие экономические, политические и социальные принципы:
Закон гарантирует женщине во всех областях равные права с мужчиной.
Всякий человек, преследуемый за свою деятельность в пользу свободы, имеет право убежища на территориях Республики.
Каждый обязан работать и имеет право на получение должности. Никто не может в своем труде и в своей должности быть притесняем по причине своего происхождения, своих взглядов или своего вероисповедания.
Каждый человек может защищать свои права и свои интересы через профсоюзную организацию и принадлежать к профсоюзу по своему выбору.
Право на забастовку осуществляется в рамках законов, которые его регламентируют.
Каждый трудящийся через посредство своих делегатов принимает участие в коллективном определении условий работы, так же как и в руководстве предприятиями.
Всякое имущество, всякое предприятие, эксплуатация которого имеет или приобретает черты национальной общественной службы или фактической монополии, должно стать коллективной собственностью.
Нация гарантирует личности и семье необходимые условия для их развития.
Она гарантирует всем, в частности ребенку, матери и престарелым трудящимся, охрану здоровья, материальное обеспечение, отдых и досуг. Всякое человеческое существо, лишенное возможности трудиться по своему возрасту, физическому или умственному состоянию или экономическому положению, имеет право получать от коллектива средства, необходимые для существования.
Нация провозглашает солидарность и равенство всех французов в отношении бремени, вытекающего из национальных бедствий.
Нация гарантирует равный доступ детям и взрослым к образованию, к приобретению профессии и к культуре. Организация общественного бесплатного и светского образования всех ступеней является долгом государства.
Французская республика, верная своим традициям, принимает во внимание положение международного публичного права. Она не предпримет никакой войны с целью завоевания и никогда не употребит своих сил против свободы какого-либо народа.
Франция соглашается на условиях взаимности с ограничениями суверенитета, необходимыми для организации и защиты мира.
Франция образует с заморскими народами Союз, основанный на равенстве прав и обязанностей без расовых и религиозных различий.
Французский союз составляется из наций и народов, которые объединяют или согласуют свои ресурсы и усилия для того, чтобы развивать свою цивилизацию, увеличивать свое благосостояние и обеспечивать свою безопасность.
Верная своей исконной миссии, Франция намерена при- вести народы, руководство которыми она взяла на себя, к свободному самоуправлению и демократическому ведению своих собственных дел; избегая всякой системы колонизации, основанной на произволе, Франция обеспечивает всем свободный доступ к публичным должностям, индивидуальное или коллективное пользование провозглашенными или подтвержденными выше правами и свободами.

Учреждения Республики
Глава I. О суверенитете
Ст. 1. — Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой.
Ст. 3. — Национальный суверенитет принадлежит французскому народу. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не может присвоить себе его осуществление. Народ осуществляет его в конституционных вопросах, посредством избрания своих представителей и через референдум. Во всех других делах он осуществляет его через своих депутатов в Национальной Ассамблее, избранных на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, тайным голосованием.
Ст. 4. — В условиях, определенных законом, избирателями являются все совершеннолетние обоего пола французские граждане и лица, состоящие под французской властью, пользующиеся гражданскими и политическими правами.

