Конституция Российской Федерации — правовая основа деятельности правоохранительных органов. В правовой основе организации и деятельности правоохранительных органовглавенствующее место принадлежит Конституции РФ. В Конституции РФ содержится ряд положений, имеющих принципиальное значение для всех правоохранительных органов, и нормы, относящиеся к конкретным правоохранительным органам. Разумеется, Конституция РФ закрепляет только наиболее важные вопросы организациии деятельности правоохранительных органов. Конституционные положения конкретизируются в иных законах, которые должны в обязательном порядке соответствовать Конституции РФ.
Конституция РФ (ст. 2) провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью и определила обязанностью государства защищать их. Эта обязанность лежит и на всех государственных органах как части государственного аппарата. Установление, содержащееся в ст. 2 Конституции РФ, находит свое отражение и в законодательных актах, принимаемых в последние годы, в частности в УК РФ, нормы которого применяют большинство органов уголовной юстиции. Конституция РФ содержит ряд статей, являющихся принципами осуществления правосудия (осуществление правосудия только судом, независимость судей, участие граждан в осуществлении правосудия и др.). Большинство из них свое развитие в других законах.
В то же время ст. 49 Конституции РФ содержит наиболее полную формулировку презумпции невиновности, которая не воспроизведена еще в других законах.
Более того, в Конституции РФ сформулирован еще ряд положений, вытекающих из этого принципа и имеющих принципиальное значение для деятельности правоохранительных органов:
— обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
— неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;
— при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Эти положения сформулированы более четко, нежели сходные положения в Уголовно-процессуальном кодексе.
Глава 7 Конституции РФ посвящена судебной власти. В ней определяется, каким путем осуществляется судебная власть, каким требованиям должны соответствоватькандидаты на должность судьи, порядок образования и формирования Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ. В этой же главе определены принципы организации и деятельности прокуратуры, порядок назначения на должности Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров.Некоторые нормы Конституции РФ имеют прямое действие, ими руководствуются при осуществлении конкретной правоохранительной деятельности.
Так, ст. 23 и 25 Конституции РФ допускают ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц только на основании судебного решения. Поскольку уголовно-процессуальное законодательство подобных норм не содержит, суды рассматривают материалы о необходимости таких ограничений прав граждан на основании этих конституционных положений. То же самое касается применения ст. 51 Конституции РФ, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против своего супруга и близких родственников. В связи с отсутствием соответствующей нормы в УПК РСФСР следователи, судьи обязаны прид опросе разъяснять содержание ст. 51 Конституции РФ. Таким образом, некоторые положения Конституции РФ в настоящее время являются нормами прямого действия.
Основные законы, регламентирующие организацию правоохранительных органов:
Организация каждой из систем правоохранительных органов (суда, прокуратуры, ФСБ и др.) регулируется специальными законами федерального уровня. Важнейшими законами, регламентирующими организацию судебной системы, основные начала ее деятельности, являются, помимо Конституции РФ, Закон «О статусе судей в Российской Федерации”, Закон «О судоустройстве РСФСР”, Федеральный закон «О судебной системе Российской Федерации”. Два последних закона взаимодополняют друг друга, поскольку, хотя Закон о судебной системе был принят в 1996 году, а Закон о судоустройстве — в 1981 году.
По мимо названных законов следует указать Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации” и Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации”. Первый определяет задачи, полномочия Конституционного Суда РФ, принципы деятельности, статус судей Конституционного Суда РФ. В нем закреплен порядок образования Конституционного Суда РФ, его структура, особенности производства по отдельным категориям дел. Второй определяет компетенцию арбитражных судов, их систему, устанавливает структуру арбитражных судов всех звеньев, порядок работы, их организационное обеспечение. Организация и деятельность прокуратуры регламентируется Законом «О прокуратуре Российской Федерации”.
В Законе определены задачи и роль прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, закреплена система органов прокуратуры РФ, структура каждого органа, установлен порядок назначения прокуроров, их компетенция, правовой статус, меры материального и социального обеспечения работников прокуратуры. Организация органов безопасности определяется федеральными законами: «О безопасности”, который дает понятие безопасности, перечисляет объекты безопасности и органы, которые обеспечивают безопасность, «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации”, «О внешней разведке”, «О федеральных органах правительственной связи и информации”, «О государственной охране”.
Каждый из этих законов определяет цели и задачи, стоящие перед соответствующим правоохранительным органом, его структуру и компетенцию. Задачи, компетенция, система и структура органов налоговой службы и налоговой полиции определяются законами «О государственной налоговой службе в РСФСР” и «О федеральных органах налоговой полиции”. Таможенный кодекс Российской Федерации устанавливает понятие таможенного дела, систему таможенных органов, их структуру, полномочия.
Изучение дисциплины о правоохранительных органах осуществляется по правовым письменным источникам. Под ними понимаются законы, нормативные акты компетентных государственных органов, устанавливающие основы правового регулирования организации, компетенции и деятельности правоохранительных органов.
Среди источников права о правоохранительных органах определяющее место обоснованно занимает Конституция РФ. Конституция РФ является законом прямого действия, и ее нормы играют важную роль в формировании практики деятельности правоохранительных органов.
В ст. 71 Конституции РФ решены концептуальные вопросы, связанные с устройством и деятельностью правоохранительных органов, к которым относятся:
— регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
— установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
— судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство;
— гражданское процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;
— официальный статистический учет;
Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
— федеральная государственная служба.
