Конституция РСФСР 1925 года

В 1922 г. Россия фактически утратила государственный суверенитет, став частью Союза Советских Социалистических Республик (хотя де-юре у нее сохранялось право выхода из Союза). С этого времени конституционное развитие России представляло собой развитие ее как республики в составе СССР, а все последующие российские конституции были слепком с союзных конституций. Принятая в 1925 г. вторая Конституция РСФСР (вслед за Конституцией СССР 1924 г.) юридически закрепила новый статус России. В содержательном плане эта Конституция мало отличалась от предыдущей, хотя она отразила некоторое смягчение политической и экономической обстановки после окончания Гражданской войны. В отличие от Конституции 1918 года, Конституция 1925 года не включила в свой текст Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, хоть и имеется запись, что она исходит из основных ее положений, и воспроизводит многие из них. По прежнему оставаясь открыто классовой, Конституция 1925 года все же смягчила формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества.

Высшим органом государственной власти СССР объявлялся Всесоюзный съезд рабочих и крестьянских депутатов, образующий Всесоюзный центральный исполнительный комитет (ВЦИК), которым руководил двухпалатный Президиум ВЦИК в период между его съездами. Съезд также формировал и правительство — Совет народных комиссаров (СНК). Выделялись союзные, союзно-республиканские и республиканские народные комиссариаты (отраслевые органы государственного управления).Для разрешения наиболее важных споров о праве был учрежден Верховный суд СССР, наделенный также правом конституционного надзора в отношении нормативных правовых актов органов государственной власти союзных республик. Конституционно был закреплен статус советской спецслужбы — Объединенного государственно-политического управления (ОГПУ).

Третья Конституция РСФСР (принята в 1937 г. на основе Конституции СССР 1936 г.) провозгласила полную победу социализма, впервые юридически (на уровне основного закона государства) закрепила руководящую роль коммунистической партии, несколько смягчила формулировки относительно обеспечения равноправия граждан.

Она имела ряд особенностей. Так, в развитие теоретического вывода официальной идеологии того времени о полной победе социализма, в ней фиксировался тезис о морально-политическом единстве советского народа в связи с ликвидацией эксплуататорских классов, закреплялась принадлежность всей власти в стране Советам депутатов трудящихся, провозглашалось господство социалистической собственности на орудия и средства производства. В Конституции декларировалось полное равноправие всех граждан независимо от их прошлого и настоящего положения, устанавливалась новая избирательная система, впервые предполагающая всеобщие, равные и прямые выборы при тайном голосовании.

В 1978 г., после принятия Конституции СССР 1977 г., принимается четвертая Конституция РСФСР (последняя российская Конституция советского периода). Конституция закрепляет построение в стране развитого социализма, перерастание диктатуры пролетариата в общенародную государственную власть, расширяет формулировки о правах и свободах человека и гражданина.

В Конституции (Основном Законе) РСФСР 1978 года говорится о преемственности идей и принципов с тремя ее предшественницами и потому она продолжала воплощать теоретически уже несостоятельную концепцию построения развитого социализма и общенародного социалистического государства. Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической общности людей — советского народа, закреплялась общественная собственность на средства производства.Несмотря на утверждение об общенародном характере государства, конституция не утрачивала классового характера. Такая трактовка сущности конституции была общепринятой в политической и государственно-правовой литературе, поскольку идея диктатуры пролетариата была преобразована в идею о ведущей роли рабочего класса. Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития — построение бесклассового коммунистического общества.

Конституция 1978 года впервые утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ РСФСР и вслед за Конституцией СССР весьма значительно изменилась структурно. В отличие от Конституции 1937 года в ней появились 11 разделов, делившихся на 22 главы. Конституция стала в значительной мере более объемной и углубила систематизацию конституционных норм по предметному признаку. Например, в разделе 1 «Основы общественного строя и политики» выделены главы: «Политическая система», «Экономическая система», «Социальное развитие и культура», «Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества».

Особенности Конституции РСФСР 1925 года

Ключевые слова: особенности, Конституции, РСФСР, 1925, года

Причинами замены Конституции 1918 г. Конституцией РСФСР 1925 г. явились объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 г. Последняя закрепляла, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции».

Поэтому в постановлении XII Всероссийского съезда Советов, утвердившего текст Конституции 1925 г., он назван «измененным текстом Конституции».

Преемственность этой Конституцией положений Конституции 1918 г. значительна. В ряде случаев имеются ссылки на нормы последней, что как бы пролонгирует их действие. Так, в ст. 20 было закреплено: «Всероссийский Съезд Советов составляется на основаниях, установленных ст. 25 Конституции (Основного Закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским съездом Советов». При этом соответствующая норма воспроизводилась. Аналогичная отсылка к нормам Конституции 1918 г. имеется и в ст. 51 Конституции 1925 г.

В отличие от Конституции 1918 г. Конституция 1925 г. не включила в свой текст Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, однако записала, что исходит из основных ее положений, и воспроизводила многие из них.

Оставаясь открыто классовой, Конституция 1925 г. существенно смягчила формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества. Она стала юридически более строгой, без общих политических положений, присущих Конституции 1918 г.

То новое, что характеризует содержание Конституции 1925 г., заключается в следующем.