Глава II. О Парламенте
Ст. 5. — Парламент состоит из Национальной Ассамблеи и Совета Республики.
Ст. б. Обе палаты избираются на территориальной основе. Национальная Ассамблея — на основе всеобщего и прямого избирательного права, Совет Республики — коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права…
Ст. 9. — Национальная Ассамблея собирается в силу самого закона на ежегодную сессию во второй вторник января месяца… Совет Республики заседает в то же самое время, что и Национальная Ассамблея.
Ст. 111. — Каждая из двух Палат ежегодно, в начале сессии, избирает свое бюро, по системе пропорционального представительства групп
Ст. 12. — Когда Национальная Ассамблея не заседает, ее бюро, контролирующее деятельность кабинета, может созвать Парламент; оно должно это сделать по требованию одной трети депутатов или по требованию председателя Совета Министров.
Ст. 13. — Одна только Национальная Ассамблея имеет право принимать законы. Она не может передать это право.
Ст. 14. — Председатель Совета Министров и члены Парламента обладают законодательной инициативой. Законопроекты и законодательные предложения, сформулированные членами Национальной Ассамблеи, представляются в бюро этой Ассамблеи. Законодательные предложения, сформулированные членами Совета Республики, представляются в бюро Совета Республики и без обсуждения передаются в бюро Национальной Ассамблеи…
Ст. 15. — Национальная Ассамблея изучает представленные ей законопроекты и законодательные предложения в комиссиях, число, состав и компетенцию которых она сама определяет.
Ст. 16. — Национальная Ассамблея рассматривает проект бюджета…
Ст. 20. — Совет Республики рассматривает, имея целью представить свое заключение, проекты законов и законодательные предложения, принятые Национальной Ассамблеей в первом чтении. Он дает свое заключение не позже двух месяцев после того, как проекты были переданы Национальной Ассамблеей… Если заключение Совета Республики соответствует тексту, принятому Национальной Ассамблеей, или если оно не было дано в течение предусмотренного в предыдущем абзаце срока, закон публикуется в том виде, в каком он был принят Национальной Ассамблеей. Если заключение не соответствует тексту, принятому Национальной Ассамблеей, Национальная Ассамблея рассматривает проект или предложение закона во втором чтении. Она выносит окончательное и суверенное решение только по поводу предложенных Советом Республики поправок, принимая или отклоняя их полностью или частично. В случае полного или частичного отклонения этих поправок, голосование закона во втором чтении происходит открытой подачей голосов, причем для его принятия требуется абсолютное большинство голосов всего состава членов Национальной Ассамблеи и, если в Совете Республики голосование закона в целом было проведено при этих же условиях.

Глава III. Об экономическом совете
Ст. 25. — Экономический Совет, статут которого устанавливается законом, изучает для дачи заключения проекты и предложения законов, входящие в его компетенцию. Эти проекты передаются Совету Национальной Ассамблеей до того, как она их обсудит. Кроме того, Совет Министров может запросить мнение Экономического Совета. Он обязан это сделать относительно установления национального экономического плана, целью которого является полная занятость людей и рациональное использование материальных ресурсов.

Глава V. О Президенте Республики
Ст. 29. — Президент Республики избирается Парламентом. Он избирается на 7 лет. Он может быть переизбран лишь один раз.
Ст. 31.-Президент Республики информируется относительно международных переговоров. Он подписывает и ратифицирует договоры…
Ст. 36. — Президент Республики обращает законы к обнародованию в пределах десяти дней, которые следуют за передачей правительству окончательно принятых законов. В течение срока, установленного для обнародования, Президент Республики может в мотивированном письме потребовать от обеих Палат нового обсуждения, в чем ему не может быть отказано…
Ст. 38. – Каждый из актов Президента Республики должен быть скреплен председателем Совета Министров и одним из Министров.

Глава VI. О Совете Министров
Ст. 45. — В начале деятельности каждой Национальной Ассамблеи Президент Республики, после обычных консультаций, намечает председателя Совета Министров.
Последний представляет на рассмотрение Национальной Ассамблеи программу и политику кабинета, который он намерен образовать. Председатель Совета Министров и министры могут быть назначены только после того, как председатель Совета Министров получит вотум доверия Ассамблеи при открытом голосовании и абсолютным большинством голосов…
Ст. 46. — Председатель Совета Министров и избранные им министры назначаются декретом Президента Республики.
Ст. 47. — Председатель Совета Министров обеспечивает осуществление законов. Председатель Совета Министров осуществляет руководство вооруженными силами и координирует проведение в жизнь национальной обороны…
Ст. 48. — Министры несут коллективную ответственность перед Национальной Ассамблеей за общую политику кабинета и индивидуальную ответственность за их личную деятельность. Они не несут ответственности перед Советом Республики.
Ст. 50. — Принятие Национальной Ассамблеей резолюция о порицании влечет коллективную отставку кабинета…
Ст. 51. — Если в течение 18 месяцев происходит два министерских кризиса,.. Совет Министров может принять решение о роспуске Национальной Ассамблеи…
Ст. 52. — …Общие выборы происходят не ранее двадцати и не позднее тридцати дней после роспуска…

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ОТ 26 АВГУСТА 1789 ГОДА
Представители французского народа, образующие Национальное собрание, полагая, что невежество, забвение прав человека или пренебрежение к ним являются единственными причинами общественных бедствий и испорченности правительств, решили изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священные права человека, чтобы эта Декларация, находясь на виду у всех членов общественного союза, постоянно напоминала им об их правах и обязанностях; чтобы действия власти законодательной и власти исполнительной, в каждый момент могущими быть сопоставленными с целью всякого политического учреждения, стали более уважаемыми; чтобы требования граждан, основанные отныне на простых и неоспоримых принципах, устремлялись постоянно к поддержанию Конституции и всеобщему благу. Вследствие этого Национальное собрание признает и провозглашает перед лицом и под покровительством Верховного существа следующие права человека и гражданина.
Статья 1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Социальные различия могут быть основаны только на соображениях общей пользы.
Статья 2. Цель всякого политического Союза — обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
Статья 3. Источник всякого суверенитета зиждется, по существу, в нации. Никакая совокупность лиц, никакое отдельное лицо не могут осуществлять власть, которая явно не исходила бы от нации.
Статья 4. Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека имеет лишь те границы, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Эти границы могут быть установлены только законом.
Статья 5. Закон имеет право запрещать только деяния, приносящие вред обществу. Все, что не запрещено законом, то дозволено; никто не может быть принужден к исполнению того, что не предписано законом.
Статья 6. Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право принимать участие лично или через своих представителей в создании закона. Закон должен быть одинаковым для всех, защищает он или карает. Все граждане равны перед законом, и потому все в равной мере допускаются на все публичные посты, места или должности, соответственно своим способностям и без каких-либо различий, кроме обусловленных их добродетелями и талантами.
Статья 7. Никто не может быть обвинен, задержан или заключен иначе как в случаях, определенных законом, и при соблюдении процедуры, предписанной законом. Тот, кто испрашивает, отдает, исполняет или заставляет исполнять приказы, основанные на произволе, подлежит наказанию; но всякий гражданин, вызываемый или задерживаемый в силу закона, должен немедленно повиноваться: в случае сопротивления он несет ответственность.
Статья 8. Закон должен устанавливать лишь строго и бесспорно необходимые наказания, и никто не может быть наказан иначе как в силу закона, принятого и обнародованного до совершения проступка и примененного в установленном порядке.
Статья 9. Всякий человек считается невиновным до тех пор, пока он не будет объявлен виновным; если будет признано необходимым подвергнуть его задержанию, всякая стеснительная мера, являющаяся необходимой для удержания его под охраной, должна сурово пресекаться законом.
Статья 10. Никого нельзя притеснять за его взгляды, даже религиозные, если их проявление не нарушает общественного порядка, установленного законом.
Статья 11. Свободное сообщение другим мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; поэтому всякий гражданин может свободно высказываться, писать, печатать, неся ответственность за злоупотребление этой свободой в случаях, установленных законом.
Статья 12. Для гарантии прав человека и гражданина необходима государственная сила: эта сила учреждается в интересах всех, а не в частных интересах тех, кому она вверена.
Статья 13. Для содержания государственной силы и на расходы по содержанию администрации необходимо общественное обложение; оно должно быть равномерно распределено между всеми гражданами сообразно их состоянию.
Статья 14. Все граждане имеют право, лично или через своих представителей, удостоверяться в необходимости общественного обложения, свободно выражать на него согласие, следить за его расходованием и определять его размер, основания, порядок и продолжительность взимания.
Статья 15. Общество имеет право требовать отчета у каждого должностного лица по вверенной ему части управления.
Статья 16. Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет Конституции.
Статья 17. Так как собственность является неприкосновенным и священным правом, то никто не может быть лишен ее иначе как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливости и предварительного возмещения.

