Конституция как источник таможенного права

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 6

Система и источники таможенного права

Таможенное право состоит из Общей и Специальной части.

Общая часть таможенного права включает основные положения, понятие, особенности, методы и систему таможенного права, его институты, правовой статус таможенных органов и их должностных лиц, ответственность в таможенном праве.

Специальная часть таможенного права содержит такие институты как таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные процедуры, особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров.

Источники таможенного права.

Источники таможенного права (внешние формы его выражения) — это правовые акты различных государственных органов, в которых установлены нормы таможенного права. Таможенное регулирование Конституцией РФ отнесено к ведению федеральных органов государственной власти. В составе таможенного законодательства нет правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Источниками таможенного права являются следующие нормативные правовые акты.

Конституция Российской Федерации

Ряд ее статей прямо устанавливает основные начала и принципы •тможенной деятельности в РФ. В п. «ж» ст. 71 говорится, что таможенное регулирование относится к ведению Российской Федерации. Иными словами, таможенное регулирование носит исключительно федеральный характер.

Часть 1 ст. 74 Конституции запрещает устанавливать на территории страны таможенные границы, пошлины, сборы и какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

В соответствии с п. «в» ст. 106 Конституции РФ федеральные законы по вопросам таможенного регулирования подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания. Это должно обеспечить соблюдение в таможенном деле интересов как России в целом, так и ее субъектов.

Помимо названных статей Конституции страны, которые прямо относятся к таможенной политике и таможенному делу, в ней содержатся и другие общие нормы, имеющие таможенную направленность. К ним можно отнести следующие:

— о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности — ч. 1 ст. 8;

— о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности — ч. 2 ст. 8;

— об официальном опубликовании для всеобщего сведения любых нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина — ч. 3 ст. 15;

— о защите достоинства личности — ст. 21;

— об обязанности органов государственной власти и их должностных лиц обеспечивать возможность ознакомления каждого с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина — ч. 2 ст. 24,

— о праве каждого свободно выезжать за пределы РФ, а ее граждан — и беспрепятственно возвращаться в свою страну — ч. 2 ст. 27, что является необходимым юридическим условием свободного ввоза в РФ и вывоза из нее товаров и транспортных средств;— о праве на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности — ч. 1 ст. 34, что включает и право на занятие не запрещенной законом внешне экономической деятельностью;

— о праве обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления — ст, 33, что гарантирует право обращения в таможенные органы индивидуально или коллективно, а также с коллективным запросом;

— многие другие нормы Конституции РФ, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, которые непосредственно относятся к таможенному регулированию.

Международные договоры Российской Федерации в области таможенного дела

Международные договоры и соглашения с участием РФ, касающиеся таможенных вопросов, являются важнейшими источниками таможенного права России.

В соответствии с ч.4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы и если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора

В настоящее время Российская Федерация участвует в большинстве международных договоров и соглашений, касающихся таможенных вопросов. Среди них:

— Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1979 г. в редакции от 26 мая 1999 г.;

— Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (заключена в Брюсселе 14 июня 1983 г.)

— Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДГ1 (Конвенция МДП) 1975 г. с поправками 1997 г.;

— Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза 1961 г.;

Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) 1990 г.;

— Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 9 июня 1977 г.;

— Таможенная конвенция о контейнерах 1972 г.;

Договор о создании Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г.

двусторонние договоры Российской Федерации с иностранными государствами в области таможенного дела.

Таможенный кодекс таможенного союза (ТК ТС)

Таможенное законодательство таможенного союза состоит из Таможенного кодекса таможенного союза, международных договоров государств — участников таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе и решений Комиссии таможенного союза, принимаемых в соответствии с Таможенным кодексом и международными договорами — государств участников таможенного союза (ст.З ТК ТС) Таможенный кодекс таможенного союза состоит из 2 частей, 8 разделов , 50 глав и включает в себя 373 статьи.