1. В ней отражен факт вхождения РСФСР в Союз ССР. Это зафиксировано в ст. 3, где было записано, что согласно воле народов РСФСР, принявших решение на X Всероссийском съезде Советов об образовании Союза ССР, РСФСР, входя в состав Союза ССР, передает Союзу полномочия, отнесенные в соответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов СССР.

В ст. 19 предусматривалось, что в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, на территории РСФСР имеют обязательную силу постановления верховных органов СССР. За этим исключением, никакие органы, кроме Всероссийского съезда Советов, ВЦИК, его Президиума и СНК, не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории РСФСР. Тем самым косвенно подтверждались суверенные права РСФСР вне пределов прав Союза, однако прямого указания на суверенитет РСФСР в ее Конституции не содержалось. В ней не было также закреплено сохранение за РСФСР права выхода из состава Союза ССР (хотя такая норма применительно ко всем союзным республикам в Конституции СССР 1924 г. имелась).

Компетенция РСФСР как государства, входящего в состав Союза, в отличие от последующих конституций определялась не прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР.

2. В связи с появлением субъектов РСФСР в ее Конституцию были включены положения, определяющие их статус и полномочия Федерации в отношении них.

В структуре Конституции была выделена гл. 4 «Об автономных советских социалистических республиках и областях», в которой устанавливались принципы формирования в них органов государственной власти, порядок принятия основных законов (конституций) АССР и Положений об автономных областях.

К ведению Всероссийского съезда Советов было отнесено окончательное утверждение конституций АССР. К совместному ведению Съезда и ВЦИК относилось установление границ АССР, утверждение конституций АССР, разрешение споров между АССР и другими частями Федерации, отмена постановлений съездов Советов АССР и автономных областей, нарушающих настоящую Конституцию или постановления верховных органов РСФСР.

Последующее конституционное развитие РСФСР уже напрямую связывалось с принятием новых союзных конституций. Причем шел процесс все большего совпадения структуры и содержания конституций республик и Конституции СССР и создания почти единообразного текста конституций всех союзных республик.

Поэтому основные черты и особенности последующих конституций РСФСР являлись полностью производными от соответствующих характеристик конституций СССР. … читать далее …

Именно так выглядит в настоящий момент комплекс историко-правовых работ, специально рассматривающих собственно историю разработки и принятия Конституции РСФСР 1925 г. К сожалению, еще не все проблемы поставлены и решены исследователями. Неясными остаются вопросы о сроках формирования Конституционной комиссии В ЦИК и о ее составе, о рассмотрении проекта Конституции РСФСР в СНК и Госплане РСФСР, о партийно-административном влиянии на процесс разработки и принятия Конституции РСФСР 1925 г. и др. В целом собственная историография разработки и принятия Конституции РСФСР 1925 г. явно недостаточна.

Исследования, к которым обращался автор при работе над диссертацией, более широки и разнообразны. Очевидно, что любого исследователя, изучающего проблемы конституционного строительства, не могут не интересовать общие работы по теории государства и права41. Не избежал этого и автор данной диссертации, поскольку в работах такого характера рассматриваются вопросы общей теории государства и права (в частности, для нас важны: политическая власть, социалистическая демократия, форма государственного устройства и т. д.) и дается толкование интересующего нас понятийного категориального аппарата. Необходимость использования понятий современной теории государства и права обусловила привлечение также и ряда справочных изданий, среди которых: «Малая энциклопедия конституционного права» М.В. Баглая и В.А. Туманова (М., 1998), «Большой совет

Важную группу исследований составили работы известных государст-воведов 20-х гг.: И.Н. Ананова, К.А. Архиппова, Г.С. Гурвича, В.Н. Дурденевского, И.Д. Ильинского, Д.А. Магеровского и др.42, рассматривающих вопросы природы, сущности, организации государственной власти, государственно-правовые формы решения национального вопроса и др. (поскольку анализ этих работ дается на страницах диссертации, мы не останавливаемся здесь на их рассмотрении более подробно). Разобраться в разнообразии взглядов и подходов к изучению проблемы ученых того периода помогли работы Г.С. Гурвича «Основы Советской Конституции» (М., 1930), Н.Я. Куприца «Из истории науки советского государственного права» (М., 1971), В.П. Портнова и М.М. Славина «Этапы развития Советской Конституции» (М., 1985) и др.

При работе над диссертацией большой интерес представляли иследо-вания, в которых прослеживалась история создания и развития Конституции РСФСР 1918 г. и Конституции СССР 1924 г.43 Именно история разработки и

43 См.: Советская историко-правовая наука (очерки становления и развития). М., 1978; Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 г. М., 1984; Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. принятия этих Основных законов представляла для автора особый интерес, поскольку Конституция РСФСР 1925 г. была правопреемницей Конституции РСФСР 1918 г, а принятие Конституции СССР 1924 г. явилось главной причиной создания нового текста второй Конституции Российской Федерации.

Исходя из темы диссертации, особо следует отметить исследования, в которых рассматриваются вопросы правовой природы РСФСР. Это работы Н.Я. Куприца, Д.Л. Златопольского, А.И. Лепешкина, О.И. Чистякова, Е.В. Алферовой и др.44 Как известно, в советской историографии, признавая Российскую республику федерацией, исследователи спорили о ее конкретной форме. Согласно одной точке зрения, РСФСР представляла собой нечто вроде союзного государства45. Согласно другой — РСФСР, являясь одной из форм федерации, представляла собой государство с автономными образования, т. е. федерацию особого рода46. Сторонники первой из названных концепций ссылаются в качестве доказательства на ст. 13 Конституции РСФСР 1925 г. Но вследствие некоторой неопределенности формулировки данной статьи, на нее ссылаются и сторонники иного взгляда на правовую природу РСФСР. Очевидно, что понимание РСФСР как «государства с автономными образованиями», т. е. федерации особого рода, наиболее полно отвечает требованиям однозначности научного понятийного аппарата и соответствует реальной практике национально-государственного строительства в РСФСР 20-30-х гг.

Исследование предыстории разработки и принятия Конституции РСФСР 1925 г. с точки зрения социальных процессов развития российского общества, его социально-правовой готовности и адаптации к конституционным изменениям, особенности формирования российского советского менталитета и т. д. невозможно сегодня без изучения работ по социальной истории и истории советской повседневности. Понимание того факта, что проблемы социальных преобразований в российском обществе начала 20-х гг. вызваны изменениями в самой Российской Федерации, ее статуса и положения в СССР, теснейшим образом связаны с вопросами взаимодействия общества и власти в лице государства и, наоборот, власти и общества, — объясняют интерес автора диссертации к работам H.H. Козловой «Горизонты повседневности советской эпохи» (М., 1996), C.B. Журавлева, А.К. Соколова «Повседневная жизнь советских людей в 1920-е годы» (в ежегоднике «Социальная история». М., 1997), Н.Б. Лебиной «Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии. 1920-1930 годы» (СПб., 1999), Е.Г. Гимпельсона «Формирование советской политической системы. 1917-1923» (М., 1995), и «НЭП и политическая система» (М., 2000), Д.Ю. Гнатовской «Индустриальные рабочие в условиях НЭПа: проблема социальной адаптации» (Дис. .канд. ист. наук, М., 2001), Л.Б. Захаровой «Российское общество в 20-е годы XX в.: социальный аспект развития» (Дис. .канд. ист. наук, Самара, 2001), изданию «Население России в XX веке. Исторические очерки. Т. 1. 1900-1939 гг.» (М., 2000).

Следует также сказать и о монографиях, статьях и справочниках, которые позволили восполнить пробел в освещении персонального состава членов Конституционной комиссии ВЦИК и ее подкомиссий47, об ее председателе — Д.И. Курском48, о людях, в той или иной степени принимавших уча

47 См.: Герои Октября. М., 1967; ТорчиновВ.А., ЛеонтюкД.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. СПб., 2002; и др.

48 Шифман М.Л. Дмитрий Иванович Курский. M., 1965; Костюковский Б., Табачников С. Время не властно. M., 1989\ Афанасьев В.И. Д.И. Курский: присяжный поверенный, революционер, нарком, посол. М., 1993 и др. стие в создании второй конституции Российской Федерации. Информация, содержащаяся в этих работах (порой фрагментарная), позволила внести ясность в профессиональный и образовательный статус создателей второй Конституции РСФСР, понять их место в государственных, партийных и советских структурах, органах власти и управления и т. д., что ранее никем из исследователей сделано не было.

Таков, в основном, круг литературы, изученной нами при написании данной работы, который, естественно, не может претендовать на исчерпывающую полноту изложения (полный список исследований, использованных в диссертации, приводится в библиографии). В основе данного историографического обзора истории разработки и принятия Конституции РСФСР 1925 г. лежат работы историко-правового и источниковедческого характера, хотя литература по истории создания Конституции РСФСР 1925 г., безусловно, шире и многограннее. Так, при работе над диссертацией привлекалась уже упоминавшиеся исследования по истории образования Союза ССР, его конституционного закрепления — Конституции СССР 1924 г., рассматривающие вопросы разграничения сфер компетенции между союзным государством и его субъектами при том, что не все проблемы конституционного строительства РСФСР в целом нашли свое одинаково достойное отражение в отечественной и зарубежной литературе.

Удивительно, но практически вне поля зрения исследователей остался сугубо исторический анализ истории разработки и принятия Конституции РСФСР 1925 г. Очевидная целесообразность такого подхода при рассмотрении процесса конституционного строительства РСФСР в начале 20-х гг. в системе общественных отношений (прежде всего как документа общества, а уже затем как документа государства) не вызывает сегодня сомнения. «Реальность» любой конституции, как известно, определяется тем, что Основной закон фактически всегда соответствует принятым в обществе общественным отношениям, следовательно, попытка рассмотреть Конституцию

РСФСР 1925 г. в контексте социальной истории и истории развития российского социума представляется весьма интересной и перспективной задачей.

Исследование темы потребовало привлечения разнообразного круга источников. Это материалы партийных и государственных органов власти и управления, выступления, работы и доклады известных деятелей партии и государства союзного и республиканского уровней периода 20-х гг., пресса, мемуары и архивные материалы, без которых исследование истории разработки и принятия Конституции РСФСР было бы неполным.

Основу диссертации составили архивные материалы трех центральных российских архивов: ГАРФа (Государственного архива Российской Федерации), РГАСПИ (Российского государственного архива социально-политической истории) и ЦИАМа (Центрального исторического архива Москвы).

Материалы фонда Конституционной комиссии Президиума ВЦИК (Ф. Р.-6981) составили архивную основу при написании второй и третьей глав диссертации. Это варианты проекта Конституции РСФСР и стенограммы заседаний Конституционной комиссии ВЦИК и ее подкомиссий. Стенограммы таких заседаний особо помогли при изучении процесса разработки и принятия второй Конституции РСФСР, поскольку, например, архивные документы подкомиссий Конституционной комиссии ВЦИК плохо систематизированы, многие не датированы, а большинство из них — копии. В архивных фондах не сохранилось и материалов, касающихся заключительных этапов работы трех подкомиссий, что значительно осложнило изучение их законотворческой деятельности. В ряде случаев только на основе изучения стенограмм заседаний Конституционной комиссии стало возможным проследить процесс выработки нового варианта текста. Кроме того, стенограммы заседаний Конституционной комиссии и ее подкомиссий живо передают саму атмосферу обсуждения вариантов проекта второй Конституции РСФСР, раскрывают аргументацию выступавших в прениях и позволяют понять позицию создателей законопроекта, приводившую к принятию или отклонению определенных статей, глав и разделов текста. Большой исследовательский интерес представляет рукописная правка самих проектов и делопроизводственные документы: препроводительные письма, запросы, телеграммы, оповещения, рассылаемые членам Конституционной комиссии ВЦИК и других комиссий, рассматривавших текст закона, о дне и часе очередного заседания и т. д. Порой подобные документы оказывались единственным источником, с помощью которого можно было установить истину. Так, например, только благодаря телефонограмме секретаря Конституционной комиссии ВЦИК В.И. Игнатьева, разосланной 29 июня 1925 г. членам бюджетной подкомиссии, и рукописной пометке на обороте главы «О бюджетном праве» проекта Конституции — «Проект т. Крыленко» (Ф. Р.-6981. Оп. 1. Д. 1. Л. 88 и Д. 3. Л. 85-86) стало возможным установить дату заседания бюджетной подкомиссии. В связи с этим заметим, что очень большое количество материалов данного фонда не датировано и не подписано. В первую очередь это касается хранящихся в архивах вариантов проекта второй Конституции РСФСР.

В фонде ВЦИК (Ф. Р.-1235) при работе над диссертацией нами были изучены протоколы заседаний Президиума ВЦИК и материалы к ним, подготовительные материалы к сессиям ВЦИК и Всероссийским съездам Советов, различные докладные записки, указания и т. д. Особый интерес представляли материалы фонда, затрагивавшие вопрос об образовании и роспуске комиссии по пересмотру текста Конституции РСФСР, документы о работе третьей сессии ВЦИК XI созыва, данные о персональном составе членов комиссии по руководству XII Всероссийским съездом Советов и др. В ряде случаев сопоставление архивных документов данного фонда с фондом Конституционной комиссии ВЦИК (Ф. Р.-6981) позволяло установить точную дату того или иного заседания, характер предложенных поправок к тексту законопроекта и т. д. Более того, в фонде ВЦИК хранятся важные документы по истории советского строительства, характеризующие состав и структуру Советов на местах, данные о национально-государственном строительстве на территории РСФСР, материалы о формировании республиканского бюджета и др., которые были использованы при работе над четвертой главой диссертации.

И, наконец, процесс разработки и принятия Конституции РСФСР 1925 г. невозможно проследить без изучения фондов Совнаркома РСФСР (Ф. А.-130) и Госплана РСФСР (Ф. А.-262). Материалы этих фондов содержат интересующую нас информацию о ходе обсуждения и разработки Госпланом РСФСР, проекта Конституции РСФСР, документы о работе комиссий специального совещания и Президиума Госплана, а также варианты проекта текста Конституции РСФСР. Здесь в основном представлены протоколы и стенограммы различных заседаний СНК и Госплана РСФСР, делопроизводственная переписка — циркулярные и препроводительные письма, указания и распоряжения. Только из данных этих архивных фондов мы можем узнать о «проекте Госплана РСФСР», который из-за запоздания его подготовки и не рассматривался официально на заседании СНК РСФСР.

Среди используемых в работе архивных документов впервые в научный оборот вводятся материалы Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) (бывший РЦХИДНИ). Это повестки дня и протоколы, материалы и стенограммы заседаний Политбюро, Оргбюро, Секретариата и Орграспредотдела ЦК РКП(б), собранные в фонде 17; стенограммы и секретные протоколы заседания фракции большевиков XII Всероссийского съезда Советов, хранящиеся в фонде 94. Эти документы охватывают период с марта 1924 по май 1925 г. Данные документы дают возможность дополнить фактическую базу диссертации, раскрыть ряд вопросов по-новому и уточнить сделанные ранее выводы. Например, знакомство с протоколами заседаний Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) от 5-6 марта и 14 апреля 1924 г. помогло узнать как причину административной проволочки в вопросе об образовании комиссии по пересмотру текста Конституции РСФСР (Ф. 17. Оп. 163. Д. 407. Л. 1, 25), так и в связи с чем произошло численное увеличение состава членов Конституционной комиссии Президиума ВЦИК (Ф. 17. Оп. 112. Д. 531. Л. 103). Документы фондов Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) вносят ясность и в вопрос о должностных назначениях в республиканские органы власти и управления. Согласно протоколу заседания Оргбюро ЦК РКП(б) от 30 января 1925 г. членом Президиума Госплана РСФСР был назначен В.И. Вельман, возглавивший впоследствии комиссию специального совещания Госплана РСФСР (Ф. 17. Оп. 112. Д. 635. Л. 11, 202) и др.

Отметим, что часть архивных материалов фондов 17 и 94 РГАСПИ по своему содержанию настолько уникальна и оригинальна, что даже сегодня, в условиях «архивной революции» — практически полной открытости архивов, вызывает удивление. В частности, среди материалов заседания «фракции большевиков XII Всероссийского съезда» (Ф. 94. Оп. 2. Д. 22. Л. 3, 38, 39) хранятся документы, помеченные грифом «секретный протокол». Это материалы обсуждения основных поправок к проекту Конституции РСФСР 1925 г., предлагаемых членами бюро фракции большевиков XII Всероссийского съезда Советов.

В целом, документы, хранящиеся в фондах ГАРФа и РГАСПИ, помогают восстановить практически полную картину истории разработки и принятия Конституции РСФСР 1925 года и дают возможность раскрыть механизм принятия и реализации решений, т. е. проследить процесс в динамике. Это во-первых.

Во-вторых, материалы архивных фондов вообще являются чрезвычайно важным, а порой и единственным, источником по исследуемой теме. Вместе с тем большинство сохранившихся документов, в частности в ГАРФе, составляют лишь копии, часть из которых вообще не датированы, что затрудняет работу с ними. Практически все документы отпечатаны на машинке и за редким исключением не имеют никаких признаков, дающих хоть какую-то возможность установления даты, авторства (т. е. в подавляющем их большинстве отсутствуют какие-либо пометки, рукописные правки). Подчеркнем, что сохранилось и очень мало вспомогательных материалов — документов переписки, препроводительных писем, регистрационных журналов.

В то же время даже знакомство с архивными фондами главных партийных органов не дает возможности определить степень участия в работе по созданию новой Конституции РСФСР 1925 г. высших руководителей страны и партии, в частности И.В. Сталина, М.И. Калинина, В.М. Молотова и др., позволяя лишь предположить, что подобное участие имело место.

При изучении биографии председателя Конституционной комиссии ВЦИК Д.И. Курского, его политической и государственной деятельности были востребованы архивные фонды РГАСПИ (Ф. 17), ГАРФа (Ф. А.-353) и ЦИАМа (Центральный исторический архив Москвы, бывший ЦГИАМ, Ф. 418).

Важным источником по истории создания Конституции РСФСР 1925 г. являются материалы высших государственных органов власти и управления, представленные в виде стенографических отчетов XI-XII Всероссийских съездов Советов и сессий ВЦИК49. Наиболее интересными оказались материалы третьей сессии ВЦИК XI созыва. Являясь высшим органом государственной власти РСФСР, Всероссийский съезд Советов был не только инициатором изменения конституции республики и ее конституционного законодательства, но и конечной инстанцией в принятии тех или иных изменений.

Так, на XI Всероссийском съезде Советов было принято решение о разработке новой Конституции РСФСР, а на XII съезде Советов РСФСР 11мая 1925 г. текст новой Конституции был принят. Более того, на Всероссийском съезде Советов решались вопросы национально-государственного строительства автономных республик и областей, входивших в состав РСФСР и определялся круг их компетенции. Большой интерес вызывают также материалы третьей сессии ВЦИК XI созыва, которые были необходимы при написании второго параграфа третьей главы диссертации.

Еще одна группа источников, используемых в диссертации, представлена работами, выступлениями и докладами руководителей советского государства и партии и руководителями республиканских органов власти и управления. Это размышления В.И. Ленина о природе и характере советской федерации и автономии, о формах решения национального вопроса в СССР. И хотя Конституция РСФСР 1925 г. создавалась уже после смерти Ленина, его взгляды на основы построения системы органов власти и управления, учение о равноправии наций и языков и др. были еще живы в тот момент развития государства и общества50. Определенный интерес представляют работы И.В. Сталина51 по вопросам национально-государственного строительства и национальной политики и официальные выступления, речи и статьи наркома юстиции РСФСР Д.И. Курского по вопросам конституционного строительства Российской Федерации организации ее центральных и местных органов власти и управления, субъектов республиканской федерации и

52 53 др. Особое значение имеют высказывания М. Султан-Галиева о будущем «великорусской республики» и т. д.

52 См.: Курский Д.И. Избранные статьи и речи. М., 1958; и др.

53 Султан-Галиев М. Избранные труды. Казань, 1998.