Преамбула
На другой день после победы, одержанной свободными народами над режимами, которые пытались поработить… человеческую личность, французский народ снова провозглашает, что всякое человеческое существо без различия расы, религии и вероисповедания обладает неотъемлемыми и священными правами. Он снова торжественно подтверждает права и свободы человека и гражданина, освященные Декларацией прав 1789 г., и основные принципы, признанные законами Республики.
Он провозглашает, кроме того, как особо необходимые в наше время следующие экономические, политические и
социальные принципы.
Закон гарантирует женщине во всех областях равные права с мужчиной.
Всякий человек, преследуемый за свою деятельность в пользу свободы, имеет право убежища на территориях Республики.
Каждый обязан работать и имеет право на получение должности. Никто не может в своих занятиях быть притесняем по причине своего происхождения, своих взглядов или своего вероисповедания.
Каждый человек может защищать свои права и свои интересы с помощью профсоюзной организации и присоединяться к профсоюзу по своему выбору.
Право стачек осуществляется в рамках законов, которые его регламентируют.
Каждый трудящийся через… своих делегатов принимает участие в коллективном определении условий работы так же, как и в Руководстве предприятиями.
Всякое имущество, всякое предприятие, эксплуатация которого имеет или приобретает национальное общественное значение или характер фактической монополии, должно стать собственностью общества.
Нация гарантирует личности и семье необходимые условия для их развития.
Она гарантирует всем, в частности ребенку, матери и престарелым труженикам, охрану здоровья, материальное обеспечение, — отдых и досуг. Всякое человеческое существо, которое по возрасту, физическому или умственному состоянию, экономическому положению не способно работать, имеет право получить от общества средства, необходимые для своего существования.
Нация гарантирует равный доступ детям и взрослым к образованию, приобретению профессии и культуре. Организация общественного бесплатного и светского образования всех ступеней является долгом государства.
Французская республика сообразуется с положениями международного публичного права. Она не предпримет никакой войны с целью завоевания и никогда не употребит свои силы против свободы какого-либо народа.
Учреждения республики
Глава I
О суверенитете
Статья1.Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой.

Статья 3. Национальный суверенитет принадлежит французскому народу.

Никакая часть народа, никакая отдельная личность не может присвоить себе его осуществление.
Народ осуществляет его в конституционных вопросах, посредством избрания своих представителей и через референдум.
Во всех других делах он осуществляет его через своих депутатов в Национальной Ассамблее, избранных на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, тайным голосованием.

Статья 4. В условиях, определенных законом, избирателями являются все совершеннолетние обоего пола французские граждане и лица, состоящие под французской властью, пользующиеся гражданскими и политическими правами.

Глава II
О парламенте
Статья 5. Парламент состоит из Национальной Ассамблеи и Совета Республики.

Статья 6.Обе палаты избираются на территориальной основе. Национальная Ассамблея — на основе всеобщего и прямого избирательного права, Совет Республики — коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права…

Статья 9. Национальная Ассамблея собирается в силу самого закона на ежегодную сессию во второй вторник января месяца. Совет Республики заседает в то же время, что и Национальная Ассамблея.

Статья 11. Каждая из этих двух палат ежегодно, в начале сессии, избирает свое бюро по системе пропорционального представительства групп*…

Статья 12. Когда Национальная Ассамблея не заседает, ее бюро, контролирующее деятельность кабинета, может создать Парламент; оно должно это сделать по требованию одной трети депутатов или по требованию председателя Совета министров.