Общая часть ТК ТС содержит общие положения, главы об информировании и консультировании таможенными органами, о взаимоотношениях субъектов таможенных правоотношений, информационных системах и технологиях, таможенной статистике, стране происхождения товаров, таможенной стоимости, разделы о таможенных платежах и таможенном контроле.

В Специальной части содержатся разделы о таможенных операциях, предшествующих подаче таможенной декларации, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенных процедурах и особенностях перемещения через таможенную границу и совершении таможенных опфаций в отношении отдельных категорий товаров.

Федеральные законы Российской Федерации

Федеральный закон Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

Целями Федерального закона являются:

1) обеспечение выполнения Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — Таможенный союз), решений органов

Таможенного союза в сфере таможенного регулирования и

таможенного дела;

2) обеспечение экономической безопасности Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами;

3) совершенствование государственного управления в сфере таможенного дела;

4) обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также иных лиц, реализующих права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации;

5) создание условий для развития внешнеэкономической деятельности и внешнеторговой деятельности, инфраструктуры в сфере таможенного дела.

Предметом регулирования Федерального закона является:

1) регулирование отношений, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей;

2) определение полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предмету правового регулирования Федерального закона;

3) определение прав и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

4) установление правовых и организационных основ деятельности таможенных органов Российской Федерации;

5) регулирование властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации.

Комплексный характер таможенного права обусловливает использование отдельных норм, которые содержатся в актах иных отраслей права.

Органические (кодифицированные) законы: Уголовный кодекс Российской Федерации

Ответственность за совершение преступлений в таможенной сфере которых предусмотрена Уголовным кодексом (УК) РФ. УК устанавливает следующие составы таможенных преступлений: — контрабанда — ст. 188;

— незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники — ст. 189;

— невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран — ст. 190:

— уклонение от уплаты таможенных платежей — ст. 194.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Кодекс содержит гл. 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)», в которой помещены 22 статьи (с 16.1 до 16.22) относительно конкретных административных правонарушений в области таможенного дела. К ним, в частности, относятся: незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ; недекларирование либо недостоверное декларирование

товаров и (или) транспортных средств; неуведомление при ввозе товаров и (или) транспортных средств о пересечении таможенной границы РФ; нарушение зоны режима таможенного контроля; непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы; несоблюдение правил перемещения транспортных средств через таможенную границу РФ.

Указанные статьи гл. 16 Кодекса об административных правонарушениях предусматривают различные виды взысканий, налагаемых за нарушения таможенных правил, в т. ч. предупреждение; наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере, предусмотренном данными статьями, конфискацию предметов административного правонарушения, товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудием совершения административного правонарушения.

Статья 23.8 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает, что дела об административных правонарушениях в области таможенного дела вправе от имени таможенных органов рассматривать: Руководитель ФТС и его заместители; начальники региональных таможенных управлений и их заместители; начальники таможен и их заместители; начальники таможенных постов — об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

К источникам таможенного права относятся Налоговый, Бюджетный кодекс и другие отраслевые законы, а также иные текущие законы. Например: Закон РФ «О таможенном тарифе», Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»

Кроме федеральных законов, которые относятся исключительно к сфере таможенного права, в РФ действуют и иные федеральные законы, содержащие отдельные таможенные нормы. Среди них Можно назвать Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами», Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральный закон «Об оружии».

Подзаконные нормативные акты — указы Президента РФ, постановления правительства РФ, нормативные акты Минэкономразвития РФ, Минфина РФ, ФТС России образуют наиболее многочисленную группу источников таможенного права.

Ряд статей КРФ прямо устанавливает основные начала и принципы таможенной деятельности в РФ:

1) п. «ж» ст.71 — таможенное регулирование относится к ведению федерации;

2) ч.1 ст.74 — запрещается устанавливать на территории страны таможенные границы, пошлины, сборы и какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (определены территориальные пределы таможенного регулирования);

3) п. «в» ст.106 — ФЗ по вопросам таможенного регулирования, принятые ГД, подлежат обязательному рассмотрению в СФ (обеспечивается соблюдение в таможенном деле интересов РФ в целом и ее субъектов).

Общие нормы КРФ, имеющие таможенную направленность:

1) ч.1 ст.8 — о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности;

2) ч.2 ст.8 — о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

3) ч.3 ст.15 — об официальном опубликовании для всеобщего сведения любых нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина;

4) ст.21 — о защите достоинства личности;

5) ч.2 ст.24 — об обязанности органов государственной власти и их должностных лиц обеспечивать возможность ознакомления каждого с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина;

6) ч.2 ст.27 — о праве каждого свободно выезжать за пределы РФ, а ее граждан — беспрепятственно возвращаться в свою страну (необходимое юридическое условие ввоза в РФ и вывоза из нее товаров и ТС);

7) ч.1 ст.34 — о праве на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (включает право на занятие не запрещенной законом ВЭД);

8) ст.33 — о праве обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы МСУ (гарантирует право физических и юридически лиц обращаться в таможенные органы индивидуально и коллективно);

9) другие нормы КРФ, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, непосредственно относящиеся к таможенному регулированию.

Понятие и состав источников таможенного права

Определение 1

Источники таможенного права представляют собой форму выражения таможенных норм права. Теория государства и права вместе с категорией «источники права» использует понятие «формы права».

Система источников таможенного права включает несколько составляющих (рис. 1):

  • международные правовые акты;
  • нормативно-правовые акты РФ;
  • акты судебного правотворчества;
  • правовые обычаи.

Рисунок 1. Состав источников таможенного права

Существует несколько характеристик системы источников таможенного права:

  1. Российское законодательство о таможне, которое включает нормативно-правовые акты федерального уровня, поскольку регулирование в этой области происходит с помощью норм Конституции РФ и относится к ведению федеральных органов власти в государстве.
  2. Исключительное значение в системе источников имеют международные правовые акты, поскольку таможенное дело тесным образом взаимосвязано с международными договорами и ведется сегодня с соблюдения условий Таможенного союза.
  3. Система источников предполагает исключительную роль подзаконных актов, которые издаются на уровне ФТС России и ЕЭК.

Акты международного права в качестве источников таможенного права

Таможенное дело напрямую относится и связано с заключением международных договоров и контактов. Современная концепция развития администрирования в рамках таможни состоит в стремлении к общей стандартизации и унификации норм, которые регламентируют международную торговлю в общем и в частности таможенное дело. По этой причине значение международных актов права в системе регулирования таможни с каждым днем растет.

Замечание 1

Важно помнить положение о том, что в соответствии со статьей 15 Конституции РФ и частью 10 статьи 4 Закона о таможенном регулировании международные правовые акты обладают приоритетным положением перед национальными законодательными актами.

Источники таможенного права Таможенного союза начали использоваться с началом функционирования Таможенного союза (ТС), когда общий вес международных договоров в сфере таможенного дела стал существенно расти. Отметим, что в рамках ТС международные акты права играют существенную роль во всей системе источников таможенного права. Международные договора ввели в действие узловую документацию в области таможенного регулирования, прежде всего Таможенный Кодекс ТС.

Нормативно-правовые акты РФ

Основным правовым документом, которые стоит во главе системы нормативных правовых актов, представляющих регулирование таможенных отношений, стоит Конституция РФ. Большая часть конституционных положений могут напрямую или косвенным образом устанавливать базовые принципы и основы таможенного права.

Принципиальным значением в установке исходного начала таможенного дела в нашем государстве обладают нормы, которые закрепляют единое экономическое пространство, свободу перемещения продукции, услуг и финансов, поддержание конкуренции, свободу экономической деятельности.

Замечание 2

Рассмотренные нормы Конституции представляют собой базис для работы основных принципов таможенного права, включая принципы перемещения продукции через границу таможни.

Основополагающим может являться конституционный принцип, который обеспечивает единство проведения политики государства на всей территории нашей страны. Он способен предопределить единство таможенной политики России.
Огромным значением для системы таможенного права обладает 15 статья Конституции РФ. Она включает положение о том, что признанные всеми принципы и нормы международного права, как и заключение международных договоров РФ, входят в состав правовой системы нашей страны по причине того, что международные акты права имеют, как было сказано выше, исключительное значение в системе таможенного регулирования.

Основа работы органов таможни в области информирования и консультаций представлена нормами, которые направлены на официальную публикацию для всеобщего сведения нормативов и актов, которые касаются прав, свобод и обязанностей человека. Они включают также обязанности органов власти в государстве, их должностных лиц по обеспечению возможности ознакомить каждого с документацией и материалами, которые прямо затрагивают их свободы и права.

Большим значением для регулирования правоохранительной деятельности таможни обладают нормы, отраженные в Конституции. Они гарантируют права человека при использовании соответствующих мер юридической ответственности.

Пример 1

В качестве примера могут выступать нормы ч. 1 ст. 54 Конституции РФ. Они гласят, что закон, который устанавливает или отягчает ответственность, не обладает обратной силой. Так, нормы статьи 19 закрепляют принцип равенства любого человека перед законом и судом. Огромную роль в этой области играют нормы Конституции, касающиеся неприкосновенности жилья (ст. 25), судебной защиты прав и свобод (ст. 46), гарантий получения квалифицированной юридической помощи (ст. 48) и др.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Принципиальным значением для таможенного дела обладает и п. «ж» ст. 71 Конституции РФ. Именно он относит к ведению нашего государства формирование правовой основы единого рынка, включая регулирование финансов, валюты, таможни.

Федеральные законы, рассматривающие вопросы таможенного регулирования, должны быть обязательно рассмотрены Советом Федерации.

На таможенное регулирование направлена и 74 статья Конституции. Она гласит, что на территории нашей страны запрещена установка таможенных границ, пошлин, сборов, а также других препятствий для свободного движения продукции, услуг и финансов. Рассматриваемые ограничения могут быть введены в соответствии с ФЗ и при необходимости обеспечения безопасности, защиты здоровья и жизни человека, охраны природы и культуры. Данными нормами Конституции закреплен и принцип единства таможенной территории.

В состав федеральных конституционных законов включены нормы, непосредственно сконцентрированные на таможенном регулированием.

Замечание 3

С целью дать характеристику источникам таможенного права, гораздо большую роль играет анализ системы федерального законодательства, которое включает нормы таможенного права.

Для того, чтобы систематизировать эту категорию источников, важно условно разделить все федеральные законы в этой области на 2 категории:

  • ФЗ, цель которых состоит в осуществлении таможенного регулирования;
  • ФЗ, которые включают нормы таможенного права.

В первой категории ФЗ основное место занимает Закон о таможенном регулировании. На практике он используется в качестве кодифицированного акта в сфере таможенного дела. Его основная задача состоит в формировании основ таможенно-правового регулирования на уровне РФ в качестве страны-участницы ТС. Закон представляет собой необходимое продолжение ТК ТС и составляет единое целое с ним.

Принципиальным значением для системы источников обладает ФЗ № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Он установил предел государственного вмешательства в эту предпринимательскую сферу и раскрыл правовой механизм, связанный с таможенным делом и направленный на регулирование внешней торговли. Особенным образом отметим нормирование с помощью этого акта основ использования мер нетарифного регулирования.

Сохранил собственное значение и Закон РФ «О таможенном тарифе», вне зависимости от того, что со времени его принятия он претерпевает существенные изменения. Этот Закон установил базовые принципы тарифного регулирования, дополнил акты Таможенного союза.

Выделяют и законодательные акты федерального уровня. Их можно отнести к регламентации использования определенных мер воздействия государства на экономику, включая:

  • ФЗ № 165 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Он регламентирует использование специальных защитных мер от недобросовестной конкуренции в отношении зарубежных импортеров;
  • ФЗ № 183 «Об экспортном контроле». Он концентрируется на предотвращении распространения оружия массового поражения, включая его компоненты. Призван защищать национальные интересы, которые связаны с ВПК;
  • Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

В число источников таможенного права входит и ФЗ «О службе в таможенных органах». Он осуществляет регламентацию правового статуса работников таможенных органов. Область использования данного акта сузилась после появления на таможне второй категории — государственных гражданских служащих. На них действие ФЗ не распространяется.

Вторую категорию федеральных законодательных актов составляют законы, включающие нормы таможенного права вместе с нормами другой отрасли.

Пример 2

Примером может являться ФЗ № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле». Он формирует основу перемещения зарубежной валюты через границу таможни. Еще один пример подобных актов представлен Налоговым Кодексом, который регламентирует уплату налогов по причине ведения внешней торговли. Также КоАП представляет собой один из примеров, поскольку устанавливает санкции за административные правонарушения в сфере таможенного дела.

Важнейшими и многочисленными источниками также считаются подзаконные правовые акты, которые касаются таможенного дела.

Роль президентских указов в качестве источников состоит в нескольких положениях.

  1. Сегодня Президент РФ определяет структуру федеральных органов исполнительной власти. По этой причине место таможенных органов среди органов исполнительной власти предопределяется посредством актов Президента (в первую очередь, это Указ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»).
  2. Президент имеет особенные полномочия в области обеспечения национальной безопасности, включая полномочия в области нормативно-правового регулирования перемещения продукции, которая подлежит экспортному контролю.
  3. Президент нашей страны регламентирует некоторые вопросы, касающиеся статуса таможенных органов и прохождения службы в них (Указы Президента РФ № 21, 52, утверждающие описание и рисунки флага и эмблемы таможенных органов РФ).

Что касается актов Правительства РФ, то их можно считать основной категорией актов для осуществления таможенного регулирования, поскольку в 3 статье Закона о таможенном регулировании говориться о том, что Правительство РФ руководит таможенным делом в нашей стране. В первую очередь, постановления Правительства регламентируют использование соответствующих мер тарифного и нетарифного регулирования. Это предусмотрено в такой степени, в которой они не регулируются посредством актов ТС. Правительство РФ определяет регламент порядка использования по каждой отдельной таможенной процедуре в случае, если это предусматривает ТК ТС и Закон о таможенном регулировании.

Замечание 4

Правительство также осуществляет руководство работой ФТС России, издавая акты по правовой регламентации ее работы.

Большее число нормативно-правовых актов органа исполнительной власти в области таможенного дела представлено актами ФТС России. Она уполномочена проводить нормативное регулирование в этой области. Акты ФТС России охватывают всю систему правовых отношений в таможенном деле, включая порядок включения в реестры лиц, которые ведут работу в сфере таможенного дела, правовую регламентацию осуществления таможенных операций, нормирование способов и форм таможенного контроля.

В эту же категорию необходимо включить не отмененные акты ГТК России, которые не противоречат ТК ТС. С 2004 по 2006 год полномочия в области регулирования таможни принадлежали Минэкономразвития России. По этой причине есть некоторые не отмененные акты этого органа государственной власти, которые представляют собой источники таможенного права.

Замечание 5

Поскольку ФТС России представляет собой единственный орган исполнительной власти, который имеет полномочия в таможенном деле, то акты других министерств и федеральных служб не могут иметь существенного значения в таможенно-правовом регулировании. Исключением являются акты Министерства Финансов России, которое имеет право (ч. 3 ст. 3 Закон о таможенном регулировании) регулировать сферу таможенных платежей и определять таможенную стоимость товаров.

Для субъектов РФ и органов местного самоуправления не предусмотрены полномочия по осуществлению нормативно-правового регулирования таможенного дела.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Добавить комментарий