Конституция РФ лекция

Тема1. Конституция Российской Федерации

Конституция РФ – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой.

Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г на всенародном референдуме, по результатам которого вступила в силу со дня опубликования – 25 декабря 1993 г.

Референдум-

Конституция Российской Федерации 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов.

Преамбулаявляется составной частью конституции, и ее юридическое значение состоит в том, что в ней определена стратегия правового регулирования в РФ.

Раздел первыйсодержит 9 глав. Первая глава Конституции РФ посвящена основам конституционного строя РФ (демократизм, выражающийся в народном суверенитете, принцип разделения властей, идеологическое и политическое многообразие, признание и гарантирование местного самоуправления, правовое государство и т. д.).

Вторая глава Конституции РФ посвящена правам и свободам человека и гражданина (это конституционные права и свободы). Следующие пять глав посвящены федеративному устройству России, Президенту РФ, Федеральному собранию, Правительству РФ и судебной власти. Восьмая глава посвящена местному самоуправлению. В ней указывается, что местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Раздел первый Конституции РФ завершается главой девятой, посвященной конституционным поправкам и пересмотру Конституции РФ.

Раздел второйпосвящен заключительным и переходным положениям. В нем закрепляются положения о введении новой Конституции РФ в действие, прекращении действия прежней Конституции, определяется соотношение Конституции РФ и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Конституции РФ принадлежит первое место в правовой системе страны. Ее положения являются первичными, исходными, основополагающими. Все другие правовые акты, действующие в России, должны соответствовать Конституции РФ.

Конституция РФ является юридической базой для развития всех отраслей права, составляющих российскую правовую систему. Все федеральные законы базируются на действующей Конституции РФ.

Это обеспечивает единство и согласованность различных отраслей права, а также общность их исходных идей и принципов. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что принципиальным свойством Конституции РФ является ее непосредственное, прямое действие, выражающееся в том, что суды при разрешении дел имеют право применять непосредственно нормы конституции (например, если суд придет к выводу, что федеральный закон, принятый после вступления в силу конституции, противоречит ее положениям).

Понятие конституционного права, предмет, метод.

КП — это ведущая отрасль национального права, представляющая систему правовых норм, регулирующих устройство государства, организацию

государственной власти и местного самоуправления, отношения между человеком и государством.

Предметом конституционного права является особый срез общественных

отношений, имеющихся во всех сферах развития общества: политической,

экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу:

а) устройства государства и организации государственной власти;

б) гражданской свободы.

Как и любая отрасль права, КП воздействует на общественные отношения с помощью методов КП. Методы — совокупность приемов, средств, форм правового воздействия на общественные отношения и их участников. Тем самым отношения упорядочиваются, развиваются.

Метод обязывания. Он закрепляют обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием.

Метод дозволения. Предписания, содержащиеся в этих нормах, не управомочивают, не обязывают, но разрешают субъекту КП действовать по своему усмотрению.

Метод запрещения. — ч. 5 ст. 13 Конституции РФ. Предписания в данном случае запрещают субъектам конституционного права осуществлять определенные действия.

Методы регулирования — обеспечивают нормальное функционирование институтов государственной власти, гарантирует народовластие. Посредством различных методов регулирования гарантируются и основные права и свободы человека и гражданина.

Субъектами КПО являются:

а) физические лица: граждане, иностранцы, лица без гражданства, обладающие

конституционными правами и свободами на территории данной страны;

права иностранцев и лиц без гражданства ограничены;

б) общности людей: народ данной страны, которому принадлежит вся

государственная власть; народы субъектов федерации; население

административно-территориальных единиц

в) государство, обладающее суверенитетом на всей своей территории и

независимостью в отношениях с другими государствами;

г) государственно-территориальные образования, являющиеся составными

частями федераций и обладающие законодательно-властными полномочиями;

автономные образования в унитарных государствах, имеющие определенные права в решении национально-культурных вопросов;

д)ОГВ (орг.госуд.власти): центральные, региональные, государственные ОМС;

е) ОМС(орг мест самоуправл), создаваемые муниципальными образованиями, которые наделяются правом решать все основные вопросы местной жизни;

ж) депутаты парламентов и региональных законодательных собраний,

представительных учреждений местного самоуправления;

з) ассоциации граждан: политические партии, одной из функций, которых

является участие в формировании представительных органов путем выдвижения кандидатов в депутаты или списков кандидатов, кандидата на должность президента страны и других должностных лиц; массовые общественные организации, профсоюзы, религиозные объединения и др.

Этапы развития Конституции РФ.

Всего было 5 Конституций. Принятие каждой из них знаменовало изменение в жизни общества.

1 Конституция 1918 г.

Она руководствовалась в определении основ конституционного строя лозунгами большевиков и опиралась на первые декреты советской власти. Полностью отрицала народный суверенитет, власть утверждала за Советами, устанавливала диктатуру пролетариата. Она включала положения, ориентированные на все мировое сообщество: победа социализма во всем мире, уничтожение всякой

эксплуатации человека человеком, беспощадное уничтожение эксплуататоров. Открыто признавала насилие в целях утверждения нового строя.

2 Конституция 1925 г.

Причина – образование СССР. Отразила факт вхождения РСФСР в СССР. Не было прямого указания на суверенитет РСФСР. В связи с появлением в РСФСР субъектов, в К появились положения, определяющие их статус.

3 Конституция 1937 г.

Причина –вследствии принятия Конституции СССР 1936 г. Вступление страны в новый этап ее развития – социализм победил окончательно. К сохранила классовую сущность, отменила лишения политических прав граждан по социальному признаку, ввела всеобщее тайное избирательное право, включила принцип равноправия граждан. Впервые появились главыоб основных правах и обязанностях граждан. Они были классово ориентированы и делали упор на коллективные права. К закрепляла руководящую роль ВКПБ. Впервые норма о праве РСФСР выхода из СССР.

4 Конституция 1978 г.

Отразила этап развития социализма. Понятие трудящиеся заменено на народ,который являлся субъектом государственной власти. Появляется отдельная статья о партии, КПСС объявлялась руководящей и направляющей силой. Закреплялось равенство граждан независимо от происхождения и социального положения. Дан полный перечень прав и свобод граждан. Появилась норма о

суверенитете РСФСР.

5 Конституция 1993 г

Статус РФ:

Ст.1 РФ – есть демократическое федеративное правовое государство с

республиканской формой правления.

Ст.7 РФ – социальное гос-во.

Ст.14 РФ – светское гос-во.

Демократический характер характеризуется установлением демократического

политического режима: гражданам предоставлены и гарантируются политические

права и свободы. Допускается деятельность оппозиции, исключается произвол и

анархия. Представительная демократия осуществляется народом через выборные

учреждения (см. ст.3).

Федеративное гос-во – состоит из нескольких равноправных субъектов,

некоторые из которых (респ.) называются в Конституции государствами, однако

эти субъкты не являются независимыми государствами. Всего 89 субъектов.

Ст.5 закрепляет основы прав. статуса субъектов.

Правовое государство — это гос-во, которое во всей своей деятельности

подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод

человека.

1. Высший приоритет правам и свободам человека и гражданина. Все что не

запрещено, то дозволено.

2. Независимость суда. Ст.120 – Судьи неприкосновенны и несменяемы.

3. Верховенство Конституции по отношению ко всем н.а. См. ст.15.

4. Приоритет международного права. См. ст.15 ч.4.

Социальное государство – гос-во, политика которого направлена на создание

условий, обеспечивающих достойную жизнь. См. ст.7.

Светское гос-во – см. ст.14.

См. ст.2. В основу государственности положены гуманистические идеи,

исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и

гражданина. Государство в лице своих органов и должностных лиц выступает

гарантом прав человека, его партнером. Оно ответственно перед гражданином и

обеспечивает условия для свободного развития личности, защищает социальную стабильность, жизнь, честь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность

и неотчуждаемые права гражданина. В свою очередь гражданин ответственен

перед государством за исполнение обязанностей, возложенных на него

Конституцией и законом.

Ст. 12 Закона о гражданстве определяет основания и порядок приобретения

гражданства РФ:

1. В результате его признания. Все граждане СССР, постоянно проживавшие на

территории РФ на день принятия закона 6 февраля 1992 г. В течении 1 года

можно было заявить о нежелании состоять в гражданстве РФ.

2. По рождению. Не требует совершения к.-л. действий. (право крови, право

почвы).

3. В порядке регистрации. Путем подачи заявления в ОВД.

4. В результате приема в гражданство (натурализация). Осущ. Президент по

личному ходатайству. Для иностранцев — проживать 5 лет, а для лиц без

гражданства — 3 года.

5. В результате восстановления гражданства;

6. Путем выбора гражданства (оптация) при изменении территории РФ;

7. По иным основаниям, предусмотренным законом.

К иным основаниям приобретения гражданства законодательство относит:

усыновление, опекунство, соглашение родителей о российском гражданстве

ребенка, предоставление почетного гражданства и др.

В порядке регистрации гражданином РФ могут стать:

* лица, у которых родственники являются гражданами РФ,

* лица, у которых на момент рождения хоть 1 из родителей был гражданином

РФ, но которые приобрели другое гражданство по рождению,

* в течении 5 лет после достижения 18-летнего возраста, дети, бывшие

граждане РФ, родившиеся после прекращения у родителей гражданства РФ.

В ч. 3 ст.6 Конституции РФ установлен запрет на лишение гражданина России

его гражданства. Никакой государственный орган, никакое должностное лицо не

могут сделать это ни при каких обстоятельствах, так как лишение гражданства

противоречит естественным правам человека и является антигуманным.

Формы восстановления в гражданстве: 1) в порядке регистрации; 2) путем

признания компетентными органами факта восстановления и 3) по ходатайству

лица.

Гражданство РФ считается приобретенным или прекращенным со дня принятия

решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ. Срок

рассмотрения ходатайств в ведомстве Президента — не более 9 месяцев.

Решения обжалованию не подлежат, но через один год возможно повторное

ходатайство. Решения исполняются органами внутренних дел или иностранных

дел за рубежом.

Органы, занимающиеся вопросами гражданства:

* Президент РФ;

* Комиссия по вопросам гражданнства при Президенте РФ;

* МВД;

* МИД;

* Дипломатич. Представительства РФ;

* Консульские учреждения.

Г. — устойчивая политико-правовая связь человека с государством, в

соответствии с которой на него распространяется суверенная власть как в

пределах гос-ва, так и за его границами. В силу этого человек обладает

определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных

законодательством этого государства и может пользоваться его защитой.

Понятие политического убежища.

Статья 63 устанавливает, что РФ предоставляет политическое убежище

иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с

общепризнанными нормами международного права. Не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за

действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением.

Право, убежища не распространяется на лиц, обвиняемых в совершении

преступления, а также осужденных за совершение преступления. Их выдача

осуществляется на основе федерального закона или международного договора

(ч. 2 ст. 63 Конституции).

Национально-государственное устройство РФ.

НГУ представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и др.

законодательных актов политическое устройство наций на основе их

самоуправления в той или иной форме государства.

Основы НГУ содержатся в главе 1 «Основы конституционного строя»:

* Распространение суверенитета на всю ее территорию.

* Верховенство федеральных конституционных и федеральных законов.

* Установление субъектного состава.

* Государственная целостность – единство системы гос. власти.

* Равноправие и самоопределение народов.

* Равноправие субъектов во взаимоотношении с федеральными ОГВ.

* Единство и равенство федерального гражданства.

Более детально – в главе 3 «Субъекты РФ»:

> Перечислен состав субъектов.

> Основы статуса каждого из видов субъектов.

> Порядок изменения статуса субъектов.

> Порядок изменения границ между субъектами и федерацией.

> Государственный язык и право на установление родного языка.

> Гарантии прав коренных малочисленных народов.

> Государственная символика.

> Предметы ведения РФ и субъектов.

> Порядок действия федеральных законов по предметам ведения.

> Основы формирования системы ОГВ субъектов.

> Право РФ на участие в международных объединениях.

Принципы НГУ:

5. Добровольность объединения.

6. Суверенность и равноправие.

7. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.

8. Национально-территориальный принцип в сочетании с территориальным.

9. Государственная целоствность.

10. Разграничение предметов ведения и полномочий.

11. Равноправие субъектов.

Формы нац.гос устр-во

НГУ представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и др.

законодательных актов политическое устройство наций на основе их

самоуправления в той или иной форме государства.

Государственное устройство м.б. унитарным и федеративным.

Унитарное – единое, цельное государственное образование, состоящее из

административно-территориальных единиц. Единая система ОВ, единая

территория, единое гражданство, единый бюджет, единые Вооруженные Силы.

Простое – состоит только из а.т.е. Сложное – а.т.е. + автономные

образования.

Федерация – добровольное объединение государств в союзное государство на

основе федерального договора. Характерна децентрализация и четкое

разделение предметов ведения между центром и регионами. Субъекты, как

правило, не обладают правом сецессии. Власть распределяется по вертикали.

Субъекты имеют свое законодательство, конституции, гражданство.

Административно-территориальное деление РФ.

АТД – деление территории государства на определенные части, в соответствии

с которыми строится система местных орг гос влдасти и орг мест.самоупр. АТД осуществляется на основе принципов:

1. Экономический – г-во делится с учетом экономических связей, существующих

в системе РФ.

2. Национальный – всесторонний учет национального состава населения.

3. Максимальное приближение государственного аппарата и ОМС к населению.

4. Конституции и Уставы субъектов РФ различают АТЕ первичные ( районы в

городах, поселки, сельские поселения) и базовые (районы, города, области,

республики и краевые подчинения). Традиционные а.т.е.:

Район – а.т.е., составная часть республики, края, области, авт. округа,

авт. обл.

Город – место сосредоточения большого количества промышленных и др.

предприятий и учреждений.

Поселок – отличается от города меньшими размерами территории и численности

населения (рабочий, дачный, курортный).

Сельское поселение — подавляющее кол-во населения занято сельским

хозяйством (хутор, деревня, село).

Нетрадиционные а.т.е.: административные округа, муниципальные районы,

микрорайоны.

Существуют еще национальные районы – территории, на которой компактно

проживают численно небольшие группы национальностей (Алтайский край).

Закрытые а.-т. образования – терр. образования, которые расположены

промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации

оружия массового поражения, переработке радиоактивных и иных материалов,

военные объекты.

Можно выделить три разновидности субъектов РФ:

* республики, имеющие статус государства (их 21);

* политико-территориальные образования: края (их 6), области (их 49), го-

рода федерального значения (их два — Москва и Санкт-Петербург);

* национально-территориальные образования: автономная область (одна) и

автономные округа (их 10). Всего субъектов РФ—89.

1. Республики в составе РФ образованы на национально-территориальной

основе. Статус республики характеризуется прежде всего тем, что она

является государством. Особенности конституционно-правового положения

республики отражены в тексте федеральной Конституции и конституции

республики, и заключаются в следующем. Как государство она имеет свою

конституцию, государственные символы (герб, флаг, гимн), соответствующие

названия органов власти (президент, парламент, правительство, министерства

и т. п.). Республики вправе в соответствии со ст. 68 Конституции РФ

устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти,

органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они

употребляются наряду с государственным языком РФ. Некоторые республики

ввели также свое гражданство.

2. Края, области, города федерального значения являются государственно-

территориальными образованиями в составе РФ. Правовое положение этих

субъектов Федерации определяется Конституцией РФ и уставами, принимаемыми

законодательными органами. Устав края, области, города федерального

значения закрепляет организацию государственной власти, порядок

нормотворческой деятельности, организацию местного самоуправления, а также

другие волосы.

3.Автономная область и автономные округа— национально-территориальные

образования, которые можно охарактеризовать как форму обеспечения

малочисленным народам Сибири и Крайнего Севера возможность их сохранения и

развития в виде государственного образования. Автономные образования, хотя

и равноправны в соответствии с Конституцией с другими субъектами Федерации,

имеют значительные отличия в конституционно-правовом статусе. Конституцией

предусматривается при определенных условиях возможность принятия

федеральных законов об автономных образованиях, что не исключает реализации

ими права иметь свой устав, в котором закрепляется их статус, организация

органов государственной власти и т. п.

Статус субъекта РФ может быть изменена соответствии с федеральным конституционным законом, принятие которого предусмотрено Конституцией РФ (ч. 5 ст. 66).

Виды и структура ОМС РФ.

Система органов местного управления — совокупность государственных органов,

осуществляющих государственно-управленческую деятельность на местном

уровне.

К ним относятся органы: юстиции, внутренних дел, финансовые, сельского

хозяйства, архитектуры и строительства, по управлению государственным

имуществом, по промышленности, по торговле, по земельным ресурсам и

землеустройству, по транспорту и связи, по образованию, по здравоохранению,

по культуре и другие.

Орган управления может быть как самостоятельным юридическим лицом, так и

просто структурным подразделением вышестоящего органа власти или

управления.

Российский и мировой опыт предлагает большое многообразие организационных

форм местного самоуправления основные и наиболее распространенные:

земства, местные советы народных депутатов, местная администрация (глава

местного самоуправления), муниципальное (коммунальное) местное

самоуправление (магистрат, бургомистр, мэр, ландрат и др.).

Территориальной основой местного самоуправления в соответствии с

Конституцией РФ (ст. 131) являются городские, сельские поселения и другие

территории с учетом исторических и иных местных традиций.

Принципы и функции ОМС РФ.

Местное самоуправление осуществляется на следующих принципах:

— единство граждан данной территории как субъекта и объекта управления;

— сочетание институтов представительной и непосредственной демократии как

главных способов осуществления самоуправленческих функций;

— сочетание государственных и общественных начал в осуществлении местного

самоуправления;

— экономическая и финансовая самостоятельность территории,

самофинансирование и самообеспечение;

— волеизъявление граждан через представительные и исполнительные

(администрация) органы власти, органы общественного самоуправления, местные

референдумы, собрания (сходы) и иные формы непосредственной демократии;

— сочетание местных и государственных интересов, интересов личности и всего

населения соответствующей территории;

— самостоятельность и независимость в пределах своей компетенции каждого

уровня местного самоуправления;

— многовариантность организационных структур и механизмов самоуправления;

— сочетание в правовой основе местного самоуправления централизованного

законодательного регулирования с большим объемом актов локального

нормотворчества.

Территориальной основой местного самоуправления в соответствии с

Конституцией РФ (ст. 131) являются городские, сельские поселения и другие

территории с учетом исторических и иных местных традиций.

Финансово-экономической основой МС являются: муниципальная собственность, финансовые ресурсы (местный бюджет и внебюджетные фонды).

Основные функции МС:

1. Осуществление нормотворческой и контрольной деятельности, обеспечение

реализации федерального и местного законодательства на территории.

2. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью,

местными финансами, формирование, утверждение и исполнение местного

бюджета, установление местных налогов и сборов.

3. Обеспечение комплексного социально-экономического развития территории.

1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права

2. Конституционно-правовые нормы: понятие, классификация

3. Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, основания возникновения и прекращения

4. Предмет науки конституционного права

5. Методы науки конституционного права

6. Система конституционного права

7. Источники конституционного права

8. Виды законов в РФ

9. Закон как источник конституционного права

10. Федеральный конституционный закон

11. Тенденции развития конституционного права на современном этапе

12. Понятие и сущность конституции

13. Основные этапы развития российской Конституции

14. Юридические свойства конституции

15. Структура Конституции РФ

16. Порядок пересмотра Конституции РФ (ст. 135 Конституции)

17. Порядок внесения поправок к главам 3-8 Конституции

18. Соотношение Конституций РФ и конституций (уставов) субъектов РФ

19. Толкование конституции РФ

20. Основы конституционного строя как государственно-правовой институт

21. Декларация о государственном суверенитете России

22. Статья 1 Конституции РФ: содержание и анализ

23. РФ — социальное государство

24. Конституционное закрепление принципов экономической системы и форм собственности в РФ

25. Конституционное закрепление принципа многопартийности

26. РФ — светское государство. Свобода совести

27. Формы осуществления народовластия в РФ

28. Порядок назначения и проведения референдума

29. Вопросы референдума

30. Организационно-правовые формы общественных объединений в РФ

31. Порядок создания и ликвидация общественных объединений

32. Законодательная основа порядка образования и принципов деятельности политических партий

33. Правовой статус религиозных объединений

34. Понятие основ правового положения человека и гражданина

35. Принципы правового статуса человека и гражданина

36. Равноправие граждан

37. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ

38. Уполномоченный по правам человека в РФ

39. Понятие и принципы гражданства РФ

40. Развитие законодательства о российском гражданстве

41. Основания и порядок приобретения гражданства РФ

42. Основания и порядок прекращения гражданства РФ

43. Органы, принимающие решения по вопросам гражданства

44. Понятие основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина

45. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина

46. Личные права и свободы человека и гражданина в РФ

47. Законодательные гарантии свободы слова, печати и право граждан на информацию

48. Политические права и свободы граждан

49. Законодательная регламентация порядка организации и проведения собраний

50. Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина

51. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

52. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

53. Федерация и конфедерация: понятие, различия

54. Становление и развитие России как федеративного государства

55. Принципы федеративного устройства РФ

56. Предметы ведения РФ

57. Субъекты РФ, их конституционно-правовой статус

58. Порядок принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ

59. Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ

60. Понятие автономии. Национально-культурная автономия

61. Виды государственных органов в РФ, критерии их классификации

62. Государственный совет РФ

63. Правовое регулирование выборов в РФ

64. Сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем в РФ

65. Всеобщее избирательное право: понятие, гарантии

66. Прямое избирательное право

67. Равное избирательное право: понятие, гарантии

68. Порядок регистрации (учета) избирателей

69. Система избирательных комиссий в РФ

70. Избирательные округа: понятие, виды, порядок образования

71. Права и обязанности кандидатов в депутаты

72. Порядок регистрации списка кандидатов и отдельных кандидатов на выборах депутатов ГД

73. Законодательная регламентация предвыборной агитации

74. Законодательная регламентация финансирования выборов

75. Признание выборов несостоявшимися и недействительными. Повторное голосование и повторные выборы

76. Определение результатов выборов депутатов ГД

77. Контроль за соблюдением законодательства о выборах. Обжалование решений и действий избиркомов

78. Назначение выборов федеральных органов государственной власти

79. Порядок выборов Президента РФ

80. Основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ. Отрешение Президента от должности. Гарантии Президенту, прекратившему исполнения своих полномочий

81. Полномочия Президента РФ

82. Правовой статус полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах

83. Двухпалатная структура ФС, ее отличия от двухпалатной структуры бывшего Верховного Совета

84. Порядок формирования Совета Федерации ФС РФ

85. Вопросы, отнесенные к ведению Государственной Думы ФС РФ

86. Совет Федерации ФС РФ: вопросы ведения

87. Государственная Дума: порядок выборов, компетенция

88. Внутренняя структура палат ФС РФ

89. Совет палаты Совета Федерации и Совет Государственной Думы

90. Комитеты и комиссии палат ФС РФ

91. Порядок деятельности палат ФС РФ

92. Регламенты палат ФС РФ11

93. Основные стадии законодательного процесса. Порядок обсуждения законопроекта

94. Порядок одобрения Советом Федерации ФЗ, принятых ГД

95. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов

96. Правительство РФ: порядок формирования, компетенция

97. Структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ

98. Статус судьи Конституционного Суда РФ

99. Компетенция Конституционного Суда РФ

100. Решения Конституционного Суда РФ: виды, юридическая сила

101. Основания и порядок роспуска представительных органов субъектов РФ и отрешения от должности высшего должностного лица субъекта РФ

102. Местное самоуправление: понятие, система, принципы осуществления

План.

1. Понятие конституционного строя.

2. Демократическое государство.

3. Человек, его права и свободы как высшая ценность.

4. Правовое государство.

5. Федеративное государство.

6. Суверенное государство.

7. Экономическая основа.

8. Социальное государство.

9. Светское государство.

10. Республиканская форма правления.

  1. Понятие конституционного строя.

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства или о государственном строе. Этот строй, закрепленный Конституцией государства, становится его конституционным строем.

Задача конституциивсякого конституционного государства в том, чтобы установить пределы государственного вмешательства в сферу общественного саморегулирования для того, чтобы это вмешательство не смогло нанести вред институтам и механизмам саморегулирования, действующим в рамках гражданского общества.

Т. о., под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются главные устои государства, его основные признаки, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства.

2.Демократическое государство.

1. В соответствии с Конституцией Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение, прежде всего, в обеспечении в нем народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия, местного самоуправления.

2. В Конституции Российской Федерации указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это значит, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством.

Власть– явление социальное. Она появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует во всяком человеческом обществе, поскольку всякое человеческое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, в том числе и принудительными.

С возникновением государства возникает и государственная власть, которая имеет в качестве основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение ей всех членов общества.

Государственная властьобладает силой государственного принуждения, осуществляемого специально приспособленным для этой цели аппаратом принуждения. .

В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителем является народ. Признанием народа в качестве верховного носителя всей власти является выражение народного суверенитета.

Народный суверенитетозначает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно, и независимо от каких бы то не было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах.

Т.о., народовластиеозначает принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы местного самоуправления.

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия– осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю всего народа.

Непосредственная демократия– это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения

Референдум– всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни республики. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладаютвысшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

Под выборамипонимается участие граждан в осуществлении власти народа посредствам выделения народных представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления воли народа, выраженной на выборах.

Избирательное право (как активное, так и пассивное) представляется только гражданам конкретного государства. Избирательное право — право не просто человека, а гражданина.

Выборы государственных органов и органов местного самоуправления являются свободными, проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

3. Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей. Его суть сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга. Необходимо, чтобы эти органы находились во взаимном равновесии, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательств на его самостоятельность со стороны другого.

В годы советской власти в России принцип разделения властей был отвергнут как неприемлемый.

Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе принципа идеологического и политического многообразия. Этот принцип, прежде всего, исключает возможность существования в стране государственной или иной обязательной идеологии, т.е. в России признается идеологическое многообразие.

Политический плюрализм– это свобода политических мнений и политических действий. Его проявлением является деятельность независимых объединений граждан.

Важным условием реализации принципа политического плюрализма является определение правового статуса политических партий, других общественных объединений и массовых движений, участвующих в политическом процессе.

Партии являются важнейшим элементом политической системы любого демократического государства. Без них сегодня практически невозможно само осуществление государственной власти.

В представительных органах государственной власти и местного самоуправления разрешается создание организованных структур (фракций) политических партий.

Политический плюрализм – это не только возможность состоять в любой партии, но и не состоять ни в какой партии, быть беспартийным.

4.К числу важнейших проявлений демократизма Российской Федерации относится наличие в ней местного самоуправления. ,

Местное самоуправление осуществляет решение вопросов местного значения в Российской Федерации.

ЛЕКЦИЯ 5

1. Понятие конституционного права, его предмет, метод, субъекты и источники. Особенности норм конституционного права и конституционно-правовых отношений.

2. Сущность Конституции. История развития отечественного конституционализма

3. Характеристика и содержание Конституции Российской Федерации.

1. Конституционное право — это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблю­дение прав человека, регулирует порядок формирования органов госу­дарственной власти и принципы их деятельности. Конституционное пра­во является ведущей отраслью по отношению ко всем остальным отрас­лям права, потому что, во-первых, общественные отношения, которые ре­гулируются нормами конституционного права, выражают наиболее важные стороны деятельности государства; во-вторых, конституционное право, ведущее по своему источнику — конституции; в-третьих, нормы консти­туционного права определяют основные принципы правового регулиро­вания в целом, так как в конституции содержатся базовые нормы всех отраслей системы права. Эти нормы находят свое развитие и конкрети­зацию в специальных отраслях права. Именно поэтому считают, что кон­ституционное право составляет ядро системы права.

Предметом конституционного права является система общественных от­ношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его поли­тическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Та­ким образом, предметомконституционного права являются:

1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;

2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы правового положения личности, т. е. права и свободы граждан);

3) установление основ федеративного устройства и национально-госу­дарственных отношений;

4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.

Метод конституционного права. Одним из способов конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается ряд норм конституционного права (например, ст. 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохра­нять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»). В конституционном праве известен также метод дозволения, применяемый в основном к регулированию статуса граждан или для оп­ределения полномочий государственных органов (например, ст. 34 Кон­ституции РФ: «Каждый имеет право на свободное использование своих спо­собностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности»). В конституционном праве приме­няется и метод запрещения (например, ст. 50 Конституции РФ: «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление»).


Связывание и запрещение как методы конституционно-правового ре­гулирования осуществляются на основе субординации, т. е. юридического воздействия на основе властно-императивных начал. Метод дозволения осуществляется на основе координации. Этот метод регулирования заклю­чается в том, что субъектам конституционных правоотношений пре­доставляются права на собственные активные действия в пределах закона.

Субъекты конституционного права:

1) граждане;

2) предприятия, учреждения, организации (государственные и негосу­дарственные);

3) государственные органы;

4) органы местного самоуправления;

5) общественные объединения;

6) территориальные образования.

Источники конституционного права:

1) Конституция (Основной Закон);

2) федеральные конституционные законы;

3) федеральные законы, регулирующие общественные отношения, со­ставляющие предмет конституционного права (например, Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ);

4) законы субъектов Федерации по вопросам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ);

5) подзаконные нормативно-правовые акты (Указы Президента, поста­новления Правительства и др.), содержащие нормы конституционного права.

Особенности норм конституционного права:

1. Большинство норм конституционного права носит обобщенный ха­рактер. Они излагаются на уровне принципов. Например, ст. 2 Консти­туции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При­знание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обя­занность государства».

2. Как правило, нормы конституционного права не обладают трехчлен­ной структурой. В них есть гипотеза и диспозиция, но лишь несколько ста­тей Конституции РФ содержат санкцию.

3. Нормы конституционного права обладают высшей юридической си­лой по отношению к нормам других отраслей права. Они являются нор­мами прямого действия, т. е. должны применяться непосредственно без подтверждения нормами специальных отраслей права. Исключение со­ставляют нормы международного права, которые имеют приоритет по от­ношению к нормам конституционного права с точки зрения свободы лич­ности, прав человека и гражданина.

4. Нормы конституционного права носят учредительный характер, т. е. определяют правовой статус каждого субъекта конституционного права.

Особенность норм конституционного права в том, что применять их могут только государство или муниципальные органы. Граждане могут ими только пользоваться.

Виды норм конституционного права:

1) нормы-принципы (содержат наиболее общие положения правового регулирования (например, гл. 1 Конституции РФ);

2) нормы — исторические справки (эти нормы содержатся в преамбуле Конституции РФ и указывают на незыблемость существующих отноше­ний);

3) нормы программного характера (эти нормы содержат в себе установ­ки на перспективу развития общества);

4) констатирующие нормы (закрепляют существующие на момент принятия конституции отношения);

5) устанавливающие нормы (определяют порядок формирования орга­нов государства и круг их полномочий, а также определяют основные права и свободы граждан).

Конституционно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе связи между субъектами конституционного права. Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них выражает всеобщность прав и обязанностей, т. е. в этих отноше­ниях могут участвовать либо все субъекты конституционного права, либо большие группы людей. Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политической организации го­сударственной власти. Конституционно-правовые отношения образуют систему конституци­онного права, состоящую из совокупности правовых институтов, которые располагаются в определенной последовательности и находятся во взаи­модействии друг с другом.

Правовой институт конституционного права — это определенная часть конституционных норм, регулирующих отдельные разновидности обще­ственных отношений, составляющих предмет данной отрасли права. Конституционное право состоит из следующих правовых институтов:

1) государственного и общественного устройства;

2) правового положения личности в обществе (права и свободы граждан);

3) политического многообразия и многопартийности;

4) парламентаризма;

5) президентства;

6) гражданства и др.

Таким образом, система конституционного права характеризуется объ­ективными критериями деления отрасли на отдельные структурные под­разделения, в основе которых лежат реальные общественные отношения.

Сущность конституции

В юридической литературе имеется множество определений конститу­ции. Общая суть их сводится к тому, что в идеале конституция представ­ляет собой Основной Закон государства, выражающий действительное соот­ношение общественных сил на определенном этапе исторического развития.

Политико-правовые свойства конституции:

1. Конституция — это единый нормативно-правовой акт, а не свод за­конов. Хотя иногда функцию конституции выполняет определенная со­вокупность законов (например, в Великобритании).

2. Принятие новой конституции означает не окончание, а дальнейшее продолжение процесса нормотворчества, который приобретает четкую пра­вовую основу. Конституция является нормативной базой этого процесса. После принятия новой конституции в государстве все законы, противоречащие положениям конституции, объявляются юридически ничтожны­ми и не могут вызывать юридических последствий. Это свойство еще раз подтверждает положение о том, что конституция является Основным За­коном государства.

3. Как Основной Закон Конституция РФ обладает верховенством. Это значит, что в рамках государства нет ни одного акта, который по юри­дической силе превосходил бы конституцию или имел бы с ней одинако­вое правовое значение. Особое значение это свойство конституции при­обретает в условиях федеративного государства, в состав которого входят субъекты, имеющие собственные конституции. Обычно в конституции федеративного государства оговариваются способы обеспечения ее вер­ховенства. Упор при этом делается на политические способы, а именно:

а) политические консультации федеральных органов власти и органов субъектов федерации;

б) принятие федеральными органами актов по отмене конституцион­ных норм субъектов федерации, вступающих в противоречие с федераль­ной конституцией;

в) решение органов конституционного надзора (конституционного су­да) по отмене неконституционных актов. Силовые способы подавления сепаратизма в федеральных конституциях, как правило, не предусмотрены.

4. Конституция обладает таким свойством, как легитимность, прояв­ляющуюся в двух аспектах:

а) конституция должна исходить от соответствующих органов, кото­рые вправе принимать конституцию;

б) в конституции должны закрепляться согласованные интересы и во­ля всех социальных групп, наций, народностей, образующих общество. Именно в этом смысле конституция должна рассматриваться как средст­во достижения и поддержания гражданского мира и согласия в обществе, а не как орудие классовой и политической борьбы.

5. Конституция только тогда может быть актом прямого действия (т. е. ее нормы могут непосредственно применяться независимо от того, име­ются ли конкретные законы, детализирующие положения конституции), когда она в большей степени является юридическим, а не политическим документом.

6. Важным свойством конституции как нормативно-правового акта является ее стабильность, устойчивость. Все другие законы могут часто меняться. Стабильность конституции состоит в том, что она рассчитана на длительный период, в течение которого нормы конституции являются устойчивыми, так как отражают коренные, основополагающие отноше­ния в обществе. Стабильность конституции обеспечивается также осо­бым, усложненным порядком внесения дополнений, поправок и измене­ний в ее текст.

7. Конституция в силу особой значимости является единственным нор­мативно-правовым актом, который может разрабатываться и принимать­ся всенародно, т. е. путем всеобщего, прямого и тайного голосования на­селения государства (путем проведения референдума).

История развития отечественного конституционализма. Практика со­циальной жизни показала, что создание юридических конституций воз­можно двумя путями:

1) когда полностью меняется ведущая социальная сила общества (это связано прежде всего с совершением социальной революции, в результате которой на место одного класса приходит другой господствующий класс);

2) конституция может приниматься тогда, когда социальные группы находятся в состоянии сотрудничества или борьбы. В этом случае на­ступает компромисс между классами, партиями и иными социальными группами.

В условиях российской государственности нашли отражение как пер­вый, так и второй путь создания и принятия конституции. Долгий пери­од своей истории Российское государство не знало конституции как Ос­новного Закона. Монархическая форма правления не нуждалась в кон­ституционном регулировании общественных отношений до тех пор, пока не созрели для этого социальные предпосылки.

Первой Конституцией России явилась Конституция РСФСР, принятая 5 июля 1918 года. Ее создание было вызвано необходимостью законода­тельного закрепления победы нового общественного строя. Конституция устанавливала социалистические принципы организации государствен­ной власти (провозглашение диктатуры пролетариата, создание системы съездов Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и т. д.). Она также определяла задачи экономического развития общества (ликви­дация частной собственности на землю, установление общественной соб­ственности на средства производства). Конституция 1918 года выполняла в большей степени роль политической декларации, а не Основного За­кона государства. В дальнейшем порядок разработки и принятия консти­туций России был связан с принятием и развитием конституций СССР.

Первая Конституция СССР была принята в 1924 году. Она отразила факт образования союза наций, что означало образование общесоюзной федерации. В структуру Конституции СССР от 1924 года, вошли два до­кумента: 1) Декларация об образовании СССР; 2) Договор об образова­нии СССР. Эта Конституция уже не содержала положений о сущности государства и диктатуре пролетариата.

Вторая Конституция РСФСР была принята в 1925 году. Она юридически закрепила факт вхождения РСФСР в состав СССР и определила круг вытекающих из этого последствий.

Вторая Конституция СССР была принята в 1936 году. Она провоз­гласила окончательную победу социализма в Советском Союзе, отразила изменения в структуре государственной власти, упразднила съезды Сове­тов, объявив высшим органом государственной власти Верховный Совет. Конституция содержала обширный перечень демократических прав и сво­бод, а также условия их реализации. Но во многих положениях эта Кон­ституция была фиктивна, так как вопросы демократии отражались в ней в отрыве от реальной жизни и не соответствовали действительному по­ложению прав человека, которые грубо попирались.

Третья Конституция РСФСР была принята в 1937 году. Она практи­чески дублировала Конституцию СССР 1936 года. В отличие от союзной Конституции она содержала лишь незначительные изменения с учетом республиканского статуса РСФСР.

Третья Конституция СССР была принята 7 октября 1977 году. Это по­следняя советская Конституция. Она провозгласила построение в СССР развитого социализма и общенародного государства, а также образование единой социальной общности — «советский народ». В Конституции нашли свое дальнейшее развитие демократические права и свободы граждан, но она не содержала гарантий обеспечения этих прав. Эта конституция, как и предыдущие, носила противоречивый характер. С одной стороны, в ней закреплялись принципы народовластия, свободное, всестороннее развитие личности, с другой — провозглашалась руководящая роль одной партии (ст. 6 Конституции СССР ), безраздельное господство государственной собст­венности, трудовая обязанность для всех граждан и т. д.

Четвертая Конституция РСФСР принята в 1978 году. Она зеркально отражала союзную Конституцию. Следует отметить, что таким же обра­зом разрабатывались и принимались все конституции республик в соста­ве СССР.

К концу 80-х годов назрела необходимость обновления Конституции СССР, что было обусловлено следующими основными причинами:

1) демократизация политической системы, отказ от авторитарных форм политического властвования и провозглашение общедемократических прин­ципов разделения властей, многопартийности, политического и идеологического плюрализма;

2) формирование новой экономической системы, переход от планово-ди­рективной к рыночной экономике;

3) изменение социально-классовой структуры общества, возникнове­ние новых социальных групп и классов (например, класса предпринима­телей).

Все это свидетельствует о том, что в конце 80-х — начале 90-х годов в нашем обществе сложилась новая фактическая конституция. Юридичес­кие конституции образца 1977 — 1978 гг. все больше становились фик­тивными. Это потребовало осуществления конституционной реформы.

Конституция РФ 1993 года узаконила факт создания новых властных структур, юриди­чески закрепила форму государственного правления, основы государст­венного устройства и форму политического режима в Российской Федера­ции. Мы должны исходить из того, что Конституция РФ, принятая 12 де­кабря 1993 года, является действующим Основным Законом государства и выполнение конституционных норм- есть главная обязанность всех граж­дан и органов государственной власти.

Добавить комментарий