Статья 13. Одна только Национальная Ассамблея имеет право принимать законы. Она не может передать это право.

Статья 14. Председатель Совета министров и члены Парламента обладают законодательной инициативой.
Законопроекты и законодательные предложения, сформулированные членами Национальной Ассамблеи, представляются в бюро этой Ассамблеи. Законодательные предложения, сформулированные членами Совета Республики, представляются в бюро Совета Республики и без обсуждения передаются в бюро Национальной Ассамблеи…

Статья 15. Национальная Ассамблея изучает представленные ей законопроекты и законодательные предложения в комиссиях, число, состав и компетенцию которых она сама определяет.

Статья 16. Национальная Ассамблея рассматривает проект бюджета.

Статья 20.Совет Республики рассматривает, имея целью представить свое заключение, проекты законов и законодательные предложения, принятые Национальной Ассамблеей в первом чтении.
Он дает свое заключение не позже двух месяцев после того как проекты были переданы Национальной Ассамблеей
Если заключение Совета Республики соответствует тексту принятому Национальной Ассамблеей, если оно не было дано в течение предусмотренного в предыдущем абзаце срока, закон публикуется в том виде, в каком он был принят Национальной Ассамблеей.
Если заключение не соответствует тексту, принятому Национальной Ассамблеей, Национальная Ассамблея рассматривает проект или предложение закона во втором чтении. Она выносит окончательное и суверенное решение только по поводу предложенных Советом Республики поправок, принимая или отклоняя их полностью или частично.
В случае полного или частичного отклонения этих поправок, голосование закона во втором чтении происходит
открытой подачей голосов, причем для его принятия требуется абсолютное большинство голосов всего состава
членов Национальной Ассамблеи, если в Совете Республики голосование закона в целом было проведено при этих же условиях.
Глава V
О президенте республики.
Статья 29. Президент Республики избирается Парламентом. Он избирается на 7 лет. Он может быть переизбран лишь один раз.

Статья 31. Президент Республики информируется относительно международных переговоров. Он подписывает и ратифицирует договоры.

Статья 36. Президент Республики обращает законы к обнародованию в пределах десяти дней, которые следуют за передаче правительству окончательно принятых законов.
В течение срока, установленного для обнародования, Президент Республики может в мотивированном письме потребовать обеих Палат нового обсуждения, в чем ему не может быть отказано

Статья 38. Каждый из актов Президента Республики должен быть скреплен председателем Совета и одним из министров.

Глава VI
О совете министров
Статья 45. В начале деятельности каждой Национальной Ассамблеи Президент Республики, после обычных консультаций, намечает председателя Совета министров.
Последний представляет на рассмотрение Национальной Ассамблеи программу и политику кабинета, который он намерен образовать.
Председатель Совета министров и министры могут быть назначены только после того, как председатель Совета
министров получит вотум доверия Ассамблеи при открытом голосовании и абсолютном большинстве голосов.

Статья 46. Председатель Совета министров и избранные им министры назначаются декретом Президента Республики.

Статья 47. Председатель Совета министров обеспечивает осуществление законов.
Председатель Совета министров осуществляет руководство вооруженными силами и координирует проведение в жизнь национальной обороны.

Статья 48. Министры несут коллективную ответственность перед Национальной Ассамблеей за общую политику кабинета и индивидуальную ответственность за их личную деятельность. Они не несут ответственности перед Советом Республики.

Статья 49. Вопрос о доверии может быть поставлен только после обсуждения в Совете министров; он может быть поставлен только председателем Совета.
Вотум доверия может быть поставлен на голосование только спустя сутки после того, как вопрос о доверии был поставлен перед Ассамблеей. Должно иметь место открытое голосование.
Отказать кабинету в доверии может только абсолютное большинство депутатов Ассамблеи. Такой отказ влечет за собой коллективную отставку кабинета.