Конституция РФ является универсальным нормативным актом. Она имеет высшую юридическую силу над всеми другими правовыми документами, которые не должны противоречить Конституции РФ.
За Конституцией РФ по своей юридической силе следуют федеральные конституционные законы и затем федеральные законы. Они имеют верховенство над законодательством субъектов России, в том числе над основными их законами — конституциями и уставами.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой и передаются на рассмотрение Совету Федерации. Принятый закон подписывается Президентом РФ и после этого обнародуется. Кроме того, правовой характер имеют и постановления законодательного органа России.
Федеральными законодательными актами могут выступать основы законодательства, примером тому могут служить Основы законодательства РФ о нотариате. Федеральные законы могут применяться и применяются в виде кодексов РФ (Уголовно-процессуальный кодекс — УПК, Гражданский процессуальный кодекс — ГПК, Арбитражный процессуальный кодекс — АПК).
Федеральные законы не могут противоречить Конституции РФ. Конституционный Суд РФ полномочен признать федеральный закон или его часть не соответствующими Конституции РФ и не подлежащими применению. Судам, кроме того, предоставлено право не применять при рассмотрении конкретных дел законы, включая и федеральные, если они не соответствуют предписаниям Конституции РФ.
Правовые акты, регламентирующие деятельность судов и правоохранительных органов, представляют федеральные законодательные акты.
Субъекты РФ полномочны принимать законы об организации и деятельности правоохранительных органов уровня субъектов Российской Федерации. К ним относится, например, законодательство о формировании и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов России и мировых судей.
По своему содержанию законодательные акты подразделяются на акты о судебной власти и судебной системе, об органах правосудия и органах, обеспечивающих деятельность судов. В развитие положений Конституции РФ в этих законодательных актах определяется, что судебная власть осуществляется Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, системой судов общей юрисдикции, а также Высшим Арбитражным Судом РФ и другими арбитражными судами. В процессуальном смысле судебная власть осуществляется в формах конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства.
Вторую группу законодательных актов составляют законы, регламентирующие полномочия милиции, оперативно-розыскных органов, федеральных органов безопасности, внутренних войск, частную детективную и охранную деятельность, таможенных органов и некоторых других. Эти законодательные акты регулируют организацию и деятельность, общественный порядок и безопасность, осуществляемые исполнительно-распорядительными государственными органами.
Третью группу правовых актов представляет Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации». Он регламентирует полномочия и систему прокурорских органов. К этой группе можно отнести акты об адвокатуре и нотариате.
Группа правовых актов, направленных на регулирование организации и деятельности правоохранительных органов, носит подзаконный характер. К ним относятся указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Главное предназначение указанных актов — обеспечить исполнение Конституции РФ и федеральных законов по вопросам, относящимся к правоохранительным органам.
Большое значение имеют указы Президента РФ индивидуального характера, которыми производится назначение на должность судей и иных должностных лиц правоохранительных органов.
Следующую группу правовых актов составляют постановления и распоряжения Правительства России. Они не могут противоречить вышестоящим нормативным актам. Акты Правительства РФ регламентируют те вопросы, которые отнесены к его ведению.В систему правового регулирования организации и деятельности правоохранительных органов входят также правовые акты соответствующих ведомств. Например, приказы и иные правовые акты Генерального прокурора Российской Федерации, приказы Министерства юстиции РФ и т. п.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
-
Реферат
Правовые основы правоохранительной деятельности в рф.
От 250 руб
-
Контрольная работа
Правовые основы правоохранительной деятельности в рф.
От 250 руб
-
Курсовая работа
Правовые основы правоохранительной деятельности в рф.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
5. Конституция Российской Федерации – правовая основа деятельности правоохранительных органов
В Конституции РФ содержится ряд положений, имеющих принципиальное значение для всех правоохранительных органов, и нормы, относящиеся к конкретным правоохранительным органам. Разумеется, Конституция РФ закрепляет только наиболее важные вопросы организации и деятельности правоохранительных органов. Конституционные положения конкретизируются в иных законах, которые должны в обязательном порядке соответствовать Конституции РФ.
Конституция РФ (ст. 2) провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью и определила обязанностью государства защищать их. Эта обязанность лежит и на всех государственных органах как части государственного аппарата.
Конституция РФ содержит ряд статей, являющихся принципами осуществления правосудия (осуществление правосудия только судом, независимость судей, участие граждан в осуществлении правосудия и др.). Большинство из них получили свое развитие в других законах. В то же время ст. 49 Конституции РФ содержит наиболее полную формулировку презумпции невиновности, которая не воспроизведена еще в других законах. Более того, в Конституции РФ сформулирован еще ряд положений, вытекающих из этого принципа и имеющих принципиальное значение для деятельности правоохранительных органов:
обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;
при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Эти положения сформулированы более четко, нежели сходные положения в Уголовно-процессуальном кодексе.
Глава 7 Конституции РФ посвящена судебной власти. В ней определяется, каким путем осуществляется судебная власть, каким требованиям должны соответствовать кандидаты на должность судьи, порядок образования и формирования Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ.
Некоторые нормы Конституции РФ имеют прямое действие – ими руководствуются при осуществлении конкретной правоохранительной деятельности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке