Конституция какая бывает

Классификация конституций осуществляется (виды конституций):

1) по форме;

2) по структуре;

3) по содержанию;

4) по утвержденному политическому режиму;

5) по установленной форме правления;

6) по порядку издания;

7) по способу изменения;

8) по срокам действия;

9) по уровню конституционного регулирования.

1) Виды конституций по форме:

а) писанные – в виде одного или нескольких правовых актов, принятых в установленном именно для конституций порядке и имеющие соответствующую письменную форму;

б) неписанные – в виде совокупности писаных правовых актов и неписанных конституционно-правовых обычаев, которые не отражены в официальных документах.

2) Виды конституций по структуре:

а) кодифицированные – в виде единого структурированного правового акта с преамбулой, разделами, главами, статьями (параграфами), поправками, приложениями;

б) некодифицированные – в виде нескольких (многих) правовых актов (законов), не сведенных в единую правовую систему.

3) Виды конституций по содержанию:

а) оригинальные – содержат оригинальные принципы регулирования общественных отношений или новые конституционные институты;

б) заимствованные – содержат адаптированные к национально-государственным условиям идеи и принципы оригинальных конституций.

4) Виды конституций по утвержденному политическому режиму в стране:

а) демократические – утверждают и защищают общепризнанные права и свободы человека, принципы демократии и политический плюрализм;

б) авторитарные – утверждают и защищают основные права и свободы человека, декларируют демократию, но не являются фактической юридической базой законодательства страны по обеспечению политического плюрализма и демократии;

в) тоталитарные — утверждают и защищают права и свободы человека в соответствии с государственной идеологией и не допускают политического плюрализма и реальной демократии.

5) Виды конституций по установленной форме правления в государстве:

а) монархические:

– абсолютная монархия;

– дуалистическая монархия;

– парламентская монархия;

– теократическая монархия.

б) республиканские:

– президентская республика;

– президентско-парламентская республика;

– парламентская республика;

– советская республика;

– теократическая республика.

а) монархические:

– абсолютная монархия;

– дуалистическая монархия;

– парламентская монархия;

– теократическая монархия.

б) республиканские:

– президентская республика;

– президентско-парламентская республика;

– парламентская республика;

– советская республика;

– теократическая республика.

6) Виды конституций по порядку издания:

а) октроированные – дарованные народу монархом;

б) принятые постоянно действующим высшим представительным органом страны типа парламента;

в) принятые специально созванным (избранным) представительным органом страны;

г) одобренные в ходе всенародного голосования на референдуме.

7) Виды конституций по способу изменения:

а) «гибкие» – изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные законы;

б) «жёсткие» – изменяются и дополняются в усложненном порядке по сравнению с обычными законами (референдум; ³∕5 , ⅔, ¾ состава парламента);

в) смешанного типа – разные части конституции изменяются по разному

(применяется система «гибких» и «жёстких» конституций).

8) Виды конституций по срокам действия:

а) постоянные – срок действия не зафиксирован самой конституцией;

б) временные – срок действия (3, 5, 7, 10 лет) зафиксирован самой конституцией.

По сущности конст.регулирования делятся на:1.фактические конст.(реально существующие обществ.отношения). 2.юрид.конституции(это правовая форма выражения реальной системы обществ.отношений). В зависимости от степени формализации конституции делятся на писаные(единый документ),смешанные(учредительный документ к кот.прилагаются иные законы обосновывающие его легитимность), неписаные(т.е.предписания нах-ся в значительном числе источников права). В зависимости от порядка изменения и дополнения конституции делятся на жесткие(особый порядок внесения изменений)и гибкие(порядок внесения изменений тот же что и у всех законов). В зависимости от срока на кот.принимается конституция делятся на временные(конституции переходного периода)и постоянные. По форме гос.устройства конституции делятся на федеративные(США,РФ) и унитарные(италия,франция,греция). По форме правления делятся на:1.актроированные(дарованы народу королем).2.конст.принятые парламентом. 3.конст.принятые учредительным собранием. 4.конст.принятые на референдуме. В зависимости от роли отд.лица в принятии конст.существуют харизматические конституции. В зависимости от времени принятия конст.делятся на:1.старые(конст.первого поколения принимаемые в эпоху буржуазных революций или после 1-ой мировой войны). 2.конституции 2-ой волны(принимались когда в большинстве стран был установлен демократический режим). 3.постсоветские конституции. 4.конст.3-ей волны на кот.оказывают влияние процессы глобализации. В федеративных гос-вах выделяют 2 вида конституций:федеральные и конституции республик.

13.Юр.св-ва конституции РФ.

Конституции как нормативному правовому акту присущи следующие юр.свойства: 1.Верховенство Конституции означает, что гос-во, гос.власть в лице гос.органов, а также орг-ции, объединения, граждане подчиняется Конституции. Согласно статье 4 Конст имеет верховенство на всей территории РФ. Согласно статье 15 Конст РФ органы гос.власти, органы МСУ, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конст РФ и законы. 2.Высшая юр.сила Конституции. Согласно ст 15 Конституция РФ имеет высшую юр.силу, прямое действие и применяется на всей терр РФ. Высшая юр.сила Конст означает, что все законы и иные НПА должны соответствовать Конст, в противном случае действуют нормы Конституции.

3.Центральное место во всей правовой системе. Конституция является «ядром» правовой системы, основным законом гос-ва. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов. 4.Особая охрана Конституции. В охране Конст задействована практически вся система органов гос.власти. Президент РФ является гарантом Конституции. Конст.Суд РФ проверяет конституционность ряда НПА, причём акты, признанные неконституционными, утрачивают силу. 5.Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 — 137), характеризует её как «жёсткую» (в отличие от «гибких» конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность. Конституция, как основной закон — акт долговременного действия, юр.свойством которого является устойчивость его содержания. В силу самой природы конституции ей присуще качество стабильности. Принятие новой конституции должно быть спровоцировано либо серьезным, неисправимым недостатком предыдущей редакции, либо какими-либо глобальными изменениями в общ-ве, общественном и гос.устройстве. Отдельные изменения в ней также должны требовать серьезного обоснования и происходить в особом, присущем только Конституции порядке. Поэтому в большинстве стран мира установлен усложненный порядок изменения Конституции.

Особенности Конституции:1.принимается народом или от имени народа; 2.носит учредительный (первичный) характер; 3.особый предмет конст.регулирования (Конст носит всеохватывающий характер — политическая, эк-кая, социальная, духовная сферы жизни общ-ва).

14.Реализация конст.норм. Прямое действие норм Конст.РФ 1993г.

Реализация Конституции – это соц-правовой процесс кот.обеспечивает проведение действующей конституции в жизнь. Формы реализации конституции:1. Соблюдение (им реализуются запрещающие нормы) — пассивное воздержание от действий, запрещенных юр.нормами. 2. Исполнение (через него реализуются обязывающие нормы). Это активное действие, направленное на претворение в жизнь обязывающих предписаний юр.норм. 3. Использование (через него реализуются уполномочивающие нормы) представляет собой такую форму реализации, когда соответствующие субъекты совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им права. 4. Применение права — властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.

Прямое действие конст.норм означает, что независимо от наличия законодательных актов текущего законодательства, в которых конкретизируются конст.нормы, все правоприменяющие субъекты обязаны эти нормы осуществлять. Суд и иные органы при решении тех или иных положений могут прямо ссылаться на

конкретную статью Конституции.В последние годы практика деятельности судов утверждает прямое действие конст.норм. Суд, разрешая дело, непосредственно применяет Конституцию. В случае сомнений по поводу соответствия российской Конституции какому-либо нормативному акту суд обращается с запросом о конституционности данного акта в Конст.суд РФ на любой стадии рассмотрения дела.

15.Конст.РСФСР 1918 г.