Статья 50. Принятие Национальной Ассамблеей резолюции о Порицании влечет коллективную отставку кабинета. Резолюция о порицании может быть принята только абсолютным большинством депутатов Ассамблеи.

Статья 51. Если в течение 18 месяцев происходит два министерских кризиса…, Совет министров может принять
решение о роспуске Национальной Ассамблеи. Роспуск в соответствии с этим решением провозглашается декретом Президента Республики.

Статья 52. Общие выборы происходят не ранее двадцати и не позднее тридцати дней после роспуска.
Глава Х
О местных коллективах
Статья 85. Французская Республика, единая и неделимая, признает существование местных коллективов.

Этими коллективами являются коммуны, департаменты и заморские территории.

Статья 87. Местные коллективы свободно управляются советами, избираемыми всеобщим голосованием. Исполнение решений этих советов обеспечивается мэрами или председателями этих советов.

Статья 88. Представительство национальных интересов и административный контроль местных коллективов обеспечиваются в рамках департамента делегатами Правительства, назначаемыми Советом министров.

*Речь идет о группах, формируемых по партийной принадлежности.

Советское государство и право. 1947. №. 7.

Конституция 1946 года

В первом Учредительном собрании (ноябрь 1945 — апрель 1946 гг.) левые партии (коммунисты, социалисты, христианские демократы) обладали устойчивым, хотя не во всем единым большинством. Соответствующим партийной структуре был и состав Конституционной комиссии. Серьезные споры в комиссии (вокруг полномочий президента, принципа самостоятельности правительства, значения верхней палаты, провозглашения т. н. социально-политических прав и свобод граждан) в основном завершились признанием чисто парламентарного устройства и безусловного преимущества Национального собрания над всеми другими властями. В марте 1946 г. комиссия утвердила «Декларацию прав», дополнившую «Декларацию» 1789 г. социальными правами, на которых настаивали коммунисты. Однако при одобрении проекта в апреле 1946 г. христианские демократы отмежевались от него и большинство «за» было шатким (309:249). Проект конституции вынесен на общенародный референдум 5 мая 1946 г. и был отвергнут (10,6 млн.: 9,4 млн.), что само по себе составило беспрецедентное событие в мировой истории. Право-республиканские партии, НРП сумели подчеркнуть массам социалистические изъяны проекта.

Новый состав Учредительного собрания был избран 2 июня 1946 г. Левые партии в основном сохранили свои позиции, возросло влияние НРП, которая на этот раз нашла точки соприкосновения с правыми республиканцами. Представителем НРП был и главный докладчик Конституционной комиссии П. Коста-Флор. Новый проект конституции был разработан к сентябрю 1946 г. В нем было предусмотрено создание верхней палаты, избиравшейся косвенным голосованием, несколько повышен государственный статус президента (как бы реагируя на программную речь, незадолго до того произнесенную де Голлем в городке Байе, где была выдвинута идея «сильного государства» с президентом) 29 сентября 1946 г. Собрание уже значительным большинством приняло конституционный проект (440:106), против были в основном правые. Новый референдум 13 октября 1946 г. окончательно утвердил конституцию (9,3 млн.: 8,2 млн.). С 24 декабря 1946 г. она вступила в силу.

Конституция 1946 года (106 ст.) закрепила происшедший в последние десятилетия Третьей республики и в годы Второй мировой войны демократический поворот в пользу усиления парламентаризма. Провозглашались единство и неделимость Республики, конституированной в виде Французского союза; членами его вместе с европейскими территориями признавались заморские департаменты, подмандатные территории, объединившиеся государства.

Подчеркивая преемственность принципов по отношению к революционным завоеваниям 1789 г., Конституция 1946 г. ввела в конституционный строй существенные новые черты социализированной демократии. В Преамбуле Конституции провозглашались равенство мужчины и женщины, право и обязанность трудиться, свобода объединения в профсоюзы, свобода стачек, допустимость и целесообразность национализации особо значимых для общества имуществ, обязанность государства предоставлять социальную помощь нуждающимся, детям, обеспечивать бесплатное образование всех ступеней (!).