Если принять во внимание, что при написании данной работы автора интересовала, прежде всего, информативная значимость всего комплекса опубликованных документов, то анализ этой группы источников будет неполным без упоминания как официальных публикаций текста Конституции РСФСР 1925 г., так и неофициальных, а также других конституционных актов, собранных в различные тематические сборники54. Первоначально текст Конституции РСФСР 1925 г. был опубликован в газете «Известия» от 26 мая 1925 г., а одним из наиболее современных изданий Закона 1925 г. является «Хрестоматия по истории государства и права России» (сост. Ю.П. Титов. М., 2001)55. При работе над диссертацией было подробно изучено Собрание Узаконений (СУ) РСФСР за 1925-1937 гг. В СУ РСФСР за 1925 г. законодательные акты расположены постатейно по рубрикам: «Декреты ВЦИК», «Декреты СНК», но сами законы расположены не всегда строго хронологически. Собрание Узаконений РСФСР является наиболее полным сборником законодательных актов высших органов власти РСФСР, принятых к обязательному исполнению на всей территории республики.

Невозможно воспроизвести полноценную историю создания Конституции РСФСР 1925 г. без работы с прессой 20-х гг. Публикации в журналах «Еженедельник Советской юстиции», «Власть Советов», «Советское право», в которых публиковалось значительное количество материалов и комментариев по конституционному строительству СССР и РСФСР, представляют большой интерес для воссоздания исторической атмосферы того времени. На страницах газет «Известия», «Правда», являвшихся официальными органами соответственно ЦИК СССР и ВЦИК РСФСР, и ЦК РКП(б) были опубликованы информационные сообщения о работе третьей сессии ВЦИК XI созыва,

XII Всероссийского съезда Советов и текст новой Конституции РСФСР 1925 г.

Помимо перечисленных выше групп источников автор использовал также различные справочники, энциклопедические и статистические материалы, содержащие данные о биографиях различных политических деятелей РСФСР и СССР56. Знакомство с этой группой источников было необходимо при составлении Приложений I и IV к диссертационному исследованию.

И, наконец, последней группой источников являются мемуары . При всей определенной ангажированности и субъективизме этой группы источников, они тем не менее несут в себе ценную информацию личного характера о профессиональной деятельности некоторых членов Конституционной комиссии ВЦИК: A.C. Енукидзе, Ш.Н. Ибрагимова, JI.M. Кагановича, Д.И. Курского, дополняя их биографические сведения и др.

Таким образом, значительное количество источников и их разнообразие позволяет, используя многофакторный и системный подход, провести комплексное изучение истории разработки и принятия Конституции РСФСР 1925 г.

Автор диссертации видел свою задачу, во-первых, в том, чтобы, изучив уже имеющиеся и подключив новые архивные материалы и исследования по данной проблеме (включая работы непосредственно примыкающие к теме

5 8 диссертации) , попытаться воссоздать историю разработки и принятия Конституции РСФСР 1925 г. с учетом уже решенных в историографии проблем. Во-вторых, в выборе и постановке собственно исторических аспектов исследования проблемы. В частности, именно исторический подход дает возмож

58 Имеются в виду исследования по социальной истории и истории советской повседневности. ность изучить Конституцию РСФСР 1925 г. наиболее полно: с точки зрения развития общества и места конституции в этом процессе.

Достижение заданной цели предполагает решение целого ряда конкретных задач.

• изучить вопрос о необходимости создания новой Конституции РСФСР, выявив факторы и условия, повлиявшие на развитие конституционного процесса в Российской Федерации в начале 20-х гг., среди которых: особенности национально-государственного устройства в РСФСР, социально-правовая готовность и адаптация общества и власти к конституционным изменениям и др.;

• рассмотреть процесс работы над проектом новой Конституции РСФСР, а именно содержание вариантов проекта конституции и проблемы, решаемые в ходе его выработки и обсуждения (компетенция центральных и местных органов власти и управления, положение автономных республик и областей и т. д.);

• исследовать организационные формы и методы работы, возникшие при выработке Конституции РСФСР 1925 г.;

• уяснить на основе имеющихся архивных документов роль СНК РСФСР и Госплана РСФСР в процессе обсуждения проекта Конституции РСФСР;

• определить роль и значение Конституционной комиссии ВЦИК и ее подкомиссий, ее профессиональный состав и образовательный уровень и личный вклад председателя Конституционной комиссии ВЦИК Д.И. Курского в процесс разработки нового Основного закона Российской Федерации 1925 г.;

• проанализировать степень административно-партийного влияния на процесс разработки и принятия законопроекта, выйдя на проблему «власть — общество».

Научная новизна диссертационного исследования, проведенного на грани соприкосновения истории и конституционного права, состоит в целенаправленном выделении исторического аспекта поставленных задач. Автор при этом руководствовался принципом историзма в освещении конституционного процесса и использовал метод сравнительно-исторического анализа текстов предварительных вариантов конституции на стадии ее обсуждения. Новизна диссертационной работы определяется также тем, что впервые вводится в научный оборот ряд новых неопубликованных ранее материалов и документов.

В диссертации особый акцент делается на исследовании преимущественно внутренних факторов, определявших развитие конституционного процесса в РСФСР в 20-е гг. Это: особенности формирования правовой природы республики, специфика ее национально-государственного строительства, социально-правовая готовность российского социума к конституционным изменениям и др., существенно влиявших на принятие (или отрицание) общей направленности перемен в обществе. Подобный подход позволяет понять и определить степень административно-партийного влияния на ход разработки и принятия Конституции РСФСР 1925 г. Вместе с тем автор считает необходимым рассмотреть ряд малоизученных вопросов, оставшихся за рамками предшествовавших историко-правовых и источниковедческих исследований, среди которых: организационные формы и методы работы, возникавшие при разработке законопроекта 1925 г., численный, профессиональный состав и образовательный уровень создателей второй Конституции РСФСР, содержание вариантов проектов новой Конституции РСФСР и др.

Хронологические рамки исследования ограничены периодом 20-х гг. При этом собственно история разработки и принятия Конституции РСФСР 1925 г. проходила с апреля 1924 г. (образование Конституционной комиссии ВЦИК) по май 1925 г. (11 мая 1925 г. текст Конституции РСФСР был утвержден на XII Всероссийском съезде Советов). В то же время для объективного исследования проблемы приходилось обращаться к истокам становления российской государственности: историческим событиям 1917 — начала 20-х гг. XX в. — это нижняя граница изучаемого периода. Верхняя граница исследования тесно связана с рассмотрением вопросов развития основных положений Конституции РСФСР 1925 г. и доведена до конца 20-х гг.

Структура диссертации соответствует целям и задачам исследования. Данная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложений.

Проект Конституции РСФСР 1925 г. был разработан Наркоматом юстиции,.

Затем над ним работала комиссия Президиума ВЦИК.

Проект обсуждался затем во ВЦИК и на Всероссийском съезде Советови был утвержден 11 мая 1925 г.

С учетом положений Конституции СССР, закрепившей распределение полномочий между Союзом ССР и союзными республиками, конституционных решений, принятых всероссийскими съездами Сове­тов, была частично изменена и дополнена Конституция РСФСР. Ее наиболее существенные изменения выражаются в следующем.

1 В текст Конституции не была помещена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, поскольку

· многие ее положения оказались выполненными

o например, осуществлен переход всех банков в руки государства,

o аннулированы все международные займы царского правительства

· либо утратили актуальность в условиях нэпа

o всеобщая трудовая повинность.

2 Сохраняя в целом систему прав и свобод граждан РСФСР, новая Конституция внесла и некоторые коррективы.

· Так, Конституция предоставила права граждан РСФСР всем проживающим на ее территории гражданам союзных республик.

· В целях обеспечения реального действия принципа равноправия граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности Конституция РСФСР установила право свободного пользования родным языком на съездах, в суде, управлении и общественной жизни, а также право обучения на родном языке в школе.

· Предоставлялось право отдельным национальностям на выделение в автономные советские социалистические республики и области.

3 Конституция РСФСР закрепила государственную собственность на землю, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи. Данная норма утвердила ликвидацию частной собственностина основные орудия и средства производства.

4 Конституция была дополнена новой главой «Об автономных советских социалистических республиках и областях», которая

· конституировала уже сложившиеся отношения в деле национально-государственного строительства,

· закрепляла систему органов государственной власти в автономных республиках и областях,

· порядок их образования и деятельности.

Задачи укрепления законности, обеспечения неукоснительного действия постановлений и распоряжений центральных органов обусловили появление в Конституции норм, предоставивших право ВЦИК отменять

· акты съездов Советов автономных республик и областей и иных местных советов,

· рас­поряжения наркоматов РСФСР.

Распоряжения наркоматов могли также отменяться Президиумом ВЦИК и СНК РСФСР.

Несколько иначе в Конституции РСФСР 1925 г. сформулированы задачи.

· Если в Конституции РСФСР 1918 г. ставилась задача «установления социалистической организации общества и победы со­циализма во всех странах»,

· то Конституция РСФСР 1925 г. ставила конечной целью «осуществление коммунизма», а о других странах ничего уже не говорилось.

Анализ содержания основного закона показывает — Конституция СССР 1924 г. непохожа на другие советские конституции.

· В ней нет характеристики общественного устройства,

· нет глав о правах и обя­занностях граждан,

· избирательном праве,

· местных органах власти и управления.

Все это отражено в республиканских конституциях, которые принимались несколько позднее, в том числе и в новой Кон­ституции РСФСР 1925 г. В ст.1, которой, отмечалось, что она исходит из основных положений Декла­рации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и основных начал Конституции РСФСР 1918 г.

Сохраняя верность прежнему курсу на уничтожение эксплуатации человека человеком и построе­ние коммунизма, советское государство по-прежнему лишало имущие слои каких-либо прав в области политики и образования.

Как и прежде все лица, использующие наемный труд или живущие на доходы с предприятий, проценты с капитала, не имели политических прав, не обладали правом избирать и быть избранными, не могли служить в Красной Армии.

Конституция СССР 1924 г. и республиканские конституции, в том числе и Конституция РСФСР 1925 г., как бы дополняли друг друга, составляя единую Советскую Конституцию.

Кодификация права

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Задача детального правового регулирования имущественных отношений в условиях многоукладной экономики была решена введением Гражданского кодекса РСФСР, принятым 31 октября 1922 г.

В период нэпа гражданское право должно было выполнять трудносовместимые задачи:

· всемерно способствовать развитию товарно-денежных отношений,

· становлению экономики страны

· разви­тию частной инициативы, предпринимательства

· и в то же время ставить надежные заслоны любым попыткам частных лиц извлекать материальную выгоду за счет ухудшения экономического положения государственных предприятий и организаций.

В Гражданском кодексе РСФСР были закреплены основные принципы политики советского государства в сфере хозяйственных и иных имущественных отношений.

К работе над Гражданским кодеком приступили летом 1921 г.

Первоначально речь шла лишь о раз­деле, касающемся обязательственного права, необходимость регламентации которого ощущалась осо­бенно остро в условиях вступления в нэп.

К концу августа была подготовлена Общая часть этого разде­ла, получившего название Кодекса законов об обязательствах, вытекающих из договоров.

Подготовлен­ный в окончательном варианте проект Кодекса законов об обязательствах оказался, тем не менее, поли­тически неприемлемым, так как составители его исходили из принципапредоставления широкой свобо­дыдля буржуазных отношений, забывая о

· необходимости ее ограничения,

· о руководящей роли Совет­ского государства.

Понадобилось личное вмешательство В.И. Ленина, чтобы направить работу кодифи­каторов Наркомюста по нужному пути.

В феврале 1922 г. Ленин в письме наркому юстиции Д.И. Кур­скому писал о необходимости расширить вмешательство государства в частноправовые отношения.

В дореволюционном законодательстве России гражданское право являлось отраслью, защищающей имущественные интересы частных лиц, а государство как его субъект не имело преимуществ, и это яв­лялось основным признаком данной отрасли права.

Ленин же считал, что правовые институты, созданные гражданским правом, могли с пользой работать и на социалистическое государство.

Октябрьская революция была многими дореволюционными юристами принята, но отсутствие твердой марксистской теоретической базы, с одной стороны, и следование основополагающим доктринам цивилистики, с другой, сказывались имен­но в ином их взгляде на роль социалистического государства в регулировании гражданско-правовых отношений.

В то же время Ленин сам предла­гал взять от опыта других государств все, что можно было использовать в защиту трудящихся.

Неудачный опыт подготовки проекта Кодекса законов об обязательствах показал, что вопросы гра­жданско-правового регулирования требуют более основательной разработки. В то же время жизнь на­стойчиво диктовала необходимость закрепления в праве хотя бы основных принципов имущественных отношений, складывающихся на базе нэпа. Эту задачу решило издание Декларации основных частных имущественных прав, признаваемых РСФСР.

Впоследствии на основе общих принципов, содержащихся в Декларации, и был создан Гражданский кодекс.

III сессия ВЦИК девятого созыва в мае 1922 г., приняв Декрет об основных частных имуществен­ных правах, поручила Президиуму ВЦИК и Совнаркому выработать и внести на очередную сессию ВЦИК проект Кодекса гражданских законов, который должен был развить положения законодательно уже закрепленные Декретом, только что принятым сессией.

Хотя поручение было дано Президиуму ВЦИК и СНК, непосредственно разработкой ГК занимался Народный комиссариат юстиции; Коллегия Наркомюста внесла 1 июня 1922 г. в повестку дня вопрос о разработке Кодекса гражданских законов. Было принято решение, определявшее основные направления деятельности. В частности указывалось, — что «ввиду сложности разработки Кодекса гражданских законов в целом и необходимости урегулирова­ния гражданских взаимоотношений без замедления — признать целесообразным издание отдельных новелл по вопросам, требующим немедленного урегулирования на основе постановления ВЦИК об основ­ных имущественных правах».

В срочном порядке предполагалось издать декреты

· о застройке

· и наследовании.

Декрет о наследовании уже давно готовился НКЮ, был утвержден коллегией еще 22 февраля 1922 г. и должен был быть передан в Совнарком. Однако тогда он принят не был, и все ограничилось декларацией, включенной в Декрет ВЦИК об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР. Но летом 1922 г. работа возобновилась, и 17 июля расширенный и исправленный проект акта о наследовании принимается Коллегией НКЮ за основу и передается в отдел законодательных предпо­ложений на доработку.

Декрет о праве застройки разрабатывается в НКВД, поэтому в данном случае Наркомату юстиции предстояло лишь обсудить проект и согласовать с НКВД его текст.

Обсуждались на заседании Коллегии НКЮ и проблемы, касавшиеся самого Гражданского кодекса. Было решено, «что вопрос о торговых сделках должен быть включен в общий кодекс об обязательственных правах». Это малозначительное на первый взгляд замечание носило принципиальный характер. Известно, что в государствах с развитыми товарно-денежными отношениями на базе гражданского пра­ва образуется особая отрасль частного права — торговое право. Там, где товарно-денежные отношения развиты слабо, вполне достаточно бывает норм гражданского права. Решение Коллегии НКЮ, таким образом, показало подход Наркомюста к будущему экономики.

Новый проект Гражданского кодекса подготовили к осени 1922 г. Он обсуждался коллегией Наркомюста, а потом СНК.

Для редактированияпроекта была образована специальная комиссия. После ис­правления проекта комиссия разослала его на места для обсуждения. С ним ознакомился и в принципе одобрил В.И. Ленин. Благодаря тщательной подготовке проекта ВЦИК внес в него лишь незначитель­ные изменения.

Добавить комментарий