1 Апреля 1918 года была утверждена конст.комиссия, которой поручалась разработка Конституции.4 Июля 1918 года проект Конституции был поставлен на обсуждение 5 съезда, и 10 июля 1918 года была принята Конст состоящая из 6 разделов: Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа России, Общие положения, Конструкция Советской власти, Избирательное право, Бюджетное право, О гербе и флаге РСФСР. В ней провозглашалось, что Российская республика — свободное социалистическое общество всех трудящихся, закреплялось федеративное устройство, за трудящимися свобода выражений мнений, собраний, союзов, совести, доступа к знаниям. И специально оговаривались равные права всех граждан независимо от расовой принадлежности. Избирательные права были у всех трудящихся, независимо от нации достигших 18 лет. Не допускаются к выборам эксплуатируемые классы. Заключается система органов гос. власти и на местах. Высший орган — Всероссийский съезд, ВЦИК, Президиум ВЦИК, Совнарком. В местные органы входили областные, губернские, уездные, волостные съезды Советов, городские и сельские Советы.

16.Процедура пересмотра и изменения конст.РФ.

Порядок пересмотра и внесения поправок в конст.РФ опр-ся в гл.9 Конст.РФ. положения глав 1,2 и 9 в соотв.с ст.135 Конст РФ м.б.изменены только если:1.предложение о пересмотре будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов гос.думы. 2.Конст.собрание созванное для этой цели разработает проект новой конст. 3.конст.собрание примет этот проект 2/3 голосов от общего числа его членов или вынесет на народное голосование в кот.за принятие новой конст.должно проголосовать более половины избирателей принявших участие в голосовании. Положения глав с 3 по 8 конст РФ м.б.изменены в соотв.со ст.136 Конст РФ в порядке предусмотренном для ФКЗ,если:1.они одобрены большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации. 2.Они одобрены не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов гос.думы. 3. Принятые изменения подписаны президентом РФ. Поправки к главам 3-8 конст.должны приниматься в форме особого правового акта-Закона РФ о поправке к конст РФ,отличающегося как от ФЗ,так и от ФКЗ.Внесение изменений также возможно на основании указов президента(о включении в ст.65 конст РФ новых наименований субъектов РФ). Президент издает указы на основании решений субъектов РФ об утверждении ими своих новых наименований. Этот вариант изменения Конст в ней прямо не оговорен. Он предусмотрен в постановлении конст.суда РФ по делу о толковании ч.2 ст.137 конст РФ.

Конституции различных стран представляют собой довольно пеструю картину. Совершенно одинаковых конституций мы не встретим, они существенно отличаются друг от друга по характеру принятия, по их форме, содержанию. В то же время в различных конституциях можно выделить какие-то общие свойства, дающее возможность их классифицировать, т.е. группировать. Классификация конституций позволяет нам ориентироваться в их многообразии, способствует установлению закономерно существующих между ними связей, позволяет лучше их различать и сопоставлять друг с другом, облегчает восприятие общей картины конституционного законодательства в мире.

Существует ряд критериев, по которым конституции классифицируют:

1. По форме, т.е. способу организации заключенного в ней материала выделяют – конституции, состоящие из одного нормативного акта или нескольких нормативных актов.

Конституции большинства стран мира представляют собой единый нормативный правовой акт наивысшей юридической силы. Их еще называют консолидированными, или иначе – кодифицированными. Такими (едиными) актами являются, например, Конституции Республики Беларусь, Российской Федерации, Италии, Политическая Конституция Мексиканских Соединенных Штатов, Основной Закон ФРГ и т.д.

Вместе с тем в ряде стран конституцией является совокупность нормативных актов, обладающих высшей юридической силой. Так, Конституцию Финляндии составляют четыре органических закона: «Форма правления Финляндии» (1919г.), «Акт об Эдускунте» (1928г.), «Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного Совета и канцлера юстиции» (1922г.), «Акт о государственном суде» (1922г.). Конституция Швеции состоит из 3 нормативных актов. Конституцию Канады также образуют несколько нормативных актов. Такие конституции называют неконсолидируемыми, или иначе – некодифицированными.

2. По времени принятия конституции подразделяют на:

а) «старые», принятые за очень большой период времени – с конца XVIII века по 1918-й год XX века. Почему именно такие даты? Конец XVIII века – это принятие первой писаной конституции (США, 1787г.). А 18-й год XX века – окончание Первой мировой войны. Конечно, такой отрезок достаточно условен. В настоящее время осталось очень немного старых действующих конституций. Среди них – Конституции Норвегии (1814г.), Люксембурга (1868г.), Швейцарии (1874г.) и еще нескольких стран;

б) «новые» конституции, принятые в период между первой и второй мировыми войнами. К числу ныне действующих конституций, принятых в этот период можно отнести Конституции Финляндии, Ирландии, Княжества Лихтенштейн и некоторых других государств;

г) Конституции «сверхновейшие», принятые, примерно, в течение последних двадцати лет. К разряду этих конституций можно отнести, например конституции бывших республик СССР и стран «социалистического содружества»;

3. По способу внешнего выражения конституционных норм конституции подразделяются на писаные и неписаные.
К писаным относят конституции, принятые в виде единого акта и имеющие конкретную юридическую форму. Такая конституция – это определенным образом кодифицированный сборник норм, который имеет четкую структуру, название, принимается в установленном законом порядке. Писаных конституций большинство.

Под неписаной конституцией принято понимать определенный набор законов, которые регулируют самые важные отношения в жизни государства и общества. Кроме того, в неписаную конституцию принято включать судебные решения, имеющие характер прецедента и некоторые правовые обычаи. Считается, что есть три страны, в которых действует неписаная конституция: Великобритания, Новая Зеландия и Израиль. Вместе с тем, некоторые авторы полагают, что термин «неписаная конституция» не совсем правильно использовать при классификации соответствующих конституций, поскольку относящиеся к ним те или иные акты являются также кодифицированными и изложены в письменной форме.

4. По способу принятия конституции делятся на октроированные (или дарованные) и «народные» (т.е. принятые на референдуме или представительным органом – парламентом, учредительным или конституционным собранием). Октроированные – это такие конституции, которые представляются народу в готовом виде без его участия в конституционной процедуре. Есть два варианта дарованной конституции. Первый – это когда монарх (как правило, абсолютный) принимает конституцию для своего государства, ни с кем не деля этого права. К числу самых старых дарованных конституций, сейчас, правда, не действующих, относятся французская Конституция 1814 года, Конституция Бельгии 1831 года, которая действовала вплоть до 1994 года, Канадская конституция 1867 года и Японская конституция 1889 года.

К действующим октроированным конституциям следует отнести Конституции Саудовской Аравии, Иордании, Кувейта, Катара и некоторых других стран.

Вторая разновидность дарованных конституций – это так называемые колониальные конституции, смысл которых состоял в том, чтобы снять накал национально-освободительной борьбы. Подобные конституции составляли государства-метрополии для своих колоний, чтобы их жители не требовали независимости. К примеру, англичане дважды – в 1919 и 1935 годах «дарили» конституции своей крупнейшей колонии – Индии. Однако, индийцы не признали этих конституций и, добившись независимости в 1950 г., приняли свою первую Конституцию.

Подавляющее же большинство конституций стран мира принимается «народным» путем, причем чаще всего – парламентом.

5. По порядку изменения и дополнения конституции подразделяются на гибкие и жесткие. Практически все писаные конституции являются жесткими, а неписаные – гибкие.

Гибкими называются конституции, которые изменяются и дополняются в том же порядке, что и текущее законодательство (Саудовская Аравия, Княжество Монако, а также вышеуказанные неписаные конституции – Великобритании, Израиля, Новой Зеландии).

Жесткими называются конституции, в которые вносятся изменения и дополнения в более сложном порядке, чем в текущие законы. Жесткость конституций обеспечивается:

· требованием голосования квалифицированным большинством голосов в парламенте (Италия, Япония, Республика Беларусь (ст.140);

· принятием поправок на референдуме (Франция, Республика Беларусь – разделы I, II, IV и VIII);

· утверждением поправок субъектами федерации (Германия, Российская Федерация, США);

· повторным принятием поправок парламентом следующего созыва (Греция).

Вместе с тем в ряде стран отдельные положения конституций имеют не одинаковую степень жесткости (Индия, Российская Федерация).

Помимо «обычной» жесткости в некоторых странах устанавливаются так называемые неизменяемые нормы. Например, такие нормы есть в итальянской конституции. Это ст.139, которая говорит о том, что республиканская форма правления не может изменяться. Аналогичные нормы есть в Португальской конституции.

Некоторые «жесткие» конституции устанавливают не одно правило «ужесточения», не одно требование, а несколько.

6. По времени действия конституции классифицируются на постоянные и временные. Первые из них формально имеют неограниченный срок действия, а вторые – принимаются на определенный срок. Однако постоянство указанных конституций нельзя истолковывать как их неизменность. Иногда постоянные конституции меняются довольно часто (к примеру, история Франции насчитывает 16 Конституций), а временные – действуют значительный период времени (к примеру, в Ираке, ОАЭ они действовали более четверти века). Временные конституции особенно распространены в переходные периоды развития государства – после революций, государственных переворотов.

7. По форме правления конституции разделяются на:

· монархические (Конституция Японии 1947 г.);

· республиканские (Конституция Франции 1958 г.).

8. В зависимости от политического режима конституции бывают:

· демократическими;

· авторитарными;

· тоталитарными.

Демократические конституции не только декларируют, но и гарантируют обеспечение прав человека и гражданина.

Авторитарные конституции ограничивают определенные права и, прежде всего, политические и гражданские – запрет на деятельность политических партий и т.п.

Тоталитарные конституции утверждают одну идеологию в качестве государственной и общеобязательной.

9. По форме государственно-территориального устройства конституции делятся на:

· федеративные (Российская Федерация);

· унитарные (Республика Беларусь, Греция).

В свою очередь, в федеративных государствах конституции делятся на федеральные и на конституции субъектов федерации (штатов, земель, провинций, республик, областей).

10. Выделяют также юридическую и фактическую конституцию:

· Юридическая конституция – это конституция в собственном смысле слова: нормативный акт, который имеет определенную сложившуюся форму, акт, который принят по установленным правилам;

· Фактическая конституция – обозначает не нормативный акт, а сложившуюся систему общественных отношений, т.е. это то, как положения юридической конституции реализуются на практике, в реальной жизни государства, это сложившийся порядок в конкретной стране.

Если фактическая и юридическая конституции идентичны, то юридическая конституция реальна. Она соответствует действительности. Если же какие-то нормы, записанные в конституции, не существуют в жизни (например, в конституции записано, что президент избирается каждые четыре года, а он не избирается лет шестнадцать под предлогами чрезвычайного положения или «по просьбе трудящихся»), то конституция становится фикцией – ее называют фиктивной конституцией. Стопроцентной реальности и стопроцентной фиктивности не бывает.

| следующая лекция ==>
Юридические свойства и функции конституции | Структура конституции

Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 1399;

12

Конституция как основной источник КПЗС

Конституция – это документ, обладающий высшей юридической силой, регламентирующий наиболее важные общественные отношения, принимаемый и изменяемый в особом порядке.

Юридические свойства конституции:

1) обладает высшей юридической силой,

2) является базой текущего законодательства,

3) имеет прямое действие,

4) имеет особый порядок принятия и внесения поправок.

Функции конституции:

— учредительная (подтверждает существующий общественный порядок или создает условия для развития новых общественных отношений),

— организаторская (закрепляет определенные правила, которым должно подчиняться общество),

— внешнеполитическая(формирует направление внешней политики и служит информацией о том, что творится в обществе для внешнего мира),

— идеологическая (закладывает основы мировоззрения — например, идея прав и свобод),

— юридическая (основа всего правопорядка в обществе, непосредственно порождает права и обязанности и служит фундаментом для всех нормативно-правовых актов.

Понятие и формы конституций

Термин конституция употребляется в юридическом смысле как система юридических норм.

Фактическая конституция – те реальные отношения, которые сложились в обществе.

Если юридическая и фактическая конституции не совпадают – фиктивная конституция.

Конституция употребляется в материальном смысле как вся совокупность нормативно-правовых актов, регламентирующих конституционные отношения.

Чаще термин употребляемся в формальном значении (закон высшей юридической силы).

Общие черты конституций зарубежных стран:

1) провозглашают народный и государственный суверенитет,

2) провозглашают охрану частной собственности,

3) закрепляют принцип разделения властей,

4) закрепляют формы правления либо прямым указанием, либо форма правления подразумевается,

5) закрепляют формы политико-территориального устройства, централизма или федерализма,

6) закрепляют основы прав граждан и подданных,

7) определяется организация высших органов государственной власти и основ судопроизводства.

В зависимости от формы Конституции бывают:

1. Кодифицированная Конституция – единый писанный конституционный акт (Конституция Франции 1958г., Основной Закон Германии 1949г.),

2. Некодифицированная Конституция – совокупность нескольких писанных конституционных актов (Швеция – 3 акта: форма правления 1974г., о престолонаследии 1810г., о свободе печати 1974г.; в Финляндии – аналогичная система актов, в Израиле – 8 основных законов),

3. Смешанная Конституция – имеет несистематизированный, комбинированный характер, состоит из писанной и неписаной частей (Великобритания: писанная – статусное право, т.е. акт о парламенте, с 1215г. – «Великая Хартия Вольностей», неписаная – судебные прецеденты, конституционный обычай, труды ученых-юристов; Конституция Новой Зеландии),

4. Неписаная – полное отсутствие документов (Конституция Румынии в 1-е месяцы после декабрьского восстания 1989г.).

Каждая Конституция имеет структуру:

— преамбула – отражаются приоритеты государства, цели и задачи,

— основные положения – права и свободы человека и гражданина, устройство государства,

— заключительные и переходные положения – порядок пересмотра Конституции и порядок ее вступления в действие.

Классификация Конституций (порядок принятия и изменения):

1. По времени принятия:

– старые (действуют до сих пор: Конституции США 1787г., Бельгии 1831г., Швейцарии 1874г.),

– новые («второй волны», «нового поколения»: Германии 1949г., Греции 1952г., Франции 1958г.) – акцент на права и свободы человека и гражданина, ставится проблематика международных отношений, усиливается роль государства в экономической сфере, закрепляется тенденция укрепления исполнительной власти, закрепляется конституционный надзор.

2. По способу принятия:

– принятые представительными учреждениями (США),

– принятые избирательным корпусом,

– дарованные (Бельгии 1831г., Кувейт),

3. По способу изменения:

– жесткие – изменение осуществляется следующим образом:

а) регламентация права инициативы (кто может поставить вопрос: обычно глава гос-ва или парламент),

б) одобрение поправки квалифицированным большинством парламента (2/3),

в) окончательное одобрение на референдуме или главой государства (США, Италия, Япония),

– гибкие – менее сложный порядок (Великобритания, Основной закон ФРГ),

– гибко-жесткие – двойной порядок внесения поправок (Франция, Индии 1950г.).

4. По сроку действия:

– временные – на определенный период (Таиланд 1959г.),

– постоянные – без ограничения срока действия.

Общая характеристика и субъекты Конституционного надзора.

Конституционный надзор – за соблюдением Конституции, гарантии исполнения Конституции.

Виды конституционного надзора:

1) Американская модель: решение конституционно-правовых вопросов всегда происходит в форме рассмотрения судом высшей инстанции конкретного спора по праву (США, Индия). Сторонники этой модели считают, что политическое давление на суд минимально.

2) Специальная конституционная юрисдикция – заключается в рационализации процедуры исследования обстоятельств дела и принятия решения (Германия, Франция: 2 органа конституционного надзора: конституционный совет рассматривает вопросы о несоответствии Конституции актов Парламента, а Госсовет – несоответствие Конституции актов исполнительной власти),

существует ряд вопросов, решение которых отнесено к исключительной юрисдикции Конституционного суда:

а) споры между высшими органами государства по поводу их компетенции,

б) споры между органами и субъектами федерации,

в) признание конституционных законов, принятых парламентом,

г) проверка конституционности референдума,

д) окончательное решение вопросов, связанных с проверкой результатов выборов в высшие органы государства,

е) отстранение от должности высших должностных лиц государства за нарушение Конституции,

ж) установление антиконституционного характера политических партий.

Формы контроля за конституционностью законов:

1. превентивный, предварительный контроль (осуществляется до принятия законов – позволяет выяснить спорные конституционные вопросы на ранней стадии законодательного регулирования, что не вредит авторитету законодателя, но затягивает и усложняет процедуру принятия законодательных актов),

2. регрессивный (?), последующий контроль (только по высшим нормативным актам и законам, а более низкие акты рассматривают суды общей юрисдикции).

Добавить комментарий