Основным органом государственной власти стал парламент, он состоял из Национального собрания и Совета Республики. Конституция наметила лишь общие принципы организации палат, основные их полномочия и основы избирательного права. Детальнее конституционный статус парламента был определен дополнительными законами 1946–1951 гг.

Национальное собрание было главенствующим учреждением в парламенте; это было важнейшим новшеством сравнительно с конституцией Третьей республики. Собрание (в составе 627 депутатов — согласно закону 1951 г.) избиралось гражданами старше 21 г. (при наличии государственных наград — с 18 лет) на основе всеобщего избирательного права. Пассивное избирательное право было немного ограниченнее (цензом возрастным — в 23 г., необходимостью 10-летнего гражданства, «достойным поведением»). Ограничивались также избирательные права военных и духовенства. Законами 1946 г. для выборов в Собрание была установлена пропорциональная система представительства партий по департаментским округам, сходная со старым законом 1919 г.

По закону 1951 г. единственной стала мажоритарная система.

Национальное собрание признавалось единственно законодательствующим органом (тем самым отрицалась практика делегированного законодательства и всякого рода полномочий правительства по изданию регламентов). Оно принимало бюджет, утверждало международные договоры, объявляло войну, объявляло военное положение. Собрание не обладало конституционной властью: она или доверялась Учредительному собранию, или осуществлялась на основе референдума народа.

Второй палатой парламента был Совет Республики. Согласно Закону 1948 г. его составляли 320 депутатов (старше 35 лет), избиравшиеся на 6 лет коммунами и департаментами непрямыми выборами, с обновлением на 1/2 в три года. Статус Совета был преимущественно консультативным, он мог только предлагать поправки к законопроектам, которые Собрание вправе было отвергнуть. Члены Совета не могли подавать запросов к правительству. В целом учреждение Совета в таких полномочиях было данью традиции и не несло особого конституционного смысла.

Правительство (Совет министров) было вторым по важности государственным институтом. Оно существовало в парламентарном режиме, т. е. образовывалось только при одобрении парламентом (Собранием). Председатель назначался по представлению президента, но такое представление было чистой формальностью. Правительству принадлежало руководство исполнительными структурами, законодательная инициатива, право созыва парламента, руководство армией.

Президент в еще большей мере, чем в Третьей республике, утратил свою правительственную власть. Его избирали на 7 лет Национальное собрание и Совет Республики совместно. Президент выполнял представительские функции, заключал некоторые договоры, имел право роспуска парламента по решению Совета министров. Он обнародовал законы и мог потребовать от Собрания их повторного обсуждения, а также в целом выступал гарантом Конституции. Все правительственные акты президента нуждались в контрасигнатуре министров.

Национальное собрание избирало такжеВерховный суд (в составе председателя, заместителей и 60 судей), который был высшим судебным органом страны, а также особый Следственный комитет.

Принципиально новым учреждением былКонституционный комитет, который образовывал президент, председатели палат и по 7 выборных на год от каждой из палат парламента. Он был вправе давать заключения о соответствии принимаемых законов Конституции — правда, без властных и реальных судебных полномочий.

В рамках Конституции учреждалось также особое Собрание Французского союза (в составе 240 депутатов) и Экономический совет, которые были координирующими органами руководства всей империей.

Конституция 1946 г. стремилась воплотить своеобразное замещение принципа разделения властей принципом «дифференциации и сотрудничества трех функций государства» при том, что полноценно властными институтами были только парламент и правительство. В этом отношении она могла существовать только при высокой степени партийно-парламентского согласия, которое было очевидно недолговечным в послевоенной Франции. И потому Конституция 1946 г. просуществовала весьма недолго.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий